История развития методики преподавания русского языка теснейшим образом связана с развитием школьного образования и обучения русскому языку. Понимание необходимости преподавания в школе русского (отечественного, родного) языка привело и к осознанию необходимости создания теории его преподавания. В 1884 году появляется труд Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка», в котором впервые в истории русской методической мысли был обобщен опыт обучения русскому языку, собственный опыт ученого и педагога, изложены «правила для методы преподавания отечественного языка».
Становление и развитие советского государства потребовало переосмысления целей обучения русскому языку и соответственно его содержания. Развитие методики как науки с 1917 по 1967гг. связано с разработкой программ для реализации задач образования, соответствующих данному историческому периоду. Наследуя лучшие традиции предыдущего этапа своего развития, методика нового времени обратила особое внимание на практическую подготовку обучаемых в процессе изучения курса русского языка. Николай Севастьянович Державин, один из ведущих славистов середины ХХ века, в своей книге «Основы методики преподавания русского языка и литературы в средней школе», которая вышла в 1917г., подчеркивает необходимость формирования «общеобразовательной грамотности» подрастающего поколения, в системе которой важное место занимают проблемы формирования орфографической грамотности. Идеи связи преподавания языка с общими задачами образования, в частности формирования «научно-лингвистической грамотности» учащихся на основе обращения в процессе преподавания к «живой стихии детской речи», развиваются и в книге «Методика русского языка в трудовой школе» (1923) Петра Онисимовича Афанасьева, профессора, подготовившего в 20-30-е годы для учителей комплекс методических пособий по русскому языку, и в его же «Методике русского языка» (1944).
Андрей Зализняк. История русского языка
Следующий этап развития методической науки – это послевоенные годы – период разрушения СССР (1991-92гг.). Он обусловлен необходимостью обновления программ по русскому языку, которые действовали еще с 30-х годов.
С данным периодом развития методической мысли связана деятельность выдающегося ученого-методиста А.В.Текучева, все свои основные исследования которого посвящены МПРЯ в школе. Свою методическую концепцию А.В.Текучев выразил наиболее полно в книге «Методика преподавания русского языка», которая впервые вышла в 1958 г., позже дважды переиздавалась и стала основным учебным пособием для подготовки будущего учителя русского языка.
Анализ действующих программ по русскому языку
По учебнику А.В. Текучева (с.16-22) и учебнику Е.И. Литневской (с.13-18) определить основные этапы в истории создания программ.
II. Действующие программы по русскому языку в школах с русским языком как родным.
1. Цели и задачи обучения русскому языку в школе. Сопоставить их по «Объяснительным запискам» программ.
2. По «Объяснительным запискам» программ выяснить, как в них реализуются общедидактические принципы. Особое внимание следует обратить на принципы научности, доступности, преемственности и перспективности в обучении русскому языку.
Русский язык за 18 минут
3. Принципы построения программ. Охарактеризовать общедидактические и методические принципы отбора материала. Для этого следует изучить, кроме «Программ…», § 10-11 «Методики преподавания русского языка» (под ред. М.Т. Баранова, с. 62-70).
Линейно-ступенчатый принцип в подаче материала. (Подготовить примеры его реализации по школьным программам).
4. Содержание обучения русскому языку.
Выяснить по программам:
· по объяснительной записке три основные содержательные линии, связанные с формированием основных компетенций; на конкретном разделе показать их взаимосвязь;
· объем теоретических знаний о русском языке и последовательность их изучения;
· распределение материала по классам;
· соотношение между усвоением знаний и формированием и развитием умений и навыков;
· характеристику металингвистических, лингвокреативных, информационно-коммуникативных умений (по статье Гац И.Ю. Лингвистическая подготовка школьников в современной языковой ситуации // РЯШ. – 2012. — №3.- С.9);
· речевую часть программы.
5. Особенности различных программ: «Изучение курса русского языка по стабильным учебникам», «Изучение курса по параллельным учебным комплексам» под ред. В.В. Бабайцевой, «Учебный комплекс» под ред. М.М. Разумовской.
6. Особенности построения программы по русскому языку в образовательной системе «Школа 2100».
7. Требования стандарта к результатам обучения русскому языку.
Задание: по программе по русскому языку охарактеризовать личностные результаты, метапредметные и предметные.
III. Программа по русскому языку для национальных школ.
Проанализировать ее и сопоставить с вышеуказанными программами.
Особое внимание следует обратить на учет особенностей родного языка учащихся в процессе усвоения русского.
IV. Программа по русскому языку для вечерних (сменных) школ.
Выяснить ее особенности в сопоставлении с программами для дневных школ.
V. Программа по русскому языку для компенсирующих классов.
Задание: по объяснительной записке выяснить ее особенности.
VI. Программы для углубленного изучения русского языка.
Задание: выяснить особенности программы Ю.С.Пичугова и др. для 8 – 11 классов в сопоставлении с программами для других общеобразовательных учреждений.
1. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для пединститутов. — М., 1980.- С. 16-22.
2. Объяснительные записки к учебным программам.
3. Литневская Е.И. и др. Методика…, с.44 – 54.
3. Архипова Е.В. и др. Теория и практика…, с.30 – 43.
1.Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку, с.42 – 45.
2.Зимняя И.А. Ключевые компетентности – новая парадигма результата образования. (Интернет–ресурс) http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
3.Львова С.И. Усиление метапредметного статуса курса русского (родного) языка в современной системе школьного образования// РЯШ. – 2013.- №6.- С. 3-8.
4. Соколова Г.П. Речевое, интеллектуальное и нравственное развитие на уроках русского языка // РЯШ. – 1989.- №3.- С.3-10.
Практическое занятие № 3
Анализ школьных учебников
1.Функции учебников по русскому языку.
2. Авторские коллективы учебных комплексов для 5 – 7, 8 – 9, 10 – 11 классов.
3. Назначение форзацев и нахзацев в учебниках.
4. Характер условных обозначений, их мотивированность, целесообразность.
5. Наличие и назначение справочных материалов, словариков, приложений, рисунков, репродукций картин, фотографий.
Задание: сопоставьте планы языкового анализа в различных учебниках, особенное внимание обратите на планы фонетического разбора и синтаксического анализа простого предложения.
6. Строение разделов, наличие материалов для повторения, обобщения изученного и контроля за его усвоением.
7. Строение параграфа как структурной единицы учебника.
8. Соотношение индуктивного и дедуктивного подходов в подаче материалов для объяснения теоретических понятий и правил.
9. Система упражнений: последовательность, увеличение сложности, соотношение письменных и устных упражнений, с образцами выполнения и без них, аналитических и синтетических.
приведите примеры заданий, формирующих языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую компетенции учащихся;
пронаблюдайте на конкретном материале реализацию принципа минимакса в учебниках, созданных под научным руководством А.А. Леонтьева.
(Справка: на сайте «Образовательная система «Школа 2100» http://www.school2100.ru/ дается следующий комментарий:
согласно дидактическому принципу минимакса учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум).
10. Словарная работа в системе изучения различных разделов.
Задание: приведите примеры различных способов включения в учебник словарной работы.
11.Реализация работы по развитию связной речи учащихся.
Задание: охарактеризуйте по одному из учебников материалы, направленные на овладение учащимися различными видами речевой деятельности.
12.Объем теоретического материала в различных комплексах.
Задание: по программам и таблице 1 на с.48-49 учебного пособия Е.И.Литневской и др. «Методика…» сопоставьте объем теоретической части курса в различных комплексах. Отметьте совпадающий и несовпадающий материал с точки зрения объема и места в системе курса.
13.Система изучения нового материала в 5 – 7 классах.
Задание: по данной таблице определите, какова последовательность изучения нового материала в 5 – 7 классах по различным учебным комплексам.
Отметьте, где происходит совпадение в изучении материала и где наблюдается несовпадение. Охарактеризуйте отличительную особенность в изучении морфологии по четвертому комплексу.
Класс | I комплекс (под ред. Н.М. Шанского) | II комплекс (под ред В.В. Бабайцевой) | III комплекс (под ред. М.М. Разумовской) | IV комплекс (под научн. ред. А.А. Леонтьева) |
V | Синтаксис, пункт. | Синтаксис, пункт. | Синтаксис, пункт. | Повторение и углубление курса начальной школы |
Фонетика | Фонетика | Лексика. Словообр. | Слово и его звуковая оболочка | |
Лексика | Морфемика | Существительное | Слово и его лексическое значение | |
Морфемика | Лексика | Прилагательное | Грамматическое значение слова | |
Существительное | Глагол | Слово в предложении | ||
Прилагательное | Знаменательные слова | |||
Слова со значением предмета | ||||
Существительное | Существительное | |||
Местоимения-существительные | ||||
Слова со значением «действие предмета» | ||||
Глагол | Глагол | |||
VI | Лексика, фразеология | Глагол | Словообразование | Слово в языке и речи |
Словообразование | Прилагательное | Существительное | Лексическое богатство русского языка | |
Существительное | Числительное | Прилагательное | Имя существительное | |
Прилагательное | Наречие | Глагол | Местоимение | |
Числительное | Причастие | Глагол | ||
Местоимение | Деепричастие | Простое и сложное предложение | ||
Глагол | Числительное | Знаменательные слова | ||
Местоимение | Местоимение | Слова со значением «количество предметов» | ||
Количественные и собирательные числительные | ||||
Слова со значением «признак предмета» | ||||
Имя прилагательное | ||||
Порядковое числительное | ||||
Местоимения-прилагательные | ||||
Причастие | ||||
VII | Причастие | Причастие | Текст | |
Деепричастие | Простое и сложное предложение | |||
Части речи (повторение) | ||||
Знаменательные слова | ||||
Слова со значением «Признак действия» и «Признак другого действия» | ||||
Наречие | Наречие | |||
Слова со значением «состояние» | ||||
Слова категории состояния | ||||
Слова со значением «добавочное действие» | ||||
Деепричастие | Деепричастие | |||
Служебн.части речи | Служебн. части речи | Служебн.части речи | Служебные части речи | |
Междометия | Междометия | Междометия | Междометия |
1. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку, с.50 – 62.
2. Литневская Е.И. и др. Методика преподавания русского языка в средней школе, с.46 – 65.
Практическое занятие №4
Использование наглядности на уроках русского языка
1. Текучев А.В. Методика русского языка, с. 90-102.
2. Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка, с. 84-97.
3. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М.: Просвещение.- 1984.
4. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.- 1991.
Источник: megalektsii.ru
История становления русского языка как учебного предмета
Датой зарождения учебной дисциплины «русского язык» можно считать 5 августа 1786 г. В этот день императрица Екатерина II утвердила «Устав народным училищам в Российской Империи». Согласно уставу, преподавание в учебных заведениях должно было вестись на «природном» русском языке (До этого преподавание чаще всего велось на иностранных языках.
При обучении грамоте (письму и чтению) посредником был церковнославянский язык, а при изучении предметов гимназического курса — какой-либо иностранный язык, которым надо было еще предварительно овладеть на уровне общения. Обще культурное значение самого факта введения в учебный план школ русского языка трудно переоценить. Теперь образование стало доступно гораздо большему количеству людей, независимо от происхождения. При овладении грамотой — чтением и письмом — теперь не требовался язык-посредник; все происходило на родном языке: и изучение его, и обучение его использованию.
В соответствии с Уставом вводились два типа начальных училищ: в уездных городах — малые народные училища, а в губернских — главные народные училища (в 1786 г. они были открыты в 25 губернских городах).
К сожалению, судьба предмета «Русский язык» в школе была нелегкой.
Так, уже в самом начале XIX в. по Уставу 1804 г. он был заменен всеобщей грамматикой, и такое положение длилось более двух десятилетий. Только по Уставу 1828 г. русский язык был восстановлен в учебном плане. Ему придавалось большое значение: он стал средством формирования личности и средством умственного развития учащихся. На русский язык и словесность (т.е. литературу) отводилось 30 часов в неделю. А для гимназистов, которые готовились к поступлению на государственную службу, добавлялось еще два с половиной часа в неделю.
В соответствии с новым Уставом школ видные профессора университетов, а также опытные учителя в течение пяти лет составили программу школьного курса русского языка. Однако и она не вполне удовлетворяла гимназических преподавателей русского языка, которые стали создавать свои собственные программы. Эта ситуация привела к разнобою в знаниях и умениях по русскому языку у выпускников гимназий. Для того, чтобы абитуриенты МГУ имели одинаковую подготовку, в 1835 г. была издана «Программа по русскому языку и словесности для желающих поступить в Московский университет». В дальнейшем она регулярно переиздавалась, что позволяло применять ко всем поступающим единые требования.
В начале 70-х годов XIX века русский язык как учебный предмет претерпел еще одно, на сей раз неприятное, изменение. В 1871 г. был принят новый Устав школ, по которому в учебных планах число часов на классические языки увеличилось до 73 в неделю, а на иностранные языки – до 34часов. А на русский же язык и литературу было отведено всего 24 часа, и изучался он только в первых трех классах гимназии (современные V—VII классы). При этом русский язык предлагалось изучать по канонам латинской грамматики.
Программа, созданная по новому Уставу, не удовлетворяла передовых учителей русского языка. К концу XIX в. в обществе созрела мысль о необходимости реформы как содержания, так и методов обучения русскому языку в школе. Пути решения этой проблемы обсуждались на Первом съезде преподавателей русского языка военно-учебных заведений, который состоялся в 1903 г.
Предложения, выработанные на этом съезде, позже были представлены в 1915 году в так называемой Игнатьевской программе (по фамилии министра народного просвещения того времени Павла Николаевича Игнатьева). Но, увы, в силу случившихся тогда в России исторических событий эта программа так и не была реализована в учебном процессе.
В конце 1916 г. (декабрь) — начале 1917 г. (январь) состоялся Первый Всероссийский съезд учителей русского языка, на котором в очередной раз была поставлена задача коренного реформирования школьного курса русского языка. Участники этого съезда разработали новые требования к определению его содержания и его структуре: изучать русский литературный язык, освещать языковые явления с точки зрения современных лингвистических теорий; систематический курс начинать надо с 11 — 12 лет (современный V класс); в старших классах ввести специальный завершающий курс На основе предложений участников съезда были составлены первые советские программы по русскому языку. Они действовали до 1923 г.
В 1923 г. Произошло катастрофическое для учебной дисциплины «русский язык» событие – он перестал существовать (впрочем, как и другие школьные предметы). Вместо привычных программ по каждому предмету появились комплексные программы. Русский язык в раздробленном виде был представлен в комплексе «Человек, природа, общество». Это новшество было придумано тогдашними руководителями просвещения Анатолием Васильевичем Луначарским, Надеждой Константиновной Крупской и Михаилом Николаевичем Покровским. Как и следовало ожидать, нововведение привело к массовой безграмотности школьников, и уже в 1928 г. Министерство Просвещения РСФСР пыталось выправить положение, разрешив вводить уроки русского языка по составленной для этого программе.
Окончательно русский язык как школьная дисциплина был восстановлен в начале 30-х годов специальным партийно-правительственным постановлением. Составление новой программы по русскому языку было начато в 1931 г. и завершилось 1938 г., став для последующих поколений составителей программ образцом подобных документов. В основном она решала задачи изучения грамматики и орфографии.
В 60-е годы задачи школьного курса русского языка были расширены, определилась его практическая направленность; Наряду с изучением строя речи и орфографических норм, стала проводиться работа по развитию речи: обогащение речи, усвоение норм литературного языка (культура речи) и овладение умением связно излагать мысли в устной и письменной формах.
Новый этап в судьбе русского языка как учебного предмета наступил в 70-х годах. Перед школой была поставлена задача обновления содержания обучения русскому языку, изучения русского языка «во всей совокупности его проявлений» (это слова Федора Ивановича Буслаева). В Программу-70 были включены темы, которые ранее специально не изучались в школе, а именно: лексика, фразеология, словообразование, словосочетание, стилистика. Для реализации данной программы был создан учебник нового типа (авторы: Михаил Трофимович Баранов, Таиса Алексеевна Ладыженская, Лидия Александровна Тростенцова и др.; научный редактор Николай Максимович Шанский).
В настоящее время русский язык как учебный предмет существует в двух формах: общеобразовательной (V—IX классы) и углубленной в гуманитарных гимназиях и лицеях (V—XI классы или только X—XI классы после общеобразовательной подготовки).
Общеобразовательный уровень изучения русского языка обслуживается учебно-методическим комплексами (УМК), которые созданы по разным принципам.
1) линейный принцип (материал изучается один раз, возврат к нему не предполагается) Пример: УМК под ред. В.В. Бабайцевой (его особенностью также является то, что он состоит из 3 частей — теория, практика, русская речь).
2) линейно-ступенчатый принцип (т.е. совмещающие в себе свойства линейной – не предполагающей возврата к ранее изученному материалу, с последовательным расположением материала, и ступенчатой – направленной на постепенное наращивание новых сведений по теме при каждом возвращении к ней). Пример: УМК под ред. Т.А. Ладыженской и др.
3) линейно-ступенчатой с усилением речевой направленности. Так, по этому принципу создан УМК под редакцией М.М. Разумовской.
Вопрос 5
Источник: poznayka.org