Приоритеты образовательной программы для начальной школы
А позволит ли такая модель образования нынешним детям добиться успеха в следующем веке?!
Фактически этими словами ставятся под серьёзные сомнения принятые доселе приоритеты в образовании. На современном этапе развития нашего общества ситуация начинает меняться в разных областях, в том числе и в образовании.
В объяснительной записке к проекту Госстандарта указано на необходимость смены приоритетов в образовании, на необходимость переноса центра внимания с программ по учебным дисциплинам, с учебников и учебных планов на ребёнка, ученика, человека. Какие реальные пути претворения подобных идей в школах? Существуют разные технологии — российские и зарубежные.
В этом контексте полезно познакомиться с программой-концепцией “Шаг за шагом”. Согласно этой концепции в центр педагогической деятельности ставится именно ребёнок. Это становится возможным благодаря реализации индивидуального подхода. Крайне ценно при этом то, что практика развития, предложенная в данной программе, рассматривает ребёнка как единое целое, а не ориентирует на развитие отдельных (индивидуально-отличающихся) психических процессов.
«Шаг за шагом». Программа наставничества
Многим нашим педагогам, особенно тем, кто сталкивался с американскими образовательными программами, известно, что слово “программа” в западных странах используется не в том смысле, к которому привыкли в России. В данном случае также представлены, прежде всего, методология и набор практических приёмов, в основе которых философия модели “Шаг за шагом”.
Кроме этого, изложены образовательные цели таких дисциплин, как: математика, грамматика, естественные науки, социальная ориентация и искусство, то есть определённый стандарт “Шаг за шагом”. Интересной гранью рассматриваемой образовательной программы-концепции является ещё одно направление, которое не принято включать в российские образовательные программы для школ, — это воспитательноенаправление.
Целая глава программы посвящена тому, как помочь детям выработать систему ценностей и сильный характер, сформировать важное в рыночных отношениях умение делать выбор. Согласитесь, для нас это сейчас очень актуально. В самой про приводится множество практических приемов того, как родители реально могут участвовать в занятиях детей. Авторы концепции “Шаг за шагом” при её создании пользовались работами многих ведущих и авторитетных специалистов в области психологии познания, исследователей развития мозга, социологов и педагогов (прежде всего, Выготского Л. С), что придаёт ей значимость.
Концепция начального образования по программе “Шаг за шагом” базируется на идее академического варианта образования, при котором соблюдаются демократические принципы и осуществляется развитие каждого ребёнка, что соответствует принятому в нашей стране ориентиру на гуманизацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Яркие отличия данной программы от других заключаются в следующем:
- предполагается непосредственное, активное участие семьи в обучении ребёнка;
- образование носит индивидуальный характер;
- построение учебных планов подчинено центрам обучение (чаще всего их от 5 до 9);
- в образовательные стандарты включены не только академические области.
Что касается образовательных стандартов, то здесь возможны сочетание, параллели и сравнение (рис. 1).
Адаптационная программа обучения в Американскoй школе. Шаг за шагом
Образовательные области
В программе «Шаг за шагом» | В российском проекте |
Академическая | математика |
Социальная | язык |
Эмоциональная | природа |
Эстетическая | общество |
человек |
Перечисление образовательных областей показывает и подчёркивает приоритеты каждого из стандартов. Воспитание, развитие, коммуникативные, социальные, этические и эстетические категории преобладают в подходе к образовательным областям с точки зрения концепции “Шаг за шагом”. В проекте российского стандарта за основу взят академический подход.
Главной целью авторов было: разработать практику преподавания, в которой обязательным является уважение в каждом ученике создающего знание мыслителя, уже живущего, а не готовящегося к жизни и причём живущего во взаимозависимом мире.
Таким образом, видны принципиальные отличия данной программы. Приглашение детей в доброжелательной манере, через убедительную и искреннюю веру в их способность добиться успеха, а не через внешние требования к ребёнку.
Как, каким образом предлагается этот принцип осуществлять?
Через исполнение детьми множества различных, но не случайных, а вполне конкретных ролей:
- Мыслителя
- Деятеля
- Регистратора
- Слушателя
- Участника диалога
- Организатора
- Партнёра
- Друга
Ключевым и основополагающим положением концепции “Шаг за шагом” является создание в классе атмосферы, позволяющей детям выполнять конкретные роли в процессе обучения. Изначально закладывается, что ребёнок находится в центре учебного процесса и к нему осуществляется комплексный подход, в том числе при принятии учителем решений относительно учебных планов, преподавания оценки результатов.
Гуманистические взгляды авторов “Шаг за шагом” выражены и в том, что в программе “Шаг за шагом” по начальной школе перечисление общих целей программы начинается с вычленения общих целей формирования характера и только потом цели обучения грамоте, математике, изобразительному искусству, естественным наукам и, наконец, социальной ориентации. Нет ничего противоречащего нашим взглядам в том, что необходимо использовать наглядные пособия, личный практический опыт ребёнка и возможность отманипулировать на физическом уровне с новыми идеями для повышения эффективности учебного процесса. В рамках программы “Шаг за шагом” предложена конкретная система организации деятельности младших школьников в учебных центрах.
Еще одна сторона вопроса. Что плохого в обязательствах учителя, которые оговорены непосредственно в программе?
- Уважать каждого ребёнка,
- верить в способности каждого ребёнка,
- поддерживать детей,
- быть последовательным, справедливым,
- ценить индивидуальные усилия,
- постоянно пополнять свои знания о развитии детей, психологии человека.
Долг учителя: помнить, КАК он учит, а не только ЧЕМУ, и при этом ключевые показатели качества работы учителя связаны с этими обязательствами.
В завершение скажу, что ключевым показателем качества работы учителя является умение учителя корректировать и персонализировать учебные планы, исходя из своего понимания характерных особенностей, интересов, потребностей ребёнка, индивидуального стиля учёбы каждого ребёнка и из того, как учатся маленькие дети вообще, учитывая, например, различия в развитии мальчиков и девочек и многое другое. Программа “Шаг за шагом” для начальной школы обладает необходимой гибкостью и предполагает учёт национальных традиций и стандартов (так как она распространена в 24 странах мира). Для реализации поставленных в программе целей необходима постоянная профессиональная подготовка педагогов.
Источник: www.sibuch.ru
48. Образовательные модели «Первый шаг», «Шаг за шагом».
В 1994 году началась реализация образовательной модели «Первый шаг», которая дала старт многим замечательным методикам развития детей дошкольного возраста. Но, пожалуй, самое главное, что она позволила включить в учебно-воспитательный процесс родителей, превратив их из пассивных заказчиков образовательных услуг в активных участников этого процесса, равноправных партнеров и единомышленников. Продолжением модели «Первый шаг» стала образовательная модель «Шаг за шагом» для начальной школы (1996 год)
Образовательную модель «Первый шаг» нередко называют технологией семейно-общественного взаимодействия. Работа с семьями воспитанников строится по следующим направлениям:
1.Знакомство с семьёй с целью первичного сбора информации о ней, разъяснения направленности работы детского сада, ознакомления с особенностями paботы в группах, работающих по технологии «Первый шаг».
2. Изучение семьи.
– посещение на дому.
3. Дальнейшее семейно-обшественное взаимодействие представлено следующими формами:
3.1. Вовлечение родителей в педпроцесс.
Вовлекая родителей в педагогический процесс, мы задействуем их в праздниках, развлечениях и других зрелищных мероприятиях, при работе в центрах деятельности; привлекаем к пополнению предметно-образовательной среды группы (через участие в смотрах, конкурсах и т. п.), совместному созданию проектов для изучения детьми.
Консультативно-просветительская работа с родителями.
Выбор форм этой работы зависит от уровня психологической, педагогической культуры родителей, их запросов, творчества самих педагогов и других причин. На практике опробованы следующие формы:
посещение на дому с целью оказания консультативной помощи и установления доверительных, теплых отношений с семьей;
групповые, подгрупповые и индивидуальные консультации (воспитателями и другими специалистами дошкольного учреждения);
выпуск информационных бюллетеней (тематических, проблемных);
использование тренинговых технологий;
групповые собрания и мини-собрания (с просветительской целью и для изучения опыта семейного воспитания);
выставки (работ детей, воспитателей, родителей; литературы):
презентации семей (с целью активизации родителей, распространения опыта семейного воспитания, выработки единой направленности в работе по проблеме и т. д.);
праздники «Родители —детям»;
совместные экскурсии, прогулки;
издание тематических газет, оформление папок;
«ящик идей и предложений» от сотрудников детского сада (можно выделить разделы «Каши идеи», «Творческие планы в области воспитания, развития, обучения детей»):
- ведение папок индивидуального развития ребенка (прил. 5);
- организация дополнительных услуг (бесплатных или на платной основе).
- семейные альбомы;
- семейные газеты;
- визитные карточки семей;
- выступление родителей на семейных праздниках, презентациях семей:
- выставки.
Источник: studfile.net
Основные направления программы шаг за шагом
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Программа внеклассной работы «Шаг за шагом» 5-9 класс
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Республики Марий Эл
«Школа-интернат среднего( полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов г.Козьмодемьянска»
Для учащихся 5-9 классов
учитель марийского (государственного) языка,
истории и культуры народов Марий Эл
Воспитание детей и учащейся молодёжи в настоящее время осуществляется в новых социально–экономических и общественно – политических условиях. Сегодня меняется социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи.
Множатся количественные и качественные показатели неблагополучия в детской среде, ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье детей. Продолжается алкоголизация и наркотизация. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию.
Опыт прошлых лет показывает, что ни одна программа не приносит желаемых результатов, если не используется системный подход в воспитательной деятельности. Именно система позволяет создать условия для проявления реализации и развития самостоятельности её участников.
Данная воспитательная программа разработана для учащихся 5–9-х классов и рассчитана на 5 лет.
Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.
Данная воспитательная программа призвана решить следующие актуальные вопросы:
1. Адаптация учащихся в социокультурном мире.
2. Методы повышения мотивации к учебе и творчеству (следствие увеличения учебной нагрузки).
3. Укрепление коллективных связей.
4. Разнообразие форм воспитательной деятельности.
5.Укрепление межличностных связей в коллективе.
6. Создание психологически комфортной воспитательной среды.
Личность ребенка — слишком многогранное и сложное понятие, чтобы ее ценность определять степенью усвоения учебной программы. С другой стороны, ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением.
Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.
- Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий саморазвитию учащихся.
- Способствовать развитию познавательных интересов каждого ученика.
- Способствовать сплочению классного коллектива.
- Формировать собственную позицию жизни ученика.
- Формировать самостоятельные и устойчивые интересы каждого ученика.
- Формировать потребность в самообразовании.
- Сориентировать в правильном выборе будущей профессии.
- Формировать стремление к здоровому образу жизни.
- развивающая , направленная на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
- интегрирующая , обеспечивающая расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
- защитная , способствующая изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
- корректирующая , направленная на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;
- компенсирующая , предполагающая создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
- управленческая , ориентированную на оптимизацию условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.
- учение
- образ жизни
- здоровье
- досуг
- общение
- Организация дифференцированного и индивидуального подхода к сильному, среднему и слабому обучающемуся. Контроль посещаемости, успеваемости.
- Организация консультаций педагогов в случае слабой учёбы. Работа по самовоспитанию обучающихся.
- Создание условий соревнования в учебной деятельности.
- Постоянное отслеживание результатов деятельности (ведение экрана успеваемости).
- Организация и проведение открытых уроков, внеурочных мероприятий (участие, помощь преподавателю).
- Участие в организации внеурочной деятельности обучающихся.
- Организация и проведение вечеров, праздников по предмету, предметных недель.
- . День знаний.
- Работа предметных кружков
- Участие в школьных, муниципальных, республиканских олимпиадах
- Общешкольные линейки по итогам каждой четверти, полугодия.
- Участие в интеллектуальных марафонах.
- Участие на научно-практических конференциях.
- Последний звонок.
- Заседания Совета школы.
- Предметные недели.
- Участие во Всероссийском конкурсе «Олимпус» по различным предметам.
- Работа спортивных секций.
- Занятие на уроке ритмики.
- Дни здоровья.
- Встречи с врачами ЦРБ.
- Участие в школьных, городских, районных, республиканских, российских соревнованиях по разным видам спорта.
- Классные часы «В здоровом теле — здоровый дух»
- Профилактические мероприятия с участием медиков школы.
- Изучение их взаимоотношений, проблемы общения;
- Изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение пожилого человека (девушки) в семье;
- Создание условий для самоутверждения учащегося в школе;
- Проведение творческих игр по этике общения.
- Уроки мира, мужества.
- Работа органов ученического самоуправления
- День учителя. Встреча с ветеранами педагогического труда.
- Праздник будущих защитников Отечества.
- День Матери.
- Профориентационная работа.
- Работа с родителями.
- Неделя безопасности дорожного движения
- рассказ;
- анкетирование и его анализ;
- беседа;
- анализ ситуаций;
- мозговой штурм;
- дискуссия;
- упражнения и тренинги;
- инсценировка ситуаций;
- диспут
Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие: 1. Уровень сформированности классного коллектива (социометрия, уровень сплоченности). 2. Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик (Диагностика психологического климата класса) 3. Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса (наблюдения за достижениями учащихся) 4. Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся (данные школьного врача и учителя физкультуры). 5. Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса (Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения (методика Е. Н. Степанова)) 6. Уровень удовлетворенности школьной жизнью (Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью (разработана кандидатом психологических наук А.А. Андреевым) 7. Уровень сформированности индивидуальности и креативности учащегося школы (Тест Н. Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», краткий тест творческого мышления П. Торренса (фигурная форма) 8. Уровень развития самоуправления в коллективе учащихся ( Методика М.И. Рожкова) 9. Уровень социализации личности учащегося ( Методика М.И. Рожкова)
1. Развитие уровня сплоченности учащихся. 2. Накопление банка психолого-педагогических диагностик классного коллектива и учащихся. 3. Активное участие класса в школьных коллективно-творческих делах, в олимпиадах, в разных конкурсах и конференциях. 4. Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
5.Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам. 6.Повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности. 7. Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия; работу творческого коллектива; 8. Приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, формирование позитивных отношений к базовым ценностям нашего общества.
- Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. — М., 2000 г
- Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой — М., 1992 г.
- Журналы: «Классный руководитель», «Воспитание школьников», «Справочник классного руководителя», «Воспитательная работа в школе», «Классный руководитель «.
Источник: doc4web.ru