Социологическое исследование — система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления.
Основные функции социологического исследования:
► функция социального контроля;
Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование — самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики — от 20 до 100 человек.
Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.
Методы социологических исследований
Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа — большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать и более глубокие выводы и обосновать рекомендации.
Самый серьезный вид социологического анализа — аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитическое исследование, как правило, завершает разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.
и ее основные разделы
Программа социологического исследования — один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования — это, по существу, есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, и представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.
Лекция 2. Программа социологического исследования. 2.2. Объект исследования и модель результата
Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория — факты — теория.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, обеспечивает эффективную организацию исследовательского процесса.
Программа социологического исследования как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап — относительно самостоятельная часть познавательного процесса — характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему замыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.
Программа социологического исследования состоит из трех основных разделов:
Теоретико-методологический раздел программы социологического исследования призван сформулировать изучаемую проблему, определить объект и предмет исследования, уточнить цель его проведения, развернуть основные рабочие гипотезы, поставить исследовательские задачи по достижению цели посредством проверки гипотез, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам, уточнить и провести интерпретацию основных понятий.
Методический раздел программы предназначен для выбора методов исследования, обоснования системы выборки единиц наблюдения, определения основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Организационный раздел программы представляет собой рабочий план исследования, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Общая структура и функции программы социологического исследования. Основные пункты программы.
Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки. Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т. е. от главной цели исследовательской деятельности.
С этой точки зрения можно выделить два типа исследований. 1. Теоретико-прикладные исследования, цель которых — содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.
2. Прикладные социологические исследования, направленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Это исследования, иногда называемые социально-инженерными. Структура Тщательно разработанная программа — гарантия успеха всего исследования.
В идеальном случае программа теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы. Методологический раздел программы: 1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования. 2. Определение цели и постановка задач исследования. 3. Операционализация и интерпретация основных понятий.
4. Предварительный системный анализ объекта исследования структурная схема). 5. Развертывание рабочих гипотез. 6. Принципиальный (стратегический) план исследования.
Процедурный раздел программы: 7. Выбор и обоснование метода сбора данных. 8.Обоснование системы выборки единиц наблюдения (определение генеральной совокупности и выборки) . 9. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Функции Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования,
определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям (выбор концептуальной = теор. модели проблемы) Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория—факты — теория (выбор и обоснование методов сбора и анализа данных). Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса (сроки реализации, обязанности участников исследовательского проекта).
1) Первое и главное — необходимость. Без программы исследование напоминает поиск методом проб и ошибок, расход средств и времени часто не оправдывает полученных результатов.
2) Второе требование — эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы — продуманными в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированными.
3) Третье требование — логическая последовательность всех элементов программы. Все звенья программы связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях.
4) Четвертое требование — гибкость программы.
Отдельные положения ее могут уточняться по мере обнаружения ошибок. Нередко программа разрабатывается в два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, примерной формулировкой гипотез, затем проводится небольшое пилотажное исследование, после чего разрабатывается окончательная программа.
Объект исследования, проблемная ситуация и проблема исследования. Каковы особенности выделения? Как эти пункты взаимосвязаны.
Объект — то, что содержит социальную проблему.
Проблема – «знание о незнании», недостаток информации по определенной теме.
Выражается в форме вопроса о свойствах объекта: описание известного + запрос о неизвестном
Проблемная ситуация : Объект -> противоречия-> противоречия.
• Отсутствуют необходимые знания
• Что надо узнать, чтобы решить противоречие?
Проблемная ситуация — реально существующее в социальной действительности противоречие, возникающее в процессе функционирования социального объекта, неустойчивое состояние, дисфункция в развитии, причем способы разрешения противоречия в настоящее время еще не известны или не ясны.
Проблема исследования — ключевой вопрос исследования, результат теоретического осмысления проблемной ситуации, выраженный в четкой формулировке. Проблема выражает необходимость изучения объекта для выявления причин противоречия и способов их разрешения.
Схема перехода от проблемной ситуации к проблеме исследования
1. Установить реальное наличие данной проблемы
2. Выявить существенные элементы проблемы
3. Вычленить уже известные сегменты проблемной ситуации, имеющие прецеденты успешного разрешения и не требующие специального анализа
4. Выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска
5. Проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем.
Виды социальных проблем
Цель исследования: гносеологическая / предметная
Степень осознанности обществом: осознанная / неосознанная
Наличие группы влияния: есть / нет социальной поддержки
Масштабность охвата: локальные /глобальные
Время существования проблемы: кратко / средне / долгосрочные
Глубина противоречия: одноплановая / системная
Проблема-описание: отсутствие информации о каких-либо социальных общностях, институтах, процессах, культур и пр.
Проблема-головоломка: «белое пятно» в знаниях, поиск причинно-следственных связей
Теоретические подходы к описанию социальных проблем:
Функциональный. Проблема – модель поведения, отрицающая общепринятые нормы.
Конфликтно-Ценностный. Проблема – социальная ситуация, осознанная как требующая вмешательства.
Конструктивистский. Проблема – социальное (коллективное) действие, выражение недовольства одной социальной группы действиями другой.
Дальше по Ядову
две стороны проблемы: гносеологическую и предметную.
В гносеологическом смысле (т. е. с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация — это «знание о незнании, несоответствие или противоречие между знанием о потребностях, людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий».
Предметная сторона проблемы социологического исследования — это явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддается убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей институтов.
Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны.
В простейшем случае — это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать уже имеющееся знание для уяснения и возможного регулирования социальных процессов. В других случаях—это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически необъяснима, а следовательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны общества. Социальная проблема может и вовсе не осознаваться как общественная потребность, так как провоцирующие ее условия и поведение людей не достигли того уровня, на котором она становится очевидной. Наконец, будучи осознаваемой, она не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям каких-то общественных сил, организаций, движений. Именно такая готовность и заинтересованность образуют основу «социального запроса» в исследовании.
Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит: (а) от соотносительной сложности объекта исследования и достигнутых о нем знаний; (б) от уровня зрелости общественной потребности в прояснении ситуации и разрешении социальных противоречий; (в) от состояния научного и практического знания в соответствующей области.
Выделяют следующие формальные требования к развертыванию проблемы исследования.
— возможно более точное разграничение между «проблематичным», т. е. искомым, неизвестным, и «непроблематичным» как данным и известным;
— отчетливое отделение друг от друга существенного и несущественного в отношении общей проблемы;
— расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1238 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
4. Структура и функции программы исследования.
Социологическое исследование (СИ — сокращено нами, Ф.А.) – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих проводить количественные и качественные сбор, измерения, обобщения, анализ социологической информации.
Социологическое исследование начинается с разработки программы исследования и проводится в полном соответствии с положениями, зафиксированными в ней. От качества программы, ее научного уровня зависит эффективность всей последующей работы социолога или, как правило, исследовательской группы социологов. Существующие в практике разного рода опросы, проводящиеся без тщательно подготовленной исследовательской программы, не являются социологическими исследованиями. Такие факты профанируют социологию, свидетельствуют о социологическом непрофессионализме, позволяют спекулировать на авторитете науки, тем самым, подрывая ее. Более того, выводы и рекомендации, полученные на основе беспрограмного применения методов сбора социологической информации, не могут быть достаточно достоверными, а поэтому их внедрение в практику грозит не решением, а усугублением социальных проблем, ошибочностью принятых управленческих решений.
Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых – представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса.
Программа исследования выступает основой социологического исследования, его квинтэссенцией. В ней заключены все знания исследователя, его квалификация в выборе проблемы, объекта и предмета исследования, построение выборки и инструментария, организация полевого этапа, анализа и интерпретации собранных данных, поэтому все стадии работы социолога отражены в его главном документе – программе социологического исследования.
Программа исследования – это изложение его теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
Программа социологического исследования – это теоретический документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного социального объекта.
Программа, исходя из своего назначения, выполняет функции:
а). Теоретико-методологическую (методологическую), которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения в контексте изменяющегося теоретического знания в данной сфере.
б). Методическую, которая позволяет наметить методы сбора социологической информации и описания ожидаемых результатов, благодаря которым можно осуществить переход от теоретических положений к эмпирическим фактам, затем, от них к новым теоретическим обобщениям, выводам и практическим рекомендациям.
в). Организационную, которая позволяет спланировать деятельность исследователя или коллектива исследователей на всех этапах работы, определять ее последовательность и проводить контроль поэтапного хода исследования.
Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Но какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность отвечает в конечном счете практическим интересам. Тщательно разработанная программа – гарантия успеха всего исследования.
Источник: studfile.net