Основные принципы программы вдохновение

Содержание

Попова, О. В. Первые шаги по внедрению инновационной образовательной программы «Вдохновение» в воспитательную деятельность детского сада / О. В. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83840/ (дата обращения: 03.07.2023).

В настоящее время в системе дошкольного образования происходит поиск новых моделей и путей организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

В 2020 году наш детский сад стал инновационной площадкой Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования по модернизации образования дошкольной организации и внедрению инновационной программы « Вдохновение » .

Свою работу я решила начать с изучения теоретических основ и идей программы «Вдохновение».

Цели и задачи данной программы оказались близки нашему пониманию педагогического процесса. Мы считаем, что целостное и разностороннее развитие детей возможно только при создании системы благоприятных условий для развития. [1, с.147]

ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ. ЭЛЕМЕНТЫ, ПРИНЦИПЫ, ПРОГРАММЫ И ПРИМЕРЫ

В нашей группе мы постарались создать мотивирующую образовательную среду для достижения лучших результатов личностного, социального, эмоционального, когнитивного и физического развития каждого воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей. [1, c. 109]

Среда, которую мы создали в группе, предоставляет ребенку возможности для развития по индивидуальной образовательной траектории через общение, игру, исследование, различные формы детской активности. [1, с.240]

Когда в группе стала внедряться инновационная программа « Вдохновение » , была проведена встреча с родителями по ознакомлению с данной программой. Родители группы активно поддержали наше стремление реализовать программу.

И вот мы приступили к работе с детьми.

Дневной цикл группы представлял собой следующую модель «План-дело-анализ». В течение дня воспитанники вместе со взрослыми совершали увлекательную, поисково-познавательную, творческую работу.

Важным общим событием начала дня в детском саду стал утренний круг, именно он стал нашим Планом. По сигналу колокольчика мы собирались вместе, чтобы почувствовать себя одним целым и отметить общее начало дня. Мы обсуждали общие темы, рассказывали о своих чувствах, играли и пели.

Интересным методом для нас стала организация утреннего совета с детьми. Нами ставилась задача: что бы вы хотели изучить, какую тему мы выберем. Детям предлагалось выбрать из нескольких возможных тем, показанных на стенде.

А уже после по каждой теме составлялся план-паутинка, в котором отображалась вся запланированная деятельность в центрах развития.

В процессе утреннего круга дети вместе с педагогом играли в какую-либо игру по теме проекта: пальчиковую, подвижную, дыхательную гимнастику или релаксационное упражнение, которые способствовали объединению воспитанников между собой и были направленны на создание радостного настроя в группе.

Также в ходе выбора я сообщала детям о том, какие центры сегодня работают и давала обдумать свой выбор и определиться.

Технологии реализации основной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение»

Компонент «Дело» активно происходил в таких центрах, как: центр STEM-образования, уголок творчества, центр игры, центр спорта, а также в ходе режимных моментов, в непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной игре воспитанников.

Работа с детьми в группе «Теремок» строилась на основе проектно-тематического подхода. [1, с.204] В программе «Вдохновение» изучение темы в ходе проектной деятельности является одним из предлагаемых способов освоения знаний детьми дошкольного возраста. Тема может быть подана как педагогом, так и детьми. Все, что происходит в детском саду и вне детского сада, может быть толчком для выбора темы проекта. [1, с. 117]

Для реализации целей и задач программы нами были созданы речевые проекты, поддерживающие мотивацию и интересы детей.

Развитие речи детей происходило в театрализованной деятельности. Активно применялась инсценировка изученных произведений в театральной студии «Волшебная маска». Также воспитанники могли самостоятельно сочинить сказку и под руководством воспитателя воплотить ее на сцене студии.

Чтобы сформировать предпосылки к изучению грамоте выстраивалась работа в центе STEM-образования: используя кубики дидактического набора Фридриха Фребеля воспитанники выкладывали буквы по заданным фотокарточкам. Детям было интересно, ведь карточка и кубики в результате представляли яркую и запоминающуюся модель. [2, с.11]

В ходе образовательной деятельности обязательно учитывался принцип дифференцированного обучения, при котором учитывались готовность, интересы и особенности каждого ребенка. [1, с.217]

Кроме того, активный самостоятельный опыт более ценен для ребенка, нежели пассивное участие или участие по принуждению. Поэтому организация игр в группе была построена на интересе воспитанников и их желании участвовать в совместной деятельности.

Воспитанники нашей группы играли по известным им сюжетам, а также самостоятельно сочиняли сюжетно-ролевые игры, а после подбирали необходимые атрибуты, которые находились в группе.

Образовательный процесс не ограничивался деятельностью в группе. Для становления сознательного отношению детей к своему здоровью организовывались спортивные праздники и подвижные игры. Активное движение положительно воздействовало как на общее самочувствие детей, так и на их эмоциональное состояние.

Каждый день по программе «Вдохновения» был особенным. Итогом деятельности детей могли стать: выставка рисунков или детских поделок; танцевальное выступление или театральный номер, защита проекта и его обсуждение.

В течение дня мы ненавязчиво спрашивали, есть ли идеи. Нам приятно было наблюдать, как рождаются и оформляются детские замыслы. По окончанию самостоятельной творческой работы детям давался сигнал колокольчиком, и дети собирались на «рефлексивный круг», чтобы показать свои работы другим детям и рассказать, чем они занимались, что узнали нового и чему научились.

Дети активно обсуждали свои работы, а я старалась не критиковать и не исправлять произведения детей, а лишь направлять их, старалась показать, что каждая работа для меня по-своему ценна.

Диагностика развития воспитанников основывается на наблюдении за игрой детей и анализом результатов их деятельности. [3, с.33] Данные вносятся в карту развития ребенка в соответствии с образовательными областями и выделенными критериями по каждому направлению развития. [4, с.56]

Программа предоставляет равные шансы как одаренным детям, так и детям с проблемами в развитии, учитывает широкий спектр предпосылок развития детей.

Программа «Вдохновение» позволила нам снизить риск тяжелой адаптации. За счет того, что адаптация проходила постепенно, самостоятельная деятельность организована по интересам детей, проходит в форме игры и присутствует очень много творчества, это успокаивает и раскрепощает детей, программа позволяет формировать навыки общения со сверстниками, а воспитатель является другом, а не наставником.

Читайте также:
Что такое резидентная программа

Технология «План-дело-анализ» изменила формы организации образовательного процесса с детьми, который осуществляется через проекты, и планируются не для детей, а вместе с ними. Наши дети умеют делать выбор интересной для них деятельности, планировать достижение цели, представлять результат своей работы.

Вдохновлять, помогать, удивлять, радовать.

И учиться у детей их взгляду на мир, отношению к этому миру.

Литература:

  1. Загвоздкин, В. К. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / В. К. Загвоздкин, И. Е. Федосова. — 1-е изд. — Москва: Национальное образование, 2019. — 330 c. — Текст: непосредственный.
  2. Маркова, В. А. Образовательный модель «Дидактическая система Фридриха Фребеля» / В. А. Маркова. — 2-е изд. — Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 48 c. — Текст: непосредственный.
  3. Мишняева, Е. Ю. Карты развития детей от 0 до 3 лет / Е. Ю. Мишняева. — 1-е изд. — Москва: Национальное образование, 2020. — 99 c. — Текст: непосредственный.
  4. Мишняева, Е. Ю. Карты развития детей от 3 до 7 лет / Е. Ю. Мишняева. — 1-е изд. — Москва: Национальное образование, 2020. — 99 c. — Текст: непосредственный.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, группа, работа, воспитанник, инновационная программа, интерес детей, образовательный процесс, течение дня, утренний круг.

Похожие статьи

Технология «утренний сбор» как способ внедрения.

Современный образовательный процесс в ДОУ должен быть развернут на организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий.

Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников.

Реализация образовательной программы происходит в течение всего времени пребывания детей в дошкольной организации, в том числе и в режимных моментах. Утренний приём — наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком, для развития.

Элементы технологии утреннего и вечернего круга как средства.

В 2019 году в инновационную программу от рождения до школы в режим дня была включена технология «Утренний и Вечерний круг».

Итак, позывные и организация утреннего круга. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале.

Инновационные технологии социализации дошкольников.

Данная группа создана для детей, не посещающих детский сад, она объединяет. В процессе изучения темы ребята вместе с педагогами собирают папку творческих работ по. В процессе поиска информации, дети учились задавать вопросы друг другу и взрослым (сотрудникам и.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки.

«Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего.

проектная деятельность, детский сад, образовательный.

Работая в группе детского сада с детьми старшего дошкольного возраста, обнаружили противоречия между разным уровнем развития эмоционально-волевой и познавательной сферой, возникающими трудностями усвоения материала общеобразовательной программ.

Использование современных инновационных технологий.

Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности

ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к.

Использование современных образовательных технологий.

Опираясь на данные педагогического мониторинга детей группы, учитывая заказ родителей на

Направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения

Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям.

Основные направления инновационного развития дошкольного.

‒ изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду в целях обеспечения личностно-ориентированного подхода; ‒ расширение сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с другими социальными институтами

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Технология «утренний сбор» как способ внедрения.

Современный образовательный процесс в ДОУ должен быть развернут на организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий.

Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников.

Реализация образовательной программы происходит в течение всего времени пребывания детей в дошкольной организации, в том числе и в режимных моментах. Утренний приём — наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком, для развития.

Элементы технологии утреннего и вечернего круга как средства.

В 2019 году в инновационную программу от рождения до школы в режим дня была включена технология «Утренний и Вечерний круг».

Итак, позывные и организация утреннего круга. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале.

Инновационные технологии социализации дошкольников.

Данная группа создана для детей, не посещающих детский сад, она объединяет. В процессе изучения темы ребята вместе с педагогами собирают папку творческих работ по. В процессе поиска информации, дети учились задавать вопросы друг другу и взрослым (сотрудникам и.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки.

«Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего.

проектная деятельность, детский сад, образовательный.

Работая в группе детского сада с детьми старшего дошкольного возраста, обнаружили противоречия между разным уровнем развития эмоционально-волевой и познавательной сферой, возникающими трудностями усвоения материала общеобразовательной программ.

Использование современных инновационных технологий.

Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности

ребенок, образовательный процесс, воспитатель, проект, этап работы, метод проектов, дошкольное

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к.

Использование современных образовательных технологий.

Опираясь на данные педагогического мониторинга детей группы, учитывая заказ родителей на

Направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения

Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям.

Основные направления инновационного развития дошкольного.

‒ изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду в целях обеспечения личностно-ориентированного подхода; ‒ расширение сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с другими социальными институтами

Источник: moluch.ru

Философия программы

Программа «Вдохновение» учитывает уникальность каждого ребенка и делает акцент на индивидуализации, многообразии образовательных траекторий.

Программа «Вдохновение» предоставляет равные шансы как одаренным детям, так и детям с проблемами в развитии (инклюзия), признает и учитывает широкий спектр предпосылок развития детей, разнообразие в способностях и темпе развития.

Программа «Вдохновение» требует от всех участников педагогического процесса проявления внимания и чуткости к индивидуальным склонностям, интересам, возможностям и потребностям каждого ребенка, готовности поддерживать детей с различными предпосылками развития с помощью индивидуализации и дифференциации обучения.

Для успешной реализации Программы «Вдохновение» возрастной состав групп принципиального значения не имеет. Она одинаково эффективна как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах; в группах типично развивающихся детей и в инклюзивных группах, а также в смешанных группах детей с типичным развитием и детей с ограниченными возможностями развития.

Однако общая практика показывает, что разновозрастный состав группы предпочтительнее, так как он более сообразен устройству общества и социальному развитию ребенка.

Читайте также:
Программа которая меняет лица на аниме

Способ комплектования групп зависит от дошкольной организации — традиций, готовности работать в условиях, более трудных для взрослых, но более комфортных для детей. Программа «Вдохновение» предусматривает возможность гибкой организации образовательной работы, в том числе на основе открытых групп сменного состава, объединяющих детей разного возраста по интересам. Такая организационная форма обладает рядом преимуществ в плане возможностей реализации индивидуальных траекторий развития детей.

2. Принцип преемственности с начальным общим образованием

Образование в течение первых десяти лет жизни является успешным и эффективным в том случае, если дошкольный и начальный уровни образования строятся преемственно, следуют единым общефилософским и дидактическим принципам.

Преемственность должна выстраиваться снизу, ступенчато. Выстраивание «преемственности снизу» целесообразнее всего начинать с самых ранних ступеней образования.

При реализации Программы «Вдохновение» рекомендуется выстраивать кооперацию и преемственность между уровнями дошкольного образования и начальной школы на основе социоконструктивистской модели образования. При этом необходимо соблюсти равновесие между игровой, познавательной, исследовательской и другими формами активности самого ребенка и активностью взрослого, поддерживающего и обогащающего опыт ребенка.

3. Принципы содействия, сотрудничества и участия

Преодолевая парадигму передачи знаний и опыта от взрослого к ребенку, Программа «Вдохновение» продвигает идею полноправного участия ребенка в образовательном процессе.

Принцип участия ребенка в обсуждении вопросов, касающихся его образования, и принятии решений закреплен в Декларации ООН о правах ребенка (ст. 12 и 13).

Ребенок приобретает собственный опыт, осваивает и осмысливает мир, активно строя знания на основе предыдущего опыта в самостоятельной и «совместно-разделенной» деятельности в общении с другими детьми и взрослыми, становясь полноценным участником образовательного процесса.

Принцип содействия и сотрудничества является конкретным выражением социоконструктивистского подхода в образовании и реализуется в качестве сквозного принципа организации образовательной деятельности по Программе «Вдохновение», а также в форме применяемых в рамках Программы методик «Детский совет» и «Магический круг».

4. Принцип обогащения (амплификация) развития через поддержку детской инициативы и интересов

Дети старательно, терпеливо и настойчиво занимаются какой-либо деятельностью, если это им интересно. Опыт показывает, что дети испытывают радость и эмоциональный подъем тогда, когда им позволяют свободно играть, экспериментировать, высказывать свои гипотезы и идеи, выражать себя в различных видах деятельности. Радость и позитивный эмоциональный фон способствуют укреплению веры в себя и настойчивости в достижении учебных целей. Позднее это принесет свои плоды в мотивированной и творческой работе в рамках школьного обучения.

С целью поддержки интересов детей Программа «Вдохновение» предлагает гибкое планирование образовательного процесса, нацеленное на равновесие между собственной (исследовательской, поисковой, игровой и др.) активностью ребенка и активностью взрослого, обогащающего опыт ребенка и поддерживающего его усилия по освоению мира и реализации собственного потенциала.

5. Принцип эмоционального благополучия

Решающим условием успешного развития и важнейшей характеристикой взаимодействия детей и взрослых является эмоциональная атмосфера, в которой протекает образовательный процесс.

Осознанное выстраивание атмосферы доверия и эмоционального комфорта является важным направлением педагогической деятельности по Программе «Вдохновение».

Особое внимание со стороны воспитателей при переходе ребенка из семьи в дошкольную организацию и в ежедневной работе должно быть направлено на формирование отношений привязанности ребенка к педагогу. Устойчивая привязанность создает предпосылки для появления у ребенка чувства защищенности, крайне необходимого для его эмоционального благополучия.

Программа «Вдохновение» предлагает научно обоснованную и практически апробированную методику перехода ребенка из семьи в детский сад, обеспечивающую психологическую адаптацию и укрепление способностей ребенка к преодолению стрессов и нагрузок.

6. Принцип адекватности возможностям ребенка

Постановка задач, помощь и поддержка взрослого, предлагаемые формы активности, должны быть адекватны возрастным возможностям ребенка и протекать в «зоне ближайшего развития». Предлагая новые образовательные идеи и стимулы, взрослые должны опираться на уже имеющиеся знания, понимание, желания, особенности, предпочтения и интересы ребенка. Взрослый должен слушать и слышать ребенка, прежде чем давать ему тот или иной ответ или стимул (мотивацию).

Программа «Вдохновение» предлагает научно обоснованную и практически апробированную методику педагогической диагностики текущего уровня развития ребенка и поддерживающей коммуникации в зоне ближайшего развития, методики педагогических наблюдений в форме портфолио и других формах.

7. Принцип обучения на примере поведения взрослого

Дети особенно чутки к поведению взрослых и стремятся им подражать. Подражание показало себя как эффективное методическое средство непрямой мотивации детей к деятельности.

Действия взрослого, например приготовление завтрака, вязание, сборка конструкций, уборка, притягивают внимание ребенка и вовлекают его в процесс.

В совместной деятельности со взрослым дети учатся многим полезным и важным умениям, расширяя свой кругозор и знания о мире. Совместное решение задач и происходящий при этом социальный обмен представляют собой идеальную среду для развития. Ненавязчивое обучение собственным примером не подавляет активность детей и сохраняет им свободу выбора содержания своих занятий.

8. Принцип признания права на ошибку

При реализации Программы «Вдохновение» каждому ребенку предоставляется право использовать опыт и информацию по-своему, рассматривать и усваивать ее индивидуально, с позиций собственного опыта. Педагоги разрешают детям делать что-то «не так, как надо», пробовать, ошибаться, обнаруживать и исправлять ошибки.

Программа «Вдохновение» признает и утверждает за каждым ребенком право знать и не знать, уметь и не уметь, хотеть и не хотеть. Нет больших и маленьких. Нет достигших и не достигших какой-то внешней нормы. У каждого есть свои сильные стороны и свои проблемы, свои приоритеты и потребности.

Методы поддерживающей коммуникации, предлагаемой педагогам в рамках Программы «Вдохновение», позволяют использовать ошибки в качестве источника ценного опыта и учения.

9. Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах

Игра является формой освоения мира и развития, формой учения, специфической для детей раннего и дошкольного возраста. В игре ребенок приобретает и перерабатывает знания о мире, развивает способности, учится решать проблемы, устанавливает социальные отношения и строит воображаемые миры.

Программа «Вдохновение» предлагает методические рекомендации по созданию условий, поощрению и целенаправленному развитию различных видов игры, характерных для раннего и дошкольного возраста, практические примеры развития традиции детской игры в группах.

10. Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности

Ребенок — прирожденный исследователь, в избытке одаренный любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Если удовлетворены его базовые потребности в привязанности, внимании и любви, если он здоров и хорошо себя чувствует, он начинает активно интересоваться и исследовать свое окружение практически с момента рождения. То, что взрослым, кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребенку, может заинтересовать его и вызвать у него удивление. Исследовательская активность является естественной формой детского освоения мира, процессов детского учения.

Задача взрослых — разделить с ребенком его удивление и интерес, восхититься и удивиться вместе с ним и лишь затем дать необходимые знания, окрашенные этим удивлением.

Для развертывания исследовательской активности и поддержания любопытства детей им важна свобода. Самостоятельность и креативность лучше всего процветают в свободной атмосфере. Если дети не только идут по заданному пути, но устанавливают правила и находят собственные пути решения, то они воспринимают учение как приключение, как увлекательное путешествие, полное открытий.

Когда детской любознательности предоставляют свободу, в детском коллективе появляется множество идей о том, как совершать открытия и достигать результатов. Это пробуждает и усиливает их интерес и любопытство к какому-либо предмету, теме или проблеме. Нахождение собственных решений стимулирует детей к размышлениям, постановке вопросов и поиску ответов, принятию на себя ответственности за свои учебные процессы, проявлению терпения, выдержки, развивает мотивацию к решению задач, формирует положительное восприятие себя как успешных, иногда даже творческих исследователей. Знания, которые дети при этом усваивают, более прочные и глубокие.

Читайте также:
Как работать в anydesk программе

Жесткое определение целей и содержания образования извне затрудняет возможность или вовсе не позволяет растущему человеку получить опыт самоопределения и саморегуляции в различных видах деятельности, созидательного отношения к миру и себе самому, не способствует формированию и развитию желания учиться постоянно и самостоятельно.

11. Принцип вариативности форм реализации Программы «Вдохновение» и гибкости планирования

Программа «Вдохновение» основана на сотрудничестве детей и взрослых, на поддержке детской инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, на вовлечении родителей и социокультурного окружения места расположения детского сада и не задает жестких рамок, планов и форм образовательной деятельности.

Программа рассчитана на компетентного педагога, заинтересованного, вдохновленного, влюбленного в свою профессию. Такой профессионал работает творчески, а не по готовому шаблону с механической реализацией «методики» или «технологии». Он всегда вносит в реализацию Программы что-то оригинальное, свое и ориентируется на интересы и потребности конкретного состава детей и места расположения детского сада. Интересы и пристрастия педагогов являются в этом контексте важным фактором мотивации, заинтересованности в своей работе. Каждый педагогический коллектив призван найти свою оригинальную версию реализации Программы «Вдохновение».

Программа «Вдохновение» открывает возможность для участников образовательных отношений стать ее соавтором.

Организации при разработке своей основной образовательной программы могут добавлять элементы других образовательных программ, собственных методик и формы организации образовательной работы.

Программа «Вдохновение» может быть использована как в массовых дошкольных организациях, ранее работавших по традиционной системе, так и в дошкольных организациях, реализующих международно признанные личностно ориентированные педагогические концепции.

12. Принцип дифференциации

Дифференцированное обучение — это форма организации образовательной деятельности в детской группе, при которой организация и педагоги организуют образовательный процесс и создают развивающую предметно-пространственную среду таким образом, чтобы они предоставляли возможность учесть готовности, интересы и особенности каждого ребенка или небольших групп детей. Педагоги, реализующие подходы дифференцированного обучения, составляют программы; выбирают методы обучения, развивающие средства обучения, организуют образовательный процесс таким образом, чтобы удовлетворить различные потребности воспитанников.

Дифференциация обучения является как педагогическим принципом, так и подходом к обучению. Иными словами, она касается не только выбора «подходящих» методов обучения, но и философии, которая определяет реализацию программы, и условия обучения детской группы.

Дифференцированное обучение — это предоставление детям «многих путей, которые ведут к обучению». Эта идея подразумевает, что педагог приспосабливает программу к детям, а не ждет, что они приспособятся к ней.

Задачей дифференцированного обучения является учет:

  • готовности к обучению;
  • индивидуального темпа развития;
  • интересов;
  • индивидуальных особенностей;
  • образовательного профиля ребенка.

Необходимую информацию педагог собирает в ходе педагогических наблюдений за детьми и оценивания их готовности к обучению с помощью различных методов и приемов (например, беседа с детьми, записи их предпочтений, скрытое наблюдение, общение с родителями и т. д.).

Готовность к обучению определяется уровнем понимания и развития навыков ребенка, а также уже имеющимися знаниями.

Интересы определяются по темам, которые ребенок хочет изучать. Интересы могут быть связаны с жизнью ребенка за пределами организации или могут относиться к каким-то объектам познания.

Образовательный профиль ребенка определяется методами, при которых он обучается лучше, и включает в себя стиль обучения (зрительный, слуховой, кинестетический и т. д.), предпочтения ребенка относительно работы в группе (индивидуально, небольшая группа или большая группа), предпочтения относительно условий обучения, места обучения (тихое светлое помещение, с музыкой и т. д.).

На всех этих четырех уровнях ключевыми словами являются «разнообразие» и «альтернативные способы».

Кроме того, дифференцированное обучение уделяет особое внимание возможности выбора детьми способов работы (индивидуально или в группах), способов выражения, содержания деятельности и т. д. Чтобы выбор детей дошкольного возраста был результативным, альтернативы для выбора, предложенные педагогом, должны:

  • соответствовать поставленным образовательным целям;
  • реально различаться, предоставляя возможность для подлинного выбора детей;
  • защищать ребенка от растерянности при виде избыточного количества вариантов.

Дошкольники должны уметь самостоятельно или при участии педагога не только сделать выбор, но и обосновать его. Это «навык», который имеет важное значение для формирования самостоятельности и ответственности за свой выбор у детей и воспитывается только частой практикой.

Дифференцированное обучение не является:

  • индивидуальным обучением;
  • хаотичным процессом;
  • альтернативным способом организации однородных групп;
  • формой обучения, при которой воспитатель получает больше запросов от одних детей и меньше от других.

Источник: vdohnovenie.space

Что такое программа «Вдохновение» и как организовать по ней образовательный процесс?

Детский сад сегодня – это сложный механизм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. Основным двигателем для слаженной и эффективной работы этого механизма является педагог. Педагог, знающий принципы и основы качественной педагогики и владеющий умениями организовать эффективный, ориентированный на ребенка образовательный процесс.

Программа «Вдохновение» реализует один из главных принципов ФГОС ДО – принцип детоцентризма и утверждает принципы уважения к личности ребенка. В основе программы лежит современное представление о компетентном ребенке, появляющимся на свет с природной мотивацией к учению и участию в окружающей действительности. Задача программы – поддержать и развить врожденную любознательность и инициативность ребенка.

Целью программы «Вдохновение» является целостное и разностороннее развитие детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, их личностное, социальное, эмоциональное, когнитивное и физическое развитие с учетом индивидуальных возможностей и ограничений в условиях новой социокультурной ситуации развития детства, соответствующее требованиям современного общества и государства к качеству дошкольного образования.

Программа создает социальные и материальные условия для раскрытия способностей и талантов ребенка с учетом его индивидуальности. Предлагая работать в русле позитивной социализации и индивидуализации личности, авторы Программы «Вдохновение» рекомендуют учитывать возрастные возможности детей и предлагают методики разностороннего целостного личностного, социального, умственного и физического развития детей. При инвариантности целей в программе заложена вариативность способов их достижения: в зависимости от состава детей в группе детского сада, конкретных условий, возможностей, особенностей социальной и культурной среды месторасположения детского сада, квалификации, предпочтений и интересов педагогического коллектива и родителей.

Главная идея современных программ и модернизации образования в целом — это перестать уже воспитывать детей и научиться помогать им расти в условиях естественного и самоценного периода детства.

Группа в ВК, посвященная программе, — Вдохновение. Дети.

Хотите подробнее узнать о программе и научиться организовывать по ней качественный образовательный процесс? Приглашаем вас на курс центра «Мой университет» — всего за 24 академических часа вы станете настоящим мастером! Стоимость вас также порадует — всего 499 рублей. По окончании обучения Вы получите официальное подтверждение успешного завершения курса — Удостоверение о повышении квалификации в соответствии с законом «Об образовании в РФ».

Источник: moi-universitet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru