Основные идеи программы переход к рынку

Экономический курс России еще с осени 1991 г. был сориентирован на переход к рыночным отношениям. К тому времени существовали две модели перехода от государственной, плановой экономики к рынку:

1) Китайская модель означала сохранение в государственной собственности тяжелой промышленности, транспорта, стратегически важных ресурсов и приватизацию части предприятий легкой и пищевой промышленности, а также индустрии отдыха и развлечений. Данная стратегия предполагала постепенный, плавный переход к многоукладной экономике; поддержку малого и среднего бизнеса; широкомасштабное привлечение инвестиций, в том числе и иностранных; государственное стимулирование ведущих отраслей экономики, финансовой сферы, сельского хозяйства при сохранении ведущей роли коммунистической партии и незыблемости официальной коммунистической идеологии.

2) Польская модель, именуемая также “шоковой терапией”, предполагала либерализацию цен, открытие границ для беспрепятственного ввоза импорта, сведение к минимуму вмешательства государства в экономику, стимулирование развития прослойки частных собственников на фоне отказа от прежней идеологии, в условиях всеобщей демократизации. Данная экономическая стратегия основана на монетаризме – теории чикагского экономиста Милтона Фридмана, представляющей рынок как саморегулирующуюся систему, которая приводит цены в соответствие с себестоимостью, спрос – в соответствие с предложением и т.д. Несмотря на то, что Фридман в 1950-е гг. получил Нобелевскую премию в области экономики, современные экономисты, квалифицируя его теорию как “рыночный романтизм”, критикуют ее за необоснованную идеализацию рынка, уязвимость социальной сферы и другие недостатки.

Рынок и его основные категории

Однако в России в качестве ориентира был выбран польский вариант “шоковой терапии”. Данный выбор был обусловлен кадровой политикой президента Б.Н.Ельцина, назначившего в ноябре 1991 г. вице-премьером по экономическим вопросам либерального экономиста, сторонника монетаристской теории Е.Т.Гайдара.

Гайдар и возглавляемая им команда “молодых реформаторов” предложили программу экономических преобразований в следующей последовательности:

– переход к свободным ценам (либерализация цен);

– приватизация государственной собственности.

Такой порядок преобразований, по мнению реформаторов, определялся состоянием российской экономики, в которой господствовали дефицит и бартер (натуральный обмен). На руках у населения скопилась огромная денежная масса, не окупавшаяся товарами. Либерализация цен должна была выявить истинную рыночную стоимость товаров, устранить дефицит и заставить предприятия зарабатывать. Без перехода к свободным ценам и либерализации торговли была бы невозможна приватизация, так как никто не стал бы брать в собственность предприятия, будучи вынужден торговать по государственным ценам и получать сырье от государства.

Государство отказывалось от прямого вмешательства в экономику и намеревалось проводить жесткую финансовую политику, препятствуя инфляции и не допуская дефицита бюджета. Комплекс экономический преобразований предполагал также конверсию военно-промышленного комплекса и изменения в аграрном секторе.

Основные принципы перехода к рыночной экономике в СССР 5.08.1990

Дата добавления: 2021-07-22 ; просмотров: 246 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: poznayka.org

Переход к рынку, Концепция и программа, Шаталин С., Петраков Н., 1990

Переход к рынку, Концепция и программа, Шаталин С., Петраков Н., 1990.

Фрагмент из книги:
Эта программа могла появиться только в условиях перестройки и полностью лежит в русле политики, начатой в 1985 году. М. С. Горбачев и Б. Н. Ельцин выступили инициаторами ее подготовки. И осуществить ее можно только при их совместной поддержке.
Наше общество в результате многолетнего господства тоталитарной социально-политической системы оказалось в состоянии глубокого кризиса. Нерешительность правительства, допущенные им просчеты в экономической политике поставили страну на грань катастрофы. Жизнь людей становится все труднее, а надежды на лучшее будущее утрачиваются. Переломить ситуацию могут только хорошо продуманные и энергичные действия, поддержанные народом, опирающиеся на его солидарность и патриотизм.

Переход к рынку, Концепция и программа, Шаталин С., Петраков Н., 1990

Право человека на собственность.
Право на собственность реализуется посредством разгосударствления и приватизации, передачи государственного имущества гражданам. Именно в возвращении собственности народу проявится в первую очередь социальная ориентация экономики. Это не акт реванша, а восстановление социальной справедливости, форма закрепления права человека на его долю в национальном богатстве страны, уже накопленном, и в том, что будет создано в будущем. Приватизация, что следует подчеркнуть особо, — это и форма распределения ответственности за состояние, и уровень развития общества между всеми его членами, которые пожелают на себя эту ответственность взять. Приватизация должна быть абсолютно добровольной и не напоминать коллективизацию наоборот.

Читайте также:
Программой называется алгоритм представленный

Собственность в руках каждого — это гарантия стабильности общества, одно из важных условий предотвращения социальных и национальных потрясений. Человек, имеющий собственный дом и земельный участок, которые он всегда может передать или оставить своим детям, человек, владеющий акциями или иными финансовыми активами, объективно заинтересован в стабильности общества, социальном и национальном согласии. И наоборот, наш печальный опыт показывает, сколь опасным для общества, для его нормальной жизни и развития является человек, которому нечего терять.

Оглавление.
ЧЕЛОВЕК, СВОБОДА, РЫНОК.
О программе, разработанной группой под руководством академика С. С. Шаталина.
РАЗДЕЛ I. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ ПЕРЕХОДА НА РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ КАК ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА СУВЕРЕННЫХ РЕСПУБЛИК.
1. Социально-экономическая ситуация.
Кризис системы.
Экономическая политика 1985—1990 годов.
Варианты выбора.
2. Цели реформы и принципы новой экономической системы.
3. Экономический Союз суверенных республик.
4. Логика и этапы перехода на рыночную экономику.
Общая концепция.
Первые 100 дней — программа чрезвычайных мер.
100-й —250-й дни: либерализация цен и жесткие финансовые ограничения.
250-й —400-й дни: стабилизация рынка.
400-й —500-й дни: начало подъема.
5. Механизмы поддержания стабильности производства в переходный период.
Первоочередные меры.
Государственный заказ и цены.
Государственная контрактная система.
Потребительский рынок.
Стабилизационные фонды.
Ускоренное формирование рыночной инфраструктуры.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ ПЕРЕХОДА.
1. Разгосударствление и развитие конкуренции.
Поддержка предпринимательства.
Разгосударствление.
Финансовая сторона разгосударствления.
Преодоление монополизма.
2. Финансово-кредитная политика.
Банковская система.
Денежно-кредитная.политика.
Государственный бюджет.
Налоговая система.
Государственный долг.
Финансовый рынок.
3. Политика ценообразования.
4. Уровень жизни, социальные гарантии, оплата труда.
5. Рынок труда.
6. Предприятие в условиях рынка.
7. Открытие экономики и внешнеэкономическая политика
Исходные принципы.
Валютный курс и валютный рынок. Конвертируемость рубля.
Привлечение иностранного капитала. Внешний долг.
Внешнеэкономический режим.
8. Теневая экономика.
РАЗДЕЛ III. СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА И КОНВЕРСИЯ.
1. Структурный маневр в инвестиционной сфере.
2. Конверсия.
Формы конверсии оборонных предприятий.
Основные предпосылки реализации научно-технического потенциала оборонного комплекса.
Организационное и правовое обеспечение конверсии.
3. Строительный комплекс в условиях перехода к рыночным отношениям.
4. Развитие производственной инфраструктуры.
5. Земельная реформа и аграрная политика.
Формирование рыночных отношений в АПК.
Механизм дотирования сельскохозяйственной продукции и его объемы.
Принципы формирования и объемы общесоюзного и республиканских фондов сельхозпродукции.
Система мер по стабилизации продовольственного рынка.
Земельная реформа.
Новый механизм реализации программы социально- экономической помощи селу.
6. Жилищная реформа.
7. Нерыночный сектор.
РАЗДЕЛ IV. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ.
РАЗДЕЛ V. ПРИЛОЖЕНИЯ.
Об информации, не полученной Рабочей группой из министерств и ведомств.
Потребительский рынок.
Вариант расчета минимального потребительского бюджета.
Оценка возможных масштабов приватизации.
Оценка возможных объемов приватизации в торговле.
Принципы сбалансирования союзного бюджета в IV квартале 1990 г.
Прогнозные расчеты.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Переход к рынку, Концепция и программа, Шаталин С., Петраков Н., 1990 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник: obuchalka.org

2. Экономические преобразования. Переход к рыночной экономике

К середине 80-х годов экономика СССР оказалась в состоянии кризиса. Сложившаяся в 30-е годы административно-бюрократичес­кая система управления не соответствовала уровню развития про­изводительных сил. Шло снижение темпов роста производства во всех отраслях.

Читайте также:
Кан хакер как пользоваться программой

В феврале — марте 1986 г. партийно-государственное руководство выдвинуло кон­цепцию ускорения социально-экономического развития страны — концепцию утопическую, полностью оторванную от реалий жизни. Она исходила из того, что причина всех бед в экономике — распы­ленность капиталовложений.

Достаточно изменить инвестиционную политику, сконцентрировать капиталовложения на ключевых направ­лениях, определяющих технический прогресс, и мы получим ускоре­ние темпов социально-экономического развития страны. Предусмат­ривалось резкое (в 1,8 раза) увеличение капиталовложений в раз­витие машиностроения, в строительство новых и реконструкцию ста­рых машиностроительных заводов и на этой основе обновление всей промышленности. По существу, речь шла о второй индустриализации. Планировалось в кратчайшие сроки осуществить компьютеризацию, освоение новых, передовых технологий, в первую очередь ресурсосберегающих.

Программа ускорения социально-экономического развития страны потребовала гигантских капиталовложений в промышленное строительство и реконструкцию предприятий. Эти капиталовложения должны были дать отдачу через 5-10 лет. Рабочие получали зарплату, а товарной массой эта зарплата не обеспечивалась.

Росли объемы незавершенного строительства, а министерства и ве­домства продолжали наращивать объемы строительных работ. Изме­нилось направление внешнеэкономической деятельности. Резко уве­личился импорт оборудования, технологий и сократился импорт предметов потребления, продуктов, лекарств. При слабом развитии легкой промышленности страны это еще более увеличило дефицит товаров. Во второй половине 80-х годов произошло снижение цен на нефть, составлявшую основную статью нашего экспорта.

В результате этих процессов на руках у населения стали скапливаться значительные денежные средства, не обеспеченные товарными ресурсами. Начались неконтролируемые инфляционные процессы. Были предприняты попытки частичного реформирования адми­нистративно-бюрократической системы, приспособление ее к ры­ночным отношениям.

В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении), несколько расширяющий права предприятий и предусматривающий введение хозрасчета. Теперь составле­ние планов производства переходило в ведение самих предприятий. Планы должны были включать обязательный госзаказ и прямые дого­воры с другими предприятиями и торговыми организациями.

Однако в условиях государственной собственности на средства произ­водства и монополизма производителей расширение прав предприя­тий привело к росту цен. Предприятия стали отказываться произ­водить «невыгодную» продукцию, диктовать свою волю потребителю. Начался разрыв экономических связей.

С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный ха­рактер. Дефицит государственного бюджета составил в 1989 г. 120 млрд.р.. то есть расходы государства значительно превышали до­ходы, а разница перекрывалась печатанием денег, не обеспеченных товарами.

Предприятия, стремясь избавиться от денег, стали вклады­вать их в любые виды ресурсов. Во взаимоотношении друг с другом начали переходить к безденежному товарообмену. Все большее раз­витие стали получать бартерные сделки с зарубежными фирмами. В условиях полного обесценения рубля предприятия стремились про­дать продукцию за рубеж по любой цене.

Реформа управления промышленностью носила косметический характер — это была попытка несколько ограничить администриро­вание. Ее осуществление еще более обострило ситуацию в экономи­ке. К концу 80-х годов стало ясно, что политика ускорения по­терпела крах. СССР встал перед необходимостью резко ограничить производственное строительство, перераспределить ресурсы на вы­пуск и закупку потребительских товаров (программа академика Л.И.Абалкина).

Однако трудности стремительно нарастали. В связи с эконо­мическим кризисом резко возросли сепаратистские тенденции. Рес­публики и отдельные области начали вводить ограничения и запрет на вывоз со своих территорий промышленных товаров и продуктов питания. Установились таможенные барьеры, стали рушиться эконо­мические связи.

Началось массовое недовольство народа отсутс­твием товаров — стачки, забастовки. Это еще более обострило си­туацию.

В этих условиях стало ясно, что частичными изменениями не обойтись. Необходимо в корне менять систему управления, перехо­дить от административных методов руководства к рыночным эконо­мическим отношениям.

Программа перехода к рынку (программа «500 дней») была разработана группой академика С.Шаталина осенью 1990 г. Она предусматривала последовательное осуществление приватизации, разгосударствление экономики; либерализацию цен, переход к сво­бодному ценообразованию; жесткую дефляционную политику, ограни­чивающую количество денег в обращении. Однако в обществе нарас­тала инфляция, шел распад единого экономического пространства. Время для реформы было упущено. Перед страной встала угроза го­лода, развала энергосистемы, разрухи на транспорте.

Читайте также:
Что такое спа партнерские программы

Попытка выйти из создавшейся экономической ситуации путем возвращения к чрезвычайным методам руководства (события 19 ав­густа 1991 г.) привела к распаду СССР, окончательному разрыву экономических связей. В этих условиях у правительства России не осталось иного выхода, кроме как форсировать переход к рынку, не имея стратегии реформ, согласованной со всеми республиками бывшего СССР.

Первым шагом реформ стала либерализация цен. В январе 1992 г. были введены свободные цены на большинство товаров. Целью этой меры должна была стать стабилизация рубля. Развал денежной системы вел к параличу всего народного хозяйства. Необ­ходимо было создать механизм финансового регулирования экономи­ки.

Либерализация цен была осуществлена прежде, чем приватизация предприятий. Это привело к резкому скачку цен. В отсутствие конкуренции производителей, при сохранении сверхмонополизации экономики цены уже в первые месяцы реформ выросли в 100 — 150 раз, в то время как зарплата увеличилась лишь в 10 — 15 раз.

Прилавки магазинов мгновенно наполнились товарами, но достигну­то это было за счет снижения платежеспособного спроса населения. Огромные денежные сбережения в момент обесценились, но это позволило снять давление денежной массы на рынок. Цена реформ оказалась крайне высока: свыше 30% населения оказались за чер­той бедности.

Освобождение цен на сырье, электроэнергию привело к тому, что значительная часть предприятий сразу же стали нерентабель­ными. Сокращение спроса на их продукцию привело к росту взаим­ных неплатежей и падению производства. Правительство Е.Т.Гайда­ра считало, что рынок сам все поставит на место — нерентабель­ные предприятия обанкротятся, а те, которые выживут, наладят выпуск дешевой и качественной продукции. Когда угроза банкротства нависла над большинством предприятий, Гайдар вынуж­ден был подать в отставку. Однако новое правительство В.С.Чер­номырдина продолжало ту же политику.

Следующим этапом реформ, начавшимся летом 1992 г., стала приватизация госпредприятий. Концепция приватизации была разра­ботана Госкомимуществом во главе с А.Б.Чубайсом. Проводилось акционирование предприятий. 51% акций распределялся между ра­ботниками предприятий, остальные поступили в открытую продажу.

Каждому россиянину выдавался приватизационный чек (ваучер) сто­имостью в 10 тыс.р. На ваучер можно было приобрести акции любо­го предприятия, ставшего открытым акционерным обществом. Для помощи гражданам были созданы приватизационные фонды. Целью приватизации провозглашалось создание класса собственников.

Фактически же выгоду получили люди, осуществлявшие приватиза­цию: чиновники, директора предприятий, представители номенкла­туры. Они практически за бесценок приобрели значительную часть бывшей государственной собственности. Основная же масса населе­ния осталась ни с чем. Резко активизировался процесс разделения общества на богатых и бедных.

Третьим этапом реформ стала денежная приватизация, начав­шаяся в 1993 г. Ее осуществление должно было дать доход госу­дарству и обеспечить инвестиции в экономику.

В целом итоги первых пяти лет реформ оказались неутеши­тельными. Объем промышленного производства в 1997 г. составил 48,5% от уровня 1990 г., производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 1/3. Население России ежегодно убывает на 70 тыс. человек.

Усугубил положение экономический кризис, разразившийся в августе 1998 г. Он вызвал резкое (практически в 3 раза) падение курса рубля, скачок цен на импортную продукцию, на газ, электроэнергию и т.д. Стало ясно, что в курс реформ необходимо внести определенные коррективы: усилить роль государства в регулировании экономики, принять меры в поддержку отечественного производства.

Переход к эффективной рыночной экономике, таким образом, в России не завершился и экономический кризис продолжает углубляться.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru