Основные исследовательские программы в обществознании

Программы научного исследования общ-ва начали появляться лишь в XIX веке, когда естест-ые науки имели уже двухвековой опыт развития. Предпринимались попытки исполз-ть для изучения общ-ва средства и методы, кот утвердились в естест-и и воспринимались как атрибуты научности. Вместе с тем, требовалось адаптировать понятие и критерии научности применительно к специфике общ-ва.

В XIX–XX вв. в обществозн-и появились различные научно-исследовательские программы — направления, опирающиеся на те или иные фундам-ные идеи и методол-ие принципы.

Натуралистическая программа (натурализм) в обществозн-и — это воззрения и концепции, предполагающие, что общество явл-ся частью природы, что оно подчин-ся естест-ым причинам и законом-ям. Общ-во нужно изучать с помощью методов и средств, примен-х в естест-х науках.

К натурал-им отн-ся теории, кот объясняют развитие и структуру общества природными факторами (климат. условия, геогр. среда, биол. и расовые особен-ти людей). В соц-и XIX– начала XX веков натурализм был представлен концепциями социального органицизма (Г. Спенсер, А. Э. Шеффле и др.) и социального дарвинизма (Л. Гумплович, У. Г. Самнер и др.). Их сторонники объясняли функцион-ие и развитие общ-ва по аналогии с биол-им организмом или биол-ой эволюцией.

Политические режимы Школа обществознания 9 класс

Культурно-историческая школа — направление в искусствозн-и, кот основал в середине XIX века Ипполит Тэн, франц. философ, историк и социолог иск-ва. Он использовал гегел. понятие «дух времени» для объяснения социокул-ых явлений. По Тэну, особен-ти произведений искус-ва обуслов-ют три фактора: раса, среда и момент.

То есть худож-ые произвед-я выражают дух народа, (1) обладающего своеобр-м темпераментом, (2) живущего в опред-ых прир-х условиях (3) в опред-ые истор-ие моменты его существ-я. Сторонники культ-ист. школы стремились осущ-ть в сфере гуман-го познания позитивистский идеал научности: руковод-ся фактами, обеспеч-ть доказат-ть, лог. строгость в объяснении явлений искус-ва. Гл. метод исслед-ия — историзм. К исслед-ю худож-х произвед-й применялись естественнонаучные принципы. И. Тэн пров. аналогию между естест-ым отбором и развитием искус-ва: в опред-х общ-ых условиях одни явления искус-ва умирают, другие выживают и множатся.

Социопсихологическая программа (социол-й психологизм) — множество социол-их концепций, опирающихся на данные психологии. Образовалось в конце XIX– начале XX веков. В дополнение к биолого-натуралистическим теориям оно потребовало учета общест-х, групповых и индивид-х психических факторов. В становлении и развитии социопсихологической программы видную роль сыграли Г. Лебон, Г. Тард, Дж. Уорд, А. В. Смол, Ч. Х. Кули, Л. И. Петражицкий, У. Мак-Дугалл и др.

Социологизм — философско-социол-ая концепция, возникшая в к. XIX века, утверждающая приоритет социальной реальности и социол-х методов в объяснении существ-я человека и его среды. Онтологический аспект социологизма состоит в утверждении, что социал-я реальность автономна по отношению к другим видам реальности, особенно биол-й и психич-й, а также что общ-во явл-ся вне- и надындивидуальной реальностью (такая позиция называется «социальным реализмом»). Методол-й аспект социологизма заключается в признании, что социология — самост-ая наука со своими методами, а также — в «социологическом экспансионизме», т. е. в стремлении растворить другие науки в социологии. Идеи социологизма разрабатывались в трудах Э. Дюркгейма, Л. Гумпловича, О. Шпана и др.

Читайте также:
Программа комплексного опробования это

А 3.18 Основные исследовательские программы соц-гуманитарных наук — Философия науки для аспирантов

Материалистическое понимание истории (исторический материализм) — марксистская теория общ-ва и методол-я его познания. Важнейший принцип этой теории: материальная жизнь общества первична по отношению к обществ-му сознанию.

Способ матер-го производства рассматривается как основа общественной жизни, определяющая, в конечном счете, хар-р общ-ва и направление истор-го процесса. Общество на опред-м этапе его развития — это общественно-экономическая формация, «социальный организм», специфика которого обусловлена производственными отношениями, составляющими базис формации. Необходимость перехода от одной общественно-экономической формации к другой определяется законом соответствия производственных отношений производительным силам. Движущей силой развития антагонистического общества является классовая борьба.

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 264 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

2 Основные исследовательские программы в обществознании

Общество представляет собой чрезвычайно сложное, неоднородное образование, находящееся в постоянной динамике. Однако, как мы знаем, попытки обобщить всю сумму знаний об этом образовании осуществлялись на протяжении всей истории научной мысли. Однако только в эпоху Нового времени (XVII – XVIII вв. ), в период предметного оформления целостных систем научного знания в более-менее определенные научные комплексы, возникают первые попытки научного подхода к проблеме общественного бытия.

Исторически первой исследовательской программой обществознания была натуралистическая программа, рассматривающая общество по аналогии с природой, как естественное продолжение закономерностей природы, как «венец» природы, хотя и не самое совершенное её образование.

Данная программа представлена тремя основными версиями: редукционистской, этноцентристской и органицистской.

С точки зрения редукционизма (от лат. reductio – отодвигание назад), высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам. Поэтому общество и тип общественного устройства определяется редукционизмом простыми силовыми взаимодействиями (Т. Гоббс, П. Гольбах), особенностями географической и природоклиматической среды (подразумевая, что в одной природной среде существуют условия возникновения демократии, в другой же среде развивается абсолютизм, – на примере античной Греции и средневековой Северо-Западной Европы соответственно –Ш. Монтескье, И. Мечников).

В роли ведущего фактора социальной динамики с точки зрения этноцентризма выступают природно-национальные особенности. Так, Л. В. Гумилёв в своей этногенетической концепции рассматривает этнос не столько в контексте социокультурных условий его существования, сколько в связи с событиями космического характера и общими процессами биосферы Земли, утверждая, что «жизненные силы» того или иного народа по необъяснимым причинам концентрируются в определённом месте в определённое время, в результате чего народ становится способным к цивилизационному скачку или (на примере монголов XII – XIII вв. ) к небывалым завоеваниям.

Читайте также:
Прекращена работа программы rogame exe

Подобные методологические подходы характерны и для евразийства – социально-философского учения, сформировавшегося в 20 – 30-х гг. ХХ века в среде российской эмиграции. По мнению представителей евразийства, Евразия как географическое понятие ассоциируется с местоположением особой евразийской культуры, ядром которой выступает культура восточнославянских народов – белорусов, русских, украинцев.

Органицистская версия натуралистической программы восходит к трудам Г. Спенсера, уподоблявшего общество организму и пытавшегося объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. По аналогии с живым организмом в рамках органицистской версии обществу приписывались все черты организма – единство, целесообразность и специализация органов. Например, роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга – правительство, обмена веществ – экономическая жизнь общества.

Среди остальных влиятельных исследовательских программ в общество-

знании, составляющих ядро современной социальной философии, выделяют:

— марксистская программа, созданная в 40-х гг. ХIХ в., прежде всего исходит из материалистического понимания истории и общества. Материалистическое понимание истории предполагает рассмотрение общества как социального организма, источник развития и формирования которого заключается прежде всего в нём самом, а не где-то вовне. Обосновывая данный подход,

К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали в качестве основного принципа, что развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ и, в первую очередь, производительными силами, что с их изменением меняется способ производства, а вместе со способом производства – все экономические отношения, а затем и вся надстройка общества.

Основные исследовательские программы в обществознании

По мере развития социальной философии сформировались различные исследовательские программы, по-разному объясняющие развитие общества. К исследовательским программам, сформировавшимся в социальной философии, относятся следующие: натуралистическая; культурно-историческая; психологическая и социопсихологическая исследовательские программы; исследовательские программы классического и постклассического марксизма; концепция социального действия; программа социальной реальности как феномена символической интеракции; программа структурного функционализма; программа общественной рациональности и коммуникативного действия и др.

Исторически первой исследовательской программой обществознания Нового времени была натуралистическая программа, рассматривающая общество по аналогии с природой, как естественное продолжение закономерностей природы, как «венец» природы, хотя и не самое совершенное ее образование. Натуралистическая программа допускала правомерность экстраполяции методологических особенностей естествознания на социально-гуманитарное знание и формировала идеалы и нормы научности по образу естественных наук.

Формирование второй из основных исследовательских программ – культурно-исторической и кризис натуралистической программы были связаны с осознанием различий природы и культуры, социальной реальности от природной, развитием таких наук о человеке и обществе, как антропология, история, искусство, культурология, этнология, психология и др. Произошло открытие второй, по сравнению с природой, онтологической реальности — культуры во всем ее многообразии, понимание ее не как деятельности, направленной на реализацию природной сущности человека, а как феномена, обеспечивающего формирование человека и социальных связей, как продукта истории и самой истории, в ходе которой меняется человек. В рамках культур-центристской исследовательской программы общество рассматривается как сверхиндивидуальная реальность, в которой воплощен мир мораль-пых, эстетических, духовных ценностей, культурных смыслов и образцов, обусловливающих ход всемирной истории и деятельности отдельных индивидов (Кант, Гегель, Гердер, Риккерт, Дильтей, Тейлор и др.).

Читайте также:
Программа чтобы установить с ютуба на Андроид

В рамках психологической и социопсихологической исследовательских программ предпринимаются попытки объяснить социальную жизнь на основе влияния на человеческое поведение психологических факторов. Психологический подход и предполагает объяснение общества и общественных отношений с точки зрения определяющей роли психологии индивида, его эмоциональных и волевых компонентов, сферы бессознательного, психологии групп, социальной психологии межиндивидуальных отношений (Уорд, Тард, Фрейд и др.).

В 40-х гг. XIX в. создавалась марксистская исследовательская программа социального развития. Несмотря на скептическое или резко критическое отношение к марксизму, наблюдающееся порою в современной отечественной философской мысли, необходимо всё же взвешенно и без свойственной долгое время канонизации марксистской идеологии выделить основные положения данной исследовательской программы.

Весьма привлекательной исследовательской программой является концепция социального действия М. Вебера. Свою концепцию Вебер называет «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и тем самым объясняет его причину. Понимание означает познание действия через его субъективно подразумеваемый и переживаемый смысл. Вместе с «субъективным смыслом» в социальном познании оказывается представленным все многообразие человеческой культуры: идеи, идеологии, мировоззрения, представления и т. п.

Следующая исследовательская программа – программа структурного функционализма. Структурно-функциональная теория (для краткости именуемая функциональный подход) – одно из наиболее важных и сложнейших направлений современной социологической мысли. Для него характерно сознательное стремление построить законченную систему социального действия как наиболее полную систему объяснения эмпирических фактов социальной деятельности. Основателями данной программы являются Т. Парсонс и Р. Мертон.

Одна из привлекательных исследовательских программ социального развития – это теория коммуникативного действия Юргена Хабермаса (род. в 1929). Центральным ядром концепции выступает проблема преодоления неадекватного (отчужденного) статуса общественности (как проявление общего кризиса европейской установки на вертикальную структуру субъект-объектного отношения). Целевой вектор социальной философии Хабермаса – возможность установления принципиально ненасильственных (невертикальных) способов социального бытия как «универсального примирения».

Формирование каждой из перечисленных исследовательских программ было исторически детерминировано развитием социальной философии в целом, проблемным полем развивающейся культуры, выявляющим вновь открываемые срезы многоликой социальной реальности.

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru