Основные модули компьютерных тестовых программ можно выделить

Обучение — многогранный процесс, и контроль знаний — лишь однаиз его сторон. Однако именно в ней компьютерные технологии продвинулись максимально далеко, и среди них тестирование занимает ведущую роль. В ряде стран тестирование потеснило традиционные формы контроля — устные и письменные экзамены и собеседования.

По-видимому, многие преподаватели уже прошли через некоторую эйфорию при создании тестов и поняли, что это — весьма непростое дело. Куча бессистемно надерганных вопросов и ответов — далеко еще не тест. Оказывается, что для создания адекватного и эффективного теста надо затратить много труда. Компьютер может оказать в этом деле немалую помощь.

Существует специальная теория тестирования, оперирующая понятиями надежность, валидность, матрица покрытия и т.д., не специфических именно для компьютерных тестов. Здесь мы не будем в нее углубляться, сосредоточившись в основном на технологических аспектах.

Как отмечалось выше, широкое распространение в настоящее время получают инструментальные авторские системы по созданию педагогических средств: обучающих программ, электронных учебников, компьютерных тестов. Особую актуальность для преподавателей школ и вузов приобретают программы для создания компьютерных тестов — тестовые оболочки. Подобных программных средств существует множество, и программисты-разработчики готовы строить новые варианты, так называемых, авторских систем. Однако широкое распространение этих программных средств сдерживается отсутствием простых и нетрудоемких методик составления тестовых заданий, с помощью которых можно «начинять» оболочки. В настоящем разделе представлены некоторые подходы к разработке компьютерных тестов.

ЯГеограф. Практическая геоинформатика

Другой метод проектирования «снизу — вверх» (от частного к общему) в большинстве случаев реализуется группой экспертов для разработки модели знаний сложной и объемной предметной области или для нескольких, близких по структуре и содержанию, предметных областей.

Каждый модуль предполагает входящую информацию, состоящуюиз набора необходимых понятий из других модулей и предметных областей, а на выходе создает совокупность новых понятий, знаний, описанных в данном модуле, рис. 6.13.

Модуль может содержать подмодули. Элементарный подмодуль — неделимый элемент знания — может быть представлен в виде базы данных, базы знаний, информационной модели. Понятия и отношения между ними представляют семантический граф (рис. 6.14).

Рис. 6.13. Структуры линейной модели знаний

Рис. 6.14. Семантический граф модуля знаний

Приведем пример элемента модуля знаний по теме «Исследование графиковфункций», рис. 6.15.

Рис. 6.15. Пример элемента модуля знаний

Модульное представление знаний помогает

Модуль Тестирование

• организовать четкую систему контроля с помощью компьютерного тестирования, поскольку допускает промежуточный контроль (тестирование) каждого модуля, итоговый контроль по всем модулям и их взаимосвязям, а также эффективно использовать методику «черного ящика»;

• выявить и учитывать семантические связи модулей и их отношения с другими предметными областями.

Проектирование модели знаний играет важную роль. для образовательного процесса. От этого в конечном счете зависит обучающая среда: учитель с его квалификацией и опытом, средства и технологии обучения, а главное — контроль обучения.

Модульный принцип построения модели знаний позволяет использовать принцип исчерпывающего контроля — полный перебор всех тестовых заданий для заданной предметной области, что характерно для итоговых измерений уровня обученности.

Можно выделить два принципиальных способа контроля (тестирования) некоторой системы:

1) метод «белого ящика» — принцип тестирования экспертной модели знаний;

2) метод «черного ящика» — тестирование некоторой сложной системы по принципу контроля входных и выходных данных (наиболее подходит к компьютерному тестированию).

Для упрощения дальнейшего изложения введем ряд определений и понятий.

Тестирование — процесс оценки соответствия личностной модели знаний ученика экспертной модели знаний. Главная цель тестирования — обнаружение несоответствия этих моделей (а не измерение уровня знаний), оценка уровня их несоответствия. Тестирование проводится с помощью специальных тестов, состоящих из заданного набора тестовых заданий.

Тестовое задание — это четкое и ясное задание по предметной области, требующее однозначного ответа или выполнения определенного алгоритма действий.

Тест — набор взаимосвязанных тестовых заданий, позволяющих оценить соответствие знаний ученика экспертной модели знаний предметной области.

Тестовое пространство — множество тестовых заданий по всем модулям экспертной модели знаний.

Класс эквивалентности — множество тестовых заданий, таких,что выполнение учеником одного из них гарантирует выполнение других.

Полный тест — подмножество тестового пространства, обеспечивающее объективную оценку соответствия между личностной моделью и экспертной моделью знаний.

Эффективный тест — оптимальный по объему полный тест.

Самой сложной задачей эксперта по контролю является задача разработки тестов, которые позволяют максимально объективно оценить уровень соответствия или несоответствия личностной модели знаний ученика и экспертной модели.

Подбор тестовых заданий осуществляется экспертами-педагогами методологией «белого ящика», а их пригодность оценивают с помощью «черного ящика».

Рис. 6.16. Схема создания тестовых заданий

Самый простой способ составления тестовых заданий — формирование вопросов к понятиям, составляющим узлы семантического графа (рис. 6.16), разработка упражнений, требующих для их выполнения знания свойств выбранного понятия. Более сложным этапом является разработка тестовых заданий, определяющих отношения между понятиями. Еще более глубокий уровень заданий связан с их подбором, выявляющим связь понятий между отдельными модулями.

Множество тестовых заданий (тестовое пространство), вообще говоря,согласнопринципу исчерпывающего тестирования, может быть бесконечным. Например, для исчерпывающего контроля знании таблицы умножения целых чисел от 1 до 100 необходимо использовать 100х100 всех возможных комбинаций двух чисел. А для всех натуральных чисел тестовое пространство становится бесконечным.

Однако в каждом реальном случае существует конечное подмножество тестовых заданий, использование которых позволяет с большой вероятностной точностью оценить соответствие знаний ученика заданным критериям по экспертной модели знаний (полный тест).

Из полного теста можно выделить эффективный тест (оптимальный по объему набор тестовых заданий, гарантирующий оценку личностной модели ученика заданным критериям). Выбор эффективного теста зависит от удачного разбиения тестового пространства на классы эквивалентности, пограничные условия, создание тестов на покрытие путей и логических связей между понятиями и модулями.

В примере с таблицей умножения одним из классов эквивалентности может выступить множество заданий перемножения всех натуральных чисел на 1: 1*1, 1*2, 1*3 и т.д. Поэтому в тест достаточно включить всего лишь несколько тестовых заданий из этого класса эквивалентности.

В дальнейшем необходим тестовый эксперимент на группе учащихся, который позволит провести корректировку и доводку теста до вида эксплуатации (методика «черного ящика»).

Таким образом, построение компьютерных тестов можно осуществлять по следующим последовательным шагам:

1) формализация экспертной целевой модели знаний;

2) нисходящее (или снизу — вверх) проектирование тестового пространства;

3) формирование и наполнение тестовых заданий;

4) формирование полного компьютерного теста;

5) тестовый эксперимент;

6) выбор эффективного теста;

7) анализ, корректировка и доводка теста до вида эксплуатации.

Типы компьютерных тестов. В соответствии с моделью знаний выделим три класса компьютерных тестов на знания, умения и навыки. Отметим, что типы компьютерных тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого.

1. Типы тестовых заданий по блоку «знания»:

• вопросы альтернативные (требуют ответа да — нет);

• вопросы с выбором (ответ из набора вариантов);

• вопросы информативные на знание фактов (где, когда, сколько);

•вопросы на знание фактов, имеющих формализованную структуру (в виде информационной модели или схемы знаний);

•вопросы по темам, где имеются однозначные общепринятые знаковые модели; математические формулы, законы, предикатные представления, таблицы;

• вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;

• вопросы, ответы на которые можно распознавать каким-либо методом однозначно.

2. Типы тестовых заданий по блоку «навыки» (распознание деятельности: манипуляции с клавиатурой; по конечному результату):

• задания на стандартные алгоритмы (альтернативные да — нет, выбор из набора вариантов);

3. Типы тестовых заданий по блоку «умения». Те же самые, что навыки, но использующие нестандартные алгоритмы и задачи предметной области при контроле времени их решения:

• задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные да — нет, выбор из набора вариантов);

Выбор типов тестов определяется

• особенностями инструментальных тестовых программ (тестовыми оболочками);

• особенностями предметной области;

• опытом и мастерством экспертов.

Инструментальные тестовые оболочки. Для создания тестов по предметной области разработаны и разрабатываются специальные инструментальные программы-оболочки, позволяющие создавать компьютерные тесты путем формирования базы данных из набора тестовых заданий.

Инструментальные программы, позволяющие разрабатывать компьютерные тесты, можно разделить на два класса: универсальные и специализированные. Универсальные программы содержат тестовую оболочку как составную часть. Среди них «Адонис» (Москва), «Linkway» (Microsoft), «Фея» (Томск), «Радуга» (Москва) и т.п. Специализированные тестовые оболочки предназначены лишь для формирования тестов. Это — «Аист» (Москва), «I_now» (Иркутск), «Тест» (Красноярск) и др.

Для того, чтобы разработать компьютерный вариант теста с помощью одной из названных выше программ, необходимо уяснить, какие формы тестовых заданий они допускают.

Как правило, компьютерные формы представления тестовых заданий могут выглядеть следующим образом.

1. Вопросы с фасетом. Задание вопроса, в котором меняются признаки.

Пример: Назовите столицу страны АНГЛИЯ:? _____.

Читайте также:
Как сделать программу через for

2. Вопросы с шаблоном ответа.

Пример: В каком году произошла Октябрьская революция? В ___ году.

3. Вопросы с набором ключевых слов (изображений, обозначений), из которых можно конструировать ответ.

Пример: Какие силы действуют на тело, движущееся по наклонной плоскости? (сила трения, сила упругости, сила тяжести, сила реакции опоры).

4. Закрытая форма вопроса: номер правильного ответа.

Пример: Какой климат в Красноярском крае?

5. Задание на соответствие: несколько вопросов и несколько ответов.

Пример: а) Кто автор планетарной модели?

б) Кто автор закона тяготения?

в) Кто автор поэмы «Мцыри»?

6. Конструирование ответа (шаблонный и бесшаблонный варианты): ответ формируется путем последовательного выбора элементов из инструментария по типу меню.

Пример: Чему равна производная функции у = Sin(x) + Cos(x)?

у’ = (Sin(x), Cos(x), tg(x), +, -, /, *, log(x), 1, 2, 3, 4, 5 и т.д.)

7. Задание на конструирование изображений: с помощью графредактора,менюизображений (аналогично предыдущему примеру).

8. Задание на демонстрацию с движущимися объектами. Ответ — в виде действия тестируемого (определенный набор клавиш).

Пример: Клавиатурный тренажер на время.

Перечисленные формы компьютерного представления тестовых заданий не исчерпывают их многообразия. Многое зависит от мастерства и изобретательности эксперта по тестированию. При создании тестов важно учитывать многие обстоятельства: личность тестируемого, вид контроля, методику использования тестов в учебном процессе и т.п.

Хорошим считается тест, если

• он восприимчив к угадыванию тестируемым;

• он восприимчив к невнимательности и ошибочным действиям тестируемого;

• он положительно влияет на тестируемого и педагога, который использует

тест. При этом тест используется обучаемымкак

• обучение (тренажер, самоконтроль);

Для учителя тест служит

• корректировке учебного процесса;

• использованию как вспомогательного средства для контроля (текущего);

• использованию как дидактического средства для обучения;

• для дистанционного обучения.

Пример теста по школьному курсу информатики. В 1996 г. Республиканский центр тестирования использовал тесты по некоторым школьным предметам, в частности по информатике. Ниже приводится один из его вариантов (разработчики: Н. Г. Граве, И.А.Елисеев, Г.В.Тюрникова). Тесты построены на основе канонического принципа: вопрос и варианты ответа.

Разработчиками выбрана следующая модель знаний школьного курса информатики:

Модуль 1. ВВЕДЕНИЕ

1. Измерение информации

2. Свойство информации

3. Измерение информации

4. Предмет информации. Фундаментальные понятия

5. История развития вычислительной техники

Модуль 2. УСТРОЙСТВО И РАБОТА ЭВМ

6. Состав информационно-измерительного комплекса

7. Поколения ЭВМ

8. Арифметические основы ЭВМ

9. Состав информационно-измерительного комплекса

10. Арифметические основы ЭВМ 1

11. Физические основы ЭВМ

12. Состав информационно-измерительного комплекса

Модуль 3. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ

13. Величины, тип, имя, значения, вид

14. Величины, тип, имя, значения, вид

15. Величины, тип, имя, значения, вид

16. Типы алгоритма

17. Способы описания

18. Способы описания

19. Алгоритм, свойства

20 — 24. Остальные вопросы как единый подраздел

Модуль 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

25 — 28. Операционные системы

29 — 30. Текстовый, графический, музыкальный редакторы

31 — 32. Базы данных

33. Электронные таблицы

Модуль 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

34 — 36. Перспективы развития

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Информационно компьютерные технологии в тестировании применяются для

Основой информационно-компьютерных технологий, как известно, является компьютер, принципиальная структура которого включает такие устройства: 1) управляющее, определяющее порядок выполнения операций и координирующее работу всех узлов компьютера; 2) арифметическое, выполняющее арифметические и логические операции; 3) запоминающее (память), предназначенное для хранения программ, исходных данных и результатов их обработки; 4) устройство ввода-вывода (терминал), служащее для ввода в машину исходных данных и программ их обработки, а также вывода конечных результатов.

Информационно-компьютерные технологии представляют собой информационные системы, которые включают такие системы: а) организации, хранения и представления информации; б) ввода, обновления и корректировки информации; в) потребления информации. Одним словом, под информационной системой понимают автоматизированную систему, предназначенную для организации, хранения, поддержки и предоставления информации пользователям в соответствии с их запросами. К таким системам относят информационно-поисковые, информационно-справочные, информационно-управляющие.

Развитие в последние десятилетия XX в. компьютерной техники, а также ее информационного обеспечения значительно расширило возможности информационно-компьютерных технологий, с помощью которых сегодня можно решать важнейшие задачи прогнозирования, планирования, управления и проектирования общественного производства и научных исследований, а также вести диалог ученого с компьютером. Широкое распространены в последнее время интеллектуально-диалоговые (вопросно-ответные), расчетно-логические, аналитические и экспертные системы.

Практически весь современный информационно-технологический процесс можно подразделить на следующие блоки: сбора и ввода исходных данных в вычислительную систему; размещения и хранения данных в памяти системы; обработки данных в целях получения результатов; выдачи данных в виде, удобном для восприятия пользователем. Одним словом, этот процесс включает в себя следующие четыре этапа: 1) первичный этап (сбор исходных данных, их регистрацию и передачу на устройство ввода); 2) подготовительный (прием, контроль, регистрацию входной информации и перенос ее на машинные носители); 3) основной (непосредственную обработку информации); 4) заключительный (контроль, вывод и передачу результирующей информации, ее тиражирование и хранение).

8)

На практике существует множество различных вариантов (форм) технологической обработки информации, что обусловлено применением различных средств вычислительной и организационной техники на отдельных операциях информационно-технологического процесса. Их построение определяется характером решаемых задач, кругом потребителей, а также используемыми техническими средствами, системами контроля данных и т. п. При этом технологический процесс обработки информации с помощью компьютера включает в себя следующие операции: 1) прием и комплектацию первичных документов (проверку полноты и качества их заполнения, их комплектацию и т. д.); 2) подготовку машинного носителя и контроль; 3) ввод данных в компьютер; 4) контроль, результаты которого выдаются на печатающее устройство (терминал); 5) запись входной информации в исходные массивы; 6) сортировку информации (если в этом есть необходимость); 7) обработку полученных данных; контроль и выдачу результатов полученной информации; 9) хранение информации.

Информационно-компьютерные технологии являются к наиболее быстро развивающимися. Среди основных направлений их развития, оказывающих значительное влияние на социальные технологии в целом, можно выделить следующие.

1. Неуклонное совершенствование информационно-компьютерных управленческих технологий. Как справедливо отмечает в этой связи российский исследователь К. Зуев, сфера управления является сегодня одной из наиболее быстро и глубоко охватываемых компьютеризацией областей [10, с. 143]. Эти технологии дают возможность не только перерабатывать огромные массивы информации, выполнять аналитические процедуры, прогнозировать развитие ситуаций, но и обеспечивать надежность управленческих решений и действий.

2. Развитие информационно-компьютерных аналитических технологий, которое обеспечивает анализ значительных массивов информации во многих областях социальной жизнедеятельности (экономике, политике, образовании, науке, маркетинге и т. п.). Это необходимо потому, что собранная информация только тогда становится полезной человеку, когда она осмыслена в аспекте выявления содержащихся в ней закономерностей и тенденций, после чего появляются широкие возможности ее исследования для выработки обоснованных научных рекомендаций по улучшению практической деятельности.

3. Ускоренная разработка информационно-компьютерных диагностических технологий, особенно в медицине, строительстве, военном деле, торговле, профессиональном отборе, аттестации персонала, маркетинговой деятельности, что способствует не только развитию этих сфер и видов деятельности, но и устойчивости общественного развития в целом.

4. Значительный прогресс в разработке и использовании информационно-компьютерных обучающих технологий, которые охватывают различные аспекты образовательно-воспитательной сферы. Например, в настоящее время широко распространены технологии дистанционного обучения посредством персонального компьютера и специальных методик передачи и усвоения учебного материала, а также технологии самообразования и самообучения.

5. Преобразование под воздействием информационно-компьютерных технологий сферы культуры, спорта и досуга, начиная от компьютерных игр и компьютеризации этих сфер до использования компьютера в процессе научного, художественного, литературного и музыкального творчества.

Иванова Т.А., преподаватель экономических дисциплин

УСПО “Якутский торгово-экономический

колледж потребительской кооперации”

«Информационно-компьютерные технологии в учебном процессе»

В настоящее время происходит стремительное развитие процесса информатизации общества, новые информационные технологии проникают практически во все сферы жизни современного человека. Эффективное использование этих технологий помогает людям жить в информационном обществе, получать новые знания, добиваться успеха в выбранных ими профессиях.

Современные информационно-компьютерные технологии (ИКТ) позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов, организации их познавательной деятельности.Использование ИКТ на занятиях позволяет готовить новое поколение к будущей жизни в информационном мире.

В связи с этим несколько лет работаем над проблемой внедрения компьютерных и информационных технологий в учебный процесс. Такие технологии используются в преподавании дисциплин «Финансы, денежное обращение и кредит», «Налоги и налогообложение», «Основы банковского дела», и др., а также при проведении внеаудиторных мероприятий по предметам и в воспитательной работе.

Применение компьютерных и информационных технологий эффективно на всех стадиях педагогического процесса: на этапе выдачи учебной информации, на этапе усвоения учебного материала, на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний и умений, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля.

Использование компьютерных и информационных технологий реализуется в следующих направлениях:

  • эффективное использование наиболее распространенных программных средств MicrosoftWord;
  • решение экономических задач с помощью табличного процессора MicrosoftExcel;
  • применение MicrosoftPowerPoint;
  • применение программ для тестирования;
  • использование мультимедийной техники;
  • справочно-правовые системы «КонсультантПлюс»;
  • интернет технологии.
  • 1c предприятие 8.1. 8.2.

Разноплановое использование новых технологий позволяет существенно повысить качество учебного процесса и профессиональной подготовки студентов.

Читайте также:
Какая программа делает видео на компьютере

Теперь хотелось бы подробнее остановиться на технологии применения отдельных компьютерных программ.

При проведении учебных занятий экономических дисциплин широко применяется электронная таблица MicrosoftExcel. Электронные таблицы имеют большие возможности и множество функций, которые можно с успехом использовать на практических занятиях при оформлении и заполнении налоговых деклараций.

Практическое применение электронных таблиц повышает наглядность анализируемых данных, позволяет лучше понять характер зависимостей, легко обнаружить и исправить ошибки. Электронные таблицы не только автоматизируют расчёты, но и являются эффективным средством для моделирования.

Меняя значения параметров, можно наблюдать за изменением расчётных параметров и анализировать полученный результат. Электронная таблица производит такие расчёты быстро и без ошибок. Это свойство электронных таблиц используем при изучении дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит». Оно позволяет выполнять расчёты прибыли предприятия, доходов по вкладам, инвестициям и ценным бумагам, составлять графики погашения кредитов, строить графики и диаграммы, а также многое другое.

Использование возможностей компьютера, мультимедийных средств позволяет значительно активировать процесс восприятия учебного материала, способствует концентрации внимания, развитию воображения. Это происходит за счёт вовлечения различных видов памяти – двигательной, эмоциональной, образной и вербальной. Такое воздействие активизирует процесс запоминания и помогает в дальнейшем воспроизводить приобретённые знания и умения.

В настоящее время выпускаются различные компьютерные компакт-диски с обучающими программами, программами контроля знаний. Но их не так много, и они не всегда доступны, и здесь на помощь приходит пакет MicrosoftPowerPoint, с помощью которого можно создавать презентации на любую тему.

Презентация – это набор цветных картинок-слайдов на определённую тему. На каждом слайде можно поместить текстовую или графическую информацию. В слайд можно внедрять таблицы с цифрами, расчётными данными, диаграммы, рисунки, фотографии, возможно звуковое сопровождение, использование фрагментов видеофильмов.

Слайды легко редактируются, при необходимости, если материал утратил свою актуальность, часть слайдов можно изъять, или наоборот, дополнить новыми.

Группы информационных технологий и по налогам практические занятия проводятся с применением программы 1 Сбухгалтерия 8.1. ИКТ в сочетании с методом проектов

Проект – это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентов комплекс действий, где обучающийся может быть самостоятельным при принятии решения и ответственным за свой выбор, результат труда. Работа над проектом организуется в шесть этапов:

3.исследование (в том числе и теоретическое);

4.результаты и (или) выводы;

5.представление или отчет;

6. оценка результатов.

Роль преподавателя в создании проекта

При работе над проектом преподаватель помогает студентам в поиске источников, способных помочь в работе; в то же время сам педагог является источником информации, координирует весь процесс, поддерживает и поощряет студентов, обеспечивает непрерывную обратную связь для продвижения студентов в работе над проектом.

Роль студента в создании проекта

Студент намечает промежуточные задачи, ищет пути их решения, само решение, сравнивает полученное с требуемым и корректирует деятельность.

Конкретные применяемые средства и приемы определяются характером решаемой данным проектом задачи. Проектное обучение применяется для студентов 3 и 4 курса для защиты курсовых работ, отчета по преддипломной практике и защиты преддипломных работ к концу учебного года. Поэтому использовать информационные технологии можно, начиная с первого курса.

ИКТ на конкретном занятии

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на занятиях за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока как:

  • способ создания проблемной ситуации,
  • способ объяснения нового материала,
  • форма закрепления изученного,
  • форма проверки домашнего задания,
  • способ проверки знаний в процессе урока.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию.

Презентация — форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

1. демонстрация фильмов, анимации;

2. выделение (нужной области);

4. последовательность шагов;

Для того, чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию учебного занятия, определить место презентации в уроке.

С помощью презентации можно подготовить и обобщающие занятия. Задача такого типа учебного занятия — собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и, самое главное-представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Преподаватель благодаря презентации может все время контролировать работу группы.

В перечисленных типах занятиях презентации созданы преподавателем, однако, как говорилось выше, студент тоже может участвовать в создании презентации. В старших группах студент может быть автором урока-презентации, который становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы.

Таким образом, у студентов формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

  • умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
  • умение работать в группе;
  • умение находить информацию в различных источниках;
  • коммуникативная компетентность;
  • осознание полезности получаемых знаний и умений.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление. Решение задач интегративного и проблемного обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий.Студенты участвуют в конкурсах, при защите преддипломных работ, курсовых и дипломных работ.

Изменения, вносимые информационно-коммуникационными технологиями в образовательный процесс

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на студента?

Использование разных форм ИКТ и включение метода проектов и модульного обучения в систему занятий по налогам, автоматизации бухгалтерского и налогового учета, способствует углублению знаний студентов, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. Это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общепрофессионального цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

  • способствует повышению познавательного интереса к предмету;
  • содействует росту успеваемости студентов по предмету “Налоги”, “Финансы,“Налоги и сборы физических лиц”;
  • позволяет студентам проявить себя в новой роли;
  • формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
  • способствует созданию ситуации успеха для каждого студента.

ИКТ работает на конкретного студента. Студент берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на преподавателя?

  • экономию времени на занятии;
  • глубину погружения в материал;
  • повышенную мотивацию обучения;
  • интегративный подход в обучении;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов;
  • возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. студенты становятся активными участниками учебного занятия не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры занятия;
  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию студентов, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Среди программных средств чаще всего используются PowerPoint™, Excel™, Access™, МovieMaker™, Paint™, AdobePhotoshop™, SmartNotebook™, SmartSynchronEyes™, «Интерактивные задачи для интерактивной доски», программные продукты по предметам.

Какова эффективность использования в массовой практике электронно-методических материалов?

1. Реализуются новые цели образования:

  • организация самостоятельной продуктивной деятельности;
  • формирование информационной грамотности и компетентности;
  • индивидуализация процесса;
  • ценностно-смысловое определение студентов.

2. Повышается эффективность познавательной деятельности учащихся за счет:

  • расширения возможностей доступа к образовательной информации;
  • совершенствования организационных форм и методов обучения, воспитания;
  • формирования умения самостоятельно приобретать знания;
  • визуализации представленной информации;
  • ориентации на развитие интеллектуального потенциала студентов;
  • развития творческого потенциала студентов;
  • незамедлительной обратной связи;
  • одновременного использования нескольких каналов восприятия студентов.

3. Преподаватели, использующие наработанные материалы, освобождаются от выполнения трудоемкой рутинной работы при подготовке к занятию и проверке студентов.

Каковы результаты использования ИКТ в образовательном процессе?

На практике эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доказывается показателями, которые отражены в таблице (за три года). Оценка деятельности студентов в учебном процессе за последние годы показано в таблице успеваемости.

Анализ успеваемости групп БН-06, БН-07, БН-08 за 3 года

Источник: testirovanie24.ru

Общая картина модульного тестирования

Это не руководство, какие символы нужно ввести в редакторе кода, чтобы получились модульные тесты. Это — пища для ума, которую необходимо употребить до того, как предпринимать упомянутые действия.

Тема модульного тестирования не так проста, как может показаться. Многие из нас, разработчиков, приходят в модульное тестирование под давлением клиентов, сотрудников, коллег, своих кумиров и так далее. Мы быстро понимаем его ценность, и, закончив технические приготовления, забываем об общей картине, если вообще когда-либо её понимали. В этой статье я вкратце расскажу о том, чем является и чем не является модульное тестирование как в целом, так и в PHP, а заодно опишу, какое место занимает модульное тестирование в сфере QA.

Что такое тестирование?

Прежде чем углубляться в модульные тесты, нужно изучить теорию самого тестирования, чтобы не делать ошибок вроде той, что совершили авторы одного из самых популярных PHP-фреймворков: на своём сайте они показали интеграционные тесты и назвали их модульными. Нет, Laravel, это не модульные тесты. Хотя это не мешает мне всё ещё любить этот фреймворк.

Читайте также:
Известно что программа 12212 переводит число 2 в число 37 определите

Тестирование ПО определяется как «расследование, проведённое с целью предоставления заинтересованным сторонам информации о качестве продукта». Этому противопоставляется «тестирование ПО — это пустая трата бюджета проекта разработчиками, которые не делают ничего важного, а затем просят ещё времени и денег, потому что «ничего» может быть весьма дорогим». Тут ничего нового.

Вот моя краткая история становления тестирования:

  • 1822 — Разностная машина (Difference engine) (Чарльз Бэббидж).
  • 1843 — Аналитическая машина (Analytical engine) (Ада Лавлейс).
  • 1878 — Эдисон вводит термин «баг».
  • 1957 — Тестирование и отладка программ (Чарльз Бэйкер).
  • 1958 — Первая команда тестирования ПО (Джеральд Вайнберг).
  • 1968 — Кризис ПО (Фридрих Бауэр).
  • 1970-е — Модель «водопад», реляционная модель, декомпозиция, критический анализ (Walkthrough), проектирование и инспектирование кода, качество и метрики, шаблоны проектирования.
  • 1980-е — CRUD-анализ, архитектура системы, автотестирование, V-модель, надёжность, стоимость качества, способы использования, шаблоны ООП-проектирования.
  • 1990-е — Scrum, usability-тестирование, MoSCoW, эвристическое тестирование, автоматизация ПО и тестирования.
  • … — 1956 отладка
  • 1957 — 1978 демонстрация
  • 1979 — 1982 разрушение (destruction)
  • 1983 — 1987 оценка
  • 1988 — … предотвращение

Чем на самом деле является тестирование?

Есть разные классификации тестирования ПО. Чтобы лучше понимать место модульного тестирования, упомяну лишь о наиболее широкораспространённых подходах.

Тесты бывают: статические и динамические, «ящичные» (белый ящик, чёрный ящик, серый ящик), уровни и типы. В рамках каждого подхода используются разные критерии классификации.

Статическое и динамическое тестирование

Статическое тестирование проводится без исполнения кода. Сюда относится корректура, проверка, ревизия кода (при наблюдении за работой другого / парном программировании), критический анализ, инспекции и так далее.

Динамическое тестирование для получения корректных результатов требует исполнять код. Например, для модульных тестов, интеграционных, системных, приёмочных и прочих тестов. То есть тестирование проводится с использованием динамических данных, входных и выходных.

«Ящичный» подход

Согласно этому подходу, все тесты ПО делятся на три вида ящиков:

  • Тестирование типа «белый ящик» проверяет внутренние структуры и модули, игнорирует ожидаемую функциональность для конечных пользователей. Это может быть тестирование API, внесение неисправностей (fault injection), модульное тестирование, интеграционное тестирование.
  • Тестирование типа «чёрный ящик» больше интересуется тем, что делает ПО, а не как делает. Это означает, что тестировщики не обязаны ни разбираться в объекте тестирования, ни понимать, как он работает под капотом. Такой тип тестирования нацелен на конечных пользователей, их опыт взаимодействия с видимым интерфейсом. К «чёрным ящикам» относится тестирование на основе моделей, тестирование способов использования, таблицы переходов состояний, спецификационное тестирование и т. д.
  • Тестирование типа «серый ящик» проектируется со знанием программных алгоритмов и структур данных (белый ящик), но выполняется на пользовательском уровне (чёрный ящик). Сюда относится регрессионное тестирование и шаблонное тестирование (pattern testing).

Уровни тестирования

Их количество варьируется, обычно, в диапазоне от 4 до 6, и все они полезны. Названия тоже бывают разные, в зависимости от принятой в компании культуры вы можете знать «интеграционные» тесты как «функциональные», «системные» тесты как «автоматизированные», и так далее. Для простоты я опишу 5 уровней:

  1. Модульное тестирование.
  2. Интеграционное тестирование.
  3. Тестирование интерфейсов компонентов.
  4. Системное тестирование.
  5. Эксплуатационное приёмочное тестирование.

Типы тестирования

Каждый тип тестирования, вне зависимости от его уровня, также может подразделяться на другие типы. Существует больше 20 общепринятых типов. Самые распространённые:

  • Регрессионное тестирование.
  • Приёмочное тестирование.
  • Дымовое (smoke) тестирование.
  • UAT
  • Разрушительное (Destructive) тестирование.
  • Тестирование производительности.
  • Непрерывное тестирование.
  • Usability-тестирование.
  • Тестирование безопасности.

Теперь вы знаете, что модульные тесты являются динамическими, относятся к классу «белый ящик», выполняются на уровне модулей, представляют собой регрессионные тесты, но при этом под модульными тестами можно понимать многие разновидности тестов. Так что же такое на самом деле модульные тесты?

Что такое модульное тестирование?

V-модель — это графическое представление вышеупомянутых уровней, типов и их назначения в жизненном цикле разработки ПО.

После проверки и утверждения подробных требований к продукту, когда уже начали писать код, первой линией защиты от любых несоответствий становятся модульные тесты. Поэтому компании, понимающие, что они делают, заставляют разработчиков использовать модульные тесты или даже TDD, поскольку гораздо дешевле исправить баги на начальных этапах, чем на более поздних.

И это справедливо. У модульных тестов масса достоинств. Они:

  • Изолируют каждую часть программы и проверяют её корректность.
  • Помогают рано обнаруживать проблемы.
  • Заставляют разработчиков мыслить в рамках входных, выходных и ошибочных условий.
  • Придают коду удобный для тестирования вид, облегчают будущий рефакторинг.
  • Упрощают интегрирование рабочих (!) модулей.
  • Частично заменяют техническую документацию.
  • Заставляют отделять интерфейс от реализации.
  • Доказывают, что код модуля работает так, как ожидалось (хотя бы математически).
  • Могут использоваться как низкоуровневые наборы регрессионных тестов.
  • Демонстрируют прогресс в незавершённой системной интеграции.
  • Снижают стоимость исправления багов (с TDD — ещё больше).
  • Позволяют улучшать архитектуру приложения с помощью определения ответственности модулей.
  • Если вы можете это протестировать, то можете присоединить к своей системе.
  • Модульное тестирование — это ВЕСЕЛО!
  • Модульное тестирование не вылавливает ошибки интегрирования.
  • Каждое булево выражение требует как минимум двух тестов, и количество быстро растёт.
  • Модульные тесты столь же глючные, как и тестируемый ими код.
  • Привязка тестов к паре конкретных фреймворков или библиотек может ограничить рабочий процесс.
  • Большинство тестов пишется после завершения разработки. Печально. Используйте TDD!
  • Возможно, после маленького рефакторинга система будет работать как прежде, но тесты будут сбоить.
  • Вырастает стоимость разработки.
  • Человеческая ошибка: комментирование сломанных тестов.
  • Человеческая ошибка: добавление в код обходных путей специально для прохождения модульных тестов.

Я часто обсуждал с коллегами и клиентами, что такое хороший модульный тест. Он:

  • Быстрый.
  • Автоматизированный.
  • Полностью управляет всеми своими зависимостями.
  • Надёжен: может запускаться в любом порядке, вне зависимости от других тестов.
  • Может запускаться только в памяти (никаких взаимодействий с БД, чтений/записей в файловой системе).
  • Всегда возвращает один результат.
  • Удобен для чтения и сопровождения.
  • Не тестирует SUT-конфигурацию (system under test).
  • Имеет чётко определённую ЕДИНСТВЕННУЮ ЗАДАЧУ.
  • Хорошо именован (и достаточно понятно, чтобы избежать отладки только ради выяснения, что же сбоит).

Что нужно подвергать модульному тестированию?

В нормальных системах модульные тесты нужно писать для:

  • Модулей — неделимых изолированных частей системы, которые выполняют какую-то одну задачу (функция, метод, класс).
  • Публичных методов.
  • Защищённых методов, но только в редких случаях и когда никто не видит.
  • Багов и их исправлений.

Так что вы сами можете определять, что для вас является модулем. Или можете тестировать методы один за другим, упростив жизнь тому парню, что потом будет работать с кодом.

Если вы не проводите модульное тестирование, предлагаю заняться этим после возникновения следующего большого бага. Проверьте, с каким методом он будет связан, напишите сбойный тест с правильными аргументами и результатом, исправьте баг, снова запустите модульный тест. Если он будет пройден, то можете быть уверены, что этот баг пришлось исправлять в последний раз (с учётом ваших определённых входных сценариев).

Такой подход помогает легче понять модульное тестирование. Проанализируйте отдельно каждый метод. Поставщики данных могут помочь определить входные и выходные данные для любых сценариев, которые могут прийти вам в голову, поэтому что бы ни произошло, вы будете знать, чего ожидать.

Что НЕ нужно тестировать

Чуть сложнее определить, что тестировать не нужно. Я постарался собрать список элементов, которые не нужно подвергать модульному тестированию:

  • Функциональность за пределами контекста (scope) модулей (!)
  • Интеграция модулей с другими модулями (!)
  • Неизолированное поведение (неимитируемые (unmockable) зависимости, настоящие БД, сеть)
  • Приватные, защищённые методы.
  • Статичные методы.
  • Внешние библиотеки.
  • Ваш фреймворк.

Как писать модульные тесты?

  • Пишите код, пригодный для модульного тестирования, затем тестируйте его.
  • Пишите код, пригодный для модульного тестирования, затем тестируйте его.
  • Пишите код, пригодный для модульного тестирования, затем тестируйте его.

Но ответить на первый вопрос (как писать код, пригодный для модульного тестирования) гораздо легче, и вряд ли ситуация сильно изменится со временем:

  • SOLID
  • DRY
  • Отсутствие новых ключевых слов в конструкторе.
  • Отсутствие циклов в конструкторе (и переходов, если это оговаривается).
  • Отсутствие статичных методов, параметров, классов.
  • Отсутствие методов setup(): объекты должны быть полностью инициализированы после конструирования.
  • Отсутствие синглтонов (глобального состояния) и прочих нетестируемых антипаттернов.
  • Отсутствие всемогущих объектов (God objects).
  • Отсутствие классов со смешанной функциональностью (mixed concern classes).
  • Отсутствие скрытых зависимостей.

В заключение: модульные тесты очень важны как для разработчиков, так и для бизнеса. Их нужно писать, существуют отработанные методики, которые помогут вам легко покрыть модули тестами, в основном с помощью подготовки самих модулей. Но все эти методики не имеют смысла без знания теории тестирования, описанной в этой статье. Нужно уметь отличать модульные тесты от тестов других типов. И когда у вас в голове будет ясное понимание, то и писать тесты вам станет гораздо легче.

  • php
  • unit testing
  • никто не читает теги
  • Блог компании VK
  • PHP
  • Анализ и проектирование систем
  • Отладка
  • Тестирование веб-сервисов

Источник: habr.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru