Основные части социологической программы

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Э. Дюркгейм стал основоположником
теории марксизма
прикладной социологии
социологии
отечественной социологии

2. Свою концепцию М.Вебер называл
понимающая социология
принимающая социология
социал-дарвинизм
концепция статики

3. В качестве основы типологизации общества М. Вебер предлагал считать
виды экономической деятельности
способ производства
культуру и религию
правовые отношения

4. С точки зрения М.Вебера, общество – это
арена борющихся между собой статусных групп, каждая из которых имеет свои собственные экономические интересы, амбиции, свое понимание мира и других людей

Социология городских сообществ. Часть 1. Введение.


сложная система отношений, целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по соотношению с целым
это организм, целостность, составляющаяся взаимозависимыми частями, находящимися в равновесии

5. Научную концепцию М.Вебера нередко определяют как «понимающую» социологию вследствие того, что она ориентирует исследователя на понимание
объективных основ функционирования «социальных тональностей», таких, как государство, профсоюзы, партии
причин социальных конфликтов
законов общественного развития
поведенческих мотивов человека как «причин» его деятельности

6. Герберт Спенсер является основоположником
социологизма
органической аналогии
концепции идеальных типов
исторического материализма

7. Идея, которую высказал в своей социологической теории Г. Спенсер
изучение причин порядка и беспорядка в обществе
обоснование «понимающей» социологии
обоснование теории конфликта
перенесение теории эволюции природы на человеческое общество

8. По Марксу, __________ представляют собой «локомотивы истории»
изменения
реформы
революции
преобразования

9. Основное в производственных отношениях К.Маркс и Ф.Энгельс видели в
отношениях собственности
отношениях распределения
отношениях обмена
отношениях потребления

10. Важнейшим условием социального взаимодействия П. Сорокин считает
наличие соответствующей мотивации
наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и психическое переживание друг друга
наличие взаимной заинтересованности
наличие взаимной выгоды

11. Основой социологического анализа, по П.А.Сорокину, является
социальное поведение, взаимодействие
отдельный индивид
проточеловеческие сообщества
не занимался разработкой социологического анализа

Шавырина И.В. Современные методы социологических исследований

12. Типы социальной мобильности общества, выделенные П.А. Сорокиным
быстрый и медленный
вертикальный и горизонтальный
плоский и объѐмный
низкий и высокий

13. Одной из работ Н.К. Михайловского является
«Правила социологического метода»;
«Что такое прогресс?»
«Общая социология»
«К общей теории действия»

14. По мнению П.Л. Лаврова, единственной реальной движущей силой общества является
социальная группа
личность
молодежь
индивид

15. Субъективный метод русской социологии создали
М.А. Бакунин и П.Н. Ткачев
Г.В. Плеханов и В.И. Ленин
П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский
М.М. Ковалевский и П.А Струве

Источник: dekane.ru

Программа социологического исследования и ее составные части

Программа социологического исследования — один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования — это, по существу, есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, и представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования сбора, обработки и анализа информации. Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методолгическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория — факты — теория.

Читайте также:
Программа торговый дом как пользоваться

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, обеспечивает эффективную организацию исследовательского процесса.

Задачи — отдельные четные шин исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени аи действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации целей исследования Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные — для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов и т.п.

С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предмета исследования. Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических (абстрактных) понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.

Предварительный системный анализ объекта исследования — это «моделирование» исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.

Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизируют собой его главный методологический инструмент. Гипотеза — это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.

Гипотеза задает направлению исследованию, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов. Исследование должно подтвердить, опровергнуть или откорректировать гипотезу. Можно выделить несколько типов гипотез. Во-первых, основные (центральные) и выводные (гипотезы следствия). Они логически взаимосвязаны, но различаются по степени обобщенности.

Во-вторых, с точки зрения задач исследования — основные и неосновные. В-третьих, по степени разработанности и обоснованности различают первичные и вторичные гипотезы. Вторичные выдвигаются взамен первых, если те оперируются в ходе исследования. Хорошее исследование обычно опирается на целую серию альтернативных гипотез.

В-четвертых, по содержанию предположений о предметной области проблемы -описательные и объяснительные гипотезы. Описательные — предположения о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами объекта. Объяснительные гипотезы относятся к предположению о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях.

Основные требования к формулировке гипотез:

1. не должна содержать понятий, которые не пол??чили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяемая;

2. не должна противоречить ранее установленным научным фактам;

3. должна быть проста;

4. должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

Основная трудность формулирования гипотез заключается в соответствии их с целями и задачами исследования, которые имеют ясные и точные понятия.

Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т.е. описание способа сбора, обработки и анализа социологического исследования.

Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности. Тип и способ выборки напрямую зависят от вида исследования, его целей и гипотез. Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании — репрезентативность: свойство выборочной совокупности представлять основные характеристики генеральной совокупности. Выборочный метод основан на двух принципиальных посылках: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта исследования и на правомерности выводов в целом на основании рассмотрения его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т.е. генеральной совокупности.

В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации — наблюдение, анкетирование и т.п. и на этой основе разрабатывается инструментарий исследования (анкеты, карточки наблюдения и т.д.). Описание методов сбора информации предполагает обоснование избранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки и анализа информации предполагает указание, каким образом это будет производиться, с использованием каких прикладных компьютерных программ.

Читайте также:
Рабочая программа подготовка к олимпиадам по русскому

После составления программы социологического исследования начинается организация полевого исследования, т.е. сбор информации

Программа социологического исследования как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического ис-ния. Каждый этап — относительно самостоятельная часть познавательного процесса — харастеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью ис-ния. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему замыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.

Программа соц. ис-ния состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, предварительный системный анализ объекта исследования, гипотезы, операционализация понятий; методы исследования, план исследования.

Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида и-ния, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического социологического ис-ния предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных характеристик. В реально существующем объекте выделяется какое-то свойство, определяется его сторона, которые обусловлены характером проблемы, тем самым обозначается предмет ис-ния. Предмет означает границы, в пределах которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи ис-ния.

Источник: megaobuchalka.ru

Этапы и программа социологического исследования.

Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов:

1. Подготовительный этап. Обсуждение вопросов СИ с заказчиком. Разработка программы СИ – ответ на вопрос «что и как будет изучаться». Разработка организационного плана («кто участвует и за что отвечает»). Подготовка СИ не может быть сведена только к одному ее элементу.

Она завершается, если разработаны все ее элементы в отдельности и одновременно выяснены все ее взаимосвязи.

2. Полевой этап или этап сбора первичной социологической информации. Составление графика работ, который осуществляет взаимодействие между исполнителями в пространстве и во времени. Решение организационно-технических проблем (финансы, инструментарий). Инструктаж руководителей опросной сети и интервьюеров.

Сбор информации (может осуществляться разными методами). Контроль за работой интервьюеров (логический контроль инструментария и телефонный).

3. Этап обработки информации. Подготовка информации к обсчету (выбраковка, кодировка, ремонт выборки). Ввод информации в ЭВМ. Основные вычислительные работы (одномерное распределение, группировки, классификации, вычисление зависимостей между признаками переменных).

Проверка вычислений (для исключения ошибок ввода). Дополнительные вычисления на основе результатов обработки информации (неопределенное количество раз).

4. Анализ информации и подготовка итоговых документов. Качественный анализ информации. Написание текстов. Техническое оформление итоговых документов (информационная справка – разведывательное исследование, информационная записка – описательное исследование, аналитическая записка и отчет о НИР – аналитическое исследование).

В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. Аналитическая записка и отчет должны содержать выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было
посвящено социальное исследование.

После уточнения темы и определения вида исследования на подготовительном этапе разрабатывается программа исследования. Это один из важнейших социологических документов. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования: сбора, обработки и анализа информации. Программа как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований.

Программы различных СИ не являются трафаретными. Уникальность программы определяется:

Читайте также:
Как написать программу для рисования

Программа социологического исследования — это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки

Программа социологического исследования состоит из 2 основных частей: методологической и процедурной.

  1. Методологический раздел программы имеет ряд важных структурных элементов.

Анализ проблемы и определение проблемной ситуации. Проблемная ситуация — это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или неясны. Случаи появления социальной проблемы:

  1. Недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать имеющиеся знания для регистрирования социальных процессов.
  2. Обнаружение таких явлений и процессов природа которых теоретически неконкретна, а следовательно нет соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия со стороны общества.
  3. Социальная проблема может существовать и не осознаваться как общественная потребность, поскольку провоцируемые ее последствия не достигли того уровня, на котором они станут очевидными.
  4. Будучи осознанной, социальная проблема не обязана становиться предметом анализа и целенаправленных действий, т.к. для этого нужны активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям. Именно такая заинтересованность и готовность образуют основу социального заказа.

Определение объекта исследования и его предварительный анализ. Объект — это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога.

Определение предмета исследования и его предварительный анализ. Предмет исследования — это определенная сторона или свойство (свойства), особенности объекта заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследовании.

Определение целей и задач исследования. Цель — это важнейшее методологическое требование к программе. Задачи исследования — это совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы.

Формулирование гипотезы. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, тенденциях развития, взаимосвязях с другими объектами. По содержанию предположений относительно изучаемого объ­екта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные.

Описательные гипотезы — это предположения о свойст­вах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные). Объяснительные — это такие гипотезы, которые содержат пред­положения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых яв­лениях и процессах. Прогнозные — это такие гипотезы, которые рас­крывают тенденции развития изучаемых объектов. По степени общности гипотезы делятся на гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположе­ния широкой общности, гипотезы-следствия — предположения менее широкой общности.

Вычленение основных понятий, их интерпретация и операционализация. Интерпретация — логический анализ основного понятия, его теоретическая трактовка. Операционализация — дальнейшее членение и детализация понятия до уровня однозначно понимаемых терминов, нахождение их аналогов в реальной жизни (эмпирических индикаторов).

Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.

Определение общего плана исследования.

Построение требуемого планом типа выборки.

Определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Программа конкретного социологического исследования выполняет 3 основные функции:

1. Теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения.

2. Методическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических
данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов.

3. Организационная функция состоит в планировании деятельности
исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов
по каждому из намеченных этапов.

Источник: poisk-ru.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru