Основные направления программы по экологическому воспитанию

Поиск

Программа экологического воспитания

Информация о материале Категория: Экология

Пояснительная записка

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. Современный этап экологического образования связан с постнеклассической моделью естественнонаучной картины мира и нашел свое отражение в Концепции общего экологического образования для устойчивого развития. В Концепции современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности – экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий, деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.

Вебинар «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.

В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры.

В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.

Цель программы– формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.

Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы для ДОО: разработка и реализац

Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдате­ля к позиции непосредственного участника всех природных процессов.

Предполагаемые результаты работы по программе:

  • Образовательные:
  • эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;
  • возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
  • активизации познавательной деятельности учащихся;
  • вовлечение учащихся в практическую деятельность;
  • формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
  • привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
  • Педагогические:
  • использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
  • повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
  • взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;

Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:

  • воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
  • активизация практической деятельности школьников экологической направленности;

 организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;

  • формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
  • содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.

 усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;

  • вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума

Для реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение обеспечивающие и предполагающие следующие направления:

 изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);

 введение основ экологического образования;

  • совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;

 организовать курс лекций для учащихся и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;

 осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;

Читайте также:
Как вывести программу из карантина

 разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).

Структура программы определена механизмом включения в воспитательный план отдельных разделов по экологии, а также проведение интегрированных уроков:

Система экологического воспитания и образования в классе

 Научный уровень информации

 Системность излагаемой информации

 Интеграция предметных знаний

 Экологизация теоретического учебного материала

 Практические работы, проектная деятельность учащихся

 Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины

 Просветительская работа с учениками и родителями

 Практическая работа на территории школы и села: субботники, высадка саженцев.

 Научно-исследовательская и познавательная деятельность

Реализация предметного и метапредметного экологического содержания может осуществляться через разработку мероприятий для отдельного класса с учетом возрастных и психологических особенностей детей 6-7 классов.

Преемственность содержания экологического образования

Задачи

Формирование опыта эмоционально-ценностных сопереживаний проблемных экологических ситуаций, оперирования нравственными категориями, мотивации к действиям в интересах здоровья человека и безопасности жизни

Становление экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений, экологического стиля мышления

Правила экологической безопасности.

Экологическая культура. Связь здоровья человека и здоровья природы. Предосторожность. Бережное (экономное) отношение к любым природным ресурсам.

Забота об окружающей среде.

Устойчивое развитие. Экологическая безопасность. Ресурсосбережение. Нерасточительное потребление. Предосторожность. Социальное партнерство.

Экологическое право.

Право человека на благоприятную среду и обязанности по ее сохранению.

Опыт применения УУД для работы с необходимой информацией

«учусь экологическому мышлению»*

Опыт применения УУД для самопознания и саморегуляции

«учусь управлять собой или моя экологическая культура»*

Подходы к экологизации образования:

— Естественнонаучный — обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.

— Натуралистический — изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.

— Этический — пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).

— Этнический — стремление использовать опыт этносов (хакасов), для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой.

— Гуманистический — решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.

Занятия по основам экологических знаний, реализуя системно — деятельностный и культурно-исторический подходы, должны строиться с учетом основных принципов:

  • Принципа междисциплинарности экологического знания, которое базируются на комплексном подходе к развитию человека, общества, природы.
  • Педоцентрического принципа, который предполагаетотбор наиболее актуальных знаний для учащихся разных типов образовательных учреждений, необходимых для индивидуального личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
  • Культурологического принципа, направленного навоспитание ценностей в соответствии нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края.
  • Краеведческого принципа, связанного сизучением культурно-исторического наследия малой Родины.

План занятия по основам экологических знаний должен содержать конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся с учетом условий образовательного учреждения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства мировоззренческой направленности экологического образования и образования в интересах устойчивого развития, интегрированного в урочную, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность.

Виды деятельности

по экологическому образованию и воспитанию

Эколого-ориентированные классные часы, мероприятия.

Экологические практикумы для учащихся путем сочетания учебных занятий в лабораторных условиях и в окружающей среде. Чаще всего по содержанию они ориентированы на изучение и оценку экологического состояния своей местности (школьный экологический мониторинг)

Экологическая исследовательская и проектная деятельность

Этнокалендарь (классные часы, праздники «День заповедников и национальных парков», «День Земли», «Всемирный день воды», «Всемирный день окружающей среды» и др.)

Встречи с представителями природоохранных структур. Экскурсии в природные комплексы, природоохраняемые и заповедные территории, к памятникам зодчества и на объектам современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей

Озеленение класса, школьной территории

Объединения по интересам

Школьные экологические и природоохранные объединения

Студии изобразительного и прикладного искусства

Кружки: «Юный эколог» «Экология в филологии», «Игровое моделирование в прикладной экологии» и другие,

Школьный экологический театр

Общешкольные мероприятия

Конкурсы рисунков, плакатов «Берегите лес от пожара», «Защитим реки и озера», «Защити сосны и ели перед Новым годом» и т.д. Праздники «День птиц», «Урожая» «День Земли», «Праздник Леса» и другие

Выставки творческих работ

Внешкольные виды деятельности

Эколого-образовательные акции и движения, десанты

Проектирование и уход за ландшафтом

Практическое участие в природоохранных мероприятиях, в пропаганде идей здорового и безопасного образа жизни и Устойчивого развития

Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.)

При разработке занятий по основам экологических знаний следует познакомиться с:

— Указами Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»(1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);

Читайте также:
Как изменить рабочую программу

— Экологической доктриной Российской Федерации (2002);

— Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);

— Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (2009);

— Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010);

— материалами конференции, проведенной департаментом природопользования и образования администрации Владимирской области (2010), опытом работы педагогов, размещенном на образовательном портале (edu.wladimir.ru) в открытом доступе для широкого обсуждения.

Планирование работы по экологизации образовательного процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.

I II . Прогнозируемый результат

Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МБОУ Борцовской СШ №5, обладающего экологической культурой.

Участники Программы.

Участниками Программы являются:

  • Учащиеся 6 класса, которые изучают экологию на классных часах и экологических мероприятиях, а также получают экологические знания при изучении других школьных предметов, участвовать в олимпиадах, НПК , конкурсах и экологических акциях.
  • Родители учащихся приобщаются к экологической культуре на родительских собраниях, классных часах, через школьный пресс-центр, в рамках проведения совместных с родителями экологических акций.

Мероприятия по реализации Программы:

Ожидаемые конечные результаты Программы:

 Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей

 Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в поселке.

 Превращение школы в районный центр экологического просвещения и воспитания.

Оценка результативности программы

Показателями результативности программы могут служить:

 Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ

 Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах

 Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах

 Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы

Мониторинг (входящий, промежуточный и итоговый в течение года)

Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии)

Разные формы оценивания (тестовые задания по разным предметам)

  1. Акимова Т. А. Экология. Человек — Экономика – Биота — Среда: Учебник для вузов -2-ое изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 — 566 с.
  2. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения – М.: Наука, 1965 – 374 с.
  3. Дзятковская Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. //Экологическое образование — № 2, 2010 – с. 24 – 30
  4. Дзятковская Е. Н. План–конспект развивающего занятия экологической направленности. //Экологическое образование — № 4, 2010 – с. 9– 13.
  5. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. — № 4, 2009 – с. 6 — 10
  6. Либеров А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения: Практико — ориентир. Монография. – М.: Ин-т экономических стратегий, 2007 – 160 с.
  7. Моисеев Н. Н. Экология, нравственность и политика.//Вопросы философии. — № 5, 1989 – с. 3-25.
  8. Моисеев Н. Н. Экология в современном мире //Энергия: экономика, техника, экология -№ 6, 1996 – с. 8-18.
  9. О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование — №1, 2011 – с. 1- 15
  10. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. — №4, 2010 – с. 3 – 8.
  11. Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1993 – 262 с.
  12. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.

Источник: xn—-htbdjd0ah9an.xn--p1ai

Программа экологического воспитания «Моя планета»
методическая разработка по экологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Цели:

  1. Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
  2. Формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде.

Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:

  • Дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • Научиться применять на практике полученные знания.
  • Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • Повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
  • Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • Воспитывать потребность в общении с природой;
  • Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
  • Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе .

2. Обоснование актуальности программы

Экологическое образование и воспитание учащихся — это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Читайте также:
Какие программы нужны для модов в ГТА 5

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой — природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:

  • непосредственное познание природы;
  • школьное экологическое воспитание и образование;
  • средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Основные понятия и принципы программы «Планета»

Процесс формирования гармоничных отношений с окружающей средой является составной частью общей системы воспитания и образования, актуальным ее направлением.

Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем на принципе непрерывности.

В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению на основе права на субъективность и субъектность каждого ученика по отношению к учебно – воспитательному процессу (свобода выбора учеником сфер приложения сил в организации биологической деятельности школы)

Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования и воспитания.

Цели и формы экологического воспитания и образования: на каждом этапе определяются в соответствии с возрастными особенностями

У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы.

Основные формы, используемые в работе с учащимися — это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

Основная школа

Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и

своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого- социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.

Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция

«Чистый берег», «Чистое село», походы).

Средняя школа

На ступени средней (полной) школы экологическое образование осуществляется в большой степени через научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Формы экологической работы должны соответствовать возрасту и знаниям ребят: организация и координация проведения мероприятий, праздников и акций. Исследовательские работы носят более анализирующий характер, должны иметь практическую направленность.

Механизм реализации Программы

Формы, методы и средства организации

б) активные, инновационные.

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:

  • компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
  • компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
  • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
  • компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.

Сроки реализации – 5 лет (период с 2015 по 2020 год).

Реализация целей и задач экологического образования и воспитания возможна при создании в

общеобразовательном учреждении целостной системы такого образования, включающей три этапа, которые соответствуют периодам начальной, основной, средней, общей школы.

Ожидаемые конечные результаты

Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своей Родины, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.

Осознание учащимися важной роли экологии в решении глобальных проблем современности.

Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей Улучшение экологической ситуации вокруг школы ив поселке.

Превращение школы в центр экологического просвещения и воспитания.

Источник: nsportal.ru

Новостная лента

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru