Основные принципы программы кабалевского

Содержание

Д. Кабалевский получил в Московской Государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского. Его педагогами были А.Б. Гольденвейзер по фортепиано и Н.Я. Мясковский по композиции.

Большую часть своей жизни композитор занимал ведущие должности в Союзе композиторов и Министерстве культуры нашей страны. В течение 21 года был депутатом. Он представлял Советский Союз в международных культурных организациях. Также Кабалевский был организатором и руководителем Лаборатории музыкального образования и являлся главным редактором нескольких советских журналов, один из которых сам основал.

Произведения композитора (часть А)

Дмитрий Борисович Кабалевский, биография и творчество которого изучаются во всех начальных, средних и высших музыкальных учебных заведениях нашей страны, писал музыку в основном на патриотическую тематику. Он дал миру 5 опер: «В огне», «Кола Брюньон», «Никита Вершинин», «Семья Тараса», «Сёстры»; балет «Золотые колосья»; оперетту «Весна поёт»; кантату «Песня утра, весны и мира», а также «Реквием» на стихи Роберта Рождественского, посвящённый погибшим в борьбе с фашизмом; симфоническое посвящение «Памяти героев Горловки»; музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Д. Кабалевский является также автором большого количества произведений для симфонического оркестра, среди которых: концерты, 4 симфонии, патетическая увертюра, пьесы для фортепиано, а также для виолончели, скрипки.

Музыка, Кабалевский, Первый урок

Музыка Д.Б. Кабалевского отличается хорошим вкусом, профессионализмом, национальным колоритом, в своих произведениях композитор обращается преимущественно к традиционным для XIX века средствам выразительности.

Для детей.

Большой вклад в музыкальное воспитание подрастающего поколения внёс Дмитрий Борисович. Д.Б. Кабалевский верил в светлое будущее: в то, что дети разучатся плакать и будут только звонко смеяться. Он сочинил много пьес для ребятни. Большинство из них исполняют учащиеся музыкальных школ во всём мире и по сей день.

Было много написано детских песен. Все они о дружбе, о пионерах, о школе, о доброте, о взаимопомощи, о Родине. Все мы знаем такие песни, как «Школьные годы» на слова Е. Долматовского, «Наш край» на слова А. Пришельца. Они уже стали классикой. Цикл песен создан композитором о лагере «Артек», что в Крыму.

Дмитрий Борисович написал много книг по музыке для детей: «Прекрасное пробуждает доброе», «Про трех китов и про многое другое. Книга о музыке», «Воспитание ума и сердца. Книга для учителя», «Как рассказывать детям о музыке?» и многие другие. Они актуальны до сих пор.

В 1973 году композитор вёл уроки музыки у первоклассников в московской общеобразовательной школе под номером 209, хотя в то время он уже был профессором консерватории. Дмитрий Борисович возглавлял конкурс юных дарований в Поволжье, поддерживал создание хоровой студии в городе Железнодорожный, активно участвовал в проведении фестивалей искусств в пионерском лагере «Орлёнок».

Система Д.Кабалевского «Музыкальное воспитание школьников». Возродить или забыть?

Великое дело (часть Б)

«ТРИ КИТА» — песня, танец, марш — три основные сферы музыки.

Д.Б. Кабалевский первым описал их в своей книге.

«Как всякий дом стоит на фундаменте, так и эти « три кита » держат на своих плечах весь огромный мир музыки ».

К каждой из них применимы такие широкоохватные определения, как «область», «жанр», «форма», «тип», «характер». Нет, вероятно, ни одной программы по музыке, ни одного учебника, ни одного методического пособия, в котором мы не нашли бы «трех китов». Однако они всегда фигурировали и сегодня продолжают фигурировать лишь как образцы наиболее простых музыкальных форм, как простейшие жанры, доступные восприятию ребят даже на самой начальной стадии их музыкального развития, но отходящие на второй план, уступающие место более сложным формам и жанрам музыки, после того как выполнят свою чисто «дидактическую функцию».

Опора на «трех китов», по мысли ученого, устанавливает естественную связь школьных занятий музыкой с повседневной жизнью школьников. Он считал, что взаимосвязь музыки и жизни — это генеральная тема, своего рода сверхзадача школьных занятий, которая «должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса »

Кроме того, «песня, танец и марш дают возможность объединить большое музыкальное искусство с музыкальными занятиями в школе, обеспечивая при этом теснейшую связь этих занятий с жизнью».

Использование этих массовых жанров помогает вызвать веру и уважение детей к себе, а также доверие и симпатию к учителю. Помимо этого, благодаря песне, танцу и маршу восприятие музыки школьниками становится активно-творческим, аналитическим. И здесь мы подходим к следующему принципу, который сформулирован Кабалевским. Главное, «что должна давать учащимся школа: не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное явление, но и размышлять о нем, в данном случае — не только слушать и слышать музыку, но и размышлять о ней ». Однако педагог предупреждает, что музыка — это не только средство познания, но и превращения любого логического факта в эмоционально одухотворенный.

Концепция Д.Б. Кабалевского

В концепции восприятие музыки рассматривается как основа музыкальной деятельности учащихся. Процесс развития эмоционального, активного, осмысленного восприятия музыки ребенком является неотъемлемой частью становления его музыкальной культуры. Значительной педагогической идеей Кабалевского является введение ребенка в мир музыки через знакомство с «тремя китами» — песней, танцем и маршем, которые открывают двери в такие крупные жанры как опера, балет, симфония и др.

Читайте также:
Как сделать чтобы программы устанавливались на диск d а не на диск с

Содержание программы построено Кабалевским в опоре на закономерности музыки, на принцип тематизма,который композитор образно определяет как процесс восхождения к вершинам музыкального искусства.

Впервые в истории музыкального образования основу учебных тем программы составили сугубо музыкальные и эстетические категорииискусства: интонационная природа музыки, ее язык и речь, жанры,

Заслуживает внимания подход композитора к расширению функций различных видов детского музицирования на уроке. Заявленный в программе девиз «Каждый класс — хор!» убедительно доказывает стремление Кабалевского к упрочению основ хорового исполнительства в общеобразовательной школе. В то же время в учебно-воспитательном процессе главным становится не относительная самостоятельность различных граней музыкальной деятельности, а их внутренняя связь, их единство, когда любая форма общения с музыкой способствует развитию музыкальной культуры школьника.

Д.Б. Кабалевский в своей концепции интерпретировал уже известные методы и приемы обучения, с точки зрения их адекватности природе музыкального искусства: «сходства и различия», «забегания вперед и возвращения к пройденному» (ретроспективы и перспективы), проблемности. Эти методы композитор рассматривал как путь познания ребенком музыки.

Важным аспектом концепции Д.Б. Кабалевского является постановка проблемы совместного творчества учителя и учащихся, успех решения которой зависит от подготовленности к этой работе самого учителя музыки.

Впервые в концепции Д.Б. Кабалевского и его программе были сформулированы требования к профессиональной компетентности учителя музыки: помимо общепедагогической подготовки, квалифицированный учитель должен быть музыкально образованным педагогом — владеть музыкальным инструментом, вокальной и дирижерско-хоровой техникой, знаниями в области истории и теории музыки. И главное — учитель музыки должен любить музыку как живое интонационно-образное искусство, эмоционально ее воспринимать и исполнять. Кабалевский считал важными составляющими мастерства педагога-музыканта слово учителя, способность преподавателя объединять в единое целое все элементы урока, вариативно применять материал программы, избегая жесткой схемы, штампа в преподавании искусства. Он хотел видеть учителя свободным от власти схемы, требующей стандартного графика проведения урока, и призывал всегда помнить, что урок музыки должен быть целостным, объединять все входящие в него элементы в единое понятие музыки, музыкального искусства.

Осмысление содержания музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и многолетний опыт ее применения в практике работы образовательных учреждений России позволил нам сформулировать ее основополагающие принципы: универсальность, интегративность, вариативность, диалогичность.

Размышления о музыке обнаруживают также ее тесную связь со всеми другими искусствами, литературой, а также историей и другими гуманитарными предметами.

Опираясь на художественную природу музыки, исследователь призывал исключить из начального этапа обучения освоение нотной грамоты. Гораздо более важным он считал развитие музыкальной грамотности — по сути, музыкальной культуры, уровень которой не находится в прямой зависимости от усвоения нотной грамоты как таковой.

«Музыкальная грамотность — это способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное, это “особое чувство” музыки, заставляющее воспринимать ее эмоционально <. >на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения, это способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы ».

Ученый раскрыл, в чем заключается творческое начало на уроках музыки: в своеобразии (а не только правильности) ответов учащихся, их стремлении самостоятельно задавать вопросы учителю, в собственных предположениях о характере исполнения, в остроте слуховой наблюдательности, выражаемой детьми вслух. Помимо этого, творческое развитие учащихся проявляется в развитии интонационного и ладового слуха, развитии творческой фантазии в различных ее формах. Важнейшей из таких форм Д. Б. Кабалевский считал импровизацию — мелодическую, ритмическую, динамическую и др.

Заключение.

Концепция великого маэстро привлекла моё внимание своей задачей формирования музыкального развития ребенка. Ведь для музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского принцип деятельности — один из важнейших методологических источников. И задача успешно там, где активными творцами в мире музыки выступают сами дети, а учитель лишь направляет их активность. В концепции Д.Б.

Кабалевского музыкальная культура и музыкальная деятельность образуют процессуальное тождество. Музыкальная деятельность выступает как предпосылка, условие, процесс, форма, итог проявления музыкальной культуры ребенка.

В своей работе с детьми буду активно развивать концепцию Дмитрия Борисовича Кабалевского.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы

2. Королева, Т. П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т. П. Королева. – Минск: БГПУ, 2010 – 216 с.

3. Королева, Т. П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование / Т. П. Королева. – Минск: УП «Технопринт», 2003 – 216 c.

4. Отрывок из «Уроки Кабалевского».

5. «Дм.Кабалевский. Про трёх китов и про многое другое». Пермское книжное издательство. Пермь 1975г.

Источник: poisk-ru.ru

Музыкально-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского

1. Музыкально — педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского

Концепция (от лат. conceptio)
– система взглядов на то или иное понимание
явлений, процессов;
— единый, определяющий замысел, ведущая
мысль какого- либо произведения, научного
труда и т.д.;

2. Система музыкального воспитания

Система (от греч. systema ) – целое,
составленное из частей, соединение;
множество элементов, находящихся в
отношениях и связях друг с другом,
образующих определенную целостность,
единство

3. Система музыкального воспитания


Система музыкального воспитания
деятельность педагога передающего
музыкальный опыт воспитаннику;
деятельность ребенка, активно
осваивающего этот опыт;
средства воспитания;
формы организации музыкальной
деятельности

4. Системы музыкального воспитания разрабатывали:

• Эмиль Жак- Далькроз (Швейцария)развитие музыкально ритмического чувства;
• Золтан Кодая (Венгрия) – развитие ладового
(относительного) слуха;
• Карл Орф (Австрия) – развитие музыкальнотворческих способностей.

5. Дмитрий Борисович Кабалевский 30.12.1904 – 14.02 1987

Выдающийся отечественный композитор,
общественный деятель, ученый, пианист,
дирижер, музыковед, публицист, музыкантпросветитель, педагог- исследователь.
В 70-е годы XX века разработал
собственную целостную художественнопедагогическую концепцию музыкального
воспитания детей

6. В основу концепции положены:

• научные идеи Б.В. Асафьева;
• достижения прогрессивных
педагогов- музыкантов;
• собственные научные разработки;
• огромный практический опыт

7.

Статья
«Требование времени»
Москва, 1983

8. Противоречия в сфере массового музыкального воспитания

9. Разрешение противоречий:

1-е противоречие – название предмета «Музыка», т.к хоровое пене не может
подменять собой всю культуру.
«Музыкальное воспитание – это не воспитание
музыканта, а воспитание человека»
(В.А. Сухомлинский)

Читайте также:
Какими программами пользуются трейдеры для анализа

10. 2-е противоречие —

2-е противоречие Почти все основные принципы и методы и
значительная часть музыкального
материала, заложенного в программу
Кабалевским, были опробованы и
проверены в практическом опыте
автора (беседы с детьми, книга «Про
трех китов и про многое другое»)

11. 3-е противоречие

• Урок должен быть объединен какой-то
единой идеей, темой.
• Был найден путь: предложить
принципиально иной тематизм,
который исходил бы из музыки и на
музыку опирался.
• Темы – это закономерности музыки.

12. Тематизм программы «Музыка»

«Тематизм новой программы – это лестница,
ступени которой (темы) ведут учащихся к
овладению музыкальной культурой. Заменить
одну ступень другой, вытянуть хотя бы одну
из них вообще – значит разрушить всю
лестницу, лишить программу не только
целостности, но и изъять из нее весь
творческий, музыкально- педагогический
смысл» (Кабалевский Д.Б.)

13. Тематизм программы способствовал:

• реорганизации музыкальных занятий, решению
вечного вопроса – «целостность урока музыки»;
• композитору удалось предложить свою логику
представления ведущих закономерностей
музыкального искусства в учебной программе;
• установлению устойчивых связей между этапами
музыкального образования;
• целенаправленным стал процесс формирования
музыкальной культуры школьников.

14. Тематическое построение программы

1 класс (2) «Образ музыки»
1 четверть — «Три кита в музыке – песня,
танец, марш»
2 четверть – «О чем говорит музыка»
3 четверть – «Куда ведут ас три кита»
4 четверть – «Что такое музыкальная
речь»
Содержание, форма, язык

15. 2 класс (3)

1четверть – «Песня, танец, марш перерастают
в песенность, танцевальность, маршевость»
2 четверть — «Интонация»
3 четверть – «Развитие музыки»
4 четверть – « Построение (формы) музыки»
Абстрактно — всеобщие формы
существования музыки как целостного
организма

16. 3 (4) класс

1 полугодие – «Музыка моего народа»
2 полугодие – «Между музыкой моего
народа и музыкой разных народов мира
нет непереходимых границ»
Способность музыки быть средством
человеческого общения.
Школьники изучают коммуникативную
функцию искусства.
Процесс художественного общения на
языке эмоций-интонаций

17. 4 (5 ) класс

1 полугодие – «Музыка и литература»:
1 четверть- «Что стало бы с музыкой, если бы не
было литературы»;
2 четверть — «Что стало бы с литературой, если бы не
было музыки»;
2 полугодие – «Музыка и изобразительное
искусство»:
3 четверть – «Можем ли мы увидеть музыку
4 четверть- «Можем ли мы услышать живопись»

18. Эмоционально-оценочная функция искусства

Интонационная природа искусства;
Искусство – продукт реализации
сущностных сил человека, его
способности к эстетической оценке
мира, способности к художественному
отражению мира

19. 5 (6) класс Преобразовательная функция искусства

1 полугодие – «Преобразующая сила
музыки»
2 полугодие – «В чем сила музыки»
Совместное «исследование» учителем и
учащимися возможностей музыкального
искусства в его воздействии на личность
человека, его эмоциональный,
психологический, духовный мир.

20. 6 (7) класс Познавательная функция искусства

1 полугодие – «Музыкальный образ»
2 полугодие – «Музыкальная драматургия»
Исследуется проблема отражения в музыкальном
искусстве законов объективного мира в самых
сущностных взаимосвязях.
Музыка (сонатное аллегро) становится
художественной моделью диалектики мира.

21. 7 (8) класс

1 четверть – «Что значит современность в
музыке»;
2 четверть – « Музыка серьезная и легкая»;
3 четверть – «Взаимопроникновение легкой и
серьезной музыки»;
4 четверть – «Великие наши «современники»

22.

Обобщение всего пройденного материала
под углом зрения проблем:
— Традиции и новаторство в музыкальном
искусстве;
— Осмысление величия духа и таланта
творцов гениальных творений в музыке;
— Познание сущности понятия
«современность в музыке»;
— Знакомство с современным языком
музыки в самых разных жанрах.

23.

Тематизм программы
Д.Б. Кабалевского –
методологический феномен, не
имеющий аналогов в современной
мировой педагогике

24.

Статья
«Основные принципы и методы
программы по музыке для
общеобразовательной школы»
Москва, 1974.

25. Д.Б.Кабалевский стоял на позиции:

26.

«Для изучения музыки общедидактические
принципы, разумеется нужны, но если они
не проникнуты живым дыханием самой
музыки, они остаются абстрактной схемой»
«Я стремился найти концепцию, которая
исходила из музыки и на музыку
опиралась…»
(Д.Б. Кабалевский)

27.

«Прекрасное пробуждает доброе» — эти слова
Д.Б.Кабалевского – основа его концепции.
От содержания профессионального к содержанию
духовному.
«К сожалению, ни до, ни после Д.Б.Кабалевского ни
один музыкант не пожелал заниматься
образованием слушателей, а не исполнителей. все
готовы работать с будущими профессионалами,
и никто не готов – с теми, для кого эта музыка
пишется и исполняется» (Б.М. Неменский)

28.

«Музыкальную педагогику пришлось во
многом принципиально изменить. Теперь
принципиально измененная музыкальная
педагогика подгоняется под традиционную
общую педагогику…»
(Д.Б. Кабалевский)
«Отношение к искусству как средству
воспитания, подход к преподаванию
музыки как школьному предмету
вытесняют идею преподавания музыки как
живого образного искусства».
(Л.В.Школяр)

29.

Система Д.Б.Кабалевского – открытая
система, не вступает в противоречие ни с
одной из 3-х названных выше систем.
Она способна вобрать в себя многие из
практических приемов швейцарского,
венгерского и немецкого музыкантов и
допускает вариативную множественность
путей ее практической реализации,
обусловленную национальным составом
детей, отбираемым для занятий
репертуаром, личностью педагога.

30.

В 80-е годы XX века начала складываться
научная школа Кабалевского.
Ее представители продолжают успешно
развивать идеи композитора в области
музыкального образования, активно
разрабатывают авторские программы,
основанные на идеях Д.Б. Кабалевского

Источник: ppt-online.org

Основные аспекты и принципы музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского

Д.Б. Кабалевского рассматривается сквозь призму основных тенденций, имевших место в области массового воспитания и образования в XX веке. Среди них наиболее значимыми для музыкального воспитания являются: теория «свободного воспитания» (К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др.); социогенетическая теория (В.М.

Бехтерев, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев и др.); биогенетическая концепция (Б.В.

Асафьев, П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, Б.Л. Яворский и др.); культурно-историческая теория Л.С. Выготского.

Несмотря на различие взглядов, их объединяет признание важной роли искусства в развитии личности.

Созданная им музыкально-педагогическая концепция рассматривается в нескольких аспектах. Ее нравственная направленность особенно востребована в современном обществе в ситуации размывания духовных ценностей личности. Универсален подход Кабалевского к построению содержания музыкального образования и воспитания на основе сверхзадачи — связи музыки с жизнью. Автор выделяет значимость для художественной педагогики и преподавания музыки проблемы интереса, увлеченности искусством.

Читайте также:
Архивы и архивация примеры программ архиваторов правила архивации и разархивации файлов

В концепции Д.Б. Кабалевского восприятие музыки рассматривается как основа музыкальной деятельности учащихся. Процесс развития эмоционального, активного, осмысленного восприятия музыки ребенком является неотъемлемой частью становления его музыкальной культуры. Значительной педагогической идеей Кабалевского является введение ребенка в мир музыки через знакомство с «тремя китами» — песней, танцем и маршем, которые открывают двери в такие крупные жанры как опера, балет, симфония и др.

Содержание программы построено Кабалевским в опоре на закономерности музыки, на принцип тематизма,который композитор образно определяет как процесс восхождения к вершинам музыкального искусства.

Впервые в истории музыкального образования основу учебных тем программы составили сугубо музыкальные и эстетические категорииискусства: интонационная природа музыки, ее язык и речь, жанры, формы, стиль, музыкальный образ и музыкальная драматургия, преобразующая сила музыки и др. В рамках программы впервые раскрыты возможности интеграции искусств. Взаимосвязи между музыкой, литературой, изобразительным искусством, театром, кино рассматриваются в опоре на их жизненную основу.

Заслуживает внимания подход композитора к расширению функций различных видов детского музицирования на уроке. Заявленный в программе девиз «Каждый класс — хор!» убедительно доказывает стремление Кабалевского к упрочению основ хорового исполнительства в общеобразовательной школе. В то же время в учебно-воспитательном процессе главным становится не относительная самостоятельность различных граней музыкальной деятельности, а их внутренняя связь, их единство, когда любая форма общения с музыкой способствует развитию музыкальной культуры школьника.

Д.Б. Кабалевский в своей концепции интерпретировал уже известные методы и приемы обучения, с точки зрения их адекватности природе музыкального искусства: «сходства и различия», «забегания вперед и возвращения к пройденному» (ретроспективы и перспективы), проблемности. Эти методы композитор рассматривал как путь познания ребенком музыки.

Важным аспектом концепции Д.Б. Кабалевского является постановка проблемы совместного творчества учителя и учащихся, успех решения которой зависит от подготовленности к этой работе самого учителя музыки.

Впервые в концепции Д.Б. Кабалевского и его программе были сформулированы требования к профессиональной компетентности учителя музыки: помимо общепедагогической подготовки, квалифицированный учитель должен быть музыкально образованным педагогом — владеть музыкальным инструментом, вокальной и дирижерско-хоровой техникой, знаниями в области истории и теории музыки. И главное — учитель музыки должен любить музыку как живое интонационно-образное искусство, эмоционально ее воспринимать и исполнять. Кабалевский считал важными составляющими мастерства педагога-музыканта слово учителя, способность преподавателя объединять в единое целое все элементы урока, вариативно применять материал программы, избегая жесткой схемы, штампа в преподавании искусства.

Осмысление содержания музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и многолетний опыт ее применения в практике работы образовательных учреждений России позволил нам сформулировать ее основополагающие принципы: универсальность, интегративность. вариативность, диалогичность.

Универсальность концепции заключается в том, что закономерности музыкального искусства являются доминирующими свойствами музыкально-педагогической деятельности. Они могут быть использованы в процессе разработки содержания музыкального образования и воспитания, при выявлении эффективности деятельности учителя на уроке музыки, а также в процессе его внеурочной работы, в системе дополнительного образования.

Интегративность рассматривается в контексте широких связей музыки с жизнью, взаимодействия с другими видами искусства в содержании музыкального образования, а также как принцип отбора ключевых профессиональных компетенций в деятельности педагога-музыканта. Вариативность трактуется как возможность творческой интерпретации содержания и методов концепции Д.Б. Кабалевского и созданной на ее основе программы «Музыка», а также как принцип разработки инвариантной и вариативной частей программ повышения квалификации педагога-музыканта. Диалогичность концепции заключается в осмыслении ее как системы открытой к совершенствованию, совместному творчеству учителя и учащихся, к применению диалоговых интерактивных форм повышения квалификации, в которых учитель выступает посредником между музыкой и детьми.

Ретроспективный анализ направлений музыкальной педагогики XX века позволил сделать вывод о том, что художественно-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, впитавшая в себя предшествовавший ее созданию позитивный опыт, явилась качественно новым этапом развития науки и практики музыкального образования.

Анализ теоретико-методических работ последователей Д.Б. Кабалевского позволяет констатировать, что в России в 80-90-е гг. XX века сложилась научная школа, в рамках которой разрабатываются новые направления музыкального образования. Выделяя такие черты научной школы Д.Б. Кабалевского как концептуальность, научность, художественность (Л.В.

Школяр), необходимо отметить, что каждый ее представитель (Э.Б. Абдуллин, Т.Е. Вендрова, Л.В. Горюнова, Л.П. Дуганова, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, Л.А. Рапацкая, Г.П.

Сергеева, В.О. Усачева, Т.В. Челышева, В.А. Школяр и др.) творчески преломляет музыкально-педагогическое наследие композитора — ученого — педагога.

Заключение

Восприятие музыки — это внутренняя сущность любой формы проявления музыкальной деятельности. Высказывание Г.М. Когана: «В основе всякой культуры лежит культура восприятия. Там, где она не развита или потеряна, не может быть никакой культуры. Где не умеют читать — не умеют писать; где не умеют слушать — не умеют играть».

Прокладывая новые пути, обосновывая новые принципы и методы музыкального воспитания в школе, Д.Б. Кабалевский стремился по его собственным словам, «исходить из музыки и на музыку опираться». Цель занятий — заложить в школьниках основы музыкальной культуры, как часть их общей духовной культуры. Сущностью же музыкальной культуры, по мысли Д.Б. Кабалевского, является способность воспринимать и осознавать музыку, как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное.

Вот почему принципиально важно, что в концепции Д.Б. Кабалевского формирование музыкальной культуры школьников определяется последовательным развитием их музыкального восприятия.

Для музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского принцип деятельности — один из важнейших методологических источников. Задача формирования музыкальной культуры ребенка решается успешно там, где активными творцами в мире музыки выступают сами школьники, а учитель лишь направляет их активность. В концепции Д.Б.

Кабалевского музыкальная культура и музыкальная деятельность образуют процессуальное тождество. Музыкальная деятельность выступает как предпосылка, условие, процесс, форма, итог проявления музыкальной культуры школьника.

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru