Основные направления игровых программ

Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности? В играх первобытных племен изображалась война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены.

Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в игре при помощи метода театрализации. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства.

Работа содержит 1 файл

Первая культура, которую создал человек, — это игровая культура, основанная на традициях труда, социальной деятельности. Ее создавали и потребляли дети и взрослые совместно в семьях и общественных объединениях. Искусство игры — важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.

Игра также выступает важным фактором, побуждающим к раскрытию новых, ранее незамеченных способностей личности, «симулятором» какой-либо жизненной ситуации, инструментом для произведения социализации личности.

Разработка игр | Какие Профессии Существуют в геймдев — Что делают разработчики игр

Сегодня для организации игровых культурно-досуговых программ следует различать игру по ее специфике и характеру, различные виды игрового поведения. При подборе и включении игр в «канву» праздника необходимо исходить из конкретной аудитории. И, конечно же, не стоит забывать, что игра, какой бы она не была, находится в прямой зависимости от потребностей, запросов, интересов, ценностных ориентаций аудитории.

Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения культурно-досуговых программ свидетельствуют о том. что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуру игровых блоков, стимулирующих у аудитории стремление к состязательности, импровизации и творчеству. К сожалению, в культурно-досуговой деятельности все чаще проявляется тенденция «сужения» рамок игры, понимаемой многими только как исключительно детское занятие. На самом деле игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры. Благодаря игровой деятельности сегодня мы можем привлечь внимание даже самого «избалованного» различными формами досуга человека, сделать его непосредственным участником уникального события.

    1. Игровая деятельность: сущность, специфика, актуальные типы игровых культурно-досуговых программ.

Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности? В играх первобытных племен изображалась война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены.

Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в игре при помощи метода театрализации. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства.

Геймдизайн: основы игры для чайников

В жизни же отдельного человека наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Изучение происхождения игры, игрового действия, как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра – образное действенное отражение жизни: она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду.

Игровое действие представляет собой активное стремление режиссера, исполнителей и участников праздника выразить игровыми средствами жизненный смысл какого-либо события и свое личное отношение к нему. Игровое действие реального участника праздника является продолжением его жизненных стремлений, активным творческим проявлением духовной деятельности личности. Здесь проявляется основная особенность массового театрализованного действия, в котором игровое общение приобретает высокую духовную жизненную цель.

Игра представляет собой вид непродуктивной деятельности. мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества игра постоянно переплеталась с магией, культовым поведением. Игра также тесно связана со спортом, военными и прочими тренировками, искусством (особенно его исполнительскими формами). Игра, по мнению многих учёных — это способ театрализации реального жизненного действия.

В настоящее время особенно распространены:

* разовая игровая программа;

* конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

* игра-спектакль или театрализованная игра.

Рассмотрим каждую из этих видов программ. Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу и т.д. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.

Описанием такой программы служит сценарный план, предусматривающий определенную последовательность игр и интеллектуальных творческих заданий.

Конкурсно-игровая программа по заданной тематике используется в практике обычно в двух видах. Первый вид предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры, творческие встречи, совместные акции детских объединений определенного профиля (инструменталисты, прикладники, танцоры) и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.

Второй вид конкурсно-игровых программ по заданной тематике требует предварительной подготовки организаторов, но не участников. В отличие от разовых игровых программ, данные программы четко ориентированы на определенную тему и проводятся в форме как уже годами отработанных, так и новых экспериментальных игровых моделей.

Последний тип- игра-спектакль, театрализованная игра. Сюжет театрализованной игры строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля и дальнейшее развитие событий.

Характерной особенностью игры является ее двуплановость. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач. С другой стороны, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами

Игра во всех своих формах выступает как исключительно важный и часто встречающийся элемент многих праздников; кроме того, сам праздник создает собственные специальные виды развлечений, игр. состязаний.

В практике получили широкое распространение три основные группы игровых форм:

  1. интеллектуальные (викторины, шарады, головоломки и др.),
  2. подвижные (поединки, эстафеты),
  3. импровизационно-творческие (конкурсы, инсценировки и др.

По массовости важное значение имеют следующие виды игровой деятельности:

    • групповые игры, имеющие камерный клубно-бытовой характер;
    • массовые игры, отличающиеся публично-зрелищным взаимодействием организаторов, ведущих, исполнителей, участников, зрителей-болельщиков.

    В этих двух более массовых по численноси участников видах игр задачен постановщика является создание уникальной игровой атмосферы, развитие фантазии, конструирование игрового пространства,создание условий для игрового общения.

    В настоящее время особенно актуален вид публично- зрелищных, массовых игр, представляющих собой инсценировку каких-либо исторических событий, эпизодов известных произведений литературы (ролевые игры).

    2. Композиционное построение игровых программ

    Сценарий — подробное литературное описание действия. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.

    Начинается разработка любой досуговой программы с определения темы: о чем будет рассказано? Что будет положено в основу игровой программы? Часто в самом названии игровой программы уже представлена и сама тема. Игровые программы могут быть посвящены тематике: исторической (памятные даты в жизни страны); героико-патриотической, спортивно-цирковой, литературной, музыкальной, развлекательной.

    Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию. Из круга вопросов и явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбирает наиболее актуальные. Они и определяют тему сценария. Таким образом, под темой понимается круг жизненных явлений, которые должны бытъ художественно исследованы в сценарии. Если при подготовке игровой программы не учитывать интересов, взглядов аудитории; нововведений, изменений в социально-экономической и даже политической обстановке, то игровая деятельность будет скучной, не эффективной.

    Вторая проблема, стоящая перед сценаристом: ради чего? Какой главный вывод будет сделан участником после проведения игровой культурно-досуговой программы? Например, если тема игровой программы- «Широкая Масленица», то сценарист может поставить идею народного единства, ощущения русского духа и удальства. Сегодня особенно важно более чётко формулировать идею игровой культурно-досуговой программы- только при помощи такой конкретики будет возможно добиться положительных, а не разрушительных результатов.

    Конечно, чтобы участник программы окончательно не запутался в происходящих событиях, необходимо объединять разнородные части действия в единое целое. Процесс объединения, соединения различных эпизодов называется монтаж. В качестве монтажа в игровых культурно-досуговых программах используются тщательно подбираемые, подходящие по теме и замыслу речевые связки, репризы, стихотворные, танцевальные и музыкальные заставки. Немалое место также занимают пояснительные тексты, объявления, манки.

    Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на «языке» викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссерско-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически выстроить игровые эпизоды в стройную законченность. С помощью построения сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, но при этом столь необходимое состояние напряжения и интереса к игровой деятельности не снижается, а возрастает.

    3. Характерные черты в организации и проведении конкурсно- игровых программ.

    Конкурсно-игровая программа – это театрализованное представление основой, которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Сценарий конкурсно-игровой программы включает в себя описание всех вышеперечисленных развлечений и правил их проведения в изложении ведущего. Подробные ремарки дают представление о предполагаемом поведении игроков и болельщиков.

    В конкурсно –игровую программу могут входить викторины, состязания, эстрадные номера, театрализация. Все это дает нам право говорить, что конкурсно-игровая программа имеет свои особенности и отличия, что естественно не может не отразиться на режиссуре. Особенность заключается в организационном моменте, здесь важна организация:

    Читайте также:
    Где скачивать лучше программы

    1. Самих участников.

    3. Компетентного и уважаемого жюри.

    4. Активных болельщиков.

    При подготовке конкурсно-игровых программ режиссер должен учитывать специфику игрового момента. Все конкурсно-игровые. программы имеют:

    1. Сценарно–режиссерскую основу.

    2. Предполагают работу режиссера как постановщика.

    3. Требования предварительной подготовки репетиций.

    4. Наличие призов.

    5. Четкую формулировку правил.

    6. Манки – способ вызова участвующих на площадку.

    Конкурсно-игровые программы могут переходить из фойе на сцену и наоборот, принимать различные формы, но их можно классифицировать по:

    1. Месту действия.

    3. По содержанию (тематические, разножанровые, обрядовые, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, азартно-коммерческие).

    Принято также выделять пять основныз этапы работы над сценарием конкурсно- игровой программы:

    2. Подбор и обработка материала.

    3. Поиск сценарного хода.

    4. Написание сценария.

    5. Четкая формулировка заданий-вопросов.

    Источник: www.stud24.ru

    Методические рекомендации по проектированию игровых программ

    В рекомендации представлены: критерии эффективности игровой программы,принципы ее разработки и примерная структура. А также технологическая карта по проектированию досуговых программ, которая позволит создать уникальную программу, в которой детям захочется участвовать снова и снова.
    данные методические рекомендации будут полезны для педагогов-организаторов, классных руководителей. воспитателей. вожатых и всех тех, кто организует детский досуг.

    Оценить 1270 0

    Содержимое разработки

    МАУДО Центр детского творчества Промышленного района

    Методические рекомендации

    по проектированию игровых программ

    клуба по месту жительства

    Критерии эффективности игровой программы

    Принципы разработки игровой программы и ее примерная структура

    Проектирование игровой программы

    Пояснительная записка

    Игра является уникальным феноменом человеческой культуры, который сопровождает человека на протяжении всей жизни и выполняет целый комплекс разнообразных функций. Основными из них являются:

    Социализирующая. Игра является мощным средством освоения человеком социального опыта. Человек с самого рождения через игру приобретает элементарные навыки взаимодействия с социумом, происходит адаптация к условиям среды, саморегуляция, обучение общению.

    Коммуникативная. В процессе игры играющий развивает навыки общения с участниками игрового процесса.

    Рекреационно-развлекательная. Это одна из ведущих функций игры, ибо игра раскрепощает и доставляет радость.

    Диагностическая. Игра позволяет выявить уровень развития творческого потенциала, уровень физического и интеллектуального развития.

    Коррекционно-терапевтическая. Игра все используется в лечебно-оздоровительных целях для поддержания психологического равновесия личности. Кроме того, игра способствует разрешению детских конфликтов, снятию агрессивности отдельных подростков

    Компенсаторная функция. Игра компенсирует потребность во взрослости, включении в социально-значимые отношения, позволяет учащимся более полно выразить эмоциональную сферу личности.

    Мотивационно-побудительная функция, игра создает мотив деятельности, который значим для человека, и не отодвинут на отдаленное будущее, а также побуждает их к этой деятельности;

    Релаксационная функция: снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивности обучения;

    Психотехническая функция — формирование навыков подготовки физиологического состояния для наиболее эффективной деятельности.

    Функция оптимизацииэмоциональных взаимоотношений в семье.

    С самого раннего детства игра самый любимый и важный вид деятельности. Но сегодня, к сожалению, игра (в первую очередь развивающая, коммуникативная, соревновательная) постепенно исчезает из жизни детей, заменяется компьютерными эрзацами. Такое положение вещей ведет к бессмысленному, бессодержательному и даже опасному времяпрепровождению детей и подростков. В условиях обострения духовно-нравственного кризиса, наблюдающегося сейчас в нашем обществе необходимо переосмыслить отношение к организации детского досуга и усилить поиск педагогически целесообразных и привлекательных для подрастающего поколения форм досуга.

    Одной из таких форм, на наш взгляд, может стать игровая досуговая

    программа. Это понятие достаточно широкое, включающее в себя огромное количество форм организации свободного времени детей и подростков. Все эти формы направлены на решение комплекса задач, связанного с вовлечением детей в яркий мир игр, соревнований для освоения ими разнообразного социального опыта. Игровая программа является способом обучения, развития, воспитания.

    Причем воспитательный процесс в ней является скрытым, завуалированным. Ребенок чувствует себя свободным и легко и естественно включается в игровые события, которые воспитывают качества его характера, углубляют познания о мире, жизни, формируют навыки взаимодействия с окружающими.

    Результатом игровой программы является позитивное развитие сюжета и развязка игровой ситуации. Педагогу организатору необходимо поставить и игровые цели, которые увлекут участников (помочь спасти героя, разгадать тайну, найти похищенное и т.п.), и цели педагогические: развивающие, воспитательные, социализирующие, которые учащимся будут не известны. Связующим звеном между педагогическими и игровыми целями является идея программы, вокруг которой строится сюжет. Грамотная организация игровой программы позволяет ребенку осмыслить и присвоить эту идею.

    Практика показывает, что педагогические цели воспринимаются педагогами, как формальный компонент программы. При их формулировке допускаются размытость и неточность определений. Такой подход ставит под сомнение целесообразность программы. Кроме того, очень часто игровые программы грешат поверхностностью (недостаточной глубиной) идеи, несогласованностью педагогических и игровых целей, недостаточной проработкой содержания программы, неумением педагогов-организаторов смоделировать игровую ситуацию и адекватную реакцию учащихся.

    Исходя из этого, крайне актуальным, по нашему мнению, являются уточнение критериального ряда эффективности игровых программ, принципов ее разработки и создание на их основе технологической карты ее проектирования.

    Критерии эффективности игровой программы

    В современных игровых программах решаются задачи развития ребёнка в следующих основных направлениях:

    – формирование нравственной позиции ребенка;

    – развитие интересов детей;

    – формирование мотивов к познавательной деятельности;

    – формирование системы знаний, умений, навыков;

    – развитие творческих способностей; – создание условий для формирования детского коллектива, как средства развития личности;

    – развитие эмоционально-волевой сферы;

    – развитие общих познавательных способностей (память, мышление, речь, воображение, внимание);

    – формирование у детей стремление к здоровому образу жизни;

    – формирование коммуникативных умений (умение общаться со сверстниками и с взрослыми, умение адекватно воспринимать ситуацию и т.д.).

    Только программы, которые позволяют решить перечисленные задачи в совокупности могут являться эффективными.

    Традиционно выделяют 8 основных критериев, которые позволяют оценить эффективность игровой программы. К ним относят:

    актуальность– значимость программы для современных детей, её соответствие потребностям, интересам сегодняшних детей; направленность на решение современных проблем детства;

    гуманитарность–направленность программы на раскрытие, реализацию гуманистических идей и её проведение с ориентацией на уважение к личности участников;

    полнота программы–наличие всех необходимых структурных элементов программы, достаточная степень проработанности, насыщенности и выраженности каждого компонента программы, в том числе, проработанность вариативного импровизационного компонента, создающего условия для развития событий программы в зависимости от выбора участников игры;

    целостность–единство и взаимосвязь всех структурных элементов программы и их упорядоченность, соразмерность, взаимосвязанность;

    новизна–наличие креативных (инновационных) подходов, нестандартных идей и режиссерского решения, обновленных приемов;

    эстетичность –гармоничность использованных художественных средств, наличие воздействия художественно-музыкального, образного решения программы, эмоциональный фон программы;

    игровая эффективность–качество игрового общения и деятельности, создание эмоционально-игровой атмосферы, включённость детей в игру;

    педагогическая эффективность–уровень достижения поставленных педагогических целей; наличие отдаленного результата, заложенного механизмом последействия.

    На наш взгляд, данный перечень далеко не полон, поскольку не позволяет оценить целевой и содержательный компоненты игровой программы, составляющих ее сущность.

    Игровая программа не может быть эффективной если в ней отсутствует точная, конкретная достижимая цель, которая ,по сути, является прогнозируемым результатом. К сожалению, педагоги-организаторы зачастую ориентированы, прежде всего, на то, чтобы их программа понравилась детям, увлекла их, чтобы дети были довольны. Поэтому они продумывают игровую цель, интересную игровую ситуацию, яркий образ ведущего, приёмы активизации детей, но развивающие смыслы, педагогическая сущность игровой программы отходят на второй план.

    Комплексный подход к воспитанию предполагает включение в целевой блок задач развития познавательно-мировоззренческой (когнитивной), эмоционально-волевой (аффективной, мотивационной), действенно-практической (поведенческой) сторон личности ребёнка. То есть, необходимо четко определить, что ребёнок поймёт, о чём задумается, что осмыслит, к какому выводу придёт (когнитивные задачи). А так же что он прочувствует, чем заинтересуется, чего захочет, какое стремление усилит (мотивационные задачи), какие навыки закрепит, какие умения приобретёт, какие способности и в чём усилит (поведенческие задачи). Исходя из того, что программа содержит многообразие игровых форм (структурных элементов), цель каждой игры может представлять собой подцели или задачи по отношению к цели всей игровой программы. Разрабатывая целевой блок, его необходимо разворачивать от целей высшего порядка к задачам и к ожидаемому результату, методам его отслеживания.

    Если цели определены точно, то дальнейшая разработка программы связана с поиском игровых ситуаций, заданий, сценарного хода, которые позволят их достичь.

    Содержание программы, ее идея, используемые игровые формы и атрибуты должны соответствовать возрастным особенностям участников. Так же им должен соответствовать и объем, предлагаемого для программы времени.

    Критерием эффективности программы, безусловно, является и степень логичности выстроенного порядка игр, конкурсов, заданий. Целесообразно их выстраивание от простого к более сложному, либо же чередование активных и пассивных форм.

    Кроме того, все предлагаемые игры, конкурсы задания оцениваются с точки зрения безопасности, гигиеничности, эстетичности, зрелищности, эргономичности. При этом учитывается их полнота, ясность, развивающий эффект.

    Немаловажным критерием эффективности игровой программы является и то, как ее идея воплощается в ее оформлении и игровых атрибутах. Насколько целесообразно их применение, не заслоняют ли они саму идею программы, или наоборот мало используются.

    Ну, и, конечно же, эффективность игровой программы зависит от ее сюжета и его динамичности. Если он не обеспечивает эмоциональность и азарт участников, то не педагогический, ни тем более развлекательный эффект не будут достигнуты.

    Принципы разработки игровой программы

    и ее примерная структура

    Важным аспектом достижения эффективности игровой программы, достижения ее целей является обеспечение ее разработки в соответствии с рядом педагогических принципов, ориентированных на принципы организации игры, которые представлены в исследованиях Л.Н. Буйловой, А.А. Вербицкого, О.С. Газмана, П.И. Пидкасистого, С.А.

    Шмакова и др. К ним относят:

    – принцип активности – создание условий для проявления физических и интеллектуальных сил участников, высокого интереса детей, зависимости развития сюжета от их действий (моделирование детьми своего поведения, поиск альтернативных вариантов решения игры и пр.):

    Читайте также:
    Какая программа используется для работы с таблицами

    – принцип взаимодействия – интенсивность коммуникативных связей в процессе игры, приобретение и обогащение детьми разнообразного социального опыта (диалоговое общение, работа малых групп, выбор различных действий в рамках правил и сюжета программы, проба разных ролей: лидера, творца, организатора и пр.);

    – принцип синтетичности – совокупность игровых средств и способов воздействия на ребенка, объединенных в единый процесс (зрелищность, игровое пространство, музыкальное и художественное оформление, язык, реквизит и т.д.);

    – принцип целостности – согласованность, взаимовлияние, полнота всех компонентов программы, влияющих на её качество и эффективность;

    – принципа динамичности – вариативность игровой деятельности, содержащей в своем сюжете интригу, преодоление какого-либо препятствия, регулирование игрового состояния участников через правила игры и учет фактора времени;

    – принцип правдоподобия – создание игровой атмосферы, побуждающей «поверить» в игровые обстоятельства; конструирование игровых ситуаций, атрибутов игры, аналогичных ситуациям реальной жизни (реалистичность восприятия, импровизация и свобода в игре);

    – принцип личного проживания – эмоциональная включённость ребёнка в игру, в игровые события, её атмосферу; наличие у ребёнка состояния, адекватного игровым событиям; приобретение детьми в процессе игры опыта, частично переносимого в реальную жизнь.

    Примерная структура игровой программы представляет собой следующую модель:

    Адресат программы и удовлетворяемые ей потребности

    Целевое назначение программы и ее задачи

    Возможные варианты участия детей в программе

    Продолжительность программы и условия ее реализации

    После того, как найдены ответы на эти вопросы, начинается этап разработки игровой программы, который предполагает:

    1.Создание инициативной группы (сценарист, режиссер, художник, музыкальный руководитель, осветитель)

    2.Выбор темы и сюжета.

    3.Выбор игровых приемов и стиля проведения игры.

    5.Подбор необходимого литературного, игортехничекого материала и реквизитов.

    6.Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации, оборудование).

    7.Составление сметы расходов.

    8.Постановка мероприятия и репетиционный период.

    9.Художественное и техническое оформление игрового пространства.

    Проектирование игровой программы

    На основе перечисленных принципов разработки игровой программы, почетным работником образования РФ И.М. Кареловой была разработана «Технологическая карта проектирования игровых досуговых программ». Данная карта позволяет педагогу-организатору совершенствовать и развивать идеи замысла; спрогнозировать педагогическую результативность; детально проработать каждый эпизод программы; выявить более органичные сочетания и взаимодействия структурных элементов; увидеть целостный образ будущей программы. Она проста и удобна в применении и позволяет предусмотреть все этапы проектирования.

    В ее организационно-целевой блок включены следующие разделы:

    -педагогические задачи программы;

    — основная идея сценарного хода;

    -игровая задача программы;

    -действующие лица программы.

    В содержательном блоке отражены все этапы игровой программы: экспозиция, развитие действия, кульминация и финал. Для каждого из них необходимо определить:

    -ожидаемое состояние участников, их мысли, чувства, ощущения;

    — игровые действия участников (активные и пассивные);

    -композиционное построение, действия ведущих, событийный ряд;

    -вспомогательные средства, реквизит.

    Нам наш взгляд, в содержательный блок, данный технологической карты, целесообразно внести также определение музыкального и светового оформления каждого этапа игровой программы. А также определить игровые манки и приемы активизации участников программы.

    Алгоритм разработки и реализации программы можно представить

    в следующей цепочке:

    Проработка и заполнение карты проектирования

    Подготовительный репетиционный период

    Анализ и корректировка

    Диагностика и шлифовка программы

    При заполнении карты необходимо учитывать педагогическую целесообразность; социальную направленность; актуальность; реальность выполнения всех выделенных этапов игровой программы. Только тогда она послужит импульсом к поиску, обновлению игровых приемов и всего того, что может удивить и увлечь ребенка. А итог работы приведет к новому качественному уровню программы, доставит удовлетворение от сознания своего профессионализма!

    В данной работе рассмотрены основные критерии эффективности игровой программы, принципы ее разработки и примерная структура. А также представлены основные моменты проектирования игровых программ. Выявлена важность и необходимость данного процесса.

    Исходя из рассмотренных вопросов, можно сделать вывод, чтопедагогическая эффективность игровой программы — это степень достижения поставленных целей при условии гармоничного использования игровых средств и комплекса средств воспитания, обеспечивающих скрытый характер воспитательного процесса. Она зависит от качества разработки игровой программы, которая должна быть выполнена в соответствии с принципами: активности, взаимодействия, синтетичности, целостности, динамичности, правдоподобия личного проживания, и от качества её проведения. А технологическая карта проектирования игровых программ позволит создать уникальную программу, в которой детям захочется участвовать снова и снова.

    1. Буйлова, Л.Н. Как организовать игровую деятельность учащихся: практическое пособие/ Л.Н. Буйлова. – М.: АРКТИ, 2005. – 288 с.

    2. Карелова, И.М. К вопросу о педагогической эффективности игровой досуговой программы/ И.М. Карелова// Молодой ученый. – 2015. – № 8. – С. 34-37

    3.Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для вузов/ А.П. Панфилова; под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., стер. – М.: «Академия», 2007. – 168 с.

    4. Шмаков, С.А. Уроки детского досуга: в помощь педагогу-экспериментатору, классному руководителю / С.А.Шмаков. – М.: Академия, 2002. – 86 с.

    Источник: www.prodlenka.org

    IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

    ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВЫХ ФОРМ ДОСУГА

    Пикалова И.Е.
    Работа в формате PDF

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

    Игра — самое большое и чудесное поле высшего и свободного творчества, поистине поле чудес. В ней заложен богатейший потенциал развития личности, заложен исторически мудростью народной.

    Включение в игровую деятельность позволяет сочетать труд и удовольствие, познание мира и игру, развивает логическое и образное мышление, воспитывает активную жизненную позицию человека — творца, пришедшего в этот мир созидать, а не существовать. Игровая деятельность — синтетический вид искусства, который соединяет в себе историю, музыку, хореографию, актерское мастерство и психологию.

    Не удивительно, что такой жанр как игровая программа пользуется все большей популярностью. Издается огромное количество книг с разнообразными сценариями игровых программ по поводу и без повода, но литературы о технологии, методики постановки режиссуры конкурсно — игровых программ очень мало, а может быть и нет совсем. Авторы таких программ, часто действуют интуитивно, собирая методический материал по крохам из собственного опыта и опыта своих коллег. На сегодняшний день это можно сделать на различных конкурсных встречах ведущих игровых программ, т.к. общеизвестно, что авторы игровых программ, являются не только сценаристами, но и режиссерами и ведущими игры.

    Игра — один из видов деятельности человека, одна из форм досуга. Её можно рассматривать как непреднамеренное самообучение.

    Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

    В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнований, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

    В структуру игры как процесса входят:

    а) роли, взятые на себя играющими;

    б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

    в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

    г) реальные отношения между играющими;

    Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования.

    В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

    Первая цель – удовольствие от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

    Цель второго уровня – функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

    Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры – разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т.п.

    Зависимость выбора или разработки от поставленных задач.

    При выборе, разработке организатор должен учитывать возрастные особенности предполагаемых участников, их развитие, физическую подготовленность, количество, кругозор. Следует выяснить состояние группы, межличностные связи, потребности, проблемы и т. д.Так же следует учитывать погодные условия (если проводится на улице), место проведения, наличие реквизита. Выбор зависит от эмоционального состояния участников, от их взаимоотношений, от индивидуального стиля организатора и его особенностей.

    Исходя из этого, следует определить, какие цели и задачи ставятся перед игрой (необходимость снять напряжение в группе, решить какой-то конфликт, продемонстрировать неоднозначность и пути решения актуальной для группы ситуации, отработать навык взаимодействия в экстремальной обстановке, поставить или решить какую-то проблему и т.п.).

    Следующий этап — осознание того, какой типаж игры следует выбрать для решения поставленных задач. Здесь надо быть очень внимательным, так как от этого зависят многие игровые факторы — динамика, плотность и характер взаимодействия отдельных игроков, степень возможной конфликтности в игре, то, как определят для себя дети свои игровые цели, и многое другое.

    Типаж может быть задан теми внутренними целями, которые определяют для игроков ведущий.

    Игровая программа бывает различного типа: авторская; интеллектуальная; интерактивная, спортивная и т.д.

    -Народные формы: Ярмарки, Посиделки, Гулянья, Скоморошины…

    -Исторически сложившиеся формы: Балы-ассамблеи, Маскарады, Карнавалы, Гостиные, Салоны…

    -Современные традиционные формы: КВН, Что? Где? Когда?, Дискотека, Стартинейджер.

    -Производные формы: Спектакль – игра, Фестиваль – игра, Концерт – игра, Игра – экспедиция, Игра – экскурсия, Игра – акция, Игра — аукцион.

    Место должно быть безопасным, комфортным, создающим или подкрепляющим соответствующую атмосферу. Перед проведением программы, мероприятия на местности, руководитель должен заранее ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры.

    Желательно, чтобы он был ярким, красочным. Реквизит должен быть гигиеничным, по размеру и весу должен соответствовать силам участников. Количество реквизита также необходимо предусмотреть заранее.

    Организатор должен предварительно продумать весь ход программы и предвидеть, какие моменты ее могут вызвать азарт, нечестное поведение играющих, падение интересов, чтобы заранее продумать, как предотвратить эти нежелательные явления. А также необходимо проверить все ли готово к проведению (в большей степени это касается реквизита, оформления и призов).

    Читайте также:
    Подключить программу с 1

    Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитателя и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки, или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые радиообъявления и т.п. В предложения игры входит объяснение ее правил, и техники действий.

    Для успешного проведения (особенно развлекательной, шоу — программы), а так же для того чтобы участники заинтересовались и быстро включились, желательно чтобы организатор находился в так называемом «легком весе». «Легкий вес» характеризуется эмоциональностью, подвижностью, раскрепощенностью, естественной улыбкой, приподнятым настроением. Введение в игру, программу, начало праздника и т.п. должно соответствовать сюжету и настроению программы. Например, на лирический лад может настроить соответствующая песня. У малышей началом “Путешествия по сказкам” может служить письмо, полученное от сказочного героя с просьбой о помощи или приглашением в гости и т.д.

    Успех программы в значительной мере зависит от ее объяснения. Приступая к рассказу, руководитель должен ясно представлять себе весь ход программы. Объяснять правила лучше тогда, когда игроки заняли необходимое положение на площадке. Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятии, (исключение составляют игры с малышами, которые необходимо объяснять в сказочной форме). Рассказ должен быть логичным и последовательным. Объяснение правил игры можно строить по следующему плану:

    роли и расположение на площадке;

    представление жюри (если таковое имеется).

    Если встречаются затруднения в четком, ясном изложении правил, то рекомендуется предварительно прописать объяснение на бумаге.

    Деление на команды, распределение ролей- это достаточно трудный момент. Трудный потому, что в играх есть роли главные и второстепенные, интересные и менее интересные. Организатор должен обеспечить положение, при котором участники будут равны по силам, в одинаковых условиях, в противном случае пропадет интерес. Если кто-то не хочет участвовать, предложите ему роль эксперта, наблюдателя, вашего помощника, следуя принципу: как можно меньше зрителей, как можно больше участников.

    Деление на команды можно осуществить следующим образом:

    по времени года: кто родился зимой-летом, играют в одной команде, весной-осенью — во второй (не всегда удобно, т.к. получается не равное количество человек в командах);

    по разрезанным открыткам: игрокам выдаются разрезанные на равное число частей открытки, участники должны составить исходные открытки; те, кто имеют части одной открытки — играют в одной команде;

    игроки сами набирают команду (например, игра «Два корабля»: выбираются капитаны, капитаны сами выбирают себе кока, юнгу и т.д., затем даются задания каждой категории игроков);

    при помощи игр-разбивок, при помощи многоуровневых жетонов.

    Организатор (ведущий, конферансье) должен заинтересовать участников игрой (программой), увлечь их. Иногда стоит самому участвовать в программе, увлекая своим примером, поведением. Надо приучать детей сознательно соблюдать правила, добиваться сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на участников.

    Конкурсная программа требует объективного беспристрастного судейства. Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных баллов, очков и т.п. Участники должны до начала игры представлять, чем грозит им нарушение правил.

    Необходимо чередовать конкурсы, игровые задания интенсивные и малоподвижные. Продолжительность зависит от характера программы, возраста и состава участников. Если программа (игра) командная, рекомендуется предусмотреть конкурсы (игры и т.п.) со зрителями (болельщиками).

    Ведущий игровой программы, должен быть настойчивым, но не назойливым. Бывают ситуации, когда у детей не возникает желания участвовать в предлагаемых играх. Для активного участия в игре — необходимы соответствующее настроение и внутренняя свобода. Любые попытки навязать, эмоционально не подготовленной для этого аудитории какую-то деятельность не только бессмысленны, но и способны вызвать стойкое негативное отношение к предлагаемому занятию.

    Он основной организатор игрового действия. Он не просто даёт задания и следит за их выполнением: когда это необходимо, он оказывает играющим помощь, он подаёт новые идеи, следит за сюжетом, ходом игры и так далее.

    Опыт показывает, что самой удобной позицией ведущего является позиция одного из участников. Он задаёт тон, его действия становятся образцом для подражания. В этом случае легче осуществляется управление процессом игры, а сама направляющая деятельность остаётся наименее заметной.

    Задача ведущего – направить игру по такому пути, который обеспечил бы проявление инициативы, эрудиции, находчивости, ловкости каждого из его участников. Важно, чтобы играющие выступали в наиболее благоприятной для них роли, находили применение своим способностям, полнее раскрывали свою индивидуальность.

    Очень важно закончить программу своевременно, по принципу: получили удовольствие, но не переутомились. Закончить игру лучше на эмоциональном и сюжетном подъёме, что обеспечивает яркость впечатлений и больше стимулов для предстоящего обсуждения. К тому же «сильная» концовка оставляет яркие воспоминания о прошедшей игре. Но окончание не должно быть для игроков неожиданным («последнее задание» и т.п.). Желательно что бы конец программы был результативным — победа, поражение, и т. п., он должен быть ярким, эмоциональным.

    Одним из традиционных приемов завершения досугового занятия является вручение наград, подарков, сюрпризов. При этом следует различать эти три понятия.

    -Награждение, вручение призов проводится в случае, когда по своей сути мероприятие представляет соревнование, выбор лучшего, первого, которого и следует таким образом отметить. Соответственно вручение призов уместно в завершении конкурсов, викторин, смотров, фестивалей и прочих состязательных форм досуговой работы. Призы, награды могут быть индивидуальными и коллективными, материальными (грамоты, значки, сувениры и пр.) и моральными (присвоение звания, благодарность и пр.), приобретенными в магазине и сделанными своими руками. Их можно вручить только победителю или занявшим первые три места, а можно вручить утешительные призы проигравшим.

    -Подарки — это сувениры вручаемые в честь какого-либо события или праздника. Их использование в качестве завершающего момента досугового дела применяется в случае организации праздников, утренников, тематических вечеров и т.п. Так же как и призы, они могут быть индивидуальными (книга каждому участнику Праздника посвящения в читатели) или коллективными (набор книг для классной библиотечки), приобретенными в магазине и сделанными своими .руками. Последние, в свою очередь, имеют наибольшее педагогическое значение, если они изготовлены самими ребятами друг для друга.

    Сюрпризы всегда имеют оттенок неожиданности, непредсказуемости. Поэтому их использование возможно при организации любого дела, любой формы.

    К формам поощрения можно отнести:

    присвоение званий (капитан первого ранга);

    объявление благодарности (за наибольший вклад в победу и т. п.);

    выставление оценок, подсчет очков, определение мест;

    вручение знаков отличий и т.д.

    Там, где вкраплен сюжет, рекомендуется конец, соответствующий сюжету программы: начальник заставы «демобилизует» своих пограничников и отпускает их по домам.

    Последующий разбор программы (при необходимости) имеет большое значение. Объективный разбор приучает к правильной самооценке. При анализе отмечаются наиболее удачные моменты дела и те, кому мы ими обязаны. Неудачи также вычленяются, и обговаривается, как их избежать в дальнейшем. Рекомендуется ответить на вопросы: что помогало, мешало достижению результата, и т.п.

    • знакомство с имеющейся литературой;
    • выбор и разработка дела с учетом возраста;
    • выбор и подготовка места проведения;
    • подготовка реквизита, костюмов;
    • привлечение спонсоров;
    • подготовка, покупка призов;
    • определение сроков, длительности дела;
    • проведение рекламной кампании;
    • подготовка музыкального сопровождения;
    • выбор и работа с жюри;
    • деление на команды (если конкурс)
    • подготовка домашнего задания;
    • выбор и подготовка ведущих;
    • вовлечение, введение в программу (сюжет)
    • приветствие ведущих;
    • деление на команды или приветствие команд, распределение ролей;
    • объяснение правил (игровая задача, роли и расположение на площадке, ход дела, правила и ограничения);
    • представление жюри (если оно есть)
    • руководство (ведение) программой
    • заключение, выход из игры
    • подведение итогов

    Последующий разбор, анализ подготовки, проведения дела (организаторы, ведущие). Последействие (публикация сценария, проведение дела для других участников, продолжение дела, изменение сценария и т.п.)

    Итак, досуг — совокупность различных видов деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, позволяет удовлетворить его потребности в этом направлении. При этом именно разнообразные формы досуга могут оказать неоценимую услугу в формировании досуговой культуры. Чем шире и разнообразнее будет применяемый игровой репертуар, тем большие возможности открываются перед организаторами досуга.

    В процессе игровой деятельности накапливается и закрепляется опыт коллективных переживаний, формируется нравственные нормы, формируется необходимый для общения эмоциональный запас уважительности к людям, бескорыстность, отзывчивость, сплочённость доброта, контактность. Каждому человеку свойственно радостно уметь и мочь. В игре рождается содружество, а значит, и дружба и такие ее слагаемые, как независимость, самостоятельность, защищенность, взаимопомощь и т. п.

    Таким образом, игровые формы — это, как правило, коллективная — творческая деятельность. Добытые самостоятельно знания, умения, навыки становятся их богатством на всю жизнь. Поэтому игры являются своеобразным отражением, тренингом, прививающим полезные умения, навыки, закрепляющие важные человеческие свойства и качества в формировании культурно-досуговой деятельности.

    Список использованных источников

    1. Сташкевич Н.А. Методы и формы игрового досуга в сфере дополнительного образования.; (Электронный ресурс ). – Режим доступа: http:/ /nsportal.ru/ shkola/ obshchepedagogicheskie -tekhnologii /library/ 2014/01/23/
    2. Морозова Е.С. Современные образовательные технологии. Игровая технология. Учебно-методический материал. Социальная сеть работников образования (Электронный ресурс). – Режим доступа: http:/ /nsportal.ru/
    3. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М. – Новая школа, 1994 (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.edubib.ru/books/psychilogy/shmakow.htm
    4. Школа. Образовательные технологии.Традиционное обучение. Обзор технологий. Игровые технологии (Электронный ресурс ) . – Режим доступа: http://edu.enterinfo.ru/ /игра-как-метод-обучения/
    5. Хейзинга Й. Homo Ludens / Человек играющий. В тени завтрашнего дня. М. Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия» 1992
    6. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность / А.Д. Жарков, В.М Чижиков. — М.: МГУК, 1998.
    7. Студопедия. Игра как метод обучения. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://studopedia.ru/1_52414_igra-kak-metod-obucheniya.html

    Источник: scienceforum.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru