Основные особенности разветвленной программы

Программированное обучение представляет собой комбинированную дидактическую систему (по В.П. Беспалько):

Существуют разные оценки этого вида педагогических технологий.

Профессор Южно-Российского государственного технического университета Н.В. Басова считает, что программированное обучение реализуется со времен Я.А. Коменского: разделение учебного материала на разделы, темы, параграфы и прочее есть не что иное, как программированное обучение. Она трактует программирование в обучении и как процесс составления упорядоченной последовательности действий (программу) для ЭВМ, и как научную дисциплину, изучающую программы для ЭВМ, способы их составления, проверки и улучшения, ссылаясь при этом на БСЭ.

Другие авторы рассматривают программированное обучение как систему научной организации груда педагогов и учащихся и как педагогическую систему, призванную заменить традиционное обучение. К числу таких ученых относится профессор МГУ Н.Ф. Талызина, которая четверть века назад предполагала, что к 1980 г. программированное обучение вытеснит традиционные методы, чего не случаюсь. Наконец, естъ еще одна группа ученых, рассматривающих программированное обучение как некую кибернетическую дидактику, как новый метод обучения, как особый вид самостоятельной работы.

Метод эквивалентных преобразований. Как находить токи и напряжения в цепи

Какой бы точки фения мы ни придерживались, факт очевиден: это мощная и интересная форма обучения. Но это даже не ивт- рашний день. Это дело будущего, потому что эта форма не имеет аналогов и не может сочетаться с традиционными педагогическими технологиями.

Впервые серьезно заговорил о программированном обучении в 19э4 г. Б.Ф. Скиннер. Он предложил строить учебный процесс в полном соответствии с психологическими знаниями о нем. Опираясь на учение нашего соотечественника И.П. Павлова и теорию западных психологов-бихевиористов, Скиннер и его научная школа выявили законы, по которым формируется поведение:

стимул -gt; реакция -» продукт.

Отсюда вытекают три закона научения. Закон эффекта (подкрепления): если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот, значит, в процессе обучения должно быть больше положительных эмоций. Закон упражнений: чем чаще проявляется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее. Закон готовности: на каждой связи между стимулом и реакцией лежит отпечаток нервной системы в его индивидуальном, специфическом состоянии.

Все это было проверено экспериментально.

В основу технологии программированного обучения Б.Ф. Скиннер положил два требования: уйти от контроля и перейти к самоконтролю; перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

Принципы построения обучающих программ: Информативность. Ученику должна сообщаться новая информация, ведь без этого вообще нет никакого обучения. Операционность. Должна присутствовать активная деятельность учащихся, связанная с преобразованием полученной информации. Обратная связь.

Должна существовать регулярная коррекция действий учащегося.

Аминокислоты с разветвленной цепью для тренировки мышц. Как принимать,чтобы они работали.

» Дотирование учебного материала (учебная информация полается не сплошным потоком, а отдельными дотами — кадрами). Определенная иерархия управляющих устройств (например, объединение систем 11-2+7+8 по классификации В.П. Беспалько).

Шаговый технологический процесс при раскрытии и подаче учебного материала (в состав шага включаются 3 взаимосвязанных звена — информация, операция обратной связи и контроля). Индивидуальный геми и управление в обучении. Исследование технических средств обучения.

Первые три пункта похожи в целом на деятельность хорошего репетитора, поэтому можно сказать, что идея программированного репетитора состоит в моделировании деятельности преподавателя, т.е. в получении суррогата преподавателя (хотя и хорошего суррогата!). Из этих принципов вытекает структура обучающей программы.

ИК — небольшая (не более 2—3 фраз) доза учебной информации.

Например, чертеж, определение, формула с пояснением. ОК — задание на информацию ИК. Например, задача, вопрос. ОС — коррекция возможных ошибок ученика при выполнении ОК. Например, правильный ответ, анализ причин ошибки, подсказка по пути поиска решения.

Шаг обучающей программы:

Любая учебная программа состоит из нескольких шагов. Различают три основные вида обучающих программ: линейная; разветвленная;

Автором линейной программы является нспхолш -бихевиорист in США Б.Ф. Скиннер. Его линейная программа выг.шдит гак:

Недостатки линейной программы очевидны: весьма мелкое дробление учебного материала; обязательное выполнение всех кадров программы: отсутствие возврата в программы (оно исключено в самой конструкций программы), т. е. убывание исключается!

Линейные обучающие программы обеспечивают усвоение учащимися до 95 % учебного материала, но они требуют весьма больших затрат груда и времени па обучение.

Разветвленная программа предложена профессором Н. Краудером.

В разветвленной программе операционные кадры построены по избирательному принципу, т. е. ученик должен выбрать один из предложенных ему ответов. В зависимости от выбранного ответа программа разветвляется:

Особенности разветвленной программы: сравнительно крупное дробление учебного материала; необязательное выполнение всех кадров (ицщгвидуализацня обучения); наличие возврата в программе; дифференциация продвижения студента или учащегося по программе в зависимости от степени выполнения программы.

Разветвленные обучающие программы позволяют быстро изучить теоретический курс (например, высшую математику — за неделю вместо года).

Смешанные программы по различные комбинации линейных и разветвленных программ.

В настоящее время программированное обучение широко внедрено в педагогическую практику Японии, Южной Кореи, США, Кувейта. И хотя первые ростки этой педагогической технологии появились в СССР в 30-х п. XX в. в учебниках по иностранным языкам, прерогативой советской дидактики они не стали: «страна Советов» в течение двух десятилетий кибернетику (как и педологию, генетику, отдельные разделы краеведения) считала «буржуазной лженаукой». Отсюда и последствия.

Источник: scibook.net

Технология программированного обучения
материал на тему

С элементами технологии программированного обучения можно встретиться уже в древние времена (диалог Сократа с мальчиком о том, как можно рассчитать площадь четырехугольника). В этом диалоге Сократ, мастерски пользуясь эвристической беседой, заставлял собеседника сразу же давать оценку каждому ответу на заданный ему вопрос, требовал исправления допущенных ошибок, подчеркивал логические связи между отдельными шагами на пути от незнания к знанию, учил мыслить самостоятельно и критически, сохраняя при этом подходящий для мальчика темп работы. До полного списка важнейших особенностей современной концепции программированного обучения не хватает только двух: самоконтроля и постепенного повышения уровня сложности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Филиппова Наталья Сергеевна

учитель русского языка и литературы

Современные педагогические технологии

Технология программированного обучения

С элементами технологии программированного обучения можно встретиться уже в древние времена (диалог Сократа с мальчиком о том, как можно рассчитать площадь четырехугольника). В этом диалоге Сократ, мастерски пользуясь эвристической беседой, заставлял собеседника сразу же давать оценку каждому ответу на заданный ему вопрос, требовал исправления допущенных ошибок, подчеркивал логические связи между отдельными шагами на пути от незнания к знанию, учил мыслить самостоятельно и критически, сохраняя при этом подходящий для мальчика темп работы. До полного списка важнейших особенностей современной концепции программированного обучения не хватает только двух: самоконтроля и постепенного повышения уровня сложности.

Читайте также:
Как называется программа распознавания музыки на Айфон

В новое время мы также находим дидактические требования, авторы которых могут рассматриваться как провозвестники современной версии программированного обучения. Многие из этих положений были сформулированы в XVII в. Именно тогда в своем «Рассуждении о методе» Декарт заявил, что нашел путь, который постепенно, шаг за шагом, ведет ученика от незнания к знанию. Сложности, с которыми на этом пути встретится ученик, можно легко преодолеть, если каждый обширный фрагмент материала разделить на «рациональные элементы». В тот же период Я. А. Коменский сформулировал указания, которыми в настоящее время руководствуются все авторы программированных текстов. Он создавал их таким образом, чтобы учащийся переходил от простого к сложному, от хорошо известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что более отдаленно.

Элементы программированного обучения можно также обнаружить в дидактических концепциях Гербарта и его учеников.

Официально программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б.Ф. Скиннер предложил повысить эффективность управления, усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы.

Программированное обучение — это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения. В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом его работа по воспроизведению почти никак не управляется, не регламентируется. Главная идея программированного обучения – это управление учебными действиями обучающегося с помощью обучающей программы.

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.

Цель концепции заключается в стремлении повысить эффективность управления процессом обучения на базе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а, в случае необходимости, регулированию программных действий. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения — прямолинейная, разветвлённая, смешанная и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов.

Характерные черты технологии программированного обучения по Б.Ф. Скиннеру:

• разделение учебного материала на отдельные небольшие, легко усваиваемые части;

• включение системы предписаний по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части;

• проверка усвоения каждой части. При правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения; при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;

• фиксирование результатов выполнения контрольных заданий, которые становятся доступными как самим учащимся (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь).

В основу технологии программированного обучения Б.Ф. Скиннер положил два требования:

1. уйти от контроля и перейти к самоконтролю;

2. перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

Основное средство реализации технологии программированного обучения — обучающая программа, в которой строго систематизируются:

1) сам учебный материал;

2) действия учащегося по его усвоению;

3) формы контроля усвоения.

Обучающая программа предписывает последовательность действий по овладению определенной единицей знаний. Обучающие программы могут быть оформлены в виде программированного учебника или других видов печатных пособий (безмашинное программированное обучение) или в виде программы, подаваемой с помощью обучающей машины (машинное программированное обучение).

Принципы программированного обучения (по В.П. Беспалько, Ч. Куписевичу)

Первым принципом программированного обучения является определенная иерархия управляющих устройств.

Термин «иерархия» означает ступенчатую соподчиненность частей в каком-то целостном организме (или системе) при относительной самостоятельности этих частей. Поэтому говорят, что управление таким организмом или системой построено по иерархическому принципу.

Уже структура технологии программированного обучения (объединение систем 1+2+7+8) свидетельствует об иерархическом характере построения ее управляющих устройств, образующих, однако, целостную систему. В этой иерархии выступает в первую очередь педагог, управляющий системой в наиболее ответственных ситуациях: создание предварительной общей ориентировки в предмете, отношение к нему , индивидуальная помощь и коррекция в сложных нестандартных ситуациях обучения.

Сущность второго принципа — принципа обратной связи вытекает из кибернетической теории построения преобразований информации (управляющих систем) и требует цикличной организации системы управления учебным процессом по каждой операции учебной деятельности. При этом имеется в виду не только передача информации о необходимом образе действия от управляющего объекта к управляемому (прямая связь), но и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему (обратная связь).

Обратная связь необходима не только педагогу, но и учащемуся; одному — для понимания учебного материала, другому — для коррекции. Обратная связь, которая служит для самостоятельной коррекции учащимися результатов и характера его умственной деятельности, называется внутренней. Если же это воздействие осуществляется посредством тех же управляющих устройств, которые ведут процесс обучения (или педагогом), то такая обратная связь называется внешней. Таким образом, при внутренней обратной связи учащиеся сами анализируют итоги своей учебной работы, а при внешней это делают педагоги или управляющие устройства.

Третий принцип программированного обучения состоит в осуществлении шагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала. Выполнение этого требования позволяет достичь общепонятности обучающей программы.

Шаговая учебная процедура — это технологический прием, означающий, что учебный материал в программе состоит из отдельных, самостоятельных, но взаимосвязанных, оптимальных по величине порций информации и учебных заданий (отражающих определенную теорию усвоения знаний учащимися и способствующих эффективному усвоению знаний и умений). Совокупность информации для прямой и обратной связи и правил выполнения познавательных действий образует шаг обучающей программы.

Читайте также:
Научно исследовательская программа галилео

В состав шага включаются три взаимосвязанных звена (кадра): информация, операция с обратной связью и контроль.

Последовательность шаговых учебных процедур образует обучающую программу — основу технологии программированного обучения.

Четвертый принцип программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по программе является строго индивидуальной, возникает естественное требование вести направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а в соответствии с этим возможность приспосабливать и подачу управляющей информации. Следование принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.

Пятый принцип требует использования специальных технических средств для подачи программированных учебных материалов при изучении ряда дисциплин, связанных с развитием определенных черт личности и качеств учащихся, например, хорошей реакции, ориентировки. Эти средства можно назвать обучающими, так как ими моделируется с любой полнотой деятельность педагога в процессе обучения.

Схемы программированного обучения

При линейном принципе программирования ученик, работая над учебным материалом, последовательно переходит от одного шага программы к следующему. Все работают над одним и тем же материалом, сохраняя лишь индивидуальный темп самостоятельной работы. Дозы информации небольшие и примерно одинаковы по размеру. Время на изучение одной дозы не превышает 5-10 минут.

Критика линейных программ привела к созданию разветвленных программ.

Их создатель Н.А. Краудер считает, что дозы учебного материала должны быть достаточно большими, поскольку усвоение зависит не от безошибочного пути мелкими шагами, а от глубокого и всестороннего анализа содержания.

Вторая особенность разветвлённой программы — разнообразие вариантов ответа ученика: ученик выбирает правильный ответ в контрольном задании из набора ответов, где есть, кроме правильного, неполные и неверные ответы, содержащие типичные ошибки. Если ученик выбрал правильный ответ, он переходит к следующему шагу. Если нет, ему разъясняется сущность ошибки и он получает указание работать с одной из дополнительных программ в зависимости от сделанной ошибки или вернуться к исходному пункту. Итак, разветвлённая программа ведёт учеников разными путями в зависимости от их ответов и ошибок.

Стремление к объединению линейных программ с разветвленными привело к появлению так называемого смешанного программирования. В качестве таковых известны шеффилдская и блочная технологии.

Шеффилдская технология программированного обучения была разработана английскими психологами. Для неё характерны следующие особенности:

• Учебный материал делится на различные по объему части (порции, шаги). Решающими основаниями деления при этом являются: дидактическая цель, которая должна быть достигнута благодаря изучению данного фрагмента программированного текста с учетом возраста учащихся и характерных особенностей темы. Если, например, полагается, что программа должна быть для учащихся единственным источником знаний по данной теме, то она должна быть более обширной, чем в случае осуществления ею только контрольной или корректирующей функции.

Основу блочной технологии программированного обучения составляет гибкая программа, всесторонне учитывающая разнообразие действий, определяющих процесс учения. Она обеспечивает учащимся выполнение разнообразных интеллектуальных операций и оперативное использование приобретаемых знаний при решении определенных задач.

Основным компонентом такой программы является проблемный блок, который требует от учащегося интенсивной интеллектуальной работы (например, решения задачи с неполными данными, формулировки или проверки гипотезы, планирования эксперимента и т. п.). Эта работа предполагает выполнение различных умственных действий (обобщения, доказательства, объяснения, проверки), обогащающих объем их знаний.

Технология создания ситуации успеха и неуспеха

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.

Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.

Специфика детского возраста такова, что все, за что бы ни брался ребенок, ему приходится осваивать заново. Означает ли это, что педагог должен подыгрывать ребенку, подстраиваться под его интересы и настроение? Вовсе нет. Следует отметить только реальные достижения, необходимо способствовать этому успеху.

Неудачник в школе и дома – это потенциальный неудачник на работе, в семье, в жизни. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе, к учебе, поэтому оправдано создание для школьника ситуации успеха. Технологически это достигается рядом операций: подбадривающие слова и мягкие интонации, корректность общения, спокойная и доброжелательная речь. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом причин.

Ситуация неуспеха – это субъективное эмоциональное переживание, неудовлетворение собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий для индивидуального развития ребенка.

Возможность и необходимость создания ситуации неуспеха появляется при наличии определенных условий, без которых она превращается в жесткое орудие манипуляции ребенком. Во-первых, это могут быть богатые ресурсы личности, когда одаренному ребенку в течение какого-то времени еще удается получать высокие результаты, но постепенно такое безразличие к себе становится тормозом для развития его личности.

Во-вторых, завышенная самооценка, что ведет к пренебрежительному отношению к окружающим. Это приводит к отторжению его. Создание ситуации успеха на фоне и без того завышенной самооценки не поможет ему. Единственное, что должен сделать педагог – это создать ситуацию неуспеха, чтобы способствовать осознанию учеником своих достижений и неудач.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технология программированного обучения 5 класс по теме «Десятичные дроби»

Открытый урок по математике в 5а классе «Практикум сравнения десятичных дробей»Проведён для районного методического объединения математиков учителем математики и информатики Григорьево.

«Технология программированного обучения»

Иллюстрация использования технологии программированного обучения на уроках русского языка и при подготовке к экзаменам.

Статья «Опыт использования технологии проблемного обучения на занятиях Основ алгоритмизации и программирования

В статье рассматриваются конкретные примеры по программированию с использованием проблемного метода обучения.

Технология программированного обучения

В данной статье рассматриваются классификационные параметры технологиии, принцы по В.Я. Беспалько, виды обучающих программ. Так же отмечены достоинства и недостатки программированного обучения.

Читайте также:
Как на флешке удалить вирус программа

Примеры реализации методов: проблемного обучения, математического моделирования, программированного обучения

Пример реализации методов: проблемного обучения, математического моделирования, программированного обучения.

Доклад «Методы работы с техническими средствами обучения. Программированное обучение».

Необходимость использования ИКТ на уроках в коррекционной школе VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в освоении нового, разв.

«Информационные технологии в программированном обучении истории и обществознанию в процессе глобализации»

«Информационные технологии в программированном обучении истории и обществознанию в процессе глобализацииhttps://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2018/10/29/tehnologiya-programmirovannogo» target=»_blank»]nsportal.ru[/mask_link]

5.7. Технологии программированного обучения

Технология программированного обучения зародилась на стыке педагогики, психологии и кибернетики для устранения ряда недостатков традиционного обучения. В рамках этой технологии обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управление такой системой осуществляется посредством посылки команд со стороны преподавателя (компьютера и других технических средств, аудио-, видео- техники) учащемуся и получения обратной связи [2].

В основе программированного подхода лежат три представления об обучении:

  • как процессе управления;
  • информационном процессе;
  • индивидуализированном процессе.

Под технологией программированного обучения понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, тренажера и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности.

Так, Н.В. Басова считает, что технология программированного обучения реализуется еще со времен Я.А. Коменского: разделение учебного материала на разделы, темы, параграфы и прочее есть не что иное, как программированное обучение. Она трактует программирование в обучении и как процесс составления упорядоченной последовательности действий (программу) для ЭВМ, и как научную дисциплину, изучающую программы для ЭВМ, способы их составления, проверки и улучшения.

Другие ученые рассматривают технологию программированного обучения и как систему научной организации труда преподавателей и учащихся, и как педагогическую систему, призванную заменить традиционное обучение. К их числу относится Н.Ф. Талызина, которая предполагала, что уже к 1980 г. программированное обучение вытеснит традиционные методы, чего не случилось. Наконец, есть еще одна группа ученых, рассматривающих технологию программированного обучения как некую кибернетическую дидактику, как новый метод обучения, как особый вид самостоятельной работы.

Какой бы точки зрения мы ни придерживались, факт очевиден: это мощная и интересная технология.

Впервые серьезно заговорил о технологии программированного обучения Б.Ф. Скиннер. Он предложил строить учебный процесс в полном соответствии с психологическими знаниями о нем. Опираясь на учение И.П. Павлова и теорию западных психологов-бихевиористов, Скиннер и его научная школа выявили законы, по которым формируется поведение [39]:

стимул → реакция → продукт

Отсюда вытекают три закона научения:

  • Закон эффекта: если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот; значит, в процессе обучения должно быть больше положительных эмоций.
  • Закон упражнений: чем чаще появляется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее.
  • Закон готовности: на каждой связи между стимулом и реакцией лежит отпечаток нервной системы в ее индивидуальном, специфическом состоянии.

Б.Ф. Скиннер также сформулировал основные принципы технологии программированного обучения:

  • информативность (учащимуся должна сообщаться новая информация, т.к. без этого вообще нет никакого обучения);
  • оперативность (должна присутствовать активная деятельность учащихся, связанная с преобразованием полученной информации);
  • обратная связь (должна существовать регулярная коррекция действий учащегося);
  • дозирование учебного материала (учебная информация подается не сплошным потоком, а отдельными дозами);
  • шаговый технологический процесс при раскрытии и подаче учебного материала (в состав шага включаются 3 взаимосвязанных звена – информация, операция обратной связи и контроль);
  • индивидуальный темп и управление в обучении;
  • использование технических средств обучения.

Из этих принципов вытекает структура обучающей программы (рис. 10).

Рис. 10 – Структура обучающей программы

Информационный кадр (ИК) – небольшая не более 2-3 фраз доза учебной информации. Операционный кадр (ОК) – задание на информацию ИК (например, задача, вопрос и т.п.). Кадр обратной связи (ОС) – коррекция возможных ошибок учащегося при выполнении ОК (например, правильный ответ, анализ причин ошибки, подсказка на пути поиска решения и т.п.). Контрольный кадр (КК) – текст.

Шаг обучающей программы:

Любая учебная программа состоит из нескольких шагов.

На практике преподаватель может воспользоваться такими видами обучающих программ:

  • линейной;
  • разветвленной.

Автором линейной программы является психолог-бихевиорист Б.Ф. Скиннер. Его линейная программа представлена на рисунке 11.

Рис. 11 – Линейная обучающая программа

Линейные обучающие программы обеспечивают усвоение учащимися до 95% учебного материала, но они требуют весьма больших затрат труда и времени на обучение.

Недостатками линейной обучающей программы являются:

  • весьма мелкое дробление учебного материала;
  • обязательное выполнение всех кадров программы;
  • отсутствие возврата в программу (оно исключено самой конструкцией программы).

Разветвленная программа предложена профессором Н. Краудером.

В разветвленной программе операционные кадры построены по избирательному принципу, т.е. учащийся должен выбрать один из предложенных ему ответов. В зависимости от выбранного ответа программа разветвляется (рис. 12).

Рис. 12 – Разветвленная обучающая программа

Особенностями разветвленной обучающей программы являются:

  • сравнительно крупное дробление учебного материала;
  • необязательное выполнение всех кадров (индивидуализация обучения);
  • наличие возврата в программу;
  • дифференциация продвижения учащегося по программе в зависимости от степени выполнения программы.

Необходимо отметить, что при выборе линейного построения программы учащиеся работают над всеми порциями учебной информации по мере их поступления. Разветвленная же программа предполагает выбор учащимися своего индивидуального пути освоения целостной учебной информации. Усвоение информации зависит от уровня подготовленности. В обоих случаях прямая и обратная связь преподавателя с учащимся осуществляется с использованием специальных средств (программированных учебных пособий разного вида, компьютера).

Достоинством технологии программированного обучения является получение полной и постоянной информации о степени и качестве усвоения всей учебной программы. В этой технологии нет проблем с вопросом соответствия темпа обучения индивидуальным возможностям учащегося, поскольку каждый учащийся работает в удобном для него режиме. Другое преимущество состоит в экономии времени преподавателя на процесс передачи информации, а также в увеличении количества времени на постоянный контроль за процессом и результатом ее усвоения. Однако, сегодня использование этой технологии в отечественных учебных заведениях связано с определенными сложностями и, прежде всего, материального характера: практически невозможно обеспечить процесс обучения во всех вузах специальными программированными учебниками, сборниками упражнений и задач, контрольных заданий тестового типа и т.д.

Источник: buklib.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru