Основные направления программ дополнительного образования

Основные направления и особенности развития современной системы дополнительного образования

Дополнительное образование детей – это составной компонент общей системы образования, не входящий в рамки государственных стандартов в образовательной области и осуществляемый за счет разработки специального программного обеспечения в заведениях дополнительного образования.

Дополнительное образование нацелено на:

  • Удовлетворение разносторонних потребностей учащихся в познании;
  • Расширение интеллектуального и духовно-нравственного развития личности;
  • Обогащение опыта в различных направлениях деятельности;
  • Раскрытие творческого потенциала личности;
  • Развитие культуры здорового образа жизни;
  • Организацию продуктивного протекания свободного времени детей.

Реализация этих целей позволяет упростить процессы социальной адаптации, создать условия для профессиональной ориентации, выявить одаренных и талантливых детей, развивать их природные задатки и помогать в практическом применении своих талантов.

«Основные направления развития естественнонаучной направленности дополнительного образования детей».

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!

Рисунок 1. Место дополнительного образования в системе общего образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

В настоящее время, государственная политика в образовательной сфере ориентирована на развитие образовательных возможностей населения страны. Это связано с расширением области образовательных услуг, ориентированной на экономическое развитие, прогрессивные конкурентные процессы.

Такая ориентация государственной образовательной политики повышает роль дополнительного образования и требует его модернизации и усовершенствования на всех уровнях образовательной системы. Однако, дополнительное образование не рассматривается, как отдельная, особо значимая система. Оно рассматривается через призму общего школьного образования, а это отрицательно сказывается на его самостоятельности и развитии. Его исключительные свойства, параметры, возможности не могут быть практически применены. Оно не воспринимается всерьез, а считается, всего лишь вторичным.

«Дополнительное образование детей в современной системе образования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Законодательная политика в сфере образования уделяет пристальное внимание основным программам и стандартам обучения. Программы дополнительного образования находятся далеко за пределами основных направлений и интересов государственной политики и не предполагают свою ориентацию на текущий этап социально-экономического развития общества.

При этом, значение дополнительного образования переоценить невозможно. Оно представляет собой пошаговый процесс, состоящий из последовательности конкретных действий. Он позволяет систематизировать обучение детей и создать благоприятные условия для их всестороннего и гармоничного развития.

Направления медиаобразования в сфере дополнительного образования детей

Замечание 2

Систему дополнительного образования посещает достаточно большой процент населения, несмотря на то, что оно не носит обязательного характера и, как правило, относится к категории платного.

Рисунок 2. Специфика основного и дополнительного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Законодательство РФ определяет дополнительное образование, как направление образовательной деятельности, дополняющей основное общее образование, отвечающее потребностям, желаниям и предпочтениям отдельной личности, реализуемое с помощью специальных образовательных программ, методов и средств.

Дополнительное образование не может заменить обязательное общее. Оно реализуется строго в свободное время учащегося. Оно не должно препятствовать или отрицательно сказываться на освоении программ обязательного образования любого уровня. Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение творческих потребностей личности и повышение уровня ее интеллектуального развития.

В современной системе образования, можно выделить шесть ведущих направлений его реализации:

  1. Социально-педагогическое. Оно включает работу с талантливыми детьми, детьми, наделенными особыми способностями, уход больными и лицами с ограниченными возможностями, волонтерскую деятельность.
  2. Техническое. Ориентация на формирование и развитие у детей способностей к восприятию технической информации, овладению техническими профессиями.
  3. Художественное. Предполагает формирование и развитие, совершенствование творческих навыков в музыкальной сфере, изобразительном искусстве, танцевальных направлениях и т.д.
  4. Естественно-научное. Реализуется для расширенного изучения естественно-научной сферы деятельности, естественных наук.
  5. Краеведческое. Ориентировано на глубокое исследование природных процессов, окружающего мира, истории и туристических направлений деятельности.
  6. Физкультурно-спортивное. Развитие физических навыков и способностей, общее оздоровление организма, следование концепции здорового образа жизни.

Структура системы дополнительного образования

По своему структурному строению система дополнительного образования, как все образовательная система России является трехуровневой:

  1. Федеральный уровень дополнительного образования.
  2. Региональный уровень дополнительного образования.
  3. Местный уровень дополнительного образования.

Деятельность и условия функционирования всей системы регулирует Министерство образования и науки России и его отдел – Департамент государственной политики в области воспитания детей и молодежи. Этот орган определяет основные направления государственной политики в области дополнительного образования, его нормативное регулирование и составление программ дополнительного образования.

На уровне субъектов и муниципальных образований политика в системе дополнительного образования реализуется соответствующими органами субъектов и муниципалитетов.

Читайте также:
Программа тестирования настройки необходимых параметров используемого в данном компьютере

Система дополнительного образования представлена такими видами учреждений:

  • Государственного финансирования;
  • Негосударственного финансирования;
  • Школы дополнительного образования;
  • Центры обучения определенным направлениям;
  • Дома и дворцы;
  • Секции и кружки в рамках учреждений общего обязательного образования;
  • Досуговые центры по различным направлениям деятельности.

Если система обязательного образования менее подвержена изменениям и достаточно сложно адаптирована к внедрению инноваций, то дополнительное образование, напротив, часто применяет инновационные подходы, технологии и методики обучения. Оно более динамично и мобильно. Дополнительное образование ориентируется на потребности социума, адаптируется к постоянно развивающейся личности ребенка, применении креативных подходов, ликвидации обыденности в обучении.

Источник: spravochnick.ru

Дополнительное образование Школы, основные направления и задачи на учебный год
проект

ГБОУ Школа № 417 — это единое образовательное пространство, обеспечивающее полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов, это учреждение, где созданы условия для интеграции дошкольного, общего среднего и дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
ФайлДополнительное образование в рамках общеобразовательного учреждения 24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование Школы,

основные направления и задачи.

Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» и Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Правительством РФ от 04.09. 2014 г. № 1726-р) определяют первоочередную задачу в области дополнительного образования детей – обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования, обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей.

ГБОУ Школа № 417 — это единое образовательное пространство, обеспечивающее полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов, это учреждение, где созданы условия для интеграции дошкольного, общего среднего и дополнительного образования.

В образовательном комплексе «Содружество» ребенок имеет право на свободу выбора сферы деятельности, свободное самоопределение и самореализацию. Педагоги дополнительного образования стремятся к предоставлению возможностей для удовлетворения интересов и запросов детей, ориентируясь на право свободного выбора каждым ребенком образовательной программы и определение индивидуального маршрута ее освоения. Ребенок и педагог признаются равноправными субъектами образовательного процесса, объединенными в творческом процессе для достижения единой цели.

Основой в процессе организации образовательной деятельности дополнительного образования детей ГБОУ Школа № 417 является: мобильность, оперативность реакции на новшества, готовность к инновационной деятельности, расширение спектра и повышение качества образовательных услуг.

Деятельность педагогов в области дополнительного образования ГБОУ Школы № 417 направлена на формирование социально активной, критически мыслящей, креативной личности, обладающей ключевыми компетенциями с высоким уровнем гражданской культуры, мотивированной на творчество, инновационную деятельность, подготовленную к осознанному выбору профессии и успешной социализации в социуме.

В 2014/15 учебном году в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ГБОУ Школа № 417 осуществляет обучение и воспитание детей и молодёжи в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ по следующим направлениям деятельности:

В ГБОУ Школа № 417 действует около 108 детских творческих объединений и групп, где занимаются около 2,5 тысяч человек в возрасте от 2 до 18 лет. 3 творческих коллектива имеют звание «Образцовый детский коллектив»: Детский хореографический ансамбль «Синяя птица», Хореографическая студия «Эдельвейс» и Клуб английского языка «Лингва». В 2014/2015 учебном году в ГБОУ Школа № 417 реализовывались на бюджетной основе 76 образовательных программ и 37 в рамках платных образовательных услуг. Статус авторской программы имеют 14 образовательных программ, программ для детей с ОВЗ и группы риска – 2 .

Кол-во образовательных программ

Источник: nsportal.ru

Виды деятельности в дополнительном образовании детей — Сущность дополнительного образования

Людмила Фирмаль Людмила Фирмаль

Современная педагогика способствует созданию условий для свободного выбора детьми форм дополнительного образования, способов самореализации на основе развития общечеловеческих ценностей. Педагогическая среда дополнительного образования должна быть максимально разнообразной и разноплановой.

Дополнительное образование направлено на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации общего образования. В дополнительном образовании образование рассматривается не только как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как непрерывный процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов. В дополнительном образовании молодое поколение учится мечтать, проектировать, планировать, изменять свою жизнь и окружающую их действительность, стремясь к совершенству и гармонии в своей творческой деятельности. Это образование основано на свободе мысли и действий, творчестве, партнерстве, уважении достоинства каждого человека. Это стало возможным благодаря тому, что Институт дополнительного образования имеет следующие характеристики по сравнению с Институтом общего образования:

  • участие в дополнительном образовании на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и системой ценностей
  • возможность выбора программы, режима ее разработки, смены программ. Дополнительное образование обеспечивает более тесную связь с практикой, чем в обычной школе, имеются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, разнообразия выбора (с правом пробовать и ошибаться), профессиональной ориентации. В системе дополнительного образования познавательная деятельность учащихся всегда выходит за рамки собственно образовательной среды.
Читайте также:
Как написать программу в паскале для вычисления

. В творческой среде дополнительного образования, предоставляющей возможности для раскрытия и эффективного развития навыков, формируется творческая, социально зрелая и активная личность.

Виды деятельности в дополнительном образовании детей - Сущность дополнительного образования

Сущность дополнительного образования

Исследователи характеризуют дополнительное образование как:

Эти определения не являются взаимоисключающими по содержанию, они показывают потенциал дополнительного образования в формировании социально активной личности.

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 1992 года определяет тип образовательного учреждения дополнительного образования. В 1996 году в новой редакции закона была уточнена типология учреждений дополнительного образования для взрослых и учреждений дополнительного образования для детей. Была создана система дополнительного образования детей. Системообразующим фактором дополнительного образования является творческое развитие личности ребенка.

Изучая процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования, исследователи обращают внимание на изменение функций учреждений дополнительного образования: исчезла функция идеологического воспитания, направленная на формирование заданного мировоззрения; значима функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности; ведущей является воспитательная функция; остаются функции самоопределения, формирования духовной жизни, реализации коммуникативных потребностей детей.

Тенденции обновления в целом свойственны учреждениям дополнительного образования детей на этапе перехода в качественно новое состояние: Изменился взгляд на человеческую личность, укрепились позиции культурно-исторической педагогики развития, возросло значение неформального образования, определились приоритеты дополнительного образования детей, вариативность его содержания, форм и методов, индивидуализация образовательных траекторий социального самоопределения учащихся; первичной организационной формой дополнительного образования становится добровольное объединение детей и взрослых, выступающее как продуктивная социальная общность, включающая различные социальные и профессиональные модели

Современное состояние дополнительного образования

Дополнительное образование детей является важной частью образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее воспитание, образование и развитие личности ребенка. В концепции модернизации российского образования подчеркивается решающая роль учреждений дополнительного образования детей как определяющего фактора в развитии склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Система дополнительного образования детей в Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается уже более 10 лет.
Сеть учреждений дополнительного образования детей включает 18 000 образовательных учреждений различных ведомств, в том числе 8 900 — в системе образования, 5 800 — в системе культуры, 1 100 — в системе спорта, более 2 000 — в общественных организациях.

Помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, дополнительное образование детей способствует решению ряда других социально значимых задач, таких как трудоустройство детей, содействие их самореализации и социальной интеграции, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других видов антиобщественного поведения детей и подростков.

На базе дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семей, оздоровление российского общества в целом.

Дополнительное образование в значительной степени осуществляется специалистами, профессионалами, экспертами в своей области, что обеспечивает его многогранность, привлекательность, уникальность и в конечном итоге эффективность как практико-ориентированного образования.
Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет создать условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества и формирования социальных навыков.

Социально-педагогические модели деятельности более эффективно реализуются в учреждениях дополнительного образования детей, так как традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают специфику общества. В результате дети приобретают опыт гражданского поведения, основы демократической культуры, индивидуальную самооценку, осознанный выбор профессии, получают квалифицированную помощь в различных сферах общественной жизни, что оказывает влияние на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребенка является интеграция основного и дополнительного образования, внедрение личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов, которые могут сыграть значительную роль в жизни ребенка в достижении высот его творческого развития, в определении его жизненного пути.

Функции дополнительного образования

Социальная функция — встречаться:
(а) социальная потребность (социальная потребность формируется на стыке культуры, образования и здравоохранения);
б) родительский спрос (представления о том, что нужно или чего не хватает их ребенку: временная занятость, предпрофессиональная подготовка, обучение дополнительным предметам, решение проблем одиноких родителей, престижность занятий, здоровье);
в) потребности детей — удовлетворение потребностей в познавательном и личностном развитии, общении, досуге и времяпрепровождении. Потребности детей динамичны, так как они меняются в процессе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и вида ведущей деятельности;
d) экономические потребности — возможности заработка (основные, дополнительные, неполный рабочий день и т.д.) для взрослых и подготовка к работе для детей; e) потребности правоохранительных органов — профилактика, предотвращение преступлений, предотвращение насилия в отношении детей.
e) потребности правоохранительных органов — профилактика девиантного и антисоциального, в том числе преступного, поведения детей.

Читайте также:
Чем индивидуальный маршрут иом отличается от индивидуальной программы иоп

Психологическая функция:
a) развитие — создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация интересов детей, приобретение навыков и умений. Ребенок, который не имеет возможности выразить себя в семейной и школьной среде, может проявить в своем развитии и самоутверждении;
б) компенсаторный — психологическая компенсация за неудачи в семье и школе;
в) рекреационный — способ восстановления после строго регламентированного поведения в семье и школе
г) консультирование — для учителей, родителей и детей.

Образовательная функция:
a) преподавание дополнительных предметов, т.е. предметов, дополняющих стандартный перечень учебных предметов, предлагаемых общеобразовательными учреждениями. Например, судо- и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д.
(б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);
в) профессиональное самоопределение;
г) обучение, отвечающее познавательному интересу ребенка;
д) социализация — общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, включая попытки найти себя в разных видах деятельности, обогащение социального опыта, формирование ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных взаимодействий.

Основные направления

Характеризуя систему дополнительного образования (СДО), В.А. Березина рассматривает важный принцип классификации направлений в дополнительном образовании. Согласно этому принципу, в настоящее время дополнительное образование развивается по пяти основным направлениям: художественно-эстетическое, техническое творчество, физическая культура и спорт, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение. Однако на практике эти области развивались неравномерно.

Статистика показывает, что наиболее активно развиваются объединения художественно-эстетического и технического творчества, физкультурно-спортивной работы. Экологическая, биологическая и туристическая сферы развиты меньше. В сельской местности возможностей для развития дополнительного образования детей гораздо меньше.

Приоритетными направлениями и видами деятельности среди девочек являются художественное образование, особенно музыка и пение (50,9%), хореография (30,9%) и прикладное искусство (29,1%), чуть меньше — спорт (25,5%). Наиболее популярными среди мальчиков являются техническое творчество, спорт, музыка и информатика.

В системе дополнительного образования техническое творчество предоставляет учащимся новые возможности для профессионального, интеллектуального и духовного развития, более быстрой адаптации в условиях современных рыночных отношений.

В зависимости от вида деятельности существуют следующие творческие объединения дополнительного образования:

Кружок — самая распространенная форма дополнительного образования, представляет собой добровольное объединение детей в зависимости от их творческих интересов и способностей. Основным видом деятельности группы является активное творчество.

Студия — это сплоченный творческий коллектив с общими задачами и ценностями, основанный на совместной творческой деятельности, основной формой которой является коллективное обучение для приобретения определенных навыков и умений.

Ансамбль — это группа детей, которые исполняют отдельные художественные произведения, образуя тем самым совместный творческий исполнительский коллектив. Ансамбль предоставляет возможность для коллективного и индивидуального обучения.

Театр — творческое объединение детей, организованное с целью внедрения различных форм, видов и методов развития творческого потенциала его участников, с целью максимальной реализации.

Оркестр — это объединение детей с различными творческими талантами, которые выражаются в игре на различных музыкальных инструментах. Оркестр — это совместное выступление всех его участников, целью которого является исполнение различных музыкальных произведений.

Класс — в системе дополнительного образования детей, это группа учащихся, как правило, одного возраста, которые занимаются различными видами творческой деятельности совместно под руководством педагога и в рамках соответствующей образовательной программы.

Школа является узкоспециализированным объединением, которое предоставляет специализированное образование, сочетает изучение нескольких смежных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой градуированной системой обучения.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

  • Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сущность социально-педагогической деятельности
  2. Образовательное пространство в поликультурной среде
  3. Особенности педагогического акта
  4. Организация самостоятельной работы в начальной школе
  5. Понятие, система трудового воспитания
  6. Взгляды и. Песталоцци на применение принципа природосообразности
  7. Возникновение педагогической профессии, её развитие
  8. Система работы по формированию основ словесно-логического мышления у детей с нарушением интеллекта
  9. Компетентностный подход в педагогике
  10. Групповые формы учебной деятельности

Помощь студентам в учёбе lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

Источник: lfirmal.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru