Просветительская деятельность во все времена была важнейшим средством продвижения прогрессивных идей. В нашей стране имеются давние традиции общественного просвещения: деятельность российских просветителей XVIII века, декабристов и народников в XIX веке, сельской интеллигенции в первые годы Советской власти и других подвижников просветительства.
Просветительство — передача знаний, распространение знаний и культуры.
Просвещение — целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений.
Просветительская деятельность — разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию.
модуль 3.1 2 Технология волонтерской деятельности. Принципы разработки волонтерского проекта
Под целями просветительской деятельности понимаются социально значимые результаты, на достижение которых направлена деятельность всех компонентов системы просвещения. Основная цель просветительской деятельности — повышение уровня общей культуры и социальной активности населения. Названная цель достигается посредством выполнения приоритетных задач.
Приоритетными являются задачи, имеющие первостепенное значение по отношению ко всем остальным и интегрирующие деятельность различных компонентов системы просвещения. К их числу относятся:
· использование научного и культурного потенциала страны в интересах личностного развития ее граждан;
· своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях органов власти и управления и разъяснение сути этих решений;
· содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизнедеятельности;
· способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;
· содействие профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;
· формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.
Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как:
· признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека;
· ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;
· недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;
· широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;
· автономность и самоуправляемость просветительских учреждений и организаций
· плюрализм: право политических партий, общественных движений и иных добровольных объединений граждан заниматься просветительской деятельностью, отражающей их идеологию;
Наука — всё? За что арестовывают учёных? Кто переписывает историю? Кому теперь нельзя читать лекции?
· недопустимость какой-либо цензуры по отношению к просветительским программам, проектам и мероприятиям;
· государственная (в том числе финансовая) поддержка просветительских учреждений и организаций;
· достоверность сообщаемых сведений;
· партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности;
· учет региональных и местных особенностей территории;
· учет общегосударственных интересов.
Кроме того, просветительская деятельность строится на основе следующих принципов:
· профессионализма. Профессионализм — особое свойство людей системно, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Педагоги, специалисты-консультанты, социальные работники, пропагандирующие и распространяющие научные знания и иные социально значимые сведения, должны быть профессионалами;
· оперативности. Оперативность — качество работника, характеризующее его способность быстро включаться в деятельность, легко переходить в работе от выполнения одного задания к другому, доводить начатое дело до конца, не затягивать его, принимать решение и умело действовать в меняющихся условиях;
· соблюдения этических норм. Специалисты, занимающиеся просветительской деятельностью, обязаны соблюдать этические нормы, установленные правила профессиональной деятельности.
Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям:
· общеобразовательное: просветительские программы, адресованные всем категориям населения (научное, культурное, экономическое, правовое, экологическое, медицинское и прочее просвещение);
· специализированное: просветительские программы, адресованные людям какой-либо профессии или категории.
Просветительская деятельность среди населения направлена на формирование потребности в дальнейшем обучении в различных образовательных учреждениях, а также потребности в самообразовании и самовоспитании.
Формы просветительской деятельности подразделяются на индивидуальные (беседы), групповые (тематический урок), публичные выступления (сообщение перед массовой аудиторией, лекция).
Средства просветительской деятельности подразделяются на: вербальные (беседа, лекция, выступление по радио и телевидении), наглядные (буклет, памятка, плакат), интерактивные.
Для организации просветительской деятельности в стране создается система просвещения. Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса страны, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию.
В систему просвещения входят следующие типы учреждений и организаций со свойственными каждому из них задачами:
· исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ;
· просветительские учреждения и организации, работающие по проектам и программам различной направленности;
· учреждения, организующие просветительскую деятельность на определенной территории;
· государственные и неправительственные органы управления общенационального, регионального и местного уровня, координирующие развитие просветительской деятельности и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные предпосылки ее эффективности.
В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции:
· образовательную: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;
· информативную: расширяет осведомленность граждан в вопросах науки, культуры, политики;
· разъяснительную: обеспечивает адекватность понимания сообщаемых сведений;
· идеологическую: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;
· агитационно-пропагандистскую: распространяет сведения о деятельности тех или иных организаций в целях привлечения новых членов;
· консультативную: распространяет функциональные знания и ноу-хау, необходимые гражданам в повседневной жизнедеятельности.
Система просвещения является автономным самоуправляющимся субъектом деятельности и не подконтрольна каким-либо органам государственной власти, за исключением случаев контроля за соблюдением правовых норм общего действия. Функционирование и развитие системы просвещения регулируется и направляется управленческими структурами входящих в ее состав учреждений и организаций.
В основе управления процессом развития системы просвещения лежат следующие основные принципы:
· партнерство субъектов управленческой деятельности;
· целенаправленность: ориентация на достижение результатов, соответствующих целям и задачам просветительской деятельности;
· децентрализация: четкое разграничение компетенции и полномочий субъектов управленческой вертикали;
· представленность различных категорий и групп населения;
· демократичность разработки и принятия решений;
· учет плюрализма потребностей и интересов;
· гибкость управленческих структур;
· участие граждан в формировании просветительских программ и проектов.
Под органами управления понимаются учреждения, организации и должностные лица, выполняющие задачи по обеспечению и регулированию просветительской деятельности.
В целях координации и оптимизации взаимодействия компонентов системы просвещения создаются органы управления четырех основных типов, выступающие как основные участники управленческого процесса:
· государственные, входящие в состав соответствующих органов исполнительной власти;
· муниципальные, входящие в состав органов местного самоуправления;
· неправительственные, состоящие из представителей просветительских учреждений и организаций и иных организаций, причастных к просветительской деятельности;
· общественные, состоящие из представителей политических партий, профессиональных союзов, общественных движений и иных заинтересованных в развитии просвещения добровольных объединений граждан.
Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:
· целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности;
· адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);
· достоверность предлагаемых для освоения сведений;
· доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;
· научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;
· учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
· взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);
· взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;
· учет региональных и местных особенностей территории.
Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций, его приоритетных задач и направлений просветительской деятельности.
В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизнедеятельности общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ, предназначенных для взрослого населения:
· профессиональное просвещение: ознакомление с достижениями науки и передовым опытом в области специализированных оплачиваемых занятий;
· экономическое просвещение: расширение и углубление знаний, составляющих теоретические основы хозяйственной деятельности;
· политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
· правовое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;
· гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к стране, в которой они живут;
· научное просвещение: популяризация достижений современной науки;
· художественно-эстетическое просвещение: ознакомление с достижениями литературы и искусства;
· национально-патриотическое просвещение: распространение знаний об истории и культуре страны;
· медицинское просвещение: распространение сведений об охране и поддержании здоровья.
Перечень видов просветительской деятельности не является исчерпывающим.
Специальные программы предназначаются для граждан, находящихся в экстремальных условиях, затрудняющих реализацию их конституционного права на образование и просвещение. К названной категории граждан относятся: инвалиды, мигранты и беженцы, жители отдаленных районов, кочевники, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой, т.е. как совокупность просветительских мероприятий.
Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются на три вида:
· тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;
· территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);
· проекты, предназначаемые для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).
К просветительским относятся учреждения неформального образования, основной задачей которых является проведение мероприятий по пропаганде, распространению и разъяснению научных знаний и иных социально значимых сведений.
Данные учреждения функционируют как основные структурные подразделения системы просвещения, осуществляющие свою деятельность в непосредственном контакте с аудиторией.
В зависимости от реализуемых ими программ просветительские учреждения подразделяются на:
· монопрофильные — одна определенная программа или несколько программ одного профиля;
· многопрофильные, реализующие просветительские программы различного содержания и направленности.
С учетом конкретных обстоятельств просветительские учреждения могут создаваться и действовать как на постоянной, так и на временной основе.
Право на просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с достижениями различных отраслей культуры и свободного пользования ими, а также возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы. Названное право реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы просвещения. Право на просвещение устанавливается в соответствии со статьей 27 Всеобщей декларации прав человека и рассматривается как одно из абсолютных прав личности, устанавливаемых конституцией страны.
К работникам просвещения относятся специалисты-профессионалы, занятые на постоянной или временной основе тем или иным видом оплачиваемой деятельности, связанной с функционированием и развитием системы просвещения. Основные категории работников:
· преподаватели: лекторы и другие представители преподавательского корпуса, участвующие в реализации просветительских программ;
· организаторы просветительской деятельности: сотрудники администрации просветительского учреждения, направляющие его работу;
· организаторы просвещения: работники органов власти и управления, ведающие вопросами развития просвещения, а также штатные сотрудники негосударственных и общественных органов управления системой просвещения;
· исследователи: сотрудники научных учреждений, разрабатывающих вопросы функционирования и развития системы просвещения.
Просветительская деятельность является одной из составляющих работы педагога. Она может осуществляться в нескольких формах (проведение уроков и факультативов для учащихся, лекториев и клубов для родителей, организация конференций и выставок литературы и др.). Приоритет отдается активным формам в работе со всеми субъектами образовательного процесса, включая родителей — ролевым играм, групповым занятиям, тренингам, семинарам-практикумам и т.п. На базе образовательного учреждения педагог чаще всего осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей.
Источник: infopedia.su
О ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 56. Национальное законодательство и международное право.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия и их определения.
Перечисленные ниже понятия используются в тексте Закона с заданным основным значением, что не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых в развитие данного Закона:
образование — процесс передачи и освоения социально-культурного опыта, сориентированный на формирование комплекса способностей к его обогащению;
просвещение — целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте; рассчитан на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию и не предполагает каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений;
непрерывное образование — пожизненный стадиальный процесс освоения знаний и умений, сориентированный на поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира; состоит из трех основных этапов: — социализация индивида (детское образование), подготовка к различным видам социальной деятельности (юношеское образование), личностное развитие в период взрослости (образование взрослых);
образование взрослых — составная часть системы образования, преемственно обеспечивающая обогащение знаний и умений, приобретенных до вступления в сферу оплачиваемой трудовой деятельности;
общее образование — совокупность учреждений и образовательных программ, сориентированных на систематическое обогащение знаний и умений,
необходимых всем членам общества, безотносительно к роду и характеру их профессиональных занятий;
неформальное образование — совокупность программ и курсов, по завершении которых у лица не возникает права заниматься профессиональной деятельностью по профилю пройденного курса или поступать в образовательные учреждения более высокого уровня;
просветительская деятельность — разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию;
просветительское мероприятие — совокупность организованных действий, направленных на распространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений;
эффективность просвещения — оценочная категория, характеризующая результаты просветительской деятельности по критерию их соответствия поставленным социальным целям.
Статья 2. Основные принципы просветительской деятельности.
Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как:
— признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека;
— ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;
— недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;
— широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;
— автономность и самоуправляемость просветительских учреждений и организаций;
— плюрализм: право политических партий, общественных движений и иных добровольных объединений граждан заниматься просветительской деятельностью, отражающей их идеологию;
— недопустимость какой-либо цензуры по отношению к просветительским программам, проектам и мероприятиям;
— государственная (в том числе финансовая) поддержка просветительских учреждений и организаций;
— достоверность сообщаемых сведений;
— партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности;
— учет региональных и местных особенностей территории;
— учет общегосударственных интересов.
Статья 4. Цели законодательства о просветительской деятельности.
Названное законодательство призвано способствовать более полной реализации права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры, а также на свободный доступ к социальной информации, затрагивающей или могущей затронуть их экономические, политические и иные интересы.
Законодательство о просветительской деятельности формируется в целях правового обеспечения деятельности, направленной на создание единой системы непрерывного (пожизненного) образования.
Статья 5. Сфера действия законодательства о просветительской деятельности.
Действие правовых норм, устанавливаемых законодательством, распространяется на все расположенные на территории страны учреждения и организации, занимающиеся просветительской деятельностью, а также на все другие учреждения и организации, тем или иным образом причастные к названной деятельности.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Статья 6. Понятие системы просвещения.
Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса страны, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию.
В систему просвещения входят следующие типы учреждений и организаций со свойственными каждому из них задачами:
— исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ;
— просветительские учреждения и организации, работающие по проектам и программам различной направленности;
— учреждения, организующие просветительскую деятельность на определенной территории;
— государственные и неправительственные органы управления общенационального, регионального и местного уровня, координирующие развитие просветительской деятельности и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные предпосылки ее эффективности.
Правоотношения компонентов системы просвещения и правовые нормы, регулирующие процесс их взаимодействия, устанавливаются настоящим Законом, а также подзаконными нормативными актами, принимаемыми в его исполнение; при этом учитывается специфика видов просветительской деятельности.
Статья 7. Социальные функции просвещения.
В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции:
— образовательная: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;
— информативная: расширяет осведомленность граждан в вопросах науки, культуры, политики;
— разъяснительная: обеспечивает адекватность понимания сообщаемых сведений;
— идеологическая: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;
— агитационно-пропагандистская: распространяет сведения о деятельности тех или иных организаций в целях привлечения новых членов;
— консультативная: распространяет функциональные знания и ноу-хау, необходимые гражданам в повседневной жизнедеятельности.
Статья 8. Цели просветительской деятельности.
Под целями просветительской деятельности понимаются социально значимые результаты, на достижение которых направлена деятельность всех компонентов системы просвещения. Основная цель просветительской деятельности — повышение уровня общей культуры и социальной активности населения. Названная цель достигается посредством выполнения приоритетных задач, перечисленных в статье 9 настоящего Закона.
Статья 9. Приоритетные задачи просветительской деятельности.
Приоритетными являются задачи, имеющие первостепенное значение по отношению ко всем остальным и интегрирующие деятельность различных компонентов системы просвещения. К их числу относятся:
— использование научного и культурного потенциала страны в интересах личностного развития ее граждан;
— своевременное информирование граждан о планируемых политических
решениях органов власти и управления и разъяснение сути этих решений;
— содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизнедеятельности;
— способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;
— содействие профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;
— формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.
Статья 10. Направления просветительской деятельности.
— общеобразовательное: просветительские программы, адресованные всем категориям населения (научное, культурное, экономическое, правовое, экологическое, медицинское просвещение);
— специализированное: просветительские программы, адресованные профессионалам, занятым в различных отраслях оплачиваемого труда.
ГЛАВА 4. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ
Статья 16. Понятие просветительской программы.
Статья 17. Принципы формирования просветительских программ.
Просветительские программы разрабатываются и реализуются, исходя из следующих основных принципов:
— целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные
задачи просветительской деятельности (статьи 8, 9 настоящего Закона);
— адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);
— достоверность предлагаемых для освоения сведений;
— доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;
— научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;
— учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
— взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);
— взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;
— учет региональных и местных особенностей территории.
Статья 18. Виды просветительских программ.
Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций (статья 7), ее приоритетных задач (статья 9) и направлений просветительской деятельности (статья 10).
В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизнедеятельности общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ, предназначенных для взрослого населения:
— профессиональное просвещение: ознакомление с достижениями науки и передовым опытом в области специализированных оплачиваемых занятий;
— экономическое просвещение: расширение и углубление знаний, составляющих теоретические основы хозяйственной деятельности;
— политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
— правовое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;
— гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к стране, в которой они живут;
— научное просвещение: популяризация достижений современной науки;
— художественно-эстетическое просвещение; ознакомление с достижениями литературы и искусства;
— национально-патриотическое просвещение: распространение знаний об истории и культуре страны;
— медицинское просвещение: распространение сведений об охране и поддержании здоровья.
Перечень видов просветительской деятельности не является исчерпывающим. Просветительские программы утверждаются коллегиальным органом
управления реализующих их учреждений и организаций.
Статья 19. Специальные (особые) просветительские программы.
Специальные программы предназначаются для граждан, находящихся в экстремальных условиях, затрудняющих реализацию их конституционного права на образование и просвещение.
К названной категории граждан относятся: инвалиды; мигранты и беженцы; жители отдаленных районов; кочевники; лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Статья 20. Просветительские мероприятия.
Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой.
Обязанности по проведению названных мероприятий возлагаются на просветительские учреждения, создаваемые субъектами, упомянутыми в статье 24 настоящего Закона.
Статья 21. Просветительские проекты.
Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальной программы развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются они на три вида:
— тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;
— территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);
— проекты, предназначаемые для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).
Содержание просветительского проекта, его направленность и формы реализации не должны противоречить основным принципам просветительской деятельности, изложенным в статье 2 настоящего Закона.
Состав участников проекта зависит от конкретных обстоятельств и определяется совместным решением государственных и неправительственных органов управления и системы просвещения.
ГЛАВА 5. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Статья 22. Понятие просветительского учреждения.
К просветительским относятся учреждения неформального образования, основной задачей которых является проведение мероприятий по пропаганде, распространению и разъяснению научных знаний и иных социально значимых сведений.
Данные учреждения функционируют как основные структурные подразделения системы просвещения, осуществляющие свою деятельность в непосредственном контакте с аудиторией.
Статья 23. Типы просветительских учреждений.
В зависимости от реализуемых ими программ, просветительские учреждения подразделяются на:
— монопрофильные — одна определенная программа или несколько программ одного профиля;
— многопрофильные, реализующие просветительские программы различного содержания и направленности.
С учетом конкретных обстоятельств просветительские учреждения могут создаваться и действовать как на постоянной, так и на временной основе.
Статья 24. Право на просветительскую деятельность.
Создание и регистрация просветительских учреждений осуществляется в соответствии с национальным законодательством. Право заниматься просветительской деятельностью и создавать для этих целей соответствующие учреждения предоставляется организациям и отдельным гражданам, располагающим требуемой квалификацией и опытом, а также ресурсами, необходимыми для успешного выполнения поставленных задач.
Право на создание просветительских учреждений имеют:
— центральные и региональные органы государственной власти и управления;
— органы местного самоуправления;
— негосударственные (неправительственные) организации и учреждения;
— учреждения системы образования;
— учреждения науки и научные сообщества;
— учреждения культуры и их объединения;
— творческие союзы деятелей культуры;
— общественные организации и общественные движения;
— средства массовой информации;
Просветительские учреждения, создаваемые общественными организациями и общественными движениями, регистрируются в министерстве юстиции.
Задание 2. Изучите стендовую информацию о просветительских проектах педагогического университета и других образовательных учреждений, представленную на интернет-сайтах. Дайте характеристику одного из проектов (на выбор).
Цель: уметь обобщать, анализировать информацию, знать направления просветительской деятельности учителя.
Рекомендации по выполнению задания: В представлении просветительского проекта образовательного учреждения используйте следующие критерии:
· Инициаторы и исполнители проекта
· Масштаб просветительской программы (проекта)
· Активность школьников (студентов)
· Продуктивность просветительской деятельности
Требования к отчету по данному заданию: характеристика просветительского проекта образовательного учреждения.
Критерии оценки задания:
— ясность и точность объяснительного текста;
-способность ориентироваться в ресурсах Интернета;
-умения презентации продукта;
-наличие оценочных суждений;
Формы и технологии учебной деятельности студентов: информационно-коммуникативные технологии, работа в группах.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Студопедия рекомендует:
Частичная и полная санитарная обработка людей. Порядок проведения полной санитарной обработки на санитарно обмывочных пунктах Защита продуктов питания и воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами.
Международные организации по защите прав человека Международный механизм защиты основных прав включает как условия их реализации (содействие осуществлению международных договоров в.
Понятие аналитической работы в органах внутренних дел, ее задачи и основные принципы Термин «аналитическая работа», употребляемый в органах внутренних дел (полиции), означает исследовательскую.
Виды взаимоотношений в коллективе Человек является решающим звеном деятельности любой организации; ни материально-технические условия.
Назначение, место установки предельного столбика? Предельный столбик – постоянный сигнальный знак, который указывает место, далее которого на ж/д.
Источник: studopedia.ru
Технология культурно-просветительской деятельности
Понятие и сущность культурно-просветительской деятельности
Определение 1
Культурно-просветительская деятельность – это процесс достижения определенной гармонии, которая дает социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, психологический и личностный комфорт.
Реализуя технологию культурно-просветительской деятельности, педагог осуществляет работу по воспитанию базовой культуры личности, занимается созданием предпосылок для развития у детей индивидуальных способностей, направленных на удовлетворение собственных, общественных и государственных интересов.
Технология культурно-просветительской деятельности имеет гуманистический, развивающий и культурологический характер.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Основные функции технологии культурно-просветительской работы:
- Культурно-творческая.
- Развивающая.
- Информационно-просветительская.
Технология культурно-просветительской деятельности должна осуществляться не только в рамках образовательной деятельности, но и за ее пределами, в рамках культурно-массовых институтов (музеи, театры, центры досуга и т.д.), с целью культурного роста населения страны.
Основные направления культурно-просветительской деятельности
Замечание 1
Технология культурно-просветительской деятельности направлена на развитие эстетических и духовно-нравственных ценностей, возрождение культурных традиций, формирование здорового образа жизни и патриотизма и др.
Основные направления технологии культурно-просветительской деятельности, реализуемой в рамках образовательных учреждениях:
- Культурно-просветительская деятельность, организуемая с детьми:
- организация и проведение цикла концентров, в которых принимают участие сами дети;
- организация и проведение тематических концертов, в соответствии с возрастными возможностями и потребностями;
- организация в образовательном учреждении различных творческих коллективов, их участие в разнообразных проектах, выступлениях и т.д.;
- посещение детьми и педагогами учреждений культуры и иных организаций (концерты, картинные галереи, театры и т.д.).
- Культурно-просветительская работа, проводимая с родителями – осуществляется в форме родительских собраний, педагогических советов, родительских конференций, тематических консультаций, круглых столов, открытых занятий и т.д.
- Культурно-просветительская работа педагогов – осуществляется с использованием разнообразных методов и форм (беседы, лекции, диспуты, дискуссии, олимпиады, кружки, курсы и т.д.). Как показывает практика, наиболее популярными являются методы, которые включают в себя игровые приемы, творческие мастерские, мастер-классы и т.д.
«Технология культурно-просветительской деятельности »
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Значимость культурно-просветительской деятельности заключается в том, что она способствует расширению кругозора человека, позволяет ему найти достойное место в обществе, помогает быть полезным для окружающих людей и государства.
Большую значимость культурно-просветительская работа имеет для педагогов. Успешен в своей профессиональной деятельности тот педагог, который постоянно совершенствует свои знания, расширяет и углубляет их, реализует в работе с детьми профессиональные культурно-просветительские компетенции.
Замечание 2
Основными формами культурно-просветительской работы с подрастающим поколением являются разнообразные экскурсии, консультации, лекции, клубы, конкурсы, встречи с интересными или знаменитыми людьми, праздники, исторические игры и т.д.
Роль педагога в культурно-просветительской деятельности
На протяжении всей истории отечественной системы образования, педагог воспринимался как просветитель, активный участник культурно-просветительской работы. Педагог – это тот человек, который профессионально «несет» просвещение и культуру в массы.
С переходом на многоуровневую профессиональную подготовку педагогических кадров и введение в систему образования ФГОС, культурно-просветительская деятельность стала одной из обязанностей современного педагога. Данный вид деятельности обозначен во ФГОС конкретными компетенциями педагогической деятельности.
В связи с чем, к профессиональным компетенциям педагога предъявляют ряд следующих требований:
- Умение на должном уровне разрабатывать и реализовывать различные просветительские программы, в том числе с использованием современных компьютерных технологий.
- Уметь организовывать эффективное взаимодействие между всеми участниками культурно-просветительской деятельности.
- Использовать в своей работе опыт отечественных и зарубежных педагогов по организации культурно-просветительской деятельности.
- Умение выявлять и использовать в собственной культурно-просветительской деятельности возможности образовательного учреждения и иных институтов просвещения, а также региональной культурной и образовательной среды.
Базовыми аспектами культурно — просветительских компетенций являются:
- Функция просвещения – это желание и готовность принимать активное участие в культурной жизни общества и государства, создавать объекты культуры, использовать в своей деятельность мировое культурное наследие.
- Пропаганда культуры – принимать активное участие в создании единого культурного, научного, образовательного и информационного пространства, транслирующего культурно-историческое наследие России.
- Воздействие на сознание – умение оказывать необходимо содействие на раскрытие и развитие у подрастающего поколения нравственных идеалов и ценностей обществами средствами культур.
- Политическая функция — способность участвовать в постановке и решении актуальных задач российской государственной политики в области национально — культурных отношений, развития этнокультурного образования и межкультурных коммуникаций.
Источник: spravochnick.ru