Основные направления программы патриотическое воспитание граждан

Патриотизм – это не просто красивые слова. Патриотизм – это, прежде всего, дело, служение своей Родине, стране, России, своему народу.

И об этом никогда нельзя забывать. В.В. Путин [1].

Проблема патриотического воспитания граждан, особенно молодежи, в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость на пути обретения нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, преодоления социальной безответственности и агрессивности как слагаемых комплекса ущербности, маргинальности и неполноценности нации [2].

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания граждан приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России [3].

Главная цель патриотического воспитания – возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

Лекция 3. Особенности, содержание и основные направления патриотического воспитания в школе

Из общей цели патриотического воспитания вытекают следующие задачи [3]:

— формирование национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;

— приобщение подрастающего поколения к системе

социокультурных ценностей, формирование потребности в высоких духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии;

— создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга различными категориями граждан с учетом их интересов, потребностей в основных сферах человеческой деятельности и общении;

— воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности (забота о благополучии своей страны, ее укреплении и защищенности);

— воспитание положительного отношения к труду, формирование социально значимой целеустремленности к созидательной деятельности;

— формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни.

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте,- говорит Владимир Путин.- И такой фундамент – это патриотизм» [1].

История российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм, правильно развитая система ценностей закладывается в человеке, независимо от его национальной и религиозной принадлежности, с детства, в первую очередь благодаря семье и, конечно, образовательной, культурной политике самого государства.

Современной России необходимо правильно использовать лучший опыт воспитания и просвещения, накопленный веками. Однако здесь нужно быть весьма осторожным: бездумное внедрение даже самых ценных шаблонов из прошлого не принесет должного результата, так как требуется применять формы и методы, адаптированные к современным постоянно изменяющимся условиям современного общества.

Патриотическое воспитание – основа формирования личности гражданина и патриота

Необходимы действенные формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, опирающиеся на общественную инициативу, на служение традиционных религий. То есть, важно создать эффективно выстроенное общественно-государственное партнёрство.

С разрушением идеологической оболочки патриотизма на волне переоценки ценностей «перестроечного периода» произошла «депатриотизация» духовной жизни, размывание ценностно-мотивационного ядpa национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого единства и достоинства.

Лишь в конце 90-х годов были сделаны первые шаги по формированию новой системы патриотического воспитания.

Необходимость формирования патриотизма в современном обществе декларируется во многих нормативных документах. Однако до сих пор отсутствует концептуальное видение, стратегия и, соответственно, действенные (долговременные, системные) меры решения данной проблемы. Самая главная проблема в том, что отсутствует системный подход к проблеме.

На одной из встреч с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания Владимир Путин озвучил, что в современной России на протяжении 20 лет данной проблемой никто не занимается в связи с тем, что в отличие от советских времен, перестала существовать монополия на данную идеологию, в первую очередь со стороны самого государства.

Вследствие этого в данной области можно выделить целый комплекс основных проблем: на государственном уровне, в информационной, научной и правовой сферах [2].

Главным негативным фактором бесспорно является то, что до сих пор не преодолена дискредитация не только существовавшей десятилетиями практики патриотического и военно-патриотического воспитания, но и самой идеи формирования и развития личности гражданина-патриота.

Сущность патриотического воспитания учащейся молодежи и некоторые способы его реализации в ТОГАОУ СПО МК им. И.Т. Карасева.

Процесс патриотического воспитания представляет собой целостную конструкцию, единство обучения, воспитания и развития и характеризуется многофакторностью, целенаправленным использованием всего многообразия организационных форм педагогической деятельности. По мнению А.Н.

Вырщикова и Кусмарцева М.Б., воспитательный процесс – “это педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена разноуровневых и разноплановых актов формирования личности молодого человека, в ходе которой решаются задачи развития и психологической подготовки личности к жизни в конкретных условиях.”[4]. Авторы данного определения в полной мере рассматривают структуризацию процесс воспитания.

В связи с этим происходит поэтапное формирование высших социально значимых ценностей, идеалов, правил поведения, навыков патриотически ориентированного поступка, действия. Начинается воспитательный процесс с побуждения положительного эмоционального отношения к патриотической форме поведения, поддержки соответственного эмоционального состояния. Следующим этапом является выработка умения патриотически направленного действия. Последующая ступень – усвоение понятия и организация опыта патриотически ориентированного поведения.

Основные направления определяются особенностями переживаемого периода общественного развития.

Направления патриотического воспитания подразделяются на 2 основные группы.

В первую из них включены мероприятия, призванные поднять

эффективность деятельности по патриотическому воспитанию на более высокий уровень.

Они систематизированы по следующим основным направлениям:

— обеспечение взаимодействия и координации;

— подготовка и повышение квалификации кадров;

Вторая группа направлений включает системные мероприятия самой этой деятельности. Важнейшими из них являются:

— взаимодействие с регионами и координация их деятельности в патриотическом воспитании граждан.

сфокусировано на формировании у граждан России уважения к истории страны, высокой культуры, духовности, любви к Родине, гражданской ответственности.

. Эти направления представляют собой систему взаимосвязанных мер, реализуемых непосредственно в сфере патриотического воспитания граждан, особенно молодежи, в определенные сроки, обладая необходимыми возможностями и ресурсами:

Среди основных мер решения задач патриотического воспитания следует выделить следующие [3]:

— проведение целенаправленной политики по созданию условий для социального, культурного, духовного и физического развития граждан;

— обеспечение возможности для полноценной социализации граждан;

— утверждение в сознании и чувствах граждан патриотических ценностей;

— повышение эффективности системы патриотического воспитания;

— обновление и обогащение содержания патриотического воспитания, его методов, форм и средств;

— создание механизма, инициирующего и оптимизирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания граждан на всех уровнях.

Конечным результатом осуществления этих мер, выполняемых в рамках реализации госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» должны стать:

Читайте также:
Как занести программу в исключения антивируса

— повышение уровня патриотизма и интернационализма у граждан;

— укрепление и расширение союза патриотических сил для защиты национальных интересов России;

— повышение социальной активности и уровня социализации и

самореализации граждан, особенно молодежи;

— подъем образования, политической и правовой культуры;

— социально-экономическая и политическая стабильность;

— минимизация девиантных проявлений в молодежной среде;

— возрастание степени участия граждан в общественной и государственной жизни;

— повышение эффективности механизма координации деятельности государственных органов в целях более действенной реализации системного подхода и выполнения комплексных задач.

В ТОГАОУ СПО «Многопрофильный колледж им. И.Т.Карасева» формирование патриотизма занимает приоритетное место. В основу работы положена цитата В.А.Сухомлинский: «Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Воспитать патриота – это значит наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что человек познает и делает».

Патриотическое воспитание в колледже охватывает весь педагогический процесс: и учебные занятия, и внеурочную жизнь обучающихся.

Военно-патриотическое воспитание студентов колледжа основано на концепции воспитательной деятельности, которая разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании», Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», областной долгосрочной целевой программой «Патриотическое воспитание населения Тамбовской области на 2014-2020 годы», ориентированных на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования на основе отечественных традиций и современного опыта.

На основе Государственной программы в колледже разработана «Программа патриотическое воспитание обучающихся ТОГАОУ СПО «Многопрофильный колледж им. И.Т.Карасева»», в которой определены цели, задачи и основные направления деятельности, а именно:

— утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к ее традициям;

— воспитание молодежи на боевых и трудовых традициях старшего поколения;

— воспитание уважения к закону;

— развитие социальной и гражданской ответственности;

— подготовка подрастающего поколения к военной службе;

— повышение чувства уважения к российской армии и желания служить в ней, защита своего Отечества;

— повышение интереса молодежи к военно-спортивным видам спорта.

Пути реализации и выполнения основных направлений программы патриотического воспитания определены в плане воспитательной работы колледжа.

Основные идеи Программы воплощаются в мероприятиях различных форм проведения: беседа, викторина, литературно-музыкальная композиция, диспут, спортивный праздник.

В сентябре 2012г. на базе колледжа был создан военно-патриотический кружок «Патриоты России».

Результатом трехлетней работы колледжа в патриотическом направлении стали значительно возросшее количество студентов, участвующих в военно-патриотических мероприятиях.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что самым эффективным способом формирования патриотических чувств, по нашему мнению, является широкое вовлечение в это направление самих студентов при их непосредственном участии в процессе подготовки всех мероприятий. Благодаря разнообразию методов и форм проводимых мероприятий, патриотическое воспитание студентов направлено на развитие творческой активности и личности студентов; на формирование чувства ответственности и самосознания, долга и совести; на воспитание правильных ценностных ориентиров, на укрепление самооценки и на появление критического взгляда на собственные поступки и помыслы, то есть на воспитание образованного, нравственного человека, способного жить и трудиться в обновленном мире, любящего свою Родину и уважающего нацию, к которой он принадлежит.

«Заниматься патриотическим воспитанием, — убежден Владимир Путин, — могут только умные люди. И делать это нужно талантливо» [1]. Другими словами, для возрождения патриотизма необходимо осознать, что счастливая жизнь возможна только в сплоченном неравнодушном обществе, пронизанном патриотическими чувствами.

Воспитательная деятельность, в том числе по формированию патриотизма, не может и не должна проводиться без контроля результатов.

При более детальной конкретизации воспитательного компонента целесообразно говорить о гражданско-патриотическом критерии, в рамках которого осуществляется формирование национального самосознания, патриотических чувств и готовности действовать в соответствии с уважительным отношением к ценностям отечественной культуры и, как следствие, других культур, формирование способности к межличностному и межкультурному диалогу, формирование собственной позиции личности по отношению к обществу.

Таким образом, можно сделать вывод, что учашейся молодёжи предоставлены возможности для реализации своих потребностей и интересов. Однако патриотические ценности в системе ценностных ориентаций современной молодежи занимают не лидирующие позиции, а патриотическое воспитание в основном сводится к военно-патриотическому, что не совсем правильно, так как патриотизм включает в себя изучение литературы, музыки, спорта и других достижений своей страны. Поэтому очень важно заинтересовать молодёжь новыми видами и формами патриотической воспитательной деятельности, разработать планы, которые позволили бы вести работу по следующим приоритетным направлениям:

Пропаганда здорового образа жизни, спорта и туризма;

Воспитание молодёжи в духе уважения к героическому прошлому своей Родины;

Изучение истории, культуры, традиций родного края;

Формирование патриотического сознания у учащейся молодежи.

Использование современных походов в процессе патриотического воспитания должны позволить молодому человеку по-новому взглянуть на свою страну, глубже осмыслить личную сопричастность к ее истории и культуре, осознать свою роль в укреплении и развитии Отечества.

Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи от 12 сентября 2012 года, 20:00, Краснодар//Официальный сайт Президента России/ Режим доступа: http://special.kremlin.ru/news/16470

Лутовинов В.И. Система патриотического воспитания: состояние, проблемы и направления развития//Информационно-аналитический ежедневник «Патриотический вестник».2012. №03

Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию . Режим доступа: http://www.smolpedagog.ru/article%2065.html

Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном Российском обществе. /Монография А.Н. Вырщиков, М.Б.Кусмарцев.-Волгоград: НПИПД Авторское перо,2006-172 с.

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Патриотическое воспитание молодежи

Frame 4 (7).png

С 1 января 2021 года в России одним из ключевых документов
в сфере патриотического воспитания является федеральный
проект «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» национального проекта «Образование».

В рамках этого проекта Роспатриот развивает
воспитательную работу в образовательных организациях
общего и профессионального образования и проводит
мероприятия патриотической направленности

Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование»

Реализация Федерального проекта рассчитана до 2024 года

Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» является ключевым документом в сфере патриотического воспитания.

Проект направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации

Росмолодежь является ответственным исполнителем по 2 результатам этого Федерального проекта:
Увеличение численности

Роспатриот работает над увеличением численности детей и молодежи в возрасте до 35 лет, вовлеченных в социально активную деятельность через увеличение охвата патриотическими проектами

Читайте также:
4r программа для кишечника препараты и схема

Развитие системы межпоколенческого взаимодействия

Роспатриот создает условия для развития системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений, поддержки общественных инициатив и проектов, направленных на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи

В рамках Федерального проекта Роспатриот регулярно проводит социологические исследования по следующим направлениям:

Доля населения, информированного о возможностях и механизмах самореализации молодежи в России
Ценностные и духовно-нравственные ориентиры в молодежной среде
Доля проактивной патриотически настроенной молодежи
Патриотический проект
Всероссийский проект «Диалоги с Героями»

В 2022 году Проект «Диалоги с Героями» проведен более чем в 44 субъектах Российской Федерации

Проект «Диалоги с Героями» способствует возрождению традиции наставничества и предполагает проведение встреч детей, подростков и молодежи с Героями Российской Федерации, Героями Советского Союза, Героями Труда, кавалерами Ордена Мужества. Во время встречи предусматривается неформальное общение, живой диалог участников со спикерами в различных форматах: диалог, беседа, блиц-интервью.

Патриотический проект
Окружные патриотические форумы

В 2022 году было проведено четыре Окружных образовательных форума для представителей сферы патриотического воспитания

Окружные форумы проводятся в целях развития единой современной системы по патриотическому воспитанию. Участники форумов – специалисты патриотического воспитания, лидеры общественных объединений, руководители патриотических проектов, члены региональных отделений всероссийских организаций и активисты общественных организаций в сфере патриотического воспитания и педагоги.

Программа Форума включает в себя деловую и открытую городскую программы: лекции, семинары, практикумы, встречи и мастер-классы, направленные на формирование профессиональных компетенций и прикладных навыков в сфере патриотического воспитания, развитие научного, делового сотрудничества и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан, а также на развитие и поддержку сообществ специалистов в сфере гражданско-патриотического воспитания.

Патриотический проект
Всероссийский патриотический форум
Периодичность проведения: ежегодно

Всероссийский патриотический форум – площадка, призванная объединить усилия и ресурсы участников системы патриотического воспитания.

Цель форума – развитие единой современной системы в сфере патриотического воспитания.

Участниками Форума в 2022 году стали более 5500 представителей патриотических организаций, специалистов региональных органов исполнительной власти и государственных учреждений, сотрудников региональных центров патриотического воспитания.

«С каждым годом все больше граждан воспринимают патриотизм не просто как любовь к Родине, а как непосредственные действия на благо своей страны. Они собираются в команды, создают новые проекты и вносят реальный вклад в развитие патриотизма. Ведь любовь к Родине, ее культуре и самобытности, деятельное участие в судьбе страны, сохранение исторической правды – это все то, что необходимо взращивать в умах и сердцах молодежи, чтобы потом они строили великое будущее России»

Путин Владимир Владимирович, Президент Российской Федерации
Национальная премия «Патриот – 2022»
Лучший проект, посвященный празднованию 350-летия со дня рождения Петра I

Лучший проект, посвященный проведению в Российской Федерации года культурного наследия народов России

Собственным примером

Подноминации: волонтер, наставник, наставнический проект

Лучший проект в сфере образования

Подноминации: «Научно-просветительский проект»; «Студенческое объединение»; «Учитель истории»; «Школьный музей»

Лучший семейный пример
Без срока давности
Лучший туристический маршрут
Лучший патриотический проект в сфере воспитания здорового образа жизни
Лучший военно-патриотический проект

Лучший проект с использованием современных цифровых технологий
Транслируем историю всему миру
Лучший проект по популяризации и продвижению русского языка
Лучший патриотический проект соотечественников
Герои среди нас

Подноминации: «Военный корреспондент»; «Медицинский работник»; «Учитель»; «Наставник»; «Собственным примером».

Подробнее о премии на официльном сайте: премияпатриот.рф

Премия направлена на поощрение граждан и организаций Российской Федерации, а также соотечественников, проживающих за рубежом, и организаций соотечественников за существенный вклад в гражданско-патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации и в зарубежных странах

Патриотический проект
Всероссийская акция «Вахта Памяти»

Всероссийская акция «Вахта Памяти» включает в себя целый комплекс мероприятий, среди которых: поисковые экспедиции, благоустройство воинских захоронений, обустройство территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества, занесение фамилий погибших при защите Отечества в Книги Памяти, выставки, торжественные митинги, патриотические акции, перезахоронения останков воинов, найденных поисковиками.

Всероссийская акция «Вахта памяти» торжественно открывается весной, в начале поискового сезона, где участники формируют цели на предстоящий период и обмениваются опытом. Осенью же проходит закрытие Всероссийской акции «Вахта памяти», где поисковики подводят итоги, вручают найденные реликвии родным погибших бойцов и закрывают поисковый сезон.

Проведение Акции «Вахта Памяти» способствует развитию поискового движения в Российской Федерации, системному взаимодействию государства с общественными объединениями, ведущими работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества, формированию государственной политики в вопросах увековечения памяти погибших при защите Отечества.

Источник: www.rospatriotcentr.ru

Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России

Алюбаева, Г. Н. Краткий обзор нормативной правовой базы современного состояния патриотического воспитания в России / Г. Н. Алюбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 202-205. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92906/ (дата обращения: 12.07.2023).

В статье анализируются нормативные правовые документы, регламентирующие и отражающие современное состояние патриотического воспитания молодежи в нашей стране. Исследование основывается на анализе содержания и результатов деятельности законодательных органов, особое внимание уделяется законопроектам, направленным на формирование единой стратегии в патриотическом воспитании граждан. Акцентируется усиление интереса государственной политики к выработке единого подхода к современному «национальному воспитательному идеалу».

Ключевые слова: патриотическое воспитание, подрастающее поколение, правовая информация, Российская Федерация.

Введение. Одной из актуальных проблем страны в настоящее время является обеспечение целостности и единства ее народов, сохранение традиционных и духовных ценностей общества. В нынешних условиях нестабильной политической обстановки в мире, попытке подмены истинных моральных ценностей, усилений пагубного влияния СМИ и Интернета на сознание подрастающего поколения остро встает вопрос формирования и воспитания достойного гражданина нашей страны.

Основные направления в организации патриотического воспитания молодежи отражены в перечне документов и государственных программ, где патриотизм рассматривается как основа духовно-нравственного единства страны. Нормативные правовые акты и государственные программы затрагивают сферу физической культуры и спорта, молодежной, национальной, семейной политики, а также сферы образования.

Основу нормативных правовых документов составляет Конституция РФ.Вней подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» [1]. Также в ней отражены положения о государственных символах: гербе, флаге, гимне, долге и обязанности защиты своего Отечества.

Читайте также:
Как перевести книгу с английского на русский программа

Помимо положений Конституции РФ, стоит упомянуть и о некоторых федеральных законах, а именно: ФЗ «Об образовании»; ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; ФЗ «О ветеранах»; ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России»; ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов».

В соответствии со стратегией развития воспитания в РФ до 2025 года «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [6]. Также документ раскрывает основные направления воспитания молодежи, а именно:

1) гражданское — воспитание уважительного отношения культуре и традициям других народов, формирование духовно-нравственных ценностей и активной гражданской позиции и т. д.;

2) духовно-нравственное — развитие у подрастающего поколения чувств чести, совести, долга, справедливости и т. д.;

3) патриотическое — развитие у молодежи чувства патриотизма, уважения к истории, государственным символам и памятникам Отечества и т. д.;

4) физическое — приобщение к активному образу жизни, культуре здорового питания т. д.;

5) экологическое — рациональное использование природных ресурсов, бережное отношение к окружающей среде и т. д.;

6) трудовое — уважительное отношение к труду, умение самостоятельно работать и т. д.

Основой государственной молодежной политики также выступает вопрос воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма к своей Родине. Согласно положениям ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» важным направлением ее реализации являются «воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации» [2].

Изучая существующую нормативную правовую базу состояния патриотического воспитания, стоит обратить внимание на принятую ранее «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция была опубликована в 2009 году и стала методологической основой принятого в 2012 году ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В ней патриотизм определяется как одна из базовых национальных ценностей, дается определение современному национальному воспитательному идеалу как «высоконравственному, творческому, компетентному гражданину России, принимающему судьбу Отечества как свою личную, сознающему ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененному в духовных и культурных Российской Федерации» [8].

В 2020 году в Конституцию РФ были внесены поправки, которые затронули и воспитательную составляющую среди подрастающего поколения. В целом, приоритет патриотического воспитания в нынешнее время государство отдает системе образования, но Президентом были предложены дополнения в уже действующий ФЗ «Об образований». Необходимость внесения корректировок была связана со ст.

67 Конституции РФ, где подчеркивается важность «сохранения памяти предков», а дети выступают «важнейшим приоритетом» внутренней политики. В пояснительной записке глава государства обосновал необходимость более точной формулировки понятия воспитания. Согласно новой трактовке, сформулированной в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения, и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [3]. В предыдущем ФЗ «Об образовании» также присутствовали положения о воспитании детей, но эти поправки позволили:

1) подчеркнуть ее патриотическую составляющую на законодательном уровне;

2) показать важность образования не только в получении теоретических знаний обучающихся, но и в формировании традиционных ценностей;

3) закрепить в учебных программах общеобразовательных учреждений новую систему воспитания.

Из числа законопроектов, предусматривающих правовое регулирование общественных отношений в сфере патриотического воспитания, следует упомянуть Проект Федерального закона N 315234–7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации», определяющий ее цели, принципы и направления. Документ был внесен и направлен на рассмотрение Председателя Государственной Думы в 2017 году, но на данный момент законопроект находится на рассмотрении в первом чтении. В нем четко определены главные направления патриотического воспитания, а именно:

1) «духовно-нравственное — комплекс мероприятий, направленных на осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально- значимых процессов и явлений в реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении, направленных на достойное служение России;

2) гражданско-патриотическое — комплекс мероприятий, направленных на воспитание у граждан осознанной необходимости бескорыстного служения России при выполнении служебных, трудовых и общественных обязанностей, любви к родному краю и действиям на его благо, формирование правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей, гордости за сопричастность к выдающимся деяниям предков и их традициям;

3) военно-патриотическое — комплекс мероприятий, направленных на формирование у граждан осознанной необходимости исполнения конституционного долга по защите Отечества, подготовки к военной службе, воспитания гордости за принадлежность к своему народу, к его свершениям, за вооружённые силы России, почитания национальных традиций, святынь и символов, увековечения памяти воинов, погибших при защите Родины, уважения к отечественной истории, военной службе, мотивации на сохранение и приумножение славных воинских традиций предков» [7].

Заключение. Современная правовая база, регулирующая патриотическое воспитание подрастающего поколения, может рассматриваться нами как основное направление во внутренней политике государства.

Воспитание достойного гражданина — это общероссийский национальный приоритет, который реализовывается усилиями государственных органов и институтов гражданского общества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Проанализированные нами положения из законопроектов свидетельствуют об усилении не только научной, но и воспитательной функции образовательных учреждений. Процесс воспитательной деятельности не должен носить сугубо официальный характер, который прописан только на «бумажке». Важно не только сформировать нормативную правовую базу, но и обеспечить ее активное применение на практике, осознанное участие подрастающего поколения в этих процессах.

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, Российская Федерация, подрастающее поколение, воспитание, достойный гражданин, патриотическое воспитание молодежи, уважительное отношение, ценность.

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru