Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Одаренность – это системное, развивающееся
в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком
более высоких, незаурядных результатов в одном
или нескольких видах деятельности
по сравнению с другими людьми.
Урок по программе «Одарённый ребёнок»
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты, широкая общественность.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.
Основание для разработки Программы
— Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
— приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155
Одаренные дети что нужно знать родителям
— основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
— Конвенция о правах ребенка 1989 г.
— Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года № Пр-271
— «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» — СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013
— Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
— Семейный кодекс РФ
— Федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
— Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Аннушка» на 2013-2017 гг с дополнениями;
— Устав МБДОУ «Детский сад «Аннушка».
Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.
Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении, мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и креативности. При этом имеет место выше среднего уровень невротизма в этой же группе детей, вызванный, видимо, как объективными факторами, так и психосоциальными особенностями неординарных детей. Наличие неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения .
Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
Цель программы : создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.
Воспитательная цель : воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель : расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель : развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
- Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей, поиск и систематизация методов диагностики.
- Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей, в образовательном процессе и в свободной деятельности; для реализации их творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
- Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей.
- Создать условия, способствующие организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей.
- Совершенствовать научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
- Просветительская и партнерская работа с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
- Обмен опытом педагогов по работе с одаренными детьми на муниципальном и региональном уровне.
- Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада.
Механизмы реализации программы .
- Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
- Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся.
- Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как учителя, так и ученика.
Выделены следующие сферы одарённости ребёнка :
- Интеллектуальная сфера
— ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью
— охотно и хорошо учится, знает больше своих сверстников и практически применяет свои знания
— проявляет исключительные способности к решению задач
— проявляет выраженную и разностороннюю любознательность
— часто с головой уходит в то или иное занятие
— выделяется умением хорошо излагать свои мысли.
- Сфера академических достижений
— Чтение: ребёнок много читает, использует богатый словарный запас, исключительно хорошо понимает и запоминает прочитанное.
— Математика: ребёнок проявляет большой интерес к вычислениям и измерениям; c лёгкостью выполняет все математические операции; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений.
— Естествознание: ребёнок внимателен к предметам и явлениям; проявляет исключительные способности к классификации; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понимания.
— ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с “головой уходить” в интересную работу, занятие;
— демонстрирует высокую продуктивность деятельности; часто делает всё по-своему;
— изобретателен в изобразительной деятельности, играх. В использовании материалов и идей;
— часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
— способен продуцировать оригинальные идеи;
— способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов.
- Общение и лидерство
— ребёнок легко приспосабливается к новым ситуациям;
— другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям;
— в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
— c легкостью общается с другими детьми и взрослыми;
— в общении со сверстниками проявляет инициативу;
— принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
- Сфера художественной деятельности (изобразительное искусство):
— ребёнок проявляет большой интерес к визуальной информации;
— проводит много времени за рисованием и лепкой;
— демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
— осознанно строит композицию картин или рисунков;
— работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
— ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
— чутко реагирует на характер и настроение музыки;
— легко повторяет короткие ритмические куски.
- Двигательная сфера:
— ребёнок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
— обладает хорошей зрительно-моторной координацией;
— любит движения (бег, пряжки, лазание);
— прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений;
— для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков.
Основные составляющие и методические рекомендации программы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей:
Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми:
Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми являются:
В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются четыре основных стратегии обучения :
- Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебно-воспитательной деятельности не представляется возможным.
- Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими этих знаний, деятельности.
- Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
- Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у воспитанника личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных учебно-воспитательных программ
Но практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях :
- между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в ДОУ;
- между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
- между огромными потенциальными возможностями развития одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;
- между специфичностью и проблемностью развития одаренных детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива детского сада, родителей воспитанников и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности ДОУ. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
Направления работы в рамках программы
- Координационное направление:
- организация работы всего коллектива детского сада;
- создание предметных базовых площадок;
- интеграция в рамках данного направления деятельности дополнительного образования;
- обеспечение нормативно-правовой базы;
- ресурсное обеспечение;
- контроль и анализ деятельности.
- Диагностическое направление:
- формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
- проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
- проведение диагностики одаренных детей;
- диагностика условий обучения и развития одаренных детей;
- создание банка данных «Одаренные дети ДОУ».
- Кадровое направление:
- определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
- повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
- оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
- создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными детьми;
- создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
- Развивающее направление:
- создание образовательной среды для развития одаренных детей;
- организация кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;
- создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
- обеспечение материально-технической базы;
- создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
- использование информационно-коммуникационных технологий.
- Информационное направление:
- привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
- организация работы библиотеки;
- создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
- информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
Основные этапы реализации программы
Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 4 года: с 2014 по 2017 годы.
Источник: nsportal.ru
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Одаренный ребенок» (далее Программа) – это программа, направленная на выявление и последующее развитие предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в рамках ДОУ.
Цели и задачи Программы
Программа имеет несколько целей.
Замечание 1
Основная цель Программы – создание необходимых условий для качественного выявления, эффективной поддержки и успешного развития одаренных детей, их самореализации.
Воспитательная цель Программы – воспитание личности, которая обладает высокими адаптивными возможностями и коммуникативными навыками, основанными на высоконравственных убеждениях.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Образовательная цель – расширение и создание единого образовательного пространства ДОУ, предполагающего реализацию социально значимой и индивидуальной воспитательно-образовательной стратегии развития одаренных детей.
Развивающая цель – всестороннее и своевременное развитие способностей одаренных детей посредством включения в духовно-практические потребности личности ребенка, региона и страны.
- Создание эффективной системы по целенаправленному выявлению и отбору детей, имеющих различные одаренности, посредством различных методов диагностики.
- Создание необходимых благоприятных условий для дальнейшего успешного интеллектуального развития одаренных детей в рамках образовательного процесса ДОУ.
- Внедрение в образовательный процесс обучения одаренных детей разнообразных инновационных педагогических технологий.
- Создание условий для организации эффективной работы педагога с одаренными детьми, основанных на опережающем развитии детей, с предоставлением им возможностей реализации собственных способностей.
- Совершенствование технологии по сопровождению одаренных детей.
- Партнерская и просветительская работа с родителями одаренных детей, различными социальными институтами, общественными организациями и учреждениями дополнительного образования.
- Осуществление обмена опытом между педагогами, занимающимися воспитанием и обучением одаренных детей.
- Создание банка одаренных детей воспитанников ДОУ.
«Программа «Одаренный ребенок»»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Механизмы реализации программы
Замечание 2
Ожидаемые результаты Программы – повышение количества одаренных детей, которым будет оказана соответствующая поддержка.
Поддержка одаренных детей в рамках Программы заключается в:
- Создание для каждого одаренного ребенка индивидуального образовательного маршрута
- Повышение профессиональной квалификации педагогов, занимающихся с одаренными детьми
- Совершенствование системы педагогической работы с одаренными детьми
Система контроля, за успешностью реализации Программы включает в себя:
- Контроль за реализацией Программы, со стороны администрации ДОУ
- Решение текущих вопросов по воспитанию и обучению одаренных детей на методических заседаниях, педагогических советах и родительских собраниях
Механизмы реализации программы:
- Проведение ранней диагностики одаренности среди воспитанников ДОУ; совершенствование используемых методик диагностики; использование современных и актуальных подходов в работе с одаренными детьми.
- Совершенствование работы администрации ДОУ по мотивации педагогов на управление разработкой и внедрением авторских программ по работе с одаренными детьми.
- Совершенствование технологии работы и индивидуальной траектории развития как педагога, так и одаренного ребенка.
Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми
Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми являются:
- Системный подход, реализуемый через:
- интеграцию разнообразных видов деятельности;
- интеграцию применения различных форм обучения и воспитания;
- взаимосвязь и взаимообусловленность процессов обучения и воспитания;
- наличие не только обязательных, но и дополнительных видов занятий (факультативы, кружки, секции и т.д.), в соответствии с интересами и потребностями детей;
- направленность на воспитание целостной индивидуальности личности ребенка;
- тесное сотрудничество между всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса;
- наличие необходимого материального и методического обеспечения ДОУ.
- Деятельностный подход – предполагает раскрытие в каждом ребенке индивидуального творческого потенциала.
- Принцип индивидуализации воспитательно-образовательного процесса – предусматривает разработку индивидуальной программы развития одаренного ребенка, в соответствии с его индивидуальными способностями и потребностями.
- Принцип преемственности и непрерывности воспитания, обучения и развития – предполагает, что процесс развития одаренности должен протекать постепенно с самого раннего детства и до вступления в самостоятельную жизнь.
- Принцип постоянного развития и целенаправленного программирования работы с одаренными детьми – предусматривает такую организацию содержания обучения, при которой осуществляется последовательное развитие способностей детей, посредством решения ежедневных прагматических задач.
- Комплексный поход к воспитанию, обучению и развитию одаренных детей. Осуществляется на основании взаимосвязанных между собой принципов:
- комплексного преподавания различных предметов;
- организация психологической готовности ребенка к обучению;
- принцип комфортного обучения, посредством создания благоприятных условий для творчества;
- принцип «скорой помощи» — нельзя откладывать «на потом» ответы на вопросы ребенка, так как потом они будут уже не востребованы.
Основными формами работы с одаренными детьми в рамках Программы являются:
- Индивидуальный подход в организации образовательной деятельности, применение на практике элементов дифференциального обучения и нестандартных форм занятий.
- Дополнительные занятия – факультативы, кружки, секции, интеллектуальны игры и т.д.
- Участие разного уровня конкурсах, спортивных соревнованиях, олимпиадах, фестивалях, играх и т.п. (в рамках ДОУ, муниципальные, региональные и т.д.).
- Психологические тренинги, тестирования, консультации.
- Творческие и предметные кружки в соответствии со способностями и наклонностями.
- Использование в образовательном процессе инновационных средств (Интернет, мультимедиа, электронные книги и энциклопедии и т.д.).
- Портфолио одаренного ребенка.
Источник: spravochnick.ru
Программа «Одаренный ребенок»
Программа «Одаренный ребенок» была создана в 1995 году. Она предназначена для образовательной работы с группой умственно одаренных детей шестого и седьмого года жизни, ее использование требует от воспитателя не только общей квалификации, но и знания психологии одаренных детей.
Начало обучения с пятилетнего возраста обусловлено тем, что выявление умственной одаренности в более раннем возрасте представляет значительные трудности. Умственно одаренный ребенок дошкольного возраста отличается от своих сверстников более высоким уровнем обучаемости, большими возможностями усвоения нового. Это можно использовать по-разному.
Самый простой путь — попытаться дать такому ребенку как можно больше знаний по программе начальной школы (например, грамота, математика, иностранный язык). Но, как показывают исследования, в большинстве случаев этот путь приведет только к ускорению умственного развития: ребенок, в пятилетнем возрасте освоивший азы школьной премудрости (а это для одаренного ребенка не так уж трудно), сможет раньше поступить в школу и вполне вероятно, раньше ее окончить, но и только.
Другой путь — не дать одаренности угаснуть, способствовать ее дальнейшему развитию. При правильном отборе в группу одаренных попадут дети с ярко выраженной познавательной направленностью и высоким уровнем развития умственных способностей.
Но это способности, характерные именно для дошкольного детства, — они проявляются главным образом в области образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения. Поэтому основная задача образовательной работы состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование этих способностей.
Что касается познавательной направленности, то ее сохранение и развитие обеспечено насыщенностью программы познавательными задачами и не требует каких-либо специальных воспитательных воздействий. Основное отличие предлагаемой программы от использовавшихся раньше программ обучения в детском саду состоит в переносе основного внимания с содержания обучения на его средства.
Содержание — это знания, конкретные навыки и умения, усваиваемые на занятиях разного вида или в свободной деятельности, но для развития умственных способностей важны не столько сами по себе эти знания и навыки (каковы бы они ни были), сколько то, каким образом они преподносятся детям и как ими усваиваются. В дошкольном обучении стало уже общепризнанным, что любые знания и навыки должны даваться детям путем организации действий, направленных на их усвоение.
Однако до сих пор недостаточно учитывалось то, что действия, которые выполняет ребенок в ходе обучения, с одной стороны, обеспечивают усвоение предлагаемого содержания, а с другой — развивают умственные способности, и внимание составителей программ и педагогов-практиков было сосредоточено в основном на первой стороне: именно с этих позиций подбирались виды действий, подходящие для каждого типа содержаний. Развитие же умственных способностей хотя и происходило, конечно, и при этих условиях, но находилось вне поля зрения воспитателей, выступало как побочный результат обучения.
И это неизбежно вело к тому, что в полной мере не использовались возможности развития умственных способностей, имеющихся у всех детей, но особенно значительных у детей одаренных. Задача, стоявшая перед авторами настоящей программы, состояла в том, чтобы ввести в дошкольное обучение такие действия детей, которые в максимальной степени способствуют развитию их умственных способностей.
Специальные психологические исследования показали, что таковыми являются действия по построению и использованию наглядных моделей, т. е. таких видов изображения предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, обозначенных при помощи условных заместителей. Наглядные модели и без специального вмешательства взрослых создаются детьми в разных видах деятельности: рисунки, аппликации, конструкции всегда моделируют действительность, передавая только общее строение предметов или ситуаций, компоненты которых обозначаются линиями, деталями строительного материала, геометрическими фигурами; моделирует действительность и сюжетно-ролевая игра, в которой дети условно обозначают других людей при помощи взятых на себя ролей и передают отношения между ними (мама — дочка, продавец — покупатель и т. п.).
Однако, строя такие присущие детским видам деятельности наглядные модели, дошкольники обычно не выделяют их соотношения с изображаемой действительностью, что уменьшает возможности развития умственных способностей. Положение существенно меняется, если наглядные модели становятся средством обучения, т.е. их построение и использование осуществляется детьми сознательно под руководством взрослых и направлено на решение умственных задач, связанных с усвоением определенных знаний.
В этих условиях максимально реализуются потенциальные возможности развития способностей: от построения и использования реальных (графических, предметных, двигательных) моделей дети постепенно переходят к их построению и использованию «в уме». В результате средства обучения превращаются в средства собственного мышления: построения замыслов, планирования действий, решения различных умственных задач.
А это и есть развитие умственных способностей. В подготовительной к школе группе овладение наглядным моделированием включает в себя несколько линий. Первая линия — это расширение диапазона моделируемых отношений, начатое в старшей группе. Наглядные модели, используемые на занятиях, отображают пространственные, временные, логические и другие отношения.
Вторая линия — развитие степени обобщенности моделируемых отношений внутри каждого их типа. В подготовительной группе дети овладевают моделями, имеющими обобщенный смысл и отображающими не единичные ситуации, а существенные черты многих объектов и ситуаций (например, круги Эйлера на занятиях по логике моделируют отношения между самыми различными предметами).
Третья линия — изменение самих наглядных моделей, с которыми действуют дети. В подготовительной группе дети уже свободно переходят от моделей, имеющих иконический характер, т.е. сохраняющих известное внешнее сходство с моделируемыми объектами, к моделям, представляющим собой условные изображения отношений (числовая ось, модель звукового состава слова и т. п.).
В подготовительной группе происходит переход действий моделирования во внутренний план. Овладение построением моделей включает два последовательных этапа: построение модели по наличной ситуации и по собственному замыслу (в соответствии с требованиями задачи). В последнем случае моделирование выступает в функции планирования деятельности, а возможность построения модели и ее особенности свидетельствуют о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования. Они же и представляют собой ядро умственных способностей ребенка.
- Ознакомление с пространственными отношениями.
- Развитие элементов логического мышления.
- Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.
- Развитие элементарных математических представлений.
- Подготовка к обучению грамоте.
- Конструирование.
- Подготовка к сюжетно-ролевой игре.
- Ознакомление с природой.
- Ознакомление с элементарными физическими явлениями.
- Изобразительное искусство.
В программе не представлены занятия по музыке и физическому воспитанию, их необходимо проводить, но без акцента на задачу развития умственных способностей.
Нельзя забывать, что одаренные дети остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо всячески поощрять, избегая «овзросления» детей, на которое может наталкивать педагога высокий уровень умственного развития его воспитанников. Большая часть заданий дается детям в игровой, максимально привлекательной для них форме. Отношение взрослых к детям уважительное и доверительное. Воспитателю необходимо всячески поддерживать детскую инициативу, быть готовым изменить ход занятий в соответствии с ней. Следует помнить, что одаренный ребенок может оказаться «умнее» взрослого при выполнении того или иного задания, придумать свой способ решения задачи, не предусмотренный заранее, что требует от воспитателя особого внимания и гибкости во взаимоотношениях с одаренными детьми.
К одаренным дошкольникам (так же, как и к дошкольникам вообще) неприменимы школьные требования и приемы обучения (соблюдение дисциплины, явное или скрытое проставление оценок и т. п.).
Источник: www.veraksa.ru