Основные черты лютеровской церковно реформационной программы возникновение лютеранской церкви

ЛЮТЕРАНЕ, протестантская конфессия, руководствующаяся вероучительными и организационными принципами, провозглашенными Мартином Лютером в 16 в. Лютеранство – старейшая и крупнейшая ветвь протестантизма. Свое происхождение оно непосредственно возводит к инициатору протестантской Реформации. В 17 в. название Евангелическая лютеранская церковь приобрело полуофициальный характер, а члены ее стали называться просто лютеранами. В настоящее время во всем мире насчитывается более 70 млн. лютеран, большинство из которых живет в США, Канаде, скандинавских странах и Германии.
См. также ПРОТЕСТАНТИЗМ.

Учение.

Также по теме:
РЕФОРМАЦИЯ

Лютеране подчеркивают непрерывность развития христианства и убеждены, что в Реформации не создана новая церковь, а восстановлена древняя. Реформы предпринимались в тех областях, где – по мнению реформаторов – средневековые учения отклонялись от Библии и где религиозная практика и церковные институты противоречили свидетельству Писания. Последователи Лютера утверждали, что в вопросах веры каждый человек отвечает только перед Богом, и заменили традиционное церковное учение о спасении доктриной об оправдании только верой. Эти положения сохранили свое фундаментальное значение в лютеранском вероисповедании, они в значительной мере повлияли на развитие вероучения и этики лютеранства.

НАЧАЛО протестантизма. Учение МАРТИНА Лютера. ИНДУЛЬГЕНЦИЯ. Реформы церкви. «История церкви»

Согласно общему определению, оправдание означает, что Бог принимает грешника как свое чадо и наследника вечной жизни. Лютеране верят, что вся инициатива в этом акте примирения человека с Богом принадлежит Богу.

Поэтому, в соответствии с лютеранским учением, оправдание заключается в принятии Богом грешника, в создании им нового отношения между собой и целостной личностью человека. Прощение грехов и избавление от вечного наказания за него не достигается путем совершения церковных обрядов; спасение не зависит и от собственных усилий человека. Оправдание – не награда за исполнение Закона, но дар Бога, предложенный в жертве Христа на кресте и обретаемый в вере. Человек даже не участвует в приготовлении к получению этой благодати, поскольку вера в человеке создается только по выбору и действием Святого Духа.

Как и католики, лютеране верят в существование Троицы, наличие двух природ в Христе, воскресение, Страшный суд и жизнь после смерти. Многое в лютеранском вероучении восходит к Апостольскому, Никейскому и Афанасьевскому символам веры.
См. также СИМВОЛ ВЕРЫ.

Лютеране признают таинство евхаристии и верят, что Тело и Кровь Христа присутствуют в таинстве. Хотя хлеб и вино сохраняются в своем виде, причастник принимает Христа в божественной и человеческой природах. Лютеране признают и еще одно таинство – крещение, которое обычно осуществляется в младенческом возрасте. Оба таинства рассматриваются как средства благодати, а не как символы или воспоминания.

Вероучительные тексты.

Лютеране верят, что Библия представляет собой слово Бога и единственную безошибочную норму для веры и религиозной жизни. Большинство из них признает Книгу согласия (Konkordienbuch, 1580) в качестве истинного изложения учения Библии и главного вероучительного авторитета лютеранской церкви. Этот сборник вероисповедных документов содержит оба лютеровских катехизиса (Большой и Малый катехизисы, Großes und Kleines Katechismen, 1529); Аугсбургское исповедание (Augsburgische Konfession, 1530) и Апологию Аугсбургского исповедания (Apologie der Konfession, 1531) немецкого теолога Филиппа Меланхтона; Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры; Шмалькальденские статьи (Schmalkaldische Artikel, 1537); и Формулу согласия (Konkordienformel, 1577).

Реформация в Германии. Мартин Лютер (Кратко) — ЛИМБ 21

Лютеране считают, что вероисповедные тексты, собранные в Книге согласия, хотя и согласуются с Писанием, все же находятся на ином уровне. В соответствии с Формулой согласия, исповедания веры суть «просто свидетельства и изложения веры, передающие, каким образом в различные времена понималось и истолковывалось Священное Писание в церквах Божиих теми, кто тогда жил». Библия, с другой стороны, есть «единственный судья, правило и норма, в соответствии с которым следует. судить обо всех учениях». Таким образом проводится разграничение между Преданием, которое касается Христа и его деятельности как Спасителя, о чем свидетельствуют канонические тексты Писания, и другими более поздними преданиями.

Другое разграничение проводится уже в самом Писании, оно касается различия между божественным Законом и Евангелием. Назначение божественного Закона состоит в поддержании гражданского порядка и в том, чтобы человек осознавал свою греховность перед Богом. Евангелие несет благую весть о дарованном прощении грешного человека. По вере лютеран, Закон и Евангелие в совокупности и составляют слово Бога.

Богослужение.

В лютеранских церквах нет установленных литургических форм, обязательных для общественного богослужения. Как говорится в Аугсбургском исповедании: «Для истинного единства христианских церквей достаточно, чтобы единым образом в соответствии с чистым пониманием проповедовалось Евангелие и совершались таинства согласно божественному слову. И нет нужды для истинного единства христианской церкви, чтобы всюду совершались учрежденные людьми единообразные обряды». Вот почему лютеране, опираясь на авторитет Книги согласия, рассматривают богослужение как диалог между Богом и человеком, и в их богослужениях имеется сходство, но не единообразие.

Лютер пересматривал традиционные средневековые религиозные богослужения только там, где они вступали в противоречие с новым пониманием Евангелия. В результате лютеранская литургия сохранила множество католических обрядов и ритуалов. Общая структура римской мессы не была затронута, хотя латинский текст заменен текстом на местном языке и были добавлены оригинальные гимны – протестантские хоралы. Введенное Лютером, который сам сочинил множество церковных песнопений, пение хоралов и активное участие общины в литургии являются отличительной чертой лютеранского богослужения. Обычно в лютеранских церквах имеется алтарь и кафедра для проповеди, используются традиционная церковная одежда и утварь – облачения, распятия, свечи.

Церковное устройство.

Лютеране не отдают предпочтения той или иной организационной форме как установленной Богом или обязательной для церкви. Всюду, где проповедуется Евангелие и совершаются таинства, люди приходят к вере и получают оправдание перед Богом. Церковь существует там, где люди слышат слово Бога и отвечают на него в вере.

Так, лютеранская церковь была свободна в выборе тех организационных форм, которые она считала отвечающим нуждам времени и места. В некоторых странах, например в Швеции, сохранилась епископальная форма управления церковью. Во многих частях Германии князь или другой государь назначал консисторию, состоявшую из клириков и правоведов, для управления всеми общинами на данной территории. Время от времени вносились организационные изменения, чтобы удовлетворить новые потребности или обеспечить более эффективную деятельность церкви.

В Северной Америке оправдала себя комбинация конгрегациональной и пресвитерианской структур, когда автономия местных общин (конгрегаций) уравновешивалась властью синода. Каждая местная община управлялась церковным собором, состоявшем из чиновников-мирян и пастора, избираемых общиной. Общины могли объединяться в синоды, территориальные участки или конференции, они представлены на ежегодных собраниях своими пасторами и выбранными представителями из мирян. Синоды объединяются в более крупные структуры – в масштабах государства или международные и обычно носят название церкви.

Лютеране подчеркивают всеобщее священство всех верующих. Пасторы отличаются от мирян только по тем функциям, которые они исполняют в церкви. Согласно лютеранскому вероучению, они не обладают никакими особыми отличительными признаками или властью, подобными тем, что характеризуют священников Римско-католической церкви. Ординация (посвящение в сан), которая происходит на ежегодных собраниях синода, рассматривается просто как публичное утверждение в должности, связанной с христианской проповедью, религиозным обучением и совершением таинств. Поэтому говорят, что пастор – это должность, а не сан.

История.

О том, как родилось «лютеранство» см. также ЛЮТЕР, МАРТИН; РЕФОРМАЦИЯ. Возникнув в маленьком городке Виттенберге, где сосредоточилась группа критически настроенных монахов, лютеранское движение стремительно распространилось по всей Германии, охватив примерно две трети ее территории.

Вскоре его влиянием была охвачена Северная Европа, и, наконец, в Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии возникли государственные протестантские церкви. Большинство населения Латвии и Эстонии также приобщилось к лютеранской вере, тогда как в других странах (Чехия, Венгрия, Польша) возникли лютеранские меньшинства. Когда в 17 в. европейцы проникли в западное полушарие, лютеранские поселения в Северной Америке появились практически сразу. Географическая экспансия лютеранства продолжалась и в 18 в.: лютеранские миссии были созданы в Индии, Китае, Африке и других удаленных от Европы регионах. В 1600, по оценкам, в мире насчитывалось около 15 млн. лютеран, а к 1975 их число увеличилось почти в 5 раз.

Развитие лютеранской идеологии.

Начиная с эпохи Реформации, сменявшие друг друга идейные направления влияли на лютеранство во всех странах. Примерно с 1580 по 1675 в лютеранской церкви возрождалась схоластика, и под ее влиянием возобладал рассудочный подход к христианской вере. Церковь воспринималась как учебное заведение, в котором обучают правоверию. Теологи стремились точно сформулировать ортодоксальные истины и энергично боролись с противоположными взглядами.

К концу 17 в. схоластическая протестантская ортодоксия была вытеснена пиетизмом, создавшим совершенно иной духовный климат. Правая вера представлялась теперь менее важной, чем правое чувство. Религии сердца отдавалось предпочтение перед религией разума, а главной заботой стало культивирование личного благочестия.

Читайте также:
Сколько лет джону уоррену из программы поедем поедим

Лютеране в Северной Америке.

Лютеране были среди первых поселенцев в североамериканских колониях. В 1619 в одном из поселений в Гудзоновом заливе было проведено лютеранское рождественское богослужение, и вскоре лютеранские общины распространились по всему атлантическому побережью.

Число их резко увеличилось в период с 1830 по 1914 за счет иммигрантов из Германии, Норвегии, Швеции, Дании и Финляндии, а в 20 в. Атлантику пересекли лютеране из Восточной Европы и прибалтийских стран. Национальные и языковые различия не могли не привести к тому, что каждая группа лютеран организовывала свои собственные общины и синоды.

Религиозная свобода, характерная для Северной Америки, допускала дальнейшее деление даже внутри этнических групп иммигрантов. В результате с 17 в. возникло около 100 отдельных и независимых лютеранских объединений. К концу Первой мировой войны большинство языковых и культурных различий, разделявших лютеран, исчезли.

В длинной череде слияний, которые начались в 1917 и продолжаются до настоящего времени, число отдельных объединений уменьшилось и возникли две основных лютеранских церкви. Это Евангелическая лютеранская церковь в Америке (более 5 млн. членов), образовавшаяся в 1988 в результате слияния Лютеранской церкви в Америке с Американской лютеранской церковью, и Лютеранская церковь – Миссурийский синод (более 2,6 млн. членов). Остальные небольшие лютеранские церкви охватывают не более 5 % лютеран в Северной Америке.

Межконфессиональное сотрудничество и кооперация внутри лютеранских церквей.

Большинство лютеранских объединений во всем мире входит во Всемирную лютеранскую федерацию, образованную в 1947 для исследования лютеранства и координации общей деятельности на международной основе. Многие лютеранские церкви являются членами Всемирного совета церквей, межконфессиональной группы, объединяющей вероисповедания различных стран. В 1967 сформирован Лютеранский совет в США, организация, призванная координировать деятельность лютеран в США и заменившая Национальный лютеранский совет (возникший в 1918). Лютеране в США также входят в межконфессиональное объединение Национальный совет церквей Христа в США. Если Миссурийский синод не проявляет готовности вступить во Всемирную лютеранскую федерацию или другие межконфессиональные объединения, то все три крупные лютеранские церкви участвовали в теологических собеседованиях с представителями других христианских вероисповеданий.

Также по теме:
Литература:

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Зассе Г. На том стоим: Кто такие лютеране. СПб, 1994
Христианство: Словарь. М., 1994
Очерки истории западного протестантизма. М., 1995
Лютеранская церковь в Советской России (1918–1950 гг.): Документы и материалы. М., 1997
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998

Источник: www.krugosvet.ru

ЛЮТЕРАНСТВО

Традиционной датой начала Реформации в Европе считается 31 октября 1517 года, когда Лютер, католический монах-августинец и профессор Виттенбергского университета, вывесил на дверях церкви всех святых в Виттенберге свои 95 тезисов против злоупотреблений индульгенциями. Католической доктрине, согласно которой для спасения души в числе другого требовалось совершение благочестивых дел, Лютер противопоставил учение о спасении только верой (лат. sola fide).

Никто из грешных людей, согласно Лютеру, не в состоянии выполнить все заповеди, данные Богом, никакие труды не способны искупить человеческие грехи. Их искупил Сам Иисус Христос через мученическую смерть на Голгофе.

Тем самым стало возможно оправдание грешных людей перед Богом: отныне человек, искренне верующий в Троицу и, в частности, во Христа как своего Искупителя, получает оправдание, а с ним и вечное спасение. Преследования Лютера со стороны Римско-католической церкви, обвинение его в ереси вызвали сочувствие оппозиционных папству сил и спровоцировали движение за реформу Римско-католической церкви. Оказавшись перед необходимостью обосновать свою позицию, Лютер подверг пересмотру многие положения средневекового католицизма, не находившие, по его мнению, обоснования в Библии. Фактически был провозглашён приоритет Священного Писания над Священным Преданием и отвергнута посредническая роль Церкви в деле спасения.

Несмотря на сопротивление церковных властей, сторонников Реформации взяли под свою защиту правители Саксонии, Гессена, Бранденбурга и других германских государств, где церковные структуры перешли из канонического подчинения Риму под контроль светских властей. Программа реформационных преобразований была изложена в Аугсбургском исповедании, представленном 25 июня 1530 года императору Священной Римской империи Карлу V. Многолетняя ожесточённая борьба между немецкими князьями, принявшими лютеранство, и князьями, сохранившими верность католицизму, завершилась в 1555 году Аугсбургским религиозным миром, дававшим право каждому правителю по своему усмотрению выбирать католичество или лютеранство как обязательную для его подданных веру («чья власть, того и вера»).

Поскольку в германских государствах католические епископы к Реформации не примкнули, лютеранские церкви там возглавили клирики, не имевшие апостольского преемства. Их административные должности (суперинтендант, епископ и др.) не рассматриваются как сан. В 1527 году лютеранская Реформация началась в Швеции (и подвластной ей Финляндии), в 1536 — в Дании, Норвегии и Исландии. Бóльшая часть католических епископов в этих странах перешла в лютеранство, сохранив титул, поэтому современные лютеранские скандинавские епископы претендуют на обладание епископским саном и апостольским преемством. В результате в лютеранство произошло разделение на две основные традиции — германскую и скандинавскую.

Ещё при жизни Лютера и особенно после его смерти среди его последователей возникли разногласия. В 1577 году около 8000 пасторов подписали Формулу согласия, где было изложено нормативное вероучение по спорным вопросам. Она была включена в сборник лютеранских вероисповедных документов — Книгу согласия, впервые изданную в Дрездене в 1580 году. Кроме Аугсбургского исповедания и Формулы согласия, в неё вошли Апостольский, Никейский (с Filioque) и Афанасиев символы веры, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы (с приложенным трактатом «О власти и первенстве папы»), «Большой катехизис» и «Малый катехизис» Лютера. Книга согласия остаётся официальным вероучительным стандартом большинства лютеранских церквей.

На протяжении XVII века на основе аристотелианской философии, догматики Книги согласия и не противоречащих лютеранству святоотеческих и католических учений сформировалась «лютеранская ортодоксия», или «лютеранская схоластика». Чрезмерная сосредоточенность на тонкостях догматики вызвала протест поборников социального служения и «живого религиозного чувства», приведший к возникновению пиетизма.

В конце XVII — XVIII веков ортодоксальное лютеранство подверглось влиянию рационализма (Х. фон Вольф, И. Кант). В XIX веке самым значительным явлением в лютеранстве и в протестантизме в целом стало появление историко-критического метода исследования Священного Писания, который вместе с достижениями естественных наук и философских исследований дал толчок к возникновению либерального богословия, т. е. переосмыслению в свете современных знаний традиционных догматических представлений. Большое влияние на становление либерального богословия оказали идеи Ф. Шлейермахера, исследования Нового Завета Ф. К. Баура и Д. Ф. Штрауса. Классические представители немецкого либерального богословия — А. фон Гарнак, А. Ричль, Э. Трёльч. В той или иной форме либеральные течения сохраняются в современном лютеранстве.

В Пруссии в 1817 году король Фридрих Вильгельм III объединил лютеран и реформатов в единую Евангелическую церковь (Прусская уния), в которой было принято кальвинистское учение о Евхаристии. Эта мера вызвала сильную оппозицию, многие лютеранские приходы Пруссии не приняли унию.

Король Фридрих Вильгельм IV узаконил независимое существование этих приходов, получивших название «свободные церкви», или «старые лютеране». В 1930-х годах в протестантских церквах Германии сторонники национал-социализма активно поддерживали движение «немецких христиан», которые следовали арийской расовой теории, почитали А. Гитлера как ниспосланного немецкому народу мессию и стремились «очистить» христианство от «еврейского компонента», т. е. фактически от Ветхого Завета.

В 1933 году была учреждена т. н. Германская евангелическая церковь во главе с доверенным лицом Гитлера пастором Л. Мюллером. Противники этой политики — как лютеране, так и реформаты, и приверженцы Прусской унии — в июле 1933 года учредили конфедеративную Исповедническую церковь (Bekenntniskirche) во главе с лютеранским пастором М. Нимёллером. 31 мая 1934 года она приняла Барменскую декларацию, в которой осуждались нацистские теории и мессианство Гитлера. Исповедническая церковь подвергалась преследованиям, хотя формально так и не была запрещена. После II мировой войны в Германии в основном восстановилось прежнее церковное устройство: протестантские церкви действуют в пределах отдельных земель, их статус определяется земельными законами.

С XVII века лютеране стали эмигрировать в Северную Америку, организуя там приходы и синоды по этническому принципу (в большинстве случаев в русле германской традиции). К середине XX века лютеранство в США разделилось на либеральное крыло, организованное в Евангелическую лютеранскую церковь в Америке (окончательно сформировалась в 1988 году из трёх лютеранских церквей), и лютеран-консерваторов (аналог «старых лютеран» в Германии), образовавших Лютеранскую церковь — Миссурийский синод и Лютеранскую церковь — Висконсинский синод. В США в 1970-х годах переместился центр лютеранских богословских исследований.

Распространению лютеранства способствовала и миссионерская деятельность, однако у лютеран она всегда была менее активной, чем у других протестантов. В XIX веке миссионерством занимались в основном пиетисты (миссионеров готовил университет Галле). Миссионеры работали в Индии, Африке, Ост-Индии и Китае. Особенно эффективной их деятельность оказалась в Индии, Эфиопии, Индонезии, Танзании и Кении, где возникли многочисленные, динамично растущие церкви.

В 1923 году образована Всемирная лютеранская конвенция (ВЛК). После II мировой войны церкви — члены ВЛК сотрудничали в оказании помощи пострадавшим в ходе войны в Европе. В 1947 году ВЛК была преобразована во Всемирную лютеранскую федерацию (ВЛФ). 90% всех лютеран принадлежат к церквам — членам ВЛФ. Общее их число (2008) — свыше 70 млн. человек.

Читайте также:
Перечислите углы на которые можно повернуть фрагмент изображения в программе Microsoft paint

Крупнейшим объединением консервативных лютеран является созданный в 1993 году Международный лютеранский совет, в который входят 30 церквей-членов (2007). Они объединяют около 3,45 млн. человек. В 1993 году была основана Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция, ведущую роль в которой играет Лютеранская церковь — Висконсинский синод. По неофициальному правилу каждая вновь возникшая лютеранская церковь может считаться законной только при условии её признания одним из трёх объединений (ВЛФ, Международный лютеранский совет, Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция). В начале XXI века продолжается рост числа лютеран в Азии, Африке и Латинской Америке, спад — в Европе и Северной Америке.

Многие лютеранские церкви активно участвуют в экуменическом движении, являются членами Всемирного совета церквей. Важное место в жизни лютеранских церквей занимают социальное служение и благотворительность, в т. ч. осуществляемые совместно с представителями других протестантских деноминаций.

Лютеранство в России

Первые лютеране — шведы, финны, немцы, датчане — появились в России в XVI веке (первая кирха была открыта в Москве в 1576 году). Это были главным образом врачи, ремесленники, купцы, военные. Численность лютеран в России росла также в результате присоединения к ней территорий со значительным лютеранским населением.

В результате Северной войны 1700-1721 годов в России появилось лютеранство как скандинавской (финны и шведы Ингерманландии), так и германской (немцы, эстонцы, латыши Эстляндии и Лифляндии) традиций. В 1703 году в Санкт-Петербурге был организован шведско-финский приход Св. Марии, который со временем стал центром лютеранства скандинавской традиции в России и является таковым доныне.

Немецкую традицию усилили переселенцы, приглашённые императрицей Екатериной II в Поволжье и в южные губернии, скандинавскую традицию — присоединение Финляндии (1743, 1808-1809). Лютеранские приходы в России были совершенно независимыми до 1832 года, когда все они (за исключением Великого княжества Финляндского и Царства Польского) были объединены в Евангелическо-лютеранскую церковь в России. Согласно её уставу, главой Церкви являлся российский император. Лютеране — главным образом остзейские немцы — составляли значительную часть политической, военной и культурной элиты Российской империи. В 1914 году в России, не считая Прибалтики, Финляндии и Польши, было не менее 234 лютеранских общин.

В 1919 году от Евангелическо-лютеранской церкви отделились ингерманландские приходы, которые в 1923 году образовали Финскую евангелическо-лютеранскую церковь. В 1920 году немецкая Евангелическо-лютеранская церковь выработала «Временные постановления» о самоуправлении евангелическо-лютеранских общин в России.

В 1924 году её Генеральный синод принял Основной закон, регламентирующий деятельность Церкви, получившей название Евангелическо-лютеранская церковь Советского Союза. В 1937 году большинство финнов-ингерманландцев было выслано из Ленинградской области в Среднюю Азию, Сибирь и Казахстан.

В результате репрессий в 1938 году всякая деятельность лютеранских церковных структур в СССР прекратилась. Однако с присоединением Прибалтики (лето 1940) в пределах СССР оказались лютеранские церкви Эстонии и Латвии. В августе 1941 года власти осуществили насильственную депортацию российских немцев, значительное число которых составляли лютеране.

До 1980-х годов функционировали небольшие немецкие лютеранские общины в местах ссылки, часто не имевшие пасторов и не поддерживавшие контактов с единоверцами за рубежом. В 1980 году советская власть признала существование лютеранских «братских общин» и разрешила создание немецко-лютеранского пробства в составе Евангелическо-лютеранской церкви Латвии.

В 1988 году созван Генеральный синод немецкой лютеранской церкви, на котором учреждена Немецкая евангелическо-лютеранская церковь (НЕЛЦ) СССР. После 1991 года НЕЛЦ стала формально самостоятельной, фактически находясь в зависимости от Евангелическо-лютеранской церкви Германии. В 1994 году она получила наименование Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ). Удаление из её названия определения «немецкая» подчёркивало, что отныне ЕЛЦ ориентируется в своей пасторской деятельности не только на российских немцев.

В конце 1950-х годах большинство финнов-ингерманландцев сумело вернуться в Ленинградскую область. В Нарве и Петрозаводске были созданы приходы Эстонской церкви с богослужением на финском языке. В 1977 году зарегистрирована община в городе Пушкин. С распадом СССР Ингерманландская лютеранская церковь — Церковь Ингрии стала самостоятельной (1 января 1992). С начала 1990-х годов немецкие и финские лютеране стали активно помогать своим единоверцам в России.

Помимо Церкви Ингрии, консервативное лютеранство в России представляет Сибирская евангелическо-лютеранская церковь (СЕЛЦ), приходы которой (в Новосибирске, Барнауле и др.) создавались в составе Эстонской лютеранской церкви. В мае 2003 года СЕЛЦ стала автокефальной.

Особенности вероучения

Основные принципы лютеранства и протестантизма в целом сводятся к трем положениям: исключительный авторитет Священного Писания, поскольку только через Слово Божие человек приходит к вере; достижение спасения личной верой; священство всех верующих (ср. 1 Пет. 2:9) как отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека.

Понимание Пресвятой Троицы, Иисуса Христа как Сына Божия, рождённого от Девы Марии, учение о рае и аде в лютеранстве совпадают с общехристианскими взглядами (католическое учение о чистилище отвергается). В лютеранстве делается акцент на искупительном подвиге Иисуса Христа.

Лютеране придерживаются традиционного для западного христианства учения об исхождении Святого Духа (c Filioque). Лютеранство признаёт учение о предопределении к спасению, но, в отличие от кальвинизма, отвергает предопределение к осуждению.

Полностью отрицается в лютеранской теологии участие свободной воли человека в спасении: спасение — дар Бога, который ничем нельзя заслужить — ни аскезой, ни молитвой, ни добрыми делами, т. е. принимается принцип Божия монергизма (в отличие от православного синергизма — признания соработничества Бога и человека в деле спасения человека). Специфически лютеранским, хотя и восходящим к полемике блж. Августина с Пелагием (см. Пелагианство), является разделение всего содержания Библии на Закон (то, что Бог требует от людей) и Евангелие (то, что Бог обещает людям).

Из таинств признаются крещение и Евхаристия (Вечеря Господня, Таинство алтаря). Аугсбургское исповедание рассматривает исповедь и отпущение грехов как таинство, но ныне большинство лютеран относят исповедь к обрядам.

Крещение обычно совершается над младенцами и воспринимается как «спасительная работа Бога», который через ниспосылаемую Им благодать творит в принимающих крещение спасительную веру. В крещении люди омываются от грехов, отвращаются от смерти и дьявола и получают вечное спасение в дар от Бога.

Крещение обычно совершается обливанием или окроплением, но может производиться и троекратным полным погружением. Согласно лютеранской трактовке Евхаристии, хлеб и вино, становясь истинными Телом и Кровью Христа, вместе с тем сохраняют свою сущность, а не только акциденции (т. о., отвергается учение о пресуществлении).

В отличие от цвинглиан, лютеране категорически отвергают представление о том, что Вечеря Господня имеет только символическое или «воспоминательное» значение. В одних лютеранских церквах Евхаристия совершается почти еженедельно, в других — один раз в 2-3 месяца, в третьих — лишь один раз в году, в Великую пятницу. В отличие от католической практики, в лютеранстве причащение всех верующих происходит Телом и Кровью Христовыми, что было введено ещё Лютером. Конфирмация, ординация (рукоположение), брак и елеосвящение рассматриваются обычно как обряды (количество таинств в лютеранстве не фиксируется).

Пасторы во многих лютеранских церквах избираются и остаются в сане пожизненно. Кандидаты в пасторы должны иметь специальное образование и призвание к служению. В конце XX — начале XXI века в либеральных лютеранских церквах распространилась практика рукоположения в пасторы женщин, а затем — и возведения их в епископское достоинство.

В России единственной протестантской Церковью (помимо методистов), признающей женское священство, является ЕЛЦ. В наиболее либеральных лютеранских сообществах получила распространение практика благословения т. н. однополых браков. В 2005 году после решения Евангелическо-лютеранской церкви Швеции о допустимости таких благословений ряд консервативных пасторов вышли из подчинения архиепископа церкви Швеции; Русская Православная Церковь разорвала все контакты с этой организацией.

В лютеранстве отсутствует единый тип церковной организации: в различных церквах присутствуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы. Главами церквей могут быть архиепископы, епископы, генеральные суперинтенданты или президенты. Делами церквей управляют синоды, в состав которых входят как священнослужители, так и миряне. Каждая Церковь создаёт своё каноническое право, но не считает его единственно верным и толерантно относится к каноническому праву других церквей.

Богослужебная практика

В литургии центральное место отводится Евхаристии (если она совершается в этот день), но важна и проповедь Слова Божия. Поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Священного Писания, строго определённые на каждый день. Значительная часть службы отводится общему хоровому пению. Богослужение совершается на национальных языках.

В соответствии с принципом оправдания только верой отвергаются церковные молитвы за умерших и не признаётся возможность заступничества святых перед Богом. Во время богослужения возжигаются свечи, иногда используется ладан. Пасторы и епископы надевают особые облачения (в скандинавских церквах облачения священнослужителей очень близки к католическим).

В церкви имеется алтарь, одобряется наличие живописных изображений. Поклонение мощам и иконам отвергается. Использование в лютеранской литургии орга́на лежит в основе связанной с лютеранством богатейшей музыкальной традиции (И. С. Бах и др.).

Литература

  • Бецольд Ф. фон. История реформации в Германии. СПб., 1980. Т. 1-2
  • Терентьев Н.Д. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Казань, 1910
  • Grundmann S. Der Lutherische Weltbund; Grundlagen, Herkunft, Aufbau. Köln, 1957
  • Swihart A.K. Luther and the Lutheran Church 1483-1960. N.Y., 1960
  • Bergendoff C. The Church of the Lutheran Reformation. Saint Louis, 1967
  • Bachmann E.T., Bachmann M.B. The United Lutheran Church in America, 1918-1962. Minneapolis, 1997
  • Хемниц М. Ключевые вопросы богословия. Минск, 1999-2003. Т. 1-2
  • Зигберт Б. Немудрое Божие. Место разума в богословии М. Лютера. М., 2000
  • Колб Р. Христианская вера. М., 2000
  • Петренко В.И. Богословие икон: Протестантская точка зрения. СПб., 2000
  • Todd M. Authority vested: a story of identity and change in the Lutheran Church-Missouri Synod. Grand Rapids, 2000
  • Курило О.В. Лютеране в России: XVI-XX вв. М., 2002
  • Сааринен Р. Вера и святость. Лютеранско-православный диалог, 1959-2002 гг. М.; Краснодар, 2003 [1]
Читайте также:
Перечень программ дополнительного образования

Использованные материалы

  • Сперанская Е. С. «Лютеранство» // Большая российская энциклопедия (БРЭ)
  • https://bigenc.ru/religious_studies/text/5299404

Источник: drevo-info.ru

Происхождение и история лютеранства, принципы и последствия

лютеранизм Это религиозное движение и доктрина, распространяемая немецким монахом Мартином Лютером, который возник как ответ на коррупцию, в которую была вовлечена католическая церковь того времени. Вообще говоря, Лютер отстаивал необходимость возвращения к чистоте христианства, устраняя послабления и чрезмерную власть папы римского..

Последователи Лютера также известны как протестанты, в результате диеты Спира, которая произошла в 1529 году. Это состояло из протеста, проведенного лютеранами против желаний императора Карла V поддерживать католический союз в германская империя.

Одним из основных аспектов, подвергнутых критике Лютером в его диссертации, был тот факт, что католическая церковь занималась торговлей индульгенциями, чтобы простить грехи верующих в обмен на пожертвования. Эти деньги использовались, чтобы заплатить за излишки папства, что означает, что они не использовались для общего блага или для помощи бедным.

По словам историков, Лютер был одержим идеей полного унижения человека. Это привело к тому, что немецкий монах считал, что человек не способен интуитивно понимать законы Бога. Следовательно, взгляды Лютера на людей ближе к принципу Августина о природе падшего человека..

Для Лютера разумные силы человека плотские и абсурдные; ни одна из человеческих способностей не может приблизиться к Богу. Это мнение явно отличается от мнения Эразма Роттердамского, который полагал, что человек может использовать рассуждения, чтобы понять Бога.

Видение Лютера о человеке состоит из существа, которое «связано с грехом», поэтому у него нет инструментов, чтобы угодить Богу, и он не может контролировать свою волю. Единственное, что человек может сделать в этом случае, это попытаться следовать заповедям не потому, что они справедливы, а потому, что Бог так пожелал.

  • 1 Происхождение и история
  • 1.1 Исторический контекст
  • 1.2 Начала Реформации
  • 1.3 Лютер в Виттерберге
  • 1.4 Девяносто пять тезисов: вопрос о силе и действенности индульгенций
  • 2.1 Двойственная природа Бога для Лютера
  • 2.2 Учение Лютера
  • 3.1 Разрыв с Римом
  • 3.2 Появление англиканства
  • 3.3 Асечанза между протестантами и католиками
  • 3.4 Содействие массовому образованию и грамотности

Происхождение и история

Исторический контекст

В то время в Европе происходил мощный процесс трансформации, который привел к изменениям в отношениях, связанных с политической, социальной, экономической и религиозной.

Для некоторых ученых, таких как историк и философ Йохан Хуизинга, средневековье было как бы осенью, поэтому общество взывало к новому способу восприятия мира; другими словами, человечество требовало смены эпистем.

Это был период трансформации в позднесредневековом мышлении, когда произошла деструкция католического единства; это стало показывать наброски новой религиозной и политической реальности.

Начало Реформации

Реформация является исторической проблемой для ценителей, поскольку она постоянно обсуждается современными и позднесредневековыми историками. В разговорной речи, Реформация определяется как своего рода переворот, который закончился со временем и начал новую реальность.

В то время Европа была взволнована социальными изменениями: христианство начало разделяться, и в то же время появилась масса интеллектуалов, которые распространяли свои идеи через печатную машину. Это изобретение имело решающее значение для распространения великих человеческих вопросов; среди них были мысли Лютера.

Один из предшественников Реформации произошел в четырнадцатом веке, когда папа переехал в Авиньон, что продемонстрировало, как этот персонаж уменьшает свою власть и авторитет, чтобы стать епископом во французском дворе..

Лютер в Виттерберге

Мартин Лютер был священником и ученым, преподававшим богословие в университете Виттерберга, расположенном в Германии. Когда он углубился в знание священных писаний, Лютер понял, что в Библии нет оправдания для многих церковных практик..

Благодаря своему знанию он осознал, насколько испорчена католическая церковь и насколько он далек от истинных практик христианства..

Лютер пытался урегулировать свои разногласия с институтом; Однако его взгляды были быстро осуждены папством, поэтому мыслитель решил начать первое протестантское движение.

Девяносто пять тезисов: Ставить под сомнение силу и эффективность индульгенций

Ставить под сомнение силу и эффективность индульгенций, также известный как девяносто пять тезисов, это был список предложений, написанных Лютером в 1517 году, который официально начал протестантскую реформацию и способствовал расколу в институте католической церкви, полностью изменив европейскую историю.

Ранее, с 1914 года, Лютер заботился о сборе индульгенций; однако, они еще не достигли своего пика. В 1517 году эти злоупотребления церковью стали более распространенными, и Лютер потерял терпение.

Однажды, когда он встретился со своими прихожанами, он понял, что они идут покупать индульгенции. Люди утверждали, что они больше не изменят свою жизнь и не будут нуждаться в покаянии, поскольку благодаря приобретению этих документов их грехи были прощены и они могли войти в Рай..

Именно тогда Лютер отреагировал на гравитацию материи; Однако он посвятил себя тому, чтобы хорошо учиться и глубоко изучать священные писания, чтобы написать свои тезисы, среди которых его Договор об индульгенциях. Эти тексты были составлены в результате тщательного анализа вопроса.

начало

Двойственная природа Бога для Лютера

В лютеранских принципах мы можем воспринимать Бога двойственной природы: в первую очередь это сущность, которая решила раскрыться через слово; поэтому его можно проповедовать и раскрывать. Однако есть и «скрытый Бог», чья непогрешимая воля недоступна людям.

Точно так же Лютер не считал спасение возможным по свободной воле человека; для автора добрые дела не могут спасти ни одну душу, поскольку некоторые люди обречены на спасение, а другие обречены на осуждение.

Это означает, что всемогущее судьбу определяет душа, и нет возможности изменить ее..

Учение Лютера

По мнению ученых, учение Лютера было продуктом прозрения: в 1513 году автору удалось установить мост между божественным всемогуществом и справедливостью человека.

После этого он посвятил себя изучению Послания к Римлянам, Галатам и Евреям; Результатом этого исследования стала новая полная теология, с которой он осмелился бросить вызов папству.

Суть принципов Лютера заключается в его доктрине «оправдание только верой», где он утверждает, что никто не может надеяться на спасение благодаря его действиям. Тем не менее, существует «спасительная благодать» Бога, заключающаяся в том, чтобы всемогущий спас кого-либо.

Тогда цель грешника — достичь «доверия»; то есть полностью пассивная вера в справедливость Бога и возможность быть искупленными и оправданными делом милосердной благодати.

воздействие

Идеи Лютера, особенно связанные с индульгенциями, вызвали фурор во всей Европе и начали протестантскую реформацию, которая вызвала большие социальные и политические перемены на этом континенте..

Тем не менее, Лютер подтвердил, что вопрос индульгенций не был самым важным в его трактате по сравнению с другими элементами, которые там ставились под сомнение. Действия Лютера принесли длинный список последствий, включая следующие:

Разрыв с Римом

После публикации девяноста пяти тезисов католическая церковь распалась таким образом, что ее разрыв породил большое количество христианских конфессий, в том числе лютеранство и другие течения, которые остаются в силе в наше время..

Появление англиканства

Впоследствии постулаты Лютера позволили королю Генриху VIII разорвать отношения с римско-католической церковью, которая породила новую форму христианства, известную как англиканство, формат, согласно которому король был главным высшее учреждение.

Асечанза между протестантами и католиками

В результате Реформации церкви европейских стран, таких как Португалия и Испания, создали инквизиторские трибуналы с целью преследования и убийства лютеран и протестантов по всему континенту..

Тем не менее, протестантизм не остался позади с точки зрения гонений; например, в Англии было решено положить конец монастырям и монастырям католического происхождения, экспроприировать их имущество и убить их жителей.

Продвижение образования и грамотности масс

Такие авторы, как Вессманн, утверждают, что Лютер был заинтересован в том, чтобы позволить всем христианам читать Библию, чтобы в местах протестантских настроений поощрялось всеобщее образование..

Аналогичным образом, благодаря католической реформации, которая возникла после протестантства в результате этого, появилась церковь Сан-Игнасио-де-Лойола вместе со своими иезуитами, которые были ответственны за создание школ не только в Европе, но и во всем мире, особенно в америке.

ссылки

  1. (S.A.) (s.f.) лютеранизм. Получено 7 февраля 2019 г. из Cengage: clic.cenage.com
  2. (S.A.) (s.f.) Религиозная Реформация (16 век): лютеранство, кальвинизм и англиканство. Получено 7 февраля 2019 г. из Educa Madrid: educa.madrid.org
  3. (S.A.) (s.f.) Принципы лютеранства. Получено 7 февраля 2019 г. от Educommons: educommons.anahuac.mx
  4. Кастро, Х. (2009) Лютеранская Реформация: проблема разрыва. Взгляд на образ Лютера и разрушение Единства. Получено 7 февраля 2019 г. из Dialnet: Dialnet.com
  5. Фернандес, М. (1920) Лютер и лютеранство: изученные в испанской версии источники. Получено 7 февраля 2019 года от Traditio: traditio-op.org
  6. Prenter, R. (s.f.) Лютеранство и современное протестантское богословие. Получено 7 февраля 2019 г. из UPSA: sum.upsa.es

Источник: ru.thpanorama.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru