Движение за обновление веры — реформация — уже в первой трети XV! в. обрело поистине народный размах и началось с проповедей Мартина Лютера (1483-1546), теоретика протестантской реформы и автора учения о спасении человека через личную веру и только веру.
Реформация продолжает традиции раннего Возрождения: обращение к личности, свобода совести, идея обновления церкви путем возвращения к истокам (в данном случае, евангельским), отрицание СХОЛастики и догматики — в этих чертах просматривается преемственность. Вместе с тем для реформации характерен отказ от ряда гуманистических ценностей, подчеркивание несовершенства человека, его несоразмерности божественному трансцендентному началу. Более настороженно, чем Возрождение, протестантизм относится к разуму.
Пока разум занимается изучением природы, он действует сообразно божьему соизволению. Но когда разум путем изучения причинных связей пытается подняться до первой причины, он, по словам Лютера, превращается в «потаскуху дьявола». Лютер отказывается от так называемой естественной теологии как рационального постижения Бога, возможность которой обосновывал Аквинский.
Реформация в Германии. Лютеранство. Крестьянская война. (рус.) Новая история.
Бог, в отличие от природы, доступен не знанию, а пониманию. Бог скрыт для тех, кто познает и исследует, но открыт тем, кто внемлет.’Для его постижения не требуется ни дедукции, ни индукции, ни экстатического состояния души — нужно лишь вслушаться в смысл священного текста. А вслушивание возможно лишь благодаря вере, которая является для протестантизма настроенностью, установкой.
За столь резкое противопоставление веры и разума советский исследователь Эрик Соловьев назвал учение Лютера о познании «эпистемологией границ». Лютер здесь следует Оккаму и Августину. Согласно последнему, главный человеческий грех состоит в недооценке воли.
Разум, будучи способностью человека как конечного существа, неизбежно сводит образ Творца к своему ограниченному горизонту. Но то, что недоступно разуму, может быть достижимо для воли и веры. И надо признать, что в известном смысле Августин и Лютер не так уж и заблуждаются. Хотя Гегель прав: воля без ума превращается в упрямство, все-таки волю нельзя без остатка свести к разуму и рациональности. Ведь мужество и благоразумие различаются вовсе не количественно.
Особую роль в учении Лютера играют три положения: признание исключительного статуса Писания, принцип спасения через веру и идея всеобщности священства.
Первый принцип гласит, что непосредственно к Богу восходит только Священное писание; оно содержит все, что можно знать о Боге. Прочие сочинения церковных авторитетов следует считать человеческими произведениями со всеми вытекающими отсюда возможностями ошибок и погрешностей. Лютер полагает, что текст Евангелия должен быть открыт для каждого и ни одна интерпретация не может признаваться еретической, пока она не расходится с очевидными доводами разума Отсюда реформаторы выдвигают программу всеобщего начального образования. Под непосредственным руководством и при участии Лютера на немецкий язык переводится Библия.
Лютер и протестантская реформация — Ускоренный курс мировой истории II #18
Второй принцип «благочестивой философии» направлен против так называемых «благих дел». Фактически же речь шла о пожертвованиях со стороны богатых прихожан и индульгенциях, то есть прощении будущих грехов. Это была насквозь порочная практика. Однако она приносила хорошие доходы церкви, и мало кто из богословов осмеливался высту пать против нее публично.
По Лютеру, подобные «добрые дела» эгоистичны, они подчинены вожделению и корыстному расчету. Подлинно христианская жизнь требует одного — жить по слову божьему. Поясняя, что есть «слово божье» (пояснение тем более важно, что господь оставил множество слов), Лютер ссылается на послание Павла римлянам: «Праведник верою жив будет!» В вере христианин находит все, что нужно для оправдания.
Позднее Маркс саркастически заметит, что Лютер «разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры». Но для более взвешенной оценки следует учесть оборотную сторону выводов Лютера. Ведь если спасительна только вера, то характер деятельности утрачивает признак богоизбранности. Мирские занятия по своему достоинству уравниваются с церковной активностью.
Из равенства видов деятельности следовало равенство сословий — поздний Лютер все настойчивее сближает призвание с честным исполнением своих обязанностей в профессиональной сфере. Он резко подчеркивает равенство всех сословий перед Богом Здесь у него намечается переход к третьему принципу.
Доктрина всеобщности священства означала, что между верующим и Богом не требуется посредника. Каждый одиноко бредет навстречу судьбе, и никто не в силах помочь ему пройти эту дорогу жизни: ни проповедник, ибо лишь избранные способны понять слово божье; ни таинства, которые есть лишь субъективное прибежище веры; ни церковь, так как думать, что сна постигла величие Бога, значит, мыслить совершенно немыслимое.
Действительно, к этому времени католическая церковь не только превратилась в крупнейшего собственника, но и основательно втяну лась в политические игры, претендуя на самостоятельную государствен ную власть. В результате она перестала отвечать новым общественным запросам. Прихожан возмущало, что образ жизни отцов церкви все боль ше расходился со словами Нагорной проповеди.
Лицемерие и цинизм «отцов» великолепно показаны в гуманистической литературе того пери ода. Вспомним хотя бы истории Боккаччо или нарисованный Рабле об раз брата Жана. Вначале Лютер даже утверждал, что любой христианин может проповедовать Слово. Однако свобода интерпретаций открыла дорогу такому повороту событий, которого он никак не ожидал. В огне крестьянской войны недовольство церковью переросло в проповедь уравнительного коммунизма, и Лютер постепенно становится новым догматиком, «антипапой», претендующим на непогрешимость.
В противовес Эразму Лютер решительно отвергает свободу воли.|
Перед Богом у человека нет ни воли, ни достоинства. Даже первородный грех свершился по воле и определению божьему. Одним Бог предписал вечную жизнь, другим — вечное проклятие. И хотя о промысле божьем знать нельзя, есть знак предопределения. Жизненный успех -вот осязаемый знак избранности. Так потусторонняя предопределенность оборачивалась посюсторонней (правда, негативной) свободой, и дух предпринимательства получал свое обоснование.Лютер и естественное право
В трактате «О светской власти» Лютер развивает аргументы в пользу решающей роли государства. В обществе, по его мнению, существуют бее системы права — божественное и естественное, а также два порядка — духовный и светский. Духовный порядок устанавливается внутри религиозной общины и регулируется Писанием, которое, собственно, и подразумевается под божественным правом.
Однако применительно к светскому порядку полномочия Писания, по мысли Лютера, ограничены. Писание дает санкцию светской власти, но содержательная сторона действий власти определяется не божественным, а естественным правом. Государь — должностное лицо, он обязан заботиться о защите и выгоде подданных. С этой точки зрения Лютер считает, что лучше благоразумный, но неблагочестивый правитель, чем благочестивый, но неблагоразумный.
Требования, о которых пишет реформатор, традиционно фигурировали в патерналистской морали — они хорошо известны средневековому сознанию. Единственным правом, о котором Лютер пишет в духе Нового времени, является свобода совести Но у Лютера она представлена как раз в виде «божественного права» Подлинное новаторство Лютера состояло в другом.
До него оценка государственных институтов давалась на основе критериев Писания. Подобно Макиавелли Лютер начал эпоху, когда требования к власти будут предъявляться языком экономической целесообразности (см.: Соловьев Э.И. Прошлое толкует нас. М., 1991. С.106-110).
П ротестантизм сделал очень важный шаг по пути свободы — выдвинул требование верить по совести и попытался утвердить право на образ жизни в соответствии с избранной верой. И самое главное; если идеи Ренессанса затронули лишь высшие городские слои, интеллектуальную и художественную элиту, то призыв изменить церковь сумел мобилизовать самые широкие массы, подготовить их к восприятию ценностей нового буржуазного порядка.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
- Какие социально-экономические изменения произошли в За падной Европе в XIV-XVI веках?
- Как изменилось отношение ко времени в эпоху Возрождения по сравнению со средними веками?
- Чем авторитет отличается от идеала?
- Какие отличительные черты Ренессанса можно перечислить? Является ли гуманизм чертой эпохи Возрождения?
- Совпадают ли античное и ренессансное понимание философии»
- В чем специфика ренессансного отношения к телу?
- В чем состоит различие фатума и фортуны?
- Чем различается отношение к деятельности у греков, в средние века и эпоху Возрождения?
- Охарактеризуйте основные положения политического учения Макиавелли.
- Почему Эразм Роттердамский полагает, что «глупость» сильнее мудрости? Прав ли Эразм?
- В чем заключаются различия позиций Эразма и Лютера по проблеме свободы воли?
СЛОВА, ЗНАЧЕНИЕ КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ЗАПОМНИТЬ
Антропоцентризм (греч. anthropos — человек и лат. centrum -центр) — воззрение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всего происходящего.
Гуманизм (лат humanitas — человечность) — рефлектированный антропоцентризм; в эпоху Возрождения идейное движение, противостоящее схоластике и духовной власти церкви и проповедующее идеал всестороннего образования человека на основе изучения античных источников.
Макиавеллизм — политика, основанная на культе силы и пренебрежении моральными нормами; коварство, вероломство.
Протей (греч. proteus) — в греческой мифологии морское божество, которому приписывались дар прорицания и способность произвольно менять свой вид.
Секуляризация (позднелат saecularis — светский) — передача церковного имущества в светское владение; вытеснение церкви и религии из всех сфер общественной и индивидуальной жизни.
Судьба (лат. fatum — судьба, рок) — предопределенность событий и поступков; совокупность факторов, влияющих на человеческую жизнь. Может мыслиться в виде природы и ее закономерностей либо в виде божества или божественного провидения. Иногда милостива, но чаще бывает враждебной.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.,1980.
История философии: Запад — Россия — Восток. Кн.2. Философия XV-XIX веков. М., 1996.
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли М 1962. Т. I.
Макиавелли Н. Избранные сочинения. М.,1982.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1984.
Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. XV век М., 1985.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Т. 2.
Источник: studfile.net
История Германии
Реформация (от лат. reformatio — «преобразование») — религиозное и социально-политическое движение в Европе XVI в., выдвигавшее требования реформы католической церкви и преобразования порядков, санкционированных ее учением.
Начало Реформации в Германии связано с именем Мартина Лютера (1483-1546), монаха-августинца и профессора Виттенбергского университета, который в 1517 г. открыто выступил против индульгенций. Его с юношеских лет отличала глубокая религиозность; в 1505 г., получив степень магистра «свободных искусств», он вопреки воле отца, желавшего видеть своего сына юристом, становится монахом августинского монастыря в Эрфурте.
В надежде на спасение души будущий реформатор строго выполнял монашеские предписания (посты и молитвы). Однако уже тогда у него зародились сомнения в правильности этого пути. Став в 1507 г. священником, Лютер по настоянию своего ордена продолжил университетское образование на факультете теологии Эрфуртского университета.
Поездка в 1511 г. в Рим и впечатления от личного знакомства с развращенными нравами высшего католического клира усилили в Лютере стремление к поиску тех основ христианской догматики, которые должны были отвечать внутренней религиозности, а не обрядовой, внешней стороне культа.
С 1512 г., после получения степени доктора богословия, Лютер начал читать лекции в университете г. Виттенберга. Здесь он обратился к углубленному изучению Библии, к тому же он как лектор вынужден был вырабатывать свои трактовки библейского текста. В 1512-1517 гг. постепенно начинает оформляться его теологическая концепция.
18 октября 1517 г. папа римский Лев X издал буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях, как утверждалось, «оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Этот момент и был избран Лютером для того, чтобы в тезисах против индульгенций изложить свое новое понимание места и роли церкви.
31 октября 1517 г. Лютер прибил к дверям университетской церкви в Виттенберге «95 тезисов» («Диспут о прояснении действенности индульгенций»). Он, конечно, не думал о противостоянии с церковью, а стремился к очищению ее от пороков. В частности, он поставил под сомнение особое право пап на отпущение грехов, призывая верующих к внутреннему раскаянию, которому отводилось главная роль в обретении «спасающей помощи Божьего милосердия».
«Тезисы» Лютера, переведенные на немецкий язык, за короткий срок обрели феноменальную популярность. Вскоре для опровержения лютеровских тезисов были выставлены опытные католические теологи: распространитель индульгенций в Германии Тецель, доминиканский монах Сильвестр Маззолини да Приерио и известный богослов Иоганн Экк.
Все они, критикуя Лютера, исходили из догмата о непогрешимости папы. Против Лютера было составлено обвинение в ереси, а 7 августа 1518 г. ему было передано приказание явиться на суд в Рим. Однако, опираясь на поддержку своих сторонников, в том числе и среди представителей власти, Лютер отказался.
Папскому легату в Германии пришлось согласиться с предложением подвергнуть Лютера допросу в Германии. В октябре 1518 г. Лютер прибыл в Аугсбург, где в то время заседал рейхстаг. Здесь Лютер заявил, что не отречется «ни от единой буквы» своего вероучения. Конец периоду переговоров папской курии с Лютером положил диспут, состоявшийся летом 1519 г. в Лейпциге между ним и Экком.
Когда Экк обвинил Лютера в том, что он повторяет ряд положений, близких к учению Гуса, Лютер заявил, что среди положений Гуса имелись «истинно христианские и евангелистские». Это заявление означало не только опровержение «высшей святости» папы, но и авторитета соборов.
Только Священное Писание непогрешимо, заявил Лютер, а не папа и вселенские соборы. Таким образом, результатом лейпцигского диспута был открытый разрыв Лютера с Римом.
В трактате «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» (1520) Лютер обосновал освобождение от папского засилья тезисом о том, что служение Богу рассматривается не как дело одного духовенства, а как функция всех христиан, их мирских учреждений и светской власти.
Так была высказана идея «всеобщего священства», которым обладали все христиане. Параллельно с этим Лютер разработал программу борьбы с папством и реформирования церкви. Он призвал немцев прекратить выплаты Риму, сократить число папских представителей в Германии, ограничить вмешательство папы в управление империи.
Важным пунктом в национальном развитии немцев стал призыв к чтению мессы на немецком языке. Далее Лютер потребовал закрытия монастырей нищенствующих орденов и роспуска всех духовных братств, отмены церковных иммунитетов, отлучений, многочисленных праздников, целибата духовных лиц.
К этому же моменту можно говорить уже о сложившейся системе богословских взглядов Лютера. Основное положение, выдвинутое им, гласило, что человек достигает спасения души (или «оправдания») не через церковь и ее обряды, а с помощью личной веры, даруемой человеку непосредственно Богом.
Смысл этого утверждения заключался, прежде всего, в отрицании посреднической роли духовенства между верующими и Богом. Другой тезис Лютера сводился к утверждению приоритета Священного Писания над Священным Преданием — в виде папских декретов и постановлений вселенских соборов.
Это положение Лютера, как и первое, противоречило католической догме о централизованной универсальной церкви, распределяющей по своему усмотрению Божественную благодать, и о непререкаемом авторитете папы как вероучителя.
Однако Лютер не отвергал полностью значения духовенства, без помощи которого человеку трудно достигнуть состояния смирения. Священник в новой церкви Лютера должен был наставлять людей в религиозной жизни, в смирении перед Богом, но не мог давать отпущение грехов (это дело Бога).
Лютером отрицалась та сторона католического культа, которая не находила подтверждения и оправдания в букве Священного Писания, поэтому другое название лютеранской церкви — евангелическая церковь. Среди церковной атрибутики, отвергнутой Лютером, оказались поклонение святым, почитание икон, коленопреклонение, алтарь, иконы, скульптуры, учение о чистилище. Из семи таинств было сохранено в конечном итоге только два: крещение и причастие.
Источник: maxbooks.ru
Лютеранская Реформация
В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников. Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии, и моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению Мартина Лютера, который 31 октября 1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов».
В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.
Также Лютер опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины Священному Писанию.
Папство первоначально не выказало особой озабоченности его выступлением. Столкновения между различными монашескими орденами были не редкостью, так что и в этот раз произошедшее показалось папе «монашеской сварой».
Однако Лютер, заручившись поддержкой Фридриха, курфюрста Саксонского, не уступал присылаемым папским эмиссарам, в то же время обязуясь не распространять свои идеи при условии, что молчание будут хранить и его противники. Однако события на Лейпцигском диспуте заставили его прервать молчание.
Выразив поддержку Яну Гусу и недоверие церковному собору, осудившему его, Лютер обрёк себя на проклятие и разрыв отношений с церковью. Следующим шагом было то, на что до этого практически никто не решался: 10 декабря 1520 года при огромном скоплении народа Лютер сжёг папскую буллу, где осуждались его взгляды. Здесь в дело вмешалась светская власть.
Вновь избранный император Священной Римской империи Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов — подобно тому, как сто лет назад подобную попытку предпринял Император Сигизмунд в отношении Гуса. Лютеру дали два дня, чтобы дать ответ на вопрос о том, готов ли он отречься.
В конце второго дня Лютер, стоя перед императором, окружённым верховными светскими и духовными правителями Германии, ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Пути назад больше не было. Согласно Вормсскому эдикту Лютер был поставлен вне закона на территории Священной Римской империи.
Второй этап Реформации
После Вормсского эдикта начались первые репрессии против сторонников Лютера. Так, папский легат Джироламо Алеандер, который и способствовал принятию императором этого решения, после сейма направился в Нидерланды, где по его наущению были сожжены два монаха, которые стали первыми мучениками Реформации.
Фридрих Мудрый решил не оставлять своего профессора без защиты. Для этого Лютер по пути из Вормса был похищен группой людей курфюрста, причём сам Фридрих не знал, где находится Лютер, дабы не лгать, если император Карл V его спросит об этом. Лютер был помещён в отдалённый замок Вартбург, где о его нахождении знал только секретарь курфюрста Георг Спалатин. В Вартбурге Лютер занялся переводом сперва Нового Завета, а затем и всей Библии на немецкий язык.
Вместе с этим в Германии выступление Лютера на Вормсском рейхстаге всколыхнуло широкие народные массы, которые исходя из своих сословных интересов по-разному трактовали учение Лютера.
В отсутствие Мартина в Виттенберге развернулось бюргерское движение, во главе которого стали Андреас Карлштадт и Габриэль Цвиллинг. Участники этого движения требовали немедленных радикальных преобразований, в частности осуждали католические мессы, одобряли ликвидацию монашеских обетов и выход монахов из монастырей, часто при этом выражая своё недовольство в форме погромов католических храмов. В противовес «телесному мятежу» Цвиллинга и Карлштадта Лютер предложил идею «духовного мятежа» (мирного пути Реформации), которая не получила широкой поддержки среди населения.
На протяжении этого времени у Лютера были веские основания надеяться на воплощение своей идеи «духовного мятежа»: имперское правление вопреки папской булле 1520 г. и Вормсскому эдикту 1521 г. не запрещало реформаторские «новшества» окончательно и бесповоротно, перенося окончательное решение на будущий рейхстаг или церковный собор. Созываемые рейхстаги откладывали рассмотрение дела к созыву церковного собора, лишь запрещая Лютеру печатать новые книги.
Однако вслед за движением радикальной бюргерской группировки, сопровождающейся стихийными выступлениями народных масс, в стране произошло выступление имперского рыцарства. В 1523 году часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем фон Зиккингеном, недовольных своим положением в империи, подняло восстание, провозгласив себя продолжателями дела Реформации. Задачи поднятого Реформацией движения Гуттен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой войне, которая приведёт к возвышению рыцарства и превращению его в господствующую политическую силу в освобождённой от римского засилья империи. Очень быстро рыцарское восстание было подавлено, но оно показало, что стремления Лютера прийти к Реформации мирным путём уже не осуществятся. Доказательством этого стала разгоревшаяся вскоре Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером.
Источник: vuzlit.com