Проведена диагностика соматического здоровья студентов факультета физической культуры и спорта, а также анализ методов и способов повышения мотиваций студентов к занятиям физической культурой. Полученные данные свидетельствуют о среднем (небезопасном) уровне здоровья юношей с тенденцией к ухудшению за время обучения в вузе: у выпускников наблюдается достоверное снижение резервных возможностей кардиореспираторной системы, мышечной силы, адаптационного потенциала и времени восстановления после дозированной физической нагрузки.
У девушек достоверно увеличилось лишь время восстановления после дозированной физической нагрузки. У юношей IV курса по сравнению с девушками достоверно выше адаптационный потенциал, ниже суммарный балл по оценке уровня здоровья, что косвенно свидетельствует о большей мотивации девушек к сохранению индивидуального здоровья. Полученные данные говорят о неадекватной оценке студентами собственного здоровья, низком уровне культуры здоровьесбережения и отсутствии системы валеологических знаний. Для повышения валеологической грамотности предлагается активное внедрение инновационных технологий обучения, новых форм организации учебной деятельности и нового ее содержания, включение теоретических основ культуры здоровья в планы учебных дисциплин медико-биологического и психолого-педагогического блоков, формирование мотиваций к занятиям физкультурой и здоровому стилю жизни.
Биохакер о секретах долгожителей, влиянии ЛСД на мозг и омолаживающем питании — Никита Метелица
экспресс-диагностика здоровья
здоровьесбережение
1. Абаскалова Н.П. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья / Н.П. Абаскалова, А.Ю. Зверкова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2016. – № 2. – С. 5–24.
2. Апанасенко Г.Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика // Валеология. – 2006. – № 1. – С. 5–13.
3. Баевский P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации // Вестн. АМН СССР. – 1989. – № 8. – С. 73–78.
4. Белоусова И.М. Скрининг-оценка уровня физического здоровья студенческой молодёжи / И.М. Белоусова, Ю.А. Буков // Современные проблемы курортной реабилитации и двигательной рекреации : сб. науч. трудов. – Симферополь : ИП Бровко А.А., 2016. – С. 27–34.
5. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Никоноров В.Т. Экспериментальное исследование мотивов занятий физическими упражнениями у студентов, занимающихся спортом, с учетом уровня спортивной квалификации // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-2. – С. 369–373.
6. Верхорубова О.В. Проблема формирования культуры здоровья у студентов / О.В. Верхорубова, О.С. Подлесская // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2013. – № 4 (132). – С. 148–150.
7. Гераськина М.А. Соматические особенности студентов педагогического вуза по результатам мониторинга физического развития / М.А. Гераськина, Г.В. Пожарова, Г.Г. Федотова // Science Time. – 2016. – № 7 (31). – С. 44–49.
8. Ильин А.А. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А.А. Ильин, К.А. Марченко, Л.В. Капилевич, К.В.
7 Правил Здорового Образа Жизни — Как Правильно Вести ЗОЖ. Простые Способы.
Давлетьярова // Вестник Томского гос. ун-та. – 2012. – № 360. – С. 143–147.
9. Жомин К.М. Морфофункциональные особенности девушек в зависимости от уровня двигательной активности в процессе обучения в вузе / К.М. Жомин, В.Б. Рубанович // Вестник НГПУ. – 2014. – № 1 (17). – С. 155–165.
10. Лебедев А.В. Морфофункциональные особенности студентов первого курса педагогического вуза / А.В. Лебедев, В.Б. Рубанович, Н.И. Айзман, Р.И.
Айзман // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1 (17). – С. 128–141.
11. Станишевская Н.Б. Формирование у студентов технических вузов мотивации к здоровому образу жизни // Новые технологии в образовании : сб. материалов XVI Междунар. научно-практич. конф. (Таганрог, 8 января 2014 г.). – М. : ООО Изд-во «Спутник+», 2014. – С. 398–401.
12. Туренков А.Н. К вопросу исследования мотивации спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности студентов вузов / А.Н. Туренков, Л.Н. Скотникова, Е.С. Сидоров // Вестник КемГУ. – 2013. – № 2 (542). – Т. 1. – С. 120–125.
13. Фадеева Т.В. Адаптационное поведение студенческой молодёжи с разным уровнем здоровья в социальном пространстве вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2015. – № 1 (10). – С. 98–100.
14. Biktagirova G.F. Formation of University Students’ Healthy Lifestyle / G.F. Biktagirova, R.S. Kasimova // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – Vol. 11 (6). – Р. 1159–1166.
DOI: 10.12973/ijese.2016.385a.
15. Cleland V.J. Socioeconomic position and the tracking of physical activity and cardiorespiratory fitness from childhood to adulthood / V.J. Cleland, K. Ball, C. Magnussen, T. Dwyer, A. Venn // Am. J. Epidemiol. – 2009. – Vol. 170, No. 9. – Р. 1069–1077.
DOI: https://doi.org/10.1093/aje/kwp271.
В настоящее время здоровье обучающихся различных уровней образования находится в центре внимания многих исследователей [4; 7; 10; 13] ввиду того, что ухудшение уровня здоровья в этой возрастной группе является прямой угрозой национальной безопасности страны [6]. Глобальные перемены, произошедшие в России на рубеже XX-XXI вв., привели к обесцениванию здоровья как важного фактора общей культуры человека [10].
Согласно Т.В. Фадеевой [13], важность здоровья в качестве критерия успешного специалиста признают лишь 17% здоровых студентов. V.J. Cleland et al. [15] утверждают, что высокая физическая активность за счет повышения уровня физического или эмоционального здоровья может улучшить социально-экономическое положение путем развития образовательных и профессиональных возможностей.
Общеизвестно, что любая деятельность может привести к ухудшению состояния здоровья. Образовательная деятельность включает ряд специфических для здоровья факторов риска, например очень высокий уровень умственного напряжения (особенно в период сессии), работа в условиях дефицита времени, нарушение режимов труда и отдыха и др. [8]. Согласно проведенным опросам, более половины студентов считает невозможным придерживаться здорового стиля жизни ввиду отсутствия у них свободного времени [14]. Кроме того, одним из факторов несоблюдения студентами здорового образа жизни является их низкий социально-экономический статус, не позволяющий адекватно осуществлять здоровьесбережение [7].
По мнению [6; 13], здоровьесберегающая работа вузов должна быть направлена на «формирование ценностей и навыков самосохранительного поведения студенческой молодёжи». Ряд авторов [11] отмечают отсутствие единых требований к содержанию и организации учебного процесса по воспитанию культуры здоровья будущего специалиста. В частности, в образовательных программах большинства направлений подготовки бакалавров отсутствует учебная дисциплина, нацеленная на формирование культуры здоровья студентов, либо она отнесена на более поздние сроки. Например, образовательная программа подготовки бакалавров физической культуры в ВятГУ предусматривает изучение дисциплины «Культура здоровья» лишь на IV курсе (!) перед самым выпуском.
В связи с вышеизложенным основное внимание по формированию образованности студентов в вопросах здоровьесбережения, а также устойчивых мотиваций к ведению здорового стиля жизни должны уделять не только преподаватели дисциплин медико-биологического, но и психолого-педагогического блоков. Поскольку вузы самостоятельно разрабатывают учебные планы и рабочие учебные программы для соответствующих направлений подготовки бакалавриата, они имеют уникальную возможность увеличения количества занятий, повышающих валеологическую грамотность студентов.
Однако высокий уровень знаний о здоровье, способах его сохранения и укрепления не заставит вести здоровый образ жизни: требуется устойчивая мотивация к здоровьесбережению.
Целью нашего исследования стала диагностика соматического здоровья студентов факультета физической культуры и спорта Вятского государственного университета (ВятГУ), а также анализ методов и способов повышения мотиваций студентов к занятиям физической культурой.
Методы и организация исследования. Обследование студентов с целью оценки безопасного уровня физического здоровья проводилось в марте 2013 г. (I курс) и спустя 4 года, в этой же группе обследуемых, в марте 2016 г. (IV курс).
Обследованные студенты были включены в группы: группа 1 – юноши-первокурсники (n=39, возраст 17,8±0,4 года), группа 2 – юноши выпускного курса (n=33, возраст 22,06±0,23 года), группа 3 – девушки-первокурсницы (n=32, возраст 18,1±0,8 года), группа 4 – девушки выпускного курса (n=27, возраст 21,39±0,18 года). Предварительно было проведено измерение длины и массы тела, жизненной емкости легких, мышечной силы кисти ведущей руки, артериального давления, частоты сердечных сокращений с помощью общепринятых методик, а также время восстановления после дозированной физической нагрузки (ДФН; проба Мартине).
На основании полученных данных были рассчитаны весо-ростовой (ВРИ), жизненный (ЖИ), силовой (СИ), Робинсона (ИР) индексы физического развития. Полученные данные оценивались в баллах согласно методике Г.Л. Апанасенко [2]. Адаптационный потенциал рассчитывался по формуле Р.М. Баевского [3].
Результаты подвергались статистической обработке по общепринятым формулам в программе Microsoft Excel с оценкой достоверности по критерию значимости р (различия между группами считались достоверными при р<0,05).
В процессе исследования также был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение фактов.
Результаты исследования и их обсуждение. Диагностика соматического здоровья показала, что функциональные показатели обследованных студентов не выходили за пределы физиологической нормы (таблица). Однако полученные данные свидетельствуют об общем среднем (небезопасном – по Г.Л. Апанасенко) уровне здоровья обследованных (таблица).
Уровень здоровья выше среднего (безопасный – по Г.Л. Апанасенко) был диагностирован у 64,3% юношей и у 56,22% девушек первого курса; на выпускном курсе соответственно – у 28,3% и 59,26%. Проведенные в других регионах России исследования также свидетельствуют о низком и ниже среднего уровне здоровья студентов [4; 10]. Студенты с высоким и низким уровнем здоровья среди обследованных не выявлены.
Показатели (М±m) диагностики уровня соматического здоровья
Д* — достоверность различий между группами.
Тем не менее отмечается отчетливая тенденция ухудшения большинства показателей у юношей IV курса по сравнению с аналогичными на I курсе: достоверное снижение ЖИ и СИ, а также достоверное повышение ВРИ, ИР и времени восстановления после ДФН (таблица). С другой стороны, у девушек достоверно увеличилось лишь время восстановления после ДФН, что свидетельствует о снижении степени адаптации к физическим нагрузкам.
Большинство изменений связано, на наш взгляд, с изменением образа жизни студентов за время обучения в вузе. По данным опроса, 75% студентов выпускного курса факультета физической культуры и спорта уже не занимаются так активно спортом, как на первом курсе: только по необходимости на аудиторных занятиях. Общее снижение двигательной активности, при отсутствии изменений в питании, привело к повышению массы тела обследованных юношей в среднем на 10% и, как следствие, изменению всех других показателей. Аналогичные результаты получены в исследованиях М.А. Гераськиной и соавт. [7]: авторы отмечают большую массу тела студентов IV курса в сравнении с первокурсниками, что может быть следствием либо наращивания мышечной массы, либо избыточной массой и склонностью к ожирению.
В сравнении с данными, полученными в других регионах, можно констатировать, что для юношей г. Кирова характерно:
1) средние показатели роста и веса; однако обследованные нами юноши в среднем крупнее, чем в некоторых других регионах России [4];
2) более низкие функциональные возможности дыхательного аппарата [10];
3) более высокие аэробные возможности (энергопотенциал) и скорость восстановления после нагрузки [10];
Региональные особенности, характерные для девушек г. Кирова:
1) средние весо-ростовые показатели [9; 10];
2) более низкие функциональные возможности дыхательного аппарата [9];
3) средние показатели СИ [9].
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о необходимости ежегодной экспресс-диагностики состояния здоровья и резервных возможностей обучающихся, результаты которой могут стать одним из способов формирования мотивированности на сохранение и укрепление здоровья, а также его коррекции. Кроме того, встает закономерный вопрос о способах и методах повышения (или формирования) культуры здоровья обучающихся [6] и мотивации к занятиям физической культурой [8; 11] даже у студентов, обучающихся на факультете физической культуры.
Культура здоровья является частью общечеловеческой культуры и представляет собой многомерное интегративное понятие, включающее определенный уровень духовного и физического развития, систему ценностного отношения к здоровью, систему знаний, потребностей, умений и навыков по формированию, сохранению и укреплению здоровья, а также «грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья» [1, с. 17]. Воспитание культуры здоровья является серьезной педагогической проблемой, решить которую можно благодаря созданию соответствующих педагогических условий, в частности включением теоретических основ культуры здоровья в планы учебных дисциплин медико-биологического и психолого-педагогического блоков. К сожалению, имея достаточный багаж валеологических знаний, далеко не каждый россиянин старается следовать принципам здорового стиля жизни. Основная причина кроется не столько в российском менталитете, сколько в недостаточности действенных мотивационных установок молодежи на ведение здорового образа жизни [11].
Любая деятельность человека имеет определенные мотивы. Что касается физкультурной деятельности студентов, то ряд авторов [8; 12] выделяет внутренние (эмоциональность, новизна, динамичность, любимые упражнения и т.д.) и внешние мотивы; причем последние могут быть как положительными (приобретение знаний, умений, навыков, активный отдых и т.д.), так и отрицательными (боязнь насмешек со стороны товарищей из-за неспособности выполнять какое-либо упражнение и т.д.).
В отношении студентов нефизкультурного профиля более важны внешние положительные мотивы [12]. По данным А.Н. Туренкова и соавт. [12], отмечается положительная динамика иерархии мотивов у юношей, в частности мотив физкультурно-спортивных интересов в 1993 г. был на 15 месте, в 2006 г. занимал 7–8 место, а в 2012 г. вышел на 1–2 место.
Для студентов, занимающихся спортом, предлагается выделять девять основных мотивов занятий физическими упражнениями, преобладание которых в том или ином сочетании определяет физкультурно-оздоровительный, полуспортивный либо спортивный тип мотивационной направленности личности [5]. Согласно исследованиям В.А. Бурцева и соавт. [5], у спортсменов 1-2 разряда преобладают мотивы принадлежности к группе, социально-моральный и социального самоутверждения (соответствуют полуспортивной направленности личности); у спортсменов высокой квалификации – мотивы достижения успеха, социально-моральный и гражданско-патриотический (спортивная направленность). Подобные результаты описаны в работе А.Н. Туренкова и соавт. [12]: ведущие мотивы студентов-спортсменов (без учета квалификации) – доминирование, соперничество, совершенствование.
Анализ литературных данных свидетельствует о необходимости учета первичной мотивированности студентов на физическое самосовершенствование и о важности корректировки направления недостаточно устойчивых мотивов. Для формирования оптимального мотивационного комплекса к аудиторным и самостоятельным занятиям физической культурой А.А. Ильин и соавт. [8, с. 146] предлагают «следовать в обучении принципу сознательности, использовать проблемные задачи, демократический стиль общения, ситуации выбора, задания оптимальной сложности, систематическое посещение занятий» и др.
Учитывая специализацию студентов (будущие учителя физической культуры и тренеры) и снижение уровня соматического здоровья и резервных возможностей, можно предположить снижение мотивации к физкультурно-спортивной деятельности, особенно у юношей. По данным ряда авторов [12], данный вид мотивации характеризуется наличием двух направлений: укрепление здоровья и достижение спортивных результатов. Следует понимать, что без высокого уровня здоровья, высоких резервных возможностей и адаптивных способностей вероятность достижения высоких спортивных результатов сводится к нулю. Хорошая спортивная форма является обязательным компонентом профессиональной деятельности данного направления подготовки бакалавров (тренер обязан быть примером для своих воспитанников), что служит дополнительным мотивом для формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Выводы
Диагностика соматического здоровья показала средний (небезопасный – по Г.Л. Апанасенко) уровень здоровья обследованных студентов факультета физической культуры и спорта ВятГУ; студенты с высоким уровнем здоровья не выявлены. Количество юношей с безопасным (по Г.Л. Апанасенко) уровнем здоровья за время обучения в вузе снижается. Отмечается отчетливая тенденция ухудшения резервных возможностей кардиореспираторной системы, мышечной силы, адаптационного потенциала и времени восстановления после дозированной физической нагрузки у юношей IV курса по сравнению с аналогичными показателями на I курсе; у девушек достоверно увеличилось лишь время восстановления после дозированной физической нагрузки.
Выявленный нами небезопасный уровень физического здоровья студентов факультета физической культуры и спорта, а также его ухудшение за время обучения (особенно у юношей) свидетельствуют о неадекватной оценке студентами собственного здоровья, крайне низком уровне культуры здоровьесбережения и отсутствии системы валеологических знаний. Известно [8], что мотивы поведения формируются под действием имеющихся знаний, умений и навыков. Таким образом, оптимальный уровень валеологической грамотности является базой для адекватной оценки собственных возможностей, основным средством формирования мотивов и потребностей для целенаправленных занятий физической культурой.
Для повышения валеологической грамотности предлагается активное внедрение инновационных технологий обучения, новых форм организации учебной деятельности и нового ее содержания, включение теоретических основ культуры здоровья в планы учебных дисциплин медико-биологического и психолого-педагогического блоков, формирование мотиваций к занятиям физкультурой и здоровому стилю жизни.
Диагностика безопасного уровня соматического здоровья по методу Г.Л. Апанасенко является одним из способов повышения мотивированности к здоровьесбережению, в связи с чем должна стать обязательным ежегодным элементом лабораторных или практических занятий по соответствующим учебным дисциплинам начиная с первого курса («Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Общая физиология с основами биохимии», «Физиология мышечной деятельности», «Гигиена физической культуры и спорта», «Спортивная медицина», «Врачебный контроль в физкультурно-спортивной деятельности» и др.)
Источник: science-education.ru
Исследовательская работа «Количественная оценка уровня соматического здоровья детей IV ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на различных этапах онтогенеза»
Исследовательская работа «Количественная оценка уровня соматического здоровья детей IV ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на различных этапах онтогенеза»
Скачать:
![]() |
321.18 КБ |
![]() |
440.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Количественная оценка уровня соматического здоровья детей
IV ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
на различных этапах онтогенеза»
Степченкова Ангелина Витальевна,
обучающаяся 10 Б класса
Степченкова Майя Валерьевна,
учитель физической культуры
Данная работа посвящена разработке и апробации алгоритма количественной оценки уровня соматического здоровья детей IV ступени ГТО в онтогенезе. Исследования позволили определить особенности формирования физического здоровья обучающихся МБОУ «Ярцевская средняя школа №1» в возрасте 13-15 лет в рамках подготовки и сдачи норм ГТО.
Основной задачей исследования является определение уровня здоровья детей и выявить сенситивный период онтогенеза относительно полученных показателей в период адаптации учащихся к высоким психофизическим нагрузкам.
Был разработан и апробирован алгоритм количественной оценки уровня соматического здоровья на основе клинических показателей уровня здоровья, оценки физического развития по таблицам центильного типа и оценки функционального состояния сердечно – сосудистой системы.
Показана возможность использования данной методики в период организации спортивной подготовки.
Обзор литературы по выбранной теме
Клинические показатели уровня здоровья
Оценка физического развития
Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы
Ранжирование уровней физического здоровья
Оценка уровня здоровья по клиническим показателям
Оценка физического развития по центильному методу
Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы
Оценка соматического здоровья
1.1. Актуальность и значимость
Министерство спорта Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации объявило о реализации программы по широкому внедрению физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». 24 марта 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал Указ «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». Все это является мощным стимулом развития массовой физической культуры и как следствие оздоровление широких масс нашей страны.
Система ГТО способна дать возможность каждому попробовать себя в любительском, а затем и профессиональном спорте. Только при условии сохранения здоровья участников, это мероприятие может способствовать развитию страны в целом.
Как измерить количество здоровья? Объективны ли представления о собственном здоровье современной молодежи? Готовы ли обучающиеся нашей школы к сдаче норм ГТО опираясь на полученные представления о собственном здоровье? Эти вопросы, поставленные нами в начале исследования, определили его актуальность и значимость .
1.2. Гипотеза исследования: в реализации нашей идеи мы исходили из предположения о том, что исследование позволит выявить уровень соматического здоровья [1] обучающихся IV ступени, станет базовой основой к подготовке и успешной сдаче норм ГТО, определит период максимальных возможностей организма (сенситивный период) для сдачи ном ГТО в онтогенезе [2] .
1.3. Цель: разработка количественного алгоритма определения уровня соматического здоровья детей 13-15 лет с учетом их физиологических систем, его апробация на различных этапах онтогенеза и выявить наиболее благоприятный (сенситивный) период онтогенеза для сдачи норм ГТО в IV ступени.
- Проанализировать научно – теоретическую литературу, раскрывающую проблему исследования.
- Освоить методы определения уровня соматического здоровья детей.
- Разработать количественный алгоритм определения уровня соматического здоровья.
- Провести исследования по определению клинических показателей уровня здоровья (и зучить аналитическую справку о состоянии здоровья обучающихся МБОУ «Ярцевская средняя школа №1», выявить группу здоровья) , уровня физического развития по антропометрическим данным с помощью центильных таблиц, оценки функционального состояния сердечно – сосудистой системы (проба с физической нагрузкой).
- Провести количественную оценку физического здоровья, которая складывается из суммы баллов качественных характеристик вышеуказанных показателей.
- Провести сравнительный анализ исследованных параметров здоровья с нормативными основаниями.
- Определить сенситивный период онтогенеза для эффективной сдачи норм ГТО .
1.5. Объект исследования: обучающиеся МБОУ «Ярцевская средняя школа №1» 13-15 лет отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам, которые интересуются своим здоровьем и хотели бы успешно сдать номы ГТО.
1.6. Предмет исследования – количественные показатели состояния здоровья обучающихся (длина тела (ДТ, см), масса тела (МТ, кг), окружность грудной клетки во время паузы (ОГК, см), частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин) отдельно у мальчиков и девочек.
1.7. Методы исследования:
В работе использовались следующие методы исследования:
- анализ научно-методической литературы;
- антропометрические измерения;
- выполнение функциональных проб;
- методы математической статистики.
1.8. Научная новизна: научная новизна работы состоит в разработке и апробации данного алгоритма исследования соматического здоровья мальчиков и девочек 13-15 лет и определении периода максимальных возможностей организма (сенситивный период) для сдачи ном ГТО в IV ступени.
1.9. Практическая значимость : полученные результаты могут быть полезны для оценки состояния уровня соматического здоровья у подростков МБОУ «Ярцевская средняя школа №1», позволят повысить мотивацию для участия во всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», даст дополнительную мотивацию быть здоровым.
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Обзор литературы по выбранной теме
Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, отсутствие болезней и физических дефектов (по определению ВОЗ) [6]. Оно характеризуется анатомическими характеристиками, антропометрическими, физиологическими и биохимическими показателями и физическим развитием. На физическое развитие влияют: наследственность, окружающая среда и социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность (занятия спортом) [2].
При оценке уровня здоровья используют диагностику определения по прямым показателям организма. Основным его показателем является соматическое здоровье. Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека, резерв клеток, тканей, органов, систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов. При оценке соматического здоровья используют метод количественной оценки индивидуального здоровья [2, 3].
В последние годы научные исследования показывают неудовлетворенность только качественными характеристиками здоровья: антропометрических (рост, вес, объем грудной клетки); физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела); биологических (наличие вирусных, инфекционных и других болезней).
Ведется активный поиск их количественных критериев [2, 3, 4, 8]. «Только совмещение количественных и качественных подходов позволяет правильно определить меру исследуемого явления. Переход к количественным методам всегда обеспечивает подъем исследования на качественно более высокий уровень» [7], тем более что «здоровье» воспринимается как интегральная категория.
Концепция количества здоровья сформулирована еще в 1978 году Н.М. Амосовым [1]. Выявленная взаимосвязь величины соматического здоровья с мощностью велоэргометрических нагрузок, состоянием здоровья и другими клинико-физиологическими параметрами позволила обнаружить феномен «безопасного» уровня здоровья, выше которого практически не определяются факторы риска и признаки хронических соматических заболеваний [2].
Целая серия исследований физического здоровья проведена С.В. Хрущевым с соавторами [9]. Ученые предложили систему его количественной оценки по ряду показателей, тесно взаимосвязанных с аэробной мощностью [3] организма, величина которой характеризует степень жизнеспособности человека.
Ряд публикаций, посвященных изучению уровня физического здоровья у детей, несмотря на использование различных методик, показал, что его средние величины имели только 22,7–41,2% лиц [2, 3, 4, 9]. В процессе учебного года определялась отрицательная динамика данного показателя. Уровень соматического здоровья ниже среднего регистрировался в детской популяции Восточной Сибири [8].
Таким образом, представленные научные данные свидетельствуют о высоком интересе ученых к качественным и количественным характеристикам здоровья и их изменчивости.
Однако на сегодняшний день существуют единичные методы определения уровня здоровья. Но особое значение придается методам количественной диагностики физического здоровья, позволяющим осуществлять его контроль при различных условиях существования и деятельности человека.
2. Методика исследования
Данная диагностика строится на основе многокомпонентности категории «здоровье» [7] и опирается на следующие основные составляющие:
- наличие каких-либо признаков заболевания;
- физическое развитие;
- функциональное состояние сердечно-сосудистой системы.
Количественная оценка физического здоровья складывается из суммы баллов качественных характеристик вышеуказанных показателей.
Используемая схема количественной оценки уровня соматического здоровья детей 11-15 лет включала следующие показатели:
2.1.Клинические показатели уровня здоровья выявлялись путем исследования аналитической справки о состоянии здоровья обучающихся МБОУ «Ярцевская средняя школа №1» представленной медицинским работником школы, выявления группы здоровья:
- отсутствие отклонений в состоянии здоровья – 1 балл;
- наличие отклонений в состоянии здоровья – 0 баллов (приложение 1).
2.2.Оценка физического развития:
Уровень физического развития оценивался по таблицам центильного типа [10] с измерением основных антропометрических признаков (длины и массы тела, окружности грудной клетки):
- отсутствие выраженности отклонений антропометрических признаков (коридоры 3-5) – 2 балла;
- наличие 2 или 6 зон по любому антропометрическому признаку – 1 балл;
- отклонение антропометрических признаков, соответствующее 1 или 7 зонам – 0 баллов (приложение 2)
2.3.Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы:
- хорошее – 2 балла;
- удовлетворительное – 1 балл;
- неудовлетворительное – 0 баллов.
При тестировании функционального состояния сердечно – сосудистой системы проводилась проба с физической нагрузкой (20 приседаний за 30 секунд). Пульс определяют за 1 минуту до и после приседаний. Увеличение пульса более чем на 20 — 25 % — хорошо, 50 – 75 % удовлетворительно, более 75 % — неудовлетворительно. Полученные результаты обрабатывались на сайте Мedn.ru [10].
Общая максимальная сумма баллов составляет 5 единиц (высокий уровень) .
2.4. Ранжирование уровней физического здоровья
- 5 баллов – высокий уровень.
Хорошая оценка реакции сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку, при отсутствии выраженных отклонении антропометрических признаков (определение группы по центильным таблицам), и патологических изменений со стороны состояния здоровья.
- 4 балла – выше среднего.
Нижняя граница среднего уровня физического развития, верхняя граница пограничных отклонений антропометрических признаков и оценка ССС на рубеже между удовлетворительной и хорошей.
- 3 балла – средний.
Складывается из такого же уровня физического развития и степени отклонений морфологических признаков, но уже удовлетворительного характера реакции ССС на физическую нагрузку.
- 2 балла – ниже среднего.
Значимое снижение уровня физического развития до ниже среднего. Уровень морфологических признаков и функциональное состояние ССС в коридоре неудовлетворительных характеристик.
Уровень физического развития и реакция ССС на физическую нагрузку соответствуют показателям предыдущей модели. Данный уровень отличается достоверным снижением оценки морфологического статуса за счет увеличения степени отклонений антропометрических признаков.
- 0 баллов – очень низкий.
Данная модель формируется за счет верхней границы среднего уровня физического развития с выраженными отклонениями антропометрических признаков и неудовлетворительного типа функционального состояния ССС.
Таким образом, разработанный алгоритм позволит:
- дать более широкое представление об уровне соматического здоровья индивида;
- выявит слабые звенья в организме;
- составить индивидуальную программу оздоровления организма.
Данная методика исследования уровня здоровья используется на уроках физической культуры для контроля физического развития школьников в рамках программы развития физической культуры и спорта «Вместе к олимпийским вершинам».
Источник: nsportal.ru
Основные изученные аспекты психического здоровья личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»
Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михеева Ю. В., Петрова Л. А., Алексеева А. В.
Одной из актуальных тем, активно изучаемых на сегодня, является проблема психического здоровья личности. Известно, что многие отечественные и зарубежные учёные в результате своих исследований выяснили не только что такое «психическое здоровье», но и его составляющие. Учёный Б.С. Братусь рассматривает психическое здоровье как сложное образование, выделив три его уровня: личностно-смысловой, индивидуально-психический, базисный.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Михеева Ю. В., Петрова Л. А., Алексеева А. В.
Формирование культуры безопасного поведения школьников как педагогическая проблема
Профессиональный рост педагога как условие успешности образовательной траектории учащегося
Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности
Теоретический аспект проблемы психического здоровья личности
Психологические особенности развития нравственных отношений у современных подростков
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Основные изученные аспекты психического здоровья личности»
1. Рыжаков М.В., Кузнецов А.А. Российская система образования: состояние и перспективы // Стандарты и мониторинг, №1, 2007. С. 17-19.
2. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. 432 с.
3. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 114 с.
4. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 474, [1] с. -(Высшее образование)
5. Архипова А.И., Салимова Л.Ч., Марченко В.В. Технологический учебник как компонент предметно-образовательной среды // материалы Всероссийской научно-методической конференции. — Санкт-Петербург, 2004. URL: http://www.ict.edu.ru/vconf/index. (дата обращения: 21.05.2010)
ОСНОВНЫЕ ИЗУЧЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ
Михеева Ю.В., психолог
МУ Комплексный центр социального обслуживания населения «Изгелек» Петрова Л.А., педагог-организатор Алексеева А.В., социальный педагог
МУ объединение детских, подростковых и молодежных клубов «Йэшлек»
Одной из актуальных тем, активно изучаемых на сегодня, является проблема психического здоровья личности. Известно, что многие отечественные и зарубежные учёные в результате своих исследований выяснили не только что такое «психическое здоровье», но и его составляющие. Учёный Б.С. Братусь рассматривает психическое здоровье как сложное образование, выделив три его уровня: личностно-смысловой, индивидуально-психический, базисный.
Проблема психического здоровья личности является одной из самых актуальных на сегодняшний день. Под натиском негативных воздействий современной жизни эмоциональная сфера личности подвергается огромным перегрузкам [2, с.4].
Занимаясь изучением данного вопроса, отметим, что на психическое здоровье влияют следующие факторы: во-первых, утрата эмоционального контакта, во-вторых, способность эмоционально сочувствовать, сопереживать значимым проблемам личности.
В отечественной науке рассматриваемая проблема решалась в рамках психиатрии и психопатологии С.С. Корсаковым, В.М. Бехтеревым, П.Б. Ганнушкиным, Б.С. Братусем, Б.Д.
Карвасар-ским, О.И. Данилевской, В.Н. Мясищевым, А.И. Захаровым и т.д. [2,с.6].
Впервые о «психическом здоровье» говорит учёный В.Н. Мясищев с позиций теории невроза. Невроз объясняется им как психогенное заболевание, в патогенезе которого лежит неудачно разрешаемая личностью противоречие между ней самой и значимыми для неё сторонами действительности и вызывающей болезненно тягостные переживания. Неумение найти правильный выход из переживаний влечёт за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности [3, с.30].
Сам термин «психическое здоровье» имеет отношение, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, тесно связан с физическим и социальным здоровьем ребёнка.
Б.С. Братусь рассматривает психическое здоровье как сложное образование [1, с.72]. Выделяя три уровня психического здоровья: высший — личностно-смысловой уровень, средний — индивидуально-психический, низший — базисный уровень психического здоровья. Высший определяется качеством смысловых отношений.
Уровень индивидуально — психического здоровья зависит от способностей человека к построению адекватных способов реализации смысловых устремлений и соответствует сознанию социума. Низший — базисный уровень — определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности нарушить её целостность.
Известный психолог Г.С.Никифоров, изучая «психическое здоровье» раскрывает три специфических его уровня: биологический, психологический и социальный [5, с.14].
Здоровье на биологическом уровне предполагает динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды.
Вопросы здоровья на психологическом уровне связаны с личностным аспектом рассмотрения, в рамках которых человек предстаёт как психическое целое.
Чем более гармонично соединены все существенные свойства, составляющие личность, тем она более устойчива, уравновешена и способна противодействовать влияниям, стремящимся нарушить её целостность [2,с.8-9].
В экспериментальном научном труде «Природосообразная технология обучения и здоровье школьников» профессор А.З. Рахимов впервые дифференцирует понятие «здоровье» на четыре типа: соматическое (телесное), психическое (душевное), психологическое (личностное) и нравственное (духовное).
Соматическое здоровье — состояние систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития [4, с.12].
Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию [4, с.30].
Психологическое здоровье — это прежде всего полное самоосуществление, способность человека ставить перед собой цели, которые соответствуют его внутренней сущности [4, с.50].
Нравственное здоровье предполагает наблюдение за всем, что происходит во Вселенной, требует изучения своего внутреннего состояния, тогда раскрывается образ духовности, что ведёт к познанию деятельности внутреннего мира. Только через нравственность жизнь человека становится долговечной и осмысленной, только она ведёт к гармонии соматического, духовного здоровья, где они взаимно протекают и защищают друг друга [4, с.53].
Исходя из выше сказанного, можно отметить, что психически здоровая личность имеет эмоционально благополучные взаимоотношения с окружающими и обладает устойчивой адаптивностью в сложных ситуациях.
1. Аномалии личности [Текст]/Сост. Б.С. Братусь. — М.: Мысль, 1988. — 301с.
2. Давлетбаева, З.К. Супружеские отношения как фактор психического здоровья детей [Текст]: Психическое здоровье как предмет комплексного междисциплинарного исследования/З.К. Давлетбаева. — Уфа: БГПУ, 2007. — 134с.
3. Личность и неврозы [Текст]/Сост. В.Н. Мясищев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 425с.
4. Рахимов, А.З. Природосообразная технология обучения и здоровья школьников [Текст]: Дифференциация понятий «соматическое», «психическое», «психологическое», «нравственное» здоровье/А.З. Рахимов. — Уфа: «Башгоспедуниверситет», 2005 — 196с.
5. Самоконтроль человека [Текст]/Сост. Г.С.Никифоров. — СПб.: Универс, 1989. — 192с.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Обухова Т.А., аспирант
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена г. Санкт-Петербург, Россия
В статье приводятся результаты исследования культуры безопасного поведения школьников 5-х классов при обучении ОБЖ.
Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, диверсий и террористических актов, опасных ситуаций социального характера, выявили отсутствие у населения достаточных умений безопасного поведения в повседневной жизни. Особой категорией населения, у которой необходимо изменить отношение к вопросам собственной безопасности и безопасности окружающих являются школьники [1]. Одним из наиболее эффективных путей достижения этого является развитие нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, формирования культуры безопасного поведения (далее — КБП). Воспитание данной культуры является общешкольной задачей — изучение всех предметов вносит в это свой вклад, но
Источник: cyberleninka.ru