Анализируя предметную область и требования конечных пользователей на этапе создания конфигурации, программист-разработчик создает объекты конфигурации, настраивая связи между ними путем установки их свойств, визуально конструирует экранные формы и макеты отчетов, пишет программные модули в определенных точках конфигурации. В результате получается прикладное решение, призванное облегчить работу конечных пользователей.
Средства 1С, предназначенные для отражения реальных объектов и явлений предметной области, называются объектами конфигурации.
Структура программного комплекса системы 1С состоит из двух частей. Это функциональные объекты, которые влияют на работу системы, которые пользователь может самостоятельно регулировать и вспомогательные объекты , которые в свою очередь задаются разработчиками , а также специальными объектами конфигурации.
К основным объектам «1С: Предприятие» относятся:
В первую очередь это константы — это объекты для работы в системе с постоянной и условно постоянной информацией. Часто используемая в работе информация, хранящаяся в константах, изменяется довольно редко. В константах указывается основная валюта ведения учета по предприятию, версия текущей конфигурации, некие шаблоны телефонов и адресов, в общем, все то, что часто будет использоваться пользователем и соответственно влиять на работу системы. В системе может быть описано неограниченное количество констант, в свою очередь пользователь, как правило, может задать только значение константы, а сам объект константы создается и налаживается разработчиком.
Курс программирования 1С Предприятие 8.3. Введение в конфигурирование. Основные объекты (часть 2.1)
Объекты, которые работают с постоянной или условно постоянной информацией в системе, но разбитой по смысловой нагрузке и носящей множественный характер — это справочники. Основное назначение справочников: избавить пользователей от рутинной работы ввода одной и той же информации.
В свою очередь справочники несут в себе собирающий характер, так их компоненты, как правило, заключают в себе всю необходимую информацию об элементе. Самым показательным примером справочника является номенклатура товарно-материальных ценностей. Это справочник, который содержит в себе перечень материальных ценностей хозяйствующего субъекта.
Причем каждая позиция характеризуется собственными свойствами. Поддержка справочников позволяет спроектировать и поддерживать самые различные справочники. На этапе конфигурирования можно произвести описание, какими свойствами обладает каждый конкретный справочник.
К настраиваемым свойствам справочника относятся, такие как, длина и тип кода, количество уровней иерархии, поддержка уникальности кодов, набор реквизитов справочника. Помимо указания кода и наименования, механизм работы со справочниками позволяет создавать набор реквизитов для хранения дополнительной информации об элементе справочника. Для номенклатуры это может быть закупочная цена, производитель, для сотрудника должность, паспортные данные, адрес места жительства, а также табличные части, в которых хранится однотипная информация, число которой может быть переменным, например, описание составляющих изделия, состав семьи сотрудника, реквизиты организации. В каждой конкретной конфигурации создается необходимое количество справочников, для хранения данных об объектах, используемых при автоматизации данной предметной области для конкретного предприятия.
Основные объекты 1С
Для отражения хозяйственных событий предприятия предназначены документы, которые, как правило, имеют отношение к автоматизируемой предметной области. В конфигурации, предназначенной для учета торговых операций, могут быть такие документы, как счет-фактура, товарная накладная, заказ и прочее.
При помощи документов отражаются платежи с расчетного счета, операции по кассе, движения по складу и прочие подобные события. В процессе конфигурирования настраивается произвольное количество видов документов. Каждый вид документа предназначен для отражения своего типа событий, для этого определяется его структура и свойства, которые впоследствии описываются в конфигурации.
Каждый вид документа может иметь в своей структуре неограниченное количество реквизитов и табличный частей. Для документа создаются формы ввода — аналоги реальных документов. Если в других формах используются данные документов, то для включения этой информации, как правило, разрабатываются формы для выбора. Для просмотра списка документов создаются формы списков.
Все документы характеризуются номером, датой и временем. При настройке для документа также задаются количество знаков в номере документа, условия поддержки уникальности номеров. Документы играют центральную роль для основных механизмов, реализуемых системой. Все документы в системе образуют единую хронологическую последовательность.
Во времени эта последовательность отражает последовательность событий потому, что они происходили реально. Данные, вводимые в документ, обычно содержат информацию о происшедшем событии: в накладной — информацию о том, с какого склада, наименование товаров и какое количество отгружено, какие дополнительные затраты произведены при приобретении товаров.
Очень важным для документа действием является его проведение. Если документ не проведен, то это означает, что событие, которое он отражает, не влияет на состояние учета в данной конкретной конфигурации. Если документ проведен, то происходит изменение состояние тех или иных учетных данных. При проведении документ отражается зафиксированное событие в механизмах, реализуемых различными регистрами.
В свою очередь для просмотра документов предназначены журналы документов. Каждый вид документа может входить в несколько журналов. Журнал документов является средством для отображения в едином списке документов нескольких видов. Журнал может иметь несколько форм визуального представления, но по своей сути всегда является объединенным по некоему признаку списком различных видов документов.
Для хранения и обработки различной информации, отражающей хозяйственную или организационную деятельность конкретного предприятия, и не имеет объектной природы предназначены регистры . В регистрах обычно хранится информация об изменении состояний объектов, а также другая информация, которая не отражает непосредственно объекты предметной области. В программе 1С: Предприятие существует четыре вида регистров — это регистры сведений, регистры накопления, регистры расчета, регистры бухгалтерии.
Основная задача регистра сведений — сохранить существенную для прикладной задачи информацию, состав которой развернут по определенной комбинации значений.
Использование регистров накопления в системе «1С: Предприятие» для учета информации о наличии и движении каких-либо величин — материальных, денежных и др. Вся информация о хозяйственных операциях, которая вводится с использованием документов, должна быть отражена в регистрах. Так как эту информацию можно будет извлечь, проанализировать и предоставить пользователю в виде отчетных форм.
Для проведения периодических расчетов с учетом зависимостей различных компонент и составляющих используются регистры расчета. Механизм сложных периодических расчетов позволяет реализовывать различные модели расчета.
С одной стороны механизм сложных периодических расчетов содержит средства для описания различных видов расчета, которые впоследствии будут использоваться в прикладном решении. Помимо собственно описания этих видов расчета, существует возможность задать правила, по которым одни виды расчета будут влиять на другие виды расчета. Система поддерживает два вида такого влияния: зависимость по базовому периоду и вытеснение по периоду действия. С другой стороны этот механизм предоставляет возможность хранения промежуточных данных, которые используются для выполнения расчетов, и конечных результатов расчетов.
Одним из основных объектов являются регистры бухгалтерии , которые предоставляют возможность построить правильный бухгалтерский учет в системе, описать совокупность синтетических счетов, предназначенных для группировки информации о хозяйственной деятельности предприятия позволяет план счетов . Путем настройки плана счетов собственно и организуется требуемая система учета. Прикладное решение может содержать любое необходимое количество планов счетов.
Регистр бухгалтерии связан с одним из используемых планов счетов и хранит бухгалтерские итоги в соответствии с его структурой.
Для выстраивания документов в единую хронологическую последовательность предназначены последовательности, которые в свою очередь позволяют контролировать дату актуальности итогов регистров. Для того чтобы восстановить правильность движений документа, необходимо перепровести. Последовательность позволяет определить дату, на которую итоги регистра являются правильными. При нарушении последовательности пользователь должен ее восстановить путем перепроведения всех документов, входящих в последовательность, начиная от текущей границы актуальности.
Для анализа введенной информации в систему используются отчеты, это объекты, которые не сохраняются в базе данных, а существуют только в определенные периоды времени, пока с ними работает пользователь. Поэтому реквизиты и табличные части отчетов используются для указания параметров формирования отчетов и выполнения обработок.
В свою очередь отчеты могут быть текстовым, табличным или сводным отображением информации сгруппированной по определенным признакам , которые задаются разработчиками и настройками отчета. Для вывода отчетов может быть использован как текстовый формат, так и специализированный табличный формат отчетов, также отчет может представлять собой диаграмму с показателями по каждому из участков учета.
Служебный объект, который может использоваться для введения дополнительных параметров, непредусмотренных в той или иной форме, дополнительного заполнения существующих объектов и их элементов на этапе конфигурирования или обновления системы, реализации дополнительного функционала, который не описан в типовом решении — это обработки.
Главной особенностью обработок и отчетов является их возможность сохранения информации также вне информационной базы. То есть имеется возможность изменения функционала решения в тоже время, не затрагивая его основных объектов, таких как внешние обработки и отчеты.
Для учета заданий и описывается способ их распределения по исполнителям, с учетом организационной структуры конкретного предприятия предназначена задача. Задачи, как правило, являются движущей силой механизма бизнес-процессов. При выполнении задачи породивший ее бизнес-процесс осуществляет переход на следующую точку маршрута в соответствии с картой маршрута. При этом задачи имеют самостоятельную прикладную ценность как список заданий, назначенных конкретным исполнителям напрямую, или посредством ролевой маршрутизации, и могут использоваться отдельно от бизнес-процессов.
Описание логики бизнес процесса в карте маршрута и управляет жизненным циклом созданных бизнес-процессов от момента старта до момента завершения — это бизнес-процесс . Необходимым свойством описания бизнес-процесса является связь с задачей, которая задает систему адресации и позволяет проектировать карты маршрута в соответствии с поддерживаемой в прикладном решении организационной структурой. Логика бизнес-процесса, взаимосвязь и последовательность обхода точек маршрута, условные переходы наглядно описаны в виде карты маршрута, которая позволяет визуально описывать маршрут бизнес-процесса в виде связного графа, и позволяет легко описывать алгоритмы условных переходов, и реакцию бизнес-процесса на различные события.
К вспомогательным объектам или, в некоторых случаях, элементам объектов можно отнести перечисления, которые используются в системе «1С: Предприятие» для описания постоянных наборов значений, не изменяемых в процессе работы конфигурации. Одной из главных особенностей перечислений, отличающей их от справочников, является то, что набор значений перечисления не изменяется при работе конечного пользователя с программой. В качестве отбора различной информации, хранящейся в информационной базе, по некоторым критериям для конкретного предприятия используется критерий отбора . В прикладном решении может быть создано любое необходимое количество критериев отбора.
Элементы справочников, видов расчета, планов видов характеристик и планов счетов, которые создаются в конфигураторе и не могут быть удалены пользователем интерактивно — это предопределенные элементы. Как правило, такие элементы помечаются шариком возле картинки элемента.
Для группировки объектов конфигурации предназначены подсистемы. В свою очередь каждый объект может входить сразу в несколько подсистем. В тоже время подсистемы могут быть вложенными друг в друга. На основе подсистем легко назначать права доступа и формировать интерфейсы.
К встроенным элементам управления «1С: Предприятия» относятся элементы, представленные в таблице 2.1:
Таблица 2.1 — Встроенные элементы управления
применяется для ввода значений различных типов, например, чисел, строк, дат, элементов справочников, документов, перечислений и др.
Источник: studbooks.net
Основные объекты программы
Программа «1С:Бухгалтерия предприятия 8.2» ггри работе с данными бухгалтерского учета оперирует набором объектов, имеющих определенное назначение. Для успешной работы необходимо иметь представление об основных объектах программы. К основным объектам относятся:
s константы;
s справочники;
s документы;
^ журналы документов; s отчеты.
Ниже мы подробно рассмотрим принципы работы с этими объектами.
Константы
Рис. 2.10. Диалог Константы
Само название этих объектов наводит на мысль, что в них заложена информация постоянная, ну или условно-постоянная. Надо сказать, что по сравнению с программами- предшественниками «1С:Бухгалтерия предприятия 8.2» количество объектов этого вида значительно сократилось. Кроме того, ввод этих значений теперь возможен только с помощью специальных диалогов, которые вызываются командой главного меню Операции ? Константы. В результате на экране открывается диалог Константы (Рис. 2.10).
Основные объекты программы
Программа «1С:Бухгалтерия предприятия 8.2» при работе с данными бухгалтерского учета оперирует набором объектов, имеющих определенное назначение. Для успешной работы необходимо иметь представление об основных объектах программы. К основным объектам относятся:
Ниже мы подробно рассмотрим принципы работы с этими объектами.
Константы
Само название этих объектов наводит на мысль, что в них заложена информация постоянная, ну или условно-постоянная. Надо сказать, что по сравнению с программами-предшественниками «1 С:Бухгалтерия предприятия 8.2» количество объектов этого вида значительно сократилось. Кроме того, ввод этих значений теперь возможен только с помощью специальных диалогов, которые вызываются командой главного меню Операции ? Константы. В результате на экране открывается диалог Константы (Рис. 2.10).
Константы X
Параметры ведения учета в информационной базе (настройка аналитики, выбор типа плановых цен и др.)
Установка технических параметров работы
программы (заголовок главного окна, обмен
данными, права доступа и др.)
Рис. 2.10. Диалог Константы