Экономический курс России еще с осени 1991 г. был сориентирован на переход к рыночным отношениям. К тому времени существовали две модели перехода от государственной, плановой экономики к рынку:
1) Китайская модель означала сохранение в государственной собственности тяжелой промышленности, транспорта, стратегически важных ресурсов и приватизацию части предприятий легкой и пищевой промышленности, а также индустрии отдыха и развлечений. Данная стратегия предполагала постепенный, плавный переход к многоукладной экономике; поддержку малого и среднего бизнеса; широкомасштабное привлечение инвестиций, в том числе и иностранных; государственное стимулирование ведущих отраслей экономики, финансовой сферы, сельского хозяйства при сохранении ведущей роли коммунистической партии и незыблемости официальной коммунистической идеологии.
2) Польская модель, именуемая также “шоковой терапией”, предполагала либерализацию цен, открытие границ для беспрепятственного ввоза импорта, сведение к минимуму вмешательства государства в экономику, стимулирование развития прослойки частных собственников на фоне отказа от прежней идеологии, в условиях всеобщей демократизации. Данная экономическая стратегия основана на монетаризме – теории чикагского экономиста Милтона Фридмана, представляющей рынок как саморегулирующуюся систему, которая приводит цены в соответствие с себестоимостью, спрос – в соответствие с предложением и т.д. Несмотря на то, что Фридман в 1950-е гг. получил Нобелевскую премию в области экономики, современные экономисты, квалифицируя его теорию как “рыночный романтизм”, критикуют ее за необоснованную идеализацию рынка, уязвимость социальной сферы и другие недостатки.
Рынок и его основные категории
Однако в России в качестве ориентира был выбран польский вариант “шоковой терапии”. Данный выбор был обусловлен кадровой политикой президента Б.Н.Ельцина, назначившего в ноябре 1991 г. вице-премьером по экономическим вопросам либерального экономиста, сторонника монетаристской теории Е.Т.Гайдара.
Гайдар и возглавляемая им команда “молодых реформаторов” предложили программу экономических преобразований в следующей последовательности:
– переход к свободным ценам (либерализация цен);
– приватизация государственной собственности.
Такой порядок преобразований, по мнению реформаторов, определялся состоянием российской экономики, в которой господствовали дефицит и бартер (натуральный обмен). На руках у населения скопилась огромная денежная масса, не окупавшаяся товарами. Либерализация цен должна была выявить истинную рыночную стоимость товаров, устранить дефицит и заставить предприятия зарабатывать. Без перехода к свободным ценам и либерализации торговли была бы невозможна приватизация, так как никто не стал бы брать в собственность предприятия, будучи вынужден торговать по государственным ценам и получать сырье от государства.
Государство отказывалось от прямого вмешательства в экономику и намеревалось проводить жесткую финансовую политику, препятствуя инфляции и не допуская дефицита бюджета. Комплекс экономический преобразований предполагал также конверсию военно-промышленного комплекса и изменения в аграрном секторе.
Основные принципы перехода к рыночной экономике в СССР 5.08.1990
Дата добавления: 2021-07-22 ; просмотров: 246 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник: poznayka.org
Переход к рынку, Концепция и программа, Шаталин С., Петраков Н., 1990
Переход к рынку, Концепция и программа, Шаталин С., Петраков Н., 1990.
Фрагмент из книги:
Эта программа могла появиться только в условиях перестройки и полностью лежит в русле политики, начатой в 1985 году. М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин выступили инициаторами ее подготовки. И осуществить ее можно только при их совместной поддержке.
Наше общество в результате многолетнего господства тоталитарной социально-политической системы оказалось в состоянии глубокого кризиса. Нерешительность правительства, допущенные им просчеты в экономической политике поставили страну на грань катастрофы. Жизнь людей становится все труднее, а надежды на лучшее будущее утрачиваются. Переломить ситуацию могут только хорошо продуманные и энергичные действия, поддержанные народом, опирающиеся на его солидарность и патриотизм.
Право человека на собственность.
Право на собственность реализуется посредством разгосударствления и приватизации, передачи государственного имущества гражданам. Именно в возвращении собственности народу проявится в первую очередь социальная ориентация экономики. Это не акт реванша, а восстановление социальной справедливости, форма закрепления права человека на его долю в национальном богатстве страны, уже накопленном, и в том, что будет создано в будущем. Приватизация, что следует подчеркнуть особо, — это и форма распределения ответственности за состояние, и уровень развития общества между всеми его членами, которые пожелают на себя эту ответственность взять. Приватизация должна быть абсолютно добровольной и не напоминать коллективизацию наоборот.
Собственность в руках каждого — это гарантия стабильности общества, одно из важных условий предотвращения социальных и национальных потрясений. Человек, имеющий собственный дом и земельный участок, которые он всегда может передать или оставить своим детям, человек, владеющий акциями или иными финансовыми активами, объективно заинтересован в стабильности общества, социальном и национальном согласии. И наоборот, наш печальный опыт показывает, сколь опасным для общества, для его нормальной жизни и развития является человек, которому нечего терять.
Оглавление.
ЧЕЛОВЕК, СВОБОДА, РЫНОК.
О программе, разработанной группой под руководством академика С. С. Шаталина.
РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ПЕРЕХОДА НА РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ КАК ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА СУВЕРЕННЫХ РЕСПУБЛИК.
1. Социально-экономическая ситуация.
Кризис системы.
Экономическая политика 1985—1990 годов.
Варианты выбора.
2. Цели реформы и принципы новой экономической системы.
3. Экономический Союз суверенных республик.
4. Логика и этапы перехода на рыночную экономику.
Общая концепция.
Первые 100 дней — программа чрезвычайных мер.
100-й —250-й дни: либерализация цен и жесткие финансовые ограничения.
250-й —400-й дни: стабилизация рынка.
400-й —500-й дни: начало подъема.
5. Механизмы поддержания стабильности производства в переходный период.
Первоочередные меры.
Государственный заказ и цены.
Государственная контрактная система.
Потребительский рынок.
Стабилизационные фонды.
Ускоренное формирование рыночной инфраструктуры.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ ПЕРЕХОДА.
1. Разгосударствление и развитие конкуренции.
Поддержка предпринимательства.
Разгосударствление.
Финансовая сторона разгосударствления.
Преодоление монополизма.
2. Финансово-кредитная политика.
Банковская система.
Денежно-кредитная.политика.
Государственный бюджет.
Налоговая система.
Государственный долг.
Финансовый рынок.
3. Политика ценообразования.
4. Уровень жизни, социальные гарантии, оплата труда.
5. Рынок труда.
6. Предприятие в условиях рынка.
7. Открытие экономики и внешнеэкономическая политика
Исходные принципы.
Валютный курс и валютный рынок. Конвертируемость рубля.
Привлечение иностранного капитала. Внешний долг.
Внешнеэкономический режим.
8. Теневая экономика.
РАЗДЕЛ III. СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА И КОНВЕРСИЯ.
1. Структурный маневр в инвестиционной сфере.
2. Конверсия.
Формы конверсии оборонных предприятий.
Основные предпосылки реализации научно-технического потенциала оборонного комплекса.
Организационное и правовое обеспечение конверсии.
3. Строительный комплекс в условиях перехода к рыночным отношениям.
4. Развитие производственной инфраструктуры.
5. Земельная реформа и аграрная политика.
Формирование рыночных отношений в АПК.
Механизм дотирования сельскохозяйственной продукции и его объемы.
Принципы формирования и объемы общесоюзного и республиканских фондов сельхозпродукции.
Система мер по стабилизации продовольственного рынка.
Земельная реформа.
Новый механизм реализации программы социально- экономической помощи селу.
6. Жилищная реформа.
7. Нерыночный сектор.
РАЗДЕЛ IV. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ.
РАЗДЕЛ V. ПРИЛОЖЕНИЯ.
Об информации, не полученной Рабочей группой из министерств и ведомств.
Потребительский рынок.
Вариант расчета минимального потребительского бюджета.
Оценка возможных масштабов приватизации.
Оценка возможных объемов приватизации в торговле.
Принципы сбалансирования союзного бюджета в IV квартале 1990 г.
Прогнозные расчеты.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Переход к рынку, Концепция и программа, Шаталин С., Петраков Н., 1990 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник: obuchalka.org
2. Экономические преобразования. Переход к рыночной экономике
К середине 80-х годов экономика СССР оказалась в состоянии кризиса. Сложившаяся в 30-е годы административно-бюрократическая система управления не соответствовала уровню развития производительных сил. Шло снижение темпов роста производства во всех отраслях.
В феврале — марте 1986 г. партийно-государственное руководство выдвинуло концепцию ускорения социально-экономического развития страны — концепцию утопическую, полностью оторванную от реалий жизни. Она исходила из того, что причина всех бед в экономике — распыленность капиталовложений.
Достаточно изменить инвестиционную политику, сконцентрировать капиталовложения на ключевых направлениях, определяющих технический прогресс, и мы получим ускорение темпов социально-экономического развития страны. Предусматривалось резкое (в 1,8 раза) увеличение капиталовложений в развитие машиностроения, в строительство новых и реконструкцию старых машиностроительных заводов и на этой основе обновление всей промышленности. По существу, речь шла о второй индустриализации. Планировалось в кратчайшие сроки осуществить компьютеризацию, освоение новых, передовых технологий, в первую очередь ресурсосберегающих.
Программа ускорения социально-экономического развития страны потребовала гигантских капиталовложений в промышленное строительство и реконструкцию предприятий. Эти капиталовложения должны были дать отдачу через 5-10 лет. Рабочие получали зарплату, а товарной массой эта зарплата не обеспечивалась.
Росли объемы незавершенного строительства, а министерства и ведомства продолжали наращивать объемы строительных работ. Изменилось направление внешнеэкономической деятельности. Резко увеличился импорт оборудования, технологий и сократился импорт предметов потребления, продуктов, лекарств. При слабом развитии легкой промышленности страны это еще более увеличило дефицит товаров. Во второй половине 80-х годов произошло снижение цен на нефть, составлявшую основную статью нашего экспорта.
В результате этих процессов на руках у населения стали скапливаться значительные денежные средства, не обеспеченные товарными ресурсами. Начались неконтролируемые инфляционные процессы. Были предприняты попытки частичного реформирования административно-бюрократической системы, приспособление ее к рыночным отношениям.
В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении), несколько расширяющий права предприятий и предусматривающий введение хозрасчета. Теперь составление планов производства переходило в ведение самих предприятий. Планы должны были включать обязательный госзаказ и прямые договоры с другими предприятиями и торговыми организациями.
Однако в условиях государственной собственности на средства производства и монополизма производителей расширение прав предприятий привело к росту цен. Предприятия стали отказываться производить «невыгодную» продукцию, диктовать свою волю потребителю. Начался разрыв экономических связей.
С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный характер. Дефицит государственного бюджета составил в 1989 г. 120 млрд.р.. то есть расходы государства значительно превышали доходы, а разница перекрывалась печатанием денег, не обеспеченных товарами.
Предприятия, стремясь избавиться от денег, стали вкладывать их в любые виды ресурсов. Во взаимоотношении друг с другом начали переходить к безденежному товарообмену. Все большее развитие стали получать бартерные сделки с зарубежными фирмами. В условиях полного обесценения рубля предприятия стремились продать продукцию за рубеж по любой цене.
Реформа управления промышленностью носила косметический характер — это была попытка несколько ограничить администрирование. Ее осуществление еще более обострило ситуацию в экономике. К концу 80-х годов стало ясно, что политика ускорения потерпела крах. СССР встал перед необходимостью резко ограничить производственное строительство, перераспределить ресурсы на выпуск и закупку потребительских товаров (программа академика Л.И.Абалкина).
Однако трудности стремительно нарастали. В связи с экономическим кризисом резко возросли сепаратистские тенденции. Республики и отдельные области начали вводить ограничения и запрет на вывоз со своих территорий промышленных товаров и продуктов питания. Установились таможенные барьеры, стали рушиться экономические связи.
Началось массовое недовольство народа отсутствием товаров — стачки, забастовки. Это еще более обострило ситуацию.
В этих условиях стало ясно, что частичными изменениями не обойтись. Необходимо в корне менять систему управления, переходить от административных методов руководства к рыночным экономическим отношениям.
Программа перехода к рынку (программа «500 дней») была разработана группой академика С.Шаталина осенью 1990 г. Она предусматривала последовательное осуществление приватизации, разгосударствление экономики; либерализацию цен, переход к свободному ценообразованию; жесткую дефляционную политику, ограничивающую количество денег в обращении. Однако в обществе нарастала инфляция, шел распад единого экономического пространства. Время для реформы было упущено. Перед страной встала угроза голода, развала энергосистемы, разрухи на транспорте.
Попытка выйти из создавшейся экономической ситуации путем возвращения к чрезвычайным методам руководства (события 19 августа 1991 г.) привела к распаду СССР, окончательному разрыву экономических связей. В этих условиях у правительства России не осталось иного выхода, кроме как форсировать переход к рынку, не имея стратегии реформ, согласованной со всеми республиками бывшего СССР.
Первым шагом реформ стала либерализация цен. В январе 1992 г. были введены свободные цены на большинство товаров. Целью этой меры должна была стать стабилизация рубля. Развал денежной системы вел к параличу всего народного хозяйства. Необходимо было создать механизм финансового регулирования экономики.
Либерализация цен была осуществлена прежде, чем приватизация предприятий. Это привело к резкому скачку цен. В отсутствие конкуренции производителей, при сохранении сверхмонополизации экономики цены уже в первые месяцы реформ выросли в 100 — 150 раз, в то время как зарплата увеличилась лишь в 10 — 15 раз.
Прилавки магазинов мгновенно наполнились товарами, но достигнуто это было за счет снижения платежеспособного спроса населения. Огромные денежные сбережения в момент обесценились, но это позволило снять давление денежной массы на рынок. Цена реформ оказалась крайне высока: свыше 30% населения оказались за чертой бедности.
Освобождение цен на сырье, электроэнергию привело к тому, что значительная часть предприятий сразу же стали нерентабельными. Сокращение спроса на их продукцию привело к росту взаимных неплатежей и падению производства. Правительство Е.Т.Гайдара считало, что рынок сам все поставит на место — нерентабельные предприятия обанкротятся, а те, которые выживут, наладят выпуск дешевой и качественной продукции. Когда угроза банкротства нависла над большинством предприятий, Гайдар вынужден был подать в отставку. Однако новое правительство В.С.Черномырдина продолжало ту же политику.
Следующим этапом реформ, начавшимся летом 1992 г., стала приватизация госпредприятий. Концепция приватизации была разработана Госкомимуществом во главе с А.Б.Чубайсом. Проводилось акционирование предприятий. 51% акций распределялся между работниками предприятий, остальные поступили в открытую продажу.
Каждому россиянину выдавался приватизационный чек (ваучер) стоимостью в 10 тыс.р. На ваучер можно было приобрести акции любого предприятия, ставшего открытым акционерным обществом. Для помощи гражданам были созданы приватизационные фонды. Целью приватизации провозглашалось создание класса собственников.
Фактически же выгоду получили люди, осуществлявшие приватизацию: чиновники, директора предприятий, представители номенклатуры. Они практически за бесценок приобрели значительную часть бывшей государственной собственности. Основная же масса населения осталась ни с чем. Резко активизировался процесс разделения общества на богатых и бедных.
Третьим этапом реформ стала денежная приватизация, начавшаяся в 1993 г. Ее осуществление должно было дать доход государству и обеспечить инвестиции в экономику.
В целом итоги первых пяти лет реформ оказались неутешительными. Объем промышленного производства в 1997 г. составил 48,5% от уровня 1990 г., производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 1/3. Население России ежегодно убывает на 70 тыс. человек.
Усугубил положение экономический кризис, разразившийся в августе 1998 г. Он вызвал резкое (практически в 3 раза) падение курса рубля, скачок цен на импортную продукцию, на газ, электроэнергию и т.д. Стало ясно, что в курс реформ необходимо внести определенные коррективы: усилить роль государства в регулировании экономики, принять меры в поддержку отечественного производства.
Переход к эффективной рыночной экономике, таким образом, в России не завершился и экономический кризис продолжает углубляться.
Источник: studfile.net