ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
• навыками применения норм законодательства о профессиональном обучении в правоприменительной практике.
Виды программ профессионального обучения и особенности их формирования
Наиболее существенной особенностью профессионального обучения как вида образования является то, что законодательством не установлены требования к образовательному уровню лиц, которые могут быть допущены к освоению данного вида программ. Иначе говоря, для того чтобы осваивать рассматриваемые программы, не обязательно иметь вообще какое- либо образование, в том числе и общее. Данная норма прямо предусмотрена и. 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292, согласно которому к освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).
Мнение специалиста
Несмотря на это обстоятельство, в литературе существуют и иные мнения. Так, В. И. Шкатулла утверждает, что «право на профессиональную подготовку возникает у обучающегося, имеющего как минимум основное общее образование» [1] . К сожалению, данное утверждение не сопровождено автором ни ссылками на действующее законодательство, ни какими-либо аргументами, поэтому сложно судить, на чем оно основано.
Программы профессионального обучения играют важную социальную роль, так как позволяют практически любому лицу получить профессиональные компетенции, необходимые для профессиональной деятельности. Освоение данных программ является также доступным вариантом продолжения обучения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), получивших после окончания общеобразовательной организации свидетельство об обучении, не подтверждающее получение основного общего образования.
Еще одной особенностью профессионального обучения является то, что освоение данных программ не сопровождается изменением уровня образования выпускника (ч. 1 ст. 73 Закона об образовании).
Иными словами, если к освоению какой-либо программы приступило лицо, имеющее основное общее образование, то после окончания этой программы уровень образования такого лица останется прежним — основное общее образование. Не случайно профессиональное обучение — это единственный вид образования, в наименовании которого слово «образование» отсутствует. Отчасти программы профессионального обучения условно можно сравнить с программами подготовки квалифицированных рабочих (служащих), если из них изъять курсы, модули, дисциплины, направленные на формирование общекультурных компетенций.
Части 2—4 ст. 73 Закона об образовании выделяют следующие виды программ профессионального обучения:
- • программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (реализуются для лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего);
- • программы переподготовки рабочих и служащих (реализуются для лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности);
- • программы повышения квалификации рабочих и служащих (реализуются для лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня).
Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки рабочих и служащих следует отличать от имеющих схожие наименования программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки). Напомним, что к освоению последних в соответствии с ч. 3 ст. 76 Закона об образовании допускаются только лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Несмотря па сходство в наименовании, это разные программы.
Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 утвержден Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение. Также по данным профессиям и должностям могут устанавливаться квалификационные разряды, классы, категории. При этом спектр возможных разрядов, классов, категорий является различным для каждой профессии или должности. Так, например, по профессии «дворник» предусматривается только один квалификационный уровень, а, например, для профессии «водолаз» предусматриваются квалификационные уровни от 4 до 8.
Программы профессионального обучения могут быть освоены в различных формах получения образования и обучения, предусмотренных законодательством. Для организаций, реализующих данные образовательные программы, ч. 6 ст.
73 Закона об образовании предусматривает отдельную разновидность организации, осуществляющей образовательную деятельность, — учебный центр профессиональных квалификаций. Данный центр может быть создан либо как самостоятельное юридическое лицо, по сути, практически в любой организационно-правовой форме, в том числе и коммерческой организации, так и как структурное подразделение юридического лица. Правовой статус такого центра, созданного как самостоятельное юридическое лицо в форме некоммерческой организации, до недавних изменений в Закон об образовании являлся не совсем ясным, так как ст. 23 Закона не предусматривала такого типа образовательной организации. В действующей редакции Закона образовательные организации, реализующие в качестве основной цели своей деятельности программы профессионального обучения, относятся к профессиональным образовательным организациям.
Кроме этого, программы профессионального обучения могут реализовываться непосредственно на производстве. Это фактически прямое указание на нормы гл. 32 ТК РФ об ученическом договоре. Статья 202 ТК РФ, говоря об организационных формах ученичества, закрепляет, что оно организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах.
Также согласно ч. 6 ст. 73 Закона об образовании профессиональное обучение может быть получено в форме самообразования. Часть 5 ст. 73 Закона устанавливает ряд гарантий по предоставлению профессионального обучения. Оно предоставляется бесплатно:
- • в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования;
- • пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования;
- • иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
К таким случаям относится, например, бесплатное предоставление профессионального обучения:
- • лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего или среднего общего образования (ч. 9 ст. 79 Закона об образовании);
- • инвалидам (ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»);
- • гражданам, проходившим военную службу по контракту и уволенным с военной службы но достижении ими предельного возраста нребывани я на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями (п. 5 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);
- • Героям Социалистического Труда, Героям Труда РФ и полным кавалерам ордена Трудовой Славы (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»).
В целом законодательство не устанавливает требований к продолжительности программ профессионального обучения. Так, в ч. 8 ст. 73 Закона об образовании закрепляется, что продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством РФ.
Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).
Например, приказом Минтруда России от 14.07.2015 № 457н утвержден профессиональный стандарт «Зуборезчик». Для осуществления такой его трудовой функции, как «предварительное нарезание наружных прямых зубьев цилиндрических шестерен, зубчатых колес на налаженных однотипных зуборезных станках», зуборезчик должен уметь выполнять технологические регламенты предварительного нарезания наружных прямых зубьев цилиндрических шестерен и зубчатых колес на налаженных однотипных зуборезных станках; читать кинематические схемы машин и механизмов и т.д. Соответственно, при разработке и утверждении программы профессионального обучения по данной профессии необходимо предусматривать формирование данных умений.
Частью 9 ст. 73 Закона об образовании установлено, что типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются Минтрансом России.
Есть и другие исключения. Например, приказом Минтранса России от 17.07.2014 № 188 утверждены типовые основные программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, которые в том числе устанавливают и требования к продолжительности реализации данных программ профессионального обучения.
Кроме того, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» специальные требования установлены к прохождению профессионального обучения по профессии «водитель автомобиля» для получения права на управление транспортными средствами.
- [1] Шкатулла В. И. Образовательное право России : учебник для вузов. М. : Юстиции-форм, 2015. С. 189.
Источник: studme.org
Алгоритм формирования основной программы профессионального обучения
Липецкий политехнический техникум
Профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий) [1, статья 2, п.13].
К основным программам профессионального обучения относятся — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих [1, статья 12; 2].
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение [3], с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации утверждается федеральным органом исполнительной власти.
В пределах освоения программы среднего профессионального образования профессиональное обучение предоставляется бесплатно [1, статья 73, п.5].
Свидетельство о квалификации по профессии рабочего (должности служащего) обучающиеся, осваивающие образовательную программу СПО, могут получить в образовательной организации СПО при условии:
- наличия у образовательной организации лицензии на реализацию программ профессионального обучения;
- наличия разработанной образовательной программы профессионального обучения;
- наличия в образовательной программе СПО профессионального модуля, предполагающего при проведении экзамена по модулю оценку освоенной целиком квалификации по профессии рабочего, должности служащего;
- соответствия содержания рабочей программы профессионального модуля в образовательной программе СПО содержанию программы профессионального обучения;
- проведения экзамена по профессиональному модулю (квалификационного экзамена) в соответствии с требованиями нормативных документов к итоговой аттестации (квалификационному экзамену) по программе профессионального обучения [1, статья 74; 2].
На основе анализа нормативных документов можно сформулировать следующие требования к основной программе профессионального обучения (далее — ПО):
Содержание профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации [1, статья 12].
Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности [1, статья 2].
Согласно трудового кодекса Российской Федерации, статья 195.1, именно профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
В настоящее время отсутствуют макеты программы профессионального обучения и фондов оценочных средств, утвержденные Министерством просвещения России. В приложении к данной публикации автором публикации предлагается макет программы профессионального обучения, включающий фонды оценочных средств.
Предлагаемый алгоритм разработки программы ПО учитывает методические рекомендации Минобрнауки России от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн [4].
Источник: www.informio.ru
Программы профессионального обучения: взгляд в будущее
В России обновляется перечень рабочих профессий для обучения – он сменит предыдущий документ, который был принят в 2013 году.
О новом формате обучения, о его перспективах и особенностях рассказывает директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин.
Программы для всех возрастов
Программы среднего профессионального образования реализуются в колледжах и техникумах на базе 9-х и 11-х классов. Программы профессионального обучения – это короткие программы повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки. Именно в этот перечень вносятся изменения.
Обучаться по таким программам могут люди любого возраста.
С 2015 года пройти профессиональное обучение могут даже школьники, которые еще не имеют среднего общего или среднего специального образования. Вместе с аттестатом они могут получить свидетельство о профессии.
Кроме того, обучение могут пройти люди, оставшиеся без работы или желающие сменить сферу деятельности, а также все желающие.
Изменения: цифры и факты
Предыдущий перечень профессий был утвержден в 2013 году, в него вносили изменения уже семь раз: добавили около 300 профессий, а 17 неактуальных убрали.
В представленном сейчас перечне есть 325 новых профессий, например машинист полиграфического оборудования, механик по обслуживанию съемочной техники, помощник машиниста электропоезда метрополитена или прессовщик колесных пар. Появились и такие современные профессии, как барбер, бровист, визажист, косметик-эстетист по уходу за лицом и другие.
Эти профессии может освоить абсолютно каждый, даже ребята без аттестата или те, кто уже учится в колледже или техникуме и хочет развивать эти дополнительные навыки, чтобы быть конкурентным на рынке труда.
В новой версии предлагается более четкая структура профессий и должностей по отраслям, кроме того, в документ добавлено наименование должностей служащих в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и профессиональным стандартом.
Учиться всегда пригодится
В настоящее время только в колледжах и техникумах страны профессиональное обучение проходят порядка двух миллионов человек. Такие программы реализуются также в школах, в вузах, в учебных центрах – как специализированных, так и организованных при предприятиях.
Часть этих программ бесплатная, к примеру программа для школьников «Первая профессия» или ряд программ для людей, оставшихся без работы. Востребованные специальности чаще всего платные, то же самое касается дополнительного образования.
Форму обучения (очную или заочную) определяет образовательная организация. Но одной теоретической подготовки недостаточно – речь идет о прикладных профессиях, поэтому необходима практика.
Решение о длительности обучения принимает образовательная организация, опираясь на квалификационные требования работодателя или на установленные профессиональные стандарты.
Есть очень короткие программы – длительностью от нескольких месяцев (повышение квалификации), а есть программы сроком до двух лет (обучение с нуля).
Источник: edu.ru
Разбираемся в понятиях: специализация, специальность, образовательная программа, учебный план
Каждый новый этап в жизни сопровождается появлением перемен и инноваций, которые могут проявляться не только в действиях, условиях их реализации, но и в словах. В частности, с новыми парадигмами и понятиями сталкиваются абитуриенты и студенты, находящиеся в начале своего профессионального пути или перепутье.
Каждый новый этап в жизни сопровождается появлением перемен и инноваций, которые могут проявляться не только в действиях, условиях их реализации, но и в словах. В частности, с новыми парадигмами и понятиями сталкиваются абитуриенты и студенты, находящиеся в начале своего профессионального пути или перепутье.
Замечали ли Вы, что в образовательных заведениях обучают одной и той же специальности, профессии по-разному? Откуда взялся этот «предметный набор» и почему он разнится, если направление будущей деятельности одно и то же? Давайте разбираться во всех этих нюансах и сопровождающих их понятиях.
Специальность специализация» width=»497″ height=»467″ />
Что представляет собой профессия? Под данным термином понимают комплекс знаний и навыков, позволяющий работать в конкретной среде или отрасли. Фактически профессия – это общее направление деятельности специалиста в конкретной сфере.
Например, профессия инженера считается технической, предполагающей работу с определенным промышленным или иным оборудованием, его эксплуатацией, обслуживанием и пр. Профессия педагога предполагает работу в образовательном учреждении с детьми. Но ведь в обоих случаях знания и навыки дипломированных специалистов могут быть разными, направлены на разные объекты и пр. Фактически профессия выступает направлением образования, объясняющим основные моменты и обязанности трудящегося.
Специальность – это «конкретизированная или узкоспециализированная» профессия, подчеркивающая основную работу специалиста (отрасль, предметы и инструменты труда, объект воздействия, сфера деятельности с учетом специфики и пр.). Данный термин подчеркивает специфику трудовой деятельности и область применения полученных знаний и навыков.
Например, тот же педагог может преподавать конкретный предмет или группу дисциплин, работать с детьми конкретного возраста или с учетом их развития и пр.: преподаватель начальных классов, педагог дошкольного образования, преподаватель математики и информатики. Чувствуете разницу?
Специализация – это уникальное понятие, находящееся на стыке профессии и специальности. Оно включает в себя целую группу «однородных профессий», но при этом учитывает особенности обучения и «пригодности» дипломированного специалиста. Например, профессия учитель относится к специализации «Педагогика и образование», а непосредственной специальностью в данном ракурсе выступает «Преподаватель начальных классов» (то есть учитель будет заниматься воспитанием и развитием детей начальной школы в возрасте 6-11 лет).
Обратите внимание, что чаще всего профессия является простым разъяснением специальности и специализации (на обычном «народном» языке). Перечень доступных к освоению специальностей и специализаций утверждён Минобразования и звучит всегда одинаково, стандартно. Притом нередко профессия ассоциируется с квалификацией, то есть именно той степенью и направлением, отраслью, где может трудиться новоиспеченный специалист.
Образовательная программа
Тщательно проанализируйте все нюансы профессии в рамках конкретного учебного заведения (приемная кампания, программа обучения и пр.), сопоставьте их с собственными способностями и возможностями (физические, интеллектуальные, морально-психологические, финансовые и пр.) и выбирайте оптимальный вариант.
Не стоит бояться преград. Команда ОЦ Дисхелп готова помочь студентам всех колледжей и вузов в рамках все действующих образовательных программ и учебных планов, профессий и специальностей. У нас трудятся сильнейшие педагоги топовых вузов, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора, практикующие специалисты, авторы студенческих и научных работ с многолетним стажем! Мы предоставляем гарантии качества, конфиденциальность данных безопасность сделки и индивидуальный подход каждому клиенту! Убедитесь в этом лично, изучив отзывы о нас и/или оформив заявку здесь и сейчас.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник: disshelp.ru
Приказ Минобразования о порядке осуществления профессионального обучения
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (с изменениями на 27 октября 2015 года)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ от 18 апреля 2013 года N 292
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от 21 августа 2013 года N 977(Российская газета, N 226, 09.10.2013);
приказом Минобрнауки России от 20 января 2015 года N 17(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.04.2015, N 0001201504070071);
приказом Минобрнауки России от 26 мая 2015 года N 524(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.06.2015, N 0001201506190014);
приказом Минобрнауки России от 27 октября 2015 года N 1224(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.11.2015, N 0001201511160038) (вступил в силу с 1 июля 2016 года).
____________________________________________________________________
- Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.
- Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
15 мая 2013 года,
регистрационный N 28395
Приложение. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения
(с изменениями на 27 октября 2015 года)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (далее — Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.
- Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих).
- Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в форме самообразования.
Формы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации¹.
________________
¹Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598).
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Источник: www.kvalifik.ru