Основные положения программы футуристов выскажите свое отношение к этим положениям

В настоящее время, когда требования к уровню гуманитарного образования становится выше, а количество часов, отводимых в начальных профессиональных учебных заведениях на изучение литературы, всё меньше, необходимо искать новые формы организации познавательного процесса.

Одной из них является внеаудиторная самостоятельная работа.

Немаловажный фактор в пользу самостоятельной внеаудиторной работы состоит в том, что студент может сам выбрать тот темп работы, который его устраивает, подольше остановиться на особенно заинтересовавших его заданиях.

Кроме того, задания, подобранные для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть использованы в качестве домашнего задания для студентов. Также материалы пособия помогут обучающимся, пропустившим занятия по той или иной причине, восстановить знания по темам в полном объеме.

Предлагаемые задания соотнесены с образовательным стандартом начального профессионального образования по литературе.

Серебряный век – один из наиболее значимых творческих периодов русской литературы. Данное пособие позволит преподавателю наиболее полно оценить теоретические и практические знания обучающихся по этому разделу.

Серебряный век, как различать поэзию модернизма | Символизм, Акмеизм, Футуризм

Цель рабочей тетради – развивать устную и письменную речь студентов, овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте.

Задание 1.Дайте определение понятия «Серебряный век».

Задание 2.Охарактеризуйте основные отличия поэзии «серебряного века» от литературы «века золотого».

Задание 3.Дайте определение понятия символизм.

В чем суть этого литературного направления? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите время возникновения и основных представителей.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.Дайте определение понятия акмеизм.

В чем суть литературного направления?

Назовите время возникновения и основных представителей.

Задание 5.Дайте определение понятия футуризм.

В чем суть литературного направления?

Назовите время возникновения и основных представителей.

Задание 6.Дайте определение понятия имажинизм.

В чем суть литературного направления?

Назовите время возникновения и основных представителей.

Задание 7. Работа с манифестом В. Брюсова «Ключи тайн». Прочитайте манифест.

1. В чем (по теории Брюсова) состоит назначение искусства?

2. Почему такое значение придается таинственности, тайне у символистов?

Задание 8. Манифест Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Прочитайте манифест.

1. Почему на смену символизму пришел акмеизм?

2. Кого Гумилев считает предшественниками акмеистов, какие черты у них он выделяет?

Задание 9.Чем отличается акмеизм от символизма? Докажите примерами.

Задание 10.Как назывался первый русский футуристический сборник?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11.Как называлась декларация футуристов, опубликованная в 1912 году?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12.Чем, по-вашему, вызвано желание футуристов «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13.Какая группа футуристов была наиболее влиятельной в этом течении?

Задание 14.Назовите основные положения программы футуристов. Выскажите свое отношение к этим положениям.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15.Назовите поэтов, принадлежащих к группе «эгофутуристов».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 16.Приведите примеры неологизмов И. Северянина и В. Хлебникова?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 17.Вспомните лозунги «эгофутуризма» и прокомментируйте их.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 18.Выскажите свое отношение к творчеству футуристов. Ответ обоснуйте.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 19.Кто из поэтов Серебряного века не принадлежал ни к одному литературному направлению?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 20.Сделайте анализ трех стихотворений поэтов Серебряного века на выбор по предложенному плану:

1. Дата написания и публикации.

2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.

3. Основная тема.

4. Смысл названия.

5. Лирический сюжет и его движение.

6. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

7. Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.

8. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний.

10. Лексика. Языковые выразительные средства.

11. Поэтический синтаксис.

12. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

13. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

14. Отзывы критиков о стихотворении.

15. Звучание стихотворения в наши дни.

но творчеству поэтов Серебряного века

1. Возьмите существительное, которое называет время года, когда желтеют листья; замените первую букву на букву, которой заканчивается вторая нота, и прибавьте суффикс притяжательного прилагательного. Получилась фамилия поэта. Какая?

2. Первый слог фамилии — междометие. Второй — дающая жизнь всему сущему (без последней буквы). Имя Владимир поставьте в разговорную форму и отнимите у этого слова первую букву. Что это за поэтесса?___________________________________________________________________

3. (Реквизит — колба.)

Возьмите это существительное, поставьте его в форму множественного числа родительного падежа и выверните наизнанку. Что получилось?

4. К огромному универмагу в Москве прибавьте самый распространенный соединительный союз и животное, которое называют царем зверей. В целом фамилия в переводе с латинского означает «смиренный». Кто он?

5. Первая часть слова — это то, что освещает путь морякам. Прибавьте к ней суффиксы и окончание слова «покровский». Чья фамилия получилась?

6. К существительному, называющему ту часть света, где всегда холодно, прибавьте личное местоимение, которое на латыни звучит «эго». К тому, что получилось, добавьте то, что останется от фамилии вождя русской революции, если от нее отнять две первые буквы. Что это за поэт?

7. (Реквизит — цветы.)

Возьмите это существительное, отнимите у него последнюю букву, прибавьте противительный союз и имя первой женщины, созданной Богом. Чья это фамилия?

8. Они едины и противоположны. Едины в том, что оба прилагательные, оба в цвете, оба псевдонима. И в то же время противоположны, как свет и тьма.

9. Он давал советы юным поэтам, а фамилия его рифмуется со словом «засов».

10. Он рос, как трава, но во всем хотел «дойти до самой сути». Его усилия были не напрасны: удостоен Нобелевской премии.

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2003.

Читайте также:
Лучшая программа для буклетов

Преподавание литературы в ХI классе: Методические и справочные материалы. Часть I. / Под редакцией Г. А. Обернихиной. — М.: АРКТИ, 2001.

Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ВАКО, 2005.

Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5—11 классы / авт.-сост. Н. Ю. Кадашникова, Л. М. Савина. — Волгоград: Учитель, 2009.

Источник: 4-i-5.ru

Футуризм — особенности, основные черты и представители направления

Особенности футуризма в изобразительном искусстве и литературе

История возникновения

Филиппо Маринетти

Основоположником направления считают итальянского поэта Филиппо Маринетти. Его стих «Красный сахар» — первое произведение нового направления. После него, в 1909 году писатель выпустил манифест течения в газете «Фигаро». Там он кратко и понятно определил отличительные черты футуризма, описав их как культ будущего и отказ от прошлого.

Послание было ориентировано на молодых творцов. Позже к нему присоединились такие творцы, как Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра, Джино Северини, Франческо Балилла Прателла. К 1912 году направление получило довольно широкое распространение, и в одном из музеев Парижа состоялась первая выставка художников-футуристов.

В России течение начало приобретать популярность в 1910—1911 годах. Оно пришлось по душе бунтарскому народу, совпало с недовольными современностью настроениями толпы. Последователи нового течения создали несколько литературных организаций со своими кодексами и уставами. Расцвет футуризма был коротким, но ярким.

Первые футуристы быстро добились славы и довольно скандальной известности, но очень скоро ушли на покой. Уже в 1914 году футуризм начал давать сбои и направление пережило кризис. Но его представители уже успели выполнить свою историческую роль и преподать нужный урок. После Октябрьской революции и победы большевиков футуризм окончательно угас.

Некоторые из деятелей направления умерли, другие сбежали из страны, третьи решили попробовать себя в других стилях. Последние последователи течения издавали свои произведения под маркой «ЛЕФ». Их самые поздние работы датируются 1920-ми годами.

Отличительные черты

Последователи направления считали свои работы «творчеством будущего». В них явно читалось презрение к старым правилам и законам, стремление и инновациям и экспериментам. По содержанию творчество было очень разнообразным. Основные особенности футуризма были неоднократно определены и подчёркнуты его последователями. Среди них:

Отличительные черты футуризма

  • стремление к исследованию новизны в искусстве;
  • отрицание старых норм и традиций;
  • эксперименты с формой произведения, акцентирование внимания на ней;
  • широкое применение неологизмов (новых слов, сочетаний, значений);
  • бунтарство, воспевание войн и революций как способа «омолодить общество»;
  • стремление создать ощущение грядущего переворота;
  • антиэстетизм, отрицание искусства как чего-то прекрасного;
  • прославление новых технологий, культ города.

Для футуризма было характерно отрицание преемственности литературных течений и заслуг старых классиков, а значит, и стремление оторваться от них. Направление стремилось развить право каждого деятеля на индивидуальный стиль, лишённый связей с другими.

В поэзии и литературе

Главной особенностью футуризма в литературе стал практически полный отказ от привычных правил орфографии, грамматики и стилистики. Авторы стремились создать свой индивидуальный стиль, экспериментируя со словоформами, речевыми конструкциями, ритмом и интонацией. Таким образом, футуризму в литературе свойственны такие черты:

Понятие футуризм

  • необычные формы стихотворения, эксперименты с рифмой и стихотворными формами;
  • акцент на речетворчестве, создание новой, «заумной» речи за счёт создания новых словоформ, суффиксов, речевых оборотов и соединений;
  • широкое использование авторских неологизмов;
  • эксперименты с графическим восприятием текста — к примеру, поэмы, написанные наискосок, вверх ногами, с разными шрифтами и размерами букв;
  • сочетание поэтического с обыденным;
  • использование деловой, газетной, плакатной, жаргонной лексики;
  • пренебрежительное, иногда ненавистное отношение к «старому» языку, его намеренное искажение (например, «поэзы», «грамата»).

В России футуризм представлялся по большей части поэтами. Частью их философии был отказ от славы и личного признания, концентрация на своей группе. Потому деятели издавали не отдельные произведения, а сборники.

В изобразительном искусстве

Как и литература, изобразительное искусство в стиле футуризма базировалось на отказе от традиций. Его отличительные черты:

В поэзии и литературе

  • работы, посвящённые технологиям и урбанизации, картины машин, самолётов, электропроводов, сложных научно-фантастических механизмов;
  • изображение 3D-объекта с нескольких сторон одновременно;
  • интенсивные, яркие, контрастные цветовые решения;
  • динамичные формы;
  • раздробленные на фрагменты рисунки;
  • зигзаги и спирали как основные фигуры;
  • передача движения путём наложения;
  • динамика;
  • использование вырезок, металлических вставок, фрагментов таблиц, шестерёнок как элементов картины-коллажа;
  • попытки передать шумы и звуки средствами изобразительного искусства.

Футуристы стремились сделать зрителя не просто участником, а центральной фигурой своих картин. Для этого использовалось множество психологических и визуальных приёмов.

Видные деятели и группы

Течение футуризма просуществовало относительно недолго, потому не может похвастаться большим количеством ярких представителей. Поэты, художники и писатели, объединённые этим течением, по традиции собирались в группы, объединяющие людей с похожими взглядами. В России направление представляли кубофутуристы и эгофутуристы.

Давид Бурлюк

Футуризм в изобразительном искусстве

Д. Бурлюк считается первым футуристом в России. Он стал основателям популярной ассоциации поэтов «Гиллея» и поучаствовал в создании сборников «Садок гусей», «Пощёчина общественному вкусу» и других. Творец считал, что художественное произведение — это аккумулятор, энергия которого способна направлять мысли толпы.

Задачей Бурлюка был поиск новых путей в развитии искусства. По его мнению, новые течения в творчестве должны были отражать изменения в бурно развивающемся обществе XX века. Художник очень любил экспериментировать — именно он первым в мире стал использовать для декорации своих работ кусочки фанеры, металлические шестерёнки и детали механизмов, пластины. Отражение этой идеи до сих пор можно найти в дизайне.

После анархических бунтов в СССР Бурлюк переехал в Японию, где продолжил писать картины. Деньги от их продажи он использовал для последующей эмиграции в США. Оттуда он продолжал (в основном через друзей) издавать свои работы на территории родной страны. Стремясь заработать славу «отца русского футуризма», поэт постоянно писал в газеты и предлагал свои произведения издательствам, но те отвергали их.

Читайте также:
Установить программу для отеля

Для футуризма Бурлюк был не только деятелем, но также критиком и наставником. Известный поэт В. Маяковский называл его своим учителем. Среди заметных трудов писателя можно выделить такие произведения, как «Толстой», «Горький», «Энтелехизм», «Рерих. Жизнь и творчество», «Радио-манифест».

Игорь Северянин

Игорь Северянин

И. Северянин (настоящая фамилия — Лотарёв) дал новое определение футуризму, основав течение эгофутуризм. Его главной темой стало самовыражение, достижение «будущего я» из «настоящего» путём развития эгоизма. Что интересно, сам поэт покинул созданное им движение менее чем через год после основания. Причиной этого стало то, что он посчитал его цель достигнутой в рамках своего творческого пути.

Расставание с группой сопровождалось громким скандалом, но он не смог выбить поэта из колеи. Позже он неоднократно выступал на публике и выпускал в свет успешные произведения: «Громокипящий кубок», «Поэзоконцерт. Избранные поэзы для публичного чтения», «Варвэна», «Минестрель», «Миррэлия» и другие.

Кубофутуристы и «Гилея»

Кубофутуристы и «Гилея»

Основоположники футуризма и самая распространённая группа его представителей. Среди русских поэтов они были представлены группой «Гиллея», противопоставленной эгофутуристам. Направление было основано на принципах кубизма — течения живописи, основанное на стремлении показать трёхмерный объект с разных сторон. Он как бы разбирался на части, а затем собирался заново, показывая ракурсы и детали, непередаваемые при классическом изображении предмета с одной грани.

Представители кубофутуризма противопоставляли себя классической литературе и хотели сбросить её с пьедестала. Футуристы считали, что настоящую красоту поэзии можно выразить только свободным, раскрепощённым языком. Они бросали вызов всем установленным правилам грамматики, пунктуации и составления стихов. Самоценное слово противопоставлялось содержанию, литературному языку, поэтическому ритму, синтаксису, этимологии.

«Ассоциация неофутуристов»

Деятели этой организации относятся к представителям эгофутуризма. Среди них выделяют и. Северянина и И. Игнатьева. Просуществовала группа и её течение с 1911 до 1914 года. В отличие от предшествующего «Гилея», представители футуризма новой волны опирались не на коллективные наработки, а на индивидуальный стиль Игоря Северянина. Его особенности:

  • душа как единственная правда;
  • самоутверждение человека;
  • осмысленное использование новообразованных слов и словосочетаний (неологизмов);
  • поиски нового без отказа от старого;
  • смелость, раскованность в образах, эпитетах, метафорах, ассоциациях и других художественных приёмах;
  • противостояние стереотипам;
  • разнообразие структурных единиц и размеров стиха.

Первоначально организация обосновалась в литературном кружке «Ego», который И. Северянин основал совместно с К. Олимповым. Позже, в 1913 году, они создают «Академию эгопоэзии», в список участников которой входят Г. Иванов и С. Петров, затем под руководством И. Иванова возникает «Интуитивная ассоциация эгофутуристов», куда входят П. Широков, В. Гнедов и Д. Крючков.

Их целью, по собственному признанию, было «достижение возможностей будущего в настоящем». Ключом к этому писатели считали развитие эгоизма. Программным манифестом их идей стал сборник «Грамата» (слово искажено намеренно), произведения которого впитали все черты и признаки футуризма того времени.

«Мезонин поэзии»

Организация была основана в 1913-м. Просуществовала она недолго, распавшись в конце того же года. Видными деятелями группы были В. Шершеневич, Р. Ивнев, К. Большаков, Б. Лавренёв, Л. Зак, С. Третьяков. Среди основных идей поэтов было уничтожение национальных и культурных различий в поэзии — организатор группы считал, что общество большого города постепенно само сотрёт их. Он назвал лирику будущего «космополитичной».

Объединение желало повторить успех «Гилеи», одновременно противопоставляя себя ей. Но в составе группы оказалось недостаточно талантливых людей, чтобы сформировать собственную уникальную поэтическую базу. Участники были объединены скорее деловыми и культурными интересами, чем идеологическими и политическими взглядами, потому группа просуществовала недолго.

Среди творчества поэтов организации выделяются три альманаха: «Пир во время чумы», «Вернисаж» и «Крематорий здравомыслия». Кроме того, они выпустили несколько сборников стихотворений.

Объединение «Центрифуга»

«Ассоциация неофутуристов»

Организация была основана в январе 1914 года. Её участниками стали такие деятели культуры, как Б. Пастернак, А. Есеев и С. Бобров. Ранее поэты занимались творчеством под крылом издательства лирика. Позже с объединением связывали Б. Гордеева, И. Аксёнова, Г. Петникова. Группа сохраняла активность до 1917 года, а произведения под её маркой продолжали выпускаться в свет до 1922-го, что сделало «Центрифугу» самым долгоживущим объединением приверженцев неофутуризма.

Главной особенностью творчества представителей группы стало смещение основного акцента лирического произведения со слова на интонацию, ритм, синтаксис. Именно за счёт них до читателя доносился смысл и настроение стиха. Участники «Центрифуги» в своих работах органично сочетали старые традиции и новые направления в футуризме серебряного века.

Источник: nauka.club

Русские поэты-футуристы. Футуристы серебряного века

поэты футуристы

К концу первого десятилетия 20 века в Западной Европе получает распространение новое модернистское направление с говорящим названием «футуризм» (в переводе с латинского – «будущее»).
Родоначальником его принято считать итальянского литератора Филиппо Маринетти, провозгласившего в 1909 году полное уничтожение всех устоявшихся культурных ценностей и традиций в изображении мира. Вместо этого поэты-футуристы обращали внимание читателей на стремительность современной жизни и предпочитали больше говорить о будущем. Все основные положения излагались в Манифестах, автором первого из которых и стал Маринетти.

Создание принципиально нового искусства было первоначальной целью футуристов как в Европе, так и в России. Литераторов впоследствии поддержали художники, взявшие за основу изображение человека в центре движущегося вперед мира, символически представленного в виде большого количества геометрических фигур.

Особенности лирики футуристов

Герой произведений нового авангардного направления – житель современного города с его динамизмом, высокой скоростью, обилием техники и электрификацией, ведущими к все большему совершенствованию жизни. Лирическое «Я» футуристов настойчиво стремится уйти от классического прошлого, что проявляется в особом мышлении, не принимающем правила синтаксиса, словообразования и лексической сочетаемости слов. Главная цель, которую ставят перед собой поэты-футуристы, – передать свое мироощущение и понимание происходящего вокруг любыми удобными для человека способами.

Становление русского авангардизма

В России новое направление начинает оформляться в 1910 году. Это период, когда обретают известность многие поэты серебряного века. Футуристы очень быстро привлекают к себе внимание. Помимо своеобразной художественной формы стиха (во всех отношениях), этому способствуют скандально-вызывающие выступления на публике и поездки по крупнейшим городам России.

Читайте также:
Лучшие бесплатные программы для ubuntu

Русский футуризм, в отличие от европейского, не был целостным и отличался разнородностью. Между авангардными группировками порой наблюдались довольно ожесточенные споры. Бывали и случаи, когда поэты-футуристы переходили из одного объединения в другое. Но наибольших успехов все же добились два центра этого направления: Москва и Петербург.

Эгофутуристы

поэты серебряного века футуристы

В северной столице поэты-новаторы к 1912 году сплотились вокруг Ивана Игнатьева. Они окрестили себя эгофутуристами, что означало «я — будущее». Лидирующие позиции в этом кругу занял Игорь Северянин (Лотарев), который годом раньше обозначил главные черты и оригинальное название нового направления в поэзии. По его убеждению, «всесильный эгоизм» становится силой, перед которой ничто не может устоять. Именно он, не поддающийся усмирению, достигший апогея торжества, бушующий, по убеждению поэтов, является единственно правильной нормой жизни.

Издательство «Петербургский глашатай» стало трибуной, с которой выступали поэты-футуристы. Стихи их отличались новыми словообразованиями и адаптацией к русскому языку иностранной лексики, преимущественно немецкой и изящной французской. В результате творчество эгофутуристов приобрело черты, мало напоминавшие наследие их итальянских собратьев, стоявших у истоков этого авангардного направления в литературе.

«Гилея»

Несколько отличались от петербургских в плане отношения к изображению действительности московские поэты-футуристы. Список их начинается с братьев Бурлюков, В. Маяковского, В. Хлебникова. Они противопоставляют «Я» более уверенное «Мы» и провозглашают себя кубофутуристами. Идеологической платформой для них стало объединение «Гилея», сформированное в 1910 году в Москве.

Они помнили о своих корнях и гордо носили имя «русские футуристы». Поэты всячески старались отделить себя от итальянских собратьев, а В. Хлебников даже предложил дать направлению новое название — «будетлянство», что подчеркивало бы его самобытность и индивидуализм.

Именно тогда был обнародован скандальный манифест «Пощечина общественному вкусу», сразу же привлекший внимание всей российской интеллигенции. Далее последовали зрелищные спектакли и выступления, на которых поэты-футуристы шокировали публику своим внешним видом и эпатажностью (достаточно вспомнить В. Маяковского с его известной кофтой желтого цвета или разрисованные лица поэтов). Вызывающе смотрелись издания их стихов, программ и манифестов, напечатанных то на старых обоях, то на оберточной бумаге, причем не всегда в целях экономии денег. Кого-то возмущало полное игнорирование существовавших литературных норм и создание необычных слов и абсолютно нетрадиционных способов оформления текста, но, как бы то ни было, все это впоследствии обеспечило «хулиганам» (как их часто называли в обществе) громкое и заслуженное звание «Поэты серебряного века». Футуристы «Галеи» заняли прочное место в русской литературе и внесли свой вклад в ее развитие и совершенствование.

поэты футуристы список

Владимир Маяковский

Поэт-революционер и бунтовщик – так часто отзывались о самом известном представителе русского футуризма. На 1912-1914 годы приходится начало творческого пути Маяковского. И можно с уверенностью сказать, что идеи авангардного направления сформировали эстетический вкус поэта и определили его дальнейшую судьбу в литературе.

В двадцатые годы многие были уверены, что Маяковский – поэт-футурист, так как для его творчества характерны необычный синтаксис, своеобразная лексика, обилие авторских словоформ, ошеломляющие метафоры. Все эти особенности художественного стиля поэта уходят корнями в раннее творчество, вызывающее и кричащее. И спустя десятилетия именно с его именем в первую очередь ассоциируется деятельность футуристов.

русские футуристы поэты

Прочие авангардные направления

В 1913 году оформились «Мезонин поэзии» (Б. Лавренев, В. Шершеневич) и «Лирика», от которой спустя год отделилась «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев) (их еще иногда называют футуристами второго созыва).

Первая группа распалась довольно быстро. «Центрифуга», просуществовавшая вплоть до 1917 года, опиралась на классические литературные традиции, органично соединяя их с футуристическим новаторством. Однако и это большой известности поэтам не принесло. Б. Пастернак, к примеру, очень скоро отошел от данного направления и занял в литературе место независимого лирика.

маяковский поэт футурист

Известные поэты-футуристы серебряного века

Список мастеров слова, поддерживавших на определенном этапе своего творчества идеи авангардизма, довольно обширен. Участие одних в деятельности футуристов было кратковременным, другие оставались в рамках направления на протяжении всего творческого пути. Вот наиболее яркие представители отмеченных групп.

  • Бурлюки – основатели;
  • В. Хлебников – идейный вдохновитель;
  • В. Маяковский – наиболее яркая личность, чье творчество впоследствии вышло далеко за пределы направления;
  • А. Крученых.
  • Н. Асеев,
  • Б. Пастернак,
  • С. Бобров.
  • основатель – «король поэтов» И. Северянин,
  • С. Олимпов,
  • Г. Иванов,
  • М. Лохвицкая.
  • В. Шершеневич,
  • С. Третьяков,
  • Р. Ивнев.

поэты футуристы серебряного века список

Рубежное время Первой мировой и революции

1913-1914 годы – это время пика славы, которой достигли русские футуристы. Поэты были хорошо узнаваемы во всех литературных кругах, организовывали большое количество выставок, докладов, поэтических вечеров. В 1915 году заговорили о «смерти» футуризма, хотя «Центрифуга» существовала еще более 2-х лет. Отголоски футуристических идей слышны и в послереволюционные 20-е годы: в начале десятилетия – в творчестве тифлисских поэтов из группы «41о», затем в стихах петроградских обэриутов. Они по-прежнему активно занимались «усовершенствованием» языка, меняя его лексический, синтаксический, графический строй.

поэты футуристы стихи

Отношение русской интеллигенции к футуризму

Появление нового направления и неординарные поступки его представителей привлекли внимание со стороны русской интеллигенции. Много противоречивых высказываний за время деятельности услышали в отношении себя поэты-футуристы. Список критиков открывает признанный в то время символист В. Брюсов.

В укор «новаторам» он поставил их манифесты, во многом «списанные с итальянских», и негативное отношение к традициям русской культуры. Вместе с тем он отметил рациональные зерна в творчестве московских и петербургских футуристов и выразил надежду на то, что они смогут «вырасти в цветы». Главное условие – учесть имеющийся опыт символистов.

Негативно восприняли новых поэтов И. Бунин и М. Осоргин, углядевшие в их творчестве и поведении хулиганство. М. Горький, напротив, считал появление футуристов в русской литературе своевременным и соответствующим действительности.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru