Общие требования к содержанию образования.
1. Содержание образования – один из факторов экономического и социального прогресса, оно должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования призвано обеспечивать: соответствующий мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения), интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3. Профессиональное образование любого уровня направлено на получение молодыми людьми профессии и соответствующей квалификации.
4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, между народами независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Высшее образование в России. Что с ним не так? / @Max_Katz
Возвращаясь от практики к теории, отметим, что данная интерпретация в целом соответствует, например, модели специалиста, предложенной в свое время Н.Ф. Талызиной. В содержании модели специалиста любого профиля она предлагает выделить три задачи, обусловленные особенностями нашего времени, характером общественно-политического строя страны, требованиями профиля специалиста. Формирование такой модели должно исходить из принципа ее оптимальности – не количество включенных умений, а их адекватность социально и профессионально обусловленным функциям специалиста и интегративность должны приниматься в качестве критерия при разработке содержания и цели образования.
Задачи профессионально-познавательной и профессионально-практической подготовки в структуре содержания образования отражает система соответствующих специальности знаний, умений и навыков. Этот блок в значительной степени определяет профессиональное развитие и профессиональное воспитание. Первое – поскольку развивает, в частности, профессиональное мышление, профессиональную память, специфические механизмы психомоторики. Второе – поскольку формирует целый ряд профессионально-нравственных, профессионально-коммуникативных, профессионально-эстетических, профессионально-физических качеств личности будущего специалиста.
Наконец, положения и идеи, общеупотребительные для педагогической науки, могут выполнять роль императивов отбора содержания образования. Причем такой процесс в силу близости специфики лучше всего наблюдать на примере педагогического образования, блоки предметов которого уже рассмотрены ранее.
Идеи культуросообразности, культурообразующей функции школы заставляют связывать духовный потенциал учителя со степенью его приобщенности к национально-культурным традициям, позволяющим ему вести диалог с представителями других культур, и таким путем усваивать опыт, знания и умения, отражающие ту или иную национальную культуру. Широко известные, часто едва ли не дублирующие друг друга, идеи гуманизации и гуманитаризации приводят к повышению статуса гуманитарных дисциплин, увеличению учебного времени, отводимого на них, и, следовательно, расширению их содержания. Идея фундаментализации педагогического образования влечет за собой, в частности, усиление наиболее концептуальных, общих знаний.
Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования: правовой аспект
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования
1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения:
1) единства образовательного пространства Российской Федерации;
2) качества высшего профессионального образования;
3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;
4) признания документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
3. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, а также федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет», вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.
Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, обеспечивает разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования и примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре, включающих в себя примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
Разработку примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, для обучающихся в ординатуре, интернатуре — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
7. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) устанавливаются федеральные государственные требования в соответствии с пунктом 6.3 статьи 9 Закона Российской Федерации «Об образовании».
8. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, перечни направлений подготовки (специальностей) послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки или обучающихся в ординатуре, интернатуре, номенклатура специальностей научных работников определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Источник: www.zakonrf.info
Основные программы высшего профессионального образования
Положение об основной профессиональной образовательной программе высшего образования Тольяттинского государственного университета в соответствии с актуализированными ФГОС ВО (Решение № 45 от 30.06.2022)
- Форма рабочей программы дисциплины
- Форма программы практики
- Форма программы государственной итоговой аттестации (государственный экзамен)
- Форма программы государственной итоговой аттестации (выпускная квалификационная работа)
Положение об основной профессиональной образовательной программе высшего образования Тольяттинского государственного университета (Решение № 44 от 30.06.2022)
Для ОПОП ВО (набор с 2017 г. до 2019 включительно ФГОС 3+ )
- Форма рабочей программы дисциплины (для очной и очно-заочной форм обучения)
- Форма рабочей программы дисциплины (для заочной формы обучения)
- Форма рабочей программы дисциплины с БРС (для очной и очно-заочной форм обучения)
- Форма программы практики (для очной и очно-заочной форм обучения)
- Форма программы практики (для заочной формы обучения)
- Форма программы научно-исследовательской работы (для очной и очно-заочной формы обучения)
- Форма программы научно-исследовательской работы (для заочной формы обучения)
- Форма программы государственного экзамена
Для ОПОП ВО (набор до 2016 г. включительно)
- Форма рабочей программы дисциплины (для очной и очно-заочной формы обучения)
- Форма рабочей программы дисциплины (для заочной формы обучения)
- Форма рабочей программы дисциплины с БРС (для дисциплин, реализуемых с использованием образовательного портала)
- Форма программы практики (для очной и очно-заочной формы обучения)
- Форма программы практики (для заочной формы обучения)
- Форма программы научно-исследовательской работы (для очной и очно-заочной формы обучения)
- Форма программы научно-исследовательской работы (для заочной формы обучения)
Источник: www.tltsu.ru