Основные принципы построения программ

Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального обручения по специальности 040101 «Социальная работа».

Основные принципы построения программы заключаются в том, что студенты параллельно с овладением теоретических знаний знакомятся с текстами: документами, статистическими и литературными источниками, а также практически нарабатывают навык исследовательской и практической деятельности.

Основные методические и методологические принципы

Основой преподаваемого курса являются данные государственной статистической отчетности и специальных обследований – квотных, стратифицированных, многоступенчатых выборок. В преподаваемом курсе используются теоретические и методологические работы В.М.Сафроновой, И.В. Бестужева-Лада, Лукова В.А., Ушаковой Н.Е.

Содержание курса «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе»

Раздел 1. Социальное прогнозирование как метод научного познания

1. 1Тема: Предмет и объект социального прогнозирования (4 часа)

Социальное прогнозирование как метод научного познания: объект, предмет, его виды. Прогнозирование как вид социологических исследований. Функции и принципы прогнозирования в социальной работе, технологические этапы и методы. Уровни прогнозирования. Сущность и логическая структура прогноза. Специфика социального прогноза.

Принципы построения последовательности асан #1: Ольга Буланова

Классификация социальных прогнозов. Категориальный аппарат социального прогнозирования и его функции.

Роль социального прогнозирования в планировании. Прогноз и план. Значение социального прогнозирования для преобразования социальной практики. Организация прогностических исследований в России и за рубежом. Прогнозирование и футурология: общее и различия.

Классификация футурологических теорий.

Самостоятельная работа: сделать конспект основных источников, составить схему классификации социальных прогнозов, составить глоссарий основных понятий.

Раздел 2. Методология социального проектирования и моделирования

2.1 Тема: Становление представлений о будущем (2 часа)

Предвидение как комплекс представлений о будущем. Виды и типы предвидения. Отличие прогноза от прорицания. Основные исторические формы развития представлений о будущем: мифология, религия, утопия. Настоящее и будущее в первобытном сознании. Концепции будущего в религиозном сознании. Этапы развития утопического сознания. Сущность и виды утопий.

Европейское Возрождение и развитие рационализма. Мифологизация современности. Капитализм и развитие прогностического сознания. Причины возникновения современной прогностики.

Самостоятельная работа: составить таблицу исторических форм развития представлений о будущем.

Читайте также:
Как улучшить качество видео с камеры видеонаблюдения программа

2.2. Тема: Типовая методика прогнозирования (2 часа)

Основные этапы разработки прогноза. Определение горизонта прогнозирования, прогнозный анализ. Уточнение и интерпретация понятий, анализ объекта прогнозирования. Методический раздел построения прогноза: прогнозная ретроспекция, построение процедур поискового и нормативного прогноза. Методы варификации прогноза.

Теория тренировок | Виды и принципы тренировочного процесса

Самостоятельная работа: составить схему основных этапов разработки прогноза. Анализ проекта Контрактный механизм взаимодействия «МУ Центр социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидов г. Сыктывкара» и Общественной добровольческой организации «Феникс» по оказанию социальных услуг пожилым в пригородах города Сыктывкара (Евросоюз, ГРАНТ 2004 год).

Источник: studfile.net

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Структура построения во многом зависит от модели групповой работы и особенностей решаемых задач. Однако существует ряд общих принципов, которые необходимо учитывать при планировании программы. Среди них выделяются принцип преемственности групповых действий и занятий и принцип поэтапности развития группы.

Принцип преемственности подразумевает, что каждое действие и занятие должно содержательно стыковаться с предыдущим и являться обеспечивающим для следующего. Без соблюдения данного принципа работа в группе может превратиться в «блуждание в темноте». В процессе групповой работы в случае содержательного разрыва выполняемого действия и планируемого далее ведущему следует провести дополнительную работу, направленную на формирование содержательного контекста иобеспечивающую возможность выполнения следующего упражнения, или изменить план работы.

Принцип поэтапности развития группы подразумевает необходимость учета закономерностей групповой динамики при составлении программы групповой работы, а также планирование работы, направленной на развитие группы. Известно, что вновь организованная группа проходит определенные стадии своего формирования и развития.

Каждая стадия предъявляет определенные требования к процедурам и упражнениям. Поэтому неадекватное включение упражнений оказывается неэффективным, а может приводить и к повышению групповой напряженности. Обычно на первых этапах планируются процедуры, направленные на знакомство участников, их ориентацию в специфике групповой работы, проводится работа с ожиданиями участников. Далее ведущий организует работу, направленную на: формирование норм и правил работы группы; развитие мотивации; формирование работоспособности участников; сплочение группы и др.

При планировании программы ведущему следует учитывать, что любая групповая работа состоит как минимум из трех слоев: содержательного, личностного и группового.

□ содержательный слой включает в себя программу в соответствии с основными целями и в совокупности используемых процедур;

□ личностный слой состоит из реальных личностных ситуаций каждого участника группы, которые заранее могут быть не известны;

Читайте также:
Что содержит пояснительная записка к программе

□ групповой слой проявляется в социально-психологической атмосфере в группе, степени ее развитости и протекающих в ней межличностных процессах.

Все события содержательного слоя разворачиваются на фоне личностного и группового слоев. Поэтому эффективность использования процедур во многом зависит от адекватного включения их в личностный, групповой и содержательный контексты группы. Выполнение одного и того же упражнения в разных группах проходит по-разному, и сложно предусмотреть все детали до начала занятия.

Иногда по окончании первого занятия приходится изменять последующий план работы, подстраивая его под индивидуальные особенности участников, уровень развития группы и ее содержательное продвижение. Однако это не значит, что не нужно планировать программу, скорее это может сигнализировать о недостаточной подготовленности ведущего к групповой работе.

Перед каждым занятием ведущему следует иметь план работы. При свободном ведении он может состоять из списка основных вопросов, которые, вероятно, будут обсуждаться, и предположительных упражнений. В случае программного ведения нужно спланировать и определить время, отводимое на разные виды работы. Но и в этом случае ведущий должен быть профессионально гибким и иметь в запасе достаточный выбор процедур (упражнений, игр и метафор) на различные случаи развития ситуации.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Основные принципы построения программы

ЦЕЛЬЮ данной программы является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы:

I. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла.

1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации.

— познакомить с историей ЭВМ.

— познакомить с назначением ЭВМ.

— познакомить с устройством ЭВМ.

2. Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере.

3. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером.

4. Сформировать начальные навыки работы на компьютере:

— познакомить с клавиатурой;

— познакомить с манипулятором «Мышь».

II. Группа задач образовательно-воспитательного цикла.

1. Формировать навыки учебной деятельности:

— учить осознавать цели;

— выбирать системы действий для достижения цели;

— учить оценивать результаты деятельности.

2. Формировать элементарные математические представления:

— совершенствовать навыки счета;

— изучать и закреплять цифры;

— проводить работу с геометрическими фигурами;

Читайте также:
Какие программы 3d max

— решать простейшие арифметические задачи;

— развивать умение ориентироваться на плоскости;

— закреплять представления о величине предметов.

3. Развивать речь

— расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;

— формировать звуковую культуру речи;

— формировать грамматический строй речи.

4. Развивать сенсорные возможности ребенка.

5. Формировать эстетический вкус.

6. Развивать знаковую функцию сознания.

7. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка:

— воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;

— приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

III. Группа задач творческого цикла.

1. Развивать конструктивные способности.

2. Тренировать память, внимание.

3. Развивать воображение.

4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.

5. Развивать потребности к познанию.

Программа построена на следующих основных принципах:

1. Принцип развивающего обучения.

Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость).

3. Принцип систематичности и последовательности обучения.

Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

4. Принцип доступности.

Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации.

На каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться

строго для каждого ребенка.

6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя.

7. Принцип связи с жизнью.

Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.

Источник: studopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru