Основные принципы программы дополнительного образования

Сущность, целевое назначение и функциональные особенности дополнительного образования

Определение 1

Дополнительное образование – это часть системы образования детей и взрослых, ориентированная на разностороннее личностное развитие и включающая обучение по программам, не входящим в общеобразовательное школьное обучение.

Дополнительное образование реализуется в рамках государственных стандартов и осуществляется специализированными учебными заведениями и педагогами дополнительного образования.

Педагог дополнительного образования – личность, наделенная профессиональными качествами, посредством которых происходит педагогическое сотрудничество с учащимися во внеурочное время, нацеленное на удовлетворение потребностей, как познавательного, так и творческого характера, а также развивающее коммуникативные навыки.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Развитие дополнительного образования в России произошло совсем недавно. Оно было включено в образовательную систему только в 90-е годы 20-го столетия и утверждено принятием закона «Об образовании».

Основные принципы дополнительного профессионального образования педагогов (Сычев И.А.)

Замечание 1

Формирование системы дополнительного образования нацелено на обеспечение всестороннего личностного саморазвития, самоопределения и самоутверждения и развитие творческих способностей.

Рисунок 1. Дополнительное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Исходя из целевого назначения допобразования, система предполагает постановку таких задач:

  1. Ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка и обеспечение условий для раскрытие талантов и способностей;
  2. Воспитание личности, социально развитой и адаптированной;
  3. Формирование и развитие личности, наделенной интеллектуальными, нравственными, эстетическими качествами;
  4. Стимулирование к творческой активности и познавательно заинтересованности учащихся;
  5. Создание условий для развития педагогов, раскрытия их творческого потенциала и повышения мастерства.

«Педагогика дополнительного образования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

В отличие от иных уровней и направлений системы образования, дополнительное образование является свободным. Оно осуществляется по желанию самого учащегося, чтобы он мог удовлетворить свои потребности в различных сферах жизнедеятельности, реализовать себя и свои таланты, исследовать мир и его процессы в более полной форме.

Благодаря системе дополнительного образования происходит создание единого обучающего пространства, призваного сформировать у учащихся целостное представление о мироустройстве, обеспечить гармоничное формирование всех качеств личности, необходимых для ее продуктивной жизнедеятельности.

Дополнительное образование является средством для саморазвития и самосовершенствования личности. Оно позволяет усвоить жизненные ценности и реализовывать их на практике в более полной и гармоничной форме. Ребенок развивается разносторонне и может самостоятельно выбрать направление и путь своего развития и профессионального направления деятельности. личность получает шанс самостоятельного формирования своих жизненных планов и развивает навыки реализации деятельности различных направлений множеством способов.

Виды дополнительного образования: переподготовка, повышение квалификации, образовательные программы

Особенно активное развитие дополнительное образование дает творчеству. Творческие виды деятельности учащихся не получают такого развития в школах, как в учреждениях дополнительного образования.

Читайте также:
Программа с летучей как называется

Функциональное значение дополнительного образования сводится к выполнению им следующих функций:

  1. Функция непрерывности – охват всех уровней и стадий системы образования. Оно находится на втором плане образовательной системы, но составляет ее фундамент и не имеет возрастных и иных ограничений применения.
  2. Познавательно-информационная функция – освоение знаний и навыков деятельности в обществе и осмысление реальности бытия, познание сущности мира.
  3. Ценностная функция – развитие основных ценностных ориентаций ребенка.
  4. Личностно-формирующая функция – нацеленность на формирование и развитие личности.
  5. Терапевтическая функция – обеспечение благоприятной психологической среды пребывания ребенка и формирование положительных коммуникаций.
  6. Культурно-досуговая – проведение полезного свободного времени, являющееся профилактической мерой асоциального и противоправного поведения, а также помогающее расслабиться и отвлечься.

Специфические черты системы дополнительного образования

Основной чертой системы дополнительного образования является ее ориентация на саморазвитие, самоактуализацию и самореализацию личности. Это позволяет реализовать возможности личности в точной истинной форме и стать тем человеком, которым он может и должен быть на своем жизненном пути.

Специфика дополнительного образования проявляется в следующем:

  1. Ориентация деятельности заведения дополнительного образования на личностную самореализацию и самоутверждение;
  2. Специфическое направление педагогической работы, ориентированное на самоопределение и самореализацию учащихся;
  3. Наличие образовательного выбора: педагога, программы обучения, содержания и методик прохождения образовательного процесса;
  4. Наличие компетентности и педагогического мастерства педагогов, связанных с вопросами развития индивидуальности, субъектности, самоопределения и самоутверждения;
  5. Наличие творческой атмосферы и потенциала для развития креативного мышления и раскрытия природных задатков;
  6. Гибкость системы дополнительного образования.

Принципы организации дополнительного образования

Система дополнительного образования опирается на некоторые общие педагогические принципы, а также имеет свои особенные фундаментальные законы.

Систему дополнительного образования можно охарактеризовать следующими принципами организации:

  1. Принцип демократии – наличие возможности выбора консолидации прохождения занятий заведения образования, направления и области педагогической деятельности.
  2. Принцип культуросообразности – знакомство с культурными ценностями, их принятие, знакомство с культурным наследием.
  3. Принцип ответственности – ответственность за свои действия и поступки, выбор своей жизненной позиции и исполнении определенных ролей.
  4. Принцип гуманизма – создание творческой атмосферы и комфортного психологического климата.
  5. Принцип продуктивности – достижение целевого назначения дополнительного образования, изменение социума в лучшую сторону.
  6. Принцип педагогической помощи – оказание помощи ребенку в его саморазвитии, самосовершенствовании и реализации талантов.

Источник: spravochnick.ru

Принципы дополнительного образования

Наряду с общепедагогическими принципами реализации образовательной деятельности дополнительное образование имеет свои специфические исходные положения. Исследователи проблем дополнительного образования по-разному определяют принципы развития дополнительного образования детей. В.А. Горский и А.Я.

Журкина считают, что основными принципами развития дополнительного образования детей являются принципы демократии, культуросообразности, ответственности, гуманизма, продуктивности содержания, педагогической поддержки. Под принципом демократии понимается предоставление возможности выбора объединения для совместных занятий, образовательного учреждения, направления и сферы деятельности педагога.

Принцип культуросообразности реализуется в процессе освоения культурных традиций, духовно- нравственных, личностных, эмоционально значимых ценностей и ориентиров в деятельности людей. Принцип ответственности включает ответственность 30 взрослых перед детьми, а также формирование позиции осознания каждым своей роли и места в истории страны, города, организации. Принцип гуманизма проявляется в создании атмосферы доброжелательности, сотрудничества и сотворчества. Принцип продуктивности предполагает не только получение какого-либо продукта деятельности детьми, но и изменение социума под культурным влиянием дополнительного образования. Принцип педагогической поддержки понимается как помощь ребенку в саморазвитии, самореализации и продуктивной деятельности.

Читайте также:
Программа для настройки 4g

В качестве принципов деятельности учреждений дополнительного образования Г.Н. Попова выделяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, гражданственность и любовь к Родине, учет культурно-исторических и национальных традиций, общедоступность и адаптацию реализуемых образовательных программ к уровню и особенностям развития обучающихся воспитанников, свободу и плюрализм в образовании, демократический характер управления.

Е.Б. Евладова и Л.А. Николаева, говоря о принципах дополнительного образования, называют массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам, развитие их инициативы и самостоятельности, общественно полезную направленность деятельности, разнообразие форм внешкольной работы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей13. Н.Ф. Родионова выделяет три группы принципов деятельности учреждения дополнительного образования: стратегические, ценностно- ориентационные, конструктивно-технологические.

· Ценностно-ориентационные принципы определяют подход к отбору из общечеловеческой культуры всего, что можно включить в дополнительное образование: принцип жизнесообразности, предполагающий реакцию на актуальнейшие потребности сегодняшнего дня; природосообразности и социобразности, определяющие потенциальные возможности индивидуаль- ного и социального развития; культуросообразности, подразумевающий ориентацию в отборе содержания на накопленный человеческий опыт.

· Конструктивно-технологические принципы характеризуют построение содержания образования: дифференциации содержания по уровню и профилю образования; диверсификации, предполагающий сочетание уровневой и профильной дифференциации.

В.И. Андреев считает, что дополнительное образование строится на принципах открытости, перспективности и дополнительности. Принцип открытости опирается на фундаментальную закономерность саморазвития биосоциальных систем, для которых открытость – это взаимосвязь внутренних процессов с внешним миром. Принцип дополнительности выражается в максимальном удовлетворении реальных интересов, склонностей, творческих запросов детей в тех видах и формах деятельности, которые не могут быть удовлетворены школой.

· объективность, т.е. выявление их на основе объективно существующих педагогических закономерностей;

· научная обоснованность – соответствие уровню развития современного научного знания;

· ориентированность, т.е. направленность на разрешение определенных педагогических противоречий и задач;

· системность – наличие системообразующего фактора, предъявляющего определенные требования ко всем компонентам педагогической системы, подчиняющий функционирование и развитие системы в целом;

· эффективность, предполагающая повышение эффективности педагогического процесса вследствие его использования;

· дополнительность – дополнение принципов друг другом.

Все вышесказанное позволяет нам выделить принципы дополнительного образования:

· тактические, определяющие способы достижения цели (сотрудничества, вариативности, выбора, продуктивности деятельности, обратной связи, гибкости, фасилитации).

Источник: poisk-ru.ru

Современные принципы дополнительного образования и их теоретическое обоснование

Потапова, Е. Н. Современные принципы дополнительного образования и их теоретическое обоснование / Е. Н. Потапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 532-535. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12905/ (дата обращения: 12.07.2023).

Читайте также:
Удаленная установка и удаление программ

В статье рассмотрены принципы дополнительного образования, специализирующегося на обучении взрослых учащихся. Принципы определены в соответствии с политическими, экономическими и социальными факторами, а также с индивидуально-психологическими особенностями обучения взрослой аудитории. В работе представлены различные подходы к определению понятия «дополнительное образование» и формы его реализации.

Ключевые слова: дополнительное образование, принцип дополнительности, принцип непрерывности, принцип открытости, взрослая аудитория, ключевые компетенции.

В научной литературе понятие «дополнительное образование» определяется неоднозначно. Поэтому для того, чтобы определить его сущность, рассмотрим несколько определений этого термина.

Исследователи В. В. Безлепкин, Г. М. Коджаспирова, А. М. Новиков определяют дополнительно образование как «послевузовское образование в системе повышения квалификации или получение второй специальности».

В свою очередь, Н. А. Морозова не сводит данное понятие только лишь к профессиональной переподготовке, охарактеризовав его «как непрерывный процесс на протяжении всего жизненного пути активного, добровольного, творческого освоения личностью различных видов развивающей, учебной, практической деятельности» [5, c. 24].

Зязин И. Ю. определяет дополнительное образование как целенаправленный целостный добровольный личностно ориентированный процесс, содействующий самосовершенствованию человека на протяжении всей жизни, а также результат овладения социально значимым культурным опытом и формирование личности посредством образовательно-информационной деятельности за пределами основного образования [5, c. 25–26].

Из вышесказанного следуют следующие основные принципы дополнительного образования: его дополнительность к основному образованию, его непрерывность на протяжении всей жизни человека, его добровольность и открытость. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Принцип дополнительности связан с необходимостью и потребностью личности в постоянном обновлении знаний и, как следствие, с недостаточностью основного профессионального образования, что определяется следующими факторами.

В первую очередь, в обществе наблюдается непрерывный процесс накопления новых знаний, что в свою очередь вызывает усложнение техники и производства и обуславливает потребность в постоянном совершенствовании профессиональных навыков специалистов.

Во-вторых, наблюдается появление принципиально новых профессий и квалификаций в области реформирования производства, маркетинга, финансов, оценки собственности, внешнеэкономической деятельности, биржевого дела, приватизации, безопасности бизнеса и др. [9, с. 4].

В-третьих, во взрослом возрасте более остро проявляется потребность в самопознании и познании других, появляется запрос на психологические знания, необходимые для удовлетворения этой потребности. [4, с. 37] «… в зрелости определяется жизненный путь, наступает расцвет творческих сил, появляется то активное отношение к жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества» [6, с. 14].

Также актуальность развития дополнительного образования связана с переходом к двухуровневой системе высшего образования, которая подразумевает сужение количества направлений и профилей подготовки бакалавров по сравнению с подготовкой дипломированных специалистов, что не позволяет учесть специфику предметных областей отдельных видов профессиональной деятельности [8, с. 221].

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru