Для дошкольного развития и воспитания ребенка сегодня есть огромное количество различных методик и систем развития, в том числе и нестандартных. С каждым годом — всё больше. Неудивительно, что это вызывает неоднозначную реакцию в среде профессионалов: есть ФГОС, есть программы, какие еще “буквограммы” и “духовный подход к развитию свободной личности ребенка”?
Однозначно есть предмет для спора. Наш эксперт Марина Болотова — научный руководитель дошкольных образовательных организаций — в силу работы внимательно изучила множество популярных и оригинальных современных методик. Это статья — ответы специалиста по поводу ТОП-5 альтернатив классическому подходу. Чтобы за эмоциями не пропустить важное.
Все методики, о которых мы говорим в этой статье, ориентированы на средовой подход: ребенок находится в специально организованной среде как максимально удовлетворяющей потребности ребенка.
Монтессори-педагогика
Технология, изобретенная педагогом Марией Монтессори. Изначально она задумывала подход для работы с «особыми» детьми, но затем перенесла его на всех остальных. Главная идея подхода — в каждом ребенке присутствует мощный потенциал для развития, нужно лишь создать условия с помощью специальной среды и не мешать ребенку.
Методы и приемы построения ООП ДО на основе Федеральной образовательной программы дошкольного обр.
По каким принципам работает?
- Создается специальная среда, поделенная на пять зон. Практическая для формирования бытовых навыков, сенсорная с игрушками разных форм, размеров, цветов, математическая для развития навыков счета и знакомства с геометрическими фигурами и символами, языковая зона для изучения букв и слогов, космическая зона для знакомства с окружающим миром и загадками природы.
- Занятия проходят в разновозрастной группе. Старшие дети взаимодействуют с младшими: они транслируют умения младшим и не только учат их, но и еще лучше развивают свои умения.
- Педагоги ничего не навязывают и не запрещают ребенку — он сам делает выбор играть в куклы, рисовать или прыгать-бегать. Педагог только презентует материал, максимально раскрывает его.
Каких целей достигает ребенок?
- Учится самостоятельности. Свободный выбор занятий также развивает уверенность в себе и своих силах.
- Учится уважать других. Дети работают и играют тихо, чтобы уважать время и пространство других. Выпустить пар можно в особой «двигательной» зоне. Также дети убирают за собой игрушки и соблюдают принцип «кто взял первым, тот и играет».
- Учится математике, узнает природу и культуру. Этому помогает работа в разных зонах.
Каким должен быть педагог?
- Педагог должен уважать детей и их выбор: давать им возможность играть и выбирать темп занятий.
- Педагог должен уметь создавать среду. Многие игрушки делаются своими руками из природных материалов.
- Педагог должен уметь увлекать детей. Именно он презентует материалы для игры и занятий, он служит образцом в групповых творческих занятиях.
Реджио-педагогика
Итальянская технология, в основе которой идеи Выготского и Марии Монтессори. Автор технологии — Лорис Малагуцци. Малагуцци считал, что ребенок обладает как минимум 100 языками, но 99 из них украли. Многое в жизни ребенка происходит по указке взрослых, даже праздники. Основной постулат — среда должна отвечать потребностям и возможностям ребенка.
ЛЕКЦИЯ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
По каким принципам работает?
- Отдельная программа подразумевает пространство для ребенка. Он может даже уединиться и заниматься только тем, чем хочет.
- Родитель полностью погружен в работу детского сада. Он иногда ходит с ребенком в детский сад, помогает, становится партнером.
- Отсутствует оценка и контроль — нет итоговых тестирований. Реджио-педагог использует наблюдение, фиксирует результаты работы ребенка, но не дает оценки.
Каких целей достигает ребенок?
- Учится партнерству. Детей учат работать в группах, чтобы они учились договариваться, сотрудничать, привыкали к тому, что они «не одни».
- Изучает культуру. Занятия не ограничиваются средой детского сада: детей водят на экскурсии, помогают понять отношения между людьми, правила общества, традиции.
- Учится свободному выбору. Ребенок сам выбирает темп занятий, материалы, с которыми будет играть.
Каким должен быть педагог?
Педагог должен соблюдать шесть правил:
- Уважать ребенка и смотреть ему в глаза.
- Объяснить правила и задать вопрос. Только так, а не наоборот.
- Не «неправильно», а «по-другому».
- Предлагать выбор и не торопить.
- Учиться в любой ситуации.
- Фантазировать важнее, чем читать.
Игры Воскобовича
Развивающие игры, созданные физиком-инженером Вячеславом Воскобовичем. Они представляют собой развивающую среду из разных зон и элементов, объединенных одним сказочным сюжетом.
По каким принципам работает?
- В основу заложены три принципа: интерес, познание и творчество. Это формирует навыки познавательной и исследовательской деятельности.
- Игры разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Каждая может использоваться ребятами от 2 до 7 лет, для ребят младше задания проще.
- Для игр разработана развивающая среда «Фиолетовый лес» с несколькими зонами, в которых ребенок реализует определенные потребности.
Каких целей достигает ребенок?
Основные цели технологии — познание нового, развитие умения наблюдать, формирование уверенности, гармоничный подход к развитию эмоциональности, образного мышления и логики.
Каким должен быть педагог?
- Педагог должен разбираться в материале: знать игры, уметь строить сюжет.
- Педагог должен вовлекать ребят в игру, некоторое время нужно тратить на знакомство с её правилами.
- Педагог не оценивает выполнение заданий. Для каждого возраста есть свой уровень, если не справляешься, можешь перейти на более легкий.
Технология Дьюи
Джон Дьюи разработал практико ориентированный подход. Дьюи считал, что дошкольник должен заниматься игровой и трудовой деятельностями, что дает ему необходимый жизненный опыт.
По каким принципам работает?
- Все, что происходит с ребенком, должно быть практико ориентировано. Не надо перегружать мозг лишними знаниями, нужно научить работать своими руками, применять приобретенные знания и умения в других ситуациях.
- Обучение должно быть направлено на приобретение опыта, который может только накапливаться самим ребенком. Мышление — это только инструмент для решения проблем. Ребенок изучает окружающий мир, в итоге хочет научиться нужным навыкам и испытать их.
- Кроме трудовых навыков важны география и история. География помогает узнать окружающий мир, история — мир и культуру людей.
Каких целей достигает ребенок?
- Получает жизненный опыт. Ребенок учится решать проблемы и нарабатывает умения.
- Разбирается в географии и истории. Это помогает познавать окружающий мир и людей с их отношениями.
- Учится предприимчивости. Этому способствуют проекты, которые запускает с ребятами педагог.
Каким должен быть педагог?
- Должен обладать сильными инструментальными навыками, например, работать руками. Без этого он не научит нужным навыкам детей.
- Не сравнивает детей с другом — в технологии запрещены соревнования. Ребенка сравнивают только с самим собой.
- Учит детей проектной деятельности. Именно проекты помогают детям получать опыт и осваивать навыки, а также сотрудничать с другими и развивать собственную предприимчивость.
Вальдорфская педагогика
Педагогическая технология, основанная Рудольфом Штайнером, основателем мистического движения антропософии.
По каким принципам работает?
- Каждый ребенок индивидуален. Здесь нет понятий нормы, опережения и отставания в развитии. Нет единой программы — у каждого своей образовательный маршрут. Основной педагогический метод — метод душевной экономии, при котором развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить без сопротивления организма.
- В создании среды используют природные материалы.
- В вальдорфской школе нет шума, царит атмосфера творчества и общения друг с другом. Нет тестов и отчетных мероприятий, звонков, тетрадей, оценок.
- Учебный материал изучается эпохами за 3-4 недели, это позволяет ребенку вжиться в него.
- При подаче учебного материала учитывают возраст детей: например, в период полового созревания разбирают рыцарство. Учитывается гендерный подход: мальчиков учат мужским качествам, девочек — женским.
Каких целей достигает ребенок?
- Учится быть творческим и свободным. На это работает вся атмосфера школы.
- Учится углубленным методам изучения материала. На это работает обучение по эпохам.
- Учится уважению к себе и другим.
Каким должен быть педагог?
- Уважает интересы и свободу выбора ребенка.
- Умеет выстраивать дружескую атмосферу в группе.
- Разбирается почти во всех естественных и гуманитарных науках.
Приглашаем в Клуб для воспитателей
Вебинары, практики, тренажеры и другие полезные материалы для работы с детьми по подписке. Переходите по ссылке, чтобы узнать подробнее
Поделитесь со всеми, кто учит детей
Источник: eduregion.ru
Методики дошкольного образования
Разновидности методик, применяемых в дошкольном обучении
Определение 1
Методики дошкольного образования – это совокупности методов, приемов и средств, применяемые для развития ребенка в конкретной области.
Организация учебно-воспитательного процесса на дошкольном этапе развития ребенка происходит посредством применения различных методик.
Каждая методика обучения ориентирована на развитие какой-то одной сферы личности. Она является реальным инструментом, посредством которого достигается достижение целей и задач образования, происходит реализация образовательной программы.
Современное дошкольное образование базируется на принципе вариативности т.е. оно может быть организовано на основе применения разнообразных методик, но с соблюдением основных требования и норм, а также ориентацией на достижение приоритетных целей и задач образования.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Методики дошкольного образования меняются в зависимости от конкретного этапа общественного развития и потребностей общества. Ведь система образования, в первую очередь, ориентирована на удовлетворение социальных потребностей. Поэтому, методики постоянно обновляются, дополняются новыми разделами и положениями.
Методики, применяемые в дошкольном образовании можно подразделить на две большие группы:
- Стандартные программы обучения, базирующиеся на комплексном подходе. Такие программы ориентированы на развитие у детей теоретических знаний и практических навыков, которые будут постепенно развиваться и совершенствоваться, помогая ребенку полноценно существовать и взаимодействовать с социумом.
- Специализированные методики. Они ориентированы на конкретные, узкие направления деятельности т.е. помогают развить у ребенка определенные навыки, способности, умения в какой-то сфере деятельности.
В современном обществе существует ряд методик, активно применяемых в дошкольном образовании:
- Вальдорфская педагогика. Она ориентирована на духовное и нравственное развитие личности. Интеллектуальному развитию, обучению навыкам чтения и письма данная методика не предполагает уделения особого внимания. Она ориентируется на духовное обогащение и развитие свободной личности;
- Методика Монтессори. Она ориентируется на формирование познавательной стороны личности. Такое развитие ориентируется на развитие самостоятельности личности, активизации ее инициативности, развитии творческого потенциала, формировании познавательной заинтересованности, желания развиваться и совершенствоваться в интеллектуальной области;
- Методика Сесиль Лупан. Ее методика ориентируется на развитие личности, исходя из ее потребностей. Родители и педагоги обращают внимание на то, к чему ребенок испытывает стремление, что ему интересно и активизирует свое воспитательное воздействие именно на эту область;
- Игровая методика Никитиных. Она ориентирована на развитие, при помощи игры, интеллектуальных качеств и физических навыков ребенка, исключая необходимость раскрытия творческого потенциала;
- Методика развития энциклопедических знаний по карточкам. Такая методика предполагает применение карточек с заданиями, изображениями, информацией, отражающей научные данные. Она позволяет привить детям знания о различных процессах, явлениях и объектах окружающего мира энциклопедического характера;
- Традиционная методика воспитания. Эта методика, принятая на государственном уровне, в соответствии с требованиями ФГОС.
«Методики дошкольного образования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Замечание 1
Естественно, что это наиболее популярные методики, применяемые в дошкольном обучении. Имеются и альтернативные методики, используемые отдельными образовательными заведениями или семьями в воспитании своих чад.
Также, в дошкольном образовании нашли применение методики, опирающиеся на приемы воспитательного воздействия: методика поощрения, методика убеждения и методика наказания.
Методика поощрения
В дошкольном образовании может быть использована методика поощрения. Как правило, она применима на этапе подготовке ребенка к новому этапу его жизнедеятельности – школе. Целевым назначением этой методики является корректировка манер поведения ребенка. Детям прививается умение вести себя в обществе, правильно взаимодействовать с его членами, относящиеся к разным возрастным группам, проявлять уважение к старшим, отличать хорошие поступки от плохих.
Даная методика предполагает поощрять ребенка – словом или делом, за его правильное поведение. Это помогает развить позитивное мышление ребенка, укрепляет его веру в себя и собственные силы. Поощрение необходимо детям, поэтому оно может стать хорошим помощником в воспитании. Главное не переборщить с поощрениями. Иначе, ребенок окажется неспособным выполнять какие-то действия без соответствующего «презента» за их совершение.
Методика убеждения
Данная методика ориентирована на проведение бесед с ребенком, в ходе которых его пытаются убедить в правильности или неправильности тех или действий, поступков. Построение диалога должно строится таким образом, чтобы ребенок понимал его сущность и значимость. Речь воспитателя должна быть логичной и простой для осознания ребенком. Также, воспитатель должен видеть обратную связь т. е. беседа должна быть реальным диалогом, в котором ребенок принимает участие, а не просто монологом родителя или воспитателя, сложным для восприятия ребенком.
Замечание 2
Используя методику убеждения следует ориентироваться на индивидуальные свойства личности ребенка, его восприятие и развитие мышления.
Методика наказания
Методика наказания не одобряется современным обществом. Но применение этого воспитательного воздействия целесообразно в некоторых случаях. Главное учитывать специфику применения этого подхода. Наказание не должно носить профилактической направленности и относится к поступкам ребенка с истекшим сроком давности.
Наказание должно помочь ребенку осознать неправильность своего поведения и предупредить его повторения. Не допускается применение физической силы при наказании и оскорблений в адрес ребенка.
Источник: spravochnick.ru
МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
методическая разработка
В течение дошкольного детства ребенок должен усвоить определенный объем знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
В течение дошкольного детства ребенок должен усвоить определенный объем знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников. Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало.
Воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подогнать» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов.
Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является ее наглядно—действенный и наглядно—образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающих познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребенка. В связи с этим знания ребенка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщенные, не связанные между собой.
Знания, умения, навыки и привычки довольно тесно переплетены между собой; порой не всегда удается однозначно отнести то или иное качество человека к одной из этих четырех категорий.
Как соотносятся между собой эти четыре понятия: знания, умения, навыки и привычки? Лучше всего начать с рассмотрения примера. Предположим, один гражданин решил стать автолюбителем. Для этого он сначала решил получить права. Первым делом он получил знания: изучил теорию вождения, правила дорожного движения, почитал разные полезные и не очень статьи в интернете.
Затем постепенно у него стали формироваться умения, гражданин, например, научился заводить машину и трогаться с места, выполнять некоторые маневры и т.д. Постепенно, по мере увеличения опыта, умения стали преобразовываться в навыки: гражданин стал заводить машину и выполнять маневры так, что в значительно меньшей степени сознательно контролировал эти процессы, многие вещи он стал делать уже на полном «автомате». Таким образом, умения, отточенные в практике, стали превращаться (компилироваться) в навыки. Когда автолюбитель только начинал водить машину, книжные знания постепенно переходили из разряда теории в разряд практики. Со временем уже все книжные знания нашли свою проверку в действительности, были найдены наиболее оптимальные (или близкие к этому) способы выполнения тех или иных операций.
Основное отличие навыков от умений — в том, что владение навыком подразумевает совершенное или просто хорошо отточенное выполнение тех или иных действий. Можно иметь навык стрельбы из винтовки или же навык езды по гололеду, но нельзя иметь навык управления государством или же навык писания монографий.
В каком-то смысле знания — это тоже умения, тоже навыки. Только эти умения и навыки касаются вербальной и вообще мыслительной деятельности человека. Основное отличие знаний от умений и навыков в том, что конкретные знания человека о том или ином объекте, явлении — это место этого объекта или явления в картине мира человека.
Любое новое знание человека нельзя уподоблять новому файлу на жестком диске компьютера. Любое новое знание — это изменившаяся картина мира человека. Если картина мира не меняется, то это умение или навык.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
— содержания образовательной деятельности;
— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;
— формы организации деятельности (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;
— оснащенности педагогического процесса;
Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Источник: nsportal.ru