Дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства: концепция «Школа рисунка – графическая грамота» (Н.Н. Ростовцев, В.С. Кузин).
Концепция «Школа рисунка — графическая грамота» (Авторы концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин В.С.) продолжает традиции зародившиеся в дореволюционной методике рисования.
Работа содержит 1 файл
Сравнительный анализ современных концепций методики преподавания изобразительного искусства
Дидактические положения методики преподавания изобразительного искусства: концепция «Школа рисунка – графическая грамота» (Н.Н. Ростовцев, В.С. Кузин).
Концепция «Школа рисунка — графическая грамота» (Авторы концепции Ростовцев Н.Н. и Кузин В.С.) продолжает традиции зародившиеся в дореволюционной методике рисования.
В основе концепции лежит подход к обучению разработанный для Академии Художеств. Одной из главных задач этого подхода является обучение рисованию с натуры и реалистической передаче объектов.
ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. История искусств для начинающих художников. Урок № 2.
Программа “Изобразительное искусство” в рамках данной концепции сильно изменилась за время своего существования. Авторами действующей в настоящее время программы «Изобразительное искусство» являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В., Кубышкина Э.И., Игнатьев С.Е., Ломов С.П., Лебедко В.К., Коваленко П.Ю., Витковский А.Н.
Основные задачи действующей программы:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве, сейчас добавились также — иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с элементами дизайна.
«Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя также рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, а также акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью. . В 1 классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты, а во 2 классе знакомят с понятиями холодных и теплых цветов, а также цветового тона. В 3-4 классах учителя продолжают развивать у учащихся умение видеть гармоничные цветовые сочетания. . С 4 класса начинается изучение детьми закономерностей перспективы, конструкции, светотени, они усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе. . В 5-9 классах учащиеся продолжают изучать простейшие закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения.
Подготовительный курс и программа «Основы изобразительного искусства»
Они приобретают навыки изображения объёма предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе» (Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. 5-9 кл. /Сост. В.С. Кузин, И.В. Корнута.- 3-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2001 — с.14-15).
«Рисование на темы — это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещенности, цвета предметов» (Там же, с.17).
«Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства. . Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета, полученное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетенках, изготовлении игрушек, вышивке и т.д.» (Там же, с.18-19).
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире. . Ознакомление с произведениями изобразительного искусства производится в начале или в конце урока в течение 8-10 минут; как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации). С 4 класса для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства» (Там же, с.21).
Авторы составляют учебно-методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.
В рамках данной концепции существуют также программы для школ, гимназий и лицеев с углубленным изучением предметов художественно- эстетического цикла.
- Программа “Рисунок” для 1-11 классов. Авторы — Кузин В.С., Нерсисян Л.С., Игнатьев С.Е., Кубышкина Э.И., Иванова Н.С., Близнюк Е.А.
- Программа “Живопись” для 1-11 классов. Авторы — Кузин В.С., Игнатьев С.Е., Ломов С.П., Кубышкина Э.И., Коваленко П.Ю.
- Программа “Основы живописи” для 5-9 классов. Авторы — Кузин В.С., Нерсисян Л.С., Ломов С.П., Коваленко П.Ю., Близнюк Е.А.
- Программа “Основы дизайна” для 5-9 классов. Авторы — Кузин В.С., Близнюк А.С., Сидоренко В.В.
Современная концепция художественного образования
«Приобщение к мировой художественной культуре как части духовной культуры» (Б. Неменский).
2. Программа “Изобразительное искусство и художественный труд” разработана в 1970-1975 годах в НИИ художественного воспитания АПН СССР (ныне НИИ художественного образования РАО) группой ученых: Гросул Н.В., Коротеева Е.И., Михайлова Н.Н., Фомина Н.Н., Чернявская М.С. Научный руководитель — Неменский Б.М.
В основе программы лежит концепция: «Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной». Тематическое наполнение программы претерпело изменение за время её существования. Авторы современной версии данной программы — Неменский Б.М., Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев А.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.
Одной из главных задач программы является развитие у учащихся способности сопереживать, понимать, осознавать свои переживания в контексте истории культуры.
Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя разные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народные декоративные искусства, современные виды зрелищных и экранных искусств.
Программа знакомит учащихся с тремя основными видами художественной деятельности (для визуальных пространственных искусств), тремя способами художественного освоения действительности: конструктивной, изобразительной, декоративной деятельностью.
Основные принципы программы наиболее подробно описаны в методическом пособие по данной программе, изданном в 1990 году.
1. Принцип «искусство как духовная культура», т.е. профессиональная сторона искусства рассматривается как средство донесения его универсальной стороны: отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку и обществу).
2. Принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры», т.е. опора на национальное, народное искусство, и от этого порога ход к великим общечеловеческим духовным ценностям. Постоянная перекличка, диалог культур (национальных и исторических форм).
3. Принцип обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств, реально, ежедневно окружающих ребенка в жизни. Это раскрывается синкретично в начальной школе и расчленено на виды искусств в средней. Под приобщением необходимо понимать раскрытие языковой и социальной специфики каждой группы; доведения его до уровня, создающего потребность, способность и высокие критерии общения с этими искусствами во внешкольной и, главное, послешкольной жизни (диалог видов искусства).
4. Принцип связи с жизнью через постоянное «опрокидывание» осваиваемых проблем в окружающую ребенка вне урока жизнь. Этому служат работа с моделью-куклой «взрослых» искусств (мастер постройки, мастер изображения, мастер украшения) и система домашних заданий на осознание окружающей действительности с позиции изучаемых на уроке проблем искусства (диалог урока с жизнью).
5. Блоко-тематический принцип построения программы, когда: а) блок тем каждого учебного года является поэтапным раскрытием темы данной стадии обучения (начальная, средняя и старшая школа); б) тематические блоки четвертей являются поэтапным раскрытием темы года; в) темы каждого урока «по кирпичику» строят познание темы четверти, и «кирпичики» опять же не повторяются, а развивают шаг за шагом единую мысль четверти. .
6. Принцип единства формы и содержания для программы также основополагающий. Ни одно задание не должно даваться без эмоционального содержания. Рисуем, работаем цветом, конструируем, декорируем всегда ради выражения определенного отношения, определенной эмоции. Вся методика — для обеспечения этой цели. Все навыки и знания должны быть включаемы в процесс только при условии их связывания с выполнением содержания, они должны быть необходимы для этого ученику, и такая необходимость должна быть предусмотрена характером задания.
7. Вся методическая система программы должна быть нацелена на решение этих основополагающих задач. Поэтому принцип художественного уподобления воспринимающего передающему является здесь основой отбора.
Переживание (сопереживание) как способ, форма обучения, как метод освоения материала для искусства является единственной возможностью приобщиться к содержанию, «понять» его. Поэтому «подобное подобным»: обучение искусству вообще немыслимо без урока как драматургически, т.е. художественно построенного действия, без вхождения ученика «в роль», без ощущения учителя себя как режиссера общего действа под названием «урок». Отсюда и необходимость образно-художественной целостности всех элементов урока (и восприятия, и создания), и отсутствие монологичности. Диалог!» (Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Программа средней общеобразовательной школы. — М.: Просвещение, 1990 — с.139-140).
Современная концепция художественного образования «Целостный подход к художественному воспитанию человека через категорию «художественный образ» (Б. Юсов).
Интегративная программа «Изобразительное искусство и среда» (природа, пространство, архитектура) для 1-11 классов составлена в рамках концепции «Полихудожественного развития школьников». Автор концепции Юсов Б.П.
Согласно данной концепции, главной целью организации художественной деятельности является развитие у учащихся фантазии и воображения, которые стоят над творчеством. Искусство выступает как фактор целостного воспитания. При этом само искусство воспринимается целостно, но не как сумма искусств, а как организованное определенным способом взаимодействие.
В противовес традиционной практике, основанной на равнозначности искусств, концепция основывается на иерархичности искусств — иерархической и полимодальной системе художественного развития ребенка. Согласно которой существует приоритетность определённых видов искусств в разные возрастные периоды. Такая иерархия существует как в рамках одного вида искусства, так и во всем комплексе искусств.
Например, «первичное ознакомление ребенка с искусством (художественно-образной творческой деятельностью) начинается с описания словами, с беседы, с овладения словом (письменным и устным), с его звучанием, восходимым, по степени обобщенности, на уровень образной речи и поэтического слова, которые опосредуют и делают осознанным другие, невербальные сенсорные модальности: жесть, мимику, движение, визуальные качества формы и цвета, звук. Через . слова вводятся — на несловесном, сенсорном уровне — театрализации как искусство мимики и жеста, пластические движения, переходящие в танец . затем — визуальные модальные формы и цвета как способы предметного описания явлений окружающего мира, сохраняющие их наглядность, и, наконец, — музыкальное звучание, . развивающееся в пространстве, и цвете как светопись» (Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие. — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. — с.74).
Учебно-воспитательный процесс строится на освоении нескольких видов искусств одновременно — как в комплексе, так и на занятиях отдельными видами искусства, сочетая монохудожественный подход с полихудожественным, интегративным подходом к освоению культуры и искусства.
Автор программы «Изобразительное искусство и среда» (природа, пространство, архитектура) Савенкова Л.Г. Программа направлена на формирование у учащихся понимания единой природы искусства и органической связи видов искусства, понимание различия выразительных средств каждого искусства. «В программе выделено семь основных направлений развития учащихся, которые на разных возрастных ступенях различны по степени важности: зрительно-внешние наблюдения и развитие детального дифференцированного зрения; перенос наблюдаемого в художественную форму (рисунок, конструкцию, музыку, литературное изложение); собственное творчество учащихся — самостоятельное порождение творческого продукта; социальный аспект, общественная значимость изучаемого материала; зрительно-внешние различия понятий: природная среда, предметная и искусственная среда и т.д.; «ребенок и искусство» (умение самому составить «свой» художественный образ объекта через собственное «Я», опираясь на разнообразие освоенных детьми видов деятельности и материалов); материал, техника, инструменты» ( Интегративная программа полихудожественного развития. Изобразительное искусство и среда (природа — пространство — архитектура) 1-11 классы. — М., 1995. — с.5).
Источник: www.stud24.ru
ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Программа Неменского Б. М. o o o o Название программы. Изобразительное искусство и художественный труд: 1 -9 кл. / Под ред. Б. М. Неменского. – М. : Дрофа, 2000. Цель Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной. Задачи Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
Развитие художественно-творческой активности. Овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Принципы 1. целостная система введения в худ культуру 2. «от жизни через искусство к жизни» 3. целостности и неспешности освоения материала каждой темы 4. единства восприятия и созидания 5. проживание как форма обучения и форма освоения худ опыта 6. Развитие художественно-образного мышления
Программа Неменского Б. М. o o o Основные виды художественной деятельности: Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению) Декоративная и конструктивная работа Лепка Аппликация Объемно-пространственное моделирование Проектно-конструктивная деятельность Художественная фотография и видеосъемка Восприятие явлений действительности и произведений искусства Обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках прослушивание музыкальных и литературных произведений o Искусство делится по принципу вида художественной деятельности => акцент на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. o Смысловой стержень программы – связь с жизнью, роль искусства, значение в развитии человека.
Программа Неменского Б. М. o o o Содержание и средства: Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т. д. ). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания. Особенности: Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт. Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя.
Программа Кузина В. С. o o o Название программы. Изобразительное искусство: 1 -9 кл. / Под ред. В. С. Кузина. – М. : Дрофа, 2000. Цель Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного.
Задачи Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации. Принципы Тематический принцип планирования учебного материала. Единство воспитания и образования.
Система межпредметных связей. Преемственность в изобразительном творчестве. Направленность содержания на активное развитие нравственно-оценочного отношения.
Программа Кузина В. С. o o o o o Основные виды деятельности Рисование с натуры (рисунок, живопись) включает в себя изображение объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению Рисование на темы и иллюстрирование Декоративная работа Лепка Аппликация с элементами дизайна Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас Содержание и средства: Содержание курса данной программы составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры. В курсе предполагаются беседы и в 7 – 9 классах лекции, практические работы.
Программа Шпикаловой Т. Я. o o o o Название программы. «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 -4 классы» Под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : Просвещение, 2003. «Изобразительное искусство 5 -9 классы» Под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М. : Просвещение, 2005. Цель Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи Формирование представлений об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре. Содействие проявлению целостного оптимистического мироощущения. Развитие особых качеств эстетического сознания, раскрытие взаимодействия национального народного искусства с разными областями профессионального искусства. Знакомство с традиционной культурой и искусством России. Принципы 1. Комплексное освоение народного искусства; 2. Системность; 3. Преемственность; 4. Объективность.
Программа Шпикаловой Т. Я. o o o Основные виды деятельности: Рисование с натуры по памяти и по представлению Выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм Выполнение декоративных композиций-импровизаций Моделирование и художественное конструирование изделий из бумаги Лепка Художественная роспись Аппликация Работа с тканью Работа с природным материалом
Программа Шпикаловой Т. Я. o o o o Содержание и средства: Содержание построено на основе непреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство. Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественно — научных дисциплин.
Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 – 9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративноприкладного искусства и художественной проектной деятельности. Особенности: Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления. Включает предметы – «Изобразительное искусство» и «Художественный труд. Технология» .
Источник: present5.com
Презентация на тему: Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
№ слайда 1
Описание слайда:
Составил учитель начальных классов Белоусова О В МОУ « Шутинская основная общеобразовательная школа»
№ слайда 2
Описание слайда:
Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться. А нельзя ли совместить приятное с полезным? В данной рабочей программе, мы рассмотрим как интересно организовать уроки рисования, как помочь ребенку развить свои способности.
№ слайда 3
Описание слайда:
Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 1 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.).
Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно- правовой базе: Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Базисный учебный план ( БУП-98) Требования к уровню подготовки учащейся с учетом регионального компонента. Стандарт основного общего образования по изобразительному искусству Программно- методические материалы.
Изобразительное искусство. 1-4 кл. Примерной программы для основного общего образования по изобразительному искусству ( базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов по изобразительному искусству М, : « Дрофа»2007г Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (1998), рассчитана на 33 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ — 29; обобщающих работ (уроки контроля)- 4.
№ слайда 4
Описание слайда:
Цель и задачи первого года обучения Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
№ слайда 5
Описание слайда:
Требования к уровню усвоения предмета Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
№ слайда 6
Описание слайда:
Формирование художественных знаний, умений и навыков. Знать: о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.); основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства; известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка); Уметь: различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета; различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры); использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина); выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
№ слайда 7
Описание слайда:
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций , уроки- -диспуты, уроки – путешествия, уроки – праздники и т.д. Процесс обучения на уроке характеризуют: сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач; освоение традиций; поиск иллюстративного материала.
Данная программа предусматривает чередование уроков индивидуальной и коллективной деятельности. Организацию выставок. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие форм и видов деятельности с учениками стимулирует их интерес к предмету, к изучению искусства. Это является необходимым условием формирования личности ребенка.
№ слайда 8
Описание слайда:
Учебное – тематический план 1 класс № Тема раздел Количество часов Практические работы Уроки контроля Раздел 1. Художественный язык изобразительного искусства 9 9 — 1 Чем и на чем рисует художник. Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства». Окрашивание бумаги разными способами и художественными материалами. 1 1 — 2 Учимся рисовать кистью.
1 1 — 3 Линия и штрих – основа рисунка 1 1 — 4 Форма предметов 1 1 — 5 Волшебный мир красок. Основные и составные цвета 1 1 — 6 Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета 1 1 — 7 Техника работы акварелью 1 1 — 8 Техника работы гуашью 1 1 — 9 Композиция рисунка 1 1 —
№ слайда 9
Описание слайда:
Содержание учебного предмета Расписываются тема урока, задание, материалы, зрительный ряд Уметь, знать, уметь применять на практике.
№ слайда 10
Описание слайда:
Контроль уровня обученности Упражнения на развитие восприятия Упражнения для развития внимания Упражнения для развития памяти Упражнения для развития мышления Упражнения для развития воображения Упражнения для развития моторики Викторины Кроссворды Отчетные выставки творческих работ Тестирование Карты для выявления уровня обученности детей поурочно
№ слайда 11
Описание слайда:
В 1 классе дети должны к концу учебного года: В результате изучения изобразительного искусства ученик 1 класса к концу учебного года должен знать/понимать о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.); основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства; известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка); уметь различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета; различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры); использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага); применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина); выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства; оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
№ слайда 12
Описание слайда:
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов Активность участия. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. Самостоятельность. Оригинальность суждений.
№ слайда 13
Описание слайда:
Оборудование Учебные столы Доска большая универсальная Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
№ слайда 14
Описание слайда:
Технические средства Телевизор Видеомагнитофон Магнитофон Компьютер
№ слайда 15
Описание слайда:
Таблицы Хохлома Гжель Урало-сибирская роспись Дымковская игрушка Жостово Декоративно-прикладное искусство. МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Репродукции картин разных художников. Муляжи для рисования (2 набора) Серии фотографий и иллюстраций природы. Фотографии и иллюстрации животных.
Тела геометрические (1 набор) Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.). Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках) Детские работы как примеры выполнения творческих заданий. ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ Коллекция для видео «Чудеса Света» Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж» Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства» 4 Коллекция « Народные промыслы», 5 Коллекция « русские императорские дворцы» 6 Коллекция видео « Древнерусские иконы» 7 Коллекция видео « Живопись» 1 и 2 часть
№ слайда 16
Описание слайда:
Литература Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству:1-4 кл. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 128с. Бобкова Л.Гю Проектирование рабочей программы по учебному предмету./ИПКиПРО Курганской области.-Курган, 2006.-36 с. Примерные программы по учебному предмету федерального базисного учебного плана «Изобразительное искусство»/ ИПКиПРО Курганской области.-Курган, 2005.-34с. Соколов А.В.Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 64с.
№ слайда 17
Описание слайда:
Упражнения для развития Промежуточная диагностика 1 КЛАСС Промежуточная диагностика (по итогам полугодия) 1. Какой буквой обозначается мягкость карандаша? а)Т; б)ТМ; в)М. 2. Какие цвета нужно смешать, чтобы получить серый цвет? а) чёрный — жёлтый; б) красный — синий; в) белый — чёрный. З. Как называется дощечка для смешивания красок? а) канистра; б) палитра; в) разделочная доска.
4. Материалы, не используемые в художественной деятельности (при рисовании) а) краски; б) бумага; в) проволока. 5. Какой цвет является тёплым? а) синий; б) жёлтый; в) фиолетовый. б. Какой цвет является холодным? а) чёрный; б) синий; в) серый. 7. Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? а) белый и красный; б) зелёный и жёлтый; в) жёлтый и красный.
8. Какие краски нужно емешать, чтобы получить фиолетовый цвет? а) чёрный и синий; б) красный и синий; в) жёлтый и синий. 9. Какой цвет получится, если смешать жёлтый и синий цвет? а) серый; б) коричневый: в) зелёный. 10. Название орнамента состоящего из листиков, цветков, плодов и ветвей: а) растительный; б) геометрический; в) зооморфный. Ответы: 1—в; 2— в; З — б; 4—в; 5—б; б —6; 7—в; 8—6; 9— в; 10— а.
№ слайда 18
Описание слайда:
О каком художественном промысле поется в русской народной песне? Как над Волгой яр хмель Над кусточком вьется. Перевился яр хмель На нашу сторонку. Как на нашей на сторонке Житье пребогато – Серебряные листья, Цветы золотые. (Хохлома.) Какое слово здесь лишнее?
Акварель, сангина, пастель, кисть. (Кисть.) Как называют художника, рисующего животных? (Анималист.) Её делают из древесины, тряпичного сырья, и художнику без нее не обойтись. (Бумага.) Отгадайте загадку: Палочка волшебная Есть у меня, друзья, Палочкою этой Могу построить я: Башню, дом и самолет И большущий пароход. (Карандаш.) Есть такая пословица: «Что написано пером, того не вырубишь топором». Можете ли вы назвать предмет, которым легко «вырубить», например, карандашный штрих? (Ластик.) Каким словом можно назвать картины с изображением городской улицы, леса, дороги посреди поля, горы? (Пейзаж.) Какое слово здесь зашифровано: м ю т н р а т р о? (Натюрморт.) Какое слово здесь лишнее?
Кисть, палитра, мрамор, акварель, холст. (Мрамор.) «В этой картине изображена сокровенная глубина елового леса, ленная чаща с ее сумраком, тишиной. На переднем плане – темная гладь поверхности омута, с неподвижно лежащими на ней осенними листьями. Рядом с омутом – белый камень, на котором сидит…» (В. М. Васнецов «Аленушка».) На рисунке изображены молоток, пила, гвозди.
К какому жанру относится произведение? (Натюрморт.) Вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения, называется… (скульптура). Какое слово здесь лишнее? Архитектор, портрет, здание, зодчий, строительство. (Портрет.)
Источник: ppt4web.ru