Основные положения программы белых свобода предпринимательства

Личным указом Екатерины II Сенат был разделен шесть департаментов и потерял законодательную функцию, которая перешла лично к императрице и её доверенным лицам – статс-советникам. Пять из шести отделов возглавляли обер-прокуроры, первый – генерал-прокурор, лично докладывающий о важных делах царственной особе.

Разделение функций департаментов:

  • первый – контроль политических и государственных дел в столице
  • второй – суд в столице
  • третий – курировал всё что касалось образования, искусства, медицины, науки и транспорта
  • четвертый – нёс ответственность за военно-морские и военно-сухопутные решения
  • пятый – контроль политических и государственных дел в Москве
  • шестой – суд в Москве

Таким образом, императрица монополизировала законодательную власть и подготовила почву для последующих преобразований. Высшие административная и судебная функции по-прежнему осуществлялись Сенатом.

Губернская реформа

Дата: 18 ноября 1775 года

В октябре 1917 года вы были бы за большевиков или за белых?

Причины и цели:

  • Необходимость укрепления вертикали власти
  • Увеличение эффективности налогообложения
  • Предотвращение восстаний
  • Введение выборности части административных и судейских органов, разделение их функций

В результате подписания Екатериной II документа «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» был изменен принцип административно-территориального деления губерний. По новому закону губернии делились исходя из численности проживающего и способного к уплате налогов населения — податных душ. Кроме того, была выстроена иерархичная система учреждений, между которыми разделялись функции управления и суда.

Административная часть

Генерал-губернаторство — состояло из нескольких губерний
Губерния — содержала в себе 10-12 уездов, насчитывала 350-400 тыс. податных душ.
Уезд — объединение волостей (сельские местности), 10-20 тыс. податных душ.
Город — административный центр уезда.

Генерал-губернатор — руководил всеми расквартированными в отведенных ему губерниях войсками и губернаторами.
Губернатор — управлял губернией с помощью губернского правления и всеми нижестоящими учреждениями.
Городничий — главный чиновник и начальник полиции в городе, который стал отдельной административной единицей.
Капитан-исправник — председательствовал в нижнем земском суде и контролировал полицию в уезде.

Казённая палата — отвечала за сбор налогов и распределение средств между учреждениями.
Приказ общественного призрения — руководил всеми социальными объектами. Больницы, школы, приюты, институты искусства — подчинялись этой структуре.

Судебная часть

Сенат — высший судебный орган, разделенный на гражданскую и уголовную палаты.
Верхний земский суд — главное судебное учреждение губернии, преимущественно занимался делами дворян, рассматривал сложные дела нижестоящих инстанций.
Нижний земский суд — контролировал исполнение законов внутри уезда, занимался делами дворян.

Колчак, Деникин, Врангель. Гражданская война. Белые.


Верхняя расправа — судила крестьян в губернии, апелляции из нижних расправ.
Нижняя расправа — разбирала дела крестьян в уезде
Губернский магистрат — рассматривал апелляции из городских магистратов, судил горожан.
Городской магистрат — рассматривал тяжбы горожан

Совестный суд — был всесословным, служил для примирения судившихся по незначительным и не имеющим социальной опасности делам.

Изменения предполагали, что в зависимости от того, над кем осуществлялся суд, те представители и входили в состав заседателей — Земские суды избирались благородным сословием, расправы — крестьянами, магистраты — мещанами (горожанами). Однако, на деле вышестоящее дворянство всегда вмешивалось в ход дел, имеющих для него интерес.В результате преобразований общее число бюрократического аппарата существенно возросло, как и затраты на него. В сравнении с расходами на армию, на зарплаты чиновников выделялось в два раза больше. Рост численности бюрократов всех видов и рангов в совокупности с фаворитизмом, многочисленными военными расходами и отсталостью экономики привел к систематической нехватке денег в бюджете, которую не удалось ликвидировать до самой смерти Екатерины II

Полицейская реформа

Дата: 8 апреля 1782 года
После того, как был подписан «Устав благочиния, или полицейский», внутри городов оформилась новая структура — Управа Благочиния, со своими функциями и должностями.

Причины и цели:

  • Необходимость укрепления вертикали власти
  • Определение функций и иерархии полицейских органов в городах
  • Оформление основ полицейского права

Функции Управы Благочиния:

  • Соблюдение порядка и законности внутри городов
  • Надзор за негосударственными организациями
  • Следствие и розыскные мероприятия
  • Исполнение решений суда и других учреждений

Город разделился на части (200-700 дворов) и кварталы (50-100 дворов), за которыми должны были следить частные приставы и квартальные надзиратели. Избираемой должностью был только квартальный поручик, который выбирался на три года из числа жителей квартала.

Главой Управы являлся городничий, полицмейстер (в городах-центрах губерний) или обер-полицмейстер (в столицах).

Кроме сыскных работ и выполнения непосредственно полицейских функций, управы руководили общественно-обслуживающим персоналом — доставкой продовольствия, обеспечением сохранности дорог и т.д.

Городская реформа

Дата: 21 апреля 1785

Подписание документа «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» оформило правовое положение таких сословных классов, как мещане и купечество, определило их обязанности и привилегии. Кроме того, были созданы органы местного самоуправления на уровне города.

Причины и цели:

  • Необходимость создания административных учреждений местного самоуправления на уровне города
  • Укрепление вертикали власти, повышение лояльности купечества
  • Определение прав и обязанностей мещан (горожан)

В результате городской реформы 1785 года все жители городов были разделены на шесть разрядов:

  1. Элитный разряд «настоящие городские обыватели» — владельцы земельных участков и строений в черте города.
  2. Купечество в лице трех гильдий, разделяющихся по уровню капитала
  3. Ремесленные мастера, относящиеся к различным цехам
  4. Иностранцы, которые постоянно проживают в городе
  5. «Именитые граждане» — известные музыканты, ученые, художники, а так же богатейшие люди города — предприниматели, банкиры.
  6. «Посадские люди» — всё остальное население, не подходящее по критериям к вышеперечисленным разрядам.

Возможность участвовать в собрании «градского общества» предоставлялась лицам от 25 лет, способным уплатить ежегодный взнос в 50 рублей. В качестве распорядительного учреждения выступала городская дума, состоящая из представителей всех разрядов, выборы в которую осуществлялись раз в три года. Её исполнительным органом утверждалась шестигласная дума, состоящая из «гласных» (избранных) по одному от каждого разряда и возглавляемая городским головой.

Главные функции городской думы и градского общества:

  • Соблюдение мира и понимания между представителями разных разрядов, предотвращение разногласий между городом и сельскими местностями
  • Общие хозяйственные функции — обеспечение поставок продовольствия, материалов, сохранение чистоты и порядка.
  • Экономическое и инфраструктурное развитие.

Несмотря на громкие официальные названия, данные административные учреждения, по факту, занимались достаточно мелкими делами. Зачастую испытывали недостаток финансирования, а также обязаны были постоянно отчитываться о собственных затратах и решениях перед различными вышестоящими чиновниками. Главные управленческие и надзорные функции оставались за губернским правлением, губернатором, городовыми, частными и квартальными надзирателями.

Экономические реформы

Денежная реформа

Дата: 29 декабря 1768 года

Подписание манифеста «об учреждении московского и петербургского банков» создало прецедент использования бумажных денежных знаков на территории Российской империи.

Читайте также:
Программа реализуется в сетевой форме это как

Причины и цели:

  • Неудобство транспортировки больших сумм медных денег внутри страны
  • Необходимость стимулирования экономики
  • Стремление к соответствию западным стандартам

Созданные в Москве и Петербурге банки получили по 500 тыс. рублей капитала и обязаны были выдавать предъявителю ассигнаций соответствующую им сумму в медном эквиваленте.

В 1786 году произошло объединение этих банков в единую структуру — Государственный

ассигнационный банк, с определением его дополнительных функций:

  • Экспорт меди из Российской Империи
  • Импорт золотых и серебряных слитков и монет.
  • Создание монетного двора в Петербурге и организация чеканки монет.
  • Учёт вексельных бумаг (расписок об обязанности уплаты определенной суммы)

50 рублей 1785 года

Манифест о свободе предпринимательства

Дата: 17 марта 1775 года

Под «манифестом о свободе предпринимательства», принято понимать издание документа, разрешающего открывать любое мелкое кустарное производство всем гражданам Российской империи — «Манифест о высочайше дарованных разным сословиям милостям по случаю заключения мира с Портою Оттоманскою». Напугавшая всех дворян Крестьянская война 1773-1775 ясно дала понять, что без каких-либо уступок перед наиболее многочисленным сословием вполне возможно возникновение новых волнений.

Причины:

  • Необходимость стимулирования экономики и развития мелкого предпринимательства
  • Недовольство крестьян эксплуатационной политикой

Ключевые моменты документа:

  • Отменено более 30 различных сборов на промыслы (добыча пушнины, птицы, рыбы) и перерабатывающие производства (маслобойни, жиробойни и т.д.).
  • Разрешено любому гражданину открывать «всякие станы и рукоделия» без каких либо дополнительных разрешающих документов.
  • Освобождение от подушной подати для купцов с капиталом более 500 рублей. Вместо неё вводился ежегодный сбор в 1% с капитала.

Социальные реформы

Сословные реформы Дата: 1785 г.

Причины:

  • Императрица опиралась на дворян и желала увеличить их лояльность
  • Усиление вертикали власти
  • Необходимо было определить права двух классов, набирающих численность из-за развития экономики и городов, купечества и мещанства (горожан)

Главными документами, регламентирующими правовое положение сословий, стали «жалованная грамота дворянам» и «жалованная грамота городам». Носящая и ранее исключительно продворянский характер, сословная политика Екатерины II окончательно закрепила за благородным сословием «элитарный» статус.

Ключевые моменты:

Источник: poisk-ru.ru

Свобода предпринимательской деятельности как конституционно-правовая категория в Российской Федерации

Обобщая высказанные в литературе суждения, отметим, что экономическая деятельность – это хозяйственная активность индивидов, их объединений по производству, распределению, перераспределению и потреблению материальных благ, в рамках товарно-денежного обмена, предпосылкой которой является владение, пользование и распоряжение данными благами для удовлетворения собственных и чужих материальных потребностей.

Под материальными надо понимать потребности, непосредственно (или опосредованно) выражающие, активизирующие физиологические запросы, отправления людей. При этом следует оговориться. Приведенное выше определение выражает суть не экономической деятельности вообще, а производящей экономической деятельности регулярного общества. Как экономическая может характеризоваться также деятельность, основой которой является присваивающее хозяйство при первобытнообщинном строе в условиях гомогенного социума. Здесь нет производства и нет товарноденежного обмена.

Однако мы удовлетворимся введенным нами определением, поскольку именно оно представляет собой доминирующий тип современной экономической активности. Именно этот подход (или близкий к нему) заложен в конституционном термине «экономическая деятельность» (ст. 8, 34 Конституции РФ).

Теоретические определения не всегда удобны для их нормативного закрепления. Но они служат необходимым материалом для выработки легальных терминов, понятий, категорий.

Обратим внимание на то, что в действующем законодательстве часто используется словосочетание «экономическая деятельность».

Приведем следующие примеры. Статья 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации упоминает о том, что правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами Российской Федерации. Статья 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред.

Федерального закона от 11 ноября 2003 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[24 — Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст.

3032.] устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. В ст.

1 Закона о конкуренции говорится о том, что данный Закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Налоговый кодекс Российской Федерации в п. 4 ст. 3 не допускает устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Глава 22 Уголовного кодекса РФ называется «Преступления в сфере экономической деятельности». Таким образом, законодатель, используя понятие «экономическая деятельность», рассчитывает на раскрытие его признаков.

И еще один пример. Постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17 утвержден Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг – ОК 004–93 (в ред. от 1 февраля 2002 г.)[25 — В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в ИПК Издательства стандартов. М., 1996.].

В нем дается общее определение экономической деятельности как процесса, сочетающего действия, приводящие к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье и материалы) и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг.

Экономическая деятельность предопределяет смысл и назначение отдельных видов деятельности, в нее входящих (предпринимательской, коммерческой, семейно-подсобной)[26 — Предпринимательское право: Учебник /Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. С. 13.]. Отдельные виды экономической деятельности несут в себе родовые признаки экономической деятельности в целом.

Это, конечно, справедливо и для предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность – это вид хозяйственной активности индивидов, их объединений по производству, распределению, перераспределению и потреблению материальных благ в рамках товарно-денежного обмена, предпосылкой которой является владение, пользование и распоряжение данными благами для удовлетворения собственных и чужих материальных (финансовых) и духовных потребностей.

Однако предпринимательскую деятельность отличают от иных видов экономической деятельности специфические только для нее признаки. Их выделение предполагает раскрытие семантики разбираемого термина, анализ существующих теоретических воззрений на предпринимательскую активность, нормативной ее модели. При этом надо иметь в виду, что категория предпринимательской деятельности (предпринимательство) рассматривается в разных аспектах: организационном, экономическом, юридическом, психологическом и др.[27 — См.: Белых В.С. Предпринимательское право в системе права России // Правоведение. 2001. № 1. С. 129–132.]

Предпринимательство – это одна из разновидностей человеческой деятельности. «Предпринять» – значит начать делать чтонибудь, приступить к чему-либо[28 — Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 502.]. Однако в таком общем значении предпринимательство поглощает не только любые виды экономической деятельности, но и человеческие проявления иного рода, если они носят инициативный характер.

Читайте также:
Как откомпилировать файл программы турбо паскаль

Предпринимательская деятельность не сводится к простой совокупности действий, а состоит из связанных и последовательных предпринимательских мероприятий (действий), поступков направленных к единой цели. Основная цель предпринимательской деятельности (активности) – производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит прибыль[29 — Бусыгин А.В.

Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. М., 1997. C. 18.]. Однако ориентация на достижение коммерческого успеха не является доминирующей, единственной и исчерпывающей целью в современном бизнесе.

Некоторые предпринимательские структуры принимают участие в решении социальных проблем российского общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды.

В настоящее время в зарубежной и российской литературе не существует общепринятого определения предпринимательской деятельности. Так, американский ученый, профессор Р. Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым»[30 — Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство. М., 1991. Вып. 1. С. 20.].

Другой ученый, А. Хоскинг высказывает мнение, что «индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством.

Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия»[31 — Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 1993. С. 28.]. Новое качество предпринимательства – чувство удовлетворения предпринимателя результатами своей деятельности. Правда, возникает вопрос: каким образом измерить и оценить указанные чувства?

Российские ученые также по-разному рассматривают категорию «предпринимательская деятельность». В. Ф. Попондопуло определяет предпринимательскую деятельность «как совокупность правомерных волевых действий, совершаемых профессионально, систематически и на свой риск лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя, в целях получения прибыли»[32 — Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994. С. 20.].

О. В. Тишанская исходит из широкого понимания предпринимательской деятельности и различает несколько ее проявлений: способ использования имущества и других благ на свой риск для извлечения прибыли; форма реализации способностей граждан к трудовой деятельности, партнерской деятельности либо работе управляющего по договору с собственником; самостоятельная деятельность, тождественная предприимчивости, то есть способности к самостоятельным активным поступкам[33 — Тишанская О.В. Основы правового регулирования предпринимательской деятельности: трудоправовой аспект: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1995. С. 11–13.]. Такой взгляд на предпринимательство становится очевидным, если обратить внимание на трудоправовой аспект диссертационного исследования О. В. Тишанской.

Совсем иное определение предпринимательской деятельности у Т. В. Кашаниной. «Предпринимательство, – пишет она, – можно определить как инициативную деятельность хозяйственных субъектов, основанную на их самостоятельности, личной заинтересованности и ответственности, новаторстве и риске»[34 — Кашанина Т.В. Предпринимательство (правовые основы). М., 1994. С. 9.].

В бытовом понимании, как утверждает Т. В. Кашанина, «предпринимательство означает делание денег из денег, но обязательно посредством полезной производительной деятельности – изготовления продукта или оказания услуги»[35 — Там же. С. 7.]. Что такое новаторство и в чем проявляется личная заинтересованность? Эти и другие вопросы остались без ответа.

Ученый-экономист А. В. Бусыгин определяет предпринимательство как особый вид экономической активности, под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли и основанная на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее[36 — Бусыгин А.В. Указ. соч. С. 15.].

Интересный аспект – инновационная предпринимательская идея. Здесь обнаруживается стремление ученого показать творческие начала предпринимателя. Последний выступает в роли своеобразного «флагмана» новых идей в области развития передовой техники и технологии. Однако названный признак вряд ли следует оценивать как обязательный, без которого экономическая деятельность перестает быть предпринимательской.

«Предпринимательская деятельность (предпринимательство), – делает вывод В. М. Власова, – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений в целях получения прибыли»[37 — Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент / Под ред. В.М. Власовой. М., 1995.

С. 32.].

По мнению М. Г. Лапусты, «предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами»[38 — Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. М., 2001. С. 26.].

М. Г. Лапуста выделяет основные цели предпринимательства: удовлетворение конкретных потребностей потребителей и общества и извлечение прибыли. Причем, как он верно отмечает, полученная прибыль необходима не только для функционирования собственного дела (бизнеса), но и для исполнения предпринимателем публичных обязанностей перед бюджетами разного уровня.

В. Я. Горфинкель, Г. Б. Поляк и В. А. Швандар рассматривают предпринимательство как деятельность, осуществляемую частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций[39 — Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я.

Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара.

М., 1999. С. 11.].

Теперь обратимся к легальному определению предпринимательства. В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Следует признать, что предложенная законодателем формулировка предпринимательства не отличается достаточной определенностью и допускает различные толкования.

В. Ф. Попондопуло различает общие (родовые), присущие любой свободной (частной) деятельности, в том числе предпринимательской (это ее самостоятельный и рисковый характер), и специфические признаки предпринимательской деятельности (направленность на систематическое извлечение прибыли и необходимость государственной регистрации), подчеркивая при этом, «что признак государственной регистрации не является внутренне присущим самому понятию предпринимательской деятельности, это юридический (формальный, внешний) признак, требование, предъявляемое к предпринимательству со стороны законодателя»[47 — Попондопуло В.Ф. Указ. соч. С. 14–15.].

И. В. Ершова, Т. М. Иванова и О. В. Тишанская классифицируют признаки предпринимательской деятельности на сущностные (характеризующие сущность предпринимательства) и формальные (характеризующие ее форму)[48 — См.: Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 1999. С. 3–5; Тишанская О.В. Понятие предпринимательской деятельности // Правоведение.

1994. № 1. С. 68.]. Аналогичной позиции придерживаются В. А. Семеусов, А. А. Тюкавкин, А. А. Пахаруков, которые также исходят из деления всех признаков на сущностные (самостоятельность деятельности, ее рисковый характер, систематическое получение прибыли как цель деятельности) и формальные (признак легитимации). Но среди сущностных признаков они выделяют родовые признаки, присущие любой экономической деятельности (самостоятельность, риск) и видовой признак (систематичность получения прибыли)[49 — Семеусов В.А., Тюкавкин А.А., Пахаруков А.А. Указ. соч. С. 10.].

Читайте также:
Схемы для мозаики программа

В учебной и научной литературе (особенно в экономической) в поисках новых признаков предпринимательства предлагается «взять на вооружение» чужеродные свойства феномена предпринимательской деятельности, что способствует созданию превратных представлений о предпринимательстве. На это справедливо обратил внимание С. Э. Жилинский, критикуя отдельные высказывания ученых-экономистов[50 — Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности: Предпринимательское право: Курс лекций.

С. 43.]. Например, чего стоит утверждение о том, что предпринимательство преследует цель – не получение прибыли вообще, а извлечение сверхприбыли, предпринимательского дохода. Мы прекрасно понимаем, что любая классификация носит условный характер и не является абсолютной.

На некоторую неопределенность понятия «предпринимательская (коммерческая) деятельность» указывают и зарубежные исследователи. Так, в английской литературе термин «коммерческая деятельность» иногда характеризуется как «этимологический хамелеон», поскольку не всегда легко установить, существует ли коммерческая деятельность, например, в отношении университета или колледжа[51 — См.: Ансон В. Договорное право / Под ред.

О.Н. Садикова. М., 1984. С. 139–140.].

Исходя из легального определения предпринимательской деятельности, постараемся раскрыть в данном параграфе следующие его признаки.

Самостоятельный характер предпринимательской деятельности проявляется во многих отношениях. Он означает относительную независимость предпринимателя от иных органов, организаций и частных лиц.

Индивиды и их объединения сами инициируют предпринимательскую деятельность и самостоятельно осуществляют ее, «то есть своей властью и в своем интересе»[52 — Коммерческое право: Учебник / А.Ю. Бушуев, О.А. Городов, Н.С. Коваленская и др.; под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой.

СПб., 1997. С. 5.]. Предприниматель свободен в выборе предмета предпринимательской деятельности, а также средств для его эффективного осуществления.

И. В. Ершова, Т. М. Иванова и В. В. Лаптев условно выделяют имущественную и организационную («хозяйственную») самостоятельность предпринимательской деятельности. Под имущественной самостоятельностью понимается наличие у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности[53 — См.: Ершова И.В., Иванова Т.М. Указ. соч. С. 3–4; Лаптев В.В. Указ. соч.

С. 18–19.]. Объем имущественной самостоятельности зависит от юридического титула, на основе которого это имущество принадлежит субъекту. Следовательно, можно говорить о полной (когда имущество принадлежит субъекту на праве собственности) и ограниченной (когда имущество принадлежит субъекту на ином вещном праве, например на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) имущественной самостоятельности.

Источник: litportal.ru

Свобода предпринимательской деятельности как конституционно-правовая категория в Российской Федерации. Введение (С. В. Белых, 2005)

В условиях развития рыночной экономики в Российской Федерации происходят фундаментальные изменения в политической, социально-экономической и духовной жизни общества.

Они выражаются и в развитии рыночного законодательства, направленного на стимулирование предпринимательской активности граждан и их объединений. Однако качество названного законодательства по-прежнему оставляет желать лучшего. Оно все еще во многом остается пробельным, противоречивым, складывается стихийно, не имеет под собой стройной концептуальной основы, страдает некритичными заимствованиями зарубежного опыта.

Все это делает насущным соотнесение рыночного законодательства, в частности, законодательства о предпринимательской деятельности, практики его осуществления с конституционной моделью экономических, предпринимательских отношений. В рамках указанной работы важно проверить законотворческую активность, правоприменительную практику через призму исходных конституционных ценностей, идей, целей. Эта задача предполагает серьезный анализ конституционных норм, регулирующих экономическую, в том числе предпринимательскую деятельность.

Углубления требуют, прежде всего, наши представления о свободе экономической деятельности, свободе предпринимательской деятельности (свободе предпринимательства) как элементе основ конституционного строя, а одновременно составной части основных свобод и прав человека и гражданина. Не до конца ясна собственно конституционная природа данных свобод, их соотношение между собой, их содержательное наполнение в отраслях публичного и частного права. В дополнительном исследовании нуждаются конституционные аспекты отраслевого правового регулирования предпринимательских отношений, конституционный механизм ограничения свободы предпринимательской деятельности. Научное осмысление свободы предпринимательства как конституционной категории имеет и практическое значение. Без теоретической проработки перечисленных вопросов невозможно выстроить стройную концепцию законодательного регулирования предпринимательской деятельности.

Президент России В. В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2003 г., сконцентрировал внимание на том, что «мотором экономического роста является частная инициатива как российского, так и зарубежного бизнеса, работающего на российской территории. Очевидно и то, что и сам российский бизнес должен стать современным – предприимчивым, гибким, мобильным. Успех страны в огромной степени зависит от успеха российского предпринимателя» 1 . В целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2003 г. Президент России в Указе от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003–2004 годах» определил следующие приоритетные направления административной реформы:

– ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;

– организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам 2 .

Поступательное движение в названных направлениях также имеет свой конституционно-правовой аспект, прямо связано с углублением наших представлений о свободе предпринимательства как конституционно-правовой категории.

Категория «свобода предпринимательской деятельности» не является абсолютно новой. Она уже была предметом научного исследования, в том числе в рамках диссертационных работ. Здесь необходимо в первую очередь назвать работы Г. А. Гаджиева, В. И. Крусса, И. Н. Плотниковой.

Г. А. Гаджиев защитил докторскую диссертацию на тему «Основные экономические права (сравнительное исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных государств)» (М., 1996). В. И. Крусс защитил кандидатскую диссертацию на тему «Конституционное право личности на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации» (М., 1997), а затем докторскую диссертацию на тему «Концепция конституционного правопользования (право на предпринимательскую деятельность)» (М., 2004). Значительный интерес представляет кандидатская диссертация И. Н. Плотниковой «Конституционное право человека и гражданина на предпринимательскую деятельность в России» (Саратов, 2002), в которой автор исследует правовые возможности индивидов в сфере предпринимательской активности. Назовем также работу Г. Б. Мирзоева «Юридическая защита предпринимательства в России. Историко-правовой анализ» (М., 1997).

Следует отметить, что перечисленные работы при всех их несомненных достоинствах раскрывают отдельные аспекты свободы предпринимательства. Системный, комплексный анализ свободы предпринимательства как фундаментальной, внутренне сложной конституционно-правовой категории, проблемных вопросов ее воплощения далек от завершения. Данная конституционная категория по-прежнему остается недостаточно изученной, требует дальнейших научных исследований.

Источник: mnogoslovs.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru