Сущность, функции, структура школьных программ и учебников
На базе учебного плана составляют учебную программу по любому предмету.
Определение 1
Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчен круг основных знаний, навыков и умений, которые должны быть усвоены учащимися по каждому учебному предмету.
Учебная программа состоит из:
- перечня тем изучаемого материала;
- рекомендаций по количеству времени, отводимому каждой теме;
- распределения материала по годам обучения;
- времени, отводимого на изучение всего курса.
Принято выделять следующие виды учебных программ:
- типовая программа;
- рабочая программа школы;
- личностно-индивидуальная авторская программа, составляемая и применяемая учителем-новатором, мастером педагогического труда.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Типовую программу утверждает Министерство общего и профессионального образования РФ, она носит рекомендательный характер и затрагивает только наиболее общий и базовый круг общеобразовательных знаний, умений и навыков, а также включает наиболее общие рекомендации методического характера и перечень необходимых и достаточных средств приемов обучения, свойственных конкретному учебному предмету.
Назначение, проектирование, структура, содержание и функции рабочей программы воспитателя ДОУ
На основании типовой программы разрабатывают рабочую программу, которая отражает национально-региональный компонент, он может быть локальным или школьным, с учетом возможностей методического потенциала учительства, а также информационное и техническое обеспечение и уровень подготовленности учеников.
Авторским программам характерна специфическая логика построения курса и глубина поднимаемых в них вопросов, теорий. Такие программы, если у них есть рецензии, утверждает совет школы.
Структура учебной программы включает три основных компонента:
- объяснительную записку, в которой изложены цели и задачи изучения предмета;
- содержательную часть, состоящую из перечня тем, распределения времени на изучение каждой темы и раздела, перечня рекомендуемых занятий и методов обучения;
- методические указания, касающиеся путей реализации программы, методов, организационных форм и средств обучения, а также оценки знаний, навыков и умений, которые учащиеся приобретают в процессе изучения данного учебного предмета.
«Сущность, функции, структура школьных программ и учебников»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
В структурном отношении учебные программы могут быть линейными, концентрическими, спиральными и смешанными.
Линейная структура предполагает образование отдельными частями материала непрерывную последовательность тесно взаимосвязанных звеньев, которые прорабатываются за время обучения один раз.
Концентрированная структура основана на возвращении к изучаемым знаниям. Идет постепенное расширение изложения одного и того же вопроса, обогащение его новыми сведениями, зависимостями и связями.
Спиральная структура характеризуется изложением материала, при котором ученики без потери из поля зрения исходной проблемы, постепенно наращивают и углубляют круг связанных с ней знаний.
Смешанная структура совмещает признаки линейных и концентрических схем, что позволяет глубоко распределять учебный материал.
Структура и функции учебника
Основной вид учебной литературы – учебник, представляющий собой важнейший источник знаний для учеников, одно из основных средств обучения. В нем отражена теория и методика обучения, то есть круг знаний, умений и навыков, обеспечивающих формирование духовной сущности личности ребенка.
В учебниках систематически изложены основы знаний в определенной сфере на уровне современных достижений науки и культуры. В учебниках систематическое изложение учебного материала должно идти в единстве с методами познания.
Учебник должен одновременно отличаться стабильностью и мобильностью. Требование стабильности предполагает, что у учебника должна быть устойчивая основа. Мобильностью обеспечивается возможность быстро вводить новые знания без нарушения основных конструкций. Этой цели соответствует блочная конструкция учебника, которая допускает вставки и расширяет блоки.
Структура учебника состоит из текста в качестве основного компонента, и нетекстовых вспомогательных компонентов.
Учебниками должны обеспечиваться сознательное и активное участие учеников в процессе обучения, с полным усвоением учебного материала. Для решения этих задач предназначены следующие дидактические функции учебника:
- мотивационная – выражается созданием стимулов для учащихся, побуждающих их изучать данный предмет, формирующих интерес и позитивное отношение;
- информационная – позволяет ученикам расширить объем знаний любыми доступными способами получения информации;
- контрольно-коррекционная (тренировочная) – проверка, самооценка и коррекция хода и результатов обучения, выполнение тренировочных упражнений, направленных на формирование необходимого объема умений и навыков.
Дополнениями к учебнику могут быть различные учебные пособия – хрестоматия, сборник задач и упражнений, словарь, справочник, книга для внеклассного чтения, атлас, историческая и географическая карта и пр.
Отличительная особенность учебного пособия – подача учебного материала в более расширенном плане, дополняющая в значительной степени, а также расширяющая материал учебника новейшей информацией, справочными сведениями. Работа с учебными пособиями учит детей изложению, анализу, критике, дополнению, изменению и стилю собственного изложения, а также изучаемого текста с обязательным использованием дополнительной литературы.
Вместе с традиционными учебными материалам применяются также современные, безбумажные – видеоролики, диски, кассеты, аудиозаписи и пр. На данный момент дидактическая оценка таких новых средств крайне противоречива, в связи с чем, целесообразно использовать их в совокупности с традиционными учебными материалами.
Источник: spravochnick.ru
РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ
внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);
изменения логики освоения содержания материала;
уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
![]()
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
![]()
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
![]()
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
![]()
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
![]()
Наладить дисциплину на своих уроках.
![]()
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ »
РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Лесникова М.Ю.,
учитель биологии
МАОУ «СОШ № 55»г.Перми
В ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» в ст2 п9. сказано ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА — комплекс основных характеристик образования (объем, содержания, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей, иных компонентов…
Рабочая программа — это
индивидуальный инструмент педагогического работника;
средство фиксации содержания образования на уровне учебных предметов.
Рабочая программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно для каждого класса составляется на учебный год или ступень обучения.
Какие возможности дает программа (Основная цель рабочей программы)
внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);
углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);
изменения логики освоения содержания материала;
уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.
Разрабатывая Рабочую программу учитель должен решить такие задачи как
Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся.
Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году.
Функция рабочей программы
Нормативная функция
Информационно-методическая функция
Организационно-планирующая функция
Функции программы определяют следующие требования к ней:
-Наличие признаков нормативного документа.
-Учет основных положений образовательной программы школы.
-Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.
-Системность и целостность содержания образования.
-Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования
Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:
-примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
-примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ;
-примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).
в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.
Исходные документы для составления рабочих программ
учебных курсов:
Закон «Об образовании в РФ»;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
8 основных структурных элементов для составления рабочих программ
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, видов контроля.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Критерии и нормы оценки знаний, умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса, включая ЭОР.
Приложения к программе (тексты контрольных работ и др.).
На титульном листе
указывается:
наименование образовательного учреждения (полностью);
поля для согласования/утверждения программы;
название Программы (предмет, курс);
адресность (класс или ступень обучения);
уровень обучения (базовый или профильный)
сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория);
название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;
год разработки рабочей программы
Пояснительная записка.
В тексте пояснительной записки следует указать:
соответствие рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования ;
на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа;
внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;
уровень изучения учебного материала (в соответствии с лицензией);
цели изучения предмета на конкретной ступени образования (извлечения из стандарта);
используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой учреждения);
количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, количество часов в неделю, количество резервных часов
-номера разделов и тем, их наименование должны соответствовать тематическому плану;
-в тексте должны использоваться только понятия и термины, относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям государственных стандартов; иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Требования к уровню подготовки обучающихся следует отразить по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Эти требования формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление). Формулировка выносится из Примерной или авторской программы и полностью соответствует элементам содержания. Классы, которые работают по ФГОС прописываются через РЕЗУЛЬТАТЫ.
Методические и учебные пособия, медиаресурсы указываются в алфавитном порядке по разделам в соответствии с требованиями к библиографическому описанию.
Этапы составления рабочей программы
Шаг 1. Изучение нормативной базы (см. http://www.standart.edu.ru)
Шаг 2. Выбор программы по учебному курсу, предмету и соответствующий ей учебник из федерального перечня, рекомендованного Министерством образования РФ.
Шаг 3. Сравнить цели изучения учебного предмета в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана ШКОЛЫ.
Шаг4. Анализ учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям к условиям реализации основной образовательной программы ступени общего образования (http://www.standart.edu.ru, ООП ООО )
Шаг5. Изучение возрастных особенностей и данных психолого-педагогической диагностики обучающихся
Шаг 6. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной Авторской программе с таковыми же требованиями, прописанными в ООП ООО по предмету. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в ООП ООО школы по предмету.
Шаг 7. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения
Шаг 11. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы
Шаг 12. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса
Шаг 13. Составить Рабочую программу: оформить материалы согласно структуре
Шаг 14. Экспертиза Рабочей программы:
-рассмотрение рабочей программы на заседании методического объединения;
-согласование рабочей программы на МС школы;
-утверждение рабочей программы директором школы.
Источник: kopilkaurokov.ru
Требования к составлению рабочей программы по учебному предмету ☼
При подготовке рабочей программы вы должны руководствоваться требованиями стандарта к ее структуре.
· Структура рабочей программы по учебному предмету включает в себя следующие разделы:
1) пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общая характеристика учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
· Что необходимо учесть при составлении рабочей программы:
— концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры;
— образовательные потребности семьи, ребенка (ориентироваться на основную образовательную программу);
— особенности учащихся класса (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации);
— уровень профессиональной компетентности педагога, его возможности;
— состояние материально-технического обеспечения образовательного учреждения, в т.ч. и учебно-методического.
· Структура типовой рабочей программы включает следующие элементы:
— требования к уровню подготовки учащихся;
— у чебно-тематический план;
· В разделе «Используемые учебно-методические материалы, оснащение учебного процесса» может содержаться следующая информация:
— перечень методической литературы;
— дидактический материал (контрольно-измерительный материал по предмету, перечень тем проектов, исследований и т.п.);
— перечень наглядного оборудования; — перечень ресурсов медиатеки педагога (цифровые образовательные ресурсы, список сайтов и т.п.);
— перечень технических средств обучения, лабораторного оборудования.
· Оформление данного раздела должно иметь следующую структуру:
— список литературы (в алфавитном порядке):
— перечень учебно-методических средств обучения;
— образовательные электронные ресурсы;
· В пояснительной записке может содержаться следующая информация:
— на основе какой программы (примерной, авторской) разработана рабочая программа;
— цель и задачи, актуальные при обучении предмету в данном классе;
— особенности обучения в конкретном классе; проблемы, существующие в организации
работы в данном классе;
— используемая образовательная система (в соответствии с Образовательной программой
учреждения);
— информация о внесенных изменениях в примерную (авторскую) программу и их обоснование (обычно, если количество внесенных изменений больше 20%, то требуется согласование с какой-либо компетентной в этом вопросе организацией);
— количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.
· Календарно-тематическое планирование является документом, отражающим особенности реализации основной общеобразовательной программы школы по предмету в конкретном классе.
В календарно-тематическом планировании должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение.
Источник: solncesvet.ru
Структура рабочей программы
Настоящее Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в МБОУ «СОШ № 12», реализующих программы общего образования (далее Положение) разработано в соответствии с:
· Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст.
47, п. 1 ч. 1 ст. 48);
· Типовым положением об общеобразовательном учреждении, введённым в действие с 19.03.2001г. № 196 Постановлением Правительства РФ (с изменениями на 10.03.2009г.);
· Приказом департамента образования Администрации города Ноябрьска от 04.05.2012 № 605-од «Об утверждении примерного положения о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в образовательных учреждениях города Ноябрьска, реализующих программы общего образования».
1.2. Настоящее положение регулирует процесс разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (далее — рабочие программы), определяет структуру, оформление, порядок и сроки их рассмотрения.
1.3. Рабочие программы являются обязательной составной частью образовательной программы МБОУ «СОШ № 12», реализующего программы общего образования, разрабатываются учителем на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), примерной или авторской учебной программы для каждого класса (параллели) и отражают методику реализации программ учебных предметов с учетом:
— требований к уровню достижений выпускников на основе ФГОС;
— максимального объема учебного материала для обучающихся;
— объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом ОУ;
— индивидуальных особенностей и познавательных интересов обучающихся;
— целей и задач образовательной программы ОУ;
— выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.
1.5. Основные функции рабочей программы:
— нормативная — рабочая программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
— целеполагание — рабочая программа определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
— содержательная – рабочая программа фиксирует состав учебных элементов, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности;
— процессуальная — рабочая программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
— оценочная – рабочая программа выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня учебных достижений обучающихся.
Структура рабочей программы
2.1.При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:
— целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
— состояние здоровья учащихся;
— уровень их способностей;
— характер учебной мотивации;
— качество учебных достижений;
— педагогические возможности педагога;
— состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
2.2.Рабочая программа включает:
— требования к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов конкретного учебного предмета, курса);
— календарно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
— описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
— приложения (технологические карты уроков, технологические карты контроля и т.п.).
2.3.Титульный лист (приложение №1) должен содержать:
— наименование Учредителя образовательного учреждения (согласно Уставу);
— наименование образовательного учреждения (согласно Уставу);
— наименование учебного предмета (курса);
— указание параллели, на которой изучается предмет;
— сведения об учителях авторах-составителях рабочей программы (одного или нескольких);
— гриф рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы;
— год разработки рабочей программы.
2.4. Пояснительная записка (приложение №2) должна быть лаконичной и отражать следующее:
— цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы согласованные с целями образовательной программы ОУ, отражающими особенности региона, образовательного учреждения;
— нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, учебный план ОУ и др.);
— сведения о программе (примерной/типовой/ или авторской), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, если есть – авторов и места, года издания;
— информация об используемых учебниках и пособиях;
— обоснование выбора примерной/типовой или авторской программы для разработки рабочей программы;
— определение места и роли учебного курса, предмета в учебном плане;
— общая характеристика учебного предмета, курса;
— новизна рабочей программы, ее отличие от примерной/типовой или авторской, с указанием внесенных изменений в примерную/типовую или авторскую программу и их обоснование;
— информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе о количестве обязательных часов для проведения лабораторно–практических, повторительно–обобщающих, контрольных уроков, а также при необходимости – часов на экскурсии, проекты, исследования и др.;
— информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и т. п., а также о возможной внеурочной деятельности по предмету.
— виды и формы текущего, тематического, промежуточного, итогового контроля согласно Уставу ОУ и (или) локальному акту образовательного учреждения, (материалы для их проведения могут быть представлены в приложении к рабочей программе). Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовка обучающихся должны быть четко обоснованы. При этом необходимо указать, как именно эти мероприятия позволяют выявить соответствие результатов образования целям и задачам обучения.
В пояснительной записке могут быть даны пояснения к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных работ и практических занятий, а также пояснения, обусловленные требованиями реализации регионального компонента, специфики образовательного учреждения.
2.5. Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам по конкретному учебному предмету, курсу должны отражать уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в соответствии с ФГОС, образовательной программой образовательного учреждения, а также ГИА и ЕГЭ.
В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в ФГОС общего образования.
2.6. Раздел «Содержание учебного предмета» должен соответствовать требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения и строиться по темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы. При разработке следует опираться на примерную /типовую программу Минобрнауки России с учетом выбранного учебно-методического комплекса и авторской программы.
Все дидактические единицы примерной программы (ФГОС) должны быть отражены и конкретизированы в содержании учебного материала. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу необходимо включить практические и лабораторные работы, предусмотренные примерной программой.
Содержание рабочей программы может полностью или частично соответствовать содержанию авторской программы курса, при условии, что она соответствует ФГОС.
– указать количество часов на изучение курса, его тем;
– изложить последовательность изучения учебного материала, устанавливая внутрипредметные и межпредметные логические связи.
2.7. Учебно-тематический план должен раскрывать последовательность изучения тем программы, показывается распределение учебных часов по темам из расчета максимальной учебной нагрузки (приложение №3), а также количество практических, лабораторных и контрольных работ проводимых в рамках каждой темы. Учебно-тематический план составляется на весь срок обучения. Учебно-тематический план составляется в табличной форме.
2.8. Календарно-тематический план разрабатывается учителем на каждый учебный год и составляется в табличной форме (приложение 4). Количество учебных недель определяется годовым календарным графиком. В нем должны быть отражены:
— перечень тем с указанием количества часов, отводимых на их изучение, (названия тем указываются согласно формулировкам учебно-тематического плана);
— характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) по каждой теме.
— темы каждого урока и его типы (приложение № 1);
— даты проведения уроков;
— элементы содержания по каждому уроку раскрываются через основные дидактические единицы соответствующие ФГОС по учебному предмету; элементы содержания при отсутствии ФГОС по предмету (элективный курс, элективный учебный предмет, факультатив, спецкурс) определяются в соответствии с авторской программой. Формулировки элементов содержания берутся из раздела рабочей программы «Содержание учебного предмета» без изменений и дополнений. Один и тот же элемент содержания может быть включен в один и более блоков уроков, если это обусловлено системностью формирования понятия или операции;
— требования к предметным и метапредметным* результатам в соответствии с ФГОС общего образования соответствующего года (ступени) обучения должны быть сформулированы в деятельностной форме (пример в приложении 6); в связи с этим, необходимо, отражая этап освоения содержания, уточнять требования, обеспечивая их конкретность, диагностичность, достижимость результата за указанный промежуток времени, однозначность в понимании формулировок. Группа метапредметных результатов, выделенных * (примечание 2 приложения № 4) является вариативной, то есть описание этих результатов в календарно-тематическом планировании определяется потребностью учителя);
— контрольно-оценочная деятельность на уроке, с указанием видов и форм данной деятельности (см. примечание 3,4 приложения № 4), которые должны соответствовать структуре рабочей программы (по разделам, темам), быть адекватны требованиям к уровню достижений обучающихся;
— информационное сопровождение, в котором необходимо указать информационные источники, используемые учителем для проведения урока, в том числе цифровые и электронные образовательные ресурсы**;
— домашнее задание** для учащихся, (Колонки таблицы, выделенные**(примечание 1 приложения № 4) является вариативной, то есть ее заполнение определяется потребностью учителя).
2.10.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса должно содержать перечни необходимых учебных и методических источников, а также материально-технического оборудования, которое необходимо для реализации рабочей программы и имеется в наличии в ОУ.
В перечне учебно-методического обеспечения должны быть указаны: методические и учебные пособия, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература,электронные средства обучения, медиаресурсы и т.п. Данный перечень составляется в алфавитном порядке в соответствии с требованиями к библиографическому описанию (приложение № 7). Допускается оформление списка литературы по основным разделам изучаемого предмета (курса). Данный перечень должен быть составлен по двум разделам: издания, предназначенные для учащихся и для учителя, с указанием в каждом из них списка основных и дополнительных источников.
В перечень материально-технического обеспечения рабочей программы могут быть включены: лабораторное оборудование, измерительные и демонстрационные приборы, мультимедийные средства, наборы слайдов, кинофильмов, видеофильмов описание деловых игр, наглядные пособия и т.п., применяемые в образовательном процессе.
2.11. Приложения в рабочей программе являются вариативной частью и могут быть подготовлены по усмотрению учителя. Они могут включать технологические карты уроков, технологическая карта контроля и т.п.
Источник: megaobuchalka.ru