Основные направления и особенности развития современной системы дополнительного образования
Дополнительное образование детей – это составной компонент общей системы образования, не входящий в рамки государственных стандартов в образовательной области и осуществляемый за счет разработки специального программного обеспечения в заведениях дополнительного образования.
Дополнительное образование нацелено на:
- Удовлетворение разносторонних потребностей учащихся в познании;
- Расширение интеллектуального и духовно-нравственного развития личности;
- Обогащение опыта в различных направлениях деятельности;
- Раскрытие творческого потенциала личности;
- Развитие культуры здорового образа жизни;
- Организацию продуктивного протекания свободного времени детей.
Реализация этих целей позволяет упростить процессы социальной адаптации, создать условия для профессиональной ориентации, выявить одаренных и талантливых детей, развивать их природные задатки и помогать в практическом применении своих талантов.
«Основные направления развития естественнонаучной направленности дополнительного образования детей».
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Рисунок 1. Место дополнительного образования в системе общего образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замечание 1
В настоящее время, государственная политика в образовательной сфере ориентирована на развитие образовательных возможностей населения страны. Это связано с расширением области образовательных услуг, ориентированной на экономическое развитие, прогрессивные конкурентные процессы.
Такая ориентация государственной образовательной политики повышает роль дополнительного образования и требует его модернизации и усовершенствования на всех уровнях образовательной системы. Однако, дополнительное образование не рассматривается, как отдельная, особо значимая система. Оно рассматривается через призму общего школьного образования, а это отрицательно сказывается на его самостоятельности и развитии. Его исключительные свойства, параметры, возможности не могут быть практически применены. Оно не воспринимается всерьез, а считается, всего лишь вторичным.
«Дополнительное образование детей в современной системе образования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Законодательная политика в сфере образования уделяет пристальное внимание основным программам и стандартам обучения. Программы дополнительного образования находятся далеко за пределами основных направлений и интересов государственной политики и не предполагают свою ориентацию на текущий этап социально-экономического развития общества.
При этом, значение дополнительного образования переоценить невозможно. Оно представляет собой пошаговый процесс, состоящий из последовательности конкретных действий. Он позволяет систематизировать обучение детей и создать благоприятные условия для их всестороннего и гармоничного развития.
Направления медиаобразования в сфере дополнительного образования детей
Замечание 2
Систему дополнительного образования посещает достаточно большой процент населения, несмотря на то, что оно не носит обязательного характера и, как правило, относится к категории платного.
Рисунок 2. Специфика основного и дополнительного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Законодательство РФ определяет дополнительное образование, как направление образовательной деятельности, дополняющей основное общее образование, отвечающее потребностям, желаниям и предпочтениям отдельной личности, реализуемое с помощью специальных образовательных программ, методов и средств.
Дополнительное образование не может заменить обязательное общее. Оно реализуется строго в свободное время учащегося. Оно не должно препятствовать или отрицательно сказываться на освоении программ обязательного образования любого уровня. Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение творческих потребностей личности и повышение уровня ее интеллектуального развития.
В современной системе образования, можно выделить шесть ведущих направлений его реализации:
- Социально-педагогическое. Оно включает работу с талантливыми детьми, детьми, наделенными особыми способностями, уход больными и лицами с ограниченными возможностями, волонтерскую деятельность.
- Техническое. Ориентация на формирование и развитие у детей способностей к восприятию технической информации, овладению техническими профессиями.
- Художественное. Предполагает формирование и развитие, совершенствование творческих навыков в музыкальной сфере, изобразительном искусстве, танцевальных направлениях и т.д.
- Естественно-научное. Реализуется для расширенного изучения естественно-научной сферы деятельности, естественных наук.
- Краеведческое. Ориентировано на глубокое исследование природных процессов, окружающего мира, истории и туристических направлений деятельности.
- Физкультурно-спортивное. Развитие физических навыков и способностей, общее оздоровление организма, следование концепции здорового образа жизни.
Структура системы дополнительного образования
По своему структурному строению система дополнительного образования, как все образовательная система России является трехуровневой:
- Федеральный уровень дополнительного образования.
- Региональный уровень дополнительного образования.
- Местный уровень дополнительного образования.
Деятельность и условия функционирования всей системы регулирует Министерство образования и науки России и его отдел – Департамент государственной политики в области воспитания детей и молодежи. Этот орган определяет основные направления государственной политики в области дополнительного образования, его нормативное регулирование и составление программ дополнительного образования.
На уровне субъектов и муниципальных образований политика в системе дополнительного образования реализуется соответствующими органами субъектов и муниципалитетов.
Система дополнительного образования представлена такими видами учреждений:
- Государственного финансирования;
- Негосударственного финансирования;
- Школы дополнительного образования;
- Центры обучения определенным направлениям;
- Дома и дворцы;
- Секции и кружки в рамках учреждений общего обязательного образования;
- Досуговые центры по различным направлениям деятельности.
Если система обязательного образования менее подвержена изменениям и достаточно сложно адаптирована к внедрению инноваций, то дополнительное образование, напротив, часто применяет инновационные подходы, технологии и методики обучения. Оно более динамично и мобильно. Дополнительное образование ориентируется на потребности социума, адаптируется к постоянно развивающейся личности ребенка, применении креативных подходов, ликвидации обыденности в обучении.
Источник: spravochnick.ru
Дополнительное образование Школы, основные направления и задачи на учебный год
проект
ГБОУ Школа № 417 — это единое образовательное пространство, обеспечивающее полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов, это учреждение, где созданы условия для интеграции дошкольного, общего среднего и дополнительного образования.
Скачать:
![]() |
24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительное образование Школы,
основные направления и задачи.
Указ Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» и Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Правительством РФ от 04.09. 2014 г. № 1726-р) определяют первоочередную задачу в области дополнительного образования детей – обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию, расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования, обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей.
ГБОУ Школа № 417 — это единое образовательное пространство, обеспечивающее полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов, это учреждение, где созданы условия для интеграции дошкольного, общего среднего и дополнительного образования.
В образовательном комплексе «Содружество» ребенок имеет право на свободу выбора сферы деятельности, свободное самоопределение и самореализацию. Педагоги дополнительного образования стремятся к предоставлению возможностей для удовлетворения интересов и запросов детей, ориентируясь на право свободного выбора каждым ребенком образовательной программы и определение индивидуального маршрута ее освоения. Ребенок и педагог признаются равноправными субъектами образовательного процесса, объединенными в творческом процессе для достижения единой цели.
Основой в процессе организации образовательной деятельности дополнительного образования детей ГБОУ Школа № 417 является: мобильность, оперативность реакции на новшества, готовность к инновационной деятельности, расширение спектра и повышение качества образовательных услуг.
Деятельность педагогов в области дополнительного образования ГБОУ Школы № 417 направлена на формирование социально активной, критически мыслящей, креативной личности, обладающей ключевыми компетенциями с высоким уровнем гражданской культуры, мотивированной на творчество, инновационную деятельность, подготовленную к осознанному выбору профессии и успешной социализации в социуме.
В 2014/15 учебном году в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ГБОУ Школа № 417 осуществляет обучение и воспитание детей и молодёжи в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ по следующим направлениям деятельности:
В ГБОУ Школа № 417 действует около 108 детских творческих объединений и групп, где занимаются около 2,5 тысяч человек в возрасте от 2 до 18 лет. 3 творческих коллектива имеют звание «Образцовый детский коллектив»: Детский хореографический ансамбль «Синяя птица», Хореографическая студия «Эдельвейс» и Клуб английского языка «Лингва». В 2014/2015 учебном году в ГБОУ Школа № 417 реализовывались на бюджетной основе 76 образовательных программ и 37 в рамках платных образовательных услуг. Статус авторской программы имеют 14 образовательных программ, программ для детей с ОВЗ и группы риска – 2 .
Кол-во образовательных программ
Источник: nsportal.ru
Виды деятельности в дополнительном образовании детей — Сущность дополнительного образования
Современная педагогика способствует созданию условий для свободного выбора детьми форм дополнительного образования, способов самореализации на основе развития общечеловеческих ценностей. Педагогическая среда дополнительного образования должна быть максимально разнообразной и разноплановой.
Дополнительное образование направлено на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации общего образования. В дополнительном образовании образование рассматривается не только как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как непрерывный процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов. В дополнительном образовании молодое поколение учится мечтать, проектировать, планировать, изменять свою жизнь и окружающую их действительность, стремясь к совершенству и гармонии в своей творческой деятельности. Это образование основано на свободе мысли и действий, творчестве, партнерстве, уважении достоинства каждого человека. Это стало возможным благодаря тому, что Институт дополнительного образования имеет следующие характеристики по сравнению с Институтом общего образования:
- участие в дополнительном образовании на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и системой ценностей
- возможность выбора программы, режима ее разработки, смены программ. Дополнительное образование обеспечивает более тесную связь с практикой, чем в обычной школе, имеются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, разнообразия выбора (с правом пробовать и ошибаться), профессиональной ориентации. В системе дополнительного образования познавательная деятельность учащихся всегда выходит за рамки собственно образовательной среды.
. В творческой среде дополнительного образования, предоставляющей возможности для раскрытия и эффективного развития навыков, формируется творческая, социально зрелая и активная личность.
Сущность дополнительного образования
Исследователи характеризуют дополнительное образование как:
Эти определения не являются взаимоисключающими по содержанию, они показывают потенциал дополнительного образования в формировании социально активной личности.
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 1992 года определяет тип образовательного учреждения дополнительного образования. В 1996 году в новой редакции закона была уточнена типология учреждений дополнительного образования для взрослых и учреждений дополнительного образования для детей. Была создана система дополнительного образования детей. Системообразующим фактором дополнительного образования является творческое развитие личности ребенка.
Изучая процесс трансформации сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования, исследователи обращают внимание на изменение функций учреждений дополнительного образования: исчезла функция идеологического воспитания, направленная на формирование заданного мировоззрения; значима функция выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности; ведущей является воспитательная функция; остаются функции самоопределения, формирования духовной жизни, реализации коммуникативных потребностей детей.
Тенденции обновления в целом свойственны учреждениям дополнительного образования детей на этапе перехода в качественно новое состояние: Изменился взгляд на человеческую личность, укрепились позиции культурно-исторической педагогики развития, возросло значение неформального образования, определились приоритеты дополнительного образования детей, вариативность его содержания, форм и методов, индивидуализация образовательных траекторий социального самоопределения учащихся; первичной организационной формой дополнительного образования становится добровольное объединение детей и взрослых, выступающее как продуктивная социальная общность, включающая различные социальные и профессиональные модели
Современное состояние дополнительного образования
Дополнительное образование детей является важной частью образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее воспитание, образование и развитие личности ребенка. В концепции модернизации российского образования подчеркивается решающая роль учреждений дополнительного образования детей как определяющего фактора в развитии склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Система дополнительного образования детей в Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается уже более 10 лет.
Сеть учреждений дополнительного образования детей включает 18 000 образовательных учреждений различных ведомств, в том числе 8 900 — в системе образования, 5 800 — в системе культуры, 1 100 — в системе спорта, более 2 000 — в общественных организациях.
Помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, дополнительное образование детей способствует решению ряда других социально значимых задач, таких как трудоустройство детей, содействие их самореализации и социальной интеграции, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других видов антиобщественного поведения детей и подростков.
На базе дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семей, оздоровление российского общества в целом.
Дополнительное образование в значительной степени осуществляется специалистами, профессионалами, экспертами в своей области, что обеспечивает его многогранность, привлекательность, уникальность и в конечном итоге эффективность как практико-ориентированного образования.
Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет создать условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества и формирования социальных навыков.
Социально-педагогические модели деятельности более эффективно реализуются в учреждениях дополнительного образования детей, так как традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают специфику общества. В результате дети приобретают опыт гражданского поведения, основы демократической культуры, индивидуальную самооценку, осознанный выбор профессии, получают квалифицированную помощь в различных сферах общественной жизни, что оказывает влияние на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.
Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребенка является интеграция основного и дополнительного образования, внедрение личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов, которые могут сыграть значительную роль в жизни ребенка в достижении высот его творческого развития, в определении его жизненного пути.
Функции дополнительного образования
Социальная функция — встречаться:
(а) социальная потребность (социальная потребность формируется на стыке культуры, образования и здравоохранения);
б) родительский спрос (представления о том, что нужно или чего не хватает их ребенку: временная занятость, предпрофессиональная подготовка, обучение дополнительным предметам, решение проблем одиноких родителей, престижность занятий, здоровье);
в) потребности детей — удовлетворение потребностей в познавательном и личностном развитии, общении, досуге и времяпрепровождении. Потребности детей динамичны, так как они меняются в процессе развития ребенка, а также в зависимости от возраста и вида ведущей деятельности;
d) экономические потребности — возможности заработка (основные, дополнительные, неполный рабочий день и т.д.) для взрослых и подготовка к работе для детей; e) потребности правоохранительных органов — профилактика, предотвращение преступлений, предотвращение насилия в отношении детей.
e) потребности правоохранительных органов — профилактика девиантного и антисоциального, в том числе преступного, поведения детей.
Психологическая функция:
a) развитие — создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация интересов детей, приобретение навыков и умений. Ребенок, который не имеет возможности выразить себя в семейной и школьной среде, может проявить в своем развитии и самоутверждении;
б) компенсаторный — психологическая компенсация за неудачи в семье и школе;
в) рекреационный — способ восстановления после строго регламентированного поведения в семье и школе
г) консультирование — для учителей, родителей и детей.
Образовательная функция:
a) преподавание дополнительных предметов, т.е. предметов, дополняющих стандартный перечень учебных предметов, предлагаемых общеобразовательными учреждениями. Например, судо- и авиамоделирование, спортивные секции, хореография и т.д.
(б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн-студия или детская телестудия);
в) профессиональное самоопределение;
г) обучение, отвечающее познавательному интересу ребенка;
д) социализация — общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, включая попытки найти себя в разных видах деятельности, обогащение социального опыта, формирование ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных взаимодействий.
Основные направления
Характеризуя систему дополнительного образования (СДО), В.А. Березина рассматривает важный принцип классификации направлений в дополнительном образовании. Согласно этому принципу, в настоящее время дополнительное образование развивается по пяти основным направлениям: художественно-эстетическое, техническое творчество, физическая культура и спорт, эколого-биологическое, детский туризм и краеведение. Однако на практике эти области развивались неравномерно.
Статистика показывает, что наиболее активно развиваются объединения художественно-эстетического и технического творчества, физкультурно-спортивной работы. Экологическая, биологическая и туристическая сферы развиты меньше. В сельской местности возможностей для развития дополнительного образования детей гораздо меньше.
Приоритетными направлениями и видами деятельности среди девочек являются художественное образование, особенно музыка и пение (50,9%), хореография (30,9%) и прикладное искусство (29,1%), чуть меньше — спорт (25,5%). Наиболее популярными среди мальчиков являются техническое творчество, спорт, музыка и информатика.
В системе дополнительного образования техническое творчество предоставляет учащимся новые возможности для профессионального, интеллектуального и духовного развития, более быстрой адаптации в условиях современных рыночных отношений.
В зависимости от вида деятельности существуют следующие творческие объединения дополнительного образования:
Кружок — самая распространенная форма дополнительного образования, представляет собой добровольное объединение детей в зависимости от их творческих интересов и способностей. Основным видом деятельности группы является активное творчество.
Студия — это сплоченный творческий коллектив с общими задачами и ценностями, основанный на совместной творческой деятельности, основной формой которой является коллективное обучение для приобретения определенных навыков и умений.
Ансамбль — это группа детей, которые исполняют отдельные художественные произведения, образуя тем самым совместный творческий исполнительский коллектив. Ансамбль предоставляет возможность для коллективного и индивидуального обучения.
Театр — творческое объединение детей, организованное с целью внедрения различных форм, видов и методов развития творческого потенциала его участников, с целью максимальной реализации.
Оркестр — это объединение детей с различными творческими талантами, которые выражаются в игре на различных музыкальных инструментах. Оркестр — это совместное выступление всех его участников, целью которого является исполнение различных музыкальных произведений.
Класс — в системе дополнительного образования детей, это группа учащихся, как правило, одного возраста, которые занимаются различными видами творческой деятельности совместно под руководством педагога и в рамках соответствующей образовательной программы.
Школа является узкоспециализированным объединением, которое предоставляет специализированное образование, сочетает изучение нескольких смежных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой градуированной системой обучения.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
- Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Сущность социально-педагогической деятельности
- Образовательное пространство в поликультурной среде
- Особенности педагогического акта
- Организация самостоятельной работы в начальной школе
- Понятие, система трудового воспитания
- Взгляды и. Песталоцци на применение принципа природосообразности
- Возникновение педагогической профессии, её развитие
- Система работы по формированию основ словесно-логического мышления у детей с нарушением интеллекта
- Компетентностный подход в педагогике
- Групповые формы учебной деятельности
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
Источник: lfirmal.com