Ковтунова, А. О. Организационные и кадровые меры профилактики коррупционной преступности в органах внутренних дел / А. О. Ковтунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78618/ (дата обращения: 02.07.2023).
В данной статье автором рассматриваются кадровые и организационные меры, направленные на предупреждение распространения коррупции в правоохранительных органах. На примере органов внутренних дел автор формирует ряд предложений по совершенствованию кадровой политики, а также принятию управленческих решений, которые позволят если не искоренить, то хотя бы уменьшить количество коррупционных правонарушений.
Ключевые слова: коррупция, органы внутренних дел, кадровая политика, коррупционная преступность, правонарушение, профилактика коррупции, предупреждение коррупции.
Помимо политических, социально-экономических и финансовых мер профилактики коррупционной преступности в органах внутренних дел, важное значение имеют организационные и кадровые меры.
Урок 10. Профилактика коррупции в правоохранительных органах как средство повышения их эффективности
Уже начиная с обучения в вузе, несомненно, существует необходимость формирования антикоррупционного поведения у обучающихся.
Формирование персонифицированного понимания коррупционного поведения следует оценивать как систематический процесс, включенный в каждодневную учебную деятельность. Таковое стоит реализовывать формальным и неформальным способами. Формальное воспитание представляет собой включение в общеобразовательные программы вуза антикоррупционного воспитания. Неформальное же воспитание подразумевает непосредственно мероприятия по патриотическому воспитанию, экскурсии, конференции, разные виды внеучебной практики.
Антикоррупционное воспитание в высшем образовательном учреждении МВД России, несомненно, является одним из самых важных направлений антикоррупционной стратегии государства, способствующим формированию у молодых сотрудников органов внутренних дел понимания, что коррупция является недопустимым и противоречащим нормам морали деянием, а также неприятия к коррупционным преступлениям.
После обучения в высшем учебном заведении граждане планируют устроиться, непосредственно, на службу и здесь уже сразу должны реализовываться меры профилактики коррупционной преступности.
Во-первых, должно быть улучшено качество отбора кадров, где главными качествами для приема на службу должны быть высокие нравственные установки и повышенная стойкость и выдержка. Недопустимо принимать граждан на службу по признаку родственных связей, за дачу взятки, а также лиц, преследующих корыстные цели.
Должны, непременно, устанавливаться специальные требования к лицам, претендующим на вакантные должности в системе органов внутренних дел.
Несомненно, должна быть усовершенствована расстановка кадров. Она должна исходить исключительно из профессиональных качеств сотрудников, так же, как и отбор на службу.
Деятельность подразделений собственной безопасности в области контроля и подбора и расстановки кадров также требует особого внимания: данное обстоятельство обусловлено существенным ухудшением качественных характеристик поступающих на службу кандидатов [2].
Основные понятия о коррупции и её элементы
Достойным служащим органов внутренних дел, которые заслуживают доверия и зарекомендовали себя только с положительной стороны, должен быть обеспечен карьерный рост. В таком случае сотрудники органов внутренних дел будут видеть перспективы на службе и дорожить ею, что в какой-то степени предотвратит коррупционные преступления.
Важной мерой профилактики будет также являться установление порядка взаимодействия кадровых служб и контролирующих органов непосредственно при проверке достоверности сведений о доходах и имуществе, предоставляемыми сотрудниками органов внутренних дел и претендентами на службу.
Следующей мерой профилактики коррупционной преступности будет являться совершенствование системы и структуры органов внутренних дел.
Органы внутренних дел выполняют множество избыточных функций, то есть один из путей усовершенствования будет — освобождение сотрудников органов внутренних дел от избыточных функций [1].
Также путями усовершенствования будет являться непосредственно концентрация усилий на обеспечении защиты личности и общества от преступных посягательств, законодательное закрепление единых подходов к оценке деятельности органов внутренних дел в сфере осуществления уголовного преследования и повышение уровня открытости органов внутренних дел, их доступности для внешнего государственного и общественного контроля.
В настоящее время вводятся дополнительные методы контроля за сотрудниками органов внутренних дел. К примеру, применяется практика применения различных средств технического слежения для наблюдения за деятельностью сотрудников.
Так, каждый патрульный автомобиль подразделений ГИБДД сейчас оснащается средствами видеонаблюдения, а также расширяется сфера деятельности посредством электронных услуг, что свидетельствует о фактическом отстранении сотрудников ГИБДД от прямого контакта с гражданами. Так как в случае прямого контакта с гражданами существует наибольшая вероятность совершения коррупционного преступления сотрудником.
Кроме того, необходимым является улучшение административно-правового механизма работы с обращениями граждан, которые содержат в себе информацию о фактах коррупции в органах внутренних дел.
Также очень важной мерой профилактики будет являться реальный, а не формальный контроль за доходами и имуществом сотрудников [3].
Если говорить о наставнической деятельности в органах внутренних дел, то следует устранить формализм при ее проведении.
Наставники должны непременно оказывать помощь в адаптации сотрудников (стажеров) к условиям осуществления служебной деятельности, содействовать выработке навыков служебного поведения сотрудников (стажеров), соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам, формировать активную гражданскую и жизненную позицию сотрудников (стажеров), развить ответственное и сознательное отношения к службе, оказывать моральную и психологическую поддержку сотрудникам (стажерам) в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей, развивать у сотрудников (стажеров) интерес к служебной деятельности, а также принимать меры по ранней профилактике профессиональной деформации личности сотрудников (стажеров) [4].
Следует активизировать работу по формированию у служащих негативного отношения к коррупции, с помощью привлечения общественных объединений с уставными задачами на участие в противодействии коррупции, и иные институты гражданского общества, а также, что, несомненно, важно, предавать гласности каждый установленный факт коррупции в органах внутренних дел.
Постоянно необходимо обращать внимание руководителей подразделений органов внутренних дел непосредственно на исполнение ряда разъяснительных, организационных и других мер по соблюдению служащими запретов и ограничений, а также по выполнению ими обязанностей, установленных для противодействия коррупции; проведение мероприятий основанных на формировании у сотрудников отрицательного отношения к подаркам на службе в связи с их должностным положением или в связи с выполнением служебных обязанностей; осуществлять контроль и проверку в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и применять меры ответственности по каждому случаю несоблюдения запретов, ограничений, неисполнения обязанностей, установленных для противодействия коррупции, нарушения ограничений, относительно получения подарков и порядка их сдачи.
Также следует выработать и внести единую систему осуществления контроля антикоррупционной работы, включая отдельные направления, ввести проведение семинаров с сотрудниками по профилактике коррупционных преступлений по обмену опытом в сфере противодействия коррупции каждый год.
Важной мерой предупреждения непременно выступает и индивидуальная профилактика. Она представляет собой такую деятельность, которая выражается в выявлении лиц, склонных к совершению преступлений, в их изучении и оказании на них воздействия, обеспечивающего устранение криминальных личностных черт.
Способы индивидуального профилактического воздействия имеют главное значение в предупреждении коррупционных и иных правонарушений, применяются к каждому отдельному сотруднику органов внутренних дел и носят как открытый, так и негласный характер [5].
Квалифицированные индивидуальные мероприятия являются не только более действенными с точки зрения получения нужной информации оперативно-профилактического характера, но и позволяют не допустить компрометации личности наблюдаемого сотрудника, не ущемить конституционные гарантии охраны его прав и свобод. Они позволяют достоверно, объективно и подробно изучить лицо, подвергаемое профилактике, его взгляды на восприятие мира, интересы, наклонности, увлечения, круг и мотивы общения, планы на будущее, лиц, имеющих на него влияние.
Также, непременно, следует разнообразить формы проведения досуга сотрудников органов внутренних дел, так как преступления коррупционной направленности могут совершаться и во внеслужебное время. Для этого нужно создать мероприятия, которые бы способствовали удовлетворению разносторонних творческих интересов сотрудников и реализации их возможностей за рамками служебной деятельности или учебного процесса.
Предупреждение коррупции в органах внутренних дел, несомненно, должно иметь приоритет перед репрессивными мерами борьбы с этим явлением, так как лучше предпринять все возможные меры для предотвращения коррупционного преступления, чем потом устранять последствия, причиненные им.
Безусловно, меры по противодействию коррупции не могут дать моментального результата. Коррупция и коррупционные преступления как ее составляющая, имеют многовековую историю, и надеяться на позитивные изменения в ближайшие годы было бы не правильным, но если прилагать все возможные усилия, то через какое-то время (пусть и не самое ближайшее) может получиться искоренить коррупционную преступность в органах внутренних дел.
- Багмет, М. А. Преступность сотрудников органов внутренних дел / М. А. Багмет // Российский следователь. — 2017. — № 22. — С. 28–36.
- Белозеров, Б. П. Правовое государство и коррумпированная власть: Российская действительность / Б. П. Белозеров // Клио. — 2013. — № 5 (77). — С. 127–133.
- Беляева, О. В. К вопросу о нарушениях законности в деятельности органов внутренних дел современной России / О. В. Беляева // Вестник Московского университета МВД России. — 2017. — № 6. — С. 9–13.
- Гетман, И. Б. Особенности организации деятельности полиции в системе обеспечения экономической безопасности / И. Б. Гетман // Современное общество и власть. — 2017. — № 2 (12). — С. 57–61.
- Городинец, Ф. М. Противодействие коррупционным преступлениям сотрудников внутренних дел России / Ф. М. Городинец, Е. В. Стебнева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2012. — № 1 (53). — С. 139–144.
Основные термины (генерируются автоматически): дело, коррупционная преступность, мера профилактики, орган, антикоррупционное воспитание, кадровая политика, коррупционное преступление, предупреждение коррупции, противодействие коррупции, прямой контакт.
Источник: moluch.ru
Система мер противодействия коррупции и коррупционного поведения в органах внутренних дел
· недопустимость установления привилегий и преимуществ, кроме предусмотренных законами и международными договорами Российской Федерации, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности соответствующих лиц;
· установление специальных процедур при выработке и принятии решений должностными лицами органов внутренних дел;
· неотвратимость юридической ответственности за совершенные коррупционные правонарушения.
Меры по противодействию коррупции в органах внутренних дел
Эффективное противодействие коррупции в органах внутренних дел возможно, на наш взгляд, посредством осуществления следующих мер, закрепленных на законодательном уровне:
· организации достойного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел;
· организации антикоррупционного образования и воспитания;
· проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов МВД России;
· мониторинга коррупционных правонарушений и отдельных их видов;
· принятия специальных требований к лицам, претендующим на занятие высоких должностей в системе МВД России;
· поощрения сотрудников за длительное и безупречное исполнение своих полномочий, честность и неподкупность, в том числе при решении вопросов представления к государственным наградам, почетным званиям, специальным званиям и иным знакам отличия;
· развития института общественного и парламентского контроля за деятельностью органов внутренних дел, в том числе и на основе учета общественного мнения и оценки соответствующих материалов, имеющихся в распоряжении соответствующих общественных и парламентских комиссий (советов);
· создания механизма взаимодействия между правоохранительными органами и соответствующими общественными и парламентскими комиссиями (советами) по вопросам противодействия коррупции, с учетом невмешательства этих комиссий (советов) в исключительную компетенцию правоохранительных органов;
· формирования и проведения законодательной процедуры независимой оценки и расследования фактов и материалов о коррупционных правонарушениях (проступках) в случае конфликта интересов между компетентными органами, ранее проводившими по данным фактам проверку или расследование.
Как нами ранее уже отмечалось, основным субъектом борьбы с правонарушениями коррупционной направленности в органах внутренних дел являются подразделения собственной безопасности, поэтому есть смысл остановиться на задачах и полномочиях указанных подразделений.
К основным задачам, на выполнение которых нацелены подразделения собственной безопасности, относятся следующие:
· предупреждение проникновения в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели;
· организация государственной защиты сотрудников, работников органов внутренних дел и их близких от противоправных посягательств на их жизнь, здоровье и имущество, совершаемых в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
· выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений сотрудниками и работниками органов внутренних дел.
Для выполнения вышеперечисленных задач, при проведении оперативно-разыскных мероприятий и проверок, сотрудники подразделений собственной безопасности вправе:
· осуществлять беспрепятственный вход на все объекты, так или иначе имеющие отношение к деятельности органов внутренних дел (здания и помещения и т.д.);
· иметь доступ к личным делам сотрудников и другим закрытым учетным данным, за исключением личных дел негласных сотрудников;
· истребовать служебную и бухгалтерскую документацию;
· знакомиться с материалами проверок по фактам дисциплинарных
проступков сотрудников и работников органов внутренних дел, а также с архивными материалами;
· осматривать служебный автотранспорт, а также сейфы и рабочие места сотрудников и работников органов внутренних дел.
Об особом правовом статусе подразделений собственной безопасности свидетельствует и тот факт, что основанием для проведения проверок их оперативно-служебной деятельности являются:
· для ГУСБ МВД России — письменное распоряжение Министра внутренних дел Российской Федерации;
· для УСБ (ОСБ) ГУ МВД России по федеральным округам — письменное распоряжение Министра внутренних дел Российской Федерации или начальника ГУСБ МВД России;
· для УСБ (ОСБ) министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации — письменное распоряжение Министра внутренних дел Российской Федерации, начальника ГУСБ МВД России или начальника УСБ ГУ МВД России по федеральному округу.
Следует также отметить, что информация о проводимых по заданиям подразделений собственной безопасности оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятиях и их результатах предоставляется исключительно по письменным мотивированным запросам руководителей органов внутренних дел, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, в соответствии с требованиями подразделений собственной безопасности, являющихся инициатором данного мероприятия.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Криминологическая профилактика коррупционной преступности в ОВД
Под криминологическим предупреждением коррупционной преступности в органах внутренних дел следует понимать деятельность государства, общественных институтов, руководства центрального аппарата, территориальных органов и организаций МВД России, руководителей структурных подразделений территориальных органов и организаций МВД России, а также отдельных сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих МВД России, осуществляемую через меры принуждения, воспитания, оказание помощи лицам, подвергающимся профилактическому воздействию, с целью устранения причин коррупционной преступности.
Элементами криминологического предупреждения коррупционной преступности выступают объекты предупреждения, меры предупреждения, субъекты предупреждения. Объекты предупреждения включают негативные явления и процессы, лиц и группы, которые эти явления воспроизводят.
Меры предупреждения коррупционной преступности характеризуют механизм профилактического воздействия. Субъекты предупреждения коррупционной преступности дают представление о носителях активности (активных носителях) этой деятельности.
Целевая направленность общесоциального предупреждения коррупционной преступности состоит в укреплении и развитии имеющегося антикриминогенного потенциала общества (антикоррупционной устойчивости), а также нейтрализации антиобщественных свойств личности у лиц с различными видами коррупционного поведения, которые могут перерасти в криминогенную мотивацию.
Объектом общекриминологического предупреждения коррупционной преступности в органах внутренних дел является социальная среда, содержащая причины этой преступности.
Цель общекриминологического предупреждения состоит в нейтрализации или устранении причин коррупционной преступности, а также ее прецедентного характера.
Содержание мер общекриминологического предупреждения коррупционной преступности состоит в реализации общегосударственных социально ориентированных программ, укрепляющих антикоррупционный потенциал общества.
В основе общекриминологического предупреждения коррупционной преступности лежат меры, реализуемые в различных сферах: идеологической, экономической, социальной, духовно-нравственной, политической, социально-психологической, нормативноправовой и др.
В связи с этим основу общекриминологического воздействия должны составлять меры, направленные на формирование экономической политики государства, которая приостановит стагнацию экономической жизни страны, даст импульс к постепенному восстановлению, а затем к дальнейшему развитию всей хозяйственной сферы.
Учитывая специфику и задачи органов внутренних дел, приоритетным направлением экономической политики государства, которая позволит эффективно противостоять коррупционной преступности в данном правоохранительном органе, является активное противодействие криминальному бизнесу, в частности подрыв его экономической основы.
Таким образом, на государственном уровне необходимо усилить контроль государственных органов за кредитно-финансовой сферой, которая является наиболее удобной для легализации криминального капитала, прежде всего обеспечить прозрачность финансовых сделок для уполномоченных органов.
Приоритетным направлением общекриминологического предупреждения коррупционной преступности в органах внутренних дел выступает совершенствование соответствующего идеологического обеспечения. Это реализуется проведением информационной политики и, во-первых, использованием антикоррупционной пропаганды, во-вторых, формированием позитивного имиджа сотрудника органов внутренних дел.
Данная политика должна осуществляться через максимальную открытость МВД России для общества и установление общественного контроля за деятельностью ведомства. Приоритетную роль в этом направлении, по мнению авторов, должен играть Общественный совет МВД России и Совет Ветеранов МВД России.
Для обеспечения организации и координации работы со средствами массовой информации основная роль отведена Объединенной редакции МВД России, осуществляющей свою деятельность через печатные издания – газету «Щит и Меч», журналы «Полиция России» и «Ветеран МВД», радио «Милицейская волна», а также видеоредакцию МВД. Положительно скажется на профилактике коррупционной преступности в органах внутренних дел преодоление правового нигилизма в стране и усиление правового обучения граждан.
Сформированное правосознание позитивно отразится на понимании необходимости в правомерном поведении, солидарности с правовыми нормами, разрушении стереотипов всесилия преступности, несправедливости законов и безнаказанности за совершенные преступления. Это позволит гражданам уметь правильно оценивать наиболее распространенные коррупционные преступления, находить законные средства решения конфликтов и сформировать установку именно на них.
Объектом специально-криминологического предупреждения коррупционной преступности в органах внутренних дел является поведение сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих МВД России, совершивших или совершающих коррупционные действия либо допустивших дисциплинарные коррупционные проступки.
Целью специально-криминологического предупреждения выступает локализация, нейтрализация и устранение общественной опасности лиц, совершивших коррупционные преступления и дисциплинарные проступки. Основными методами специально-криминологического воздействия выступают выявление и профилактическая работа с указанными категориями лиц.
Профилактическая работа с указанными категориями лиц должна заключаться в нейтрализации и устранении общественной опасности конкретного сотрудника и федерального государственного гражданского служащего МВД России.
К целям профилактической работы с данными лицами следует отнести: снятие внутренней убежденности в коррупционном поведении, склонение лиц к добровольному отказу от совершения коррупционного преступления, пресечение деятельности на стадии неоконченного преступления (приготовления и покушения на коррупционные преступления), применение правового принуждения, в том числе уголовно-правового.
Остановимся на наиболее распространенных мерах, направленных на профилактику коррупционной преступности в органах внутренних дел, к которым следует отнести:
- активную ротацию кадров – перемещение сотрудника или государственного служащего с одной должности на другую в рамках одного территориального органа или организации, а также эффективную профилактику профессиональной деформации;
- отказ от системы показателей и переход к индивидуальному рейтингу;
- разработку программы по дополнительному стимулированию личного состава и создание долгосрочного перспективного социального пакета.
В юридической литературе обращено внимание на такие меры, как разработка и введение системы кредитования жилья, дорогостоящих вещей для сотрудников с полным или частичным погашением их стоимости за счет средств федерального бюджета, долгосрочных экономических льгот, например:
- создание при приеме на службу каждого сотрудника значительного, ежегодно возрастающего банковского депозита, который может быть получен после ухода в отставку для приобретения и строительства жилья;
- масштабное за счет средств федерального бюджета строительство жилья, имеющего статус ведомственного и служебного, с оставлением его за сотрудниками, уволенными в отставку в связи с выслугой определенных сроков службы (например, 25 лет), а также по ранению, болезни или гибели;
- предоставление больших и долгосрочных ведомственных целевых кредитов для приобретения сотрудниками дорогостоящих вещей, недвижимости (автомобилей, мебели, квартир, дачных участков) с полным или частичным погашением при условии службы сотрудника в течение определенного количества лет. Таким образом, затраты на обеспечение деятельности МВД России и социальной защиты ее сотрудников являются экономически эффективным и приоритетным направлением, поскольку именно деятельность правоохранительных органов и их антикоррупционная устойчивость является залогом оздоровления криминализированных сегодня социальных отношений;
- взаимодействие МВД России с ФСИН России, ФСБ России, Прокуратурой России в сфере противодействия коррупции – осуществление совместной деятельности по противодействию коррупции, в том числе по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений в форме проведения координационных совещаний, межведомственных совещаний руководителей правоохранительных органов; организации постоянно действующих рабочих групп из числа представителей субъектов взаимодействия; межведомственного информационного обмена; организации совместных проверок по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции в конкретном территориальном органе; организации совместных обучающих курсов, семинаров и конференций, научных исследований и др.;
- дополнительные проверки результатов работы, например изучение уголовных дел, по выявлению фактов подлога, нарушения законодательства. Инициаторами данных проверок могут выступать как должностные лица МВД России (руководители территориальных органов, их заместители, руководители службы и подразделений), так и сотрудники прокуратуры.
Статьи по теме
- Предупреждение неосторожной преступности
- Предупреждение преступности несовершеннолетних
- Предупреждение групповой и организованной преступности
- Предупреждение преступлений против общественной безопасности
- Предупреждение преступлений против собственности
- Предупреждение преступности профессиональной
- Предупреждение рецидивной преступности
- Понятие, структура виды и значение криминологической характеристики
- Государственная антикоррупционная политика РФ
Источник: student-servis.ru