В ходе реформирования российской экономики активная государственная политика занятости населения осуществлялась и осуществляется путем разработки и реализации федеральных, региональных (территориальных) и отраслевых программ содействия занятости населения сроком на два-три года или на пять лет.
Разработка и реализация федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения, отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения.
Разработка и реализация региональных программ содействия занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, относятся к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Центр занятости предлагает бесплатное обучение для отдельных категорий граждан
Отраслевые программы по поддержанию занятости, более эффективному использованию кадрового потенциала отрасли экономики разрабатываются органами исполнительной власти, государственными компаниями, отраслевыми акционерными обществами.
Для методического обеспечения разработки программ бывшим Министерством труда и социального развития Российской Федерации в ноябре 2000 г. утверждены «Методические рекомендации по разработке территориальных и отраслевых программ содействия занятости», которые актуальны и в настоящее время. В рекомендациях указано, что программы содействия занятости населения представляют собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, взаимосвязанных по финансовым ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на проведение активной политики занятости и социальную поддержку безработных (для территориальных программ), формирование благоприятных условий занятости в отрасли, профессиональное развитие персонала, социальную поддержку увольняемых из отрасли работников, а также содействие занятости безработных граждан (для отраслевых программ).
Рассмотрим основные положения методических рекомендаций по разработке территориальных программ содействия занятости.
Важнейшие принципы, которых следует придерживаться при разработке программы, следующие:
- • комплексный подход к решению проблем занятости и регулирования рынка труда, который заключается в учете всех факторов (экономических, социальных, демографических и др.), способствующих обеспечению продуктивной занятости населения в соответствии с потребностью в рабочих местах;
- • приоритет активных действий в политике на рынке труда (содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение и профессиональная ориентация, общественные работы, временная занятость, содействие в развитии предпринимательской инициативы и др.);
- • эффективное использование финансовых средств, направляемых на разработку и реализацию программы, и минимизация их затрат.
Разработка и реализация программ осуществляется по следующим этапам:
[Что делать?] ШАГ 1 [ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ]
Состав программы складывается:
из паспорта программы, включающего основные сведения о ней, важнейшие показатели, данные о заказчиках, разработчиках, исполнителях программы, сроках и этапах ее реализации, источниках финансирования и др.;
введения, в котором обосновывается необходимость разработки программы, показывается ее взаимосвязь с другими целевыми программами, преемственность с уже реализованными аналогичными программами, указываются участники, сроки и этапы ее реализации;
анализа и прогноза ситуации в сфере занятости и на рынке труда. Анализ проводится на основе статистических данных за последние два-три года по указанному в методических рекомендациях перечню показателей о спросе и предложении на рынке труда, численности и составе незанятого населения и безработных. Прогноз развития ситуации на рынке труда осуществляется по показателям спроса на труд и предложения труда по разным категориям населения в разрезе профессий и специальностей;
ключевых проблем в сфере занятости и на рынке труда, которые определяются на основе проведенного анализа и прогноза ситуации в сфере занятости и на рынке труда;
цели и задач программы, сроков и этапов ее реализации. Цель программы формулируется на основе материалов анализа и прогноза ситуации на рынке труда. Задачи программы должны учитывать ключевые проблемы занятости, сложившиеся в регионе, основные направления государственной политики занятости населения, результаты реализации действующей территориальной программы содействия занятости. Задачи группируются по этапам и срокам их реализации. Указываются показатели, которых необходимо достигнуть в ходе выполнения программы;
системы мероприятий программы, которая должна охватывать социально-экономические, организационно-хозяйственные и другие мероприятия, а также научно-исследовательские работы с указанием для них финансовых ресурсов, исполнителей и сроков исполнения;
ресурсного обеспечения программы с указанием конкретных источников финансирования и его объемов;
организации управления программой и контроля ее реализации, оценки ожидаемой эффективности реализации программы, которая проводится по контрольным показателям программы, планируемым к достижению в результате ее реализации, к которым относятся: уровень общей и зарегистрированной безработицы, средняя ее продолжительность, соотношение спроса и предложения на рынке труда, масштабы трудоустройства граждан, число безработных, получающих пособия, и др.
Отраслевые программы содействия занятости населения в отличие от территориальных разрабатываются для воздействия на процессы занятости населения, характерные для предприятий какой-либо определенной отрасли экономики. Программы могут быть краткосрочными (два- три года) и долгосрочными, они ежегодно должны корректироваться с учетом итогов реализации программных материалов за прошедший год.
Разработка и реализация отраслевой программы предполагает объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, государственной компании, отраслевого акционерного общества, отраслевого объединения работодателей, отраслевых профсоюзов, органов службы занятости и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других заинтересованных организаций.
В отраслевой программе анализируются численность и состав персонала, занятого на предприятиях отрасли, в сопоставлении с динамикой объемов производства, системой отраслевого профессионального обучения и переобучения персонала, динамикой числа рабочих мест, состоянием спроса и предложения на рынке труда в отрасли, состоянием социального партнерства в части обеспечения занятости персонала. Разрабатывается прогноз спроса на труд по отрасли и источников обеспечения предприятий работниками в профессиональном и квалификационном разрезах. Разрабатываются меры по обеспечению предприятий отрасли персоналом.
Проводится обоснование ресурсного обеспечения выполнения программы с указанием источников и объемов финансирования затрат. Основной источник финансирования — средства предприятий отрасли, могут привлекаться частные вложения средств, включая иностранные, а также средства территориальных внебюджетных и других фондов. Могут привлекаться средства федерального и регионального бюджетов, выделяемые на развитие отрасли и поддержание занятости населения.
Все показатели отраслевой программы приводятся как в целом по отрасли, так и по каждому субъекту Российской Федерации, в которых имеются предприятия отрасли.
Источник: bstudy.net
38)Федеральная и региональные программы содействия занятости населения рф.
1)один из основных инструментов активной политики занятости населения и социальной политики в целом, важный элемент механизма государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда на основе программно-целевого подхода;
2) официальный документ, представляющий собой развернутый план деятельности государственной службы занятости определенного уровня на очередной календарный год.
ГПСЗН может быть: • федеральной; • региональной — республиканской в составе Российской Федерации, краевой, областной, городов Москвы и Санкт-Петербурга (т.е. субъекта Федерации); • районной и городской.
Федеральная программа содействия занятости населения разрабатывается Министерством экономики Российской Федерации с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и является составной частью федеральных целевых программ, направленных на реализацию экономической и социальной политики; она содержит мероприятия, которые могут быть осуществлены лишь на федеральном уровне управления либо на основе межрегионального взаимодействия (т.е. требуют соответствующей координации).
Федеральная программа обеспечения занятости населения — основа государственной политики на рынке труда России
В соответствии с Законом о занятости населения (ст. 16) органы службы занятости разрабатывают республиканские и региональные (краевые, областные, районные, городские) программы, предусматривающие меры по содействию занятости населения в соответствии с законом о занятости. Программы формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и социального развития.
Цель разработки федеральной программы занятости населения – реализация государственной политики содействия занятости населения, активизация содействия занятости населения с учетом более полного и рационального использования территориальных ресурсов и возможностей по обеспечению занятости населения.
Основные задачи – экономическое, организационное, правовое регулирование занятости населения, обеспечение активной деятельности Федеральной Государственной службы занятости населения. Главные направления Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации следующие:
— определение общефедеральной концепции занятости населения;
— предотвращение критической ситуации на рынке труда;
— реализация федеральных и региональных мер по поддержке занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда;
— создание условий для развития занятости трудоспособного населения в государственных и негосударственных секторах экономики, прежде всего для граждан особо нуждающихся в социальной защите;
— сдерживание массового высвобождения работников;
— развитие системы обучения кадров, сдерживание роста безработных за счет организации и проведения опережающего переобучения, переподготовки персонала;
— организация социальной защиты работников организаций, находящихся на грани банкротства;
— расширение масштабов и усиления финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства;
— совершенствование деятельности государственной службы занятости по созданию условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан; эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу; смягчение последствий долговременной безработицы; увеличение масштабов общественных и временных работ.
В реализации этих задач и направлений – приоритет за активными формами занятости.
Федеральная программа занятости населения включает в себя совокупность региональных программ. Региональные программы содействия занятости представляют собой механизм государственного воздействия на региональные рынки труда.
I. Государственная (республиканская) программа занятости населения РФ – ГПЗН РФ содержит мероприятия с их финансовым, материально-техническим и организационным обеспечением, которые могут быть осуществлены лишь на республиканском уровне управления. К ним относятся:
— мероприятия по стимулированию развития рабочих мест и рынка труда в приоритетных районах;
— мероприятия по смягчению социальной напряженности на тех территориях, где происходит резкий рост безработицы;
— мероприятия по оперативному вмешательству в случае необходимости в неблагоприятные ситуации на региональных рынках труда, когда эти ситуации не могли быть спрогнозированы заранее.
В ГПНЗ РФ включаются также мероприятия по проведению государственной политики занятости населения, которые целесообразно осуществлять на межрегиональной основе. Обеспечивая тем самым их высокую эффективность. На уровне ГПНЗ также увязываются макроэкономические соотношения инфляции и безработицы, занятости и инвестиционной активности и т.п., а также определяется общая концепция республиканской (федеральной) политики занятости, дается общий прогноз рынка труда.
С целью достижения эффективной занятости и обеспечения социальной защиты граждан в условиях рыночной экономики, региональные программы занятости населения можно разделить на три уровня:
1) республиканская программа занятости населения;
2) краевая (областная) программа занятости населения;
3) районная (городская) программа занятости населения.
Региональная программа содействия занятости населения
Цель разработки региональной программой занятости предусматривается создание благоприятных условий для занятости населения в регионах с учетом территориальных особенностей, другими словами, формирование региональной концепции занятости населения. Основные направления региональной политики занятости населения:
Программы занятости населения республик в составе РФ, а также краевые и областные программы занятости населения определяют мероприятия по регулированию рынка труда, которые целесообразно осуществлять на межрайонной основе в пределах административно-территориальных единиц (создание межрайонных учебных центров, организация экологических работ и т.п.). Подобно ГПНЗ РФ они предусматривают выделение территорий приоритетного развития (районов и городов), а также тех из них, где состояние рынка труда повышает социальную напряженность.
На уровне этих программ прогнозируется изменения занятости в регионах в зависимости от динамики других показателей социально-экономического развития республик в составе РФ, краев и областей (произведенного валового национального продукта, инвестиционной активности и т.п.).
Программы занятости населения районов (городов) по сути дела представляют те мероприятия, которые направлены на решение конкретных проблем занятости, предусматривающих доведение имеющихся ресурсов до каждого наемного работника, оказывающегося в положении безработного. Эти программы отличаются детальностью проработки и структур по состояниям из двух блоков:
I блок – мероприятия, которые могут быть осуществлены непосредственно с использованием ресурсов, имеющихся в районных (городских) службах занятости;
II блок – мероприятия, которые требуют участия вышестоящих служб занятости населения.
Фактически районные (городские) программы занятости населения увязывают действия отдельных предприятий в сфере купли-продажи рабочей силы с интересами региона в области желаемого состояния регионального рынка труда и занятости населения.
Подходы и разработки области и районных программ занятости населения отличаются.
Основное внимание в областной программе занятости населения сосредотачивается на определении концепции регулирования рынка труда области, направлениях и альтернативах политики занятости, прогнозировании рынка труда в целом, выделении межрайонных мероприятий, координации и содействии усилий по реализации работников программ занятости.
Районные же программы представляют конкретный набор методов, мероприятий и организационных действий по регулированию рынка труда в регионе, разработанных исходя из адаптации общей концепции и политики занятости применительно к условиям района (города).
На этапе перехода к рыночной экономике, когда его последствия на рынке труда во многом непредсказуемы, мероприятия региональной программы занятости населения будут носить, как правило, краткосрочный характер. В дальнейшем, по мере стабилизации экономических отношений в региональной программе занятости населения будет повышаться уровень мероприятий, которые носят долгосрочный характер.
Разработка региональной программы занятости населения осуществляется силами соответствующих региональных подразделений государственной службы занятости населения, а утверждаются местными органами власти и вышестоящими органами занятости.
Региональная программа занятости населения состоит из следующих разделов:
1) аналитического, в котором раскрываются ситуации на рынке труда, факторы влияющие на показатели занятости, миграционные и демографические процессы, а также дается прогнозная оценка рынка труда, специфика социально-экономической ситуации. В конце дается экономическая оценка негативных последствий стихийного развития регионального рынка труда;
2) целевого, в котором на основании предыдущего раздела определяется концепция политики занятости и перечень поставленных целей, их приоритетность, качественные и количественные параметры конечного ожидаемого результата, а также эффективность деятельности службы занятости;
3) организационного, в котором раскрывается общая схема разработки и реализации программы занятости с привлечением других организаций.
Источник: studfile.net
Государственная программа «Содействие занятости населения»
Государственная программа «Содействие занятости населения» – это государственная программа целевого назначения, направленная на обеспечение занятости населения, реализацию мер поддержки населения в условиях кризисного развития экономики, формирование новых рабочих мест и иные мероприятия в сфере занятости.
Общая характеристика состояния сферы занятости на современном этапе развития российского государства
Последние годы состояние рынка труда находится под влиянием множества факторов, оказывающих отрицательное воздействие на его развитие. К числу таких факторов можно отнести новую коронавирусную инфекцию, которая существенно ударила по бизнесу, рабочим местам, уровню доходов населения. Также к числу осложняющих факторов можно отнести политическую ситуацию в мире, отрицательно сказывающуюся на социальной стабильности в российском государстве.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Под воздействием указанных факторов многие хозяйствующие субъекты Российской Федерации прекратили свою деятельность или сократили количество рабочих мест.
Негативные тенденции развития рынка труда отрицательно сказались на динамике численности безработных граждан.
Пиковое значение безработицы в 2020 году было достигнуто в августе, когда число безработных граждан приблизилось к 5 млн человек. Последние события российской политики приведут к достижению новых пиковых значений безработицы.
Приоритеты и цели государственной программы «Содействие занятости населения»
Государственная программа «Содействие занятости населения» направлена на формирование условий политического, правового, экономического и институционального характера, обеспечивающих возможность гибкого развития, эффективного функционирования рынка труда, роста качества рабочей силы и мотивации стимулов к труду.
Государственная программа содействия занятости населения направлена на достижение следующих целей:
- во-первых, достижение показателя регистрируемой безработицы на уровне, не превышающем 1 процента;
- во-вторых, формирование условий для обеспечения культуры безопасного труда и роста эффективности мер, обеспечивающих сохранение здоровья и жизни работников в процессе осуществления труда.
«Государственная программа «Содействие занятости населения» »
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Задачи государственной программы «Содействие занятости населения»
Обеспечению целей программы «Содействие занятости населения» в части снижения показателя безработицы обусловлено необходимостью решения ряда задач, к числу которых можно отнести:
- во-первых, формирование возможностей для повышения населением квалификации и приобретения дополнительных навыков и знаний с целью содействия их занятости;
- во-вторых, развитие инфраструктуры занятости и внедрение инноваций организационного и технологического характера, предусматривающих использование платформенных и цифровых решений в целях поддержки уровня занятости граждан;
- в-третьих, формирование условий, обеспечивающих привлечение трудовых ресурсов работодателями из других регионов;
- в-четвертых, развитие механизма независимой оценки квалификации, создание и поддержка функционирования центров профессиональной переподготовки, подготовки и повышение квалификации трудовых ресурсов.
Решению указанных задач способствует проведение следующих мероприятий:
- во-первых, организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования населения, ищущего работу и обратившегося в органы занятости населения. Данные мероприятия распространяются на безработных, граждан, достигших возраста 50 лет, граждан предпенсионного возраста, женщин, которые находятся в отпуске по уходу за детьми в возрасте до трех лет, женщин, не имеющих трудовых отношений при наличии детей дошкольного возраста;
- во-вторых, повышение эффективности функционирования службы занятости;
- в-третьих, содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов за счет роста мобильности этих ресурсов;
- в-четвертых, развитие системы профессиональных квалификаций, механизма оценки квалификации, реализации функций центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации трудовых ресурсов.
Достижение второй цели программы «Содействие занятости населения» обеспечивается за счет решения следующих задач:
- во-первых, обеспечение приоритетности предупреждения травматизма на производстве;
- во-вторых, внедрение культуры безопасного труда.
Решение этих задач предполагает осуществление следующих мер:
- во-первых, внедрение системы управления профессиональными рисками в охране труда на уровне всех работодателей;
- во-вторых, внедрение модели управления охраной труда, в основе которой находятся передовые и наиболее эффективные технологии охраны труда, пропаганда и популяризация культуры безопасности труда.
В качестве основного мероприятия достижения указанной цели государственной программы «Содействие занятости населения» предполагается осуществление проведения общественной просветительской кампании, призванной популяризировать охрану труда и сохранение здоровья работающих граждан.
Финансовое обеспечение реализации государственной программы «Содействие занятости населения»
Финансовое обеспечение реализации государственной программы «Содействие занятости населения» осуществляется посредством предоставления и распределения субсидий из средств федерального бюджета. Эти средства направляются региональным бюджетам для софинансирования их расходных обязательств по обеспечению занятости населения, целей реализации государственной программы.
Предоставление субсидий из федерального бюджета осуществляется при выполнении следующих условий:
- во-первых, наличие правового регулирования на региональном уровне, обеспечивающего утверждение мероприятий по внедрению единого подхода к целям реализации мероприятий, направленных на содействие занятости населения;
- во-вторых, наличие региональных бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств региона по обеспечению занятости населения;
- в-третьих, заключения соглашения Федеральной службой труда и занятости и высшими органами государственного управления и регионального уровня относительно предоставления субсидий на содействие занятости населения.
Источник: spravochnick.ru