Основные направления программы сестринского дела

Государственная программа развития сестринского дела в Российской Федерации разработана в соответствии с приказом Минздрава РФ от 31.12.97 № 390 «О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации».

Повышение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не могут обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью.

В сложившейся ситуации сестринский персонал, составляющий самую многочисленную категорию работников здравоохранения, и предоставляемые им услуги рассматриваются как ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной, приемлемой и экономически эффективной медицинской помощи.

Проводимая в стране под руководством Минздрава реформа сестринского образования дала конкретные результаты, выразившиеся в создании многоуровневой системы подготовки сестринских кадров, повышении качества профессионального образования, впервые в России осуществлена подготовка специалистов с высшим сестринским образованием.

Учебный фильм по специальности Сестринское дело

В отрасли сохраняется значительный кадровый дисбаланс в соотношении между врачами и сестринским персоналом, продолжается отток квалифицированных сестринских кадров из государственных учреждений здравоохранения, возрастают нагрузки, неудовлетворенность персонала и социальная напря­женность.

В этой связи в стране назрела крайняя необходимость в продуманной государственной программе реформирования и развития сестринского дела. Программа должна основываться на реальных условиях и возможностях государственного и муниципального здравоохранения. Основные направления, подходы и принципы, заложенные в Программу, должны послужить ориентиром для программных и иных управленческих действий на ре­гиональном и местном уровнях.

Цели Программы:

Создание правовых, организационных, экономических и методических условий развития сестринского дела в Российской Федерации как одного из звеньев системы здравоохранения, рациональное использование которого ведет к значительному улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов здравоохранения, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения.

Задачи Программы:

1. определение общей среднесрочной стратегии развития сестринского дела в РФ;

2. определение и обоснование ресурсного обеспечения развития сестринского дела в РФ;

3. совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей роль и функции (характеристику правового статуса) специалистов сестринского дела в системе Российского здравоохранения;

4. развитие государственной и общественной системы управления сестринской деятельностью в соответствии с едиными целями и задачами развития здравоохранения;

5. стандартизация и технологизация профессиональной деятельности специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием;

Тест по МЕДИЦИНЕ. 20 заданий

6. повышение уровня профессиональной компетентности специалистов со средним медицинским образованием через развитие и совершенствование системы непрерывного и многоуровневого профессионального образования;

7. формирование единой информационной среды отрасли, включая систему профессионального образования, путем применения информационных и телекоммуникационных систем и технологий;

8. обеспечение управления сферой научной деятельности в области сестринского дела, координация и увеличение объемов мероприятий по созданию нового поколения информационных продуктов для специалистов сестринского дела.

Принципы программы

· всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению;

· профилактическая направленность, укрепление здоровья;

· эффективное использование трудовых, материальных и экономических ресурсов;

· обеспечение качества сестринской помощи населению;

· активное участие населения в решении вопросов здравоохранения.

Основные понятия, используемые в Программе:

Сестринское дело — составная часть системы здравоохранения, которая включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и (или) психические заболевания, а также нетрудо­способным всех возрастных групп. Сестринское дело охватывает физические, интеллектуальные и социальные аспекты жизни в той мере, в которой они влияют на здоровье, возникновение болезни, нетрудоспособность и смерть.

Такая помощь должна предоставляться сестринским персоналом в учреждениях здравоохранения и любых других учреждениях, а также на дому, иными словами, везде, где есть в ней потребность.

Сестринский персонал — это работники, имеющие медицинское образование по специальностям сестринское, акушерское, лечебное дело (квалификация фельдшер) и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке.

Разнообразие функций, которые выполняет сестринский персонал, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причин болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и политических условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения.

Реализация Программы создаст возможности повышения качества оказания медицинской помощи специалистами сестринского дела и решения приоритетных вопросов сестринского дела

Основные направления деятельности сестринского персонала определяются целями сестринского дела. К таким целям относятся:

· помощь человеку, семье, группе в определении и достижении физического, умственного и социального здоровья и благополучия в связи с их социальным и экологическим окружением;

· укрепление и сохранение здоровья;

· максимальное вовлечение человека в заботу о своём здоровье;

· облегчение или снижение до минимума отрицательного воздействия болезни на личность;

· удовлетворение потребностей людей в физической, эмоциональной и социальной заботе в случае нездоровья, немощности или смерти.

Читайте также:
Описание программы micro cap

Задачи развития сестринского дела:

1. Формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской помощи населению путем совершенствования нормативной правовой, организационно-методической и материально-технической базы сестринской деятельности, использования современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе сестринского персонала, обеспечивающих качество медицинской помощи, ее профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемыми медицинскими услугами.

2. Совершенствование системы управления сестринской деятельностью за счет повышения эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении, информационного обеспечения.

3. Совершенствование системы профессиональной подготовки в соответствии с запросами личности, с потребностями рынка труда в каждом регионе, перспективами развития здравоохранения и медицинской науки путем формирования высококвалифицированного специалиста сестринского дела, способного к самостоятельному принятию решения в пределах своей компетенции.

4. Совершенствование системы оплаты труда специалистов сестринского дела с учетом специфики их работы, уровня знаний, умений и навыков, а также по результатам труда.

5. Обеспечение управления сферой научной деятельности в области сестринского дела, координация и увеличение объемов мероприятий по созданию нового поколения методической литературы для специалистов сестринского дела.

6. Разработка технологий деятельности сестринского персонала по наиболее распространенным заболеваниям.

7. Разработка и внедрение в практику новых методов профилактики, восстановления утраченного здоровья, увеличения продолжительности периода активной жизни человека.

8. Создание экспериментальных площадок на базе лечебно-профилактических учреждений Российской Федерации по внедрению новых сестринских технологий.

9. Повышение уровня профессиональной ответственности и компетентности специалистов со средним медицинским образованием.

10. Стандартизация практической деятельности специалистов со средним медицинским образованием.

11. Формирование мотивации населения к ведению здорового образа жизни.

12. Увеличение доли прикладных исследований, направленных на совершенствование системы оказания сестринской помощи.

13. Развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности сестринского персонала, проведение комплексных научно-исследовательских работ, направленных на развитие здравоохранения региона и страны, получение шифра научной специальности «Управление сестринской деятельностью» в ВАКе (Высшая Аттестационная Комиссия) РФ.

14. Развитие международного сотрудничества в области сестринской деятельности.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Основные направления реализации Программы развития сестринского дела в Российской Федерации

Осуществление необходимых изменений в кадровой политике в области здравоохранения требует научно-обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, эффективного управления сестринским персоналом, обеспечения рационального соотношения и партнерства между врачами и сестринским персоналом.

Развитие кадровой политики заключается:

· в восполнении кадрового дефицита, путем формирования механизма прогнозирования, мониторинга и регионального регулирования подготовки специалистов;

· в развитии системы управления кадровым потенциалом на основе рационального планирования подготовки, переподготовки, повышения квалификации;

· в определении субсидиарной ответственности региона (в т.ч. финансовой), муниципалитетов в последипломной подготовке специалистов сестринского дела;

· в улучшении качества подготовки в рамках среднего, высшего медицинского и последипломного образования специалистов сестринского дела путем совершенствования общенаучной и общепрофессиональной подготовки сестринских кадров на компетентностной основе, обеспечения соответствия государственного образовательного стандарта медицинских специальностей профессиональному стандарту и потребностям ЛПУ;

· в использовании сестринских кадров не только с учетом структуры потребностей учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, но и с учетом уровня образования специалистов;

· в восстановлении престижа профессии через материальную заинтересованность, достойную дифференцированную оплату труда, систему льготного кредитования жилья и т.п.

§ в обеспечении интеллектуализации и развития творческих способностей сестринских кадров, рассматривая финансовые затраты на это как долгосрочные инвестиции в развитие здравоохранения.

Реализация Программы развития сестринского дела в Российской Федерации будет происходить поэтапно в рамках Концепции развития здравоохранения.

В рамках первого этапа реализации Программы (2010-2015 гг.) будет сформирована и начнет реализовываться система непрерывной подготовки кадров, основанная на единой кадровой политике, а также будут определены приоритеты для сестринского дела,

В связи с чем, необходимо осуществить:

· совершенствование системы эффективного использования сестринских кадров в зависимости от уровня образования и базовой специальности, довести соотношение врач/ медицинская сестра до 1:3;

· завершение работы по формированию полного регистра всех медицинских работников со средним медицинским и высшим сестринским образованием с учетом их качественных признаков для адекватной оценки и распределения по необходимым для здравоохранения позициям;

· продолжение внедрения отраслевой системы оплаты труда;

· продолжение работы по созданию отраслевых нормативных правовых актов по охране труда сестринского персонала в учреждениях здравоохранения;

· разработка эффективных технологий оздоровления персонала непосредственно на рабочем месте;

· содействие правовой и экономической грамотности специалистов сестринского дела;

· создание возможности бесплатного доступа специалистов сестринского дела к профессиональной печати, нормативно-распорядительным документам и др. источникам профессиональной информации;

Читайте также:
Энтера отзывы о программе

· содействие участию специалистов сестринского дела в проведении научных исследований, образовательных программах, инновационных проектах, корпоративных мероприятиях, научно-практических и др. конференциях.

Для обеспечения учреждений здравоохранения кадрами со средним медицинским образованием необходимо продолжить развитие многоуровневой системы среднего медицинского и фармацевтического образования, высшего сестринского образования.

Основные направления развития профессионального, в том числе последипломного образования:

· развитие накопительной системы последипломного образования сестринского персонала;

· определение полномочий и ответственности учреждений здравоохранения при практическом обучении студентов медицинских образовательных учреждений на до и последипломном уровне;

· введение системы заочного (дистанционного, с использованием телекоммуникационных и информационных технологий) обучения при проведении дополнительного профессионального образования средних медицинских работников;

· формирование дополнительных механизмов по закреплению кадров на рабочих местах, развитие договорных отношений между работодателем и выпускниками высших и средних медицинских образовательных учреждений, а также специалистами, имеющими стаж работы;

· развитие контрактной системы трудоустройства, когда договор должен заключаться перед получением диплома, иметь продолжительность не менее 3-х лет и материальную заинтересованность молодого специалиста;

· максимальное приближение условий и содержания обучения к практической действительности, перенимая все лучшее, что действует в практическом здравоохранении, проведение практического обучения в условиях ЛПУ, где реализуются передовые технологии сестринского ухода и организации сестринской деятельности, для чего ЛПУ должны иметь рейтинг «образовательной состоятельности»;

· формирование объемов последипломной подготовки кадров на основе соответствующих заказов органов управления учреждений здравоохранения;

· развитие системы контроля качества подготовки специалистов на всех этапах многоуровневого образования;

· адекватное финансовое обеспечение деятельности медицинских образовательных учреждений, укрепление и развитие их материально-технической базы;

· повышение квалификации преподавательского состава, особенно преподавателей – совместителей из числа врачей и медицинских сестер практического здравоохранения по современным проблемам развития сестринского дела.

На втором этапе реализации Программы (2016–2020 гг.) предполагается поэтапный переход к саморегулируемой системе организации медицинской помощи на основе созданной инфраструктуры и кадрового ресурса здравоохранения, развитие морального и материального стимулирования профессионального роста для содействия притоку молодых специалистов в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения на государственном и муниципальном уровнях, а также уровнях отдельного ЛПУ; разработка научно-обоснованных, экономически эффективных и безопасных технологий сестринской деятельности для последующего мониторинга и внедрения в ЛПУ; совершенствование системы подготовки и переподготовки персонала с минимизацией затрат из личных средств работника; восстановление престижа профессии посредством возможности гарантированного участия специалиста в социальных программах (система льготного кредитования жилья и т.п.); доведение соотношения врач/медицинская сестра в сфере профилактики и реабилитации до 1:8, по другим направлениям деятельности 1:5.

Обеспечение дальнейшего развития комплексной системы формирования численности и структуры кадров, их рационального размещения и эффективного использования должно соответствовать основным стратегическим направлениям развития здравоохранения.

4.2. Определение и обоснование ресурсного обеспечения развития сестринской деятельности в учреждениях здравоохранения

Рациональные инвестиции в развитие кадров, наращивание материальных ресурсов и образовательного ресурса приведет к улучшению показателей деятельности системы здравоохранения в целом и сестринских служб в частности.

Бюджетные ресурсы должны быть задействованы системой здравоохранения в первую очередь на формирование условий для повышения эффективности оказания медико-санитарной и медико-социальной помощи населению, на совершенствование системы управления сестринской деятельностью и профессиональной подготовки специалистов всех уровней, для их активного участия в научных и научно-технических проектах для нужд региона. Средства субъектов федераций, отдельных ЛПУ должны быть направлены на приобретение (изготовление) средств малой механизации труда среднего медицинского персонала.

При планировании расходов на здравоохранение при введении унифицированной системы определения стоимости медицинской услуги для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения необходимо включать в расчетную стоимость сестринские услуги. Необходимо совершенствовать методики расчета стоимости (установления тарифов) на сестринские услуги с учетом использования дополнительных вспомогательных средств.

Для обеспечения целевого и эффективного использования средств необходим анализ потребности населения в медицинских услугах, оказываемых средним медицинским персоналом. Система оплаты труда сестринского персонала должна регулироваться с учетом уровня образования, сложности, объемов и качества оказываемой помощи.

В рамках первого этапа реализации Программы (2010-2015 гг.) будут осуществлены подготовительные мероприятия для последующего перехода на новую систему организации медицинской помощи, включая проведение модернизации материально-технической базы учреждений здравоохранения. При этом необходимо провести совершенствование (планирование и реализацию) прогнозируемого притоков ресурсов в систему и внедрение механизмов стимулирования качества и эффективности обслуживания.

В соответствии с этим планируется осуществить:

· анализ потребности населения в медицинских услугах, оказываемых средним медицинским персоналом для обеспечения целевого и эффективного использования средств;

· совершенствование методики расчета стоимости (установления тарифов) на сестринские услуги с учетом использования дополнительных вспомогательных средств;

· приобретение (изготовление) средств малой механизации труда среднего медицинского персонала за счет средств субъектов федераций, отдельных ЛПУ;

Читайте также:
Как открыть программу Гугл

· переход на отраслевую систему оплаты труда сестринского персонала с учетом уровня образования, сложности, объемов и качества оказываемой помощи.

На втором этапе реализации Программы (2016–2020 гг.) предполагается продолжить рациональные инвестиции в развитие кадров, наращивание физических ресурсов и углубление знаний, для чего необходимо решить ряд задач:

· обеспечение подготовки и распределения кадров в соответствии с выбранной схемой организации сестринских служб (по категориям, численности и размещению);

· поддержание необходимого уровня компетенции специалиста сестринского дела, а также качества и продуктивности работы с использованием системы последипломного обучения и практической подготовки;

· обеспечение необходимых инвестиций в развитие инфраструктуры образования;

· развитие оптимально соответствующих технологий, имеющимся возможностям.

Источник: cyberpedia.su

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2022

Развитию среднего медицинского персонала в мире, как и в нашей стране, в настоящее время отводится серьезное внимание.

Это связано, в первую очередь, с реализацией Концепции устойчивого развития, утвержденной ООН в 1992 году [1]. Главные цели концепции базируются на развитии цивилизации одновременно в трех направлениях – в области экономики, социальной сферы (включая сферу здравоохранения) и экологии. В 2015 году Организацией Объединенных наций был подготовлен и опубликован доклад «Повестка дня в области целей устойчивого развития» [6], который содержит семнадцать целей устойчивого развития (далее-ЦУР) до 2030 года. Данные цели рассматривались как приоритетные, к достижению которых должна стремиться каждая страна-член ООН, и субъекты хозяйствования, ведущие свою деятельность на территории этих стран. В целом ЦУРы направлены на улучшение благосостояния населения и защиту экологии планеты.

На рис. 1 отражены основные направления развития сестринского дела в мире, которые реализуются в четырех из семнадцати целей устойчивого развития. Эти направления развития сестринского дела в мире выделены в докладе Всемирной организации здравоохранения «Состояние сестринского дела в мире 2020 г.: вложение средств в образование, рабочие места и воспитание лидеров» [5].

Рис. 1. — Цели устойчивого развития, в рамках которых развивается

сестринское дело в мире

В рамках данной статьи рассмотрим два ЦУРа, в рамках которых идет развитие сестринского дела в мире, согласно Докладу Всемирной организации здравоохранения «Состояние сестринского дела в мире» [5]: ЦУР3 и ЦУР 4. Именно эти цели в большей степени влияют на развитие сестринского дела в мире и в нашей стране.

Одна из целей устойчивого развития – ЦУР 3 – связана с «обеспечением здорового образа жизни и содействием благополучию для всех в любом возрасте».

Именно для реализации данной цели необходимо развивать сестринское дело во всех странах мира, поскольку именно медицинские сёстры/братья составляют в мире 27,9 миллиона человек и является самой представительной (59%) среди других категорий медработников [7]. Следовательно, эти кадры вносят важную лепту в решение стратегических задач, относящихся достижению целей устойчивого развития в области охраны здоровья. Это глобальная задача в сфере здравоохранения не может быть решена без развития сестринского дела и усиления его роли в национальных системах здравоохранения.

Всемирная организация здравоохранения опубликовала материалы [12], согласно которым к 2030 году будет инвестировано 3,9 триллионов долларов США в решение задач этого направления, 40 % из которых будут направлены на вознаграждения, должностные оклады и выплаты медицинским кадрам здравоохранения. Отмечается, что достижение данной цели даже в условиях дополнительных инвестиций будет затруднительно по причине острой нехватки и пожилого возраста кадров среднего медперсонала.

Данные факты имеются в аналитических материалах таких авторов, как Stenberg K, Hanssen O, Tan-Torres Edejer T, Bertram M, Brindley C, Meshreky A. и в докладах «Political Declaration of the High-Level Meeting on Universal Health Coverage” (Политическая декларация Совещания высокого уровня по всеобщему охвату услугами здравоохранения) и «Global Strategy on Human Resources for Health: Workforce 2030. Geneva: World Health Organization» (Глобальная стратегия кадровых ресурсов здравоохранения: Кадровые ресурсы 2030. Женева: Всемирная организация здравоохранения) [12, 13, 14]. По прогнозам вышеназванных экспертов, к 2030 году в мире будет наблюдаться недостаток 18 млн медицинских специалистов, большая часть среди которых — именно сестринский персонал. В 18 странах мира, куда входит и РФ, имеется тенденция старения сестринских кадров [7].

Тенденции снижения количество и нехватки среднего медперсонала, как уже было отмечено выше, актуальны и для России. Численность среднего медицинского персонала по данным Росстата в 2020 году составила 1 490 517 человек [8]. При этом наблюдается ежегодное снижение численности медсестер. Данные таблицы 1 демонстрируют ежегодное снижение численности среднего медперсонала в нашей стране.

Таблица 1. – Динамика численности среднего медперсонала в РФ 2010-2020 гг, чел [8]

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru