Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) — выходец из старинной дворянской зажиточной семьи. Он получил хорошее домашнее образование, изучал основные европейские языки, латынь и греческий.
В 1822 году Хомяков сдал экзамен в Московском университете на соискание ученой степени кандидата математических наук, после чего началась его военная служба. Он встречался с участниками движения декабристов, но не разделял их политических взглядов, выступал против «военной революции». Взяв отпуск на неопределенный срок, он совершил поездку за границу, затем снова поступил на военную службу и участвовал в боевых действиях против Турции. В 1829 году Хомяков окончательно вышел на пенсию.
Хомяков был исключительно одаренным человеком, а именно:
- поэтом,
- философом,
- теологом,
- историком,
- изобретателем паровой машины, запатентованной в Англии,
- знатоком народной медицины,
- геологом,
- астрономом,
- охотником.
Сдай на права пока
Что такое русская философия? Очень кратко
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Идеи Хомякова были собраны в восьми томах его сочинений, которые подтверждали широту его интересов. Хомяков внес огромный вклад в развитие славянофильского учения, в том числе в обоснование своих философских позиций. Славянофильские взгляды Хомякова сформировались в середине 1930-х годов и нашли отражение в основном в его стихах, а в конце 1930-х — начале 1940-х годов – в его прозе.
Среди идеологических источников славянофильства Хомякова можно прежде всего выделить идеологические идеи восточного христианства, выражающие тенденцию к онтологизации истины, исходя из того, что истина может оставаться только в области теории. Другим идейным источником взглядов Хомякова была классическая немецкая философия, особенно труды Шеллинга и Гегеля. Серьезное влияние на него оказали западные богословские идеи, в частности учение французских традиционалистов.
Хомяков отмечал, что в России нет оригинальной собственной философии. Развитие философии на русской почве общего приобщения к человеческим знаниям может идти, по мнению философа, двумя путями:
«Родоначальники славянофильства А. Хомяков, И. Киреевский»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
- первый – «рабское подражание» западным школам, которое априори не может привести к положительному результату;
- второй путь связан с созданием собственной оригинальной философии и науки, требующей собственной духовной работы.
Замечание 1
Хомяков формально не принадлежал ни к одной из философских школ. Он не признавал материализм, но он также не принимал полностью существующие формы идеализма.
Исходной предпосылкой его философского анализа окружающей действительности являлось утверждение, что «мир представляется разуму как субстанция в пространстве и как сила во времени».
Основные этапы развития русской философии. Кратко
Россия, в отличие от Запада, полагал Хомяков, развивается органично, что проявляется в следующих основных моментах:
- завоевание лежит в основе европейских государств, они «искусственные создания», а русская земля «не строилась, а росла»;
- на Западе превалирует «дух индивидуализма», а Россия построена на христианской общинной основе;
- европейская цивилизация отдает приоритет «материальной стихии», стремлению к материальному благополучию, а в российском обществе основную роль играют духовные ценности.
Хомяков выступал противником николаевской бюрократии, онсчитал необходимым отменить крепостное право, критиковал чрезмерную духовную цензуру, призывал к терпимости. Идеи Хомякова способствовали росту национального самосознания, активному развитию русской культуры и философии, в частности. Идеологическое наследие Хомякова оказало существенное влияние на национальную духовную традицию и взгляды не только религиозно ориентированных людей, но и на взгляды А. И. Герцена и др. Многие идеи Хомякова послужили основой для создания оригинального русского православного богословия.
И. В. Киреевский
Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) родился в высокообразованной дворянской семье, получил прекрасное домашнее образование. Среди его наставников был известный поэт В.А. Жуковский. В 1822 году семья Киреевских переехала в Москву, юноша посещал занятия в Московском университете, занимался самообразованием, затем началась его служба в главном московском архиве заграничного училища. Там произошло его сближение с так называемыми «молодыми архивариусами»:
- Д.В. Веневитиновым,
- А.И. Кошелевым,
- С.П. Шевыревым и др.
Они составляли костяк «Общества мудрости». Восстание декабристов оказало невероятное влияние на Киреевского и его друзей, хотя революция была для него неприемлема. Формирование взглядов Киреевского было довольно сложным и длительным процессом.
Он рано ознакомился с идеями немецкой философии, главным образом с работами Шеллинга, в меньшей степени Гегеля, в то же время его знания отечественной духовной традиции были явно недостаточными. Под влиянием трудов монахов Оптиной пустыни и сочинений отцов церкви, философ обратился к славянофильским принципам. В 40-50-е гг. он становится одним из главных идеологов славянофильства.
Киреевский, как и Хомяков, не создал целостной философской системы, но, несмотря на это, в славянофильском кругу именно его считали знатоком в области философии. Основными философскими трудами мыслителя являются статьи:
- «О природе просвещения Европы и его отношении к просвещению России» (1852 г.),
- «О необходимости и возможности новых принципов философии» (1856 г.).
Киреевский намеревался продолжить свои исследования, чтобы более детально обосновать принципы новой философии, но его безвременная кончина не позволила ему сделать это.
Анализируя основы, на которых базировалось просвещение Западной Европы и России, Киреевский пришел к выводу об их принципиальных различиях, связанных с:
- этническими различиями между восточными славянами и западноевропейцами и способами формирования их государств;
- различными формами проникновения христианства в эти народы.
В России главным фактором религиозности является преобразование внутреннего состояния души, ведущее к новой духовной жизни. Христианство пронизывает жизнь русского человека, его убеждения, становится его истинным смыслом жизни, и потому в его душе преобладает не внешняя истина, а сущностная справедливость, не материальная выгода, а нравственные требования. Так, в западном христианстве, по мнению Киреевского, принадлежность к церкви, поведение человека оценивается с формальной точки зрения, по внешним критериям, а православие осмысленно рассматривает церковь и человека.
Осуждая индивидуализм, Киреевский был убежден, что личностное разделение разрушает единство общества, на первый план выходят корыстные и утилитарные интересы людей. Как и Хомяков, Киреевский внес колоссальный вклад в развитие идей славянофильства.
Источник: spravochnick.ru
Каковы основные черты программы развития русской философии и в киреевского кратко
В развитии русской религиозно-философской мысли славянофилам принадлежит очень заметное место. И среди них Иван Васильевич Киреевский (1806-56) является одной из самых интересных личностей. Если Хомяков был богословом, а К. Аксаков — историком в славянофильской семье, то И.В. Киреевскому принадлежит место философа.
Он не только был философом по призванию, но он также был первым русским философом, стремившимся разрешить главнейшую проблему человеческого духа —отношение веры и знания, разрешить притом в духе православия и в связи с особенностями русского национального духа. На путях разрешения этих вопросов Киреевскому пришлось коснуться многих интересных проблем религиозно-философского и культурно-исторического характера.
До настоящего времени мы не имели ни подробно разработанной биографии (1), ни сводки миросозерцания Киреевского. В настоящей статье мы не имеем возможности подробно остановиться на подробностях очень интересной жизни нашего славянофила. Однако кратко охарактеризовать ту культурную обстановку, в которой жил Киреевский, мы считаем необходимым, так как это объяснит нам некоторые особенности его религиозно-философской системы. Она осталась незаконченной: вся сознательная жизнь Киреевского совпала с Николаевской эпохой, не дававшей возможности культивировать философские искания не только в среде русского общества, но даже и в замкнутом кругу друзей. Это все угасало порыв духа, останавливая мысль на полпути. Жизнь и верования Киреевского попали в шоры этой эпохи: многое осталось незакончен-
1) Попытка подробно разработать биографию и мировоззрение Киреевского сделана нами в книге о нем, которая полагается к напечатанию на немецком языке.
ным внешне и нерешенным внутренне. Но и в таком виде взгляды Киреевского заслуживают внимания.
Но не все это играло главную роль для слагавшегося верования Киреевского. Его личная жизнь, личные духовные переживания дадут отпечаток его философским взглядам, стремлению сочетать веру и знание, создать в душе человека единый мир, державно управляемый сердцем, питающимся религиозными переживаниями и через любовь познающего Бога.
В 1834 году Киреевский женился на Наталии Петровне Арбеневой. Ее облик можно нарисовать очень кратко: она была духовной дочерью Св. Серафима Саровского. Брак с ней для
Его жизнь кончилась 11-го июня 1856 года; он скончался от холеры в Петербурге. Последнее упокоение нашел
Весь ход западной культуры, (а для Киреевского ход и развитие истории Европы в развитии и внутреннем содержании ее культуры), приведший к иссяканию живых сил духа на Западе, было поступательное усиливающееся развитие рационализма от дней Рима до его современника Маркса. Это было обусловлено тем отчуждением религии и философии, веры и знания, которое господствовало на Западе и расщепило духовную целостность тамошнего человека и культуры.
Три начала, сковавшие развитие Европы, «Римская Церковь, древнеримский мир и возникшая из насилия завое-
Такой представлялась Киреевскому западная культура и главный ее внутренний импульс европейская философия, когда он закрыл глаза. Не все его суждения бесспорны. Характерной особенностью Киреевского, как мыслителя, было преобладание синтеза над аналитическим методом. Часто объективную критику историка заменяет пафос веры философа-мистика.
Проблемы разрешаются психологически, исторические события подвергаются нравственной оценке, что большей частью и является решающим. Однако, при всем этом, у Киреевского заметна и зоркость наблюдающего глаза, и оригинальность мысли и определений. И когда мы обращаемся к рассмотрению положительной стороны его учения, то эти качества снова бросаются нам в глаза, но только к ним присоединяется еще более подкупающая вера в правоту своего учения, в истину религиозного знания.
жизнь: с другой стороны и личность влияет на них чрез свое развитие.
Киреевский рассматривает три главнейшие фактора человеческой жизни: Церковь, Государственность и Народность. Они действуют на личность, и личность сама действует в них.
Религиозный философ, литературный критик, публицист, один из главных теоретиков славянофильства.
Биография
Сын орловского помещика Василия Ивановича Киреевского и Авдотьи Петровны, урождённой Юшковой.
Учился у Гегеля (в Берлине) и у Шеллинга (в Мюнхене); рассматривал Гегеля как рационалиста и последователя Аристотеля, как последнюю и высочайшую из возможных вершин западной мысли, которой должно быть противопоставлено русское мировоззрение, построенное на чувстве и чистой ортодоксальной вере.
Киреевский – поборник славянофильства и представитель его философии. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса европейского Просвещения. Задачей самобытной русской философии считал переработку передовой философии Запада в духе учений восточной патристики. Труды Киреевского впервые были изданы в 1861 в 2 томах.
Философские идеи
В этой статье Киреевский сформулировал вопросы, на которые он будет отвечать всю свою жизнь. Каждая следующая статья повторяет ее по теме и даже по форме, становясь при этом ступенью на его лествице духовного восхождения, ступенью к пониманию, а в дальнейшем и к прозрению. Тема характера просвещения Европы и его отношения к просвещению России становится его личной темой и темой всего девятнадцатого века. Из нее вытекает и более узкий, но не менее болезненный вопрос: как относиться к реформам Петра I?
Ответы будут в следующих статьях, а здесь только мнение, которое автор высказывает с извинениями, просит не судить его строго. Он говорит, что нам тысяча лет, но в ряду просвещенных государств мы молоды, просвещение не является плодом нашей жизни. Киреевский называет три основных начала, определяющих характер просвещения в Европе и влияющих на ход его развития: христианская религия, характер образования и дух варварских народов, разрушивших Римскую империю и остатки Древнего мира 5 . Эту триаду Киреевский будет использоватьив дальнейших своих работах для сравнения просвещения в Европе и России, но смысл и глубина анализа будут постоянно изменяться.
Киреевский еще не знает, что Россия в глубинах своего духа хранит наследие древнего классического мира, но не в языческом его виде, как принял это наследие Запад, а в преображенном и очищенном Православной Церковью виде. Однако им уже подмечено основное. Именно в различном отношении к античности и к ее философии, по его мнению, следует искать различие в просвещении Европы и России.
По сути, в статье изложен взгляд европейца, который очень хорошо знает Европу и любит ее, знаком с историей России, но совсем ее не знает и не успел ее полюбить.
Киреевский Иван Васильевич
«Любовь к образованности европейской, равно как любовь к нашей, обе совпадают в последней точке своего развития в одну любовь, в одно стремление к живому, полному, всечеловеческому и истинно христианскому просвещению»
Киреевский Иван Васильевич
__________
Иван Васильевич Киреевский родился 3 апреля 1806 г. в Москве. Он принадлежал к одному из самых старинных родов белевских и козельских дворян. Отец его, Василий Иванович Киреевский, служил в гвардии и вышел в отставку секунд-майором; женат он был на Авдотье Петровне Юшковой. После смерти отца семья переехала в Долбино. Здесь прошли детские годы Киреевского и его брата. Село Долбино было далеко кругом известно своею старинною церковью и находившеюся в ней местно чтимою чудотворною иконою Успения Божией Матери, и братья Киреевские в самом раннем детстве могли видеть воочию живые проявления цельной народной веры и глубокого благочестия…
Почти одновременно с Киреевскими в Долбино приехал и поселился там Жуковский, бывший в родстве с Авдотьей Петровной Киреевской, воспитанный вместе с нею и связанный с нею с детства нежною дружбою. Поэт прожил в Долбине с Киреевскими два года с лишком, и близость его не могла остаться бесследною для юного Ивана Киреевского.
Уже в 1813 году семилетним мальчиком Киреевский обращал на себя внимание пленных французских офицеров мастерскою игрою в шахматы. Десяти — двенадцати лет он был уже довольно хорошо знаком с лучшими произведениями русской литературы, языками французским и немецким и их литературами; также рано он перечел множество исторических сочинений и выучился математике; мальчиком тринадцати — четырнадцати лет он читал Локка и Гельвеция. В 1817 году А. П. Киреевская вышла во второй раз замуж за своего внучатного брата Алексея Андреевича Елагина Елагин, бывший сначала почитателем Канта, в 1818 году познакомился с сочинениями Шеллинга и, увлекшись этим философом, занялся в долбинском затишье изучением и переводом некоторых из его сочинений на русский язык; по вечерам возникали беседы и споры философского характера, и в них светлый ум и врожденные философские способности Киреевского находили самые благоприятные условия для своего развития и обнаружения.
В 1822 г., когда Елагины для дальнейшего образования детей переселились из Долбина в Москву, Киреевский явился в кругу своих сверстников уже основательно знакомым со многими положениями тогдашней немецкой философии. В Москве Киреевский стал учиться латинскому и греческому языкам и выучился им настолько, чтобы сдать так называемый комитетский экзамен; впоследствии он изучил древние языки более и основательно мог читать в подлиннике древних классиков и творения Св. Отцов. В Москве он учился еще английскому языку, брал уроки у Снегирева, Мерзлякова, Цветаева, Чумакова и других профессоров Московского университета и слушал публичные лекции по философии профессора Павлова.
В 1824 году, слав комитетский экзамен, Киреевский поступил на службу в Московский Главный Архив Иностранной Коллегии, но ненадолго. Товарищами его по службе в архиве были братья Веневитиновы (Д. В. и А. В.), Шевырев, Кошелев и др. К ним примкнули Баратынский, Языков, Погодин, Максимович.
Все это были молодые люди, одушевленные живыми литературными интересами и большею частию увлекавшиеся современною немецкою философиею. Киреевский готовился посвятить себя литературе с живою верою в свое призвание.
В 1830 году Киреевский вместе с братом Петром едет в Германию. В Берлине он слушает лекции Гегеля, в Мюнхене — Шеллинга. Вернувшись в Россию, Иван Васильевич в 1832 году начинает издание журнала «Европеец», который был запрещен Николаем I за статью Киреевского «Девятнадцатый век», где усматривались требования конституции для России.
В 1834 году Киреевский женился на Наталии Петровне Арбеневой. Вскоре после свадьбы он познакомился с схимником Новоспасского монастыря, Филаретом, который успел внушить ему глубокое уважение к себе и беседы которого он очень полюбил; это тоже оставило свой след на образе мыслей Киреевского.
В 1839 г. Киреевский был сделан почетным смотрителем Белевского уездного училища. В этом звании им была написана в 1840 г. и подана тогдашнему попечителю московского учебного округа графу Строганову записка: «О направлении и методах первоначального образования народа». В сороковых годах Киреевский искал кафедры философии в Московском университете, которая была тогда свободною, и по этому поводу им была составлена и представлена графу Строганову записка о преподавании логики, но намерению его не пришлось осуществиться, так как его, по-видимому, как это ни странно, все еще продолжали считать неблагонадежным и опасным со времени запрещения «Европейца».
1846 год был для Киреевского, по его собственным словам, одним из самых тяжелых в жизни. Один за другим скончались в это время Дм. А. Валуев, А. И. Тургенев, А. А. Елагин, H. M. Языков, все люди близкие и дорогие Киреевскому; наконец. в тот же год он потерял дочь. В литературной деятельности Киреевского произошел перерыв: в течение семи лет он не печатал ничего.
В начале 1852 года Кошелевым, под редакцию И. С. Аксакова, был издан «Московский сборник», и в первой книге его Киреевский напечатал в виде письма к гр. Е. Е. Комаровскому свою самую известную статью «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России». Эта статья не понравилась властям и выпуск журнала были прекращен.
В 1856 году, с наступлением некоторого улучшения в положении печати, в Москве стал выходить трехмесячный журнал «Русская Беседа», под редакциею Кошелева и при участии других московских друзей Киреевского. Во 2-й книге этого журнала, вышедшей в июне месяце, была напечатана другая известная статья Киреевского «О необходимости и возможности новых начал для философии».
Весной 1856 года Киреевский поехал в Петербург для свидания с сыном, оканчивавшим курс в лицее; 10 июня он заболел там холерою и на другой день скончался на руках сына и двух друзей своей молодости — гр. Комаровского и А. В. Веневитинова. Тело было предано земле в Оптиной пустыни.
Личные качества Киреевского высоко ценились всеми знавшими его. Его любили и уважали не только люди одного с ним образа мыслей, но и различных с ним взглядов: может быть, ни с кем из славянофилов западники не поддерживали таких хороших отношений, как с И. В. Киреевским. По словам видавших его, Киреевский поражал необыкновенным изяществом речи, удивительною глубиною мысли и обширностью многосторонних познаний и вообще производил сильное впечатление своею личностью. А.С. Хомяков писал о нем:
«Сердце, исполненное нежности и любви, говорит о нем близко знавший его Хомяков, ум, обогащенный всем просвещением современной нам эпохи, прозрачная чистота кроткой и беззлобной души, какая то особенная мягкость чувства, дававшая особенную прелесть разговору; горячее стремление к истине, необычайная тонкость диалектики в споре, сопряженная с самою добро-совестною уступчивостью, когда противник был прав, и с какою то нежною пощадою, когда слабость противника была явною, тихая веселость, всегда готовая на безобидную шутку, врожденное отвращение от всего грубого и оскорбительного в жизни, в выражении мысли или в отношениях к другим людям; верность и преданность в дружбе, готовность всегда прощать врагам и мириться с ними искренно, глубокая ненависть к пороку и крайнее снисхождение в суде о порочных людях; наконец, безукоризненное благородство, не только не допускавшее ни пятна, ни подозрения на себя, но искренно страдавшее от всякого неблагородства, замеченного в других людях: таковы были редкие и неоцененные качества, по которым И. В. Киреевский был любезен всем, сколько-нибудь знавшим его, и бесконечно дорог своим друзьям»
Источник: shchedrovitskiy.com