Основные функции программы в психологическом исследовании

На основе изучения литературы по проблеме студент ставит цель и задачи эмпирического исследования или инновационной работы в области практической психологии.

Цель работы характеризует ее ожидаемый результат. Какие же результаты научной и практической работы могут ожидаться в психологии? Вот некоторые из них, достаточно типичные: На основе изучения литературы по проблеме студент ставит цель и задачи эмпирического исследования или инновационной работы в области практической психологии.

Цель работы характеризует ее ожидаемый результат. Какие же результаты научной и практической работы могут ожидаться в психологии? Вот некоторые из них, достаточно типичные:

1. Изучение психического явления.
2. Описание психологического феномена.
3. Изучение структуры психического явления (или факторов, на него влияющих).
4. Выявление психологических различий у испытуемых, относящихся к разным группам.
5. Выявление взаимосвязи психических явлений у одних и тех же испытуемых.

Интерпретация результатов психологического исследования


6. Изучение динамики возрастного развития определенных психических процессов, свойств, состояний.
7. Изучение изменений психического явления в определенных условиях, например, в результате коррекционной работы.
8. Обобщение, классификация, типологизация каких-либо данных.
9. Разработка и апробация (или адаптация) методики научного исследования.
10. Разработка или адаптация к новым условиям психодиагностической процедуры.
11. Разработка или адаптация к новым условиям методики консультирования, коррекционной или развивающей психологической работы.

Цель работы обычно заключается в том, чтобы: «Изучить. », «Выявить. », «Рассмотреть. », «Определить. », «Дать характеристику. », «Доказать. ». В любом случае работа должна содержать определенную новизну (поиск новых знаний, новых методов исследований или психологической практики либо применение существующих знаний, методов исследования к новым условиям) и творческий подход к решению проблемы.

Стилистически цели могут также формулироваться как «Анализ. », «Изучение. », «Выявление. » и т.п. В любом случае цель работы должна содержать определенную новизну (поиск новых знаний, или новых методов исследований, или новых методов практической психологической работы либо применение существующих знаний, методов исследования или практической психологической работы к новым условиям).

Задачи работы конкретизируют цель исследования или инновационной работы в области практической психологии и подразделяют ее достижение на определенные этапы. Последовательно решая поставленные задачи, исследователь продвигается к достижению цели. Обычно в дипломном исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач. Формулируются задачи в том же стиле что и цель: изучить. выявить. и т.п.

Задачи исследования подразделяются на две группы: теоретические и эмпирические.

Теоретические задачи обычно решаются путем анализа, синтеза, поиска сходного и различного, абстрагирования и обобщения, классификации и систематизации теоретических и эмпирических данных, имеющихся в литературе. Теоретические задачи могут решаться также с помощью логических умозаключений, когда исследователь на основе имеющихся в литературе знаний логическим путем выводит новое научное знание.

Основные методы психологических исследований

Следует отметить, что далеко не любой обзор литературы может быть назван теоретическим исследованием. Дипломная работа содержит обычно одну теоретическую задачу — выявление проблемы, которая может быть решена эмпирическим путем. Поэтому обоснование гипотезы или цели исследования — по сути и есть решение этой теоретической задачи путем анализа, сравнения и обобщения литературы. Основной вывод при решении данной задачи заключается в том, чтобы определить, каких знаний недостает в современной науке; на их поиск и будет направлено ваше эмпирическое исследование.

Эмпирические задачи решаются путем сбора и анализа данных, помученных с помощью эмпирических методов, таких как наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, измерение, а также методов качественной и количественной обработки этих данных, таких как типологизация, корреляция, сравнение, факторизация.

Формулируя задачи или исследовательские вопросы исследования, целесообразно присваивать им порядковые номера. Это облегчает восприятие соответствующего материала читателями.шаблоны для dle 11.2

Источник: www.botanik-plus.ru

Тема 2. Этапы социально-психологического исследования

Дидактические единицы темы. Структура психологического исследования. Формулировка задач исследования. Виды гипотез. Виды обработки и интерпретации полученных результатов исследования.

2.1. Программа исследования: основные функции и структура[1]

Разработка программы социально-психологического исследования требует от исследователя четкого представления об основных категориях, а также понятиях, применяемых в исследовательской практике. Важно определять сущность таких понятий, как «цель», «объект», «предмет», «задача» исследования. При этом, помимо теоретического представления, исследователю необходимо уметь их операционализировать, то есть выражать в терминах социально-психологической науки. Поскольку понятия часто имеют многозначный характер, исследователю следует знать, как они соотносятся друг с другом не только на теоретическом, но и методологическом и операциональном уровне описания исследования. Решение этих задач производится в специальном документе, организующем всю исследовательскую деятельность психолога – программе исследования.

Программа исследования – это изложение теоретико-методологических предпосылок (концепции) исследования, в соответствии с целями и задачами работы, основными гипотезами, описанием методов и методик а также определением этапов сбора, обработки и описания полученных результатов. Функция программы социально-психологического исследования – планирование, регулирование и контроль исследовательской деятельности специалиста. Изложение программы исследования осуществляется на основе концептуального аппарата социально-психологической науки, логичным и последовательным описанием его структурных составляющих. В. А. Ядовым предлагаются основные структурные элементы программы исследования, раскрывающие ее методологическую и содержательную составляющие:

Читайте также:
Домашняя бухгалтерия бесплатные программы отзывы

1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2. Определение цели и постановка задач исследования.

3. Уточнение и интерпретация основных понятий.

4. Предварительный системный анализ объекта исследования.

5. Конструирование гипотез.

Процедурный раздел программы:

1. Принципиальный (стратегический) план исследования.

2. Обоснование системы выборки и единиц наблюдения.

3. Набросок основных процедур сбора данных (методов и техник).

4. Схема анализа исходных данных.

Программа социально-психологического исследования дополняется рабочим планом, раскрывающим этапы опытно-экспериментальной работы, сроки их осуществления, методы выполнения, ресурсы и, в случае привлечения нескольких исследователей – описание ответственных лиц.

Рассмотрим основные этапы социально-психологического исследования.

2.2. Проблема и проблемная ситуация

Проблема выступает начальной точкой любого исследования. Социально-психологическая проблема, как правило, базируется в области межличностных отношений участников малой группы. При этом проблема может иметь как теоретический, так и практический характер.

Теоретические проблемы обусловлены необходимостью опытной, эмпирической проверки установленных закономерностей, уточнения фактов, сбора дополнительных сведений о социально-психологических явлениях. Результаты исследования разрешают противоречия в научных представлениях, восполняют недостаток знаний.

Практические проблемы вызваны реальными, существующими отношениями между участниками групп – проблемными ситуациями. Посредством социально-психологического исследования собирается информация об причинах, текущем состоянии взаимодействия участников групп, актуальных конфликтах, уровне сплоченности, согласованности их совместных действий. Результаты исследования используются для решения практической проблемы: административными, управленческими, психокоррекционными мерами.

Социально-психологическая проблема связана с недостатком информации о ней, недостаточным объемом эмпирических фактов. Поэтому существуют общие требования к обработке проблемы исследования:

• необходимо отделить «проблемное», действительно неизвестное, требующее разрешения, и «непроблемное» — неразрешенное из-за неполного анализа, ограниченного поиска либо некомпетентности исследователя;

• необходимо разделить общую проблему на отдельные составляющие, вызванные теоретическими, методологическими, методическими аспектами.

• следует упорядочить проблему по этапам ее разрешения, и, если это возможно – приоритетам решения. Выделение приоритетов позволяет сфокусироваться на наиболее существенных элементах исследования.

Выполнение этих задач во многом зависит от объема знаний исследователя – его эрудиции в области теорий, методологии и фактов. Поэтому, целесообразно, принимаясь за решение проблемы предварительно проанализировать существующие представления о ней, а также описанные различными исследователями попытки ее решения. Благодаря обзору научной литературы исследователь сможет определить наиболее общие направления решения проблемы, понять степень ее изученности, перспективные взгляды и способы, эффективные методы. Кроме того, литературный обзор позволяет выявить противоречия между исследовательскими подходами, понять ошибки других исследователей.

2.3. Выдвижение рабочих гипотез

Определение проблемы приводит исследования к конструированию предположения о причинах ее возникновения, способах преодоления, выраженных в форме гипотезы.

Под гипотезой в социально-психологическом исследовании понимаются предположения о характере связей между изучаемыми явлениями и возможных подходах к решению социально-психологических и социальных проблем.

Как указывает В.А. Ядов, гипотеза является основным методологическим инструментом, регулирующим процесс исследования, придающим ему логичность и упорядоченность.

Существует несколько представлений о разновидностях гипотез, применяемых в исследовании. Охарактеризуем наиболее распространенные виды гипотез. По степени общности предположений гипотезы разделяются на гипотезы-основания (базовые, общие) и гипотезы-следствия (частные, эмпирические).

По сущности отношений между понятиями выделяются гипотезы о связи, различии, структуре, причинах и следствиях. С точки зрения цели и задач исследования гипотезы подразделяются на основные и второстепенные:

По уровню обоснованности гипотезы могут быть разделены на основные (доказываемые в ходе исследования) и альтернативные, используемые взамен первых, если те опровергаются эмпирическими данными.

По содержанию предположений о предметной области проблемы можно выделить описательные и объяснительные гипотезы. При этом, описательные гипотезы чаще всего включают в себя предположения о существенных свойствах объекта (классификационные, обобщающие), о характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта (структурные). В свою очередь, объяснительные гипотезы раскрывают причинно-следственных связи, взаимодействия в изучаемых процессах и явлениях.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Шпаргалка по «Психологии»

1. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО АНАНЬЕВУ.
2. ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ
3. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОНЯТИЯ ДОКУМЕНТ, ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
5. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДОКУМЕНТОВ
21. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

Работа содержит 1 файл

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО АНАНЬЕВУ. (шпаргалка)

В своей классификации Б.Г. Ананьев рассматривал методы психологии взаимосвязано с этапами научного исследования, поэтому их он рассматривает как классификацию этих этапов. По Б.Г. Ананьеву психолог на различных этапах исследования пользуется различными группами методов.

Все методы он разделил на:

1. Организационная группа, которая включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Лонгитюдный метод предполагает многократное обследование одних и те же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.

Читайте также:
Программа открыть файл bmp

Комплексный метод включает в себя одновременно эти два метода.

2. Эмпирический способ добывания данных:

2.1. Наблюдение и самонаблюдение.

2.2. Экспериментальные методы:

а) полевой эксперимент — это специально организованный эксперимент, близкий к естественному;

б) лабораторный эксперимент — применятся, когда исследование психических процессов происходит в искусственных условиях, в лабораториях, с применением специальных приборов;

в) неестественный эксперимент — эксперимент, в котором испытуемый не подозревает, что он в нем участвует;

г) естественный эксперимент, в котором испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия;

д) формирующий или психолого-педагогический эксперимент.

2.3. Психодиагностические методы:

а) стандартизированные и проективные (формализованные личностные тесты) тестовые методики;

б) анкеты — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы;

г) социометрия — метод, использующийся для определения связей и отношений между людьми в группе или коллективе;

д) интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.;

е) беседа — широко распространенный в педагогической психологии и практике эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.

2.4. Приемы анализа процессов и продуктов деятельности. Этот метод включает праксиометрические методы (циклография, профессиография, оценка изделий и выполненных работ).

2.5. Метод моделирования.

2.6. Биографический метод. Выбор конкретного эмпирического метода зависит от того, какой организационный метод выбран исследователем.

3. Методы и приемы обработки эмпирических данных:

а) методы математической статистики;

б) качественная характеристика количественного материала.

4. Интерпретационные методы, объясняющие результаты, полученные в данном случае с точки зрения исходных гипотез и посылок, которые служили основой для проведения исследования. Этот метод представляет различные варианты генетического и структурного методов.

а) генетический метод — интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты, процессы становления психических функций, образований или свойств личности;

б) структурный метод — интерпретирует материал в характеристиках типов связей и систем, образующих личность, социальную группу.

Классификации Б.Г. Ананьева, прежде всего, рассматривает весь процесс организации и проведения психологического исследования — от постановки проблемы до ее решения. На каждом этапе этого процесса производится классификация методов, соответствующих этому этап.

ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ

Программа социологического исследования — это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория—факты—теория.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап — относительно самостоятельная часть познавательного процесса — характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.

Программа социологического исследования состоит из основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.

Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологии изучения объекта. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как ее сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.

Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая цель — дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.

Задачи — отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования.

Читайте также:
Программа аксесс где найти

Частные — для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.

С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия.

Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.

Предварительный системный анализ объекта — это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследовании

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Первое и главное требование — программа исследования должна быть, без программы, исследование напоминает поиск методом проб и ошибок, расход средств и времени часто не оправдывает полученных результатов. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не «покрываются» эмпирическими данными, при отсутствии гипотез не ясно, как обрабатывать социологическую информацию. Попытки сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованиям: материал собран не полностью, выборка не удовлетворяет задачам работы, получены ответы не нате вопросы, которые планировались вначале. Наконец, приходят к выводу, что все надо было делать по-другому.

Второе требование — эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы — продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных правил и посылок процедуры. Кроме того, программа является единым для всего научного коллектива документом, коль скоро серьезные исследования невозможно провести в одиночку. При отсутствии ясной и четкой программы участники исследования не могут найти общего языка, тратят время на увязывание и уточнение вопросов.

Третье требование — логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не видя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться сформулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом.

Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации. Это означает, что все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях.

Четвертое требование — гибкость программы. Отдельные положения ее могут уточняться по мере обнаружения ошибок. Нередко программа разрабатывается в два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, примерной формулировкой гипотез, затем проводится небольшое пилотажное исследование, после чего разрабатывается окончательная программа.

Сама программа является серьезной частью научной работы и может быть опубликована как самостоятельная научная работа. Публикация программы подобна передаче лицензии на производство научного знания.

Рабочий план исследования — органическая часть программы. В нем поэтапно намечаются сроки проведения работы, если нужно фиксируются исполнители, составляется смета расходов, обосновывается численность сотрудников. Здесь определяются сроки представления предварительных и итоговых результатов исследования. При организации прикладного исследования важно четко уяснить, что ожидает заказчик от планируемого исследования и что с точки зрения социологов может быть реализовано точно, что предположительно или вовсе не удастся. Если цель, задачи и возможные результаты не будут согласованы с заказчиком, то могут быть проблемы при подведении итогов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОНЯТИЯ ДОКУМЕНТ, ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Значительная часть информации, необходимая исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. В социологии их изучение как этап социологического исследования называют анализом существующих данных, или вторичным анализом данных.

Полное представление о содержании документальных источников во многих случаях позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы или углубить анализ проблемы. Так, при формулировке проблемы и гипотез исследования социолог обращается к анализу таких письменных документов, как научные публикации, отчёты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная публикация.

В социологии документом называют специально созданный человеком предмет для передачи и хранения информации.

Не стоит путать надежность и подлинность самого документа с достоверностью сообщаемых в нем сведений.

Достоверность информации в первую очередь зависит от источника доступного документа. Разные источники обладают своего рода заведомой степенью достоверности сообщаемых в нем сведений. Во всех случаях первичные данные надежнее вторичных.

При использовании вторичных документов важно установить их первоисточник. Это можно делать выборочно, чтобы оценить общую погрешность вторичных материалов.

А.Г.Здравомыслов в своей работе «Методология и процедура социологических исследований» замечает: «Целевые документы, запланированные исследователем, будут надежны в случае, если предусмотрены обычные операции контроля: поиск независимого источника информации (для выборочного контроля), вторичные обращения к тому же источнику (устойчивость данных), тесты по известным группам.

Документалисты-историки и психологи выработали немало приемов, с помощью которых определяют степень достоверности сведений, судя по самому содержанию документальной информации.

Источник: www.stud24.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru