Основные положения программы доступное и комфортное жилье

Общероссийское объединение граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»

Опубликовано 05.01.2017 автором SIK

Констатация важности, актуальности и своевременности национальных проектов, запущенных осенью 2005 года, не сходит с экранов и страниц официоза. Изголодавшийся по властному вниманию народ радуется каждой дополнительной копейке, выделенной родным государством в целях снятия социальной напряженности

Предыстория Жилье — проблема «номер один» последних столетий российской истории. Немалый опыт ее решения, накопленный в России и за границей, говорит о том, что во всех странах и при любых общественно-политических формациях локомотивом ее решения было, есть и будет государство.

В царской России кредиты под залог строящегося или имеющегося жилья выдавались на срок до 66 лет максимум под 8% годовых. В Советском Союзе была запущена программа жилищно-строительных кооперативов, где граждане вносили первый взнос, а оставшиеся средства погашали в течение 25 лет, платя при этом до 2% годовых. Мировая ипотечная практика, вне зависимости от схем рефинансирования, говорит о том, что ипотека — движущая сила любой экономики, поскольку она повышает платежеспособный спрос населения, развивает смежные со строительством отрасли, заставляет людей выводить свои доходы из тени и работать, работать, работать.

Доступное и комфортное жильё — гражданам России

Нельзя сказать, что после распада Союза руководство страны не озадачивалось проблемой улучшения жилищных условий граждан. Как не вспомнить образование АИЖК в 1997 г., Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» 1998 г., региональные ипотечные программы последних лет. И все же главным программным документом, направленным на решение жилищной проблемы граждан, является Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002–2010 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. Собственно, невыполнение этой программы и послужило толчком для разработки Национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» (далее в тексте — Нацпроект).

Программа «Жилище»

Прежде чем анализировать Нацпроект, вкратце осветим то, что невыполнено. Основные направления программы «Жилище» заключались в следующем:

— в повышении доступности приобретения жилья (в качестве ценового ориентира предложена стоимость квартиры площадью 54 кв. м, так чтобы ее можно было купить на совокупный денежный доход семьи из трех человек за 3 года). Доступность жилья характеризуется коэффициентом, измеряемым отношением средней рыночной стоимости квартиры общей площадью 54 кв. м к среднегодовому доходу семьи из 3 человек. В России коэффициент доступности жилья в 2003 г. составлял 5,6, в 2004 — 2005 гг. — 4,1, а надо — 3;

—в росте объемов возводимого и реконструируемого жилья на 3–5% в год;

—в снижении уровня износа основных фондов жилищно-коммунального хозяйства с 60% в 2001 году до 30% к 2010 году.

«Доступное и комфортное жилье — ставропольчанам»

Реализация программы «Жилище» стала основой для создания нескольких подпрограмм, например, «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда», «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф». Судя по тому, что властью разработан и внедряется очередной проект в этой сфере, данные подпрограммы также буксуют.

Читайте также:
Отзывы о программах ботов

Детали Нацпроекта

Что предлагается на этот раз? То же самое, поскольку предыдущие задачи не решены: обеспечивать жильем молодые семьи, модернизировать объекты коммунальной сферы, выполнять обязательства государства по обеспечению жильем тех граждан, которые подпадают под федеральные программы (например, ветеранов войны или чернобыльцев). Особо отметим, что Нацпроект по жилью стал составной частью программы «Жилище».

В рамках программы «Жилище» в 2006–10 гг. предполагается выделить субсидии на первый взнос более 181,7 тысячи молодых семей (тех семей, в которых возраст обоих супругов не превышает 30 лет). До 2010 г. запланировано обеспечить жильем 132,3 тысячи семей граждан, подпадающих под действие федеральных программ. Учли в Программе и Нацпроекте молодых специалистов села. В 2006–2007 гг. для обеспечения их жильем также планируется выделить средства.

Новой редакцией Федеральной программы «Жилище» подтверждается незыблемость первоначальной цели разработчиков — ввести в эксплуатацию в 2010 г. 80 млн. кв. м жилья. Почему 80 млн.?

Потому что наивысший объем жилищного строительства был достигнут в 1987 г. — 72,8 млн. кв. м. Так что заявленная цель имеет и пропагандистский привкус — через четыре года заявить о преодолении постперестроечного спада. Если все пойдет нормально, к 2010 г. мы, наконец, достигнем желаемого коэффициента 3 при исчислении доступности жилья. Можете посчитать: в 2010 г. вы со своей женой и ребенком на совокупную трехгодовую зарплату должны быть в состоянии приобрести квартиру общей площадью 54 кв. м. Почему 54 кв. м? Потому что такова российская социальная норма на семью из 3 человек. Меньше 18 квадратов на человека при предоставлении жилья не допускается.

Вопросы и сомнения

Тысячи семей, миллионы квадратных метров, миллиарды рублей вложений. В глазах — рябь, в головах — гордость. То, что вы прочитали и подсчитали, — прекрасно. Государство запланировало достойное финансирование решения жилищной проблемы своих сограждан, да еще показало преемственность предыдущих программ и будущих целей.

Мы отдаем должное разработчикам Нацпроекта, мы совместно с ура-патриотами воздаем хвалу власти, однако, хотим высказать свои маленькие сомнения по ряду озвученных позиций. Дело в том, что если наша неуверенность воплотится в реальность, успешное выполнение данного Нацпроекта окажется под угрозой, говоря по-русски, значительная часть выделенных средств будет закопана или разворована. Итак, вопросы и сомнения:

1. Субсидии, предоставляемые на оплату первого взноса по жилищной ипотеке (40% от средней стоимости жилья), финансируются так: 10% — из федерального бюджета, 30% — из региональных. Найдутся ли средства в регионах (захотят ли их найти) — сомнение. Скорее всего, даже если захотят — найдут вряд ли.

Две трети регионов — дотационные, плюс — в регионы спустили выплаты по монетизации и ЖКХ. И еще. Молодых семей в России — несколько миллионов, из них более 80% нуждаются в улучшении жилищных условий. В связи с этим вопрос — где те критерии, по которым будут отбирать счастливчиков?

Читайте также:
Установить на свой компьютер программу Яндекс диск

2. На модернизацию объектов ЖКХ планируется привлечь 96,5 млрд. рублей, из которых половина — частные инвестиции. Каким образом предполагается привлекать негосударственные средства — неясно.

По официальным данным видно, что наибольшими темпами уменьшались инвестиции именно в жилищно-коммунальное хозяйство. Напомним также, что за период 2000–2004 гг. объем инвестиционных бюджетных средств в социальную сферу снизился с 22% до 17,4% в общей структуре инвестиций, а заодно помянем почившее в бозе АО «Жилищно-коммунальные системы», которое создавалось как раз для перевода ЖКХ на рыночные рельсы. Так что под сомнением — сама возможность привлечения негосударственных средств, а под вопросом — те пряники, на которые купятся частные инвесторы.

Одним из немногих источников привлечения негосударственных инвестиций являются, как ни странно, Пенсионный фонд (накопительная часть будущих пенсий, работающая сегодня во Внешэкономбанке) и негосударственные пенсионные фонды крупных корпораций (НПФ «Лукойл-Гарант», НПФ «Газфонд», НПФ «Электроэнергетики» и некоторые другие), которым могут «посоветовать» вложиться.

3. Повышение доступности жилья предполагает не только увеличение платежеспособного спроса, но и подъем уровня доходов в стране. В 2004 г. средняя зарплата в экономике составляла 6 831,8 рублей. С такой зарплатой не то что ипотечный кредит, сбербанковский кредит на неотложные нужды не дадут. Деньги вроде бы выделяются огромные, но сами разработчики говорят: если для 30% российских семей ипотечные кредиты станут доступны — значит, старались не зря. Возьмем смелость утверждать, что стараются все-таки зря, а почему — в следующем пункте.

4. Проблема — в схеме предоставления ипотечных жилищных кредитов. Сегодня процентная ставка по стандартам АИЖК составляет 12% годовых. При такой процентной ставке за 10 лет только проценты по кредиту превысят стоимость квартиры в два раза. Теперь о субсидиях на первый взнос за жилье.

Многочисленные социологические исследования говорят о том, что более половины из общего числа желающих улучшить жилищные условия хотят участвовать в ипотечном кредитовании, при этом 70% опрошенных готовы оплатить в качестве первого взноса до 20% стоимости квартиры. Иными словами,загвоздка не в субсидиях на первый взнос, а в общей плате за кредит.

Вы скажете, субсидии рассчитаны на молодых семей. Все верно, однако улучшить жилищные условия хотели бы около 80% россиян, среди которых молодежи меньшинство. И тут мы подходим непосредственно к схеме расходования бюджетных средств. Государственные деньги следует тратить не столько на субсидии по первому взносу, сколько на рефинансирование выданных ипотечных кредитов. Государство не должно зарабатывать на своих согражданах , его основная общественная задача — решать наиболее существенные социальные проблемы и параллельно развивать социальную сферу.

Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации информирует об утверждении сроков предоставления заявок субъектов Российской Федерации на участие в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», (далее – заявка, основное мероприятие).

Читайте также:
Лучшие программы на силу и массу

Для участия в основном мероприятии необходимо направить в адрес Минстроя России (ул. Садовая-Самотечная д. 10/23, стр.1, г. Москва, 127051) заявку по форме, утвержденной приказом Минстроя России от 31 мая 2018 г. № 322/пр «Об утверждении формы заявки об участии в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и формы сводного списка молодых семей — участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году», за подписью высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в срок с 25 июня по 6 июля 2018 года.

Датой получения заявки считается дата ее регистрации экспедицией Минстроя России. Обращаем внимание, что направление заявки на указанную электронную почту не является основанием для ее регистрации.

Заявки, поступившие вне установленного срока, к рассмотрению не принимаются.

Источник: www.minstroyrf.ru

Национальный проект: «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»

Программным документом, определяющим механизм реализации национального проекта, является Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг.

В декабре 2005 г. Правительством Российской Федерации были утверждены изменения программы, которые были разработаны в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

  • предоставление субсидий молодым семьям на приобретение жилья или оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
  • развитие системы страхования ипотечных жилищных кредитов с целью снижения первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов.
  • развитие унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов;
  • реализация комплекса мер по формированию инфраструктуры системы ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг.
  • подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». В рамках этой подпрограммы предусматривается предоставление государственных гарантий по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой под жилищное строительство и субсидирование процентных ставок заемщикам по привлеченным кредитам;
  • меры, направленные на сокращение административных барьеров, развитие рыночной инфраструктуры, градостроительного и антимонопольного регулирования в сфере жилищного строительства;
  • государственная поддержка программ по развитию коммунальной инфраструктуры.
  • предоставление субсидий в форме государственных жилищных сертификатов;
  • улучшение жилищных условий ветеранов и инвалидов.

предусмотрено финансирование проекта из федерального бюджета в размере 134,3 млрд руб., в том числе прямые расходы бюджета — 84,7 млрд руб. и государственные гарантии — 49,6 млрд руб.

  • увеличение ежегодного объема жилищного строительства до 80 млн кв. м;
  • увеличение доли семей, которым доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам, с 9 до 30%;
  • увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования до 415 млрд руб.;
  • содействие в приобретении или строительстве жилья 181,7 тыс. молодым семьям;
  • улучшение жилищных условий более 132,3 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством;
  • снижение средней продолжительности ожидания в очереди на улучшение жилищных условий с 20 до 5-7 лет;
  • повышение качества коммунальных услуг, снижение уровня износа основных фондов предприятий ЖКХ с 60 до 50% [Правительство РФ, 2005].

Источник: economy-ru.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru