Основные положения программы символизма

Символизм – это одно из крупнейших течений в литературе (а также искусстве, живописи, музыке), характеризующееся экспериментаторством, новаторством посредством использования приемов недосказанности, тайны, загадочности.

Символизм как явление возник во Франции в конце девятнадцатого века, однако наиболее широкое распространение получил в начале двадцатого века. Его представителями за рубежом были: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Лотреамона.

Замечание 1

В русской литературе символизм возник в начале двадцатого века. Его представителями в России являлись: Валерий Брюсов, Иннокентий Анненский, Александр Блок, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский и многие другие.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Символисты считали целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. В России символисты разделились на два «лагеря»: старшие (З. Гиппиус, Д. Мережковский) – использовали символы религиозно-философского смысла. Они считали, что от всей мирской суеты, человек должен уйти в мир фантазий, иллюзий. Младшие символисты (А.

Символизм в литературе. Кратко самое главное

Белый, А. Блок, Ф. Сологуб) ориентировались в своем творчестве на «особых» читателей, которые в процессе прочтения таковых произведений становились не просто читателями, а соавторами. Это объяснялось тем, что каждый читатель должен был по-своему понять и прочувствовать символистическое произведение. Читатель должен был после прочтения стихов разбудить в себе собственные мысли и восприятие данного произведения.

В России символизм приобрел свои особенности, выделившие его среди других стран. К таковым особенностям можно отнести:

  1. Разделение символизма на еще два направления, определившие течение символизма в России.
  2. Использование средств выразительности не только литературного языка, но и простонародного. Использование как возвышенной, так и «низкой» лексики.
  3. Черты неясного смысла, когда читатель может додумать, что угодно. В этом случае, как уже говорилось выше, читатель является «соавтором» произведения.
  4. Использование вполне определенных и понятных символов, которые понимаются всеми одинаково.

«Символизм в русской литературе»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Все эти особенности сделали русский символизм выделяющимся среди других стран, а также дали толчок к развитию дальнейшей литературы.

Явление символизма каждый объяснял по-разному. Наиболее признанной считается позиция известного политического деятеля тех времен Льва Троцкого о том, что символизм в России являлся попыткой к бегству в мир фантазий и иллюзий от жестокой и холодной реальности.

Использование символов, конечно, имело свою определенную цель и задачу. Возможно, явление символизма в России того времени и правда являлось попыткой бегства от реальности. Однако, неоспорим тот факт, что символизм внес неоценимый вклад в дальнейшее развитие русской литературы.

Что такое СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК и как разобраться с ИЗМАМИ ? Имажинизм, футуризм, символизм, акмеизм

Задачи и цели символизма в русской литературе

Как уже говорилось выше, символизм в русской литературе имел свои цели и задачи. К таковым можно отнести:

  1. Представление реальной картины мира или политической обстановки в стране через символы. Например, в поэме А. Блока «Двенадцать» через символы вьюги и метели показана неразбериха послереволюционной обстановки в стране, а через символ бродячего пса – старый, не нужный никому мир, уже отживший свое. Помимо этих символов, в поэме есть и другие, не менее значимые и тоже выполняющие информативную функцию.
  2. Через символы передаются чувства и мысли, завуалированные намеки и скрытые сравнения, что помогает сделать лирический, а иногда и прозаический текст полнее и ярче.
  3. Через символы можно показать эмоциональную окраску произведения. Так, символ становится явлением перехода из эмоционального в материальное.
  4. Через символы можно передать характер лирического героя или объекта, о котором говорится в любом символистическом произведении. Символ в таком случае является частью сюжетной линии лирического произведения.

Таким образом, символизм в русской литературе представляет собой большую ценность, поскольку является одним из главных направлений и явлений в литературе. В его задачи входит представление реальной картины мира, обстановки в стране или же эмоциональное описание картины происходящего. Так, символизм имеет очень большую значимость. Что же появилось благодаря символизму и какой вклад он внес в развитие русской литературы?

  • Во-первых, благодаря символизму появилось бесчисленное множество новых средств выразительности и нашлось применение старым: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, перифраз, аллегория, инверсия – все эти и многие другие средства стали массовыми, распространенными и более оформившимися в обычном их употреблении.
  • Во-вторых, благодаря символизму, сейчас видна и доступна современная Россия предыдущего века. Многие авторы-символисты в своих произведениях высказывали свое отношение к революции. Поэтому символизм представляет собой историческую ценность.
  • В-третьих, символизм представляет собой духовно-религиозную ценность, так как творчество символистов зачастую находилось в религиозно-философском поиске. Все это придавало символизму в России особенное, возвышенно-духовное значение.
  • В-четвертых, благодаря символизму русская литература получила такую широкую известность.
  • В-пятых, символизм положил начало Серебряному веку русской литературы – веку поэзии. Именно символизм положил начало футуризму, который в последствии его сменил.

Таким образом, символизм в русской литературе сыграл большую роль. Он включал в себя два направления, каждое из которых характеризовалась определенным набором свойств и задач, определяющих впоследствии значимость данного направления в русской литературе. Символизм был и остается одним из самых значимых направлений в лирике двадцатого века. Именно он положил начало развитию лирической русской литературы. Так, символизм сыграл большую роль в русской литературе и внес вклад в развитие мировой литературы в целом.

Источник: spravochnick.ru

Эстетика русского символизма

Символическая поэзия зародилась во Франции. В сентябре 1886 года парижская газета «Фигаро» опубликовала манифест новой литературной школы, объявившей себя противницей «фальшивой чувствительности и объективного описания». Автор манифеста, молодой поэт Жан Мореае, пояснил, что отныне лирическая мысль, одевшись в особую образную форму, попытается приблизиться к тайнам вселенского бытия. Путь к ним должен пролегать через внешние явления, которые якобы есть «не что иное, как ощутительные видимости, предназначенные обнаружить свое средство. с изначальными идеями» Для этого символизму, по мнению Жана Мореаса, потребуется сложный поэтический стиль, основанный на «блестящем и живом» языке смысловой свободе первообразного слова, просветленной метрике, четкой рифме, почерпнутой из «потаенных текучестей».

Принципы обновленной поэзии, пришедшей из Франции на смену холодной «парнасской» школы, пустили затем ростки в Германии. Дании, Чехии, России, Бельгии, Австрии, приобретая повсюду самобытные, национально-художественные черты. Крупнейшими представителями этого нового течения в мировой литературе стали А. Рембо, Поль Верлен — по Франции, Э. Верхарн, М. Метерлинк — в Бельгии, Р. Рильке — в Австрии, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, Вяч. Иванов, А. Белый — в России.

Символизм как течение опирался на определенный круг жизненных и философских идей, становился наукой о Вечности.

Русский символизм возник в середине 90-х годов XIX века. Первым манифестом отечественных символистов стала книга Минского Н. М.

Читайте также:
Trueconf client не запускается программа

Программа русского символизма

Программа Н. Минского сводилась к следующим основным положениям: 1) непознаваемость мира; 2) замкнутость Художника, крайний индивидуализм, его культ; 3) импрессионистское отражение мира.

Создал я в тайных мечтах

Мир идеальной природы…

Что перед ним этот прах:

Степи, и скалы, и воды. Серебряный век. Поэзия. (Школа классики). — М., 1996., с. 52

Брюсову вторил Ф. Сологуб:

…. Я бросил вызов небесам,

Но мне светила возвестили,

Что я природу создал сам…. Там же, с. 58.

Одновременно с Брюсовым тему иррационального внутреннего чувства исследовали Вяч. Иванов, А. Белый, К. Бальмонт, А. Блок Исходя из идей Шопенгауэра и Ницше, они проповедовали познавательную ценность в творческом акте свободной интуиции поэта, его «откровений».

А. Белый, размышляя о природе символа, пришел к выводу, что он «всегда музыкален» и что мелодии души идеально выражают его, представляя собой «окно, из которого льются в нас очаровательные потоки Вечности и брызжет магия» Вяч. Иванов, говоря о символизме и символическом образе, особо подчеркивал мистико-религиозное начало поэзии, утверждая, что поэт является «устроителем жизни, истолкователем и укрепителем божественной связи сущего. » К Бальмонт был уверен, что «поэты-символисты пересоздают вещественность своей впечатлительностью». Символисты искали Бога в образном слове, таким образом, обожествляя его, приписывая языку способность произвести мифотворческие преобразования в живой действительности. Символическая концепция поэтического языка, по мнению их авторов, восстанавливала истинное, «магическое» его предназначение Библейское изречение гласит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». С данного момента, собственно, и мчалась человеческая история, которая, по мысли А. Белого, есть «произнесение Словом слов». Перестраивая стих в «божественном ключе» З. Гиппиус писала:

Я — раб моих таинственных

Но для речей таинственных

Не знаю здешних слов Серебряный век. Поэзия. (Школа классики). — М., 1996., с. 44.

В поэзии символистов часто возникали совершенно неожиданные семантические связи между словами. Уходя от традиционной народной песенной символики типа вода-любовь, жемчуг-горе, кукушка-тоскующая женщина, они создавали собственную символику: алый шелк-огонь-кровь-любовь, как в стихотворении З. Гиппиус «Швея»:

И этот шелк мне кажется огнем,

И вот уже не огнем, а кровью.

А кровь лишь знак того, что мы зовем

На бедном языке любовью Там же, с. 46..

Нередко символисты в своей образной системе использовали традиционную литературную поэтику западно-европейской и древнерусской литературы: Данте, Гете, западных мистически настроенных романтиков, «Слово о полку Игореве», Кирилла Туровского. Так, в мистерию Д. Ростовского «Рождество Христово» наряду с людьми введены в качестве действующих лиц Смерть, Жизнь, Брань, Кротость, Незлобие, Робость, Золотой Век и т. п. Именно из средневековья пришел в модернистическую лирику XX века образ-символ «розы», связанный с культом Девы Марии и «Вечной женственности» и получивший широкое распространение сначала у Вл. Соловьева («Песня офитов»), а затем у Вяч. Иванова и А. Блока (соответственно в циклах «Стихи о розе» и «Роза и крест»). Часто символисты переосмысливали в своем видении персидскую классическую поэзию («Палатка Гафиза» Вяч. Иванова), а также стихи из русских церковных гимнов, евангельских и веддийских текстов («Святый Боже» К. Бальмонта)

Стремясь показать иллюзорное движение мысли, символисты оформляли ее поэтическими тропами. Излюбленным тропом была метафора. Так, у В. Брюсова читаем:

Костра расторгнутая сила

Двух тел сожгла одну мечту;

И влага страсти погасила

Последних углей красноту Серебряный век. Поэзия. (Школа классики). — М., 1996., с. 54.

Слова с материальным значением (костер, влага, угли, дым, пламя), благодаря метафоричности превратились в расплывчатые и бесплотные смысловые категории, в бестелесный символ угасшей любовной страсти Особенно часто использовалась ассоциативная метафора: «И светлых глаз темна мятежность. » (В. Брюсов); «Сухие пустыни позора», «День-жемчуг матовый-слеза-течет с восхода до заката. » (А. Белый).

В движении от конкретно-чувственного к идеальному, от природного к иррациональному, стремясь размыть вещное в поэтическом образе, символисты прибегали к так называемой оксюморойной метафоре, основанной на сочетании несовместимых понятий. При помощи этого тропа в строках А. Блока предельное сливается с беспредельным:

В легком сердце — страсть и беспечность,

Словно с моря мне подан знак.

Над бездонным провалом в вечность,

Задыхаясь, летит рысак. Там же, с. 103.

Оксюморонная метафора расширяет художественное пространство символического стиха, увеличивает в нем видимость незримого: «в этой звучной тишине» (А. Блок); «в твоей душе так много прозрачных светлых вод» (К. Бальмонт); «и слишком синее дыхание» (В. Брюсов).

Часто символические ходы создавались эпитетом в виде абстрактного существительного, тоже с ярко выраженными признаками метафоричности: «желаний вечность — взор» (Вяч. Иванов); «скроет белость этих плеч» (В. Брюсов). Вл. Соловьев в своих пародийно-иронических стихах подобную Особенность стиля обыграл так:

И не зови сову благоразумья

Ослы терпенья и слоны раздумья

Бежали прочь. Серебряный век. Поэзия. (Школа классики). — М., 1996., с. 27

Эпитет по законам символической семантики, как указывает Ю. В. Бабичева, «занимает господствующее положение во фразе, в то время как определяемое им слово отодвигается на второй план» Бабичева Ю. В. Парнас серебряного века. — Вологда, 1991., с. 25.. Этим усиливается экспрессия эпитета, особенно если к нему присоединяется новое, красочное определение, «сухие пустыни позора» (А Белый); «золотая возможность дождя» (В.

Брюсов). Абстрактно-образная лексика сделалась стилей поэтических раздумий символистов. Они кропотливо трудились над тем, чтобы из каждого звука извлечь идею, а из последней — «кусочек» живой фантазии: «вольнослитные сердца»; «радостно-расширенные реки»; «смерть медлительно-обманная»; «сны огнезрачные»; «голуботусклая печаль»; «и веют древними поверьями»; «рассудок — розблеск искряной». Поэзия тонких намеков, внушений и заклинаний не допускала в свою языковую среду разговорных и ораторских речений: не на площади и не в аудитории, а в. «башне из слоновой кости» должен был звучать ее величественный стих.

Символисты широко пользовались звуковыми вариациями и (ассонансами, аллитерацией), чтобы и «из звука извлечь идею». Необычная семантическая связь слов, их «льющаяся» мелодичность воссоздают необычность, чарующую прелесть декадентского салона в строках Ф. Сологуба:

И два глубокие бокала

Из тонко-звонкого стекла

Ты к светлой чаще подставляла

И пену сладкую пила.

Лила, лила, лила, качала

Два темно-алые стекла

Белей, лилей, алее лала

Бела была ты и ала. Серебряный век. Поэзия. (Школа классики). — М., 1996., с. 60.

Особая лексика (архаизмы, неологизмы) выполняла в поэзии символистов все ту же «высокую» функцию создать «величественный стих». Вяч. Иванов такую роль возлагал на архаизмы: почиет, рать, выя, пещь, нощь, зиждет. По образу архаической лексики он создавал и неологизмы: златоржавый, бирюзеет, неутомный. Виртуозом в создании неологизмов был А. Белый, но у него была своя система их создания: биноклит, оголубила, огнетленный, стекло пенснейное, онежить.

Таким образом, символисты стремились запечатлеть в лирике неповторимые мгновения жизни, ее мимолетности, чарующие движения души, передать в образе таинственную музыку интуиций и чувств.

Категория музыки также имела большое значение для эстетики символизма.

Источник: studbooks.net

Читайте также:
Сброс программы стиральной машины Vestel

Символизм в литературе — основные черты и представители направления

Символизм ( франц. symbole — знак, примета) — эстетическое направление, сформировавшиеся во Франции в 1880 — 1890 гг. Шарлем Бодлером (сборник «Цветы зла», «Поэмы в прозе»). Получило широкое распространение в литературе, живописи, музыке. Огромное значение символизм имел в период «Серебряного века».

Символизм С.Н. Лукьянов

Предпосылки возникновения символизма:

  • кризис позитивного мировоззрения и морали (1870 — 1890 гг.)
  • обостренное религиозное чувство

Определение понятия

Символизмом называется направление в литературе, возникновение которого связано с концом XIX века. Истоки его рождения — это глубокий духовный кризис. Писатели пытались найти художественную правду в реалистичном литературном течении. Символизм помог поэтам и прозаикам уйти от суровой жизни в мир идей и вечных тем.

Особенности символизма

Впервые направление появилось во Франции в 1870—1880 годах, но своего максимального развития оно достигло на рубеже прошлого и позапрошлого столетий не только на своей родине, но и в России, Бельгии. Само слово «символ» означает условный знак, соединяющий два мира — реальный и ирреальный.

Название течения впервые упоминалось в манифесте Жана Мореаса — основоположника символизма. Новая школа опиралась на работы Владимира Соловьева, Шопенгауэра и Ницше. Так как это течение появилось в сложное время, оно стало своеобразным способом побега от реальности.

Русский символизм связывают с выходом поэтического сборника, содержащего стихи Добролюбова, Бальмонта и Брюсова.

Философия

Символизм в культуре занимает двоякое положение. С одной стороны, он носит переломный характер (изменение прошлых норм и правил в искусстве), а с другой сам стал классикой, на которую до сих пор опираются многие творцы. Более того, его же нововведения были подвергнуты переоценке и критике акмеистами.

Они пропагандировали естественность и простоту образа, отрицали насыщенность и непонятность символистских стихов. Это течение, в отличие от других, рассматривало не просто обыденную жизнь человека, а его сложные моменты и переживания, и обывателю не были близки эти темы. Кроме того, некоторые проявления течения смотрятся искусственно и слишком уж эстетично, поэтому некоторые художники и поэты не разделяли восхищения начитанных интеллектуалов и боролись за упрощение искусства.

Что касается наследия символизма, то здесь стоит отметить, что именно это течение принесло за собой новые идеи и образы. Оно сменило бесчувственный и прозаичный реализм. Каждый поэт старался смысл всего произведения поместить в какой-либо символ. Но его было не так просто найти и понять, поэтому такие игры со словом «были по вкусу» не многим.

К символистской поэтике принято относить:

  • Знак, символ. В каждом произведении этого течения заложен незаурядный, подчас обескураживающий смысл. Чаще всего, он связан именно с символом. Читателю необходимо его найти и понять, разобрать и декодировать посыл автора.
  • Элитарный характер. Символист обращается не ко всему обществу, а к избранным, способным понять идею и прелесть произведения.
  • Музыкальный характер. Главная особенность произведений символизма — музыкальность. Поэты специально старались «насытить» свой материал повторами, ритмами, правильной интонацией и звукописью.
  • Мифопоэтика. Символизм и миф объединяет то, что смысл всего произведения заключается в символе.

Советский поэт и писатель Андрей Белый утверждал, что символизм – это не просто течение. Это своеобразное миропонимание. Он черпал вдохновение у Фридриха Ницше, Иммануила Канта, Артура Шопенгауэра и Владимира Соловьева. На основе этого он строит «метафизику символизма», наполняя изящную форму глубоким философским смыслом. Творчество он считал новым мышлением, на его языке он общался с миром и постигал таинства идей, ранее не доступных человечеству, которое еще не открыло для себя символы, как универсальный язык.

Основные признаки

Литературное течение стало отображением работ известных философов. Оно пыталось отыскать в человеческой душе место, которое способно скрыть от жестокой реальности. Существует несколько основных признаков символизма:

  • тайный смысл произведения передается с помощью символов;
  • основу составляют философские работы и мистицизм;
  • появляется собственная мифология;
  • образцом служит литература великих классиков;
  • особое внимание уделялось ритму стихотворений;
  • мир должен преобразоваться с помощью искусства и творчества.

Главная цель течения заключается в постижении мира с помощью интуиции через символы. Последние в этом случае играли роль многозначного иносказания. Принцип художественного направления — творить искусство ради него самого. Согласно словам Брюсова, создание искусства — это приотворенные двери в вечность.

Направление символизм

Среди идей символизма можно выделить экспериментирование со сложением стихов.

Московское крыло литераторов возглавил поэт В. Брюсов, поэтому все произведения ориентировались на его работы и мысли. В Санкт-Петербурге во главе символистов стал Д. Мережковский.

Он внес в направление мотивы раздвоенности, бессилия, безысходности и одиночества, возможность ухода в мир фантазий от реальности.

Символы света

Свет в народных традициях соотносят с самим светилом, месяцем, летом, теплом, цветами. Он символизирует красоту жизни, воплощает истину, праведность, святость и миропорядок.

Он символизирует Божью благодать и отвращает от человека нечистую силу. Солярные (солнечные) символы несут в себе божественные образы и его силы. Это неудивительно, ведь солнце почиталось нашими предками как источник тепла и жизни. Свет в фольклоре называли ясным, красным, добрым и т. п. В различных славянских обрядах во славу солнцу произносили клятвы, давали обещания.

Славяне считали, что Солнце – это символ лика или божьега ока. Они полагали, что божество именно через солнце наблюдает за человеком.

Луна – еще одно небесное светило, которое ассоциируется в народных поверьях исключительно с миром мертвых. Луна противопоставляется Солнцу — божеству жизни, тепла и света. Все славяне считали, что лунный свет опасен. Особенно это касалось новорожденных детей и беременных женщин, которым было запрещено попадать в сияние Луны.

Распространенность культов Луны объясняется тем, что это светило было важным во время ночной охоты. Также известно, что древние люди установили влияние Луны на приливы и отливы, поэтому очень долгое время человек считал, что Луна управляет даже его судьбой.

Луна символизировала целомудрие, безразличие, изменчивость и непостоянство. Однако полная луна ассоциируется с кругом, то есть с символом совершенства и цельности.

символ в литературе что это такое

Свеча – духовный образ. Свеча чаще всего изображается в мире тьмы и невежества. Она является одним из важнейших символов православной традиции. Символизирует Христа, церковь, Благодать, веру, память и так далее. В частном смысле свеча ассоциируется с одиночеством и трепетностью человеческой души, а также краткостью его земного существования.

Недаром именно свечу зажигают, когда умирает человек. Родственники этим обрядом хотят осветить его путь в мир смерти.

Черты направления

Писатели смогли по-новому посмотреть на роль личности в жизни, творчестве и русской действительности. Такой интерес привел поэтов к расширению сознания, они старались понять индивидуальность человека. Характерные черты символизма:

Символизм в литературе

  • двоемирие;
  • появление звукописи в поэзии;
  • отражение реальности символами;
  • постижение действительности с помощью мистики;
  • религиозные искания;
  • поэтика многоплановости и содержания;
  • отрицание реального мира.

Писатели использовали интуицию для постижения действительности, старались в произведениях выразить чувственное восприятие жизни. Этому течению характерна постоянная смена масок и ролей, мистификация и артистичная игра. Поэты превозносили личность, но писали стихи на основе творческого пессимизма.

Знаменитые художники-символисты

Картины мастеров символизма легко узнаваемы по характерным чертам этого стиля живописи. Вот список наиболее известных, на наш взгляд, художников-символистов:

  • Гюстав Моро (Gustave Moreau) (1826-1898) — яркий представитель течения, хотя сам мастер решительно не считал себя символистом.
  • Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (Pierre Cécile Puvis de Chavannes) (1824-1898) — оказал огромное влияние на развитие стиля ар-нуво.
  • Джордж Фредерик Уоттс (George Frederic Watts) (1817-1904) — британский художник и скульптор, автор монументальных аллегорических картин.
  • Фернан Кнопф (Fernand Khnopff) (1858-1921) — самый известный бельгийский символист, признанный мастер мистических фантазий.
  • Михаил Врубель (1856-1910) — выдающийся русский живописец со сложной судьбой и богатым творческим наследием.
Читайте также:
Как рассчитать надежность программы

Символизм ярко вспыхнул на рубеже XIX-XX веков в мировой культуре и оставил заметный след в ее истории. Выдающие работы символистов и мастеров других стилей всегда представлены на аукционах портала Very Important Lot. На нашем сайте также можно без посредников купить картины современных художников.

Новая школа

Предшественниками символизма являются Ф. Тютчев и А. Фет, которые впервые заложили что-то новое в поэтической речи. Стих Silentium стал настоящим девизом русских писателей. Большой вклад в развитие течения внес В. Брюсов, именно он считал символизм новой школой. Согласно его мнению, это направление должно с помощью намеков загипнотизировать читателей.

Писатели в своем творчестве ставят акцент на личности и внутреннем мире художника, они разрушили концепцию критики. Начало символизму положили западноевропейские поэты, которые творили еще в стиле реализма. Им пытались подражать Блок, Брюсов, Сологуб. Но позже они смогли создать собственное течение, развить свои темы.

Предметы реального мира стали символами, с помощью которых выражались внутренние волнения. Учитывался зарубежный и отечественный опыт, но он подстраивался под новые требования. Еще одна особенность символизма — использование примет декадентства. Литературное направление было неоднородным. Образовалось два пересекающихся течения:

  • старшие поэты;
  • младшие символисты.

Представители символизма

Младосимволисты основывали свои взгляды на философских и религиозных трудах, в этом они расходились со старшими. Но была и общая черта — поэзия получила новое оформление. Благодаря одинаковым темам и образам поэты критически относились к реализму. В 1900-х годах оба направления тесно сотрудничали в рамках журнала «Весы». Здесь печатали стихотворения и их анализ.

Поэты по-разному воспринимали литературные цели. Если старшие считали писателя творцом только в художественной сфере, младшие выступали за изменение всего мира. Как говорил Брюсов, раньше была поэзия цветов, а теперь стало искусство оттенков. Хорошим примером отличий в разных течениях служит его стихотворение под названием «Младшим». В нем поэт обращается к противникам и расстраивается из-за того, что не видит мистики и гармонии, о которой они толкуют.

Задачи и цели символизма в русской литературе

Как уже говорилось выше, символизм в русской литературе имел свои цели и задачи. К таковым можно отнести:

  1. Представление реальной картины мира или политической обстановки в стране через символы. Например, в поэме А. Блока «Двенадцать» через символы вьюги и метели показана неразбериха послереволюционной обстановки в стране, а через символ бродячего пса – старый, не нужный никому мир, уже отживший свое. Помимо этих символов, в поэме есть и другие, не менее значимые и тоже выполняющие информативную функцию.
  2. Через символы передаются чувства и мысли, завуалированные намеки и скрытые сравнения, что помогает сделать лирический, а иногда и прозаический текст полнее и ярче.
  3. Через символы можно показать эмоциональную окраску произведения. Так, символ становится явлением перехода из эмоционального в материальное.
  4. Через символы можно передать характер лирического героя или объекта, о котором говорится в любом символистическом произведении. Символ в таком случае является частью сюжетной линии лирического произведения.

Таким образом, символизм в русской литературе представляет собой большую ценность, поскольку является одним из главных направлений и явлений в литературе. В его задачи входит представление реальной картины мира, обстановки в стране или же эмоциональное описание картины происходящего. Так, символизм имеет очень большую значимость. Что же появилось благодаря символизму и какой вклад он внес в развитие русской литературы?

  • Во-первых, благодаря символизму появилось бесчисленное множество новых средств выразительности и нашлось применение старым: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, перифраз, аллегория, инверсия – все эти и многие другие средства стали массовыми, распространенными и более оформившимися в обычном их употреблении.
  • Во-вторых, благодаря символизму, сейчас видна и доступна современная Россия предыдущего века. Многие авторы-символисты в своих произведениях высказывали свое отношение к революции. Поэтому символизм представляет собой историческую ценность.
  • В-третьих, символизм представляет собой духовно-религиозную ценность, так как творчество символистов зачастую находилось в религиозно-философском поиске. Все это придавало символизму в России особенное, возвышенно-духовное значение.
  • В-четвертых, благодаря символизму русская литература получила такую широкую известность.
  • В-пятых, символизм положил начало Серебряному веку русской литературы – веку поэзии. Именно символизм положил начало футуризму, который в последствии его сменил.

Таким образом, символизм в русской литературе сыграл большую роль. Он включал в себя два направления, каждое из которых характеризовалась определенным набором свойств и задач, определяющих впоследствии значимость данного направления в русской литературе. Символизм был и остается одним из самых значимых направлений в лирике двадцатого века. Именно он положил начало развитию лирической русской литературы. Так, символизм сыграл большую роль в русской литературе и внес вклад в развитие мировой литературы в целом.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Яркие представители

Есть известные поэты среди младшей и старшей ветви литературного течения. У каждого из них свое значение.

Самые яркие представители символизма в первом случае — это А. Блок, А. Белый, В. Иванов. Список старших поэтов:

  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • Д. Мережковский;
  • З. Гиппиус;
  • К. Бальмонт.

Символисты

Основная тема новой школы — одиночество. Поэт способен творить только в полном уединении, а свобода от всего общества приведет к независимости личности. Любовь перестала быть смыслом жизни, так как она мешает искусству, ее считают только испепеляющей страстью.

Это чувство приводит к страданиям, печальным последствиям, ее изображают как физическое, а не духовное влечение.

В стихах открылись новые темы:

  • урбанизм;
  • антиурбанизм;
  • смерть.

Город воспевался как научный и прогрессивный центр. Поэты представляли мир в образе двух столиц: первая — Москва будущего, вторая — темная и старая. В то же время город являлся отторжением от прежнего существования.

Образ смерти также распространен в символизме, его рассматривали в личном и глобальном плане.

Ритмика и тропы произведений

Символизм в музыке

Символисты считали музыку главным видом искусства, поэтому старались добиться ритмичности в своих стихотворениях. Они использовали фонетические возможности языка, нотные таблицы, придавали строкам особое благозвучие и живописность. Звуковые эффекты доминировали над смыслом фраз, поэты исключали переносы, лексические и синтаксические разделения. Благодаря народной ритмике их стихи были свободными и подвижными.

Символизм существовал недолго, так как его представители сами отрывали себя от окружающего мира.

Они выражали свои мысли кратко, но чувственно, не поддавались общественной критике и давлению. Народ просто не понимал их творчество, хотя некоторые черты символизма присутствуют и в современной поэзии.

Источник: williamfaulkner.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru