Основные принципы построения программы по литературному чтению

1. Цели и задачи курса литературного чтения в начальных классах.

2. Принципы построения современных программ по литературному чтению.

3. Современная система обучения чтению и литературе.

3. Современная система обучения чтению и литературе.

В настоящее время существует несколько учебно-методических комплексов, реализующих разные программы на уроках литературного чтения.

1. Образовательная программа «Школа России» предлагает для уроков литературного чтения программу и учебники «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.Головановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойкиной. Программа позволяет раскрыть перед детьми богатые художественно-познавательные возможности литературы: человек может познавать через литературу не только окружающий мир, но и самого себя, может получать от чтения глубокое эстетическое наслаждение. Уроки чтения направлены да достижение общего развития учащихся, их воли, интеллекта и чувств.

Отличительной особенностью этой программы литературного чтения является введение раздела «Опыт творческой деятельности», который ориентирует учащихся на создание собственных литературных текстов: дописывание и «досказывание» известного сюжета или его изменение с включением новых героев, необычных предметов, сюжетных линий, а также использование литературных игр и драматизации прочитанных произведений.

Фрагмент урока по литературному чтению 1 класс

Таким образом, данный курс литературного чтения решает следующие задачи:

развивает у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

учит детей чувствовать и понимать художественное произведение, его образный язык, выразительные средства;

формирует умение воссоздавать художественные образы, развивает образное мышление учащихся, их творческие способности, творческое и воссоздающее воображение;

воспитывает поэтический слух и художественный вкус; формирует постоянную потребность в чтении книг, развивает интерес к литературному творчеству;

обогащает чувственный опыт учащихся, их представления об окружающем мире и природе;

обеспечивает речевое развитие школьников, формирует речевые умения и навыки чтения, слушания и рассказывания, умения работать с различными видами текстов.

Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение в форме самостоятельного домашнего чтения.

2) Система развивающего обучения Л.В. Занкова представлена вариативными программами и учебниками:

А) «Литературное чтение» В.Ю.Свиридовой;

Б) «Литературное чтение» В.А.Лазаревой.

В основе курса «Литературного чтения» В.Ю.Свиридовой лежит методологический подход – изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности. Курс имеет ярко выраженную литературоведческую направленность. Но требует не заучивание терминов, а уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.

Литературное чтение 1 класс (Урок№1 — «Азбука» – первая учебная книга.)

3) Образовательная программа «Начальная школа XXI века» предлагает для уроков литературного чтения программу и учебники «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой и М.И.Омороковой.

Читайте также:
Лучшие программы для canon

Общей тенденцией учебников является организация диалога читателя и писателя, комментарий и интерпретация произведений с читательских позиций. Диалог организуется с помощью целевых установок-обращений к ученику, помещенных в учебнике: «Обрати внимание», «Задумайся», «Сообрази», «Перечитай».

Многие учебники составляют единую линию со средним звеном школы, представляя собой первоначальный этап приобщения детей к литературе. Авторы учебников нового типа стремятся подготовить полноценного читателя, осуществить литературное развитие детей, сформировать учебную деятельность и предметные умения (навык чтения, первоначальный анализ художественных произведений в единстве их содержания и формы), а также обогатить речь учащихся.

Тема: Организация урока литературного чтения в начальной школе

1. Примерная структура урока чтения художественного произведения.

2. Требования к урокам литературного чтения.

3. Подготовка учителя к уроку литературного чтения.

4. Постановка цели и предметных задач к уроку литературного чтения.

4. Постановка цели и предметных задач к уроку литературного чтения

При формулировании цели и предметных задач на урок литературного чтения учитываются дидактические требования, которые традиционно предполагают три общих направления в планировании и проведении урока: обучающее, развивающее и воспитательное.

Определение цели осуществляется в соответствии с темой урока. При этом обязательно указывается тип урока: знакомство, обобщение или проверка знаний.

Варианты: а) создание условий на уроке для знакомства с творчеством Л.Н.Толстого, его рассказом (басней, сказкой и др.) «Акула»; б) создание условий для организации читательской деятельности учащихся в соответствии с темой урока.

При определении предметных задач обучающего характера можно использовать следующие формулировки:

1. Способствовать формированию способности полноценного восприятия литературного текста (продолжить работу по совершенствованию навыка эстетического слушания и восприятия художественного произведения).

2. Содействовать формированию (совершенствованию) навыка правильного сознательного и беглого чтения целыми словами.

3. Обучать анализу художественного произведения с эстетических позиций (продолжать работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение).

4. Содействовать усвоению литературоведческих знаний:

а) дать представление о лирике как роде литературы (о жанрах – рассказе, стихотворении и др.);

б) познакомить с разновидностями сказок и их отличительными особенностями; с признаками сказки;

в) наблюдать над особенностями скороговорок, загадок, поговорок, прибауток как особым жанром устного народного творчества;

г) познакомить со структурными особенностями стихотворений (сказок, басен);

д) дать представление о сравнении (метафоре, олицетворении и т.д.);

е) познакомить с ролью изобразительно-выразительных средств языка в тексте художественного произведения.

При определении предметных задач развивающего характера можно использовать следующие формулировки:

1. Содействовать развитию речевой культуры учащихся (умение давать полные развернутые ответы, продолжить работу по устранению нелитературных слов, формировать умение слышать и исправлять неправильное употребление знакомых слов).

Читайте также:
Программа вспомни что будет

2. Содействовать развитию связной речи учащихся (умение самостоятельно ставить вопросы к прочитанному; упражнять учащихся в пересказе прочитанного (подробном, выборочном, сжатом, творческом).

3. Содействовать развитию выразительности чтения и рассказывания (интонационной выразительности с опорой на авторские ремарки; умения использовать в устной речи и при чтении средства речевой выразительности – темп, ритм, логическое ударение, мелодику, силу голоса, паузы); умение соблюдать правильное речевое дыхание при чтении и рассказывании).

4. Содействовать развитию творческих способностей учащихся.

Предметные задачи воспитательного характера:

1. Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к действительности; воспитанию интереса к творческой деятельности; воспитанию устойчивого желания и стремления читать доступную возрасту литературу; воспитанию конкретных нравственных качеств в соответствии с идейной направленностью произведения.

Источник: studfile.net

Принципы построения курса

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе: «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009); Примерной учебной программы, Базисного учебного плана; Авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. (Литературное чтение: программа:1- 4 классы/ Л.А.Ефросинина.-М.: Вентана-граф.2012. Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования); Положения о составлении рабочих программ МБОУ «Лесозаводская СОШ»

Общая характеристика учебного предмета

Цель, задачи и принципы построения литературного чтения

Своя игра. Викторина по сказкам Г.Х. Андерсена

2.

Введение
• Цель изучения темы: формирование профессиональных
компетенций, необходимых для педагогической деятельности в
сфере начального общего образования
• Задача изучения:
— ознакомиться с целью и задачами литературного чтения;
— рассмотреть основные принципы построения литературного чтения;
— сформировать понимание роли литературного чтения
• Краткая характеристика содержания.
В данной теме я изучаю цель, задачи и принципы построения
литературного чтения как школьной дисциплины, какими требованиями
к содержанию и организации процесса обучения определяются
данные принципы, какие компоненты необходимы для осуществления
правильной читательской деятельности, а также какое важнейшее
условие литературного образования.

3.

Цели и задачи обучения
литературному чтению
Основная цель урока литературного чтения в
начальных классах — помочь ребёнку стать
читателем: подвести к осознанию богатого
мира отечественной и зарубежной детской
литературы как искусства художественного
слова; обогатить читательский опыт.

4.

Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного
произведения, понимание текста и специфики его литературной
формы;
научить понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать
свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча,
выразительно, пользоваться основными видами чтения
(ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в
процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые
для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное
пространство», соответствующее возрастным особенностям и
уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для
формирования универсальных учебных действий.

Читайте также:
Программа чтобы делать анимации Майнкрафт

5.

Развитие читателя предполагает
формирование такой деятельности, когда
он способен воспринимать текст (слушать и
слышать художественное слово, читать вслух
и молча изучать текст или только знакомиться
с ним); понимать читаемое не только на
уровне фактов, но и смысла (иметь свои
суждения, выражать эмоциональные
отношения и т.д.); воссоздавать в своём
воображении прочитанное (представлять
мысленно героев, события) и, наконец,
воспроизводить текст, т.е. уметь
рассказывать его в разных вариантах подробно, выборочно, сжато, творчески, с
изменением ситуации. Эти компоненты
необходимы для осуществления правильной
читательской деятельности.

6.

Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно
создать условия для формирования читательской
деятельности.
Главное — организация читательского пространства,
подбор материала для чтения.
Важнейшим условием литературного образования
второклассников является освоение культуры речи, что
достигается их участием в основных видах речевой
деятельности: слушании, чтении, говорении, письме

7.

Основные принципы построения курса
«Литературное чтение»
1. системности – обеспечивает комплексное решение задач
обучения, воспитания и развития младшего школьника, а так
же создание литературного пространства на основе
взаимодействия и интеграции различных форм
дополнительного образования (библиотечные часы,
самостоятельная работа в группах продлѐнного дня);
2. эстетический – обуславливает требование к
произведениям, вошедшим в курс литературного чтения.
Постоянное общение младших школьников с лучшими
образцами детской литературы создаѐт условия для
формирования их эстетического вкуса и читательских
предпочтений;

8.

3. эмоциональности – учитывает воздействие художественного
произведения на эмоционально-чувственную сферу
начинающего читателя, развитие эмоциональной
отзывчивости, сопереживания чувствам героев, способности
воспринимать художественный мир автора;
4. преемственности – обеспечивает связь разных уровней
(этапов) литературного образования и уроков
литературного чтения с уроками русского языка,
окружающего мира, музыки и изобразительного искусства.

9.

10.

постепенное обучение школьников
нормам литературного произношения и
выразительности речи;
обеспечение готовности учащегося к
дальнейшему литературному развитию
на каждом возрастном этапе;
создание возможностей для
формирования у каждого ребёнка
универсальных учебных действий,
необходимых для успешного решения
любых учебных и жизненных задач,
развитие личности и интеллекта ребёнка;
использование на уроках разнообразных
методов и средств обучения для
активизации деятельности учащегося.

11.

Вопросы и задание:
• Какая основная цель литературного чтения как школьной
дисциплины?
• Какие задачи литературного чтения как школьной
дисциплины?
• Какие основные принципы построения курса «Литературное
чтение» ?
Перечислите основные виды речевой деятельности.
(слушание, чтение, говорение, письмо)
Назовите условия для формирования читательской
деятельности.
(организация читательского пространства, подбор материала для чтения)

Источник: ppt-online.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru