Основное требование к коррекционным программам это соответствие

Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному.

Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих. Коррекционно-развивающая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя).

Психолог на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или психологического анализа какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.

Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в контексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л.

Образовательные программы: виды и требования к реализации

Рубинштейн в целостную структуру личности включал: -направленность (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки); — способности (общие, специальные, одаренность, талант); — характер (отношение к себе, к людям, к миру, волевые качества). При этом необходимо иметь в виду, что стержнем личности является ее мотивационная сфера.

Строение и характер любых психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с остальными его свойствами и от функции, которую эти свойства исполняют в общей системе поведения человека. У ребенка структура личности только формируется, компоненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, коррекционные программы и призваны создавать условия для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности. При этом может идти работа как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок. Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения.

В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность – изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр.

Корректировка ООП ООО на основе ФОП ОСНОВНОГО общего образования (ФОП ООО) к 01.09.2023

Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности.

Читайте также:
Программа похожая на зону для просмотра фильмов

Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

При разработке коррекционно-развивающих программ следует понимать, что каждый детский сад, школа, интернат, детский дом, любое учебно-воспитательное детское учреждение имеет свои особенности, которые так или иначе оказывают влияние на развитие ребенка. Поэтому специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа детского учреждения. При разработке программ психолого-педагогической коррекции важно отличать трудности, возникающие в связи с различного рода нарушениями и отклонениями в развитии ребенка и поэтому подлежащие коррекции, от проблем, связанных со «сверхтребованиями», которые предъявляют родители и нередко педагоги к детям без учета психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов проживания этого возраста тем или иным ребенком. Примерами сверхтребовательности к детям дошкольного возраста могут служить жалобы родителей на неорганизованность, упрямство, непослушание, невнимательность ребенка.

Источник: scibook.net

Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы.

В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.

Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

8. Основные требования к составлению коррекционных и развивающих программ.

При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:

— четко формулировать цели коррекционной работы;

— определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

Читайте также:
Подключение интернет программы для компьютера

— выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;

— четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

— отобрать методики и техники коррекционной работы;

— определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

— определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

— определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10—15 мин в начале коррекционной программы до 1,5—2 ч на заключительном этапе);

— планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей — подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);

— реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

— подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.

Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих.

Коррекционно-развивающая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя). Психолог на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или психологического анализа какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.

Источник: infopedia.su

Основные требования к составления коррекционных программ

При составлении коррекционной программы оформляется пояснительная записка, в которой необходимо:

— указать основные подходы или общую психологическую модель лежащую в основе данной программы;

— описать основные этапы коррекционной программы, цели задачи этих этапов;

— описать осноные принципы положенные в основу коррекционной программы;

— определить тактику формы работы;

Определить в записке общее время коррекции, описать форму участия других лиц в коррекционной работе; писать оборудование; описать специфику проблемы.

Кратко описать основные меттодики и итехники.

— описать предусмотренный контроль динамики и оценку эффективности коррекционной программы.

Основные принципы составления коррекционных программы

1. Принцип системности. Предполагает целостный подход к анализу психических явлений. А так же необходимо исходить из прогноза развития, а не только из сиюминутной проблемы.

2. Принцип единства коррекционных и диагностических задач

3. Принцип причинной коррекции. Приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин труд­ностей и отклонений в развитии клиента.

4. Деятельностный принцип. Организация активной деятельности самих клиентов.

5. Принцип нормативности развития — это учет и описание возрастных психологических новообразований индивид особенностей стадий развития ведущего вида деятельности. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудно­стями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.

Читайте также:
Как отменить программу в хлебопечке скарлет

6. Принцип активного привлечения социального окружения (врачи педагоги значимые лица).

7. Принцип комплексности методов — являясь одним из наиболее прозрачных и очевидных принципов построения коррекционно-развивающих программ, утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

8. Опора на на более развитые психические процессы в коррекции.

9. Принцип усложнения. Каждое задание должно прохо­дить ряд этапов: от минимально простого к максимально сложному.

10. Учет эмоционального разнообразия и эмоциональной сложности материала. Увеличение объема материала постепенно д.б. создана атмосфера благополучия и комфорта.

11. Принцип учета возрастно-психологических и индиви­дуальных особенностей клиента – это соответствие психическо­го и личностного развития клиента нормативному разви­тию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути раз­вития личности — с другой.

Тема 6: Оценка эффективности психокоррекции.

В психологической теории и практики оценки эффективности и результативности коррекционного воздействия задача достаточно сложная решаемая на 2х уровнях:

1. Теоретическая: разрабатываются теоретические подходы к проблеме.

2. Методические. Разрабатывается конкретный инструментарий (диагностические методики).

Вопрос об оценке коррекции актуален и сложен по ряду причин:

— оценка требует сложного определения однозначных методов, а в коррекции чаще всего используется комплексное воздействие;

— один и тот же метод в руках разных специалистов может давать разный результат;

— оценка работы должна даваться объективно т.е. сам психолог на должен иметь предпочтений интересов в методах работы;

— при оценке эффективности необходимо учитывать структуру личности самого психолога наличие у него качеств необходимых для прогнозирования успешности воздействия;

— необходимо сравнить непосредственные результаты сразу после коррекции, с опосредованными т.е. через определенное время.

Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена на 2 уровнях: субъективном (анкета клиента, беседа) и объективном (тест методики оценки, опросники); с точки зрения:

1. Разрешение реальных трудностей развития Клиента;

2. Постановка целей и задач коррекционных программы

3. С точки зрения участников коррекционного процесса

Критерии эффективности коррекции:

— эмоц удовлетворенность и изменение общего эмоционального состояния

— Достижение поставленных целей и задач психокоррекции

Для окружения клиента

-степень удовлетворения запроса;

Оценка результативности и эффективности кор программы производилась методами

-субъективной оценки (анкетирования)

Факторы кот определяют эффективность корр. воздействия:

— Ожидание самого клиента

— Обязательно выясняется значение для клиента разрешения данной проблемы

— Характер проблем клиента

— Готовность клиента к сотрудничеству с психологом

— Ожидание психологом осуществляющего коррекционные мероприятий

— Проффессиональный и личный опыт психолога

— Специфическое воздействие конкретных методов коррекции.

Дата добавления: 2019-12-09 ; просмотров: 336 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: poznayka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru