Основные подходы к разработке программ

Это исторически первый появившийся подход, при котором программист должен решить, какие процедуры должна выполнять программа, а затем выбрать наиболее подходящие алгоритмы для их реализации. Под процедурой понимается особенным образом оформленный фрагмент программы, имеющий собственное имя. Упоминание процедуры в тексте программы приводит к ее активизации и называется ее вызовом. Для обмена информацией и основной программой могут использоваться один или несколько параметров вызова.

Процедуры могут вызываться из разных частей программы многократно. При этом в процедуру могут передаваться переменные и параметры-значения, сама процедура может возвращать результат работы в головную программу. Важным свойством процедур является использование ими локальных, доступных только данной процедуре, переменных, что позволяет исключить побочные эффекты при работе процедуры. Процедурное программирование может быть использовано в большинстве современных языков программирования, таких как Pascal, Modula, C и так далее.

Agile и Scrum на пальцах / О ГИБКИХ методологиях разработки ПО понятным языком

2. Модульное программирование.

Модульное программирование является развитием и совершенствованием процедурного программирования и библиотек специальных программ. Основная черта модульного программирования — стандартизация интерфейса между отдельными программными единицами.

Модуль — это отдельная функционально-законченная программная единица, которая структурно оформляется стандартным образом по отношению к компилятору и по отношению к объединению ее с другими аналогичными единицами и загрузке. Как правило, каждый модуль содержит паспорт, в котором указаны все основные его характеристики: язык программирования, объем, входные и выходные переменные, их формат, ограничения на них, точки входа, параметры настройки и т.д. Объем модуля обычно не превышает 1000 команд ЭВМ или операторов языка программирования. В противном случае модуль становится громоздким и трудным к восприятию и использованию.

Модульное программирование – это искусство разбиения задачи на некоторое число различных модулей, умение широко использовать стандартные модули путем их параметрической настройки, автоматизация сборки готовых модулей из библиотек, банков модулей.

Основные концепции модульного программирования:

  • каждый модуль реализует единственную независимую функцию;
  • каждый модуль имеет единственную точку входа и выхода;
  • размер модуля по возможности должен быть минимизирован;
  • каждый модуль может быть разработан и закодирован различными членами бригады программистов и может быть отдельно протестирован;
  • вся система построена из модулей;
  • модуль не должен давать побочных эффектов;
  • каждый модуль не зависит от того, как реализованы другие модули.

Источник: studfile.net

Основные подходы к разработке программных продуктов

Текстовая расшифровка десятого урока курса Введение в профессию аналитика.

Подходы к разработке компьютерных программ

Наш очередной модуль эскизно показывает, какие основные подходы к разработке программных продуктов сейчас существуют, чем они различаются, и как это влияет на разработку требований.

Вот две крайности, которые давно уже у всех на слуху. Слева у нас картинка из статьи Уинстона Ройса о водопадном процессе, которая была издана в материалах НАТО ещё в 1968 году. Это, собственно, иллюстрация водопада. А справа картинка, может быть, менее известная, это крайний способ Agile разработки — экстремальное программирование.

Что такое водопад? Водопад предполагает, что при создании продукта мы последовательно проходим через определённые этапы. В данном случае в статье перечислялись такие этапы. Сначала описание системных требований (то есть общесистемных, здесь под ними понимались фактически к создаваемой системе). Потом описание требований к программной составляющей этой системы, анализ этих требований, потом разработка архитектуры программы, кодирование, тестирование и использование.

Особенность «чистого» водопада в том, что каждый этап завершается созданием определённых артефактов. То есть, если говорить о требованиях, это как раз сводные документы требований. И следующий этап не начинается до того, как завершится предыдущий.

И полная противоположность — это экстремальное программирование, где всё идёт сплошными итерациями. Где мы требования, что называется, прямо с колёс выявляем у пользователя, тут же их обсуждаем, тут же их включаем в итерацию, принимаем, разрабатываем и так далее.

Наверное, уже все аналитики в той или иной мере знакомы с концепцией Agile, проходили курсы, смотрели видео. У нас есть евангелисты Agile, которые этим уже на протяжении многих лет занимаются. И эти евангелисты всегда Agile противопоставляют водопаду. Для них водопад — это крайне страшное. В нём было всё плохо, а у нас в Agile теперь всё хорошо.

Я здесь привёл скриншот, представляющий квинтэссенцию разработки программного обеспечения. Та картинка, которую я приводил на предыдущем слайде, экстремальное программирование, — это набор очень конкретных практик в разработке программного обеспечения. То есть просто правил, которым нужно жёстко следовать, и которые реализуют этот манифест в его крайней форме.

Этот появился, конечно, как отклик на новые вызовы. Приняли его люди, очень известные в индустрии, авторы известных книг. Авторы тех книг, ссылки на которые я привожу в курсе, там тоже присутствовали. Они собрались в одном месте, , в 2000 году, и сформулировали манифест, который отчасти противопоставляет современные методы разработки тем, которые были до них.

Я просто зачитаю, что здесь написано. Люди и их взаимодействие важнее инструментов. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации. Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта, и готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.

При этом, не отрицая всего того, что было создано до них, они заявили, что больше ценят то, что слева. Люди, взаимодействие, работающий продукт, сотрудничество с заказчиком и готовность к изменениям.

Как это влияет на работу с требованиями? Я свёл в табличку, чтобы сравнить, крайние методы водопада и крайние методы Agile при работе с требованиями.

Читайте также:
Как заработать в интернете партнерские программы

Если водопадный процесс определяет конкретные этапы работы с требованиями — которые должны завершаться по определённой строгой процедуре созданием определённых документов, и следующий этап не начинается, пока мы эти требования не разработаем и документы эти не создадим, — то в Agile эти требования разрабатываются непрерывно. В интернете мы можем собирать новые требования прямо с рынка и тут же пускать их в разработку. как раз ориентированы на это, в первую очередь. На возможность непрерывной работы с новыми требованиями.

Если в водопадном процессе требования фиксируются в виде документов, то в Agile используются лёгкие форматы их описания. Я говорил по User Stories, которые изначально предназначены не только для описания требований, но и адаптированы для того, что бы тут же пускать их в разработку. В Agile используются такие лёгкие форматы требований.

В водопадном процессе для того, чтобы поменять в требованиях (понятно было уже в 1968 году, что системы меняются со временем), чтобы внести изменения, нужно было делать отдельно этапы. То есть останавливать разработку или параллельно с разработкой вести разработку новой версии спецификации. В Agile изменения требований приветствуется, как, собственно, сказано в самом манифесте.

Надо только помнить, что эти фразы на слайде — это не весь манифест. Там ещё есть принципы. Если вы до сих пор его не читали, найдите и ознакомьтесь с принципами. Для того чтобы быть Agile, вы должны следовать в первую очередь этим принципам.

Если в водопадном процессе предполагается, что требования должны полностью описывать продукт до того, как мы начали его разрабатывать, то есть мы создаём его полную модель в виде требований, то в Agile подходах такого принципа нет, там требования разрабатываются по мере необходимости. Поскольку они могут меняться, поскольку мы при выпуске очередной версии продукта мы можем не знать, что в нём изменится через полгода. Поэтому там используется итерационный подход в разработке требований.

Agile появился не на пустом месте. Я тут коротко перечислил условия, благодаря которым он смог возникнуть. Во времена больших машин машинное время — это был очень дорогой ресурс. Машин было немного. Для того, что бы выполнить расчёты, нужно было записываться в очередь.

Машинное время было дорогим по сравнению с трудом людей, поэтому дешевле было заранее продумать все требования, заранее разработать, как положено, программу, для того, чтобы потом на этом дорогом машинном времени получить результаты.

Естественно, переворот случился кардинальный. Сейчас машинное время не стоит практически ничего. Оборудование тоже очень доступно, и этот фактор больше не ограничивает нас в процессах разработки. И отпала необходимость в водопаде, обусловленная во многом тем, что создание системы с использованием машинного времени было само по себе достаточно дорогостоящим этапом.

Сейчас нас ничего не ограничивает. Мы можем создавать продукты прямо с колёс: возникла идея, ты сел, закодировал, проверил, протестировал — выложил в интернет.

Программирование стало интерактивным по этой же причине. Если раньше невозможно было отлаживать нормально продукты, то сейчас вы можете проверять работоспособность вашего продукта буквально после внесения каждого нового оператора.

Многие операции роботизированы. В частности, о такой штуке, как непрерывная интеграция, конечно, в эпоху больших машин невозможно было и мечтать. А сейчас вы можете при выкладывании исходного кода в хранилище каждый раз заново делать тестовую сборку, чтобы убедиться, что у вас продукт не сломался. программист может непрерывно кодить, сбрасывать результаты своего труда в хранилище, и при этом автоматически будет проверяться, что его код работоспособен и не сломал всё, что было до него. Во об этом до Agile нельзя было и мечтать. А в Agile — это стало одной из основных практик.

Благодаря интернету появился массовый пользователь. Раньше у нас заказывали продукты только большие организации, я ещё участвовал в проектах, которые разрабатывались по решению Совета министров СССР. Техническое задание разрабатывалось пять лет, потом оно лежало на полке пять лет, потом начиналась реализация. Cейчас это невозможно. Сейчас такие продукты никому не нужны.

Массовый пользователь хочет всего быстро, с одной стороны, а с другой стороны, у нас появилась возможность его быстро удовлетворять. Мы об этом говорили, когда обсуждали возможности интернета.

В результате запуск продукта стал простым и дешёвым. Можно создать продукт за пару выходных, для того, чтобы опробовать концепцию. Поэтому возникла необходимость и возможность быстро реагировать на быстро меняющиеся требования. И мы должны понимать, что все Agile практики очень сильно завязаны на работу с требованиями в том смысле, что они возникли как ответ на эту необходимость — быстро реализовывать меняющиеся требования.

Для чего я это сказал? Чтобы вы, как аналитики, испытывали гордость. Вы работаете с требованиями, а появились именно в связи с необходимостью новых практик работы с требованиями.

Конечно, экстремальное программирование сейчас не очень часто используют. «Чистый» водопад не использовался никогда. Даже в самой статье, где изначально был описан этот процесс, уже предполагались некоторые итерации.

Понятно, что в реальной жизни, по мере того, как реализовывались те пункты, которые я на предыдущем слайде перечислил (железо становилось дешевле, средства разработки становились простыми и интерактивными, мы становились всё ближе и ближе к пользователю), естественно, появлялись методы разработки программных продуктов, которые были всё более и более итерационными. Появился так называемый спиральный метод разработки, метод разработки Мы не будем все эти модели рассматривать. Сейчас их можно найти в любой энциклопедии.

В Rational Unified Process появилось представление о плотности процесса. Здесь на картинке нарисовано, что в процессе создания продукта у нас определённые виды активности выполняются в большей или меньшей степени. То есть ближе к началу создания продукта мы больше занимаемся , сразу запускаем управление требованиями. Анализ требований, он итерационно идёт тоже ближе к началу. Реализация начинается не прямо с начала, но её плотность растёт со временем. Тестирование — тоже итерационный процесс

Читайте также:
Прекращена работа программы rage tool kit

Все процессы, которые связаны с созданием продуктов, включая те, которыми занимаются аналитики (моделирование, анализ, управление требованиями) как бы размазаны по всему жизненному циклу продукта. Естественно, это не водопад, где аналитик фактически отрабатывал на первом этапе и всё, на этом его работа заканчивалась.

И SCRUM, который уже является чистым к разработке. Эта картинка символизирует SCRUM (что такое SCRUM, вы наверняка знаете). А эта большая стрелочка нам говорит о том, что и в скраме должен быть подготовительный этап. Несмотря на то, что выпуск продукта крутится в этих коротких итерациях, тем не менее, есть подготовительный этап, на котором занимаются обработкой, в первую очередь, . И аналитики задействованы и на этом этапе, и уже в конкретных итерациях.

Этим слайдом я хотел показать, что это было не бинарно: был водопад, а потом в 2000 году все переключились на Agile. Развитие процессов шло постепенно.

Но когда появился Agile, у аналитиков возник вопрос, где же мы находимся? Эта картинка из доклада Андрея Бибичева, с которым он выступал почти 10 лет назад. Аналитики задались вопросом: где же найти место в новых Agile — подходах? Если вы посмотрите эту презентацию, там много разных вариантов, куда приложить аналитика в скраме.

И на сторону заказчика, и на сторону разработки, и сделать его продукт оунером или сделать его помощником продукт оунера Всякие варианты там рассматриваются, и разбираются их преимущества и недостатки. Иллюстрирует эта картинка то, что в традиционных подходах аналитик был фактически файрволлом между заказчиком и командой разработки, он через себя пропускал всю информацию и выдавал её наружу. В Agile подходах аналитик становится вовлечён, с одной стороны, в активное общение с заказчиком, а с другой стороны — в активное взаимодействие с командой. А это означает, что аналитик вовлечён в процесс управления требованиями в широком смысле.

Что происходит в ? Вы, наверное, уже поняли, и по своему опыту, и по всем предыдущим модулям, которые мы рассматривали, определяя особенности , что Agile сейчас в одерживает безоговорочную победу по сравнению с предыдущими методами. Можно сказать, что он появился во многом как реакция на появление интернета.

Agile привёл за собой эти практики, которые были предназначены для разработки . Сейчас он уже пошёл дальше. Скрам вышел за пределы разработки софта. Мы уже знаем, что во многих банках уже применяются , лучше, хуже. Эти методы становятся общепризнанными.

Но, тем не менее, и в некоторых осталась ниша для водопадного процесса. Пример, который я хочу привести. У меня в семье два учителя. Они работают в школах, которые используют электронные журналы сейчас. И благодаря им я увидел три разных реализации электронного журнала.

Все эти сервисы, разработанные независимо друг от друга, созданы по одному техническому заданию.

Я ещё не разобрался, как это происходило, но по моему разумению это было так. Министерство образования сформулировало требования, какие функции должен реализовывать электронный журнал для школьников, где им ставят оценки. Оформили в виде технического задания по ГОСТу. Очень хорошее техническое задание, я его видел.

Это хороший пример, когда требования разрабатываются сами по себе, независимо. По водопаду этап разработки требований заканчивается выпуском определённого артефакта — это ТЗ. А потом это ТЗ используют независимые разработчики, и уже как они управляют требованиями в процессе реализации — это их дело.

Они все могут работать по скраму, но в качестве основы они используют это зафиксированное техническое задание. Очень интересный кейс. Я думаю, что существуют и другие подобные кейсы.

Очень интересно видеть, как эти продукты отличаются. И они очень сильно отличаются друг от друга. Разные возможности, разные интерфейсы, но при этом обеспечивают выполнение одних и тех же функций, которые достаточно чётко прописаны в ТЗ.

То есть даже в осталась ниша для водопадного процесса. Часто бывает так, что требования разрабатывает одна организация, а реализацией занимается другая. Во многих крупных холдингах — и государственных, и негосударственных, — такая ситуация существует. Есть целые институты, специализирующиеся на разработке требований.

В этом случае водопадный процесс, по крайней мере, в части разработки требований, остаётся единственным способом работы. Когда всё фиксируется в виде документации, а потом по ней создаётся продукт. Но, опять же, в этом случае очень важными становятся . Потому что фиксировать конкретные способы реализации при таком подходе сейчас просто бессмысленно. Технологии меняются слишком быстро. А хорошо написанное ТЗ с перечнем функций остаётся полезной штукой.

Но эта ниша достаточно узкая. Наверное, со временем она будет схлопываться. Я об этом сказал, чтобы вы понимали, что такие ситуации в тоже существуют.

Источник: www.webursitet.ru

Лучшие методологии разработки программного обеспечения

bestprogrammer.ru

Тенденции разработки программного обеспечения в 2022 году

Изучение

На чтение 6 мин Просмотров 998 Опубликовано 18.07.2022

Когда бизнес запускает проект по разработке программного обеспечения, заключение контракта с подходящей компанией- разработчиком программного обеспечения — это только полдела. Также важно учитывать множество факторов, которые повлияют на успех проекта. Эти факторы включают модель взаимодействия, размер проекта, частоту изменения требований, желаемый уровень участия команды разработчиков, требуемые ресурсы, выделенный бюджет и многое другое. Большинство этих проблем можно эффективно решить с помощью методологии разработки программного обеспечения, которая подходит для проекта разработки.

Читайте также:
Как удалять программы с ssd

Существуют различные методологии разработки ПО и легко запутаться, выбирая подходящую для конкретного проекта. В этой статье мы рассмотрим различные типы методологий разработки программного обеспечения и объясним, когда следует выбирать каждую из них, чтобы сделать проект разработки программного обеспечения успешным.

Что такое методология разработки программного обеспечения?

Методология разработки программного обеспечения — это набор стратегий, подходов и методов, которые помогают командам разработчиков эффективно управлять процессами создания приложений. Методологии ИТ предопределяют стиль работы и структуру проекта, решая такие вопросы, как:

  • Какие функции следует выбрать в первую очередь для реализации в текущей версии приложения?
  • Что должно быть включено в MVP?
  • Что должны сделать разработчики, чтобы реализовать выбранные функции?
  • Когда будет выпущена финальная версия программного обеспечения?
  • Кто над чем работает?
  • Как следует использовать ресурсы проекта для создания приложения?
  • Какое тестирование программного обеспечения следует проводить?

Когда у команды разработчиков программного обеспечения есть определенный план действий и установленные процедуры, которым они должны следовать, это во многом способствует развитию проектов, в том числе:

  • минимизация бюджетных рисков — затраты редко меняются на протяжении всего процесса разработки проекта;
  • соблюдение сроков — команда имеет четкое представление о сроках и основных вехах и способна корректировать объемы работ в соответствии с графиком;
  • минимизация бюрократии — отлаженные процедуры сокращают количество административных разговоров, не добавляющих ценности проекту;
  • оперативность рабочего процесса — каждый член команды находится на своем месте и знает, что делать дальше или к кому обратиться в случае каких-либо непредвиденных обстоятельств;
  • дальнейшее совершенствование практики разработки — по завершении проекта команда разработчиков предпринимает ряд шагов для оценки своей работы, чтобы улучшить ее в следующих проектах.

Лучшие методологии разработки программного обеспечения

Методологии разработки программного обеспечения можно разделить на более популярные и менее популярные, однако это не означает, что один тип лучше другого. Не существует такой вещи, которая подходила бы всем, и выбор наилучшей методологии разработки программного обеспечения зависит от требований проекта.

Вот 4 основных методологии программного обеспечения, которые в настоящее время наиболее часто используются для разработки различных типов решений, включая веб-приложения, мобильные приложения, настольные приложения и многие другие.

Гибкая методология разработки

Agile — это инновационная и очень гибкая методология разработки программного обеспечения. Он основан на идее эволюционной разработки продукта посредством коротких циклов, называемых итерациями.

Одна итерация обычно длится от одной недели до одного

Одна итерация обычно длится от одной недели до одного месяца. В течение одной итерации команда разработчиков программного обеспечения должна создать часть кода или функциональность и добавить их в общий продукт. Ход работы, а также реализация функций обсуждаются на регулярных встречах и мозговых штурмах.

Такой подход к разработке программного обеспечения отлично работает в проектах с часто меняющимися требованиями или в тех случаях, когда обратная связь с пользователем/клиентом необходима для успешного выпуска приложения. Это позволяет полностью адаптировать разработанный продукт к требованиям бизнеса и пользователей, эффективно избегать критических и крупных ошибок из-за часто проводимых процедур тестирования и минимизировать любые проблемы с затратами.

Методология развертывания DevOps

DevOps — это составной термин, включающий Dev — разработку программного обеспечения и Ops — ИТ-операции. Основная идея метода заключается в том, чтобы объединить две стороны создания приложения — разработку программного обеспечения и совершенствование процессов разработки в одну.

В DevOps команды разработчиков создают приложения итерациями и в то же время сосредотачиваются на автоматизации процессов, прозрачности данных и быстрой обратной связи. Это позволяет им ускорить доставку продукции, сохраняя при этом ее высокое качество, надежность и согласованность.

Метод Waterfall Development

Водопад — это давний метод разработки программного обеспечения. Это остается актуальным для создания приложений, которые имеют определенные требования в начале. Это могут быть цифровые решения для медицины, энергетики и ЖКХ, сложных инженерных систем и других областей, требующих точной и детальной проработки документации перед запуском проекта разработки.

При реализации методологии Waterfall команда разработчиков постепенно переходит от одного этапа к другому без возможности внесения каких-либо изменений в требования на предыдущих этапах. Поэтому документация, сроки, ресурсы, структура команды и бюджет должны быть определены заранее.

Быстрая разработка приложений

Быстрая разработка приложений (RAD) — это еще одна методология разработки программного обеспечения, направленная на обеспечение быстрого выхода на рынок запрошенного продукта при сохранении его высокого качества и точного соответствия требованиям пользователей и клиентов.

При работе с RAD команда разработчиков быстро создает прототип приложения и представляет его общественности, собирает ценные отзывы и дорабатывает прототип. Команда повторяет действия по прототипированию и презентации до тех пор, пока решение не будет удовлетворять всем требованиям. После этого команда разрабатывает все приложение на основе улучшенного прототипа.

Метод позволяет минимизировать риски, связанные с разработкой, выпуском и продвижением продукта, а также обеспечивает высокое соответствие требованиям пользователей. RAD лучше всего подходит для небольших и средних проектов, для которых время имеет решающее значение.

Как выбрать методологию разработки программного обеспечения

Каждая из представленных методологий имеет свои сильные и слабые стороны и подходит для различных проектов разработки. Вот краткая таблица, которая поможет вам решить, какой из них выбрать для вашего приложения.

Каждая из представленных методологий имеет свои сильные

Заключение

Разработка программного обеспечения на заказ — довольно сложный процесс, требующий много времени и бюджета. Таким образом, предприятия, стремящиеся разработать собственные цифровые решения, должны учитывать широкий спектр аспектов, чтобы уложиться в бюджет и сроки своих проектов.

Тщательно подобранная методология может помочь предприятиям и их командам разработчиков эффективно подойти к процессу разработки. СКЭНД использует различные методологии при создании заказных программных решений. Это позволяет нашим командам разработчиков получать замечательные результаты проектов, создавать выдающиеся продукты и экономить бюджет и время клиентов.

Источник: bestprogrammer.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru