Паскаль – язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623–1662) и разработан в 1968–1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был предназначен для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.
Паскаль популярен по следующим причинам:
- Прост для обучения.
- Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.
- Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.
- Использует простые и гибкие структуры управления: ветвления, циклы.
- Надежен для разрабатываемых программ.
Программный блок, состоящий в общем случае из 5 разделов:
- раздел описания констант (const);
- раздел описания типов данных (type);
- раздел описания переменных (var);
- раздел описания процедур и функций;
- раздел описания операторов.
Общая структура программы на языке Паскаль следующая:
1 Основные понятия о языке Паскаль
Начнем знакомство с Паскалем с программы, которая складывает два числа и выводит сумму на экран.
Откройте файл, в который Вы запишите эту программу. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New.
Примечание . Обратите внимание на оформление текста программы.
- Найдите в этой программе заголовок, раздел описания переменных, признак начала программы, признак конца программы, тело программы, комментарий.
- Что обозначает строчка:
number1, number2, rezult : integer; - Как вы понимаете запись:
number1 := 3; - Чему равно значение переменной rezult после выполнения оператора:
rezult := number1 + number2; - Переведите с английского языка слово Write. Как вы думаете, что должен делать оператор с таким названием?
- Поменяем местами второй и третий операторы. Будет ли программа работать? Почему?
- Какой недостаток Вы видите у этой программы? Как нужно изменить условие задачи, чтобы решать подобные задачи с любыми числами. Подумайте, что должно измениться в теле нашей программы, чтобы выполнить эту задачу.
Источник: informor.wordpress.com
1 Pascal основные понятия
презентация по информатике и икт на тему
Язык программирования Язык программирования (ЯП) – это формализованная система для описания алгоритмов, которая определяет Алфавит (набор символов) Лексику (набор лексических элементов) Синтаксис (правила написания операторов) Семантику (правила исполнения операторов)
АЛФАВИТ ЯЗЫКА Алфавит – упорядоченный набор символов. Цифры 0 1 2 …. 9 Латинские буквы a b c …. z A B C …Z Знаки операций + * / — > = ; Например: const Pi = 3.14; Count = 10; Name = ‘Mike’;
Видеоурок «Общие сведения о языке программирования Pascal. Алфавит и словарь языка. Типы данных»
Переменные и их описание Переменная — это группа ячеек памяти, имеющая имя, тип и значение . Имя переменной – идентификатор . Тип переменной — определяет : множество принимаемых ею значений количество связанных с ней ячеек памяти. Значение переменной – содержимое группы ячеек памяти отведенных под нее. ВНИМАНИЕ. Переменная должна быть описана в секции описаний VAR .
Секция описаний переменых VAR — группа имен переменных, разделенных запятыми. ВНИМАНИЕ. Знаки : и ; обязательны. Пример: var a,b,c : integer ; d : real ; e,f : integer ; s,s1 : string ; ch : char ; Синтаксис : VAR : ;
Типы переменных boolean (логический) real (вещественный) complex (комплексный) string (строковый) тип » массив ” тип » запись ” тип » указатель ” Процедурный Файловый Классовый Типы: integer (целый) byte (байтовый) char (символьный) Перечислимый Диапазонный называются порядковыми . Только эти типы могут быть индексами массивов , переключателями оператора case и параметром цикла for .
Источник: nsportal.ru
Основные понятия языка Pascal
Алфавит языка включает 53 прописных и строчных букв латинского алфавита, знак подчеркивания, 10 цифр и 23 специальных символа (+, -,
Слова Pascal – это последовательности символов алфавита, отделенные друг от друга разделителями (пробел, управляющий символ, комментарий). Слова подразделяются на:
o ключевые слова – составная часть языка, имеют фиксированное написание и однозначно определенный смысл, не подлежат переопределению (begin, end, unit, label, if, var, …);
o стандартные идентификаторы – служат для обозначения определенных разработчиками типов данных, констант, процедур и функций (integer, real, sin, cos, ln, read,…); переопределять можно, но не нужно; аргумент стандартной функции заключают в круглые скобки (sin(x), exp(x),…);
o идентификаторы пользователя – применяются для обозначения имен меток, констант, переменных, процедур, функций и типов данных, определенных самим программистом; идентификатор состоит из букв и цифр, начинается с буквы (кроме имен меток); идентификаторы отделяют друг от друга разделителями.
Комментарий – это пояснительный текст, который можно размещать в любом месте программы. Текст комментария заключается либо в фигурные скобки , либо в скобки вида (* *). Однострочный комментарий в начале строки содержит //. Комментарий игнорируется компилятором и не влияет на выполнение программы.
Программа на Pascal – это последовательность строк, имеющая определенную структуру.
Структура программы в общем случае имеет следующий вид:
Любой раздел, кроме раздела операторов, может отсутствовать. Разделы описаний и объявлений могут следовать в любом порядке, кроме раздела Uses, который всегда следует за заголовком программы. Описания объектов должны предшествовать их вызову.
Имя программы состоит из ключевого слова program, идентификатора программы и списка параметров в круглых скобках. Список параметров может отсутствовать.
Раздел подключения модулей состоит из ключевого слова Uses и списка имен подключаемых стандартных и пользовательских библиотечных модулей, разделенных запятыми.
Раздел объявления меток состоит из ключевого слова Label и списка имен меток, разделенных запятыми. Структура метки: имя и двоеточие.
В разделе объявления констант производится присваивание идентификаторам констант постоянных значений. Формат этого раздела:
Пример: const Limit=255; h=10; PassWord=’Sezam’;
В разделе описания типов указываются типы пользователя. Формат этого раздела:
Пример: type Matr=array[1.. 10] of real; Dni=1.. 31; Symvol =(‘ a ’.. ’ z ’);
В Delphi много стандартных типов, не требующих предварительного описания, например, real, integer, char, Boolean.
Раздел объявления переменных состоит из ключевого слова Var, после которого через запятую перечисляются имена переменных и через двоеточие – их тип.
Пример: var a, b, c: integer; Sum: real; Massiv: array[1..5, 1..4] of char;
В разделе описания процедур и функций размещают тела подпрограмм, создаваемых пользователем. Подпрограммой называют логически законченную и специальным образом оформленную часть программы, которая по имени может вызываться из других точек программы любое число раз. Подпрограммы могут быть двух видов: процедуры и функции. Каждая программа представляет собой блок и должна быть определена в разделе описания процедур и функций.
Раздел описания операторов является основным, он начинается словом begin, после которого следуют операторы языка, разделенные точкой с запятой; завершает этот раздел ключевое слово end, после которого ставится точка. Операторы выполняются в том порядке, в каком они указаны.
Операторы представляют собой законченные предложения языка, которые выполняют некоторые действия над данными. Операторы Pascal можно разделить на две группы:
o простые;
o структурные.
Например, оператор присваивания относится к простым операторам, а операторы циклов и ветвлений – к структурным.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru