Основные принципы разработки программы культурно просветительской деятельности

Просветительская деятельность во все времена была важнейшим средством продвижения прогрессивных идей. В нашей стране имеются давние традиции общественного просвещения: деятельность российских просветителей XVIII века, декабристов и народников в XIX веке, сельской интеллигенции в первые годы Советской власти и других подвижников просветительства.

Просветительство — передача знаний, распространение знаний и культуры.

Просвещение — целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений.

Просветительская деятельность — разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию.

модуль 3.1 2 Технология волонтерской деятельности. Принципы разработки волонтерского проекта

Под целями просветительской деятельности понимаются социально значимые результаты, на достижение которых направлена деятельность всех компонентов системы просвещения. Основная цель просветительской деятельности — повышение уровня общей культуры и социальной активности населения. Названная цель достигается посредством выполнения приоритетных задач.

Приоритетными являются задачи, имеющие первостепенное значение по отношению ко всем остальным и интегрирующие деятельность различных компонентов системы просвещения. К их числу относятся:

· использование научного и культурного потенциала страны в интересах личностного развития ее граждан;

· своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях органов власти и управления и разъяснение сути этих решений;

· содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизнедеятельности;

· способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;

· содействие профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;

· формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.

Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как:

· признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека;

· ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;

· недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;

· широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;

· автономность и самоуправляемость просветительских учреждений и организаций

· плюрализм: право политических партий, общественных движений и иных добровольных объединений граждан заниматься просветительской деятельностью, отражающей их идеологию;

Наука — всё? За что арестовывают учёных? Кто переписывает историю? Кому теперь нельзя читать лекции?

· недопустимость какой-либо цензуры по отношению к просветительским программам, проектам и мероприятиям;

· государственная (в том числе финансовая) поддержка просветительских учреждений и организаций;

· достоверность сообщаемых сведений;

· партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности;

· учет региональных и местных особенностей территории;

· учет общегосударственных интересов.

Кроме того, просветительская деятельность строится на основе следующих принципов:

· профессионализма. Профессионализм — особое свойство людей системно, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Педагоги, специалисты-консультанты, социальные работники, пропагандирующие и распространяющие научные знания и иные социально значимые сведения, должны быть профессионалами;

· оперативности. Оперативность — качество работника, характеризующее его способность быстро включаться в деятельность, легко переходить в работе от выполнения одного задания к другому, доводить начатое дело до конца, не затягивать его, принимать решение и умело действовать в меняющихся условиях;

· соблюдения этических норм. Специалисты, занимающиеся просветительской деятельностью, обязаны соблюдать этические нормы, установленные правила профессиональной деятельности.

Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям:

· общеобразовательное: просветительские программы, адресованные всем категориям населения (научное, культурное, экономическое, правовое, экологическое, медицинское и прочее просвещение);

· специализированное: просветительские программы, адресованные людям какой-либо профессии или категории.

Просветительская деятельность среди населения направлена на формирование потребности в дальнейшем обучении в различных образовательных учреждениях, а также потребности в самообразовании и самовоспитании.

Формы просветительской деятельности подразделяются на индивидуальные (беседы), групповые (тематический урок), публичные выступления (сообщение перед массовой аудиторией, лекция).

Средства просветительской деятельности подразделяются на: вербальные (беседа, лекция, выступление по радио и телевидении), наглядные (буклет, памятка, плакат), интерактивные.

Для организации просветительской деятельности в стране создается система просвещения. Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса страны, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию.

В систему просвещения входят следующие типы учреждений и организаций со свойственными каждому из них задачами:

· исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ;

· просветительские учреждения и организации, работающие по проектам и программам различной направленности;

· учреждения, организующие просветительскую деятельность на определенной территории;

· государственные и неправительственные органы управления общенационального, регионального и местного уровня, координирующие развитие просветительской деятельности и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные предпосылки ее эффективности.

В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции:

· образовательную: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;

· информативную: расширяет осведомленность граждан в вопросах науки, культуры, политики;

· разъяснительную: обеспечивает адекватность понимания сообщаемых сведений;

· идеологическую: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;

· агитационно-пропагандистскую: распространяет сведения о деятельности тех или иных организаций в целях привлечения новых членов;

· консультативную: распространяет функциональные знания и ноу-хау, необходимые гражданам в повседневной жизнедеятельности.

Система просвещения является автономным самоуправляющимся субъектом деятельности и не подконтрольна каким-либо органам государственной власти, за исключением случаев контроля за соблюдением правовых норм общего действия. Функционирование и развитие системы просвещения регулируется и направляется управленческими структурами входящих в ее состав учреждений и организаций.

В основе управления процессом развития системы просвещения лежат следующие основные принципы:

· партнерство субъектов управленческой деятельности;

· целенаправленность: ориентация на достижение результатов, соответствующих целям и задачам просветительской деятельности;

· децентрализация: четкое разграничение компетенции и полномочий субъектов управленческой вертикали;

· представленность различных категорий и групп населения;

· демократичность разработки и принятия решений;

· учет плюрализма потребностей и интересов;

· гибкость управленческих структур;

· участие граждан в формировании просветительских программ и проектов.

Под органами управления понимаются учреждения, организации и должностные лица, выполняющие задачи по обеспечению и регулированию просветительской деятельности.

В целях координации и оптимизации взаимодействия компонентов системы просвещения создаются органы управления четырех основных типов, выступающие как основные участники управленческого процесса:

· государственные, входящие в состав соответствующих органов исполнительной власти;

· муниципальные, входящие в состав органов местного самоуправления;

· неправительственные, состоящие из представителей просветительских учреждений и организаций и иных организаций, причастных к просветительской деятельности;

· общественные, состоящие из представителей политических партий, профессиональных союзов, общественных движений и иных заинтересованных в развитии просвещения добровольных объединений граждан.

Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:

· целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности;

· адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);

· достоверность предлагаемых для освоения сведений;

· доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;

Читайте также:
Как составить паспорт программы

· научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;

· учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);

· взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);

· взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;

· учет региональных и местных особенностей территории.

Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций, его приоритетных задач и направлений просветительской деятельности.

В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизнедеятельности общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ, предназначенных для взрослого населения:

· профессиональное просвещение: ознакомление с достижениями науки и передовым опытом в области специализированных оплачиваемых занятий;

· экономическое просвещение: расширение и углубление знаний, составляющих теоретические основы хозяйственной деятельности;

· политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;

· правовое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;

· гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к стране, в которой они живут;

· научное просвещение: популяризация достижений современной науки;

· художественно-эстетическое просвещение: ознакомление с достижениями литературы и искусства;

· национально-патриотическое просвещение: распространение знаний об истории и культуре страны;

· медицинское просвещение: распространение сведений об охране и поддержании здоровья.

Перечень видов просветительской деятельности не является исчерпывающим.

Специальные программы предназначаются для граждан, находящихся в экстремальных условиях, затрудняющих реализацию их конституционного права на образование и просвещение. К названной категории граждан относятся: инвалиды, мигранты и беженцы, жители отдаленных районов, кочевники, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой, т.е. как совокупность просветительских мероприятий.

Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальных программ развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются на три вида:

· тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;

· территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);

· проекты, предназначаемые для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).

К просветительским относятся учреждения неформального образования, основной задачей которых является проведение мероприятий по пропаганде, распространению и разъяснению научных знаний и иных социально значимых сведений.

Данные учреждения функционируют как основные структурные подразделения системы просвещения, осуществляющие свою деятельность в непосредственном контакте с аудиторией.

В зависимости от реализуемых ими программ просветительские учреждения подразделяются на:

· монопрофильные — одна определенная программа или несколько программ одного профиля;

· многопрофильные, реализующие просветительские программы различного содержания и направленности.

С учетом конкретных обстоятельств просветительские учреждения могут создаваться и действовать как на постоянной, так и на временной основе.

Право на просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с достижениями различных отраслей культуры и свободного пользования ими, а также возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы. Названное право реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы просвещения. Право на просвещение устанавливается в соответствии со статьей 27 Всеобщей декларации прав человека и рассматривается как одно из абсолютных прав личности, устанавливаемых конституцией страны.

К работникам просвещения относятся специалисты-профессионалы, занятые на постоянной или временной основе тем или иным видом оплачиваемой деятельности, связанной с функционированием и развитием системы просвещения. Основные категории работников:

· преподаватели: лекторы и другие представители преподавательского корпуса, участвующие в реализации просветительских программ;

· организаторы просветительской деятельности: сотрудники администрации просветительского учреждения, направляющие его работу;

· организаторы просвещения: работники органов власти и управления, ведающие вопросами развития просвещения, а также штатные сотрудники негосударственных и общественных органов управления системой просвещения;

· исследователи: сотрудники научных учреждений, разрабатывающих вопросы функционирования и развития системы просвещения.

Просветительская деятельность является одной из составляющих работы педагога. Она может осуществляться в нескольких формах (проведение уроков и факультативов для учащихся, лекториев и клубов для родителей, организация конференций и выставок литературы и др.). Приоритет отдается активным формам в работе со всеми субъектами образовательного процесса, включая родителей — ролевым играм, групповым занятиям, тренингам, семинарам-практикумам и т.п. На базе образовательного учреждения педагог чаще всего осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей.

Источник: infopedia.su

О ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 56. Национальное законодательство и международное право.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и их определения.

Перечисленные ниже понятия используются в тексте Закона с заданным основным значением, что не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых в развитие данного Закона:

образование — процесс передачи и освоения социально-культурного опыта, сориентированный на формирование комплекса способностей к его обогащению;

просвещение — целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте; рассчитан на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию и не предполагает каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений;

непрерывное образование — пожизненный стадиальный процесс освоения знаний и умений, сориентированный на поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира; состоит из трех основных этапов: — социализация индивида (детское образование), подготовка к различным видам социальной деятельности (юношеское образование), личностное развитие в период взрослости (образование взрослых);

образование взрослых — составная часть системы образования, преемственно обеспечивающая обогащение знаний и умений, приобретенных до вступления в сферу оплачиваемой трудовой деятельности;

общее образование — совокупность учреждений и образовательных программ, сориентированных на систематическое обогащение знаний и умений,

необходимых всем членам общества, безотносительно к роду и характеру их профессиональных занятий;

неформальное образование — совокупность программ и курсов, по завершении которых у лица не возникает права заниматься профессиональной деятельностью по профилю пройденного курса или поступать в образовательные учреждения более высокого уровня;

просветительская деятельность — разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию;

просветительское мероприятие — совокупность организованных действий, направленных на распространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений;

эффективность просвещения — оценочная категория, характеризующая результаты просветительской деятельности по критерию их соответствия поставленным социальным целям.

Статья 2. Основные принципы просветительской деятельности.

Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как:

— признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека;

— ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;

— недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;

— широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;

— автономность и самоуправляемость просветительских учреждений и организаций;

— плюрализм: право политических партий, общественных движений и иных добровольных объединений граждан заниматься просветительской деятельностью, отражающей их идеологию;

— недопустимость какой-либо цензуры по отношению к просветительским программам, проектам и мероприятиям;

Читайте также:
Почему вещание программ на такие страны как Австралия америка чили ведется в диапазоне коротких волн

— государственная (в том числе финансовая) поддержка просветительских учреждений и организаций;

— достоверность сообщаемых сведений;

— партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности;

— учет региональных и местных особенностей территории;

— учет общегосударственных интересов.

Статья 4. Цели законодательства о просветительской деятельности.

Названное законодательство призвано способствовать более полной реализации права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры, а также на свободный доступ к социальной информации, затрагивающей или могущей затронуть их экономические, политические и иные интересы.

Законодательство о просветительской деятельности формируется в целях правового обеспечения деятельности, направленной на создание единой системы непрерывного (пожизненного) образования.

Статья 5. Сфера действия законодательства о просветительской деятельности.

Действие правовых норм, устанавливаемых законодательством, распространяется на все расположенные на территории страны учреждения и организации, занимающиеся просветительской деятельностью, а также на все другие учреждения и организации, тем или иным образом причастные к названной деятельности.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Статья 6. Понятие системы просвещения.

Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса страны, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию.

В систему просвещения входят следующие типы учреждений и организаций со свойственными каждому из них задачами:

— исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ;

— просветительские учреждения и организации, работающие по проектам и программам различной направленности;

— учреждения, организующие просветительскую деятельность на определенной территории;

— государственные и неправительственные органы управления общенационального, регионального и местного уровня, координирующие развитие просветительской деятельности и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные предпосылки ее эффективности.

Правоотношения компонентов системы просвещения и правовые нормы, регулирующие процесс их взаимодействия, устанавливаются настоящим Законом, а также подзаконными нормативными актами, принимаемыми в его исполнение; при этом учитывается специфика видов просветительской деятельности.

Статья 7. Социальные функции просвещения.

В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции:

— образовательная: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;

— информативная: расширяет осведомленность граждан в вопросах науки, культуры, политики;

— разъяснительная: обеспечивает адекватность понимания сообщаемых сведений;

— идеологическая: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;

— агитационно-пропагандистская: распространяет сведения о деятельности тех или иных организаций в целях привлечения новых членов;

— консультативная: распространяет функциональные знания и ноу-хау, необходимые гражданам в повседневной жизнедеятельности.

Статья 8. Цели просветительской деятельности.

Под целями просветительской деятельности понимаются социально значимые результаты, на достижение которых направлена деятельность всех компонентов системы просвещения. Основная цель просветительской деятельности — повышение уровня общей культуры и социальной активности населения. Названная цель достигается посредством выполнения приоритетных задач, перечисленных в статье 9 настоящего Закона.

Статья 9. Приоритетные задачи просветительской деятельности.

Приоритетными являются задачи, имеющие первостепенное значение по отношению ко всем остальным и интегрирующие деятельность различных компонентов системы просвещения. К их числу относятся:

— использование научного и культурного потенциала страны в интересах личностного развития ее граждан;

— своевременное информирование граждан о планируемых политических

решениях органов власти и управления и разъяснение сути этих решений;

— содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизнедеятельности;

— способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;

— содействие профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;

— формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.

Статья 10. Направления просветительской деятельности.

— общеобразовательное: просветительские программы, адресованные всем категориям населения (научное, культурное, экономическое, правовое, экологическое, медицинское просвещение);

— специализированное: просветительские программы, адресованные профессионалам, занятым в различных отраслях оплачиваемого труда.

ГЛАВА 4. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ

Статья 16. Понятие просветительской программы.

Статья 17. Принципы формирования просветительских программ.

Просветительские программы разрабатываются и реализуются, исходя из следующих основных принципов:

— целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные

задачи просветительской деятельности (статьи 8, 9 настоящего Закона);

— адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);

— достоверность предлагаемых для освоения сведений;

— доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;

— научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;

— учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);

— взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);

— взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;

— учет региональных и местных особенностей территории.

Статья 18. Виды просветительских программ.

Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций (статья 7), ее приоритетных задач (статья 9) и направлений просветительской деятельности (статья 10).

В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизнедеятельности общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ, предназначенных для взрослого населения:

— профессиональное просвещение: ознакомление с достижениями науки и передовым опытом в области специализированных оплачиваемых занятий;

— экономическое просвещение: расширение и углубление знаний, составляющих теоретические основы хозяйственной деятельности;

— политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;

— правовое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;

— гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к стране, в которой они живут;

— научное просвещение: популяризация достижений современной науки;

— художественно-эстетическое просвещение; ознакомление с достижениями литературы и искусства;

— национально-патриотическое просвещение: распространение знаний об истории и культуре страны;

— медицинское просвещение: распространение сведений об охране и поддержании здоровья.

Перечень видов просветительской деятельности не является исчерпывающим. Просветительские программы утверждаются коллегиальным органом

управления реализующих их учреждений и организаций.

Статья 19. Специальные (особые) просветительские программы.

Специальные программы предназначаются для граждан, находящихся в экстремальных условиях, затрудняющих реализацию их конституционного права на образование и просвещение.

К названной категории граждан относятся: инвалиды; мигранты и беженцы; жители отдаленных районов; кочевники; лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.

Статья 20. Просветительские мероприятия.

Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой.

Обязанности по проведению названных мероприятий возлагаются на просветительские учреждения, создаваемые субъектами, упомянутыми в статье 24 настоящего Закона.

Статья 21. Просветительские проекты.

Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальной программы развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются они на три вида:

— тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;

— территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);

— проекты, предназначаемые для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).

Содержание просветительского проекта, его направленность и формы реализации не должны противоречить основным принципам просветительской деятельности, изложенным в статье 2 настоящего Закона.

Состав участников проекта зависит от конкретных обстоятельств и определяется совместным решением государственных и неправительственных органов управления и системы просвещения.

Читайте также:
Что относится к целевым программам

ГЛАВА 5. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья 22. Понятие просветительского учреждения.

К просветительским относятся учреждения неформального образования, основной задачей которых является проведение мероприятий по пропаганде, распространению и разъяснению научных знаний и иных социально значимых сведений.

Данные учреждения функционируют как основные структурные подразделения системы просвещения, осуществляющие свою деятельность в непосредственном контакте с аудиторией.

Статья 23. Типы просветительских учреждений.

В зависимости от реализуемых ими программ, просветительские учреждения подразделяются на:

— монопрофильные — одна определенная программа или несколько программ одного профиля;

— многопрофильные, реализующие просветительские программы различного содержания и направленности.

С учетом конкретных обстоятельств просветительские учреждения могут создаваться и действовать как на постоянной, так и на временной основе.

Статья 24. Право на просветительскую деятельность.

Создание и регистрация просветительских учреждений осуществляется в соответствии с национальным законодательством. Право заниматься просветительской деятельностью и создавать для этих целей соответствующие учреждения предоставляется организациям и отдельным гражданам, располагающим требуемой квалификацией и опытом, а также ресурсами, необходимыми для успешного выполнения поставленных задач.

Право на создание просветительских учреждений имеют:

— центральные и региональные органы государственной власти и управления;

— органы местного самоуправления;

— негосударственные (неправительственные) организации и учреждения;

— учреждения системы образования;

— учреждения науки и научные сообщества;

— учреждения культуры и их объединения;

— творческие союзы деятелей культуры;

— общественные организации и общественные движения;

— средства массовой информации;

Просветительские учреждения, создаваемые общественными организациями и общественными движениями, регистрируются в министерстве юстиции.

Задание 2. Изучите стендовую информацию о просветительских проектах педагогического университета и других образовательных учреждений, представленную на интернет-сайтах. Дайте характеристику одного из проектов (на выбор).

Цель: уметь обобщать, анализировать информацию, знать направления просветительской деятельности учителя.

Рекомендации по выполнению задания: В представлении просветительского проекта образовательного учреждения используйте следующие критерии:

· Инициаторы и исполнители проекта

· Масштаб просветительской программы (проекта)

· Активность школьников (студентов)

· Продуктивность просветительской деятельности

Требования к отчету по данному заданию: характеристика просветительского проекта образовательного учреждения.

Критерии оценки задания:

— ясность и точность объяснительного текста;

-способность ориентироваться в ресурсах Интернета;

-умения презентации продукта;

-наличие оценочных суждений;

Формы и технологии учебной деятельности студентов: информационно-коммуникативные технологии, работа в группах.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Студопедия рекомендует:

Частичная и полная санитарная обработка людей. Порядок проведения полной санитарной обработки на санитарно обмывочных пунктах Защита продуктов питания и воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами.
Международные организации по защите прав человека Международный механизм защиты основных прав включает как условия их реализации (содействие осуществлению международных договоров в.
Понятие аналитической работы в органах внутренних дел, ее задачи и основные принципы Термин «аналитическая работа», употребляемый в органах внутренних дел (полиции), означает исследовательскую.
Виды взаимоотношений в коллективе Человек является решающим звеном деятельности любой организации; ни материально-технические условия.
Назначение, место установки предельного столбика? Предельный столбик – постоянный сигнальный знак, который указывает место, далее которого на ж/д.

Источник: studopedia.ru

Технология культурно-просветительской деятельности

Понятие и сущность культурно-просветительской деятельности

Определение 1

Культурно-просветительская деятельность – это процесс достижения определенной гармонии, которая дает социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, психологический и личностный комфорт.

Реализуя технологию культурно-просветительской деятельности, педагог осуществляет работу по воспитанию базовой культуры личности, занимается созданием предпосылок для развития у детей индивидуальных способностей, направленных на удовлетворение собственных, общественных и государственных интересов.

Технология культурно-просветительской деятельности имеет гуманистический, развивающий и культурологический характер.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Основные функции технологии культурно-просветительской работы:

  1. Культурно-творческая.
  2. Развивающая.
  3. Информационно-просветительская.

Технология культурно-просветительской деятельности должна осуществляться не только в рамках образовательной деятельности, но и за ее пределами, в рамках культурно-массовых институтов (музеи, театры, центры досуга и т.д.), с целью культурного роста населения страны.

Основные направления культурно-просветительской деятельности

Замечание 1

Технология культурно-просветительской деятельности направлена на развитие эстетических и духовно-нравственных ценностей, возрождение культурных традиций, формирование здорового образа жизни и патриотизма и др.

Основные направления технологии культурно-просветительской деятельности, реализуемой в рамках образовательных учреждениях:

  1. Культурно-просветительская деятельность, организуемая с детьми:
    • организация и проведение цикла концентров, в которых принимают участие сами дети;
    • организация и проведение тематических концертов, в соответствии с возрастными возможностями и потребностями;
    • организация в образовательном учреждении различных творческих коллективов, их участие в разнообразных проектах, выступлениях и т.д.;
    • посещение детьми и педагогами учреждений культуры и иных организаций (концерты, картинные галереи, театры и т.д.).
    • Культурно-просветительская работа, проводимая с родителями – осуществляется в форме родительских собраний, педагогических советов, родительских конференций, тематических консультаций, круглых столов, открытых занятий и т.д.
    • Культурно-просветительская работа педагогов – осуществляется с использованием разнообразных методов и форм (беседы, лекции, диспуты, дискуссии, олимпиады, кружки, курсы и т.д.). Как показывает практика, наиболее популярными являются методы, которые включают в себя игровые приемы, творческие мастерские, мастер-классы и т.д.

    «Технология культурно-просветительской деятельности »
    Готовые курсовые работы и рефераты
    Решение учебных вопросов в 2 клика
    Помощь в написании учебной работы

    Значимость культурно-просветительской деятельности заключается в том, что она способствует расширению кругозора человека, позволяет ему найти достойное место в обществе, помогает быть полезным для окружающих людей и государства.

    Большую значимость культурно-просветительская работа имеет для педагогов. Успешен в своей профессиональной деятельности тот педагог, который постоянно совершенствует свои знания, расширяет и углубляет их, реализует в работе с детьми профессиональные культурно-просветительские компетенции.

    Замечание 2

    Основными формами культурно-просветительской работы с подрастающим поколением являются разнообразные экскурсии, консультации, лекции, клубы, конкурсы, встречи с интересными или знаменитыми людьми, праздники, исторические игры и т.д.

    Роль педагога в культурно-просветительской деятельности

    На протяжении всей истории отечественной системы образования, педагог воспринимался как просветитель, активный участник культурно-просветительской работы. Педагог – это тот человек, который профессионально «несет» просвещение и культуру в массы.

    С переходом на многоуровневую профессиональную подготовку педагогических кадров и введение в систему образования ФГОС, культурно-просветительская деятельность стала одной из обязанностей современного педагога. Данный вид деятельности обозначен во ФГОС конкретными компетенциями педагогической деятельности.

    В связи с чем, к профессиональным компетенциям педагога предъявляют ряд следующих требований:

    1. Умение на должном уровне разрабатывать и реализовывать различные просветительские программы, в том числе с использованием современных компьютерных технологий.
    2. Уметь организовывать эффективное взаимодействие между всеми участниками культурно-просветительской деятельности.
    3. Использовать в своей работе опыт отечественных и зарубежных педагогов по организации культурно-просветительской деятельности.
    4. Умение выявлять и использовать в собственной культурно-просветительской деятельности возможности образовательного учреждения и иных институтов просвещения, а также региональной культурной и образовательной среды.

    Базовыми аспектами культурно — просветительских компетенций являются:

    1. Функция просвещения – это желание и готовность принимать активное участие в культурной жизни общества и государства, создавать объекты культуры, использовать в своей деятельность мировое культурное наследие.
    2. Пропаганда культуры – принимать активное участие в создании единого культурного, научного, образовательного и информационного пространства, транслирующего культурно-историческое наследие России.
    3. Воздействие на сознание – умение оказывать необходимо содействие на раскрытие и развитие у подрастающего поколения нравственных идеалов и ценностей обществами средствами культур.
    4. Политическая функция — способность участвовать в постановке и решении актуальных задач российской государственной политики в области национально — культурных отношений, развития этнокультурного образования и межкультурных коммуникаций.

    Источник: spravochnick.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru