Основные части программы исследования

Содержание

Презентация на тему: » Программа (план) исследования–целостный процесс, изучения выделенного объекта и предмета исследо- вания, имеющий несколько логически взаимосвязан- ных,» — Транскрипт:

2 Программа (план) исследования–целостный процесс, изучения выделенного объекта и предмета исследования, имеющий несколько логически взаимосвязанных, последовательных этапов. Программа включает два больших раздела — теоретический (методологический) и методический (процедурный).

Программа социологического исследования Методологическая часть Методическая часть 1. Формулировка проблемы; 2. Определение объекта и предмета, цели и задач, исследования; 3. Уточнение и интерпретация основных понятий проблемы и формирование модели исследования; 4. Предварительный системный анализ объекта исследования; 5. Выдвижение рабочих гипотез. 1. Рабочая программа. 2. Разработка стратегического плана исследования. 3. Обоснование системы отбора единиц наблюдения; 4. Разработка инструментария; 5.Обработка, анализ и интерпретация полученных данных; 6. Подготовка научного отчета.

Лекция 2. Программа социологического исследования. 2.2. Объект исследования и модель результата

3 Программа теоретико — прикладного СИ должна ответить на основные вопросы: 1)как совместить и преобразовать исходные теоретические положения и понятия в инструментальные средства исследования. 2)Обобщить полученный эмпирический материал и вновь подняться к теоретическим обобщениям, чтобы СИ не только давало практические рекомендации, но и служило основой для совершенствования отраслевой социологической теории.

4 Iэтап. Формулировка и описание проблемы Признанная социальная проблема – исходный момент социологического исследования. Социальная проблема – это существующая в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивая ситуация, имеющая как массовый, так и локальный характер, затрагивающую интересы различных социальных групп, социальных институтов и организаций.

5 Классификация проблем. I В зависимости от целей: гносеологические Предметные II По масштабам: общенациональные региональные (местные) III По продолжительности существования: длительные среднесрочные краткосрочные IV По глубине описания объективных противоречий: Затрагивающие одну сторону Затрагивающие несколько сторон

6 Формальные требования к постановке проблемы: 1. Возможно более точные разграничения между проблематичным — непроблематичным (известным- неизвестным); 2. Отделение существенного и несущественного; 3. Расчленение общей проблемы на элементы и упорядочения частных проблем, определение иерархии проблем.

7 II этап. Определение объекта и предмета, цели и задач исследования Объект исследования – это часть или вся социальная общность, деятельность, организованная с помощью ее социальных институтов, условия в которых эта деятельность осуществляется и отношений к ним. ОИ, как правило, независим от исследователя и противостоит ему, тогда как предмет исследования формируется (определяется) самим исследователем.

8 Предметом СИ принято, считать ту из сторон объекта, непосредственно подлежит изучению, и которая является наиболее актуальной с точки зрения социального заказа. Предмет (ПИ) исследования включает в себя стороны, свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие), являются ее носителями и подлежат исследованию. Выделение ПИ связано и с имеющимися ресурсами.

Что такое: Программа социологического исследования?

9 В соответствии с определенной целью исследования формулируются основные и более частные задачи (теоретико- познавательные, практически-управленческие), как пути достижения цели. В этой своей части программа должна четко отвечать на вопрос: на решение какой проблемы и на получение какого результата, ориентируется данное исследование.

10 Теоретико-прикладное СИ должно быть комплексным. Это означает, что программа СИ должна предусматривать и содержать систему основных и не основных задач. Они могут быть: практические и теоретические.

Основные задачи соответствуют, как правило, цели исследования, не основные используются для решения частных методологических и методических вопросов, проверки побочных гипотез, как подготовка будущих исследований. Не основные задачи решаются на том же материале, но рассматриваются под другим углом зрения (например, текучесть — стабильность). Набор задач должен продуман и ограничен.

11 III этап. Уточнение и интерпретация основных понятий, формирование модели исследования (1) Уточнение смысла основных понятий (выделение существенных свойств и признаков явлений и процессов в предмете) (2)формирование концептуальной, теоретической, эвристической понятийной модели исследования (3)эмпирическая интерпретация и операционализация понятий (их перевод в форму измерителей: индикаторов, показателей и переменных, для изучения (измерения) поддающихся эмпирическому наблюдению социальных фактов) (4)определение методов и процедур регистрации исследуемых свойств и явлений.

12 IV этап. Предварительный системный анализ объекта исследования Физическое ознакомление с объектом СИ. Сбор и изучение данных из основных источников: документация организации, отчеты статистические отраслевые данные личные дневники. Цель анализа: Целостное моделирование исследовательской проблемы (концептуальное систематическое осмысление и детализация проблемы, позволяющее приступить к разработке инструментария и формулированию рабочих гипотез).

Читайте также:
Оп ком программа на русском

13 V этап. Выдвижение рабочих гипотез Рабочие гипотезы формулируются на основе описанной проблемной ситуации и предварительного системного анализа. Выдвижение гипотез предопределяет логику всего процесса исследования. Подтвержденные результатами данных исследования, гипотезы превращаются из рабочих гипотез в социологический факт (верифицируются-подтверждаются), или не превращаются (фальсифицируются – опровергаются),

14 Рабочие гипотезы формулируются в виде логически обоснованных предположений: 1)О структуре подлежащих анализу процессов и явлений, и тогда это будут описательные или структурные гипотезы; 2)О взаимообусловленности (детерминированности) процессов и явлений и тогда это будут причинно-следственные гипотезы, отражающие закономерности развития изучаемых явлений.

15 VI этап. Процедурный раздел. Определение стратегического плана исследования Программа исследования — это определенный стратегический план работы социолога, в котором он расписывает всю предстоящую последовательность процедур и операций исследования. Эта стратегия зависит от состояния знаний об исследуемом объекте, его специфики и пространственного расположения.

16 Типы стратегических планов Поисковый план применяется при отсутствии ясного представления о проблеме и объекте исследования, отсутствия научной литературы и статистики. Проходит основные этапы: изучение документов опрос специалистов, экспертов или проведение консультаций осуществление наблюдений на объекте. Завершается четкой формулировкой проблемы и выдвижением гипотез.

17 Описательный план. Цель: верификация гипотез и получение достоверной информации об объекте СИ. Дополняется конкретной методикой: монографическим или выборочным обследованием, анкетным опросом, статистическим анализом данных. Упорядочивает и типологизирует известные факты и данные, устанавливает количественно-качественные соотношения между ними.

18 Аналитико-экспериментальный план. Цель: детерминация казуальных связей объекта, раскрытие его структуры и источников его эволюции или трансформации. Работа завершается формулированием четких структурно-функциональных объяснительных гипотез.

19 VII этап — обоснование принимаемой системы выборки единиц наблюдения Генеральная совокупность – социальная общность (объект), как носитель проблемы, подлежащей изучению сквозь призму его нескольких, или отдельных сторон и свойств. Выборка – часть генеральной совокупности, подлежащая изучению. Выборочная совокупность – модель генеральной совокупности, уменьшенная в зависимости от типа исследования, на основании определенных статистических критериев: достоверности, надежности, точности. Репрезентативная выборка СИ – такая выборка, основные признаки которой по своим пропорциям (стр- утуктуре, полностью совпадают с характеристиками и пропорциями генеральной совокупности.

20 гнездовая районированная (стратифицированная) систематическая вероятностная метод «снежного кома» метод «основного массива» квотная стихийная СЛУЧАЙНАЯНЕСЛУЧАЙНАЯ ВЫБОРКА

21 Разработка инструментария исследования Методический раздел программы отражает, в соответствии с избранным стратегическим планом, обоснование метода исследования и, следовательно, тип инструментария: анкету бланк формализованного или неформализованного интервью лист экспертного оценивания бланк социометрии И.ТД.

22 Анкета – это инструментарий для сбора социологической информации, разработанный для письменной фиксации ответов респондентов с помощью жестко структурированных и фиксированных вопросов, логически связанных между собой, с четким указанием способов ответа (системой подсказок), при прямом или заочном (опосредованном) контакте интервьюеров с респондентами.

23 Классификация вопросов I По форме: открытые закрытые II По функциям: основные контрольные вопросы-фильтры III По смыслу: прямые (лобовые) личные косвенные сформулированные от третьего лица вопросы-ловушки прожективные гипотетические IV По содержанию получаемой информации: о фактах действительности, деятельности, сознания, поступках вопросы на знания

24 Рабочий план Является завершающим этапом разработки программы социологического исследования. Назначение рабочего плана – упорядочивание основных этапов и процедур в соответствии с программой, календарными сроками, наличными и необходимыми ресурсами, но в то же время и возможность возврата к любому этапу исследования для доработки или переработки элемента программы (например гипотез и вопросов анкеты после пилотажного исследования, ремонт выборки, исправление набивки данных).

25 Основные компоненты рабочего плана: пилотажный опрос внесение различных корректив тиражирование инструментария инструктаж исполнителей план командировок полевое обследование

26 Пилотажное исследование Цель: проверка надежности инструментария а также «разведка боем» обстановки на объекте перед основным опросом. Задачи: Проверка всех процедур сбора и фиксации субъективной и объективной информации на объекте Прохождение всех этапов подготовки, обработки анализа и интерпретации данных Выдвижение решения о надежности методик, процедур, инструментария в целом или его отдельных элементов, вопросов.

27 Полевое обследование Является основным этапом программы по сбору информации на объекте. Цель: сбор информации и контроль за возможными отклонениями выборки от расчетных параметров, в ходе массового опроса, интервью.

28 Особенности подготовки данных к обработке Подготовка данных к обработке включает: просмотр всех анкет и отбраковывание испорченных или мало заполненных, проверку нумерации анкет по подмассивам,. операции по кодированию данных анкеты, их ввод в компьютер, составление паспорта данных (анкеты) процедура проверки ошибок.

29 Процедуры обработки данных Одномерные методы анализа получение первичной информации, на основании простого частотного преобразования исходных данных в линейные распределения (linear distribution), где ведется абсолютный и относительный подсчет ответов респондентов на вопросы анкеты, имеющих вид соответствующей шкалы Двумерные преобразование первичной информации в виде двумерных или трехмерных таблиц (cross-table), являющихся основой детерминационного (причинного) анализа социологических данных Многомерные исходной точкой является корреляционная матрица признаков (correalation matrix), подвергаемых преобразованиям, согласно концепции исследования. К ним относятся несколько видов факторного анализа, канонической корреляции, кластерного, регрессионного анализов и многих других.

30 Написание научного отчета Научный отчет – завершенное системное описание (анализ) объекта и предмета в соответствии с целями, задачами и гипотезами исследования, с выделением конкретных рекомендаций и предложений по решению проблемы. Разделы отчета логически вытекают либо из социально-экономической природы объекта исследования, либо в соответствии с теми блоками социологических индикаторов, которые были заложены в инструментарии.

Источник: www.myshared.ru

Тема 2. Программа социологического исследования

Содержание темы: Роль программы социологического исследования; тема исследования; роль заказчика и исполнителя исследования в определении темы. Цели исследования и причины его актуальности.

Читайте также:
Как в программе скетчап изменить единицы измерения

Цели исследования: получение нового знания; решение трудных управленческих ситуаций; апробирование социологических методик. Части программы социологического исследования: методическая и процедурная. Понятие проблемы исследования; предметная и гносеологическая стороны проблемы. Предмет исследования. Объект исследования.

Единицы наблюдения, единицы сбора информации. Теоретическая интерпретация понятий. Эмпирическая интерпретация понятий, операционализация понятий. Логический анализ проблемы. Этап формулирования гипотез. Понятие гипотезы. Виды гипотез. Роль гипотезы в социологическом исследовании. Выдвижение гипотез, обоснования гипотез, проверка гипотез.

Организация социологического исследования. Процедурная часть программы исследования. Этапы реализации логического плана исследования. Организационнопроцедурные этапы. Подготовка наблюдателей. Типичные ошибки и трудности при разработке программы.

Цели изучения темы: 1. Формирование исходных представлений о прикладном социологическом исследовании и о программе исследования. 2. Программа исследования — способ реализации целей исследования. 3. Изучение структуры, составных частей программы, раскрытие их содержания, роли и места в исследовании. 4. Получение навыков разработки программы исследования.

5. Обретение навыков и умений формирования гипотез социологического исследования и разработка на этой основе исследовательских документов — анкет, протоколов наблюдения, протоколов анализа документов и др. Задачи изучения темы: 1. Ознакомление с теоретическими концепциями программы социологического исследования. 2. Усвоение теоретических положений: что такое программа, из каких частей состоит программа. 3. Уяснение основных частей программы: цели исследования, тема и проблема исследования, предмет и объект исследования, единицы наблюдения и единицы анализа, гипотезы исследования.

4. Усвоение знаний о методологической и процедурной частях программы, организационном плане исследования. 5. Выявление процедур теоретической и эмпирической интерпретации понятий и операционализации понятий.

Успешно изучив тему, студент: Знает: 1. Что такое программа социологического исследования, какова ее структура, какую роль она играет в подготовке и проведении исследования. 2. Как определяется тема, как вычленяется проблема исследования. 3. Что такое проблема, объект и предмет исследования, гипотезы?

4. Как осуществляется теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий, а также операционализация понятий? 5. Что такое методологическая и процедурная части программы исследования? Умеет: 1. Определить тему и проблему исследования. 2. Выделить предмет и объект исследования. 3. Определить единицу наблюдения, единицу сбора информации и единицу анализа.

4. Сформулировать основную и вспомогательные гипотезы. 5. Осуществить теоретическую интерпретацию понятий. 6. Осуществить эмпирическую интерпретацию и операционализацию понятий. 7. Разработать процедурную часть программы. 8. Разработать организационный план исследования.

Приобретает навыки: 1. Разработки программ прикладного исследования. 2. Разработки организационного исследования. 3. Определения необходимых ресурсов для проведения исследования. 4. Определение необходимого числа работников для проведения исследования. 5. Определения сроков проведения исследования.

Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях: • Программа прикладного исследования; • Тема исследования; • Проблема исследования; • Предмет исследования; • Объект исследования; • Методологическая часть программы; • Процедурная часть программы; • Гипотеза; • Единица наблюдения; • Единица анализа; • Теоретическая интерпретация понятий; • Эмпирическая интерпретация понятий; • Операционализация понятий; • Организационный план исследования. Порядок изучения темы: Для изучения темы выделяется 2 лекционных часа, 2 часа практических занятий, 4 часа самостоятельной работы.

проверять их. Тьюториал. На практическом занятии в аудитории наобходимо сформулировать группы по 3-5 человек, которые должны обсудить гипотезы, которые сформулированы каждым студентом по своей теме дома, готовясь к практическому занятию. Эти программы также могут выбрать одну общую тему и сформулировать 2-3 основные и 3-4 вспомогательные гипотезы. Чат.

В течение 15 минут разные группы могут взаимно обсудить гипотезы, подвергнуть их взаимной критике, отметить их достоинства и недостатки; обсудить, как их подвергнуть проверке. При подготовке к третьему вопросу: Готовясь к лекции, прочтите раздел УПП «Прикладная социология», который был рекомендован при подготовке к изучению первого и второго вопросов.

Вам необходимо разобраться: что такое процедурная часть программы; чем она отличается от методологической части программы; из каких разделов она состоит; что такое организационный план прикладного исследования; какие процедуры выборки существуют? При подготовке к практическому занятию разработайте процедурную часть программы прикладного исследования по избранной вами теме.

Прежде всего, определите процедуры выборки; рассчитайте объем выборки; обоснуйте избранную вами технику отбора объектов и лиц для обследования (случайная выборка, механический отбор, серийная и типологическая выборки). Составьте организационный план прикладного исследования по вашей теме. Тьюториал.

В группах по 3-5 человек следует обсудить процедурные части программ, которые студенты разработали при подготовке к практическому занятию, либо разработать процедурную часть программы по общей для группы теме. Чат. Образуйте процедурные части программ, которые разработали группы во время тьюториала; подвергните их взаимной критике и отметьте их достоинства. Тесты.

1. Тема исследования определяется: а) заказчиком; б) исполнителем-социологом; в) совместно заказчиком и исполнителем; г) все ответы верны; д) все ответы не верны. 2. Проблема — это: а) противоречие между нашей потребностью что-либо узнать или преобразовать и отсутствием знаний или ресурсов; б) предмет исследования; в) то и другое верно; г) то и другое не верно.

3. Объект исследования — это: а) любая область социальной действительности; б) тема исследования; в) проблема исследования. 4. Предмет исследования — это: а) главная сторона объекта исследования; б) главная сторона проблемы; в) то и другое верно; г) то и другое не верно.

5. Гипотеза — это: а) предположение; б) версия; в) утверждение о фактах, не имеющее эмпирического или логического обоснования. 6. Теоретическая интерпретация понятий — это: а) раскрытие содержания понятия; б) объяснения понятия; в) то и другое верно; г) то и другое не верно.

7. Эмпирическая интерпретация понятий — это: а) выбор эмпирически проверенных понятий; б) сопоставление анализируемого понятия с совокупностью фактов, отражением которой оно является; в) то и другое верно; г) то и другое не верно. 8. Организационный план входит в: а) методологическую часть программы исследования; б) процедурную часть программы; в) оба ответа не верны; г) оба ответа верны.

Читайте также:
Программа узнать чипы памяти

9. Объем выборки определяется: а) здравым смыслом; б) на основе статистико-математических формул; в) объемом финансирования. 10. Серийная (гнездовая) выборка — это: а) жеребьевка; б) интервальный отбор, например, из алфавитного списка; в) отбор типизированных коллективов и опрос в них всех членов. 11.

Гипотеза в социологическом исследовании — это: а) предположение; б) версия; в) утверждение о фактах, не имеющее эмпирического или логического обоснования. 12. Теории среднего уровня оперируют: а) наиболее общими категориями; б) категориями среднего уровня обобщения; в) конкретными фактами. 13.

Вычеркните лишнее: «Цели исследования бывают»: а) общие; б) конкретные; в) стратегические; г) тактические; д) административные; е) бескорыстные. 14. Исследовательские документы (анкеты, бланки наблюдений и др.): а) прилагаются к программе исследования; б) не прилагаются; в) все зависит от целей исследования. 15. Вычеркните лишнее: «Этапы разработки программы исследования включают»: а) подготовительный этап; б) оперативный этап; в) результативный этап; г) административный; д) проективный.

16. Выдвижение гипотез и следствий из них осуществляется на этапе: а) подготовительном; б) результативном; г) оперативном. При изучении темы 2 необходимо читать: Основная литература: 1. Ковалевская Е.В. Прикладная социология. УПП ИДО МЭСИ. — М., 2000 (Раздел 2). 2. Социология. Основы общей теории / Под ред. Г.В. Осипова. — М., 1996 (Глава ХІ).

3. Павленок П.Д. Социология. Учебник. — М., 2002 (Главы 41, 42, 43, 44). 4. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. — М., 1997 (Главы І, ІІ, ІІІ). 5. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. — М., 1999 (Главы 1, 2).

Дополнительная литература: 1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. — Минск, 2000 (Глава 18). 2. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. — М., 1993 (Глава 1). 3. Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. — М., 1978 (Введение).

4. Процесс социального исследования. — М., 1975 (Введение, глава 1). 5. Социология в вопросах и ответах. — Ростов-на-Дону, 2000 (Раздел 1).

Источник: lib.sale

Презентация на тему Методическая часть программы социологического исследования

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта.

  • Главная
  • Обществознание
  • Методическая часть программы социологического исследования

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методическая часть программы социологического исследования

Методическая часть программы социологического исследования

Слайд 2ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – это один из

важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические,

методические и процедурные основы исследования социального объекта.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – это один из важнейших социологических документов, в котором

Слайд 3Программа социологического исследования — это по существу,

есть теория и методология конкретного исследования отдельного

эмпирического объекта или явления и представляет собой теоретико-методическую основу процедур всех этапов исследования сбора, обработки и анализа информации.

Программа социологического исследования - это по существу, есть теория и методология конкретного

Слайд 4Программа социологического исследования выполняет три функции:
методологическую;

методическую;
организационную.

Программа социологического исследования выполняет три функции: методологическую; методическую; организационную.

Слайд 5Методологическая функция позволяет четко определить изучаемую проблему,

сформировать цели и задачи исследования, определить и

провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.

Методологическая функция позволяет четко определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования,

Слайд 6Методическая функция позволяет разработать общий логический план

исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования:

теория – факты.

Методическая функция позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется

Слайд 7Организационную функцию обеспечивает разработка четкой системы разделения

обязанностей между членами исследовательского коллектива, обеспечивает эффективную

организацию исследовательского процесса.

Организационную функцию обеспечивает разработка четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива,

Слайд 8Программа социологического исследования как научный документ должна

отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается

определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап — это относительно самостоятельная часть познавательного процесса — характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы социологического исследования логически связаны, подчинены общему замыслу научного поиска. Принцип строгой поэтапности проведения исследования выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы социологического исследования.

Программа социологического исследования как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В

Слайд 9Программа социологического исследования состоит из двух основных

частей:
Методологической;
процедурной.

Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: Методологической; процедурной.

Слайд 10Методологическая часть начинается с осмысления и анализа

возникшей проблемы и формирования проблемной ситуации. Соотношение

проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического социологического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных характеристик. Эмпирическое исследование ориентировано прежде всего на достижение практической цели, поиск алгоритмов решения тех или иных социальных проблем, выработку практических рекомендаций.

Методологическая часть начинается с осмысления и анализа возникшей проблемы и формирования проблемной

Слайд 11Разработка системы основных и неосновных задач обеспечивает

комплексный характер исследования, сочетание его теоретических и

практических аспектов. Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизируют цель исследования и представляют собой его главный методологический инструмент. Гипотеза должна соответствовать теории, быть научно обоснованной, иметь смысл в рамках изучаемой проблемы, должна проверяться эмпирическим путем, быть логичной, непротиворечивой. Основная трудность формулирования гипотез заключается в соотнесении их с целями и задачами исследования и разработке однозначных высказываний, которые имеют ясные и точные понятия.

Разработка системы основных и неосновных задач обеспечивает комплексный характер исследования, сочетание его

Слайд 12С целью использования единого понятийного аппарата в

программе социологического исследования определяются основные понятия, их

эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предмета исследования. Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических (абстрактных) понятий к операциональным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных. На этом заканчивается работа над первой (методологической) частью программы социологического исследования и начинается работа над второй ее частью.

Источник: thepresentation.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru