Антикризисная программа, принятая Франклином Рузвельтом в США носит название как политика “нового курса”, ее приоритетные задачи выражались в кардинальном реформировании экономического состояния страны и введением новых социальных реформ.
Основной предпосылкой реформ Рузвельта стал мирокой экономической кризис (1929-1933 гг.), который особенно сильно отразился на экономике США, сокращая вдвое производство, товарный оборот и промышленный экспорт страны. В связи с тем, что множество финансовых фирм, государственных и частных фондов, банковских учреждений — обанкротились, к 1932 году объем общего производства страны составил 54% (в доле от докризисного 100%).
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
За годы великого кризиса каждый третий американский рабочий был лишен трудового места, каждый пятый банк в США прекратил свое существование в связи с банкротством национальных фондов. Неуплата налогов, рост государственного долга, сотни бездомных и множество других только визуально заметных последствий охватили всю страну.
Новый курс Рузвельта
При отсутствии государственного управления социальной защиты нуждающихся, обрушившийся на страну экономический бедственный кризис до предела обострил межклассовые противоречия, которые существовали и в докризисное время.
Десятки тысяч демонстрантов, лишившихся рабочих мест по всей стране, и ряд других общественных внегосударственных мероприятий говорили о невиданной ранее в США накаленной атмосфере. Соединенные Штаты оказалась в предреволюционной ситуации, что требовала немедленных действий со стороны государства, которое бы радикально изменило уклад прежней жизни, осуществив программу социальных и экономических реформ.
Основы экономической реформы Ф. Рузвельта
Весна 1933 года в США характеризуется как пиком великого кризиса, так и общественной надеждой на радикальные перемены, в связи с новым президентством — кандидатом от демократической партии Ф. Рузвельтом. Франклин Рузвельт — вошедший в историю США как дальновидный политик, понимавший общегосударственное настроение и необходимость назревших реформ, которые бы изменили устройство экономической системы и сформировали новую социальную программу.
«Социальная политика Рузвельта»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Для решения вопроса необходимо было реализовать мощный антикризисный механизм, который бы предотвращал революционный исход событий, но способствовал стабилизации ситуации, смягчению экономического давления и улучшению общих экономических параметров.
Администрация президента Рузвельта под его руководством сформировала программу немедленных антикризисных мер, вошедшую в историю как политика “нового курса”. На период “ста дней” президентства, Рузвельт изложил основные положения и законопроекты, регулирующие общеэкономическую сложившуюся ситуацию в стране. Данные положения касались всех сфер социально-экономической жизни населения и носили больше революционно-радикальный характер, чем постепенный.
Основные положения данной программы выражались в следующих аспектах:
- реформирование финансовой системы;
- восстановление промышленности (импорта и экспорта);
- создание условий для развития сельского хозяйства;
- социальное реформирование (борьба с безработицей);
- судебная реформа;
- административная реформа;
- реформирование внешней политики;
- конституционные корректировки.
Программа Рузвельта хоть и была вызвана временем, но ее основы были сформулированы еще в 1928 году, когда Ф. Рузвельт стал мэром от демократической партии в штате Нью-Йорк, его положение об “ответственности государства за жизнь своих граждан” стала предпосылкой для формирования новой программы.
Данное положение нашло воплощение в радикальных на тот момент программах и реформах, предложенных им легислатуре штата, включающей в себя помощь предпринимательской деятельности, в частности помощь фермерам, фермерским сообществам, регулирование рынка сельскохозяйственных услуг и товаров, решение вопросов с рабочим законодательством, поддержкой школ и системы здравоохранения.
Замечание 1
Одной из наиболее приоритетных задач первого цикла начавшихся перемен 1933 года, является задача государственного сохранения финансовой системы, сохранения управлением государственного бюджета и частного капитала США.
В объединении частных и государственных финансовых структур Ф. Рузвельт предполагал укрепление капиталистических отношений в обществе и сохранение политической стабильности. Однако, для этого требовались незамедлительные государственные меры, как для поддержки социальной сферы, так и для интеграции государственного и предпринимательского бюджета.
Реформы социальной сферы
Экономико-социальная программа «нового курса» к тому времени была сфокусирована на восстановлении абсолютно увядшей банковской системы США. С этой задачей на базе принятого Конгрессом Чрезвычайного финансового закона, предоставившего президенту страны широкие полномочия в банковской сфере, Рузвельт временно заморозил счета всех банков страны с целью их конечной ревизии для дальнейшего регулирования.
После установления кредитоспособности банковских учреждений и выявлении путем качественной проверки надежных банковских структур, Министерство финансов США сформировало разрешение дальнейшего функционирования 4507 национальных и 4517 штатных крупных банков. Менее надежные банковские учреждения стали нелегитимными и были ликвидированы.
Процесс сокращения банковской системы естественным образом привел новые потоки и инвестиции в государственный бюджет страны, так как вкладчики отдавали предпочтения наиболее крупным банковским сетям в вопросах получения кредитов. В тоже время, новые кредитные формирования пополняли Реконструктивные бюджетные корпорации.
После сокращения банковской системы был издан следующий радикальный указ президента, который предполагал установление тотального контроля за золотым запасом страны, находящемся в обороте. В стране был объявлен запрет на экспорт золота, а граждан государство обязывало сдать всё частное золото в резервные банки, если их сумма превышает 100 долларов.
В то время ни один банк, кроме банков ФРС, не мог иметь золота ни в обороте, ни в запасе, так как государство гарантировало применение мер уголовной ответственности за нарушение нового положения. В тоже время был запущен процесс выпуска новых долларов, не подкрепленных золотым запасом страны.
Данные меры государства означали, что США отходят от золотого стандарта, что в конечном счете привело к радикальному скачку инфляции, на которую ФРС должен реагировать путем регулирования финансовых структур страны. Это обеспечило значительное расширение функций и роли ФРС в финансовой системе.
В 1933 году Рузвельт принял закон об оздоровлении промышленного комплекса в стране, который непосредственно затрагивал и трудовые отношения, а значит а аспекты социальной политики. Данное положение предоставило рабочему классу право на участие в различных коллективных договорах, организациях и профсоюзах. Тем не менее это не означало запрет предпринимателям заключать прежние договорные соглашениями с рабочими, закон регламентировал три базовых условия труда:
- минимальная заработная плата не менее 12 – 15 долларов в неделю;
- максимальный рабочий день до 8 часов;
- запрещение детского труда до 15 лет.
Первостепенная роль государственного аппарата и президентства в частности в период политики “нового курса” наиболее активно отражалась на конкретных направлениях социальной политики. На тот момент в США наиболее остро стоял вопрос с безработицей, так как половина производственных предприятий страны прекратили свое существование.
Для минимизирования количества безработных новая экономическая программа предусматривала формирование федеральной администрации, которая бы осуществляла помощь гражданам, оказавшимся в чрезвычайной ситуации. Таким образом, на помощь безработным было израсходовано более 4 млрд. долларов из государственного бюджета.
Источник: spravochnick.ru
Основные направления и итоги «Нового курса» Ф. Рузвельта в США. (30-е гг. ХХ в.)
В США под руководством Франклина Делано Рузвельта, победившего на выборах 1932 г., была выработана политика «нового курса». ФДР (так его называли в Америке) был реалистом, последовательным прагматиком, опирался на советы лучших интеллектуалов. Он взял на себя миссию спасения капитализма.
ФРАНКЛИН ДЕЛАНО РУЗВЕЛЬТ (1882-1945), американский президент с 1932 по 1945 г.
ФДР в 1913-1920 гг. был заместителем военно-морского министра. На выборах 1920 г., баллотируясь на пост вице-президента, потерпел поражение вместе с демократической партией. В 1928 г. он добился избрания губернатором штата Нью-Йорк.
В марте 1933 г. чрезвычайная сессия конгресса США за 10 дней утвердила предложения президента, приняла десятки законов. Были сохранены только «здоровые банки». Свыше 2 тыс. мелких банков были ликвидированы. Золотая валюта изымалась из обращения. Была снижена зарплата федеральным служащим. Пособия ветеранам Первой мировой войны и другие социальные программы урезались.
Безработные за бесплатное питание и небольшую плату работали на строительстве дорог, очистке лесов, мелиорации и т. д. Доллар был девальвирован, что облегчило фермерскую задолженность и повысило конкурентоспособность американских товаров за рубежом. Были утверждены «кодексы честной конкуренции», которые предусматривали установление 35-часовой рабочей недели, минимальную заработную плату, нормы по технике безопасности и охране труда. 90% предпринимателей согласились пойти на эти уступки рабочим и взамен получили поддержку от государства. Гарантировалось право рабочих на коллективный договор и объединение в профсоюзы.
Несмотря на противоречия, конфликты и застойные явления, характерные для развития США в 30-х гг. XX в., «новый курс» позволил американскому капитализму обрести «второе дыхание». Ядром «нового курса» стало прямое государственное вмешательство и жесткая, порой мелочная регламентация хозяйственной жизни ради гармонизации социальных отношений. В рамках «нового курса», провозглашенного президентом от Демократической партии, ускорилась интеграция рабочего движения в американский истеблишмент (установленный порядок). Американская буржуазия, выдвинув своего лидера, показала умение маневрировать, изыскивать резервы развития внутри капиталистической системы, которая буквально за несколько дней (причем в конституционных, демократических рамках) была спасена.
В ход пошли все кредитные финансовые и экономические ресурсы государства, чтобы предотвратить крах частных банков, промышленных концернов, железных дорог и др. В США появился так называемый «новый курс Рузвельта» — попытка путем воздействия государства на банки и концерны, на кредитную систему вывести страну из экономического кризиса.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Франклин Рузвельт. Новый курс для США
В 1926-1928 гг. экономика США показывала высокие темпы роста. Об индустриальной мощи страны говорит тот факт, что американский автопром в 1929 г. выпустил более 5 млн. автомобилей, при этом их общее количество составляло примерно 26 млн. В экономической среде говорили о процветании и невидимой руке рынка, которая сама урегулирует взаимоотношения участников с конечной выгодой для всех и ростом общего благосостояния. В политической сфере безраздельно господствовала либерально-демократическая парадигма, превозносящая индивидуализм и дух предпринимательства.
Первыми «звоночками» будущей экономической катастрофы стали события на Нью-Йоркской фондовой бирже. В понедельник 21 октября 1929 стоимость акций начала плавно снижаться, несмотря на высокий спрос и заинтересованность инвесторов.
В четверг через час после начала торгов произошёл обвал курсов ценных бумаг, что породило панику у участников торгов, которые стали продавать акции, активировав лавинообразный процесс их удешевления. Этот день вошёл в мировую историю как «чёрный четверг». Попытка выправить ситуацию, предпринятая группой банкиров во главе с Томасом Ламонтом, потерпела неудачу. В так называемый чёрный вторник 29 октября был поставлен рекорд по числу продаж ценных бумаг – 16,4 млн. Затем процесс перекинулся на европейские фондовые биржи.
Кризис перекинулся на банковскую сферу. Разорялись фабрики и заводы, количество безработных росло неудержимыми темпами. Платежеспособность населения по кредитам падала, у фермеров за неуплаты отнимались сельскохозяйственные угодья, у горожан – дома. К 1933 г. в США насчитывалось около 13 млн. безработных и 2,5 млн. бездомных.
С рынка ушли 135000 компаний, экономика сократилась в 1,85 раза. Граждане выстраивались в очереди за бесплатной похлёбкой. Спрос на товары упал, началась дефляция.
Избрание Рузвельта
После победы на президентских выборах в 1933 Герберта Гувера сменил Франклин Рузвельт, дальний родственник Теодора Рузвельта, занимавшего этот же пост в 1901-1909 гг. Во время предвыборной кампании вокруг будущего лидера сформировался так называемый «мозговой трест», группа поддерживающих его интеллектуалов и видных общественных деятелей. Впоследствии это сыграло положительную роль в разработке и реализации социально-экономических реформ.
Новая власть чётко осознавала угрозу, исходившую от всеобщего обнищания и стагнирующей экономики. За экономическими потрясениями часто следуют потрясения социальные, поскольку общество озлоблено и требует быстрого и эффективного решения проблем. В такой обстановке инициативу в управлении страной перехватывают радикалы, как это уже произошло во многих европейских странах, например Германии и СССР.
Ф. Рузвельт придерживался коллективистских взглядов, его политика была направлена на снятие противоречий капиталистического способа производства, по сути, он вознамерился осуществить «социализацию капитализма».
Новый курс
Рузвельт стал президентом 4 марта, а уже 9 числа была созвана специальная сессия конгресса, стали приниматься законы и меры, так сильно необходимые стране. Её работа длилась около 3 месяцев, а в истории этот период называют «первые 100 дней» Нового курса.
Для роста экономики и повышения благосостояния граждан правительство реализовало следующий комплекс мер:
- Была проведена проверка всех банков в США, в результате нестабильные и разорившиеся банки попали под управление Реконструктивной Финансовой Корпорации. Количество учреждений сократилось, а объём активов вырос. Конгресс издал закон о страховании вкладов и наложил на банки ряд ограничений по работе с ценными бумагами. В результате финансовый сектор восстановил надёжность и доверие у вкладчиков.
- Промышленные предприятия обязали выработать «кодексы честной конкуренции» и следовать прописанным в них мерам. Кодексы устанавливали минимальный размер оплаты труда и максимальную продолжительность рабочей недели в часах. Естественным образом это привело к господству крупных предприятий и вынудило мелких производителей вступать в холдинги и картели. Для работавших по новым правилам фирмам дали возможность получать кредитные средства под минимальный процент.
- Государственное регулирование пришло и в сельское хозяйство. В мае 1933 Рузвельт подписал билль о помощи фермерам. Одной из главных целей было поднятие цен на сельскохозяйственную продукцию. Для этого правительство приняло решение выплачивать из бюджета дотации тем фермерам, что пойдут на сокращение посевных площадей. Хлопок и мелкий скот выкупались государством и уничтожались. Результатом принятых мер, как и в предыдущих случаях, стало укрупнение хозяйств. Широко известен также закон о сохранении плодородия1936 г., по которому премировались фермеры, снизившие посадки культур, негативно влияющих на плодородие земель.
- На помощь безработным выделили миллиарды долларов, деньги пошли на создание новых рабочих мест и реализацию крупных инфраструктурных проектов. В 1935 была создана ВПА (Works Progress Administration), обеспечившая занятость 8,5 млн. граждан США. Важной вехой реформ стало принятие акта о трудовых отношениях, закон гарантировал право трудящихся на заключение коллективных договоров с нанимателем, разрешал организовывать забастовки и стачки. В 1935 также появилась система страхования по старости и безработице.
Дефицит бюджета и инфляция как топливо экономики
Политика, направленная на стимулирование роста покупательной способности, стабилизацию финансовой системы и строительство важных для государства транспортных и энергетических объектов стоила бюджету США больших денег. Государственный долг за годы реализации реформ вырос с 22 до 36 млрд. Снижение уровня конкуренции внутри отраслей экономики вкупе с искусственным сдерживанием объемов производства некоторых видов продукции, например мяса и овощных культур, подстегнуло рост цен на американским рынке.
«Социализация капитализма» , однако, смогла решить основные задачи, стоявшие перед Ф. Рузвельтом и правительством США – сократить безработицу, вернуть доверие рядовых граждан и предпринимателей банкам, активировать инвестиционные процессы внутри страны. В 1940 г. ВНП вернулся на докризисный уровень, а промышленное производство превысило показатели 1929 г. на 14%.
Источник: www.istmira.com