Основные элементы программы delphi

Форма— это важнейший визуальный компонент. Формы представляют собой видимые окна Windows и являются основной частью практически любого приложения. Термины «форма» и «окно» — синонимы, т. е. обозначают одно и то же.

Для работы с формой предназначен компонент Form класса TForm. С создания формы начинается конструирование приложения. В форме размещаются визуальные компоненты, образующие интерфейсную часть приложения, и системные (невизуальные) компоненты. Таким образом, в системе Delphi форма является компонентом, который служит контейнером для всех других компонентов. В принципе можно создать и безоконное приложение, однако большинство приложений все же имеет видимое на экране окно, содержащее интерфейсную часть приложения.

Приложение может иметь несколько форм, одна из которых считается главной и при запуске программы отображается первой. При закрытии главного окна (формы) приложения прекращается работа всего приложения, при этом также закрываются все другие окна приложения. В начале работы над новым проектом Delphi по умолчанию делает главной первую форму (с первоначальным названием Form1). В файле проекта (dpr) эта форма создается первой, например:

Autocom cdp, Delphi DS150e. Пример работы Часть 1

Метод СreateForm

Программно можно сделать главной любую форму приложения, первым вызвав метод СreateForm создания этой формы. Например, задание формы Form2 в качестве главной реализуется так:

При конструировании приложения более удобно указать главную форму в окне параметров проекта, открываемом командой Project ? Options (Проект ? Параметры).

Главная форма выбирается в раскрывающемся списке Main Form на странице Form, после чего Delphi автоматически вносит соответствующие изменения в файл проекта.

Типичная форма представляет собой прямоугольное окно с рамкой (первый скриншот). Большинство окон содержит область заголовка, в которой расположены значок заголовка, заголовок и ряд кнопок, позволяющие свертывать, развертывать (восстанавливать прежние размеры и положение) и закрывать окно, вызывать окно подсказки.

Во многих формах отображаются также строка главного меню (под областью заголовка) и строка состояния (обычно в нижней части окна). При необходимости в форме могут автоматически появляться полосы прокрутки, предназначенные для просмотра содержимого окна. Остальная часть пространства окна называется клиентской областью. В ней можно размещать элементы управления, выводить текст и графику, манипулировать дочерними окнами.

Виды формы

Форма может быть модальной и немодальной. Немодальная форма позволяет без ее закрытия переключиться в другую форму приложения. Модальная форма требует обязательного закрытия перед обращением к любой другой форме приложения.

Формы, которые отображают различные сообщения и требуют от пользователя ввода какой-либо информации, часто называют диалоговыми окнами. В свою очередь, диалоговое окно также может быть немодальным или модальным.

Типы приложений в Windows

В Windows есть два основных типа приложений: однодокументные, или SDI (Single Document Interface — однодокументный интерфейс), и многодокументные, или MDI (Multiple Document Interface — многодокументный интерфейс).

Программирование в Delphi / Урок 1. Знакомство со средой разработки. Приложение «Привет, мир!»

Однодокументные приложения состоят из одной или нескольких независимых друг от друга форм. В SDI-приложении ни одно окно на экране визуально не содержит в себе другие окна, поэтому иногда неясно, какое из них является главным (родительским) окном приложения. В многодокументном приложении главное окно содержит дочерние окна, размещаемые в его пределах. Особенности MDI-приложений мы рассмотрим позже.

Источник: delphi-faq.ru

23.Основные элементы программирования языка делфи

Описание каждого элемента языка задается его синтаксисом и семантикой. Синтаксические определения устанавливают правила построения элементов языка. Семантика определяет смысл и правила использования тех элементов языка, для которых были даны синтаксические определения.

Алфавит — это совокупность допустимых в языке символов. Алфавит включает следующий набор основных символов:

строчные и прописные латинские буквы:

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

служебные (зарезервированные) слова

Элементарные конструкции языка включают в себя имена, числа и строки.

Имена (идентификаторы) называют элементы языка — константы, метки, типы, переменные, процедуры, функции, модули, объекты. Идентификатор может включать в себя:

-1)буквы латинского алфавита, 2)цифры 3)символ подчеркивания.

Для отделения друг от друга идентификаторов, чисел, зарезервированных слов используются разделители. В качестве них можно использовать:

Читайте также:
В чем суть восходящего и нисходящего способов проектирования программ

пробел и табуляцию;перевод строки;комментарий.

Комментарии заключаются либо в скобки < . . . >, либо в скобки вида (* . . . *) и могут занимать любое число строк. Так же для записи комментария используется //… , после // может записать только одну строку.

Числа в языке записываются в десятичной системе счисления. Они могут быть целыми и действительными. Положительный знак числа может быть опущен. Целые числа записываются в форме без десятичной точки, Действительные числа записываются в форме с десятичной точкой:

Переменные, константы и операторы

Переменная — это область памяти, содержащая значение определённого типа и позволяющая изменить текущее значение на новое. При определении переменной должен указываться тип данных. Переменная определяется в разделе var. Если есть несколько переменных одного типа, то их можно перечислить через запятую, а в конце указать тип данных.

Константа — это область памяти содержащая определённое значение, но значение остаётся на весь период существования константы. При определении константы тип данных не указывается. Константа определяется в разделе const. Операторы используются для того чтобы присвоить значение переменной.

:= Единственный оператор присвоения в Delphi.

+ — сложение;- — вычитание;* — умножение;/ — деление

DIV — целочисленное деление

MOD — деление по модулю

= — равно ;<> — не равно; < — меньше;>- больше;= — больше либо равно

Условные операторы IF. . THEN — позволяет определить выполняются ли некоторые условия и в зависимости выполнить тот или иной код.

IF -> выражение -> THEN -> оператор -> ELSE -> оператор -> END;

24.Элементы интерфейса в делфи

основные составные части Delphi:

1)Дизайнер Форм (Form Designer)2)Окно Редактора Исходного Текста (Editor Window)3)Палитра Компонент (Component Palette)4)Инспектор Объектов (Object Inspector)5)Обозреватель дерева объектов (Object TreeView)

Программисты на Delphi проводят большинство времени переключаясь между Дизайнером Форм и Окном Редактора Исходного Текста (Редактор).

Дизайнер Форм в Delphi столь интуитивно понятен и прост в использовании. Дизайнер Форм первоначально состоит из одного пустого окна, которое Вы заполняете всевозможными объектами, выбранными на Палитре Компонент.

Несмотря на всю важность Дизайнера Форм, местом, где программисты проводят основное время является Редактор. Логика является движущей силой программы и Редактор — то место, где Вы ее «кодируете».

Палитра Компонент позволяет Вам выбрать нужные объекты для размещения их на Дизайнере Форм. Для использования Палитры Компонент просто первый раз щелкните мышкой на один из объектов и потом второй раз — на Дизайнере Форм. Выбранный Вами объект появится на проектируемом окне и им можно манипулировать с помощью мыши.

Палитра Компонент использует постраничную группировку объектов. Внизу Палитры находится набор закладок — Standard, Additional, Win32 и т. д. Если Вы щелкнете мышью на одну из закладок, то Вы можете перейти на следующую страницу Палитры Компонент. Принцип разбиения на страницы широко используется в среде программирования Delphi и его легко можно использовать в своей программе. (На странице Additional есть компоненты для организации страниц с закладками сверху и снизу).

Слева от Дизайнера Форм Вы можете видеть Инспектор Объектов. Информация в Инспекторе Объектов меняется в зависимости от объекта, выбранного на форме. Важно понять, что каждый компонент является настоящим объектом и Вы можете менять его вид и поведение с помощью Инспектора Объектов.

Инспектор Объектов состоит из двух страниц, каждую из которых можно использовать для определения поведения данного компонента. Первая страница — это список свойств, вторая — список событий. Если нужно изменить что-нибудь, связанное с определенным компонентом, то Вы обычно делаете это в Инспекторе Объектов.

Вы можете использовать закладки внизу Инспектора Объектов для переключения между страницами свойств и событий.

Источник: studfile.net

Структура рабочего окна Delphi

Delphi – это программное обеспечение, предназначенное для создания программ под ОС Windows. В основе Delphi лежит язык Object Pascal (версия 9.0 языка ТР) и технология визуального проектирования и событийного программирования.

Отличия от традиционного программирования:

Читайте также:
Как запустить установленную программу в линуксе

1. Среда программирования содержит обширную библиотеку классов визуальных компонентов: формы, меню, кнопки, поля ввода и т.п.

2. Для использования в программе стандартного визуального компонента достаточно перенести его в рабочую форму. Программный код, соответствующий компоненту будет автоматически включен в программу. Программисту надо только запрограммировать действия связанные с этим компонентом.

Что такое программа под Windows рассмотрим на простейшем примере. Пусть мы хотим создать программу для решения квадратного уравнения. Такую программу можно оформить так(рис.д4): (форма?? см. лист 10.4)

— на форме разместим три поля для ввода значений коэффициентов А, В, С;

— затем поместим в форму поле для вывода

корня уравнения Х;

— около этих полей поместим соответствующие надписи;

— в нижней части поместим кнопку с надписью «корень уравнения»;

— разместим на форме также кнопку с надписью «закрыть».

Принцип действия такой программы очевиден — в первые три окна вводим значения коэффициентов уравнения, нажимаем кнопку «корень уравнения» и в четвертом окне получаем результат.

Чтобы эта программа решала указанную задачу надо создать для кнопки «корень уравнения» обработчик события – процедуру, которая должна выполняться при нажатии на эту кнопку. Очевидно, что эта процедура должна выполнять следующие действия:

-читать значения коэффициентов уравнения из соответствующих полей;

-вычислять корни уравнения по определенному алгоритму;

-записывать корни уравнения (или соответствующие сообщения) в поле вывода результатов.

Кроме того надо также создать обработчик события для кнопки «закрыть». При нажатии на эту кнопку окно программы должно исчезать с экрана.

В процессе разработки программы Delphi автоматически создает несколько файлов. Совокупность этих файлов принято называть проектом. На основе этих файлов Delphi создает исполняемую программу (файл с расширением exe), которую можно использовать как любую программу под Windows (можно создать дистрибутив, инсталлятор, можно назначить ярлык и разместить его на рабочем столе).

Рабочее окно Delphi имеет типичны для приложений Windows вид.

При активизации иконки Delphi на рабочем столе Windows на экране появляется главное рабочее окно Delphi, показанное на рис.5.22.1.

На рисунке обозначено

1 — Г лавное окно Delphi,

2 — Г лавное меню, содержит типичный для приложений Windows набор пунктов меню:

меню File – содержит пункты меню для создания нового проекта (New), открытия формы (Open), открытия проекта (Open Project), сохранения формы (Save As) или проекта (Save Project As) под другим именем, печати активной формы или модуля (Print) и др.

меню Edit – содержит обширный набор пунктов меню для редактирования формы и текста модуля формы, в том числе команды для копирования (Copy), вырезания (Cut), вставки (Paste), удаления (Delete), выделенных компонентов формы или фрагментов текста модуля формы;

меню Search -содержит набор пунктов меню для поиска и замены фрагментов текста;

меню View -содержит обширный набор команд для просмотра различных окон (от окна формы до регистров CPU);

меню Project -содержит команды для работы с проектом, в частности, команды:

Compile Имя проекта – компилирует модули, которые тзменились с момента компиляции предыдущей версии проекта;

Build Имя проекта – компилирует все модули проекта и создает исполняемую программу;

меню Ran – здесь располагаются команды связанные с выполнением программы, в частности команды:

Ran – компилирует программу и выполняет ее прогон;

Trace Into (клавиша F7) — в этом случае программа останавливается перед первым выполняемым оператором программы, т. е. будет выделено ключевое слово Begin раздела операторов. При каждом нажатии на клавишу F7 выполняется по одной строке программы (независимо от количества операторов на строке). Если в программе используются подпрограммы, то они также выполняются в пошаговом режиме;

Step Over (клавиша F8) — этот режим аналогичен предыдущему, но подпрограммы выполняются не по шагам, а полностью. Все эти режимы можно комбинировать в одном сеансе отладки. Для выхода из этих режимов отладки необходимо нажать комбинацию клавиш Ctrl + F2.

меню Component – содержит команды для работы с компонентами;

меню Database — содержит команды для работы с базами данных;

Читайте также:
Какую программу выбрать для дизайна интерьера

меню Tools -содержит команды для работы с окнами настройки параметров среды Delphi и ее инструментов;

меню Help -содержит команды для работы со справочной службой.

3 — П анель быстрого доступа ( SpeedBar — находится непосредственно под меню ) содержит набор кнопок, функции которых эквивалентны функциям наиболее часто используемых команд главного меню (программист может по своему усмотрению добавлять или удалять команды из полосы быстрого доступа — для этого необходимо расположить курсор в области панели, щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать команду Configure);

4 — П алитра (панель) визуальных компонентов.

Компоненты — это строительные блоки, из которых собирается Delphi приложение. В Delphi имеются визуальные и не визуальные компоненты. Все эти компоненты представлены в Палитре компонент, с помощью пиктограмм.

Палитра Компонент позволяет выбрать нужные объекты для размещения их на форме. Для использования Палитры Компонент просто надо щелкнуть мышкой на один из объектов и,затем перенести курсор на форму и щелкнуть второй раз в требуемом месте формы.. Выбранный Вами объект появится на проектируемом окне и им можно манипулировать (двигать, изменять размеры) с помощью мыши. Фрагмент структуры палитры компонентов приведен на рис.5.22.2.

Палитра Компонент использует постраничную группировку объектов. Она содержит набор закладок — Standard, Additional, Dialogs и т.д. Для перехода на другую страницу Палитры Компонент достаточно щелкнуть мышью по соответствующей закладке.

5 — Инспектор объектов — это специальное окно для отображения значений свойств объектов и выбора методов — обработчиков событий в процессе разработки программы. Окно инспектора объектов (ИО) содержит две страницы: Properties (свойства) и Events (события). Свойства и события в окне инспектора объектов отображаются для выделенного на форме в данный момент объекта. Если на форме нет выделенных объектов, то в инспекторе объектов отображаются события и свойства формы.

Программист может по своему усмотрению изменять значения свойств компонентов. Например, размер компонента можно изменить курсором, потянув за квадратик на выделенном компоненте, либо задав в ИО соответствующие значения свойств Height иWidth.

Для переключения между страницами свойств и событий достаточно щелкнуть мышью по соответствующей странице. Страница событий связана с Редактором формы; если дважды щелкнуть мышкой на правую сторону какого-нибудь пункта, то соответствующий данному событию код автоматически запишется в Редактор, сам Редактор немедленно получит фокус, и можно сразу добавлять код обработчика данного события.

6. Дизайнер Форм. Первоначально содержит заготовку главной формы, которую можно заполнять всевозможными объектами, выбранными из Палитры Компонент.

Форма является основным интерфейсным элементом в Delphi (форма это нечто среднее между окном и диалоговой панелью). Всякое приложение в Delphi создается на основе формы. При создании нового проекта автоматически на экране появляется заготовка формы с именем Form1. Для облегчения расположения компонентов на форму нанесена сетка.

Как стандартное окно Windows форма в Delphi обладает такими свойствами как:

— наличие заголовка (Caption);

— кнопка для вызова системного меню;

— кнопки для минимизации и максимизации окна;

— рамка, позволяющая динамически изменять размеры формы.

Проект может содержать несколько форм.

7.Редактор модуля формы. Можно заметить, что под формой располагается еще одно окно. Это окно редактора модуля формы. В этом модуле программист создает программный код для обработчиков событий и решения основной задачи создаваемого приложения. Это окно можно активизировать щелкнув по выступающему краю (оно также автоматически получает фокус при щелчке по значению события в ИО). В этом случае окно редактора станет активным и мы увидим заготовку модуля:

uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls;

type TForm1 = class(TForm)

var Form1: TForm1;

Здесь: Unit1 — имя модуля (при сохранении его можно заменить на любое другое имя);

В интерфейсной секции здесь указаны используемые модули; в разделе типов объявлен класс TForm1, как наследник класса TForm; а в разделе переменных объявлен объект Form1 класса Tform1.

Вопрос — где главная программа? — главная программа формируется автоматически и программисту нет необходимости вмешиваться в текст главной программы.

Источник: studopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru