Основные этапы в истории программ по русскому языку

История развития методики преподавания русского языка теснейшим образом связана с развитием школьного образования и обучения русскому языку. Понимание необходимости преподавания в школе русского (отечественного, родного) языка привело и к осознанию необходимости создания теории его преподавания. В 1884 году появляется труд Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка», в котором впервые в истории русской методической мысли был обобщен опыт обучения русскому языку, собственный опыт ученого и педагога, изложены «правила для методы преподавания отечественного языка».

Становление и развитие советского государства потребовало переосмысления целей обучения русскому языку и соответственно его содержания. Развитие методики как науки с 1917 по 1967гг. связано с разработкой программ для реализации задач образования, соответствующих данному историческому периоду. Наследуя лучшие традиции предыдущего этапа своего развития, методика нового времени обратила особое внимание на практическую подготовку обучаемых в процессе изучения курса русского языка. Николай Севастьянович Державин, один из ведущих славистов середины ХХ века, в своей книге «Основы методики преподавания русского языка и литературы в средней школе», которая вышла в 1917г., подчеркивает необходимость формирования «общеобразовательной грамотности» подрастающего поколения, в системе которой важное место занимают проблемы формирования орфографической грамотности. Идеи связи преподавания языка с общими задачами образования, в частности формирования «научно-лингвистической грамотности» учащихся на основе обращения в процессе преподавания к «живой стихии детской речи», развиваются и в книге «Методика русского языка в трудовой школе» (1923) Петра Онисимовича Афанасьева, профессора, подготовившего в 20-30-е годы для учителей комплекс методических пособий по русскому языку, и в его же «Методике русского языка» (1944).

Андрей Зализняк. История русского языка

Следующий этап развития методической науки – это послевоенные годы – период разрушения СССР (1991-92гг.). Он обусловлен необходимостью обновления программ по русскому языку, которые действовали еще с 30-х годов.

С данным периодом развития методической мысли связана деятельность выдающегося ученого-методиста А.В.Текучева, все свои основные исследования которого посвящены МПРЯ в школе. Свою методическую концепцию А.В.Текучев выразил наиболее полно в книге «Методика преподавания русского языка», которая впервые вышла в 1958 г., позже дважды переиздавалась и стала основным учебным пособием для подготовки будущего учителя русского языка.

Анализ действующих программ по русскому языку

По учебнику А.В. Текучева (с.16-22) и учебнику Е.И. Литневской (с.13-18) определить основные этапы в истории создания программ.

II. Действующие программы по русскому языку в школах с русским языком как родным.

1. Цели и задачи обучения русскому языку в школе. Сопоставить их по «Объяснительным запискам» программ.

2. По «Объяснительным запискам» программ выяснить, как в них реализуются общедидактические принципы. Особое внимание следует обратить на принципы научности, доступности, преемственности и перспективности в обучении русскому языку.

Русский язык за 18 минут

3. Принципы построения программ. Охарактеризовать общедидактические и методические принципы отбора материала. Для этого следует изучить, кроме «Программ…», § 10-11 «Методики преподавания русского языка» (под ред. М.Т. Баранова, с. 62-70).

Линейно-ступенчатый принцип в подаче материала. (Подготовить примеры его реализации по школьным программам).

4. Содержание обучения русскому языку.

Выяснить по программам:

· по объяснительной записке три основные содержательные линии, связанные с формированием основных компетенций; на конкретном разделе показать их взаимосвязь;

· объем теоретических знаний о русском языке и последовательность их изучения;

· распределение материала по классам;

· соотношение между усвоением знаний и формированием и развитием умений и навыков;

· характеристику металингвистических, лингвокреативных, информационно-коммуникативных умений (по статье Гац И.Ю. Лингвистическая подготовка школьников в современной языковой ситуации // РЯШ. – 2012. — №3.- С.9);

· речевую часть программы.

5. Особенности различных программ: «Изучение курса русского языка по стабильным учебникам», «Изучение курса по параллельным учебным комплексам» под ред. В.В. Бабайцевой, «Учебный комплекс» под ред. М.М. Разумовской.

6. Особенности построения программы по русскому языку в образовательной системе «Школа 2100».

7. Требования стандарта к результатам обучения русскому языку.

Задание: по программе по русскому языку охарактеризовать личностные результаты, метапредметные и предметные.

III. Программа по русскому языку для национальных школ.

Проанализировать ее и сопоставить с вышеуказанными программами.

Особое внимание следует обратить на учет особенностей родного языка учащихся в процессе усвоения русского.

Читайте также:
Как уменьшить размер программы на экране на рабочем столе

IV. Программа по русскому языку для вечерних (сменных) школ.

Выяснить ее особенности в сопоставлении с программами для дневных школ.

V. Программа по русскому языку для компенсирующих классов.

Задание: по объяснительной записке выяснить ее особенности.

VI. Программы для углубленного изучения русского языка.

Задание: выяснить особенности программы Ю.С.Пичугова и др. для 8 – 11 классов в сопоставлении с программами для других общеобразовательных учреждений.

1. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для пединститутов. — М., 1980.- С. 16-22.

2. Объяснительные записки к учебным программам.

3. Литневская Е.И. и др. Методика…, с.44 – 54.

3. Архипова Е.В. и др. Теория и практика…, с.30 – 43.

1.Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку, с.42 – 45.

2.Зимняя И.А. Ключевые компетентности – новая парадигма результата образования. (Интернет–ресурс) http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm

3.Львова С.И. Усиление метапредметного статуса курса русского (родного) языка в современной системе школьного образования// РЯШ. – 2013.- №6.- С. 3-8.

4. Соколова Г.П. Речевое, интеллектуальное и нравственное развитие на уроках русского языка // РЯШ. – 1989.- №3.- С.3-10.

Практическое занятие № 3

Анализ школьных учебников

1.Функции учебников по русскому языку.

2. Авторские коллективы учебных комплексов для 5 – 7, 8 – 9, 10 – 11 классов.

3. Назначение форзацев и нахзацев в учебниках.

4. Характер условных обозначений, их мотивированность, целесообразность.

5. Наличие и назначение справочных материалов, словариков, приложений, рисунков, репродукций картин, фотографий.

Задание: сопоставьте планы языкового анализа в различных учебниках, особенное внимание обратите на планы фонетического разбора и синтаксического анализа простого предложения.

6. Строение разделов, наличие материалов для повторения, обобщения изученного и контроля за его усвоением.

7. Строение параграфа как структурной единицы учебника.

8. Соотношение индуктивного и дедуктивного подходов в подаче материалов для объяснения теоретических понятий и правил.

9. Система упражнений: последовательность, увеличение сложности, соотношение письменных и устных упражнений, с образцами выполнения и без них, аналитических и синтетических.

приведите примеры заданий, формирующих языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую компетенции учащихся;

пронаблюдайте на конкретном материале реализацию принципа минимакса в учебниках, созданных под научным руководством А.А. Леонтьева.

(Справка: на сайте «Образовательная система «Школа 2100» http://www.school2100.ru/ дается следующий комментарий:

согласно дидактическому принципу минимакса учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум).

10. Словарная работа в системе изучения различных разделов.

Задание: приведите примеры различных способов включения в учебник словарной работы.

11.Реализация работы по развитию связной речи учащихся.

Задание: охарактеризуйте по одному из учебников материалы, направленные на овладение учащимися различными видами речевой деятельности.

12.Объем теоретического материала в различных комплексах.

Задание: по программам и таблице 1 на с.48-49 учебного пособия Е.И.Литневской и др. «Методика…» сопоставьте объем теоретической части курса в различных комплексах. Отметьте совпадающий и несовпадающий материал с точки зрения объема и места в системе курса.

13.Система изучения нового материала в 5 – 7 классах.

Задание: по данной таблице определите, какова последовательность изучения нового материала в 5 – 7 классах по различным учебным комплексам.

Отметьте, где происходит совпадение в изучении материала и где наблюдается несовпадение. Охарактеризуйте отличительную особенность в изучении морфологии по четвертому комплексу.

Класс I комплекс (под ред. Н.М. Шанского) II комплекс (под ред В.В. Бабайцевой) III комплекс (под ред. М.М. Разумовской) IV комплекс (под научн. ред. А.А. Леонтьева)
V Синтаксис, пункт. Синтаксис, пункт. Синтаксис, пункт. Повторение и углубление курса начальной школы
Фонетика Фонетика Лексика. Словообр. Слово и его звуковая оболочка
Лексика Морфемика Существительное Слово и его лексическое значение
Морфемика Лексика Прилагательное Грамматическое значение слова
Существительное Глагол Слово в предложении
Прилагательное Знаменательные слова
Слова со значением предмета
Существительное Существительное
Местоимения-существительные
Слова со значением «действие предмета»
Глагол Глагол
VI Лексика, фразеология Глагол Словообразование Слово в языке и речи
Словообразование Прилагательное Существительное Лексическое богатство русского языка
Существительное Числительное Прилагательное Имя существительное
Прилагательное Наречие Глагол Местоимение
Числительное Причастие Глагол
Местоимение Деепричастие Простое и сложное предложение
Глагол Числительное Знаменательные слова
Местоимение Местоимение Слова со значением «количество предметов»
Количественные и собирательные числительные
Слова со значением «признак предмета»
Имя прилагательное
Порядковое числительное
Местоимения-прилагательные
Причастие
VII Причастие Причастие Текст
Деепричастие Простое и сложное предложение
Части речи (повторение)
Знаменательные слова
Слова со значением «Признак действия» и «Признак другого действия»
Наречие Наречие
Слова со значением «состояние»
Слова категории состояния
Слова со значением «добавочное действие»
Деепричастие Деепричастие
Служебн.части речи Служебн. части речи Служебн.части речи Служебные части речи
Междометия Междометия Междометия Междометия
Читайте также:
Название программ для детей на лето

1. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку, с.50 – 62.

2. Литневская Е.И. и др. Методика преподавания русского языка в средней школе, с.46 – 65.

Практическое занятие №4

Использование наглядности на уроках русского языка

1. Текучев А.В. Методика русского языка, с. 90-102.

2. Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка, с. 84-97.

3. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М.: Просвещение.- 1984.

4. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – М.- 1991.

Источник: megalektsii.ru

История становления русского языка как учебного предмета

Датой зарождения учебной дисциплины «русского язык» можно считать 5 августа 1786 г. В этот день императрица Екатерина II утвердила «Устав народным училищам в Российской Империи». Согласно уставу, преподавание в учебных заведениях должно было вестись на «природном» русском языке (До этого преподавание чаще всего велось на иностранных языках.

При обучении грамоте (письму и чтению) посредником был церковнославянский язык, а при изучении предметов гимназического курса — какой-либо иностранный язык, которым надо было еще предварительно овладеть на уровне общения. Обще культурное значение самого факта введения в учебный план школ русского языка трудно переоценить. Теперь образование стало доступно гораздо большему количеству людей, независимо от происхождения. При овладении грамотой — чтением и письмом — теперь не требовался язык-посредник; все происходило на родном языке: и изучение его, и обучение его использованию.

В соответствии с Уставом вводились два типа начальных училищ: в уездных городах — малые народные училища, а в губернских — главные народные училища (в 1786 г. они были открыты в 25 губернских городах).

К сожалению, судьба предмета «Русский язык» в школе была нелегкой.

Так, уже в самом начале XIX в. по Уставу 1804 г. он был заменен всеобщей грамматикой, и такое положение длилось более двух десятилетий. Только по Уставу 1828 г. русский язык был восстановлен в учебном плане. Ему придавалось большое значение: он стал средством формирования личности и средством умственного развития учащихся. На русский язык и словесность (т.е. литературу) отводилось 30 часов в неделю. А для гимназистов, которые готовились к поступлению на государственную службу, добавлялось еще два с половиной часа в неделю.

В соответствии с новым Уставом школ видные профессора университетов, а также опытные учителя в течение пяти лет составили программу школьного курса русского языка. Однако и она не вполне удовлетворяла гимназических преподавателей русского языка, которые стали создавать свои собственные программы. Эта ситуация привела к разнобою в знаниях и умениях по русскому языку у выпускников гимназий. Для того, чтобы абитуриенты МГУ имели одинаковую подготовку, в 1835 г. была издана «Программа по русскому языку и словесности для желающих поступить в Московский университет». В дальнейшем она регулярно переиздавалась, что позволяло применять ко всем поступающим единые требования.

В начале 70-х годов XIX века русский язык как учебный предмет претерпел еще одно, на сей раз неприятное, изменение. В 1871 г. был принят новый Устав школ, по которому в учебных планах число часов на классические языки увеличилось до 73 в неделю, а на иностранные языки – до 34часов. А на русский же язык и литературу было отведено всего 24 часа, и изучался он только в первых трех классах гимназии (современные V—VII классы). При этом русский язык предлагалось изучать по канонам латинской грамматики.

Читайте также:
Что такое креативы в партнерской программе

Программа, созданная по новому Уставу, не удовлетворяла передовых учителей русского языка. К концу XIX в. в обществе созрела мысль о необходимости реформы как содержания, так и методов обучения русскому языку в школе. Пути решения этой проблемы обсуждались на Первом съезде преподавателей русского языка военно-учебных заведений, который состоялся в 1903 г.

Предложения, выработанные на этом съезде, позже были представлены в 1915 году в так называемой Игнатьевской программе (по фамилии министра народного просвещения того времени Павла Николаевича Игнатьева). Но, увы, в силу случившихся тогда в России исторических событий эта программа так и не была реализована в учебном процессе.

В конце 1916 г. (декабрь) — начале 1917 г. (январь) состоялся Первый Всероссийский съезд учителей русского языка, на котором в очередной раз была поставлена задача коренного реформирования школьного курса русского языка. Участники этого съезда разработали новые требования к определению его содержания и его структуре: изучать русский литературный язык, освещать языковые явления с точки зрения современных лингвистических теорий; систематический курс начинать надо с 11 — 12 лет (современный V класс); в старших классах ввести специальный завершающий курс На основе предложений участников съезда были составлены первые советские программы по русскому языку. Они действовали до 1923 г.

В 1923 г. Произошло катастрофическое для учебной дисциплины «русский язык» событие – он перестал существовать (впрочем, как и другие школьные предметы). Вместо привычных программ по каждому предмету появились комплексные программы. Русский язык в раздробленном виде был представлен в комплексе «Человек, природа, общество». Это новшество было придумано тогдашними руководителями просвещения Анатолием Васильевичем Луначарским, Надеждой Константиновной Крупской и Михаилом Николаевичем Покровским. Как и следовало ожидать, нововведение привело к массовой безграмотности школьников, и уже в 1928 г. Министерство Просвещения РСФСР пыталось выправить положение, разрешив вводить уроки русского языка по составленной для этого программе.

Окончательно русский язык как школьная дисциплина был восстановлен в начале 30-х годов специальным партийно-правительственным постановлением. Составление новой программы по русскому языку было начато в 1931 г. и завершилось 1938 г., став для последующих поколений составителей программ образцом подобных документов. В основном она решала задачи изучения грамматики и орфографии.

В 60-е годы задачи школьного курса русского языка были расширены, определилась его практическая направленность; Наряду с изучением строя речи и орфографических норм, стала проводиться работа по развитию речи: обогащение речи, усвоение норм литературного языка (культура речи) и овладение умением связно излагать мысли в устной и письменной формах.

Новый этап в судьбе русского языка как учебного предмета наступил в 70-х годах. Перед школой была поставлена задача обновления содержания обучения русскому языку, изучения русского языка «во всей совокупности его проявлений» (это слова Федора Ивановича Буслаева). В Программу-70 были включены темы, которые ранее специально не изучались в школе, а именно: лексика, фразеология, словообразование, словосочетание, стилистика. Для реализации данной программы был создан учебник нового типа (авторы: Михаил Трофимович Баранов, Таиса Алексеевна Ладыженская, Лидия Александровна Тростенцова и др.; научный редактор Николай Максимович Шанский).

В настоящее время русский язык как учебный предмет существует в двух формах: общеобразовательной (V—IX классы) и углубленной в гуманитарных гимназиях и лицеях (V—XI классы или только X—XI классы после общеобразовательной подготовки).

Общеобразовательный уровень изучения русского языка обслуживается учебно-методическим комплексами (УМК), которые созданы по разным принципам.

1) линейный принцип (материал изучается один раз, возврат к нему не предполагается) Пример: УМК под ред. В.В. Бабайцевой (его особенностью также является то, что он состоит из 3 частей — теория, практика, русская речь).

2) линейно-ступенчатый принцип (т.е. совмещающие в себе свойства линейной – не предполагающей возврата к ранее изученному материалу, с последовательным расположением материала, и ступенчатой – направленной на постепенное наращивание новых сведений по теме при каждом возвращении к ней). Пример: УМК под ред. Т.А. Ладыженской и др.

3) линейно-ступенчатой с усилением речевой направленности. Так, по этому принципу создан УМК под редакцией М.М. Разумовской.

Вопрос 5

Источник: poznayka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru