Основные компоненты учебных программ

Тема 2 Система образования План 1. Понятие и элементы системы образования. 2. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы. 3. Уровни и формы получения образования. 4. Образовательные учреждения. 1. Понятие и элементы системы образования

Рекомендуемые материалы

Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру

Юриспруденция

2 задачи по гражданскому праву

Юриспруденция

Референдумы и их виды

Юриспруденция

Конституция США

Юриспруденция

Петербургская школа философии права и задачи современного правоведения

Юриспруденция

Отчет по практике в дознании

Юриспруденция

Поделитесь ссылкой:

Рекомендуемые лекции

  • Методики психодиагностики способностей
  • Основные направления развития военно-экономической науки
  • 1 Историк и метод
  • 8 Опухоль и организм
  • 61 Натурфилософия и естествознание

Свежие статьи

Как записать вебинар — 6 простых способов

Принципы обучения

Как записать вебинар — 6 простых способов

Обзор программы Экранная Студия. Как записать видео с экрана

Обзор программы Экранная Студия. Как записать видео с экрана

Как и где студенту составить резюме?

Как и где студенту составить резюме?

Правила оформления презентации для студентов в 2023 году

Правила оформления презентации для студентов в 2023 году

Источник: studizba.com

Основные компоненты содержания образования

1. научно обоснованная система знаний,

2. умений и навыков,

3. эмоционально ценностные отношения к миру,

4. опыт творческой деятельности.

1. Первым компонентом являются уже добытые обществом знания об окружающей действительности.

В школах СССР в данном компоненте преобладали естественно-научные и математические знания, носили Прагматическую направленность, т.е. преобладало материальное (реальное) его начало.

Все это требует вариативного подхода к отбору содержания образования с учетом способностей учащихся их индивидуальных различий. Поэтому в настоящее время в старших классах ведется эксперимент по переходу на профильное обучение.

2. Вторым компонентом содержания образования является опыт способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности.

Умения и навыки бывают интеллектуальные, практические, трудовые, гимнастические (физические).

Основные компоненты компьютера и их функции | Информатика 7 класс #11 | Инфоурок

Интеллектуальные умения и навыки сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы; составлять логические схемы и таблицы и т.д.

Практические умения и навыки — чтения, письма, счета, правильно и четко выражать свои мысли, решать задачи и упражнения, консультировать и т.д.

Трудовые умения и навыки — это выполнение различных трудовых действий: строгать, пилить, управлять различными механизмами и машинами и т.д.

Гимнастические умения и навыки — это выполнение действий прыгания, лазания, бросание копья, метание диска, молота и т.д.

Умения и навыки (независимо от их вида) формируются путем упражнений по образцу.

3. К третьему компоненту относится система эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру. Способ его усвоения состоит в эмоциональном переживании, в деятельности чувства при восприятии объекта как ценности.

«Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже наши поступки не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувства», — писал К.Д.Ушинский (Человек как предмет воспитания т. стр.117).

Эмоции всегда содержательны и являются формой отражения действительности, но особой формой, отличающейся, например, от мышления.

Именно эмоции более всего способны переходить в область бессознательного, не контролируемого разумом.

Читайте также:
Stl модели в какой программе делать

И поэтому культура чувств; подлежащая воспитанию у молодого поколения не совпадает с культурой мышления, с объемом и системностью знаний. Это особый компонент содержания и является следствием социального развития человека.

4. Четвертым компонентом содержания образования является — опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность личности к творческому преобразованию действительности.

Компоненты процесса обучения. Целевой компонент обучения представляет собой осознание педагогами и принятие

Целевой компонент обучения представляет собой осознание педагогами и принятие учениками целей и задач обучения. Цель изучения социально детерминирована.

Стимулирующе -мотивационный компонент предполагает, что педагог будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса, потребности в решении поставленных задач. Причем стимулирование должно порождать внутренний процесс возникновения у обучаемых положительных мотивов учения. В единстве стимулирования и мотивации заключен смысл стимулирующе-мотивационного компонента.

Содержание обучения определяется учебным планом, государственными учебными программами и учебным материалом по данному предмету.

Операционно-деятельностный компонент наиболее непосредственно отражает процессуальную сущность обучения. Именно в деятельности педагогов и обучаемых, в их взаимодействии, протекающем во времени, и реализуется задача присвоения школьниками широкого социального опыта человечества. Операционно-деятельностный компонент реализуется посредством определенных методов, средств и форм организации преподавания и учения.

Контрольно-регулировочный компонент предполагает одновременное осуществление контроля за ходом решения поставленных задач обучения со стороны преподавателя и самоконтроля обучаемых за правильностью выполнения учебных операций, точностью получаемых ответов. Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и других работ, путем проведения опросов, зачетов семинаров и экзаменов.

Самоконтроль протекает в виде самопроверок учениками степени усвоения изучаемого материала с помощью тестовых, эвристических заданий. Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование обратной связи — получение преподавателем информации о качестве поэтапного решения задач обучения, о типичных недостатках. Обратная связь вызывает необходимость коррекции, регулирования учебного процесса, внесения изменений в методы, формы и средства обучения, приближение их к оптимальным для данной ситуации. Регулирование процесса проводится не только преподавателем, но и самими учениками путем саморегулирования своих действий, работы над ошибками, повторения вопросов, вызывающих затруднения.

Оценочно-результативный компонент обучения предполагает оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установления соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам, выявление причин обнаруживаемых отклонений, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

Мотивы учения.

Две основные группы мотивов, непосредственно связанные с учебной деятельностью и не связанные.
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

2) мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т. е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

1) широкие социальные мотивы: а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т. п.;

б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

Читайте также:
Какие программы вы предпочитаете

2) узко личные мотивы: а) стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); б) желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);

3) отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).

При таком подходе в центре находятся знания, как отражения духовного богатства человечества.

Все это при знаково-ориентированный (традиционный) подход.

При личностно-ориентированном подходе.

Основные компоненты содержания образования: знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности – самостоятельный перенос знаний на новую ситуацию; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый; построение принципиально нового способа решения; оценочно-эмоциональное отношение к миру.

7. Критерии и принципы отбора содержания образования. Уровни представления содержания образования.

Содержание образования реализуется в учебных планах, планах и учебниках.

1) Учебный план (теоретический уровень)

2) Учебная программа (уровень учебного предмета)

3) Учебник (уровень учебного материала)

Теоретический уровень реализуется через учебный план.

1 Базисный учебный план – государственный нормативный документ, часть государственного стандарта. Он имеет неизменную часть (она позволяет индивидуализировать процесс обучения).

На основе инвариантной и вариативной части выделяют 3 вида учебных занятий:

— факультативные (обязательные по выбору учащегося)

— индивидуальные (не обязательные по выбору учащегося)

2 типовой учебный план – разработан на основе базисного плана, конкретизирует его и носит рекомендательный характер.

3 Учебный план школы:

— Учебный план отражает особенности школы

— Рабочий план учителя утверждается советом ежегодно.

Принципы отбора содержания образования.

2) Принцип единой содержательной процессуальной стороны обучения. Принцип предполагает, что отбор содержания образования будет учитывать конкретный учебный процесс.

3) Принцип структурного единства содержания образования. Он предполагает согласованность учебного материала, педагогической деятельности и личности учащихся.

4) Принцип гуманизации – создание таких условий которые позволили бы школьника активно усваивать общечеловеческие ценности. Этот принцип знакомит учащихся с правовой, нравственной, экономической культурой общения.

5) Фундаментализация содержания образования. Он предполагает интеграцию гуманитарного и естественно-научного знания, установление ложнопредметных связей.

Эти принципы разработаны В.В.Краевским.

Рассмотренные принципы формирования содержания общего образования, следствием освоения которого становится мировоззрение личности, позволяют вычленить критерии отбора основ наук, изучаемых в современной российской средней школе:
• целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;
• научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук;
• соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;
• соответствие объема содержания учебного предмета времени, отводимому на его изучение;
• учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;
• соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

Уровень учебного материала реализуется в учебной литературе.

8. Государственный образовательный стандарт.

ГОС – документ, устанавливающий обязательный уровень подготовки школьников по определенной учебной дисциплине. Этот уровень должен быть достигнут в любом среднем учебном заведении при многообразии вариантов обучения.

Читайте также:
Как узнать какую программу удалил

Образовательный уровень подготовки – обязательный минимум. ГОС стандарт общего образования содержит 3 компонента.

А) Федеральный компонент – обеспечивает единое образовательное пространство России. Он единый для всех учебных заведений на всем пространстве России, утверждается министерством Образования и Нации. Включает образовательные области: русский язык, языки и литература, искусство, общественные дисциплины, математика и информатика, физическая культура, технология.

Б) Национально-региональный компонент – обеспечивает интересы и потребности отдельных областей национальных округов. Отражает национальное своеобразие культуры. Включает образовательные области: родной язык и литература, второй язык. Разрабатывается и утверждается республиками, регионами.

В) школьный компонент – учитывает особенности и возможности конкретного учебного заведения. Составляется с учетом федерального и национально-регионального компонента. Разрабатывается школой.

1 Базисный учебный план – государственный нормативный документ, часть государственного стандарта. Он имеет неизменную часть (она позволяет индивидуализировать процесс обучения).

На основе инвариантной и вариативной части выделяют 3 вида учебных занятий:

— факультативные (обязательные по выбору учащегося)

— индивидуальные (не обязательные по выбору учащегося)

2 типовой учебный план – разработан на основе базисного плана, конкретизирует его и носит рекомендательный характер.

3 Учебный план школы:

— Учебный план отражает особенности школы

— Рабочий план учителя утверждается советом ежегодно.

Учебные программы могут быть Типовыми (на основе государственного стандарта, утверждаются министерством образования, носят рекомендательный характер; Рабочие учебные программы (+ национальный компонент, особенности учебного заведения); Авторские учебные программы (разрабатываются отдельным автором или коллективом авторов).

Учебник создан на основе учебных типовых программ, рекомендован министерством образования. Различают тектовый компонент (описание, повествование, рассуждение), внетекстовый компонент.

Требования к учебнику:

1) Научность материала – должен соответствовать уровню развития нации.

2) Систематичность, последовательность изложения.

3) Наличие сведений по методике самостоятельной работы.

4) Простой, литературный, образный язык изложения.

5) Оформление учебника.

6) Оптимальный объем учебника.

10. Учебные программы, их структура. Принципы построения, требования к ним. Современные варианты учебных программ.

В программе фиксируется структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри школьного класса.

Структура учебной программы.

1) Пояснительная записка (цели, задачи, возможности учебного предмета).

3) Методические указания (критерии оценки).

Учебные программы могут быть Типовыми (на основе государственного стандарта, утверждаются министерством образования, носят рекомендательный характер; Рабочие учебные программы (+ национальный компонент, особенности учебного заведения); Авторские учебные программы (разрабатываются отдельным автором или коллективом авторов).

· внимание к современным достижениям науки, техники и культуры

· соответствие социальным целям воспитания учащихся

· развитие творческих способностей учащихся

· преемственность — от ранее изученного материала к текущему и последующему;

· взаимные связи между учебными предметами, соответствующие естественным связям между изучаемыми явлениями.

Последнее изменение этой страницы: 2019-04-09; Просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы

lektsia.com 2007 — 2023 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь

Источник: lektsia.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru