Основные характеристики программы макатон

Итак, еще раз: МАКАТОН – языковая программа, цель которой – дать возможность коммуникации людям с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями. МАКАТОН использует одновременно жесты, графические символы и речь.

Главное отличие МАКАТОНа от других программ AAC (Augmentative and Alternative Communication) – это использование двойных знаков (жест + символ) и, как следствие – комплексное воздействие на реципиента (задействуются разные каналы восприятия информации).

Следует помнить о том, что МАКАТОН – это НЕ вид терапии, это вспомогательная система, которая позволяет человеку общаться. Параллельно с использованием МАКАТОНа, как правило, идет интенсивная логопедическая работа. МАКАТОН – прежде всего вспомогательный вид коммуникации, и лишь в случае когда развитие речи невозможно, он становится альтернативным.

Программа была создана Маргарет Уокер в Британии в 70-х гг. Сейчас МАКАТОН используется в более чем 40 странах. Из известных мне – Baby Sign Language в Калифорнии, знаю, что видеоролики автора переводят на русский язык, это очень здорово. Я просмотрела бегло один, некоторые жесты похожи на польские.

Макатон

Не следует путать МАКАТОН и жестовый язык, который используют глухонемые. МАКАТОН – это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что самое главное, легко понять. Из языка глухонемых в упрощенном варианте заимствуются только некоторые, часто абстрактные понятия.

В Польше МАКАТОН был разработан в 2001-2005 гг. доктором Б.Б. Качмарек в Познани. В течение нескольких лет велись экспериментальные исследования. Первый эксперимент касался выработки польского словаря МАКАТОНа, второй – апробация программы в коммуникации людей с ограниченными возможностями.

В 2003 г. появилась первая, экспериментальная версия Основного Словаря (450 слов повседневного обихода). Каждому понятию соответствует жестовый знак и графический символ (большинство символов были заимствованы из британской версии программы). К 2008 г. Экспериментальная версия была подтверждена, в 2010-2011 гг. претерпела некоторые изменения и в таком виде существует до сих пор.

Словарь МАКАТОНа – четко структурированная система. Количество понятий Основного Словаря ограничено (всего около 450 слов). Туда входят понятия, связанные с повседневным бытом и окружением человека (семья, еда, предметы, животные, здания, погода, время, числа, чувства, отношения, основные глаголы действия и т.д.). Всего в Основном Словаре 8 уровней (связанных также с уровнем сложности) + 9 уровень – дополнительный.

Создание Основного Словаря происходило на основе следующих принципов:
— ограничение количества слов, использование ключевых понятий, характеризующихся высокой функциональностью.
— организация уровней Словаря в соответствии с коммуникационной значимостью (на первом месте оказались слова, позволяющие выразить потребности человека и договориться с собеседником) а также уровня сложности (обучение поделено на этапы).

4. Мультимодальная языковая программа Макатон


— персонализация Словаря, возможность приспособления его к индивидуальным особенностям человека.
— одновременное использование речи, жестов и символов.

Пример слов 1 уровня:

Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.
Напиток (питье), печенье, обед, еда, вода.
Туалет, кровать, стул, стол, раковина, ванна, душ.
Дом, машина, автобус, трамвай. (+ «ехать» на каждом из перечисленных видов транспорта).
Я, ты, Где?, Что?, здесь, там.
Спать, пить, есть, смотреть, видеть, стоять, встать, сесть, приходить, идти, умываться, мыть руки, мыть что-либо, мыться, принимать душ, давать.
Еще, хорошо, непослушный, послушный, да, нет, пожалуйста, спасибо, привет, пока, здравствуйте.

Вот и все. Таких уровней 8+1.

Для людей с бОльшими коммуникационными потребностями существует Дополнительный Словарь (около 7000 слов). В нем слова разделены по категориям: люди, профессии, транспорт, чувства, хобби и т.д.

Читайте также:
Как загрузить программу в навигатор пфдо

Мануальные знаки польского МАКАТОНа были выработаны в результате экспериментальных исследований со здоровыми детьми дошкольного возраста и затем подтверждены в работе с детьми с ограниченными возможностями. В программы вошли жесты, которые наиболее часто, спонтанно используются детьми для обозначения понятий, а также те, которые являлись частью естественного общения. Некоторые жесты были заимствованы из польского языка глухонемых (в упрощенном варианте). Верификация программы длилась 4 года, только после этого появилась окончательная версия.
Выбор жестов также характеризовался их лаконичностью и ясностью и простотой исполнения. Некоторые жесты имеют 2 варианта – для двух или одной руки.

МАКАТОН может использоваться как вспомогательная программа (в этом случае жествый язык используется одновременно с речью, когда появляется ясная речь, жесты убираются) либо как альтернативная (когда жесты полность замещают речь).
Вместе с жестами всегда используется ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ. Это очень важное правило. При этом жесты используются на трех уровнях:
1) Ключевой уровень: жесты отражают только ключевые понятия.
2) Функциональный уровень: жесты отражают только глаголы действия.
3) Полный уровень: жесты отражают большинство слов в высказывании.

Полная версия жествого языка предназначена либо для пользователей с высокими познавательными и интеллектуальными способностями (в этом случае МАКАТОН – один из этапов перед переходом на более высокий уровень, например — элементы жестового языка глухонемых), либо для людей с комплексными нарушениями развития (например, когда к умственной неполноценности прибавляется глухота), окружение которых использует язык глухонемых.

Жестам в МАКАТОНе всегда сопутствует соответствующее выражение лица, интонация, движения тела, пространственная ориентация. Многие жесты различаются в зависимости от того, о ком идет речь – обо мне, или о собеседнике. Жест «смотреть», например, используется с указанием направление – на что смотреть. Поскольку знаки используются вместе с речью, темп их – абсолютно естественный и спокойный.

далее будет о символах, оставайтесь с нами.

Источник: norwenalis.livejournal.com

Доклад на тему «Особенности словаря понятий программы Макатон»

Макатон – уникальная языковая программа, благодаря которой люди с коммуникативными трудностями могут общаться посредством символов, жестов и звучащей речи. Жесты и символы используются совместно со звучащей или письменной речью, часто в сочетании друг с другом, а в некоторых случаях сами по себе (символьное письмо). Языковая программа Макатон обеспечивает мультимодальный подход, в котором одновременно используется несколько каналов для передачи информации, расширяет возможности для самовыражения и социализации, а также облегчает доступ к образованию, обучению и получению информации.

Жесты и символы обеспечивают зрительное сопровождение речи, что улучшает понимание и облегчает общение.

Символы – важнейшая часть программы Макатон. Речь и жесты скоротечны, произнесённый звук и сделанное движение тут же «исчезают». Символы же, напротив, обеспечивают неизменную и очевидную опору на смысл того, что говорится в данный момент посредством звучащих слов или жестов. Они могут использоваться в сочетании с жестами и речью или только с речью. Как и жест, символ формирует пиктографический образ понятия.

Полная версия языковой программы Макатон включает в себя два словаря понятий:

— Основной словарь, первая часть которого является фундаментом программы. В него входят наиболее важные и частотные понятия, распределённые по стадиям по принципу усложнения.

— Ресурсный словарь, состоящий из огромного множества понятий, распределённых по самым разнообразным темам (Музыка. Огородничество. Досуг. Школьные предметы. и пр.). Ресурсный словарь всегда используется вместе с понятиями из Основного.

Читайте также:
Как установить какой программой открывать файлы

Каждому понятию в словаре программы соответствует символ и жест.

Основной словарь русскоязычной версии представляет собой современный тезаурус понятий, наиболее актуальных для жизни в 21 веке. Он отражает повседневные нужды детей и взрослых, живущих в России, а также учитывает изменения в технологиях, стиле жизни и предпочитаемых видах досуга. В него входят слова из разных грамматических категорий русского языка (существительные, прилагательные, глаголы, союзы, предлоги и пр.). Это расширяет возможности пользователей программы в развитии речи и коммуникации.

Основной словарь языковой программы Макатон имеет свою структуру и состоит из восьми ступений:

Семья. Основные нужды. Начинаем общаться.

Еда. Привычное окружение. На улице. Свойства объектов.

Поощерения. Животные. Транспорт. Повседневные действия. Признаки принадлежности.

Школа. Работа. Предметы и виды деятельности. Пространственные ориентиры.

Профессии. Общественные места. Свойства объектов. Чувства и эмоции.

Окружающий мир. Досуг. Мыслительная деятельность. Сравнительные характеристики объектов. Цвета.

Числа. Время. Деньги. Природные явления.

События и праздники. Бытовая и компьютерная техника. Конкуренция. Мыслительная деятельность. Причинно-следственные связи.

Пространственные ориентиры.

Символы Основного словаря программы создаёт команда специалистов: тренеров программы Макатон, лингвистов, логопедов и др. специалистов, работающих с людьми с особенностями развития. Они хоть и созданы на основе международных символов, но имеют всё же русскую особенность, а именно учитывают русскую грамматику и специфику виденья того или иного понятия.

Символы можно использовать на разных уровнях:

— уровень ключевых слов, символами подкрепляются только те слова, которые наиболее важны для понимания смысла фразы;

— грамматический уровень, символами обозначаются все члены предложения, включая второстепенные, а так же падежные и родовые окончания и т.д.;

— функциональный уровень, один символ представляет целое предложение.

Символы программы Макатон отвечают трём важнейшим критериям разработки символов:

Символ максимально пиктографичен.

Символ прост и схематичен, его легко нарисовать от руки.

Символ отражает категории и понятия языка и помогает изучать его грамматику.

Символы и жесты программы Макатон не имеют национальности (англичанин и русский или др., использующие жесты и символы программы, могут легко понять друг друга) и их часто используют в рамках других обучающих программ ( PECS , TEACCH ).

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

«Жесты стимулируют речевое развитие в случае, если оно почему-то пошло необычным путем»: интервью тренера программы «Макатон» Анны Кибрик

Этой осенью в русскоязычном интернете ведется много споров об инклюзивном образовании и способах занятий с детьми с нарушениями развития. Мы попросили нейропсихолога и ведущего специалиста московского (есть еще псковский) Центра лечебной педагогики Анну Кибрик рассказать об использовании жестов для развития речи, об истории языковой программы «Макатон» и ее адаптации к российской действительности.

14 октября 2020

Расскажите о ваших учениках в Центре лечебной педагогики?

Я много лет, с 2006 года, работаю в Центре лечебной педагогики (ЦЛП) — это одна из старейших НКО в России, занимающаяся помощью семьям, которые воспитывают детей, подростков, молодых людей с нарушениями развития. У меня есть довольно большой опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

И не только с детьми — с подростками и молодыми людьми тоже. Важно понимать, что есть большая группа людей, у которых, как и у всех остальных, сильна потребность в общении: им важно иметь возможность высказывать свои желания, просить, соглашаться или отказываться от того, что им предлагают, задавать вопросы, рассказывать о том, что с ними происходит, комментировать происходящее. И люди, у которых грубо нарушено понимание речи, или которые не могут сами пользоваться звучащей речью, оказываются в ситуации изоляции, потому что у них нет средств для взаимодействия с другими людьми. И вот специально для того, чтобы у этих людей появился способ общения, в 1970-е годы в Великобритании была разработана программа «Макатон», а в 2008 году мы начали адаптировать ее в России на базе ЦЛП.

Читайте также:
Как открыть программу запуска Симс 3

В чем идея этой программы?

История программы «Макатон» началась пятьдесят лет назад. Молодая логопед Маргарет Уокер в начале 1970-х годов закончила вуз и попала по распределению на работу в интернат. То есть это было учреждение для постоянного пребывания людей с ментальными нарушениями.

Важно сказать, что тогда в Великобритании и вообще в Европе интернаты были, это были гигантские учреждения, очень похожие на то, какие они у нас сегодня. А сейчас там таких учреждений уже давно нет — 20 или даже 30 лет — люди с нарушениями развития на Западе сейчас живут в семьях и в местах/проектах сопровождаемого проживания (квартирах, поселениях, общинах и т.п.) с поддержкой всех необходимых специалистов и социальных работников.

Так вот, Маргарет пришла в интернат по распределению как логопед, это была ее первая работа. И она обнаружила, что у персонала этого учреждения не было идеи общаться с проживающими. То есть за ним осуществляли уход, о них заботились, и все. И Маргарет в голову пришла мысль — а что, если для общения с этими взрослыми использовать жесты Британского жестового языка?

Она была уже немного знакома с жестовым языком по учебе в институте, и ей показалось, что жесты могут помочь людям с нарушениями развития лучше понимать и, может быть, даже самим что-то показывать, чтобы общаться. Эта идея дала потрясающие результаты.

Потому что те взрослые, которые, казалось, совсем не понимали обращенную к ним речь и никогда ничего не говорили сами, внимательно смотрели на жесты, которые Маргарет им показывала, многие потом действительно стали использовать жесты для общения и просто стали гораздо лучше понимать, что вообще вокруг них происходит. А это, соответственно, снизило уровень общего эмоционального напряжения и устранило какие-то поведенческие проблемы, которые часто бывают у таких людей, — например, связанные с агрессией или с аутоагрессией. Это очень сильно изменило судьбы этих взрослых. Потом Маргарет попробовала использовать жесты для логопедической работы с детьми с особенностями развития — это тоже дало очень хороший результат.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Почему у программы такое название?

Название программы — это сочетание трех имен: МА — Маргарет, КА — Кэти и ТОН — Тони. Кэти и Тони были специалистами по Британскому жестовому языку, которые помогли Маргарет в создании необходимого словаря понятий, включающего в себя более четырехсот жестов. Постепенно к жестам добавилось использование карточек-пиктограмм, по-другому их еще называют «символы». Через какое-то время программа начала активно распространяться, и сейчас она представлена в более чем сорока странах мира.

Как происходила адаптация программы в России?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru