Основные положения программы мира

К исходу 60-х годов обозначились новые сдвиги в положении СССР на международной арене. Страна была на взлете своего могущества, создав ценой неимоверных для себя усилий ядерный потенциал, примерно равный американскому. Были сглажены наиболее острые углы в отношениях СССР со странами социалистического содружества, неуклонно расширялось советское влияние в странах третьего мира.

СССР стал воистину великой державой, США вынуждены были это признать. Процесс разрядки с обеих сторон в 70-е годы носил взаимовыгодный характер. Стратегия ядерного устрашения перестала работать. Мир продолжал оставаться двухполюсной конструкцией, определявшейся противостоянием ракет

СССР и США, которые при этом заявляли о неприменении первыми ядерных ударов. Полоса разрядки международной напряженности, охватившая почти все 70-е годы, была самой глубокой, продуктивной и длительной.

Советская программа мира

Программой мира называют комплекс предложений советского руководства, который оно выдвинуло в 1971—1981 годах. Основные положения ее касались следующего круга задач СССР на международной арене: 1) запрещение ядерного, химического и бактериологического оружия; 2) ядерное разоружение всех государств, обладающих этим видом оружия; 3) прекращение гонки вооружений и сокращение ядерного и обычного оружия; 4) обеспечение коллективной безопасности в Европе и других регионах планеты; 5) обеспечение свободы и независимости народов мира; 6) углубление и укрепление сотрудничества со всеми государствами.

Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина. Видеоурок по биологии 9 класс

Конечно, декларации не всегда соответствовали реальным действиям обеих сторон. В оборонной сфере продолжали иметь место секретные акции, противоречившие публичным декларациям. Классическим примером являлась проблема химического оружия.

И советским, и американским дипломатам и военным специалистам приходилось уклоняться от ответа на вопрос, имеют ли стороны химическое оружие. Уязвимым местом советских мирных инициатив было отстаивание принципа самоконтроля за вооружением, который не пользовался широкой международной поддержкой. Западные партнеры выдвигали требование обязательных международных инспекций, с чем СССР ни за что не соглашался. Стратегический паритет стал рассматриваться не по принципу оборонной достаточности, а по формуле: «припрятать баллистических ракет чуть-чуть про запас».

Огромную лепту в процесс разрядки внесли советские дипломаты. С конца 50-х годов Министерство иностранных дел возглавлял А.А. Громыко, профессиональный дипломат, человек широкого кругозора, последовательный защитник советских идеологических и стратегических приоритетов. Его роль в углублении процесса разрядки являлась определяющей.

Функция представлять страну на международной арене перешла к Генеральному Секретарю. Советская пресса закрепила в 70-е годы за Л.И. Брежневым громкое звание «архитектора перестройки».

Источник: m.studref.com

Теория эволюции Дарвина: как он до этого додумался?

Программы мира 70-80-х годов ХХ в: цели, этапы, тупики

Выступая в тесном единстве с другими странами социализма, Советский Союз настойчиво и последовательно боролся за претворение в жизнь внешнеполитического курса, намеченного XXIV съездом КПСС. Основные направления борьбы за мир, международную безопасность и дружбу между народами, которые сложились в течение многих лет, конкретные задачи этой борьбы были сформулированы в Программе мира. Направления и задачи следующие.
1. Ликвидировать военные очаги в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке и содействовать политическому урегулированию в этих районах на основе уважения законных прав государств и народов, подвергшихся агрессии; давать немедленный и твёрдый отпор любым актам агрессии и международного произвола; отказ от применения силы и угрозы её применения для решения спорных вопросов должен стать законом международной жизни

2. Исходить из окончательного признания территориальных изменений, происшедших в Европе в результате 2-й мировой войны 1939—45, осуществить коренной поворот к разрядке и миру на этом континенте, обеспечить созыв и успех Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе; сделать всё для обеспечения коллективной безопасности в Европе. СССР подтверждает совместно выраженную странами — участницами оборонительного Варшавского договора готовность к одновременному аннулированию этого договора и Североатлантического союза или — в качестве первого шага — к ликвидации их военных организаций.

Читайте также:
Программа если потерял телефон

3. Заключить договоры, ставящие под запрет ядерное, химическое и бактериологическое оружие; добиваться прекращения всюду и всеми испытаний ядерного оружия, включая подземные; содействовать созданию безъядерных зон в различных районах мира. СССР выступает за ядерное разоружение всех государств, обладающих ядерным оружием, за созыв в этих целях конференции пяти ядерных держав — СССР, США, КНР, Франции, Англии.
4. Активизировать борьбу за прекращение гонки вооружений всех видов. СССР высказывается за созыв всемирной конференции для рассмотрения вопросов разоружения во всём их объёме, за ликвидацию иностранных военных баз, за сокращение вооруженных сил и вооружений в районах, где военное противостояние особенно опасно, прежде всего в Центральной Европе; считает целесообразным разработку мер, уменьшающих вероятность случайного возникновения или преднамеренной фабрикации военных инцидентов и их перерастания в международные кризисы, в войну. СССР готов договариваться о сокращении военных расходов в первую очередь крупных государств.
5. Полностью претворить в жизнь решения ООН о ликвидации колониальных режимов; всеобщему осуждению и бойкоту подлежат проявления расизма и апартеида.
6. СССР готов углублять отношения взаимовыгодного сотрудничества во всех областях с государствами, которые стремятся к этому; готов участвовать со всеми другими заинтересованными государствами в решении таких проблем, как сохранение природной среды, освоение энергетических и др. природных ресурсов, развивать транспорт и связь, предупреждать и ликвидировать наиболее опасные и распространённые заболевания, вести исследование и освоение космоса и Мирового океана (см. Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 29—30).». Программа мира с момента ее принятия легла в основу дипломатического наступления, которое Советское государство в тесном сотрудничестве со странами социалистического содружества последовательно ведет в целях ликвидации последствий империалистической политики «холодной войны» и утверждения принципов мирного сосуществования в качестве единственно приемлемой основы взаимоотношений государств с различным общественным строем.

Настойчивая борьба СССР и других стран социалистического содружества за претворение Программы мира в жизнь дала большие положительные результаты. Они добились подписания с капиталистическими странами договоров, соглашений, конвенций и деклараций, служащих укреплению мира во всем мире, упрочению влияния мирового социализма, других революционных отрядов мира. Советскому Союзу принадлежит инициатива в постановке и решении многих проблем, жизненно важных для всех народов.
Пленум ЦК КПСС, состоявшийся 16 апреля 1975 г., с удовлетворением отметил, что ход событий убедительно подтвердил правильность и дальновидность данного XXIV съездом партии марксистско-ленинского анализа современной мировой обстановки и выдвинутых- им задач международной деятельности КПСС. Пленум поручил «Политбюро так же целенаправленно и активно, как и до сих пор, добиваться полного осуществления
Программы мира, проводить внешнеполитический курс XXIV съезда, пользующийся единодушной поддержкой советского народа».

Эффективно способствуя позитивному развитию отношений между государствами различных социальных систем и активизируя борьбу всех прогрессивных сил за прочный мир, против агрессии и колониализма, Программа мира явилась важным фактором оздоровления международной обстановки.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Это важно знать:

Объяснительно-иллюстративный метод обучения Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии при которых объяснение учебного материала сопровождается различными.
Системы тягового электроснабжения железных дорог Система электроснабжения электрифицированной железнодорожной дороги состоит из внешней части системы электроснабжения.
Абсолютные показатели финансовой устойчивости Финансовая устойчивость организации характеризуется абсолютными и относительными показателями.
Юридическая техника: понятие, виды Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов подготовки, принятия и упорядочения нормативных правовых актов.
Стерилизация: понятие, методы и режимы. ПЛАН 1. Стерилизация: понятие, методы и режимы. 2. Способы контроля стерилизации. 3. Устройство и функции ЦСО. Стерилизация: понятие.

Читайте также:
Что такое программа смерч

Источник: studopedia.ru

Программы мира 70-х гг.: цели, этапы, тупики

Усилившееся экономическое и технологическое отставание совет — блока «компенсировалось» наращиванием военно — космической мощи СССР, укреплением «сплоченности» социалистического лагеря, идеологической экспансией преимущество в конфликтных регионах третьего мира: поддержка экстремистских движений национал-коммунистической ориентации (финансовая, оружием, специалистами, вплоть до прямого вооруженного вмешательства). По отношению к ведущим капиталистическим странам велась противоречивая и непоследовательная борьба: она была направлена на смягчение напряженности, но часто сводилась на нет политико-идеологической экспансией.

Рубеж конца 60-х- начала 70-х г.г. обозначил новые реальности в международном положении Советского Союза. Исторической реальностью явилось установление стратегического военно-стратегического равенства (например, между СССР и США). Это равновесие объективно укрепило международный мир, хотя и было крайне непрочным. Количество ядерного оружия переросло все мыслимые пределы. Однако при этом обе стороны заявляли о ненанесении первыми ядерного удара.

Эта ситуация создавала уникальную возможность для радикального изменения международных отношений в сторону разрядки, для ослабления yгрозы термоядерного конфликта, ограничения и прекращения вооруженных сил и вооружений, установления доверия между всеми странами.

Советское руководство выдвинуло с 1971 по 1981 г. ряд положений, которые оно объявило Программой мира.

Основные положения Программы мира охватывали следующий круг задач Советского государства на международной арене:

запрещение ядерного, химического, бактериологического оружия;

ядерное разоружение всех государств, обладавших им;

прекращение гонки вооружений и сокращения ядерного и обычного оружия;

ликвидация военных очагов и прекращение региональных конфликтов;

обеспечение коллективной безопасности в Европе и других регионах планеты;

обеспечение свободы и независимости народе мира;

углубление и укрепление сотрудничества между государствами.

Фактическими шагами на пути разрядки явилось подписание в 1968 г. Советским Союзом, США и Великобританией Договора о нераспространении

ядер-ною оружия, в 1971 г. — Договора о запрещении раз-решения ядерного оружия на дне морей и океанов и в недрах, а также других видов массового поражения. После подписания эти договоры были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и стали соблюдаться большинством стран мира.

Важнейшую роль в определении международного мира играли отношения Советского Союза и Соединенных Штатов Америки.

Переход от конфронтации между СССР и США к поискам совместных решений означал крутой поворот в международных отношениях. Несмотря на годы «холодной войны», опыт совместного военного и экономического сотрудничества во Второй мировой войне оставался в памяти советского и американского народов. Установление линии прямой связи между Москвой и Вашингтоном (а также Лондоном и Парижем) было дополнением принципиальных договоренностей и соглашений. И результате визитов президента Р. Никсона в СССР (1972 и 1974гг.) и Генерального секретаря КПСС Л. И. Брежнева в США (1973) были подписаны «Основы взаимоотношений между СССР и США», соглашения по ограничению гонки вооружений, по мирному использованию атомной энергии сельского хозяйства, транспорта, науки, культуры, образования, здравоохранения, и т. п.

Эти отдельные договоренности не смогли полностью изменить атмосферу недоверия и военных приготовлений, тем более, что в практической деятельности как американскому, так и советскому руководству не всегда хватало реалистического видения сложного, противоречивого мира. После многолетних переговоров подписанный в 1979 г. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) так и не вступил в действие. Стороны начали взаимно обвинять друг друга в его нарушении. Поводом отказа от ратификации американская сторона объявила введение советских войск в Афганистан.

В этот период произошло дальнейшее расширение сотрудничества Советского Союза с другими развитыми капиталистическими странами. Особое значение для упрочения международной стабильности имело мирное урегулирование территориальных вопросов.

В начале 70-х гг. канцлер ФРГ В. Брандт от имени своей страны заключил договор с СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией об основах взаимоотношений, в которых признавалась территориальная и социально-экономическая нерушимость государственных границ, сложившихся в Европе после Второй мировой войны. Было заключено четырехстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания и Франция) по урегулированию статуса Западного Берлина. Тем самым на основе разумного компромисса разрешилась одна из самых сложных проблем европейской безопасности.

Читайте также:
Сброс программы стиральной машины атлант

В 70-е гг. удалось заложить хорошие основы сотрудничества различных государств в новых исторических условиях. Но в полной мере они использованы не были как по вине Запада, так и по вине руководства СССР.

Несмотря на публичные декларации, продолжались секретные акции в оборонной сфере. Так, программа мира провозглашала запрещение химического оружия. СССР же, имея его, долгое время уклонялась от прямого ответа о его наличии; стороны по-разному толковали положения подписанных документов. США отстаивал принцип самоконтроля за вооружениями, а Запад требовал обязательных международных инспекций.

Если период 60-х — середины 70-х гг. был отмечен международной активностью и ослаблением напряженности, то с конца 70-х до середины 80-х гг. разрядка сменилась новым витком невиданной гонки вооружений.

Итак, в конце 70-х — начале 80-х гг. сложившиеся ядерного века требовали новых подходов в международных отношениях как со стороны Советского Союза, социалистических стран, так и со стороны Соединенных Штатов Америки, капиталистических стран . Однако развитие событий пошло по пути страха, уничтожения доверия, подрыва разрядки. Обострение отношений сопровождалось опасным и дорогостоящим взлетом гонки вооружений. Одной из причин обострения на международной арене явилась политика капиталистических стран, в основе которой лежала стратегическая концепция «ядерного сдерживания» СССР. Она оправдывала непрерывную гонку вооружений и, в конечном счете, самую возможность ядерной войны.

Крупнейшей внешнеполитическое ошибкой советского руководства стало вмешательство во внутриполитическую борьбу в Афганистане и оккупация страны в декабре 1979 года. Навязывание схем социально-политического развития было обречено на провал, затяжные военные действия обескровливали и без того неэффективную советскую экономику. Большинство стран мира осудили недальновидную, бездарную внешнюю политику СССР.

В беседе с корреспондентом газеты «Известия» министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе по поводу Афганистана сказал: «Решение о вводе войск в эту страну принималось за закрытыми дверями несколькими высшими руководителями страны. Я, в ту пору кандидат в члены Политбюро ЦК, как и некоторые другие мои товарищи и коллеги, был просто поставлен перед фактом.

Уверен, если бы не было этих грубейших нарушений норм партийно-государственной этики, если бы вопрос рассматривался с участием компетентных экспертов разных специальностей, то уже тогда можно было бы прийти к выводу, что военного решения афганская проблема не имеет». Известия. 1989. 22 марта

Другим просчетом советской внешней политики было решение о размещении ракет среднего радиуса в Европе. Принятое в середине 70-х гг., решение дестабилизировало обстановку и стратегическое равновесие. В ответ на призыв Запада не размещать ракеты советское военное и политическое руководство, наоборот, объявило об их модернизации.

Врезультате страна оказалась втянутой в изнурительную гонку вооружений, что существенно отразилось на социально-экономическом развитии Советского Союза и на его международном авторитете. На этом фоне наша традиционная политическая и общественная деятельность в пользу мира и разоружения потеряла свою убедительность. Тем более что во второй половине 70-х — начале 80-х гг. СССР в той или иной форме принимал участие в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали, Йемене, вооружал «прогрессивные», с точки зрения советского руководства, режимы в Ираке, Ливии и ряде стран, не пользовавшиеся высокой репутацией.

Все свидетельствовало о том, что в своей главной, ключевой проблеме советская внешняя политика, декларируемая как миролюбивая, зашла в тупик. Выход из него попытались найти лишь во второй половине 80-х гг.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru