Психокоррекционную работу можно понимать как психологическое вмешательство с целью оказания помощи в разрешении поведенческих и личностных проблем ребенка и исправление недостатков его психического развития с помощью специальных средств психологического воздействия. И.В. Дубровиной[116] сформулированы основные принципы психологической коррекции (рис. 4.5).
Принцип первый – единство коррекции и развития, означающий, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
Принцип второй – единство возрастного и индивидуального в развитии, предполагающий индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.
Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития, означающий, что задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.
Вводная видеолекция к курсу «Основы психокоррекции»
Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым.
Принцип пятый – подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному, означающий, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.
Принципы психокоррекции
• единство коррекции и развития;
• единство возрастного и индивидуального в развитии;
• единство диагностики и коррекции развития;
• деятельностный принцип осуществления коррекции;
• подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному.
Рис. 4.5. Принципы психокоррекционной работы
При составлении коррекционной программы необходимо соблюдать следующие требования.
1. Четкое формулирование целей коррекционной работы.
2. Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционной работы.
3. Определение стратегии и тактики проведения коррекционной работы.
4. Четкое определение формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая или смешанная).
5. Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы.
6. Определение частоты необходимых встреч (например, встречи будут происходить ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, раз в две недели и т. д.).
7. Определение длительности каждой встречи, каждого коррекционного занятия (от 10–15 мин. в начале коррекционной программы до 1,5–2 часов на заключительном этапе).
8. Разработка конкретной коррекционной программы в целом и определение содержания каждого коррекционного занятия.
Методология формирования психокоррекционных программ. Лидия Кузьменкова
9. Отбор конкретных методик и техник для предстоящей коррекционной работы.
10. Подготовка необходимых материалов и оборудования.
11. Планирование форм участия других лиц (медиков, педагогов, социальных работников и др.) при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т. д.
12. Определение формы контроля динамики хода коррекционной работы.
13. Реализация коррекционной программы и внесение дополнений и изменений в программу по ходу работы.
14. Оценка эффективности реализованной программы[117].
Для определения основных направлений, форм и методов психокоррекционной работы с младшими школьниками необходимо проведение комплексного психодиагностического обследования детей, которое позволит осуществить прогнозирование развития ребенка и выбор стратегии конструирования его психокоррекционной программы. Психодиагностическое обследование предполагает возможность применения как стандартизированных, так и нестандартизированных методов, избираемых в соответствии с задачей и запросами практики и полезных для выбора путей оптимальной психокоррекции недостатков психического развития (наблюдение, беседы, психологический анализ уроков, анкеты, опросники, тесты, социометрия и др.). Использование адекватных методов и конкретных методик требует высокой компетентности диагноста, владения навыками психодиагностического обследования и умения интерпретировать полученные результаты. Грамотно спланировать психокоррекционную работу позволяет выяснение следующих вопросов: сформированность основных компонентов учебной деятельности, особенности познавательной сферы, личностного развития младших школьников, способность устанавливать качественно иной тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками, характерный для младшего школьного возраста, удовлетворенность (или неудовлетворенность) детей общением со взрослыми, прежде всего с родителями, успешность учебной деятельности и отношение к школе, уровень самооценки и притязаний, положение ребенка в системе личных взаимоотношений класса; особенности внутрисемейного общения и др. Эти данные позволяют выделить «группу риска», т. е. младших школьников, с которыми необходимо проведение психокоррекционной работы; выявить детей с определенными особенностями психического развития, нуждающихся в профилактике возможных трудностей; выбрать конкретные средства и формы их психологического сопровождения; составить рекомендации учителям и родителям на основе полученного социально-психологического портрета детей.
Направления развития и психокоррекции детей младшего школьного возраста ориентированы на активизацию основных четырех сфер: эмоциональной, когнитивной, социальной, а также соматической сферы, связанной с развитием систем восприятия и двигательных актов. Это соответствует включению следующих основных блоков в цикл психокоррекционных занятий (табл. 4.5)[118]:
Таблица 4.5
Цикл психокоррекционных занятий
Эмоционально-мотивационный блок психокоррекционных занятий
Реализуемые задачи:
1) создание ситуации успешной деятельности;
2) обеспечение атмосферы эмоционального приятия, снижающей страхи, тревогу и фрустрацию;
3) формирование мотивации развития, в том числе школьной мотивации;
4) формирование модели потребностного будущего и обеспечение приятия ее детьми как личной цели развития;
5) формирование адекватной, гибкой самооценки;
6) развитие рефлексии, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли
Социально-нормативный блок психокоррекционных занятий
Реализуемые задачи: 1) формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях;
2) развитие навыков успешной коммуникации;
3) формирование навыков успешной совместной деятельности;
4) развитие способности критически воспринимать внешнюю оценку, повышение стрессоустойчивости при взаимодействии
Перцептивный блок психокоррекционных занятий
Реализуемые задачи: 1) развитие возможностей восприятия;
2) формирование базовых пространственно-временных представлений;
3) согласованная и координированная тренировка работы анализаторов в двух и трех модальностях одновременно
Когнитивный блок психокоррекционных занятий
Реализуемые задачи: 1) формирование ориентировочной основы деятельности;
2) развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, речь);
3) развитие вербального и невербального интеллекта, формирование эффективных навыков стратегий учебной деятельности
К наиболее распространенным методам психокоррекционной работы с младшими школьниками относятся различные психотехнические игры и упражнения, направленные на целостное развитие личности ребенка и решение конкретных психологических проблем, на коррекцию и развитие определенных познавательных процессов или личностных особенностей; психогимнастика — метод практической психокоррекции, предполагающий невербальное выражение переживаний, эмоциональных состояний, личностных проблем. В психокоррекционной работе младшими школьниками широко используются игротерапия, предполагающая воздействие на детей с помощью игры; арттерапия — метод психокоррекции и психотерапии, основанный на искусстве и творчестве; сказкотерапия — метод воздействия на психику с помощью придуманных историй, в сказочной форме; куклотерапия — метод психокоррекции с использованием кукол.
Музыкотерапия в психокоррекционной работе с младшими школьниками основана на использовании определенных музыкальных произведений, которые оказывают существенное влияние прежде всего на эмоциональную сферу ребенка: изменяют настроение, снижают тревогу и напряжение, раздражительность и агрессивность, депрессию, повышают психический тонус и т. д.
Практический пример
Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности в себе используются произведения Шопена «Мазурка и прелюдии», Штрауса «Вальсы», Рубинштейна «Мелодия», для снятия эмоционального напряжения – произведения Баха «Концерт ре-минор для скрипки», Бартока «Соната для фортепьяно», Брукнера «Месса ми-минор», Баха «Кантата № 21», Бартока «Квартет № 5» и др.
Цветовое воздействие на ребенка также обладает достаточно сильным эффектом. Цвет давно стал использоваться в качестве вспомогательных приемов психокоррекционной и психотерапевтической работы, определенные цветовые гаммы способны оказывать воздействие на психическое состояние ребенка.
Часто цветовые воздействия сочетаются в одной программе с музыкальными, это объясняется сходством эмоционального реагирования детей на музыкальные и изобразительные виды искусства и данными о типе их реагирования на определенные цветовые тона. Существуют специальные разработки цветомузыкальных установок, в которых сочетается музыкальный фон программы с приемами цвето-световых воздействий.
В психокоррекционных целях используется также библиотерапия – это метод «лечебного чтения», который реализуется в виде прослушивания отрывков из художественных произведений (прозы, стихов). В процессе и после чтения литературных произведений значительно изменяется настроение и самочувствие. Книга способна отвлекать ребенка от тревожащих мыслей, избавляет от скуки, пробуждает интерес к познанию.
На психокоррекционных занятиях может использоваться аромофитотерапия, предполагающая использование в терапевтических, коррекционных и профилактических целях ароматов растений, которые разделяются на три группы:
• стимулирующие и тонизирующие нервную систему;
• успокаивающие нервную систему;
• ароматические адаптогены, нормализующие функциональное состояние как при повышенной, так и при сниженной активности нервной системы.
В психокоррекционной работе с младшими школьниками могут использоваться элементы нервно-мышечной релаксации и аутотренинга. Аутогенная тренировка – это метод, повышающий при помощи специальных формул самовнушения возможности саморегуляции. Нервно-мышечная релаксация – это метод, который сводится к выработке способности к произвольному расслаблению поперечно-полосатых мышц. Вызывая расслабление с помощью нервно-мышечной релаксации, создаются необходимые предпосылки для освоения других, более сложных приемов саморегуляции. Овладение целенаправленной концентрацией внимания на мире внутренних ощущений способствует формированию внутренних средств контроля и управления протеканием психических функций.
На психокоррекционных занятиях с младшими школьниками также могут использоваться сенсорная репродукция, предполагающая создание чувственных образов, концентрацию внимания на воображаемых предметах; идеомоторная тренировка – это процесс интенсивного представления движения, воспринимаемый как собственное движение, который может способствовать выработке, стабилизации и исправлению навыков и ускорить их развитие в практической тренировке; различные виды специальных двигательных и дыхательных упражнений, которые положительно влияют на умственную и физическую работоспособность, помогает снять ощущения усталости, напряжения, тревоги.
Практический пример
Идеомоторная тренировка в психокоррекционной работе с младшими школьниками может быть проведена в виде игры в воображаемую «волшебную палочку» (которая стала невидимой), где определенным образом, называют действия «ученика и учителя» словами, что способствует развитию произвольного управления своими движениями и двигательного воображения.
В рамках психокоррекционной работы с младшими школьниками часто проводятся различные психологические тренинги. Психологический тренинг можно определить как совокупность активных методов обучения навыкам поведения, самопознания и саморазвития посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии. Проработка содержания психологического тренинга осуществляется с помощью групповой дискуссии, различных видов игровых методов, психодрамы, психогимнастики, методов развития социальной перцепции и др.
Психокоррекционная и развивающая работа с проблемными младшими школьниками должна сопровождаться консультациями учителей, работающих с ними, организацией соответствующей работы педагогов и родителей по исправлению имеющихся трудностей в обучении и поведении конкретных учеников, оказанием отсроченной помощи тем детям, которым по результатам предварительного психодиагностического обследования не потребовалась немедленная помощь, но проблемы которых могут проявиться позднее. Целесообразность предпочтения того или иного вида и методов психокоррекционной работы во многом будет определяться конкретной ситуацией, возможностями психолога-практика, а также степенью выраженности личностных и поведенческих проблем ребенка.
Критериями эффективности психокоррекционной работы можно считать: позитивные сдвиги в развитии познавательных процессов и личностной сферы ребенка, повышение учебной мотивации, результативности его учебной деятельности, гармонизация личности ребенка, улучшение межличностных отношений ребенка и положительные изменения в его социальном статусе, эмоциональном самочувствии и самооценке, улучшение психологического микроклимата в классе, повышение общего уровня гуманизации и оптимизации целостного педагогического процесса и др. Эффективность психокоррекционной работы с детьми, возможность достигать взаимопонимания с учителями и родителями во многом зависят от степени их участия в такой работе, от их психологической грамотности и способности воспринимать и выполнять рекомендации психолога.
Источник: med-tutorial.ru
Основные принципы психологической коррекции
Среди принципов, которые определяют эффективность психокоррекционной работы, выделяют семь основных:
1) принцип единства коррекции и диагностики;
2) принцип нормативности развития;
3) принцип коррекции «сверху вниз»;
4) принцип коррекции «снизу вверх»;
5) принцип системности развития психической деятельности;
6) деятельностный принцип коррекции;
7) принцип вовлечения ближайшего окружения клиента в психокоррекционную работу.
Давайте разберёмся по порядку.
1. Принцип единства диагностики и коррекции.
Эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей ей диагностической работы.
Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно предшествует этап прицельного комплексного диагностического обследования, на основании которого составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы.
Во-вторых, на протяжении всего времени коррекционно-развивающего воздействия требуется постоянный контроль за динамикой изменений личности, поведения, деятельности клиента, за изменениями в его эмоциональном состоянии, чувствах и переживаниях. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой коррекционно-развивающей программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента. Таким образом, контроль динамики хода эффективности коррекции, в свою очередь, требует осуществления диагностических процедур, пронизывающих весь процесс коррекционной работы и предоставляющих психологу необходимую информацию и обратную связь.
2. Принцип нормативности развития.
Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга психологических возрастов. Понятие «психологический возраст» было введено Л.С.Выготским, который понимал под психологическим возрастом тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период. Поэтому при разработке психокоррекционных программ всегда учитываются и особенности социальной ситуации развития, и уровень сформированности психологических новообразований, их значение на данном этапе возрастного развития, и уровень развития ведущей деятельности как деятельности, играющей решающую роль в развитии.
Кроме понятия «возрастная норма», психологу приходится встречаться с понятием «индивидуальной нормы», которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента, с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития.
4. Принцип коррекции «снизу вверх».
При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматривается упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения. Таким образом, клиент не учится чему-то новому, он становится лишь более эффективным в том, что и раньше умел делать.
5. Принцип системности.
Принцип системности (называемый также принципом единства коррекции и развития) задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и неравномерность их развития. При определении целей и задач коррекционно-развивающей работы специалист главным образом исходит из прогноза развития, а не из имеющихся на сегодняшний день трудностей, что позволяет не только решить актуальные проблемы, но и предотвратить отклонения в развитии в будущем. Этот принцип очень важен, поскольку даёт возможность устранить причины проблемы, а не просто бороться с их проявлениями. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.
6. Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.
Указанный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, создаётся необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, которое направляет в нужное русло активность человека.
Согласно данному принципу, главной линией коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, в межличностных взаимодействиях, в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента.
При реализации этого принципа в коррекционной работе с детьми особенно широко используется понятие «ведущей деятельности». В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различных ее разновидностях, младшем школьном — учебная деятельность, в подростковом возрасте — это общение и совместная деятельность со сверстниками.
Таким образом, деятельностный принцип коррекции, во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.
7. Принцип вовлечения ближайшего окружения клиента в психокоррекционную работу.
Как показывает практика, наиболее эффективны те коррекционные и коррекционно-развивающие программы, в реализации которых наряду с психологом принимают участие члены семьи клиента, педагоги, медики, социальные работники и другие специалисты. Данный принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента. Система отношений клиента с близкими, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития данного человека. Человек не развивается как изолированный индивидуум отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми, он развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный человек, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.
Принципы психокоррекции
Выбор цели, направленности и вида коррекции, т.е. стратегии ее осуществления, определяется основными принципами психокоррекционной работы.
Принцип единства диагностики и коррекции отражает сущность психокоррекции, ее направленность, цели и задачи. Д.Б. Эльконин отмечал, что необходима специальная диагностика, направленная на контроль за ходом психического развития детей с целью коррекции обнаруживаемых у них отклонений.
Контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось как можно раньше.(Психолог не просто ставит диагноз и разрабатывает программу дальнейшего развития личности, способностей, но и в значительной мере сам осуществляет часть коррекционной, воспитательной работы. Таким образом, началу использования любого метода коррекционного воздействия предшествует диагностический этап, целью которого является комплексное психологическое обследование, по результатам которого определяются вид, пути и средства дальнейшего психологического воздействия. Такая диагностика должна быть комплексной, она требует применения набора психологических методов, направленных на исследование различных психических процессов, личностных качеств и форм деятельности. Эффективность психокоррекции зависит от тщательности и глубины постановки психологического диагноза. Вместе с тем диагностика не только предшествует психологическому воздействию, но и служит средством контроля изменений личности, эмоциональных состояний, поведения, познавательных функций в процессе коррекционной работы, а также является инструментом оценки ее эффективности.
Принцип «нормативности» требует учета основных закономерностей психического развития, последовательности сменяющих друг друга возрастных стадий. Психологические особенности возрастных этапов определяются, согласно теории Л.С. Выготского, следующими критериями:
- 1) социальной ситуацией развития, системой отношений, в которую ребенок вступает в обществе, тем, как он ориентируется в общественной жизни;
- 2) основным, или ведущим, типом деятельности ребенка в данный период;
- 3) основными новообразованиями развития.
В соответствии с принципом «нормативности» принимается некоторая «возрастная норма». При определении стратегии коррекционной работы, ее целей необходимо исходить из сопоставления идеального «эталонного» нормативного развития и особенностей развития конкретного индивида. Задавая эталон развития на том или ином возрастном этапе, принцип «нормативности» дает прообраз будущего развития ребенка. Ближайшие перспективы развития определяются актуальной ситуацией, имеющей решающее значение для формирования будущей личности. Таким образом, при составлении коррекционных программ очень важно понимать уникальность каждого возрастного этапа, использовать все потенциальные возможности и ресурсы, заложенные в каждом возрасте.
Ориентируясь на нормативную идеальную модель развития, необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности ребенка. В связи с этим при определении необходимости и цели проведения коррекции задача психолога состоит в том, чтобы, используя результаты проведенного психологического обследования ребенка, тщательно обосновать «оптимум» его достижений в пределах возрастной нормы [Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990].
Принцип системности требует прежде всего учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе, гетерохрон- ности, разновременности созревания различных психических функций с опережающим развитием одних по отношению к другим. Каждая из психических функций имеет свою хронологическую формулу, свой цикл развития. Наблюдаются сензитивные периоды ее более быстрого, скачкообразного развития и периоды относительной замедленности формирования. Реализация этого принципа в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление о системе причинно- следственных связей.
Принцип системности основывается также на идее о системном строении дефекта, сформулированной Л.С. Выготским (1960), который различал в нарушенном развитии две группы симптомов: первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (например, нарушение слуха и зрения при поражении органов чувств), и вторичные — нарушения, возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Вторично недоразвиваются те функции, которые непосредственно связаны с поврежденной, — так называемое специфическое недоразвитие (например, недоразвитие речи у детей с нарушениями слуха). Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде (например, в дошкольном возрасте наиболее уязвимыми являются тонкая моторика и речь, именно они страдают при воздействии в данном возрасте самых различных вредностей: инфекционных заболеваний, хронических заболеваний, психических травм). Важнейшим фактором возникновения вторичных нарушений является социальная депривация.
Вторичный дефект, по мнению Выготского, — основной объект в психологическом изучении и коррекции развития. Необходимо как можно раньше выявить и провести мероприятия по преодолению вторичных нарушений, так как пропущенные сроки в обучении и воспитании автоматически не компенсируются в более старшем возрасте.
Принцип системности требует организации многоплановой работы, учитывающей как актуальный уровень развития ребенка, так и «зону его ближайшего развития» (перспективный, ориентированный на будущее уровень), включающую в себя направленное коррекционное воздействие на первичные и вторичные дефекты с опорой на сохранные функции и сильные стороны личности, а также интенсивное развитие функций, находящихся в сензитивном периоде.
Деятельностный принцип коррекции строится на основных закономерностях функционального и онтогенетического развития психики: деятельности как движущей силы развития [Леонтьев, 1972], ведущей деятельности как определяющего критерия психологического возраста (Д.Б. Эльконин).
Деятельностный принцип определяет предмет приложения коррекционных усилий и задает способ коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка путем формирования обобщенных способов ориентировки. Исходя из этого, основным направлением коррекционной работы следует считать целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки ребенка в различных сферах предметной действительности и межличностных отношений. Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не в виде отдельных упражнений по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.
Опора на ведущую деятельность и варьирование разнообразных видов деятельности — процессуальной (например, игровой, эстетической), продуктивной (например, конструирования, лепки, изобразительного творчества), учебной, трудовой, совместной, общения как специфической формы деятельности — делают процесс психокоррекции продуктивным и эффективным, с одной стороны, а с другой, вызывая интерес у ребенка, определяют тем самым мотивационный аспект психокоррекционного процесса. Этот принцип утверждает триединство задач любой психокоррекционной программы: коррекционной, развивающей и профилактической.
Коррекционная программа направлена на исправление отклонений и нарушений развития, развивающая — на оптимизацию и обогащение содержания развития, профилактическая — на предупреждение отклонений и трудностей развития.
Принцип коррекции «сверху вниз», сформулированный в 1956 г. Выготским, определяется ведущей ролью обучения в психическом развитии ребенка. В качестве основного содержания психокоррекционной работы, согласно этому принципу, выдвигается создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка с целью активного формирования того, что должно быть ребенком достигнуто в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями общества.
Принцип учета индивидуальных и личностных особенностей ребенка определяет необходимость индивидуального подхода при выборе целей, задач, способов и программ психокоррекционной работы. Уникальность и неповторимость каждой личности делает невозможным шаблонный, универсальный подход к психокоррекции. Это сложный и творческий процесс, требующий от психолога не только профессиональной, но и личностной готовности к его осуществлению. Защита прав и интересов ребенка, абсолютная вера в его силы и возможности, безоценочность отношений и безусловное принятие — это неполный перечень требований к профессиональному и личностному уровню развития профессионала, занимающегося психокоррекцией.
Перечисленные выше принципы организации психокоррекционной работы в самом общем виде предопределяют разработку и построение индивидуальных психокоррекционных программ.
Источник: studme.org