Основные элементы антикризисной программы

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Завгородняя Т.В., Миллер Е.В.

Новый этап развития антикризисного управления экономикой России
Антикризисное управление организацией: особенности, диагностика, выбор стратегии
Информационный риск как составляющая экономического риска в антикризисном управлении
Развитие превентивного управления в системе антикризисного менеджмента предприятия
Управление организацией в условиях кризиса

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об антикризисной программе организации»

К ВОПРОСУ ОБ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Завгородняя Т.В.,к.э.н., Миллер Е.В.,

Финансовый университет при Правительстве РФ (Омский филиал)

В условиях нестабильной экономики, последствий санкционных мер и высокой инфляции многие предприятия и организации всё чаще сталкиваются с возникновением кризисных ситуаций в ходе своей хозяйственной деятельности. В западный странах изучением кризисных явлений и путей их преодоления занимается антикризисный менеджмент, цель которого — деятельность по преодолению кризисного состояния предприятия и определение возможности его существования в перспективе и взаимодействия с банками и др. финансовыми институтами. Он определяется антикризисной программой, которая выступает как средство по созданию приемов, позволяющих прогнозировать наступление нового кризисного перелома и планировать политику и стратегию предприятия.

Базовые принципы антикризисного управления

Антикризисная программа — такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальных мер, имеющих стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.

Для предупреждения и устранения кризисных явлений и их последствий субъекту бизнеса необходимо разрабатывать и внедрять антикризисную программу, в рамках программы антикризисного менеджмента.

Политика антикризисного менеджмента — генеральное направление деятельности руководства предприятия, совокупность принципов, методов, форм организационного поведения, направленных на сохранение, укрепление и улучшение финансового и технико-экономического состояния предприятия, на формирование механизма управления, способного своевременно реагировать на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка с учетом стратегии предприятия.

То есть основной целью программы антикризисного управления является разработка и реализация антикризисной программы предупреждения и преодоления кризисных явлений на предприятии.

По мнению многих исследователей задачи разработки и реализации антикризисной программы включают в себя следующие положения: прогнозирование предкризисных ситуаций, которое позволяет не только своевременно обнаружить зарождение кризисных явлений, но и выровнять ситуацию, избежать многих потерь; определение масштабов кризисного состояния организации;

Методика разработки региональной антикризисной программы

— исследование основных факторов, вызвавших развитие кризиса, в результате чего выявляется степень их влияния на формы и масштаб кризисного состояния предприятия; определение путей выхода из кризиса, адекватных его масштабу и способствующих восстановлению финансовых и технико-экономических показателей предприятия; контроль реализации антикризисной программы. Предметом воздействия считаются вопросы и факторы, касающиеся кризисных ситуаций. Объектом антикризисной программы предприятия являются одновременно все элементы деятельности: средства производства, рабочая сила, финансы, инвестиции.

Разработка программы антикризисного управления на предприятии предполагает последовательную реализацию шести основных этапов:

1. Анализ внешнего окружения фирмы и выявление факторов, способных вызвать кризис (макроэкономические факторы: ужесточение налогообложения, рост издержек из-за ухудшения предпринимательского климата и т.д.; политические факторы: отношение государства к предпринимательской деятельности, нестабильность деятельности правительства и т.д.; правовые факторы: недостаточное антимонопольное регулирование, ограниченное регулирование внешнеэкономической деятельности, общая неразвитость законодательной базы и т.д.; социальные факторы: традиции, жизненные ценности, менталитет административно-правовой экономики, отсутствие традиций предпринимательской культуры, неурегулированность отношений работодателей и работников и т.д.; технологические факторы: недофинансирование сферы НИОКР, низкие темпы обновления технологической базы и т.д.; взаимоотношения с покупателями и поставщиками: задержки поставок сырья и продукции, медленный темп роста выручки и т.д.). Выявление факторов, вызывающих кризисные ситуации на предприятии должно сопровождаться проведением глубокого анализа по следующим направлениям: а). анализ макросреды (которую

условно можно поделить на четыре взаимосвязанных сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение); б). анализ конкурентной среды.

2. Исследование состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации, выявление внутренних проблем. Классификацию основных внутренних факторов, вызывающих кризисную ситуацию, можно представить следующим образом: операционные или производственные факторы, среди которых можно выделить следующие причины возникновения кризиса: низкий уровень загрузки основных фондов, простои оборудования, устаревшая технология производства продукции или оказания услуг, низкая активность в области разработки новой продукции и услуг, высокая себестоимость изготовления продукции и оказания услуг, неэффективная структура затрат, неэффективный маркетинг по поиску поставщиков и продвижению продукции и услуг на рынок, наличие управленческих конфликтов, снижение объема реализации и др.; финансовые факторы, которые могут содержать следующие причины кризисных ситуаций: низкая ликвидность активов, низкая финансовая устойчивость, высокая доля краткосрочных заёмных источников финансирования, их малоэффективное использование, низкая рентабельность производства, высокая плата за кредитные ресурсы, неэффективное управление оборотным капиталом, неэффективная ценовая политика, недостаток собственного капитала и др.; инвестиционные факторы, включают такие возможные причины кризиса как: незавершенные объекты строительства, неэффективный фондовый портфель, низкий уровень разработки инвестиционных решений, недостаток капитала для модернизации производства и др.; прочие факторы, которые объединяют следующие причины возникновения кризиса: недостаток квалификации персонала, использование недостоверной экономической информации, утечка конфиденциальной информации, отсутствие статистических данных для проведения маркетинговых исследований и др.

Читайте также:
Ардуино как работает программа

3. Разработка перечня задач антикризисной программы на основе пересмотра и корректировки систем задач, разработанных в рамках реализуемой фирмой кадровой, экономической, производственной, маркетинговой и др. политики. В условиях кризиса, причины его вызвавшие отражаются в различных мероприятиях управления предприятием, что приводит к формированию специфического списка задач программы антикризисного управления, решение которых должно способствовать реализации основной его цели.

4. Разработка тактических и оперативных мероприятий, позволяющих реализовать программу антикризисного управления. На данном этапе необходимо стратегическое и тактическое планирование антикризисных мероприятий. Стратегическая направленность антикризисной программы предполагает долгосрочное качественно определенное развитие предприятия, касающееся: сферы деятельности предприятия, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри предприятия, позиции предприятия в окружающей среде, смягчающее кризисную ситуацию. Тактические мероприятия антикризисной программы принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей актуальное (на данный момент) состояние системы предприятия. Они, как правило, включают чрезвычайные меры по недопущению кризиса, которые еще можно реализовать в короткий период, либо меры, направленные на выход из кризиса, который уже наступил.

5. Организация реализации антикризисной программы, направлено на внедрение разработанных мероприятий по выходу из кризиса, а также их корректировка с учетом особенностей работы предприятия в конкретных текущих условиях.

6. Оценка результатов реализации антикризисной программы предприятия. Должна включать показатели, отражающие те элементы системы управления предприятием, на которые направлена программа антикризисного управления. Поэтому необходимо разрабатывать набор индикаторов, отражающих последствия реализации мероприятий антикризисной программы.

7. Корректировка программы антикризисного управления с учётом полученных результатов и направлений развития кризисных явлений.

Программа антикризисного управления предполагает не только преодоление кризисной ситуации, но и разработку мероприятий, направленных на опережение и предотвращение кризиса, а также на адаптацию системы управления предприятием к изменениям внешней среды, которые могут включать: — создание сценариев, отражающих реалистичное

описание того, какие тенденции могут появиться в той или иной отрасли в будущем, что дает возможность определить наиболее существенные факторы, способные вызвать кризис, и осуществлять контроль над ними; — организация системы контроля конкурентоспособности цен и

издержек предприятия для обеспечения крепких позиций предприятия на рынке; — выработка эффективной программы управления различными аспектами хозяйственной деятельности предприятия; —

повышение эффективности планирования и прогнозирования деятельности организации.

Программа антикризисного управления предприятия базируется на определенных принципах, к числу основных из них относятся: Системность, подразумевающая взаимосвязанность и соподчиненность отдельных антикризисных процедур, направленных на решение задач программы антикризисного управления предприятия; Непрерывность осуществления антикризисной программы, как в условиях наступившего кризиса, так и в условиях нормального развития предприятия с целью дальнейшей диагностики возникновения кризисных явлений; Гибкость антикризисной программы предприятия, а также ее устойчивость к воздействиям внешней среды; Мобильность -восприимчивость ко всем изменениям внешней и внутренней среды предприятия и мгновенная адекватная реакция на эти изменения. Каждое появившееся кризисное явление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом предприятия, но и порождает новые сопутствующие ему кризисные финансовые явления. Поэтому, чем раньше будут включены антикризисные механизмы по каждому диагностированному кризисному явлению, тем большими возможностями будет располагать предприятие; Адекватность и учет вероятностного характера господствующих тенденций реальных процессов при разработке антикризисной программы в целом и антикризисных процедур в частности. В случае недостаточности мер ожидаемый эффект не будет достигнут, а при их избыточности предприятие будет нести неоправданно высокие расходы; Единство — охват всех уровней функциональных подразделений предприятия, координация антикризисных мер во времени; Точность — конкретность и детализация антикризисных мероприятий; Уникальность — невозможность комплексной типизации схем преодоления и предотвращения кризиса; Многовариантность подразумевает разработку дополнительных, страховых антикризисных мероприятий параллельно с основным планом мер по достижению цели антикризисной программы; Научность — применение существующих научных методов на всех этапах антикризисного управления.

Таким образом, для предотвращения и преодоления кризисной ситуации предприятию необходимо разработать программу антикризисного управления, соответствующую обозначенным выше принципам и направленную на предвидение кризисных ситуаций, стабилизацию неустойчивых ситуаций, а также минимизацию потерь, последствий кризиса и упущенных возможностей с учетом внешних и внутренних факторов, а также ресурсных возможностей предприятия. Литература

1. Антикризисное управление компанией/Н. Самоукина. -СПб.: Питер, 2010.- 188с.

2. Антикризисное управление: задачи и решения/Г.И. Просветов. -М.: Альфа-Пресс, 2011-288с.

3. Балдин К.В. Антикризисное управление: макро- и микроуровень — М.: Дашков и К, 2015.-316с.

4. Завгородняя Т.В., Метелев С.Е. Современный инновационные менеджмент — Омск: Компаньон, 2014.- 176с.

5. Миллер А.Е., Миллер Е.В. Условия становления и развития технологизации обрабатывающей промышленности России — ХХ11апрельские чтения — Междунар.научно-практич.конференция/под ред. В.А.Ковалева, А.И.Ковалева. — Омск, 2016.-С.149-154.

6. Миллер М.А. Актуальные вызовы и возможности развития и инноваций в промышленности Омской области//Институциональная трансформация экономики: российский вектор индустриализации — Материалы 4-й междунар. научн. конференции в 2 частях/отв. Ред. Е.Е. Капогузов, Г.М.

Самошилова.- 2015.- С.267-271.

7. Петухов Д.В. Антикризисное управление/Д.В.Петухов.- М., 2013.-134с.

Источник: cyberleninka.ru

Общие основы формирования антикризисной программы предприятия

Теоретические основы системы антикризисного управления на предприятии

Кризис — перелом, тяжёлое переходное состояние.

За последние годы в России произошли существенные изменения, отразившиеся на внешней и внутренней среде предприятий.

В результате перехода к рынку российские предприятия получили свободные цены, право выбора поставщиков и потребителей, перспективу выхода на международные рынки.

Читайте также:
Sticky notes похожие программы

Оборотной стороной перехода к рынку послужили ожесточение конкуренции, приход на российские рынки зарубежных производителей. Ужесточение конкуренции усугубляется разорванными привычными экономическими связями между предприятиями.

Отпущенные цены, свобода выбора поставщиков и производителей совместно с неконкурентоспособностью отечественной продукции привели к экономическому кризису и стагфляции.

Однако кризис в России имеет структурный характер и требует структурных мер в дополнение к макроэкономическим мерам [12,Т2,с.12].

Проблемы необходимо рассматривать комплексно, начиная от источников возникновения проблем и кончая подходами к их решению.

Стоящие перед предприятиями проблемы — это:

  • а) непосредственное выживание;
  • б) поиск партнеров;
  • в) формирование эффективного производства;
  • г) обеспечение социальной вовлеченности служащих в производственные процессы;
  • д) формирование творческого характера труда.

Антикризисная программа — план, определяющий последовательность и широту проведения определенных мер по выходу предприятия из неблагоприятного финансового положения [6,с.5].

Можно выделить основные элементы антикризисной программы:

  • а) диагностика финансового состояния предприятия;
  • б) разработка и реализация схем управления по основным направлениям: ценовая политика, политика взаимодействия с бюджетом, маркетинговая стратегия, управление оборотными средствами и т.д.;
  • в) система контроля.

Факторы кризиса — внешние и внутренние причины возникновения той или иной неблагополучной ситуации.

Индикаторы финансового положения — ключевые финансовые показатели деятельности предприятия.

Субъекты — структуры управления, осуществляющие разработку и внедрение антикризисной программы.

Объекты — то, на что направлено воздействие антикризисной программы (денежные средства, дебиторская задолженность предприятия, основные фонды, кредиторская задолженность и т.д.).

Методы антикризисного управления — комплексы приемов, используемые для разрешения возникающих проблем.

Инструменты антикризисного управления — разнообразные детали финансово-хозяйственной деятельности предприятия, через воздействие на которые осуществляется программа (скидки, наценки, условия оплаты труда, уровень запасов и т.д.).

Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть управления кризисными состояниями предполагает выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Индивидуальность выбора этих средств не означает, что нет некоторых общих, характерных для всех находящихся в подобной ситуации предприятий. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры [6,с.25].

Формирование финансовой программы предприятия состоит из нескольких этапов [12,Т2,с.78]:

  • а) анализ финансового положения предприятия;
  • б) прогнозирование развития ситуации;
  • в) выделение основных проблем и постановка целей;
  • г) разработка и реализация финансовой программы:
  • 1) расчет целевых финансовых показателей;
  • 2) разбивка стратегических целей на подзадачи и разработка программ по основным направлениям;
  • 3) разбивка программ по срокам реализации;
  • 4) формирование текущих и оперативных планов деятельности предприятия.

Важность данной темы обусловлена сегодняшней экономической ситуацией в нашей стране, по которой положение лишь немногих отечественных предприятий можно охарактеризовать как более или менее благоприятное. Рассмотрим причины этого.

Успехи и неудачи деятельности предприятия следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов: внешних (на них предприятие не может влиять вообще или влияние может быть слабым), внутренних (как правило, они зависят от организации работы самого предприятия). Способность предприятия приспосабливаться к изменению технологических, экономических и социальных факторов — гарантия не только его выживания, но и процветания.

В экономической литературе к внешним факторам, оказывающим сильное влияние на деятельность предприятия, относятся[3,c.24]:

  • а) размер и структура потребностей населения;
  • б) уровень доходов и накоплений населения, а, следовательно, и покупательная его способность (сюда же могут быть уровень цен и возможность получения потребительского кредита, что существенным образом влияет на предпринимательскую активность);
  • в) политическая стабильность и направленность внутренней политики;
  • г) развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность;
  • д) уровень культуры, проявляющейся в привычках и нормах потребления, предпочтениях одних товаров и в отрицательном отношении к другим;
  • е) к внешним факторам банкротства следует отнести международную конкуренцию. Зарубежные фирмы в одних случаях за счет дешевого труда, а в других — более совершенных технологий;
  • ж) уровень инфляции;
  • з) политика государства в области финансов, кредитов и налогов.

Не менее многочисленны и внутренние факторы, определяющие развитие предприятия и являющие результатом его работы. В общем виде их можно представить четырьмя группами:

  • а) стратегия, цели и принципы деятельности предприятия;
  • б) ресурсы и их использование;
  • в) организация маркетинга и сбыта;
  • г) управленческий потенциал.

В свою очередь, они включают десятки, если не сотни конкретных факторов, действующих на каждом предприятии. Рассмотрим их в некотором агрегированном виде:

  • а) возникновение убытков предприятия, связанных с неудовлетворительной постановкой работы с рынком, неспособностью товара успешно конкурировать с другими товарами, находящимися на рынке, несвоевременное обновление ассортимента продукции;
  • б) резкое повышение уровня издержек производства и сбыта товара, что может быть вызвано массой причин, начиная с нерациональной структуры управления, раздутого штата управления, применения дорогостоящих технологий, средств и предметов труда и т.д.

Острейшей проблемой для большинства предприятий продолжает оставаться нехватка денежных оборотных средств. В основе такой ситуации лежит комплекс причин, ключевая из которых — продолжающееся вследствие инфляции обесценение оборотных средств. Скорость оборота, продолжительность производственного цикла и сроки расчетов таковы, что реальные денежные остатки часто не успевают возместиться даже при росте цен. Существенным является и резкое сокращение сферы сбыта, соответственно — наличие на складе остатков готовой продукции, обусловленное снижением спроса на нее в результате структурных перемен (спад производства, отмена госзаказа), а также из-за финансовых трудностей потребителей (неплатежеспособность, слишком высокие цены и др.) и не конкурентоспособности отечественных товаров (по цене, а иногда и по качеству) с импортными, доля которых на российском рынке по-прежнему значительна. Предприятия и сами способствовали обострению проблемы свободных денежных средств, под воздействием инфляционных ожиданий покупая впрок сырье, материалы, комплектующие изделия.

Читайте также:
Программа мастер настройки интернета

К симптомам приближения кризисной ситуации можно отнести ряд определенных изменений в финансовых показателях. Предметом тщательного наблюдения здесь являются [15,с.52]:

  • а) изменения в статьях бухгалтерского баланса со стороны пассивов и активов и нарушения определенной их пропорциональности;
  • б) увеличение или уменьшение материальных запасов, что может свидетельствовать о возможной неспособности предприятия выполнять свои обязательства по поставщикам;
  • в) увеличение задолженности предприятия поставщикам и кредиторам;
  • г) уменьшение доходов предприятия и падение прибыльности фирмы, обесценение акций предприятия, установление предприятием нереально высоких (низких) цен на свою продукцию и т.д.

Источник: vuzlit.com

Антикризисная программа в государстве

Антикризисная программа в государстве – это комплекс мер, направленных на устранение или предотвращения неблагоприятных для страны явлений за счет использования всего потенциала современных методов управления государством.

Сущность и назначение антикризисных государственных программ

Основная цель государственной власти состоит в обеспечении устойчивого развития страны в социально-экономическом плане. Современный подход к управлению социально-экономическим развитием государства основан на программировании, к числу основных видов которого относятся антикризисные государственные программы. Разработчиком таких программ выступает правительство страны. Они подлежат утверждению со стороны представительных органов государственного управления и применяются на кризисных фазах развития экономики государства.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Формирование антикризисной программы имеет сравнительно небольшую историю. Заложили основы антикризисного государственного управления в Соединенных Штатах Америки, когда Франком Рузвельтом был предложен новый курс государственного управления, применяемый после кризиса 1929-1933 годов. Этот кризис нанес наиболее ощутимые потери экономическому развитию Соединенных Штатов Америки за все время существования государства. В последствии аналогичная программа была предложена Президентом США Никсоном в семидесятых годах XX века.

Антикризисные программы государственного управления направлены на преодоление негативных явлений в экономическом развитии страны, обусловленных спадом в национальной или мировой экономике.

Содержание государственных антикризисных программ

Содержание антикризисных программ государственного управления во многом зависит от специфики экономического кризиса, национальной экономики и иных факторов. Однако существуют типовые рекомендации, предложенные специалистами Организации Объединенных Наций для правительств различных государств в целях повышения эффективности антикризисных программ государственного управления.

«Антикризисная программа в государстве»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

К числу таких типовых рекомендаций формирования антикризисных государственных программ относятся следующие:

  • во-первых, поддержка эффективного спроса населения, в том числе за счет применения такой меры как снижение налоговой нагрузки;
  • во-вторых, регулирование объема частных инвестиций, в том числе за счет предоставления налоговых льгот и специальных кредитов инвесторам;
  • в-третьих, планирование государственных инвестиций;
  • в-четвертых, стабилизация доходов от сельскохозяйственной отрасли за счет реализации программ, направленных на поддержку цен на сельскохозяйственную продукцию;
  • в-пятых, использование программы общественных работ.

Не все государства готовы следовать указанным рекомендациям, однако практика показывает, что данные рекомендации достаточно эффективны. Так, Россия в период кризиса переходного периода от командной к рыночной экономике применяла множество мер, которые противоречили предложенным ООН рекомендациям, что, в конечном счете, только усугубило кризисную ситуацию в экономике.

Кризисные явления в экономике носят объективный характер и отличаются регулярностью своего повторения. В связи с этим специалисты имеют мнение о том, что необходимо накопление как позитивного, так и негативного опыта разрешения кризисных экономических ситуаций с целью разработки мер государственного регулирования, обеспечивающих эффективную реализацию антикризисных программ. Такой подход к выработке антикризисных программ призван обеспечивать ускорение и уменьшение потерь для граждан, хозяйствующих субъектов и государства в целом при преодолении кризисных фаз экономического цикла. Специалисты отмечают, что антикризисные программы не носят универсального характера, но общие черты в них есть.

Замечание 1

Государственные антикризисные программы позволяют добиться повышения эффективности государственного регулирования экономики в условиях кризиса.

Инструменты реализации государственной антикризисной программы

Государство обладает достаточно широким спектром инструментов антикризисного регулирования экономики. В частности, к числу таких инструментов можно отнести монетарное и фискальное регулирование, которые имеют основной статус стабилизаторов кризисной ситуации. По мнению специалистов, эффективность применения инструментов антикризисного регулирования во многом зависит от степени оперативности выбора мер на первоначальном этапе кризиса. Оптимальность и активность применяемых мер напрямую влияет на продолжительность экономического кризиса за счет того, что финансовый рынок крайне важен в условиях децентрализации финансов. Именно он обеспечивает эффективность аккумулирования средств и возможность их распределения между наиболее нуждающимся структурными элементами экономики.

Также в рамках антикризисных программ применяют стратегические и стабилизационные инструменты, к числу которых можно отнести:

  • обеспечение роста инновационный емкости экономической системы;
  • препятствование диспропорциональности развития регионов страны;
  • создание производственных комплексов инновационного характера для обеспечения импортозамещения;
  • модернизация структуры отраслей;
  • приоритетность развития секторов народного хозяйства, отличающихся высокой технологичностью.

При прохождении того или иного экономического кризиса могут вырабатываться различные инструменты антикризисного управления, отвечающие специфике этих кризисов. При этом государство должно всегда стремится к увеличению темпов научно-технического прогресса, разработки эффективных схем транспортировки товаров, обмену информационными технологиями. В условиях затяжного экономического кризиса, который фактически принимает бесконечный характер, требуются превентивные меры, препятствующие усугублению кризисных ситуаций.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru