и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья. Создание благоприятной образовательной среды способствует укреплению здоровья школьников. Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.
Программа направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.
В реализации программы задействованы все службы школы: администрация, учителя, социально-психологическая служба, медицинский работник.
Реализация школьной целевой программы «Здоровье» позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья учащихся.
Скачать:
![]() |
751 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сохранение и укрепление здоровья детей в стратегии Десятилетия детства
« Селивановская средняя школа №28 – Центр образования с.Селиваново»
Принята решением совета Школы 28.12.2018г., протокол №3
деятельности школы по сохранению и укреплению
здоровья обучающихся на 2019-2023 г.г.
с. Селиваново Щёкинского района
Программа деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся на 2019-2023 г.г
Администрация муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Селивановская средняя школа № 28- Центр образования с. Селиваново»
Педагогический коллектив школы.
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ( принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.)
Кем принята Программа
решением совета Школы 28.12.2018г., протокол №3
Цели и задачи Программы
1. единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.
3.Формирование творческой, стремящейся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личности учащегося.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и принятия здорового образа жизни.
- Привитие учащимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
- Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей.
- Формирование отношения участников образовательного процесса к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни
- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
- Адаптация (средствами образования) детей с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Повышение уровня профилактической работы
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и принятия здорового образа жизни.
- Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
- Устойчивая мотивация к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей
- Формирование отношения участников образовательного процесса к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни
- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
- Адаптация детей с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Повышение качества профилактической работы
Срок действия Программы
Здоровье детей от 0 до 7 лет
- Пояснительная записка
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие
требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна
не только давать обучающимся определенный объем знаний, умений и навыков, но и
формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить
каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей, талантов
и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья. Создание благоприятной образовательной среды способствует укреплению здоровья школьников. Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.
Программа направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.
В реализации программы задействованы все службы школы: администрация, учителя, социально-психологическая служба, медицинский работник.
Реализация школьной целевой программы «Здоровье» позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья учащихся .
II.Цели и задачи программы:
2.1.1.Создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.
2.1.2. Формирование творческой, стремящейся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личности учащегося.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и принятия здорового образа жизни.
Привитие учащимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания
Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей
Формирование отношения участников образовательного процесса к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Адаптация (средствами образования) детей с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Повышение уровня профилактической работы
Для этого необходимо :
Разработать и внедрить педагогические рекомендации, программы по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе
Организовать пропагандистскую работу по вопросам сохранения и укрепления здоровья и формирования потребности в здоровом образе жизни
Создать условия для социально-психологической защищенности детей и подростков
Внедрять современные методы мониторинга здоровья
Проводить мониторинг качества организации учебно-воспитательного процесса
Разработать систему мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся и минимизирующих влияние стрессообразующих факторов образования
Организовать учебно-воспитательный процесс с учетом медико-психологического обследования учащихся.
Осуществлять просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья
Популяризировать преимуществ здорового образа жизни, расширять кругозор всех участников образовательного процесс
Обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности
Обеспечивать соблюдение здоровьесберегающего режима работы школы
Обеспечить организацию рациональной системы питания учащихся
Обеспечить оптимальный режим двигательной активности учащихся
Проводить инструктивно-методическую работу со всеми участниками образовательного процесса
Использовать на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающие технологии
Проводить профилактические мероприятия
Совершенствовать нормативно-правовые условия, информационно – методическое обеспечение
Внедрять оптимальную систему медико -педагогического обеспечения по оказанию помощи детям и подросткам
Совершенствовать материально-техническое обеспечение
Проводить санитарно-просветительскую работу
Проводить оздоровительно-профилактическую работу
Решать оздоровительные задачи средствами физической культуры и спорта
Обеспечивать рациональное питания школьников
Организовывать летний отдых и круглогодичное оздоровление детей и подростков
Корректировать учебную нагрузку в соответствии с состоянием здоровья детей
Внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и внеурочное время
III. Основные принципы Программы.
Программа основывается на следующих принципах:
- Принцип гарантий: реализация конституционных прав детей и подростков на получение образования и медицинского обслуживания.
- Принцип участия: привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни.
- Принцип педагогической поддержки: вовлечение учителей и воспитателей в широкое движение по созданию здоровой образовательной среды.
IV. Основные мероприятия программы
4.1. Совершенствование нормативно-правовых условий, информационно – методического обеспечения в целях сохранение и укрепления здоровья учащихся
Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии
здоровья учащихся в школе.
Заместитель директора по УВР, мед. работник
Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Создание в школьной библиотеке подборки научно– методической литературы по тематике ЗОЖ.
Мониторинг выполнения Программы.
Составление социологических карт по классам, составление списков:
учащихся группы риска;
детей с заболеваниями.
Социальный педагог, классные руководители
Составление индивидуальных учебных планов для учащихся с ограниченными возможностями
Заместитель директора по УВР
о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил ТБ
Составление графика работы технического персонала
Проверка состояния охраны труда в школе и документации по ТБ
Директор, зам директора по УВР
Обеспечение требований ТБ во время ремонта школы и трудовой практики уч-ся
В летний период
Завхоз, начальник лагеря
Разработка плана мероприятий по охране труда и ТБ в школе
Оформление листков здоровья в классных журналах
Классные руководители, медработник
Запись в специальном журнале о результатах испытания спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств, акты-разрешения на проведение занятий в спортивном зале
Наличие инструкций по охране труда при занятиях легкой атлетикой, спортивными и подвижными играми, лыжной подготовкой, гимнастикой и акробатикой ит.д.
Заключение договора о медицинском обслуживании детей с закрепленным за школой МУЗ
Заместитель директора по УВР
Изучение методических рекомендаций по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры
Изучение методов проведения уроков физической культуры с учащимися, имеющими недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность
Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры
Пополнение в школе накопительной информации о состоянии здоровья обучающихся
Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры
Изучение информации об оптимальном объеме двигательной активности обучающихся по ступеням обучения
Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры
Распределение обучающихся , отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, на категории
Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры
Организация деятельности педагогического совета школы по организации физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися
4.2. Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа
Организация работы с «сильными» учащимися ся с целью профилактики учебных перегрузок
Зам директора по УВР
Вводный инструктаж по правилам ТБ, пожарной безопасности и охране труда
Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних заданий
Зам директора по УВР; ШМО
Организация работы по изучению правил дорожного движения
По плану работы
ответственного за профилактику ДДТТ
Проведение классных часов по нрав-ственному воспитанию:
- «Ценностные ориентиры выпускни-ков» (анкетирование 9, 11 классов);
- «Чувство законности и совесть» (10 класс);
- «Учитесь властвовать собой» (7-8 классы);
- «Человек и его манеры» (4-5 классы);
- «Личная гигиена» (1-11 классы);
- «Жить, побеждая зло» (5-9 классы)
По планам классных руководителей
Зам директора по ВР, классные руководители
- пожарной безопасности;
- гражданской обороны;
- охраны труда
- обороно- массовой работы
Ноябрь, апрель, май
Директор, заместители директора преподаватель-организатор ОБЖ
Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни
Обеспечение правил ТБ и пожарной безопасности во время проведения мероприятий и на каникулах
Во время каникул
Зам директора по ВР, завхоз
Родительский лекторий «Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей»
Зам директора по ВР
Консультации для родителей по проблеме сбережения здоровья детей
Зам директора по ВР
Проведение цикла уроков с валеологической направленностью
Ознакомление педагогов с методическими рекомендациями по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры
Ознакомление педагогов с методами проведения уроков физической культуры с учащимися, имеющими недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность
Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры
Организация лекций для родителей по ЗОЖ, с приглашением школьных педагогов, медицинских работников, психолога, администрации школы
Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры
Индивидуальная работа с родителями. Консультирование, беседы,
посещение ребенка на дому, общение по телефону
Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры
4.3. Внедрение оптимальной системы медико -педагогического обеспечения по оказанию помощи детям и подросткам.
Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки)
Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке)
Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся
Заместитель директора по УВР
Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья
Один раз в полугодие
Заместитель директора по УВР, медсестра
Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра
Заместитель директора по УВР. медсестра
Использование диагностики по выявлению наркомании, токсикомании и других вредных привычек среди детей и подростков
Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся
Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья
Директор. Классные руководители
Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса
Один раз в четверть
Организация работы кабинета психологической разгрузки
Проведение смотров учебных кабинетов на предмет соответствия требованиям санитарно – гигиенических условий к кабинету
Обеспечение условий для предупреждения травматизма:
— организация досуга школьников во время перемен;
— соблюдение ТБ при организации учебно – воспитательного процесса
Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период
К началу зимнего периода
- по проверке внешнего вида учащихся;
- по сохранности книг и учебников;
- по выполнению школьниками режима дня.
Зам директора по УВР, ВР, социаль-ный педагог; биб-лиотекарь
Проведение учебных эвакуационных мероприятий
Обеспечение соблюдение правил противопожарной безопасности в школе
Организация занятий для будущих перво-классников с целью адаптации к условиям школьной образовательной среды
Педагог-психолог, учитель начальных классов
Обеспечение оптимальных условий и режима труда при проведении итоговой аттестации в 9, 11 классах
Организация физкультурной деятельности в группах продленного дня, в том числе проведение спортивного часа;
Воспитатель ГПД, учитель физической культуры
4.4.Совершенствование материально-технического обеспечения и улучшение санитарно-гигиенических условий
Приобретение сантехнического оборудо-вания, люминесцентных и электрических ламп
Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования и ТСО для кабинетов
Приобретение моющих и чистящих средств
Приобретение посуды для столовой
Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов
Обновление кабинета ОБЖ
Обеспечение спортзала спортивным инвентарём
Обеспечение исправности электроприборов и приборов учёта
Улучшение состояния оборудования спортивной зоны на земельном участке школы
Улучшение состояния покрытия и освещения спортивно-игровых площадок,
Оснащение спортивного зала оборудованием и инвентарем
Улучшение освещения спортивного зала
Улучшение санитарно-гигиенического состояния всех физкультурно-спортивных объектов, в том числе душевых помещений для мальчиков и девочек
Улучшение технического состояния спортивных снарядов и оборудования
Оснащение медицинского кабинета оборудованием и инструментами , необходимыми для обследования физического состояния школьников
Обеспечение условий для инклюзивного образования
4.5. Санитарно-просветительская работа
Источник: nsportal.ru
программа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся «Здоровье»
Оценить
745 0
Содержимое разработки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с.Некрасово»
На педагогичеком совете Директор МБОУ «ООШ
МБОУ «ООШ с.Некрасово» с.Некрасово»
Протокол№ ___от_________ _________/Каширина Н.Н./
по сохранению и укреплению здоровья
школьников
«Здоровье»
I. Введение (обоснование программы).
IV. Содержание работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
V. План работы учителя, классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам.
По современным представлениям в понятие “здоровый образ жизни”, как одна из составляющих, входит организация двигательной активности. Гиподинамию (недостаток двигательной активности) называют одним из главных пороков 21 века, который коснулся не только взрослого населения, но и детей. Школьники по 5 – 6 часов проводят за партой, затем занимаются дома. “По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится на “4” и “5”, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник – 6 и более часов”. Родители, в последние годы, всё больше времени тратят на улучшение материального благосостояния, всё чаще отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь загладить свою вину перед ребёнком, идут навстречу его просьбам – и в квартире появляется компьютер, за которым подросток проводит более двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он просиживает у телевизора.
В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации поднимают вопрос о том, что двигательная активность подрастающего поколения стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодёжи.
Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Однако, в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Качественные медицинские услуги, как правило, становятся платными, отдых и лечение в санатории может позволить себе далеко не каждый, систематические занятия физкультурой на базе спортивных комплексов под руководством грамотных специалистов также доступны лишь немногим. В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказать школа.
На современном этапе развития образования необходимо стабилизировать, а затем и улучшить ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане необходимы совместные усилия всего социального комплекса школы.
^
II. ПРОБЛЕМНОСТЬ.
По мнению доктора медицинских наук И. И. Горехмана, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
На фоне благополучного здоровья более эффективно достигается одна из главных задач образования – развитие способностей ребенка.
Для того, чтобы данная программа помогла ребенку стать физически, психически и социально здоровой личностью, необходимо, прежде всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:
Ухудшение социального положения семей учащихся;
Необеспеченность детей полноценным питанием;
Наличие неблагополучных семей, мало занимающимися проблемами воспитания и развития своих детей;
Невысокий уровень общей культуры населения.
Критериями работы учителя и классного руководителя по данному направлению являются:
смена видов деятельности;
наличие физпауз на уроке;
учет физиологических особенностей в развитии организма;
расширение зрительного пространства (смена угла зрения) и пр.
III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Срок реализации программы: 2016-2019 гг.
Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса; формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.
^ Задачи программы:
1.Создание условий, способствующих сохранению и укреплению
здоровья участников образовательного процесса.
2.Формирование у учащихся потребности в физическом и
3.Совершенствование санитарно-гигиенической, просветительской,
консультативной, информационной работы со всеми участниками
4.Пропаганда среди обучающихся и их родителей здорового образа жизни.
Профилактика наркомании, алкоголизма, курения у школьников.
5.Повышение результативности методической работы по вопросам
здоровьесбережения образовательного процесса и предупреждения
6.Привлечение внимания семьи к реализации программы «Путь к здоровью».
7. Проведение диагностики и мониторинга динамики состояния здоровья
^ Ожидаемые результаты:
— повышение уровня физического, психического и социального здоровья
— снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями,
заболеваниями позвоночника и глаз;
— повышение уровня профилактической работы;
— создание оптимального режима учебного труда;
— осознанное отношение детей, их родителей к состоянию здоровья как
основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
— 100% охват учащихся школы горячим питанием в школьной столовой
IV. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:
I блок – ресурсное обеспечение:
Оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
Питание в школьной столовой;
Наличие справочной и художественной литературы в кабинете.
II блок – организация учебного процесса:
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:
Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
Эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;
Организация подвижных игр (динамической паузы);
Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;
Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.
V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;
Привлечение медработника к просвещению родителей.
^ 4.2. Гигиенические требования к организации и проведению урока:
Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
Число видов деятельности: 4-7.
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
Число видов преподавания: не менее 3.
Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.
^ 4.3. Принципы работы учителя на уроке:
Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).
Принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
Интерактивный режим (работа в группах).
Эмоциональная насыщенность (мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).
^ 4.4. Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:
Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
V. ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ, КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Внеурочная, внеклассная работа
Внешкольная деятельность, работа с родителями
мися с целью про-
паганды здорового образа жизни,
Источник: www.prodlenka.org
Доклад » Работа школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся»
Здоровье – ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% — от действия окружающей среды, 10% — от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха.
А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.
Здание нашего филиала самое новое в районе. Сдано в эксплуатацию в 2009 году.
В здании школы имеется спортивный зал, имеющий необходимый инвентарь и оборудование, для ведения учебного процесса и внеурочной деятельности, специализированные кабинеты экологии, химии, физики, компьютерный класс, соответствующие современным требованиям Роспотребнадзора, с эстетически оформленным озеленением, имеется внутренний туалет и канализация. Необходимый воздушно-тепловой режим поддерживается качественным проветриванием. На переменах проветриваются классы, кабинеты, в течение трех-пяти минут, а во время уроков — рекреации — 10-15 минут. До занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание учебных помещений до 20 минут. В теплые дни занятия проводятся при открытых фрамугах и форточках.
Благоприятный световой режим в школе способствует сохранению общей и зрительной работоспособности, препятствует утомлению глаз и связанному с ним расстройству зрения, в частности, формированию близорукости. В учебных помещениях отводится предпочтение люминесцентному освещению, норма освещенности 90-100 %. Следует отметить, что есть дополнительное освещение над классной доской, персональными компьютерами в кабинете информатики.
Одно из основных гигиенических требований — соответствие размеров мебели росту и пропорциям тела ребенка. Для гармоничного физического развития детей, сохранения правильной осанки и хорошей работоспособности в каждый класс приобретена соответствующая школьная мебель.
Положительное влияние на здоровье оказывает ежедневная влажная уборка кабинетов. Один раз в неделю — генеральная уборка. На важность поддержания благоприятной среды обучения указывает тот факт, что только при оптимизации санитарно-гигиенических условий в школе достигается улучшение состояния здоровья учащихся более чем на 10%.
В нашем филиале имеется медицинский кабинет в соответствии с требованиями СаНпиН. Обновляется и пополняется информацией уголок здоровья.
В школе работает небольшой, сплоченный коллектив. Это профессионалы не только в учебной, но и в воспитательной работе.
Девизом работы нашей школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся можно использовать слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, воспитании культуры здорового образа жизни, в приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Исходя из цели, мы разработали программу «Здоровье», которая призвана реализовать основные направления деятельности школы для защиты здоровья детей и воспитания у них стремления к здоровому образу жизни.
Основными видами деятельности по программе «Здоровье» являются диагностика, профилактика и коррекция, консультирование. Она включает в себя следующие направления по формированию ЗОЖ:
— Организация учебного процесса в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
— Работа коллектива школы по социальной адаптации учащихся и сохранению их физического и психологического здоровья.
— Внеклассная работа по формированию навыков здорового образа жизни.
— Медицинское обслуживание учащихся медицинскими работниками сельского ФАП и ЦРБ.
— Организация горячего питания.
— Сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями.
Реализация работы данных направлений осуществляется с учетом результатов мониторинга здоровья, мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса.
Для эффективной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников мы проводим анкетирование участников УВП, обобщенные результаты которого позволяют администрации школы «держать руку на пульсе»: мы знаем запросы учащихся, определяем проблемы, актуальные для всех участников, возможные пути их решения. Здоровьесберегающее пространство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебного процесса и организацию воспитательного процесса.
В 2010 году получено приложение к лицензии на право ведения дошкольной образовательной деятельности, и в филиале была открыта группа дошкольного образования.
Наличие дошкольной группы позволяет заложить прочный фундамент для полноценного физического развития, будущего школьника, да и не только физического. С целью разностороннего и гармонического развития детей, обеспечения их полноценного здоровья, развития разнообразных двигательных и физических качеств, формирования убеждений и привычки к здоровому образу жизни воспитатели используют в своей работе программу валеологической направленности Т.С. Казаковцевой «Здоровье с детства». Кроме традиционных форм работы (физкультурные занятия, ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры и т.д.), прочно вошли в практику работы дошкольной группы такие формы, как дозированная ходьба во время прогулок, дыхательная гимнастика, игровой массаж.
Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни. Педагоги и воспитатели школы используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированные, развивающие, информационные и т.д. или их элементы в учебно-воспитательном процессе. Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН.
Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока, это осуществляется через выбор: плотности уроков, количество и смену видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз, психологический климат.
На уроках «Основ безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают необходимые знания об основах безопасной жизнедеятельности человека, об опасных и вредных факторах различного происхождения, о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, для формирования конкретных навыков и моделей поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Теоретические знания требуют обязательного закрепления на практике, для этого в программу ОБЖ включены такие обязательные занятия:
-ориентирование на местности и организация питания в природе для учащихся среднего звена;
Итогом всего курса ОБЖ является ежегодный «День защиты детей», на котором в соревновательной форме проверяются знания, умения и навыки, полученные в течение года.
Мероприятия, проводимые в школе по гражданской обороне и пожарной безопасности, способствуют формированию практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в любой момент.
Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы и труда.
Физкультурно–оздоровительное направление в школе выбрано приоритетным, это обусловлено спортивными традициями, которые сохраняет и умножает энтузиаст своего дела, учитель физической культуры Э.В. Евдокимова. Благодаря хорошему оснащению спортивного зала сегодня наши учащиеся имеют возможность заниматься игровыми видами спорта, легкой атлетикой и лыжами. Это позволяет удовлетворить интересы учащихся, позволяет каждому раскрыть свои способности.
Учащиеся школы всегда активно участвуют в районных соревнованиях , праздниках, в школьных мероприятиях «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты», «Дни здоровья». Имеется небольшой опыт в организации межшкольных соревнований. Так было организовано мероприятие, посвященное «Дню защитника Отечества», которое проводилось между учащимися нашего и Осино-Лазовского филиала. Участников ждал ряд испытаний как в интеллектуальных, так и в спортивных конкурсах, по итогам всех конкурсов компетентное жюри определило команду-победителя.
В ходе мониторинга уровня физической подготовленности учащихся можно определить не только уровень подготовленности каждого класса, но и увидеть качество работы учителя физической культуры.
Ежегодно ученики 4,7 классов принимают участие в Президентских состязаниях, где показывают хорошие физическую подготовленность Результатом такой работы является то, что школа часто становиться призером или победителем районных президентских состязаний.
Медицинское обслуживание в школе организуют работники сельского ФАП
Мониторинг здоровья в школе проводят совместно с медицинскими работниками классные руководители, учитель физкультуры, администрация школы. В паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития, а также социальные показатели. Это позволяет своевременно корректировать состояние здоровья ребенка, целенаправленно строит работу по формированию навыков ЗОЖ.
Результатом этой работы можно назвать и то, что несмотря на то что в районе в этом году была не простая ситуация в связи с болезнью гриппом и многие школы района были закрыты на карантин, дети нашего филиала, практически не болели.
Большое значение для поддержания здоровья детей имеет питание. И к нашему большому счастью в нашем филиале имеется столовая на 40 посадочных мест, которая полностью укомплектована всем необходимым технологическим оборудованием, для обеспечения горячего питания. Им было охвачено 100% учащихся.
Наше образовательное учреждение единственное в районе, обеспечивающее учащихся полноценным обедом из трёх блюд. Питание осуществляется в следующем размере: дети из многодетных семей питаются на 20 рублей, остальные на 4,83 рубля. Доплата родителей составляет 5, 17 копеек. То есть обед для детей из малообеспеченных семей составляет 10 рублей.
Большую роль в организации питания оказывает приусадебный участок, где выращиваются овощи и наш сельскохозяйственный кооператив «Маяк Ленина» в лице его председателя Н.Н. Евдокимова., который оказывает постоянную спонсорскую помощь, выделяя нам сахар, муку, масло и крупы.
В меню также входят салаты. В течение всего года проводится С — витаминизация. На продукты питания имеются сертификаты качества. На пищеблоке соблюдается чистота и порядок.
В наличии имеется и правильно оформляется отчётная документация. Контроль за качеством приготовления пищи, санитарным состоянием, расходованием денежных средств осуществляет комиссия по питанию.
Еще одним условием успешной работы по формированию здорового образа жизни является привлечение к ней родителей и жителей села. Работа по формированию ЗОЖ в школе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.
Родители вместе с детьми участвуют различных мероприятиях.
Формирование привычек здорового образа жизни осуществляется не только через перечисленные направления, но и через развитие творческих способностей учащихся, обеспечение разумного досуга.
С этой целью в школе организованы и работают кружки художественно-эстетической направленности «Макраме» и «Умелые руки»
Одним из направлений внеклассной работы по сохранению и укреплению здоровья учеников является организация школьного лагеря с дневным пребыванием во время каникул. Его посещают как учащиеся начальной школы, так и ученики 5 – 8 классов.
Экологическое воспитание направлено на формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде. Здоровый человек может жить лишь в экологически чистом окружении. Ученики с удовольствием участвуют в экологических десантах, очищают и благоустраивают родники на территории села. Весной этого года учащимися и учителями был посажен сад около здания нашего филиала.
В заключение, хочу сказать, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей должна быть основана на совместной деятельности всех заинтересованных структур, и это будет способствовать только тому, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным. Ну а нам, учителям, очень важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основываясь на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям учащихся. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.
Заведующая филиалом Г.В. Поликарпова
Источник: www.uchportal.ru