Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих.
Коррекционно-развивающая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя). Психолог на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или психологического анализа какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.
Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в контексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включал:
Требования к разработке правил внутреннего контроля
– направленность (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки);
– способности (общие, специальные, одаренность, талант);
– характер (отношение к себе, к людям, к миру, волевые качества).
При этом необходимо иметь в виду, что стержнем личности является ее мотивационная сфера. Строение и характер любых психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с остальными его свойствами и от функции, которую эти свойства исполняют в общей системе поведения человека. У ребенка структура личности только формируется, компоненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, коррекционные программы и призваны создавать условия для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности.
При этом может идти работа как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок.
Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность – изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр.
ФГОС — что это?
Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
При разработке коррекционно-развивающих программ следует понимать, что каждый детский сад, школа, интернат, детский дом, любое учебно-воспитательное детское учреждение имеет свои особенности, которые так или иначе оказывают влияние на развитие ребенка. Поэтому специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа детского учреждения.
При разработке программ психолого-педагогической коррекции важно отличать трудности, возникающие в связи с различного рода нарушениями и отклонениями в развитии ребенка и поэтому подлежащие коррекции, от проблем, связанных со «сверхтребованиями», которые предъявляют родители и нередко педагоги к детям без учета психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов проживания этого возраста тем или иным ребенком.
Примерами сверхтребовательности к детям дошкольного возраста могут служить жалобы родителей на неорганизованность, упрямство, непослушание, невнимательность ребенка. Но дети в этом возрасте еще не обладают достаточно развитым умением произвольно и целенаправленно строить свою деятельность и поэтому нарушают жесткие требования режима жизни и деятельности. Неоправданные требования предъявляются и младшим школьникам. Ориентация родителей на сверхдостижения ребенка объясняется непониманием ими возрастных и индивидуальных особенностей сына или дочери, психолого-педагогической безграмотностью, низким уровнем родительской компетентности и пр. Во всех этих и подобных случаях основной задачей коррекции становится просвещение родителей в области закономерностей психического развития ребенка, с тем чтобы повысить степень понимания и принятия ребенка и улучшить детско-родительские отношения.
Большинство из имеющегося на настоящий момент множества коррекционных направлений, программ, методик, тренингов и тактик, изложенных в огромном числе монографий, справочников и энциклопедий, мало доступно психологам-практикам. С одной стороны, эти программы в целом неприемлемы для работы с детьми, которые обучаются в системе специального образования, с другой – для их реализации нужен богатый опыт работы или возможность пройти соответствующее обучение.
Перечисленные программы зарекомендовали себя именно в работе с различными категориями детей, испытывающих те или иные трудности в обучении, находящиеся в группах риска по социально-психологической и образовательной дезадаптации. Эти программы могут составить основу технологий развивающей и коррекционной работы психолога в различных видах учреждений системы специального образования, в том числе образовательных центров. Для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, могут быть также использованы Психологом при работе в коррекционно-диагностических группах, открываемых при психолого-медико-педагогических консультациях и комиссиях разного уровня.
Весь комплекс предлагаемых программ условно можно разделить на группы, различающиеся глубиной проникновения в структуру психического развития. Исходя из этого, коррекционные психологические программы разделяются на:
- программы, ориентированные непосредственно на причины наблюдаемых особенностей развития (воздействие на социальную ситуацию развития; межфунщиональную организацию мозговых систем);
- программы, мишенью воздействия которых является уровень базовых составляющих психического развития (формирование и гармонизация уровневой структуры одной из трех базовых составляющих: произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регуляции);
- симптоматические коррекционные программы, воздействие которых ориентировано, в основном, на наблюдаемые конкретные феномены отклоняющегося развития.
- программу комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А.В. Семенович);
- методику формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной).
- программу формирования произвольной регуляции психической активности (программа ФПР);
- программу формирования пространственных представлений (программа ФПП) 2 ;
- программу формирования базовой аффективной регуляции (гармонизации уровневой регуляцииаффективной сферы по системе О.С. Никольской).
Источник: studfile.net
ТРЕБОВАНИЯ К КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ
Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих.
Коррекционно-развивающая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя). Психолог на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или психологического анализа какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.
Рекомендации по коррекции психического развития ребенка эффективны лишь тогда, когда они даются в контексте понимания целостной личности, в совокупности всех ее качеств и свойств. С.Л. Рубинштейн в целостную структуру личности включал:
-направленность (потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки);
— способности (общие, специальные, одаренность, талант);
— характер (отношение к себе, к людям, к миру, волевые качества).
При этом необходимо иметь в виду, что стержнем личности является ее мотивационная сфера. Строение и характер любых психических качеств во многом зависят от направленности личности человека, от их связи с остальными его свойствами и от функции, которую эти свойства исполняют в общей системе поведения человека. У ребенка структура личности только формируется, компоненты, ее составляющие, развиваются неравномерно, коррекционные программы и призваны создавать условия для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности.
При этом может идти работа как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок.
Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность – изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр.
Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
При разработке коррекционно-развивающих программ следует понимать, что каждый детский сад, школа, интернат, детский дом, любое учебно-воспитательное детское учреждение имеет свои особенности, которые так или иначе оказывают влияние на развитие ребенка. Поэтому специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа детского учреждения.
При разработке программ психолого-педагогической коррекции важно отличать трудности, возникающие в связи с различного рода нарушениями и отклонениями в развитии ребенка и поэтому подлежащие коррекции, от проблем, связанных со «сверхтребованиями», которые предъявляют родители и нередко педагоги к детям без учета психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов проживания этого возраста тем или иным ребенком.
Примерами сверхтребовательности к детям дошкольного возраста могут служить жалобы родителей на неорганизованность, упрямство, непослушание, невнимательность ребенка. Но дети в этом возрасте еще не обладают достаточно развитым умением произвольно и целенаправленно строить свою деятельность и поэтому нарушают жесткие требования режима жизни и деятельности. Неоправданные требования предъявляются и младшим школьникам. Ориентация родителей на сверхдостижения ребенка объясняется непониманием ими возрастных и индивидуальных особенностей сына или дочери, психолого-педагогической безграмотностью, низким уровнем родительской компетентности и пр. Во всех этих и подобных случаях основной задачей коррекции становится просвещение родителей в области закономерностей психического развития ребенка, с тем чтобы повысить степень понимания и принятия ребенка и улучшить детско-родительские отношения.
Вопросы
1. Почему коррекционно-развивающая работа должна проводиться в соответствии с определенной программой?
2. Какая основная стратегия должна учитываться при разработке коррекционно-развивающей программы?
3. В какой мере коррекционно-развивающая работа определяется спецификой учебно-воспитательного учреждения?
ГЛАВА II
Источник: megaobuchalka.ru
Психокоррекционные программы: виды, основные требования к составлению, принципы разработки, оценка эффективности
Общая модель коррекционной программы предполагает создание психологических условий оптимального возрастного развития личности в целом (использование различных видов деятельности, оптимизация социальной ситуации развития, сообщение необходимых знаний, щадящий характер проведения занятий и т. д.).
Типовая модель коррекционной программы основана на алгоритмизированной организации работы по формированию неразвитых сторон психики с опорой, например, на теорию планомерного поэтапного формирования психических процессов П. Я. Гальперина.
Индивидуальная модель коррекционной программы основана на распознавании индивидуальных характеристик психического развития ребенка (ведущей деятельности, обучаемости, типичных проблем и т. д.) с целью создания программы с опорой на более сформированные стороны его психики для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни. Все три модели взаимосвязаны
и составляют единое направление работы [36].
Коррекционные программы разрабатываются и осуществляются
в совместной деятельности педагога и психолога. Программы бывают строго формализованными (стандартизированные программы) и неформализованными (свободные программы). В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели
и задачи этапов коррекции, продумывая ход занятий, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.
Таким образом, общая цель коррекционных программ — создание психолого-педагогических условий для сбалансированного развития отдельных структурных компонентов личности как целостности. Коррекционная работа должна осуществляться как четко выстроенная деятельность ребенка в контексте его реальных жизненных отношений
и с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, и с условиями его жизни, воспитания и обучения. При этом очень важно, чтобы коррекция носила опережающий, предвосхищающий характер с целью активного формирования того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личности.
При построении коррекционных занятий Т. Д. Марцинковская предлагает следовать принципу «сериационности», т. е. наличию нескольких модификаций основного «базового» занятия. Это позволит варьировать задачи в зависимости от возраста, состава коррекционных групп, индивидуальных особенностей детей, а также типов психических нарушений и отклонений.
К основным требованиям к составлению психолого-педагогических коррекционных программ относятся:
• выявление причин нарушений психического развития ребенка
и обязательное проведение диагностического обследования с целью выбора правильного направления в дальнейшей коррекционной работе;
• оценка потенциальных возможностей ребенка с целью правильного выбора форм организации коррекционной работы;
• анализ социальной ситуации развития ребенка для оценки сложившихся социальных условий и возможного привлечения к участию
в коррекционных мероприятиях воспитывающих взрослых;
• оценка личностных особенностей ребенка с целью выбора соответствующих способов мотивации на проведение коррекционной работы, чтобы вызвать желание взаимодействовать, снять тревожность, повысить уверенность в себе и т. д.;
• формулирование цели и задач коррекционного блока программы;
•планирование основных этапов, форм, методов и средств коррекционной работы;
•определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы и частоты необходимых встреч;
•описание содержания коррекционных занятий;
•уточнение формы контроля динамики хода коррекционной работы, промежуточной оценки эффективности коррекционных воздействий, возможности внесения дополнений и изменений в программу;
•подготовка необходимых материалов и оборудования, отчетной документации.
Принципами разработки психокоррекционных программ являются:
1) системность коррекционных, профилактических и развивающих задач;
2) единство коррекции и диагностики;
3) приоритетность коррекции каузального типа;
4) деятельностный принцип коррекции;
5) учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
6) комплексность методов психологического воздействия;
7) активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе;
8) опора на разного уровня организации психических процессов;
9) программированное обучение;
10) возрастание сложности;
11) учет объема и степени разнообразия материала;
12) учет эмоциональной сложности материала.
До настоящего времени не существует четких и однозначных критериев, по которым можно было бы судить об эффективности деятельности практического психолога. Эффективность психокоррекционных мероприятий связана со следующими важными моментами:
•интенсивность и количество произведенных воздействий, а также качество содержания, своевременность и адекватность;
•степень соответствия ее содержания индивидуальным особенностям психического развития ребенка;
•мера участия значимых взрослых в психокоррекционном процессе.
Для того чтобы отслеживать степень эффективности коррекционной работы психологу необходимо использовать различные процедуры промежуточного контроля. Это могут быть методики экспресс-диагностики, различные опросники, дискуссии, проверка домашних заданий, беседы
с учителем и родителями об изменениях ребенка и т. д. Если возникает необходимость, психолог своевременно вносит изменения в программу и обязательно отслеживает успешность коррекционной работы необходимое время (от нескольких месяцев до нескольких лет по возможности) после ее проведения.
Таким образом, в разработке психолого-педагогической коррекционной программы психолог должен ориентироваться на систему требований с учетом специфики комплексной работы с ребенком с привлечением к активному участию в программе учителя и родителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с) .
Источник: studopedia.org